Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
561
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Конституция РФ / национальная безопасностью / безопасность / стратегия / Российская Федерация / совершенствование.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гаджимурадов Сидней Валерикович

Актуальность статьи обусловлена возрастающим количеством угроз для национальной безопасности Российской Федерации, требующих их нормативной фиксации. Предметом исследования выступает совершенствование нормативно-правового регулирования вопросов обеспечения национальной безопасности, в процессе появления новых угроз. Методология исследования: диалектологический, логический методы и метод системного анализа. Цель работы – анализ положений, закрепленных в стратегии национальной безопасности, для рассмотрения вопросов совершенствования его содержательной части. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке иных научных работ и исследований. Область применения: преподавание профильных дисциплин, учет исследований работы при совершенствовании норм законодателем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гаджимурадов Сидней Валерикович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-5-65-69 ГАДЖИМУРАДОВ Сидней Валерикович,

NIION: 2018-0076-5/23-304 аспирант 3 курс

MOSURED: 77/27-023-2023-5-304 а Поволжского института управления

имени П.А. Столыпина (РАНХиГС) г. Саратов, e-mail: sidney0564@mail.ru

СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена возрастающим количеством угроз для национальной безопасности Российской Федерации, требующих их нормативной фиксации. Предметом исследования выступает совершенствование нормативно-правового регулирования вопросов обеспечения национальной безопасности, в процессе появления новых угроз. Методология исследования: диалектологический, логический методы и метод системного анализа. Цель работы - анализ положений, закрепленных в стратегии национальной безопасности, для рассмотрения вопросов совершенствования его содержательной части. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке иных научных работ и исследований. Область применения: преподавание профильных дисциплин, учет исследований работы при совершенствовании норм законодателем.

Ключевые слова: Конституция РФ, национальная безопасностью, безопасность, стратегия, Российская Федерация, совершенствование.

GADZHIMURADOV Sidney Valerikovich,

3rd year postgraduate student of the Volga Institute of Management named after P.A. Stolypin (RANEPA), Saratov

RUSSIAN NATIONAL SECURITY STRATEGY: PROSPECTS

FOR IMPROVEMENT

Annotation. The relevance of the article is due to the increasing number of threats to the national security of the Russian Federation, requiring their regulatory fixation. The subject of the study is the improvement of the legal regulation of issues of ensuring national security, in the process of the emergence of new threats. Research methodology: dialectological, logical methods and the method of system analysis. The purpose of the work is to analyze the provisions enshrined in the national security strategy in order to consider the issues of improving its content. The results of the study can be used in the preparation of other scientific papers and studies. Scope: teaching specialized disciplines, taking into account work research when improving the norms by the legislator.

Key words: Constitution of the Russian Federation, national security, security, strategy, Russian Federation, improvement.

Национальная безопасность на протяжение многих лет, с момента образования Российской Федерации, является одним их ключевых явлений в нашем государстве. Вопросы обеспечения национальной безопасности стоят перед всеми органами государственной власти, при этом значение обеспечения безопасности усилилось за последнее десятилетие в связи со сложившимися международными санкциями, в отношении нашего государства.

В сложившейся геополитической обстановке в мире особое внимание необходимо устремить нисколько на усиление военной мощи, сколько на обеспечение верховенства Конституции Россий-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

ской Федерации, обеспечение верховенства конституционных интересов России, а в равной степени обеспечение безопасности личности о общества. Обеспечение защищенности государства и его населения является главной задачей российского государства.

Актуальность выбранной темы обусловлено усилившимися, после обращения Президента Российской Федерации 24 февраля 2022 к населению страны о начале специальной военной операции, объемами угроз в отношении России, связанных с нанесением ущерба политической, социально-экономической сферам, и вместе с тем, нанесением ущерба информационному про-

странству страны, с целью дестабилизации внутреннего покоя населения.

