Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ НОВОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ И НОВЫЕ ВЫЗОВЫ'

СТРАТЕГИЯ НОВОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ И НОВЫЕ ВЫЗОВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ / ПРОМЫШЛЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / НОВАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Доржиева Валентина Васильевна

В статье анализируются стратегические приоритеты технологической модернизации фармацевтической промышленности в условиях внешних ограничений. Исследование показало, что с усилением санкционного давления на Россию необходим пересмотр стратегических приоритетов и инструментов промышленной политики, в том числе реализуемой стратегии новой индустриализации. Сделан вывод о том, что, несмотря на снижение уровня зависимости от импорта, промышленная политика по импортозамещению характеризуется фрагментарностью и ей присущ догоняющий характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Доржиева Валентина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY OF THE NEW INDUSTRIALIZATION OF THE PHARMACEUTICAL INDUSTRY: NATIONAL PRIORITIES AND NEW CHALLENGES

The article analyzes the strategic priorities of technological modernization of the pharmaceutical industry in the conditions of external constraints. The study showed that with the increasing sanctions pressure on Russia, it is necessary to revise strategic priorities and industrial policy instruments, including the strategy of new industrialization being implemented. The conclusion is made that, despite the decrease in the level of dependence on imports, the industrial policy on import substitution is characterized by fragmentation and it has a catch-up character.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ НОВОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ И НОВЫЕ ВЫЗОВЫ»

198

DOI:10.38197/2072-2060-2023-240-2-198-215

стратегия новой

индустриализации фармацевтической промышленности: национальные

приоритеты и новые вызовы

strategy of the new industrialization of the pharmaceutical industry: national priorities

and new challenges

ДОРЖИЕВА ВАЛЕНТИНА ВАСИЛЬЕВНА

Заведующая Центром инновационной экономики и промышленной политики Института экономики РАН, ведущий научный сотрудник, к.э.н., доцент

VALENTINA V. DORZHIEVA

Head of the Center for Innovative Economics and

Industrial Policy of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, Leading Researcher, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

АННОТАЦИЯ

В статье анализируются стратегические приоритеты технологической модернизации фармацевтической промышленности в условиях внешних ограничений. Исследование показало, что с усилением санкционного давления на Россию необходим пересмотр стратегических приоритетов и инструментов промышленной политики, в том числе реализуемой стратегии новой индустриализации. Сделан вывод о том, что, несмотря на снижение уровня зависимости от импорта, промышленная политика по импортозамещению характеризуется фрагментарностью и ей присущ догоняющий характер.

The article analyzes the strategic priorities of technological modernization of the pharmaceutical industry in the conditions of external constraints. The study showed that with the increasing sanctions pressure on Russia, it is necessary to revise strategic priorities and industrial policy instruments, including the strategy of new industrialization being implemented. The conclusion is made that, despite the decrease in the level of dependence on imports, the industrial policy

ABSTRACT

on import substitution is characterized by fragmentation and it has a catch-up character.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Фармацевтическая промышленность, стратегия развития, национальные приоритеты, промышленно-технологическая политика, новая индустриализация. KEYWORDS

Pharmaceutical industry, development strategy, national priorities, industrial and technological policy, new industrialization.

JEL classification: L52, L16, O14.

Постановка проблемы и цель исследования

Современная фармацевтическая промышленность является стратегически важной и социально значимой высокотехнологичной отраслью национальной экономики со сложной структурой, специфичными инновационными процессами и высокой инвестиционной привлекательностью. В России национальные приоритеты развития фармацевтической промышленности декларируются в документах стратегического планирования федерального уровня, в числе которых технологическая модернизация имеющихся (или новая индустриализация) и создание новых производств лекарственных средств, соответствующих стандартам GMP, отнесены к основным направлениям социально-экономического развития. Без проведения новой индустриализации фармацевтической промышленности на основе прорывных технологий «Индустрии 4.0», приводящих к росту производительности труда и эффективности использования ресурсов, зависимость от импорта может усилиться [1-3].

В 2022 г. важнейшим вызовом для России стало беспрецедентное санкционное давление со стороны западных стран в ответ на февральские события, результатом которых одними из значимых санкций в промышленной сфере стали внешнеторговые и технологические ограничения, хотя формально фармацевтическая отрасль не попала под санкции. Тем не менее негативные тенденции проявились и усилили последствия ломки производственно-сбытовых и логистических цепочек в результате влияния пандемии в 2020-2021 гг., разрушение которых привело, например, к затруднению доступа к важным промежуточным товарам (субстанциям, компонентам, оборудованию, технологиям) для производства фармацевтической продукции [4-7]. В результате введения технологических ограничений возникла неопределенность относительно поставок оборудования и запчастей для фармпроизводств, многие американские и европейские компании начали отказываться от поставок в Россию [3].

