Научная статья на тему 'КОНЦЕПТ НАЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУЧНОЙ МЫСЛИ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД'

КОНЦЕПТ НАЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУЧНОЙ МЫСЛИ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
52
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
нация / государство / интерес / национальный интерес / национальная политика / потребности / цели / общество / феномен.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецов Артемий Анатольевич

В статье предпринята попытка сравнительного анализа подходов и моделей понимания концепта «национальные интересы» в отечественной научной мысли в постсоветский период. В связи с повышенной потребностью научного и политического сообществ к использованию концепта в рамках разрабатываемых сегодня в России стратегий национальной политики и программ государственного строительства, консенсус в вопросе понимания института национального интереса в России приобретает необходимую актуальность и потребность в достижении. Цель: Целью исследования становится попытка на основе имеющихся моделей видения и предлагаемых отечественными теоретиками ключевых параметров и свойств концепта «национальный интерес» предложения более точной с содержательной точки зрения его характеристики и определения Методы: В исследовании использованы такие методы как: анализ, синтез, системный метод, исторический метод, сравнительно-правовой и формально-юридический метод. Результаты: Результатом исследовательской работы является предлагаемая уточненная и комплексная характеристика концепта «национальный интерес», определяемая на основе выделенных специфичных черт и свойств рассматриваемого общественно-политического и правового феномена. Выводы: Приведенные мнения научного сообщества, в том числе выраженные в рамках, действовавших ранее и имеющихся на сегодняшний день правовых нормах, характеризуют концепт «национального интереса» в России как неоднозначный и неоднородный общественно-политический и правовой феномен, являющийся следствием не менее неоднозначных общественно-политических процессов, взглядов и потребностей государства, граждан и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТ НАЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУЧНОЙ МЫСЛИ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД»

О©4 ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ /SD

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-4-188-193 NIION: 2018-0076-4/23-252 MOSURED: 77/27-023-2023-4-252

КУЗНЕЦОВ Артемий Анатольевич,

аспирант кафедры Теории и истории государства и права Юридического института ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых», РФ, Владимирская область, г. Владимир, e-mail: Artemy.kuz.rf@gmail.com

КОНЦЕПТ НАЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУЧНОЙ МЫСЛИ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Аннотация. В статье предпринята попытка сравнительного анализа подходов и моделей понимания концепта «(национальные интересы» в отечественной научной мысли в постсоветский период. В связи с повышенной потребностью научного и политического сообществ к использованию концепта в рамках разрабатываемых сегодня в России стратегий национальной политики и программ государственного строительства, консенсус в вопросе понимания института национального интереса в России приобретает необходимую актуальность и потребность в достижении.

Цель: Целью исследования становится попытка на основе имеющихся моделей видения и предлагаемых отечественными теоретиками ключевых параметров и свойств концепта «национальный интерес» предложения более точной с содержательной точки зрения его характеристики и определения

Методы: В исследовании использованы такие методы как: анализ, синтез, системный метод, исторический метод, сравнительно-правовой и формально-юридический метод.

Результаты: Результатом исследовательской работы является предлагаемая уточненная и комплексная характеристика концепта «национальный интерес», определяемая на основе выделенных специфичных черт и свойств рассматриваемого общественно-политического и правового феномена.

Выводы: Приведенные мнения научного сообщества, в том числе выраженные в рамках, действовавших ранее и имеющихся на сегодняшний день правовых нормах, характеризуют концепт «национального интереса» в России как неоднозначный и неоднородный общественно-политический и правовой феномен, являющийся следствием не менее неоднозначных общественно-политических процессов, взглядов и потребностей государства, граждан и общества.

Ключевые слова: нация, государство, интерес, национальный интерес, национальная политика, потребности, цели, общество, феномен.

KUZNETSOV Artemiy Anatolyevich,

post-graduate student of the Department of the Theory and history of state and law of the Law institute of the Vladimir state university Russia,

Vladimir region, Vladimir

THE CONCEPT OF NATIONAL INTEREST IN RUSSIAN SCIENTIFIC THOUGHT IN THE POST-SOVIET PERIOD

Annotation. The article attempts a comparative analysis of approaches and models of understanding the concept of "national interests" in Russian scientific thought in the post-Soviet period. Due to the increased need of the scientific and political communities to use the concept within the framework of national policy strategies and state-building programs being developed in Russia to-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

day, consensus on the issue of understanding the institution of national interest in Russia acquires the necessary relevance and the need to achieve.