Раскрывая тему научной работы прежде всего требуется обратиться к стратегии национальной безопасности Российской Федерации, принятой указом Президента РФ № 400 от 02.07.2021 [1], стратегия была принята для урегулирования деятельности по обеспечению национальной безопасности России на ближайшие годы, поскольку предыдущая стратегия национальной безопасности была принята указом Президента РФ № 683 от 31.12.2015 [2] и действовала шесть лет. Вследствие чего старая стратегия не могла охватывать и урегулировать новые угрозы, возникшие за прошедший период времени. Стоит отметить, что за шесть лет заметно обострилась ситуация в сфере национальной безопасности, связанная с возникновением новых угроз и вызовов, в связи с чем было необходимо дать оценку им и выделить пути устранения наиболее важных угроз, способных подорвать национальную безопасность страны. Дополнительным условием принятия новой стратеги послужило и складывающиеся взаимоотношения со странами Североатлантического альянса, в том числе с принимаемыми ими санкциями в отношении России, для давления нее с целью получения политических уступок.

Для понимания существенных изменений в вопросах обеспечения национальной безопасности требуется провести анализ стратегий национальной безопасности 2015 и 2021 года для понимания выбранного вектора развития вопросов обеспечения безопасности личности, общества и государства на ближайшие годы. Необходимо изучить закрепленные в документах национальные интересы, под которыми понимается «объективно значимые потребности личности, общества и государства в безопасности и устойчивом развитии». Проведенный анализ позволяет выделить, что количество закрепленных национальных интересов в стратегиях за 2015 и 2021 года возросло с шести до восьми. Новая стратеги была дополнена пунктами 4 и 6 ч. 25 Указа Президента № 400 от 02.07.2021, закрепляющими «развитие безопасного информационного пространства, защита российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия, охрану окружающей среды, сохранение природных ресурсов и рациональное природопользование, адаптация к изменениям климата».

Анализ национальных интересов позволяет также говорить о смещении интересов государства с внешних угроз на внутренние, поскольку интересны в 2015 году были направлены на обеспечение обороны страны, усиление военной мощи, для обеспечения независимости и суверенитета государства, а также усиление экономиче-

ского сектора России для повышения конкурентоспособности национальной экономики. При этом в стратегии 2021 года особое внимание уделяется населению страны в части «сбережения народа России, развития человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан», уместно отметить, что изменение интересов государства обусловлено со складывающимся оттоком населения из страны в связи со сложившимся внешним экономическим давлением, так согласно сведениями из Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) по всем целям поездок, включая туристические, деловые, рабочие, для постоянного проживания, из России выехало за первый квартал 2022 года уехало 15,5 миллиона человек.

Особенность новой стратегии, а в частности пункта о «сбережении народа», подчеркнул. эксперт Ассоциации военных политологов Кошкин А.П.: «Особенностью нынешней версии документа является, например, пункт о сбережении народа. Об этом давно речь идет, и сам президент неоднократно говорил» [3]. Важность смешения национальных интересов от внешних угроз к внутренним выделила Шевченко А.В. профессор кафедры национальной безопасности РАНХиГС: «Это серьезнейшее изменение самого подхода к проблеме национальной безопасности России на следующие шесть лет. Официально признано, что внутренние проблемы угрожают стране и обществу сильнее, чем вызовы из-за рубежа, хотя последние тоже никуда не исчезли и в стратегии они названы» [4].

Невозможно не согласиться с мнениями Шевченко А.В. и Кошкина А.П., выделение сбережения народа и повышение его качества жизни, защита прав и свобод граждан является первостепенной задачей любого государства. Появившийся в стратегии интерес на «сбережение народа», является отображением переработанной ст. 2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Значимым и важным изменением в стратегии 2021 года является введение интереса на развитие информационного пространства и обеспечении информационной безопасности страны. Данная сфера требовала своего закрепления достаточно долгое время, поскольку информационное развитие за последние годы заметно продвинулось вперед. Обеспечение безопасности информационного пространства обусловлены процессами глобализации, происходящие в современном мире, они демонстрируют, что информационная сфера не обладает стабильность и прозрачностью, вследствие чего требу-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

ется особое внимание к данной сфере с целью обеспечения безопасности общества и государства в целом, и обеспечения информационной безопасности в частности.