В таких условиях на первый план выступает объективная необходимость пересмотра долгосрочной отраслевой стратегии развития фармацевтической промышленности, определяющей ключевые задачи и стратегические приоритеты развития, механизмы, инструменты их реализации и реализуемой через систему крупных государственных проектов и программ. В этой связи целью исследования является определить национальные приоритеты развития фармацевтической промышленности, позволяющие сформировать адекватный ответ на новые вызовы в научно-технологической сфере в рамках реализации стратегии новой индустриализации. Научная новизна исследования заключается в определении направлений для актуализации/пересмотра

стратегических национальных приоритетов развития отечественной фармацевтической промышленности в условиях внешних ограничений.

Методологической основой послужили научные публикации по рассматриваемой тематике, нормативно-правовые документы, оперативные данные таможенной и статистической отчетности организаций России.

Результаты исследования

Содержательный анализ документов стратегического планирования развития фармацевтической промышленности с точки зрения соответствия задачам стратегии новой индустриализации и полноты реализации национальных приоритетов дает следующие результаты:

1. Систему отраслевых документов стратегического планирования развития фармацевтической промышленности в настоящее время формируют: Сводная стратегия развития обрабатывающей промышленности, Стратегия развития фармацевтической промышленности, Государственная программа Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности». Важно отметить, что в число приоритетов технологического развития России на уровне целеполагания и активизация поддержки фармацевтической промышленности начались по сути с 2015 г. [8], несмотря на принятие в 2009 г. стратегии и в 2011 г. целевой программы «Фарма-2020», преобразованной позже в формат государственной программы [9-11]. Набор целей и приоритетов развития остается неизменным в проекте стратегии «Фарма-2030», не теряет своей актуальности необходимость новой

индустриализации отрасли. Как отмечают авторы публикации [12], благодаря стратегии «Фарма-2020» увеличились объемы производства отечественных препаратов, построено около 10 фармзаводов, а около 80 международных компаний локализовали свое производство на территории РФ. Предполагается, что к 2030 году доля фармпрома в формировании общего объема валового внутреннего продукта Российской Федерации увеличится почти в два раза (до 4% ВВП) [13].

2. К 2023 г. в качестве приоритетных направлений новой индустриализации фармацевтической промышленности в действующих документах стратегического планирования определены следующие: внедрение в производство современных прорывных технологий (цифровых технологий и платформ, технологий химического и биологического синтеза); локализация/размещение высокотехнологичных производств на территории России иностранных фармацевтических компаний, производящих инновационную продукцию; технологическая модернизация существующих производств, создание новых инновационных производств и технологической инфраструктуры.

Сформированы основы для системного развития государственного стимулирования промышленного развития, реализуемых в рамках промышленной политики в виде комплекса мер, например, субсидирование затрат на НИОКР и реализацию проектов, направленных на разработку технологий и организацию производства конкурентоспособной фармацевтической продукции, предоставление налоговых льгот и преференций, создание и развитие быстрорастущих фармкомпаний, локализация производства,

204

развитие фармацевтических кластеров и технопарков и др. Внедрены механизмы специальных инвестиционных контрактов, программы поддержки, реализуемые институтами развития, например фондами развития промышленности на федеральном и региональном уровнях. Еще одним направлением поддержки стала Национальная технологическая инициатива (НТИ). В фокусе промышленно-технологиче-ской политики: технологическая модернизация имеющейся производственной базы; создание новых производств, соответствующих стандартам GMP; совершенствование нормативно-правовой базы; обеспечение качества ЛП [9].

В России начиная с 2015 г. важная роль отводится политике импортозамещения, направленной на решение задач снижения уровня зависимости отечественной фармацевтической индустрии как в отношении ввозимого сырья (субстанций и компонентов) из других стран, так и оборудования и запчастей [3, 14-18]. По оценкам экспертов ВЭБ, фармацевтическая промышленность является одной из наиболее критически зависящей от импорта, у которой доля импорта в промежуточном потреблении превышает 37% [18], а доля иностранной добавленной стоимости в конечном потреблении фармпрома — 53%, из них 65% приходится на ЕС, США и Канаду [19], что свидетельствует о значительной географической импортозависимости внутреннего конечного потребления в отрасли.

