Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ'

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
404
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
интересы / национальные интересы / государство / нация / общество / сущность / национальная политика / национальные государства.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецов Артемий Анатольевич

В статье предпринята попытка исследования концепта национальной безопасности с точки зрения его функциональной роли в обеспечении реализации, защиты и устойчивом развитии концепта национального интереса. В связи с возрастающей потребностью современных государств, в том числе России, в построении теоретической системы взглядов и прикладных подходов к вопросу понимания собственных национальных интересов, проблематика обеспечения их безопасности приобретает необходимую актуальность. Целью исследования является исследование концепта национальной безопасности с точки зрения выполнения его содержательной функции по защите национальных интересов с учетом результатов исследований отечественных и зарубежных авторов по данной проблематике. В исследовании использованы такие методы как: анализ, синтез, системный метод, исторический метод, сравнительно-правовой и формально-юридический метод. Результатом исследования является определение функциональной стороны концепта национальной безопасности и его роли в обеспечении реализации и защиты национального интереса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-5-49-52 NIION: 2018-0076-5/23-301 MOSURED: 77/27-023-2023-5-301

КУЗНЕЦОВ Артемий Анатольевич,

аспирант кафедры Теории и истории государства и права Юридического института ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых», РФ, Владимирская область, г. Владимир, e-mail: Artemy.kuz.rf@gmail.com

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

Аннотация. В статье предпринята попытка исследования концепта национальной безопасности с точки зрения его функциональной роли в обеспечении реализации, защиты и устойчивом развитии концепта национального интереса. В связи с возрастающей потребностью современных государств, в том числе России, в построении теоретической системы взглядов и прикладных подходов к вопросу понимания собственных национальных интересов, проблематика обеспечения их безопасности приобретает необходимую актуальность. Целью исследования является исследование концепта национальной безопасности с точки зрения выполнения его содержательной функции по защите национальных интересов с учетом результатов исследований отечественных и зарубежных авторов по данной проблематике. В исследовании использованы такие методы как: анализ, синтез, системный метод, исторический метод, сравнительно-правовой и формально-юридический метод. Результатом исследования является определение функциональной стороны концепта национальной безопасности и его роли в обеспечении реализации и защиты национального интереса.

Ключевые слова: интересы; национальные интересы; государство; нация; общество; сущность; национальная политика; национальные государства.

KUZNETSOV Artemiy Anatolyevich,

post-graduate student of the Department of the Theory

and history of state and law of the Law institute of the Vladimir state university, Russia, Vladimir region, Vladimir

NATIONAL SECURITY AS A WAY TO PROTECT NATIONAL INTERESTS

Annotation. The article attempts to study the concept of national security from the point of view of its functional role in ensuring the implementation, protection and sustainable development of the concept of national interest. Due to the increasing need of modern states, including Russia, to build a theoretical system of views and applied approaches to the issue of understanding their own national interests, the problem of ensuring their security is gaining the necessary relevance. The object of the research is to study the concept of national security from the point of view of fulfilling its meaningful function of protecting national interests, taking into account the results of research by domestic and foreign authors on this issue. The research uses such methods as: analysis, synthesis, system method, historical method, comparative legal and formal legal method. The result of the research is to determine the functional side of the concept of national security and its role in ensuring the implementation and protection of national interest.

Key words: interests; national interests; state; nation; society; essence; national policy; national states.

С общетеоретической точки зрения национальные интересы представляют собой достаточно абстрактную структуру, характеризующуюся совместным наличием объективной и субъективной сущностной

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

стороной. Национальные интересы обусловлены признанием, реализацией и защитой объективных и консолидированных потребностей государства и общества, а также включенных в них социальных групп, индивидов (личностей).

Национальные интересы являются общественно-историческим феноменом развития государства, общества и личности, являющимся отражением системы ценностей и потребностей представленных субъектов мироустройства. Основанные на объективных геополитических, экономических, социальных, политических, культурных и идеологических процессах и закономерностях в обществе и государстве национальные интересы непосредственным образом оказывают влияние на выбор той или иной модели внешнеполитического действия и поведения государства в целом. В свою очередь во внешнеполитической жизни национальные интересы выражают степень принятия во внимание одним государством интересов другого государства.

Успешный результат на пути осуществления мер внутренней и внешней политики государства и общества в большей мере зависит от степени понимания национального интереса и от способов и средств их реализации. Несмотря на содержательное предпочтение государства и общества в выборе пути реализации национальных интересов внутрисистемного порядка (уровень жизни и благополучия населения) объективная внешнеполитическая реальность и мировое устройство диктует неизбежное требование к государствам по формированию фундаментального подхода и его реализации в рамках обеспечения жизнеспособности и безопасности как самого государства, так и общества и личности во внешней среде.