Данная мысль, четко находит свое отражение в ч. 26 Указа Президента № 400 от 02.07.2021, в которой закрепляется новый стратегический национальный приоритет: информационная безопасность, ранее данный приоритет не находил отражение в стратегии национальной безопасности 2015 года, однако, полностью осуществлялся без закрепления в качестве приоритетной цели. Закрепление данного приоритета устанавливает за государством обеспечение бесперебойного функционирование информационного пространства для населения, отгороженного от деструктивного информационного воздействия со стороны преступных организаций и организаций недружественных стран на население страны. Обеспечение защиты информационного пространства должно обеспечиваться и переходом России на использование органами власти и российскими организациями информационных технологий и информационного оборудования российского производства, для исключения зависимости от иностранных государств, способных путем экономического давления исключить возможности получения оборудования и технологий для обеспечения установленного приоритета.

Введение национального приоритета «информационная безопасность» не сопровождается раскрытием самого понятия, однако, связано это лишь с тем, что понятие закреплено в Указе Президента Российской Федерации от 05.12.2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» [5]. Под информационной безопасностью «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства». При этом для обеспечения данной безопасности осуществляются взаимоувязанные правовые, организационные, оперативно-разыскные, разведывательные, контрразведывательные, научно-технические, информационно-аналитические, кадровые, экономические и иных мер по прогнозированию, обнаружению, сдерживанию, предотвращению, отражению информационных угроз и ликвидации последствий их проявления.

Раскрывая и анализируя наличие защиты информационного пространства стоит выделить, что отражение данного интереса в стратегии

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

национальной безопасности указывает на то, что основным приоритетом для государства при обеспечении информационной безопасности, было и остается возможность граждан пользоваться своими конституционными правами и свободами, в числе правом, закрепленным в ст. 29 Конституции РФ [6]. При это государство стремится создать гармонично развивающуюся российскую инфраструктуру, в которой будут соблюдаться основные права и свободы человека и гражданина. Вместе с тем, развитие информационной сферы должно быть сопряжено с обеспечением суверенитета, территориальной целостности государства, а также политической, социально-экономической стабильности, при должном обеспечении законности и правопорядка в информационном пространстве.

Изучив и проанализировав основные изменения и нововведения в Указе Президента № 400 от 02.07.2021 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», стоит выделить, что стратегии, на равнее с доктринами, программами развития, устанавливают общенациональные приоритеты развития государства. При этом не следует забывать о том, что хоть стратегия устанавливает основной вектор развития страны на несколько лет вперед, она является системным документом, требующим постоянного обновления исходя из изменяющихся и появляющихся угроз.

Учитывая изложенное, а также основывая на данных изложенных экспертами АО «Лаборатория Касперского», в первом квартале 2022 года значительно возросли кибератаки на экономическую сферу, усиление данных атак связывают с уходом иностранных компаний, которые поставляли антивирусные программы [7]. Вышеизложенное обстоятельство демонстрирует усиливающиеся угрозы в информационном пространстве государства, однако, стоит выделить, что решение данной угрозы хоть и относится к информационной безопасности, комплексное ее решение должно быть отнесено к кибербезопасности.

Вместе с тем, Ефремова М.А., рассматривает «кибербезопасность» как составную часть информационной безопасности, с данным утверждением нельзя не согласиться. В действительности «кибербезопасность» соотносится с информационной безопасностью как часть и целое [8, с. 3]. При этом, стоит обозначить некую обособленность «кибербезопасности», проявляющуюся в той сфере где она обеспечивается.

При рассмотрении «информационной безопасности» акцентируют внимание на том, что данная безопасность направлена на защиту информации от различного вида изучения, использования и уничтожения. «Кибербезопасность»,

согласно мнению Бородакия Ю.В., Добродеева А.Ю., Бутусова И.В., определяется как «безопасность компьютерных информационно-управляющих систем, обеспечивающих их высокую надежность и функциональную устойчивость в условиях информационного противоборства» [9, с. 2]. В данном понимании акцентируется внимание на исключительное применение данного вида безопасности в компьютерных системах, через которые осуществляется создание и обмен информацией.