В целом переход в период 2015-2020 гг. фармацевтической промышленности на импортозамещающую модель функционирования и развития в рамках реализуемого в результате введения первого пакета санкций странами Запада отраслевого плана импортозамещения [14] обеспечил к 2021 г. снижение доли импорта на 14,7% [16]. Так, на фоне

роста объемов внутреннего производства снижается уровень импортозависимости и составил 55,6% (рис. 1). Вместе с тем уровень отечественного производства в 2022 г. ниже уровня 2000 г. на 6,5%.

90,0

10.0 0.0

2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 —♦—Доля втнутреннего производства %

-♦-Импортозависимость (отношение импорта к объему внутреннего рынка) %

Рис. 1. Сопоставление показателей доли отечественного производства фармацевтической продукции и импортозависимости

Источник: URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12994; URL: https://statimex. ru/statistic/30/import/2015-2022/world/RU/

Реализуемой политике импортозамещения как с 2014 г., так и с 2022 г., когда был введен второй пакет санкций, присущ фрагментарный и догоняющий характер. Решение проблемы импортозамещения фармацевтической продукции и технологий лежит в плоскости реализации трех направлений: изменение географии импорта и поиск

20

новых торговых партнеров из дружественных стран; параллельный импорт; локализация производства импортозамещающей продукции, т.е. собственная разработка продукции. Тогда как политика импортозамещения, на наш взгляд, должна стать комплексной и рассматриваться как неотъемлемая часть восстановления технологического суверенитета отечественной экономики и, прежде всего, связана с построением собственных инновационных производств, ускоренной технологической модернизацией и ориентацией на новые высокотехнологичные рынки.

Оценивая введенные ограничения на импорт в Россию фармацевтической продукции в целом, можно сделать вывод, что на объемах ввоза этой продукции за 9 месяцев 2022 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлых лет пока это серьезно не сказалось (рис. 2).

Важно отметить, что наиболее значимыми по влиянию на отечественную фармацевтическую промышленность являются ограничения, связанные с затруднениями доступа к сырью/компонентам, оборудованию и материалам для его обслуживания, приостановкой зарубежными компаниями деятельности либо инвестиций в уже реализуемые проекты в России. Наиболее чувствительными могут быть: необходимость перестраивания логистических цепочек, разрушение которых привело, например, к ограничениям ввоза (импорта) фармацевтических субстанций не только из ЕС, но также из Китая и Индии. При этом к концу 2022 г. общее количество стран — поставщиков субстанций заметно сократилось; прекращение сотрудничества с Россией ряда производителей оборудования и запчастей для фармацевтической индустрии, хотя они не попали под за-

на 1.10.2022 9,6

на 1.10.2021 9,6

на 10.2020 73

на. 1.10.2019 S.S

на 1.10.2038 на 1.10.2017

на 1.10.2016 6:3

на 1.10.2015 6,4

:) :) 2:о 4:о ;> ::• s:o ю:о 12:о

млрд долл.

Рис. 2. Импорт фармацевтики в Россию, млрд долл. Источник: URL: https://statimex.ru/statistic/30/import/2015-2022/world/RU/

падные санкции, что привело к приостановке действующих и запуска новых производств [4-7]. Например: начали отказываться от поставок оборудования в Россию немецкие Syntegon, GEA [5], Merck и Macherey-Nagel, американские Cytiva, Agilent Technologies, Waters, Phenomenex [7]; объявил о приостановке деятельности финский фармпроизводитель Orion Pharma (OP) [20] (Kiselyova); приостановлены поставки лекарств и инвестиций американских Pfizer, MSD, Bristol-Myers Squibb (BMS), Gilead, Eli Lilly и AbbVie, швейцарской Novartis AG [21], немецкой Bayer, британских Bristol-Myers Squibb (BMS) и GlaxoSmithKline, французской Sanofi, японских Takeda Pharmaceutical и Astellas Pharma [22].

Обсуждение и выводы

Таким образом, проведенное исследование показало, что в России сформирована система документов стратегического планирования развития фармацевтической промышленности с точки зрения соответствия задачам стратегии новой индустриализации и полноты реализации национальных приоритетов, реализация которых позволила увеличить объемы внутреннего производства и снизить зависимость от импортной продукции, а также получены результаты в рамках реализации стратегии новой индустриализации, в том числе в реализации проектов по созданию новых высокотехнологичных производств и технологической инфраструктуры, необходимой для разработки и внедрения инновационных лекарственных препаратов.