В данном понимании вопросы обеспечения безопасности являются неизменными и сопутствующими этапам становления и развития любого общества и государства. В том числе проблематике безопасности уделено внимание в работах Т. Гоббса, Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, Б. Спинозы и других представителей научной мысли.

Прикладной характер теоретических размышлений о вопросах безопасности применительно к институтам нации и государства обнаруживаются в работах американского политолога У. Липпамана. Так политолог отмечал: «Государство находится в состоянии безопасности, когда ему не приходится приносить в жертву свои национальные интересы с целью избежать войны и когда оно в состоянии с помощью войны защитить эти интересы в случае посягательства на них» [9, 5].

Политолог Р. Уллман обуславливает необходимость рассмотрения состояния безопасности как ценность наряду с ценностью свободы. Компромисс между свободой и безопасностью является одним из важнейших вопросов нашей эпохи, замечает Р. Уллман [10, 10].

В XX веке одним из результатов теоретических наработок научного и политического сообществ в вопросе национальной безопасности яви-

лось принятие в США в 1947 году по окончанию Второй мировой войны закона «О национальной безопасности» [8, 80]. Американская модель трактовки национальной безопасности определялась посредством интеграции вопросов внешней, внутренней и военной политики США в интересы и проблемы использования различных средств ведения политики, в том числе и военизированных, силовых средств. В последующем актуализированная редакция Стратегии национальной безопасности США от 1987 года определяла важность основания национальной безопасности США на глубоком понимании интересов и задач государства и на реалистичном подходе к борьбе с угрозами безопасности. Таким образом обнаруживаемый в соответствующих доктринальных документах подход США к решению вопросов своей национальной безопасности отражает ведущий статус национальных интересов.

Условия безопасности неразрывно связаны с процессами защиты, обеспечения сохранности и реализации интересов. Обеспечение безопасности государства, общества и личности является неизменным требованием их устойчивого развития.

Вопросы сущностного определения отечественного концепта национальной безопасности и его роли и места в отечественной национальной политике России освещены в работах исследователей: С.В. Демченко, А.В. Возженникова, О.Н. Климова, М.П. Хрипунова, В.А. Труханова, А.В. Герасимова, М.В. Александрова, А.Х. Шаваева, А.А. Прохожева, А.И. Позднякова, И.Л. Прохоренко, И.Д. Борисовой, В.В. Калмыкова и других.

Как отмечает А.А. Прохожев в юридических документах постсоветской России впервые предпосылка к обоснованию необходимости института защиты интересов государства, общества и личности прослеживается в рамках Закона РФ от 05.03.1992 «О безопасности» (утратил силу) [3, 210]. Положения Закона задали методологически-правовую основу теоретической и практической деятельности органов власти и общества в сфере национальной безопасности.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17.12.1997 № 1300 (утратил силу), определяет под национальной безопасностью Российской Федерации - безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации [4, 8]. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации от 2000 года понимание содержания национальной безопасности остается неизменным [5, 9].

Расширение сферы действия национальной безопасности на институты общества и государ-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

ства (в дополнение к ранее имевшимся объектам в лице народа и личности) в контексте определения состояния их защищенности от внешних и внутренних угроз, дает Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 (утратил силу). Здесь Стратегия рассматривает национальную безопасность как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства [6, 5].

Более детальное и насыщенное толкование концепту национального интереса дает Стратегия национальной безопасности Российской Федерации от 2015 года: «Национальная безопасность -состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности» [7, 7]. Как видим из представленной содержательной характеристики модели национальной безопасности, в круг «ответственности» национальной безопасности добавлены вопросы обеспечения независимости России и социально-экономического развития.

Посредством признания факта наличия в распоряжении институтов общества, личности и государства своих интересов и их объединения в концепт национального интереса, вполне закономерно отражение такой логики и обозначения мнения о возможности рассмотрения национальных интересов аналогичным объектом национальной безопасности, требующего также необходимого состояния защищенности от угроз внешнего и внутреннего характера.

Современная общественно-политическая модель понимания концепта национальной безопасности преподносится в рамках положений Указа Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». «Нацио-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

нальная безопасность Российской - состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны» [2, 6].

Несмотря на имеющуюся и декларируемую на сегодняшний день в России включенность в вопросы обеспечения национальной безопасности органов государственной власти, общественных объединений и институтов гражданского общества, основанную на принципах консолидации, взаимного согласия и единства интересов государства, общества и личности, как полагаем, ключевая роль в противодействии угрозам национальной безопасности и реализации национальной политики в области обеспечения безопасности отводится именно государству.

На наш взгляд, национальный интерес и национальная безопасность взаимосвязанные и взаимозависимые структуры. Без национальной безопасности невозможно создать необходимые условия защищенности и реализации национальных интересов. Тем не менее, сама система национальной безопасности выступает одним из аспектов содержательного определения и реализации национального интереса, учитывая объективную потребность личности, общества и государства в обеспечении состояния защищенности своих же интересов и потребностей.