Вышеизложенный подход в понимании «кибербезопасности» позволяет говорить о ее обособленности от информационной безопасности, каждая из данных видов безопасности являются самостоятельными, однако, реализуются они в одном информационном пространстве для обеспечения информационного суверенитета государства.

Значимость «кибербезопасности» подчеркивается также и желанием установить особый режим регулирования данной сферы, проявлявшийся в предложениях по созданию «стратегии кибербезопасности Российской Федерации», в данной концепции стратегии четко подчеркивались сферы «информационной безопасности» и «кибербезопасности», так под информационной безопасностью понималось «состояние защищенности личности, организации и государства и их интересов от угроз, деструктивных и иных негативных воздействий в информационном пространстве», вместе с тем под «кибербезопасно-стью» понимается «совокупность условий, при которых все составляющие киберпространства (информационного пространстава» защищены от максимально возможного числа угроз и воздействий с нежелательными последствиями».

Значимость разделения данных видов безопасности обусловлено тем, что термин «кибербез-опасность» и ее обеспечение носят трансграничный характер, что решение вопросов обеспечения данного вида безопасности не может в полной мере относится к каждому государству в отдельности.

На наш взгляд данное решение являлось бы достаточно логичным, поскольку страны, ратифицировавшие Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации (Будапештская конвенция) принятую 23 ноября 2001 г., включают в себя термин «кибербезопасность». Отсутствует в национальном законодательстве данного понятия объясняется тем, что Россия не ратифицировала данную конвенцию. Однако, указанный факт не позволяет говорить, что вопросы обеспечения безопасности в информационном пространстве в России хуже, чем в странах ратифицировавших Будапештскую конвенцию.

Рассматривая вопрос создания стратегии кибербезопасности Российской Федерации, отметим, что данная мера является излишней, поскольку в России принимается стратегия национальной безопасности Российской Федерации, включающая в себя основные направления развития безопасности страны на ближайшие годы. Учитывая, что данный документ является системным, то внесение в него дополнений и поправок не является чем-то критичным.

Учитывая изложенное, а также учитывая стремительно развивающиеся информационные и компьютерные технологии, которые активно используются во всех сферах деятельности граждан, общества и государства, требуется развитие и регулирование «кибербезопасности» в целях обеспечения информационного пространства.

Включение «кибербезопансоти» в стратегию национальной безопасности позволит раскрыть связанных с данной безопасностью возможностей, с целью установления контроля над возникающими рисками в информационном пространстве. Закрепление данной безопасности позволит установить четкие границы осущетсвления «информационной безопансоти» и «кибербезопансоти» как различных элементов одного информационного пространства. Включение данного термина позволит легализовать понятие «кибер-безопасности» как составной части национального законодательства, что в дальнейшем даст возможность развить законодательство в сфере информационной безопасности в новом направлении.

Список литературы:

[1] Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения 09.03.2023)

[2] Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (утратил силу) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_191669/ (дата обращения 09.03.2023)

[3] Эксперты оценили перемены в подписанной Путиным стратегии нацбезопасности // Сетевое издание «РБК» URL: https://www.rbc.ru/politics /03/07/2021/60e0a1c79a7947a36edadc3d (дата обращения 09.03.2023)

[4] «Осажденная крепость» с открытыми воротами. Новая Стратегия национальной безопасности РФ // официальный сайт Некоммерческого партнерства «Российский совет по международным делам» (НП РСМД) URL: https://

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/ riacdigest/-osazhdennaya-krepost-s-otkrytymi-vorotami-novaya-strategiya-natsionalnoy-bezopasnosti-rf/ (дата обращения 09.03.2023)

[5] Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_208191/ (дата обращения 09.03.2023)

[6] Конституция Российской Федерации // Справочная правовая система «Консультант-Плюс» URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 09.03.2023)