В условиях роста санкционных ограничений на поставки продукции и технологий для фармацевтической промышленности важным направлением развития является преодоление импортозависимости, которая в отрасли достигла критического уровня в промежуточном потреблении и превратила Россию в чистого импортера. Все это оказывает негативное влияние на производственный процесс и перспективы развития отрасли в условиях усиления внешних ограничений. В этой связи на первый план выходит задача повышения уровня самодостаточности, основанной на способности производить собственную продукцию, сырье/компоненты, необходимые для производства лекарственных препаратов, а также отечественное конкурентоспособное технологическое оборудование, поскольку именно качественный уровень промышленного оборудования формирует технологический уровень продукции. Скорость решения

данной задачи во многом будет определять способность преодолеть возникающие разрывы в производственных цепочках, что непосредственно будет влиять на динамику производительности в отрасли.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что: реализуемая импортозамещающая промышленная политика довольно фрагментарна и ей присущ догоняющий характер; не получило развитие направление, связанное с построением собственных (без участия иностранных фармкомпаний) инновационных фармацевтических производств лекарственной продукции, компонентов (субстанций и другого сырья и материалов) и оборудования для их производства.

Библиографический список

1. Бодрунов С.Д. Рождение новой эпохи: вызовы для России и мира // Научные труды Вольного экономического общества России. 2022. Т. 235. № 3. С. 55-62. DOI: 10.38197/2072-2060-2022-235-3-55-62

2. Ленчук Е.Б. и др. Структурная модернизация российской экономики: условия, направления, механизмы / под ред. Е.Б. Ленчук, Н.Ю. Ахапкина, В.И. Филатова. СПб.: Алетейя, 2022. 276 с.

3. Доржиева В.В. Государственная политика импортозамеще-ния как фактор развития фармацевтической промышленности России: влияние санкций и шаги к успеху // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2022. № 6. С. 68-78. DOI: 10.52180/2073-6487_2022_6_68_78

4. Гриценко П. Логистика пошла по субстанциям // Коммерсант, 2022 (9 марта). URL: https://www.kommersant.ru/doc/5249892.

5. Гриценко П. Фарминдустрия встала перед оборудованием // Коммерсантъ. 2022 (22 сентября). URL: https://www.kommersant.ru/ doc/5571889?query=фарма.

6. Гриценко П. Фарминдустрия остается без запчастей // Коммерсантъ. 2022 (27 июня). URL: https://www.kommersant.ru/ doc/5434248.

7. Воропаева Е. «Коммерсантъ» сообщил о дефиците оборудования для фармкомпаний // РБК. 2022. 08 июня. URL: https://www. rbc.ru/business/08/06/2022/62a028139a79475ac70997e.

8. Пономарев А.К., Дежина И.Г. Подходы к формированию приоритетов технологического развития России // Форсайт. 2016. Т. 10. № 1. С. 7-15.

9. Минпромторг России. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 23 октября 2009 г. № 965 «Об утверждении Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года». URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/4089282/.

10. Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2011 г. № 91 «О федеральной целевой программе „Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу"». URL: https://base.garant.ru/12183677/.

11. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 305 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Развитие фармацевтической и медицинской промышленности"». URL: https://base.garant.ru/70644070/.

12. Чернышева А.М., Зобов А.М., Федоренко Е.А. Анализ Стратегии развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2030 и метрик устойчивого развития стратегических альянсов фармацевтической отрасли // Вестник Академии знаний. 2021. № 46 (5). С. 338347. DOI: 10.24412/2304-6139-2021-5-338-347.

13. Стратегия развития российской фармотрасли «Фарма 2030» — основные направления // PHARMPROM. 5 октября

2021. URL: https://pharmprom.ru/strategiya-razvitiya-rossijskoj-farmotrasli-farma-2030-osnovnye-napravleniya/.

14. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 31 марта 2015 г. № 656 «Об утверждении отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в отрасли фармацевтической промышленности Российской Федерации». URL: https:// base.garant.ru/70937974/.

15. План мероприятий по импортозамещению в фармацевтической промышленности Российской Федерации до 2024 года, утв. приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 20 июля 2021 г. № 2681. URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/401448546/.

16. Мантуров Д.В. Теория и практика разработки и реализации новой модели промышленной политики: диссертация ... доктора экономических наук: 5.2.3. / Мантуров Денис Валентинович; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»]. Москва. 2022. 583 с.