Таким образом, на основании результатов исследовательской работы предлагается мнение о главенствующей роли национальной безопасности как способа обеспечения безопасности национального интереса как института, консолидирующего и включающего в себя равноправные системы интересов государства, общества и личности. Ключевым принципом национального интереса в современных условиях и особенностях развития государства и общества является соблюдение баланса интересов включаемых субъектов. Вместе с этим, Россия, находясь сегодня на пути развития правового и демократического государства, обязана обеспечивать выработку и реализацию государственной политики на основе соблюдения, приоритета, реализации и защиты прав, свобод и интересов общества и личности, рассматриваемых как ценность для государства.

Декларируемая на сегодня в российском государстве и обществе концептуальная модель единения общества, личности и государства в своих идеях и целях, в том числе и перед лицом внешних и внутренних угроз и геополитических

вызовов, диктует требование, согласно которому также необходимо осуществлять постоянную консолидацию и синхронизацию интересов представленных институтов. Реализацию, обеспечение устойчивого развития и защиты такой специфичной отечественной модели национального интереса способна гарантировать именно адекватная и сопоставимая модель национальной безопасности.

Список литературы:

[1] О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. № 1. - Ст. 2

[2] Стратегия национальной безопасности Российской Федерации 2021 года: Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2021. № 27. - Ст. 5351

[3] О безопасности: Закон Российской Федерации от 05.03.1992 № 2449-1 (утратил силу) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. № 15. - Ст. 769

[4] Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 17.12.1997 № 1300 (утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. № 52. - Ст. 5909

[5] О Концепции национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10.01.2000 № 24 (утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. № 2. - Ст. 170

[6] О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 (утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. № 20. - Ст. 2444

[7] О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 (утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. № 1. - Ст. 212

[8] Стратегии национальной безопасности США / сост. Д.В. Кузнецов. М.: Б. изд., 2018. С. 680

[9] Lippman W. US Foreign Policy. Boston. 1943. Р. 5.

[10] Ullman R. Redefining Security // International Security. 1983. Vol. 8. N 1.

[11] Общая теория национальной безопасности: учебник / Под общ. ред. А.А. Прохожева. Изд.

2-е. М.: Изд-во РАГС. 2005. С. 344

[12] Основы теории национальной безопасности: учебник для вузов / И. Б. Кардашова. Изд.

3-е. М.: Изд-во Юрайт. 2023. С. 334

[13] Зеленков М. Ю. Теоретико-методологические проблемы теории национальной безопасности Российской Федерации: монография / М. Ю. Зеленков. М.: Юридический институт МИИТа, 2013. С. 196

Spisok literatury:

[1] O bezopasnosti: Federal'nyj zakon ot 28.12.2010 № 390-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2011. № 1. - St. 2

[2] Strategiya nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii 2021 goda: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 02.07.2021 № 400 // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2021. № 27.

- St. 5351

[3] O bezopasnosti: Zakon Rossijskoj Federacii ot 05.03.1992 № 2449-1 (utratil silu) // Vedomosti S»ezda narodnyh deputatov Rossijskoj Federacii i Verhovnogo Soveta Rossijskoj Federacii. - 1992. № 15. - St. 769

[4] Ob utverzhdenii Koncepcii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 17.12.1997 № 1300 (utratil silu) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 1997. № 52. - St. 5909

[5] O Koncepcii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 10.01.2000 № 24 (utratil silu) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2000. № 2.

- St. 170

[6] O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii do 2020 goda: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 12.05.2009 № 537 (utratil silu) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. -2009. № 20. - St. 2444

[7] O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 31.12.2015 № 683 (utratil silu) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2016. № 1. - St. 212

[8] Strategii nacional'noj bezopasnosti SSHA / sost. D.V. Kuznecov. M.: B. izd., 2018. S. 680

[9] Lippman W. US Foreign Policy. Boston. 1943. R. 5.

[10] Ullman R. Redefining Security // International Security. 1983. Vol. 8. N 1.

[11] Obshchaya teoriya nacional'noj bezopasnosti: uchebnik / Pod obshch. red. A.A. Prohozheva. Izd. 2-e. M.: Izd-vo RAGS. 2005. S. 344

[12] Osnovy teorii nacional'noj bezopasnosti: uchebnik dlya vuzov / I. B. Kardashova. Izd. 3-e. M.: Izd-vo YUrajt. 2023. S. 334

[13] Zelenkov M. YU. Teoretiko-metodologich-eskie problemy teorii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: monografiya / M. YU. Zelenkov. M.: YUridicheskij institut MIITa, 2013. S. 196

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.