[7] «Лаборатория Касперского»: количество киберинцидентов в российских компаниях увеличилось в 4 раза // официальный сайт «Лаборатории Касперского» URL: https://www.kaspersky.ru/ about/press-releases/2022_laboratoriya-kasperskogo-kolichestvo- kiberincidentov-v-rossijskih-kompaniyah-uvelichilos-v-4-raza (дата обращения 09.03.2023)

[8] Ефремова М.А. Международно-правовые основы уголовно-правовой охраны информационной безопасности // Правосудие. 2020. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodno-pravovye-osnovy-ugolovno-pravovoy-ohrany-informatsionnoy-bezopasnosti (дата обращения 09.03.2023)

[9] Бородакия Ю.В., Добродеева А.Ю., Бутусова И.В. Кибербезопасность как основной фактор национальной и международной безопасности XXI века (часть 2) // Вопросы кибербезопасно-сти. 2014. № 1 (2). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/kiberbezopasnost-kak-osnovnoy-faktor-natsionalnoy-i-mezhdunarodnoy-bezopasnosti-xxi-veka-chast-2 (дата обращения 09.03.2023)

Spisok literatury:

[1] Ukaz Prezidenta RF ot 02.07.2021 № 400 «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» // Spravochnaya pravovaya sistema «Kon-sul'tantPlyus» URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_389271/ (data obrashcheniya 09.03.2023)

[2] Ukaz Prezidenta RF ot 31.12.2015 № 683 «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» (utratil silu) // Spravochnaya pravovaya

sistema «Konsul'tantPlyus» URL: http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ (data obrashcheniya 09.03.2023)

[3] Eksperty ocenili peremeny v podpisannoj Putinym strategii nacbezopasnosti // Setevoe izdanie «RBK» URL: https://www.rbc.ru/poli-tics/03/07/2021/60e0a1c79a7947a36edadc3d (data obrashcheniya 09.03.2023)

[4] «Osazhdennaya krepost'» s otkrytymi vorot-ami. Novaya Strategiya nacional'noj bezopasnosti RF // oficial'nyj sajt Nekommercheskogo partnerstva «Rossijskij sovet po mezhdunarodnym delam» (NP RSMD) URL: https://russiancouncil.ru/analyt-ics-and-comments/columns/riacdigest/-osazhden-naya-krepost-s-otkrytymi-vorotami-novaya-strategi-ya-natsionalnoy-bezopasnosti-rf/ (data obrash-cheniya 09.03.2023)

[5] Ukaz Prezidenta RF ot 05.12.2016 № 646 «Ob utverzhdenii Doktriny informacionnoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» // Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus» URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_208191/ (data obrashcheniya 09.03.2023)

[6] Konstituciya Rossijskoj Federacii // Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28399/ (data obrashcheniya 09.03.2023)

[7] «Laboratoriya Kasperskogo»: kolichestvo kiberincidentov v rossijskih kompaniyah uvelichilos' v 4 raza // oficial'nyj sajt «Laboratorii Kasperskogo» URL: https://www.kaspersky.ru/about/press-re-leases/2022_laboratoriya-kasperskogo-kolichest-vo-kiberincidentov-v-rossijskih-kompaniyah-uvelichi-los-v-4-raza (data obrashcheniya 09.03.2023)

[8] Efremova M.A. Mezhdunarodno-pravovye osnovy ugolovno-pravovoj ohrany informacionnoj bezopasnosti // Pravosudie. 2020. № 1. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodno-pravo-vye-osnovy-ugolovno-pravovoy-ohrany-informatsion-noy-bezopasnosti (data obrashcheniya 09.03.2023)

[9] Borodakiya YU.V., Dobrodeeva A.YU., Butusova I.V. Kiberbezopasnost' kak osnovnoj faktor nacional'noj i mezhdunarodnoj bezopasnosti XXI veka (chast' 2) // Voprosy kiberbezopasnosti. 2014. № 1 (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kiber-bezopasnost-kak-osnovnoy-faktor-natsional-noy-i-mezhdunarodnoy-bezopasnosti-xxi-ve-ka-chast-2 (data obrashcheniya 09.03.2023)

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.