17. Абдикеев Н.М. Реализация планов по импортозамещению в высокотехнологичных отраслях отечественной промышленности в условиях внешних санкций // Научные труда ВЭО России / Т. 235. С. 202-214. DOI: 10.38197/2072-2060-2022-235-3-202-214.

18. Российская промышленность XXI века: суверенитет и развитие. Экспертно-аналитический доклад // Институт ВЭБ. РФ. 2022. 52 с. URL: http://www.inveb.ru/attachments/article/832/ промышленность21в~^£

19. Импорт фармацевтики в Россию (с января 2015 г. по январь 2022 г.) / STATIMEX. URL: https://statimex.ru/statistic/30/ import/2015-2022/world/RU.

20. Киселева А. Россию может покинуть первый западный фарм-производитель // Ведомости. 2022. 20 окт. URL: https://www.

212

vedomosti.ru/business/articles/2022/10/20/946442-rossiyu-mozhet-pokinut-pervii-zapadnii-farmproizvoditel.

21. Какие фармацевтические компании ушли или приостановили работу в России во время специальной операции на Украине: Bayer, Eli Lilly, Merck, Novartis, Pfizer // Курьер.Среда. 2022. 19 марта. URL: https://kurer-sreda.ru/2022/03/20/783008-kakie-farmacevticheskie-kompanii-ushli-ili-priostanovili-rabotu-v-rossii-vo-vremya-specialnoj-operacii-na-ukraine-bayer-eli-lilly-merck-novartispfizer.

22. Соколов Н. Какие зарубежные фармкомпании сообщили об изменении в работе на российском рынке // Фармацевтический вестник. 2022. 17 марта. URL: https://pharmvestnik.ru/content/news/ Kakie-zarubejnye-farmkompanii-soobshili-ob-izmenenii-v-rabote-na-rossiiskom-rynke.html.

References

1. Bodrunov S.D. Rozhdenie novoj jepohi: vyzovy dlja Rossii i mira // Nauchnye trudy Vol'nogo jekonomicheskogo obshhestva Rossii. 2022. T. 23S. № 3. S. SS-62. DOI: 10.38197/2072-2060-2022-23S-3-SS-62.

2. Lenchuk E.B. i dr. Strukturnaja modernizacija rossijskoj jekonomiki: uslovija, napravlenija, mehanizmy / pod red. E.B. Lenchuk, N.Ju. Ahap-kina, V.I. Filatova. SPb.: Aletejja, 2022. 276 s.

3. DorzhievaV.V. Gosudarstvennaja politikaimportozameshhenijakak faktor razvitija farmacevticheskoj promyshlennosti Rossii: vlijanie sank-cij i shagi k uspehu // Vestnik Instituta jekonomiki Rossijskoj akademii nauk. 2022. № 6. S. 68-78. DOI: 10.S2180/2073-6487_2022_6_68_78.

4. Gricenko P. Logistika poshla po substancijam // Kommersant, 2022 (9 marta). URL: https://www.kommersant.ru/doc/S249892.

5. Gricenko P. Farmindustrija vstala pered oborudovaniem // Kom-mersant#. 2022 (22 sentjabrja). URL: https://www.kommersant.ru/ doc/5571889?query=farma.

6. Gricenko P. Farmindustrija ostaetsja bez zapchastej // Kommersant#. 2022 (27 ijunja). URL: https://www.kommersant.ru/doc/5434248.

7. Voropaeva E. «Kommersant#» soobshhil o deficite oborudovanija dlja farmkompanij // RBK. 2022. 08 ijunja. URL: https://www.rbc.ru/busine ss/08/06/2022/62a028139a79475ac70997e.

8. Ponomarev A.K., Dezhina I.G. Podhody k formirovaniju prioritetov tehnologicheskogo razvitija Rossii // Forsajt. 2016. T. 10. № 1. S. 7-15.

9. Minpromtorg Rossii. Prikaz Ministerstva promyshlennosti i torgov-li RF ot 23 oktjabrja 2009 g. № 965 "Ob utverzhdenii Strategii razvitija farmacevticheskoj promyshlennosti Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda". URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/4089282/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 17 fevralja 2011 g. № 91 "O feder-al'noj celevoj programme "Razvitie farmacevticheskoj i medicinskoj promyshlennosti Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda i dal'ne-jshuju perspektivu". URL: https://base.garant.ru/12183677/.

11. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 aprelja 2014 g. № 305 "Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii "Razvitie farmacevticheskoj i medicinskoj promyshlennosti". URL: https://base. garant.ru/70644070/.

12. Chernysheva A.M., Zobov A.M., Fedorenko E.A. Analiz Strategii razvitija farmacevticheskoj promyshlennosti RF na period do 2030 i metrik ustojchivogo razvitija strategicheskih al'jansov farmacevticheskoj otrasli // Vestnik Akademii znanij. 2021. № 46 (5). S. 338-347. DOI: 10.24412/2304-6139-2021-5-338-347.

13. Strategija razvitija rossijskoj farmotrasli «Farma 2030» — osnovnye napravlenija // PHARMPROM. 5 oktjabrja 2021. URL: https://pharm-prom.ru/strategiya-razvitiya-rossijskoj-farmotrasli-farma-2030-osn-ovnye-napravleniya/.

14. Prikaz Ministerstva promyshlennosti i torgovli RF ot 31 marta 2015 g. № 656 "Ob utverzhdenii otraslevogo plana meroprijatij po importo-

214

zameshheniju v otrasli farmacevticheskoj promyshlennosti Rossijskoj Federacii". URL: https://base.garant.ru/70937974/.

15. Plan meroprijatij po importozameshheniju v farmacevticheskoj promyshlennosti Rossijskoj Federacii do 2024 goda, utv. prikazom Min-isterstva promyshlennosti i torgovli RF ot 20 ijulja 2021 g. №2681. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401448546/.

16. Manturov D.V. Teorija i praktika razrabotki i realizacii novoj mod-eli promyshlennoj politiki: dissertacija ... doktora jekonomicheskih nauk: 5.2.3. / Manturov Denis Valentinovich; [Mesto zashhity: FG-BOU VO «Rossijskaja akademija narodnogo hozjajstva i gosudarstven-noj sluzhby pri Prezidente Rossijskoj Federacii»]. Moskva. 2022. 583 s.

17. Abdikeev N.M. Realizacija planov po importozameshheniju v vysokotehnologichnyh otrasljah otechestvennoj promyshlennosti v uslovijah vneshnih sankcij // Nauchnye truda VJeO Rossii / T. 235. S. 202-14. DOI: 10.38197/2072-2060-2022-235-3-202-214.

18. Rossijskaja promyshlennost' XXI veka: suverenitet i razvitie. Jekspert-no-analiticheskij doklad // Institut VJeB.RF. 2022. 52 s. URL: http:// www.inveb.ru/attachments/article/832/promyshlennost'21v~.pdf.

19. Import farmacevtiki v Rossiju (s janvarja 2015 g. po janvar' 2022 g.) / STATIMEX. URL: https://statimex.ru/statistic/30/import/2015-2022/ world/RU.

20. Kiseleva A. Rossiju mozhet pokinut' pervyj zapadnyj farmproiz-voditel' // Vedomosti. 2022. 20 okt. URL: https://www.vedomosti.ru/ business/articles/2022/10/20/946442-rossiyu-mozhet-pokinut-per-vii-zapadnii-farmproizvoditel.

21. Kakie farmacevticheskie kompanii ushli ili priostanovili rabotu v Rossii vo vremja special'noj operacii na Ukraine: Bayer, Eli Lilly, Merck, Novartis, Pfizer // Kur'er.Sreda. 2022. 19 marta. URL: https:// kurer-sreda.ru/2022/03/20/783008-kakie-farmacevticheskie-kom-panii-ushli-ili-priostanovili-rabotu-v-rossii-vo-vremya-special-noj-operacii-na-ukraine-bayer-eli-lilly-merck-novartispfizer.

22. Sokolov N. Kakie zarubezhnye farmkompanii soobshhili ob izme-nenii v rabote na rossijskom rynke // Farmacevticheskij vest-nik. 2022. 17 marta. URL: https://pharmvestnik.ru/content/news/ Kakie-zarubejnye-farmkompanii-soobshili-ob-izmenenii-v-rabo-te-na-rossiiskom-rynke.html.

Контактная информация / Contact information

ФГБУН Институт экономики Российской академии наук 117218, Москва, Нахимовский проспект, 32

Institute of Economics, Russian Academy of Sciences (IE RAS), 32 Nakhimovskiy Prospekt, Moscow, 117218, Russia Доржиева Валентина Васильевна / Valentina V. Dorzhieva vvdorzhieva@inecon.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.