Object: The object of the research is to attempt, on the basis of the available vision models and the key parameters and properties of the concept of "national interest" proposed by domestic theorists, to offer a more accurate characterization and definition from a meaningful point of view.

Methods: The research uses such methods as: analysis, synthesis, system method, historical method, comparative legal and formal legal method.

Results: The result of the research work is the proposed refined and complex characteristic of the concept of "national interest", determined on the basis of the identified specific features and properties of the socio-political and legal phenomenon under consideration.

Conclusions: The given opinions of the scientific community, including those expressed within the framework of the legal norms that were in force earlier and are currently available, characterize the concept of "national interest" in Russia as an ambiguous and heterogeneous socio-political and legal phenomenon, which is a consequence of no less ambiguous socio-political processes, views and needs of the state, citizens and society.

Key words: nation, state, interest, national interest, national policy, needs, goals, society, phenomenon

Введение

С момента распада Советского Союза и образования новой модели мироустройства, в которой было определено место современной России, процесс консолидации и осознания российским обществом своих интересов приобрел новое внимание и возрастающую потребность. В равной степени вопросы теоретически обоснованного определения и конкретного предметного наполнения понятия «национальный интерес» стали актуальным объектом осмысления политическим и научными сообществами России.

Материалы и методы

Материалами исследованию послужили результаты научной деятельности отечественных правоведов, политологов, посвященные общетеоретическому и правовому освящению концепта «национальный интерес», официальные нормативные правовые акты Российской Федерации, материалы выступлений представителей политического сообщества России.

Литературный обзор

Проблематике рассмотрения концепта национального интереса, его соотношения и особенностей восприятия в современном политическом и правовом поле России посвящены работы ряда исследователей: Ю.А. Красина, Э.А. Позднякова, А.П. Логунова, В.П. Перевалова, Е.П. Бажанова, Б.В. Межуева, А.Г. Задохина, В.М. Шумилова, Р.Л. Боброва, Г.И. Тункина, Н.Н. Ульяновой, Г.Х. Шахназарова, И.И. Лукашука, М.А. Молчанова, М.В. Ильина, И.Д. Борисовой, О.Ю. Романовой, И.Б. Кардашовой, Ю.А. Тихомирова и других.

Результаты

Результатом исследовательской работы является предлагаемая уточненная и комплексная характеристика концепта «национальный интерес», определяемая на основе выделенных специфичных черт и свойств рассматриваемого

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

общественно-политического и правового феномена.

Обсуждение

По мнению В.М. Шумилова, понимание Россией своей собственной национальной системы интересов должно базироваться на приоритете индивидуальных и специфичных интересов России как особого цивилизационного пространства и одного из полюсов мироустройства. Часть интересов России совпадают с интересами государств западной цивилизации, часть соотносятся исключительно с собственными целями и приоритетами. Непоколебимой, по мнению исследователя, остается аксиома, согласно которой Россия есть часть мирового сообщества, которое должно считаться с интересами России [13, 8].

Схожую позицию занимают И.Б. Пономарева, А.П. Цыганков, Т.А. Алексеева, О.Н. Новикова, обращаясь к перспективе такого подхода, согласно которому имеющиеся теоретические наработки представителей западной научной мысли и правовые нормы зарубежных государств могут быть рассмотрены исключительно как отправная точка для разработки отечественной концепции национальных интересов. Упор в данном понимании, по замечанию теоретиков, следует делать на объективной стороне имеющихся и развивающихся условий геополитического положения России, а также в соответствии с принципами политического реализма.

Подобного мнения придерживается Т.Я. Хабриева, говоря о праве России в условиях развивающейся глобализации и совершенствования мирового хозяйства на выбор собственного пути демократического развития и определения круга интересов [12, 21].

Приведенные мнения исследователей позволяют заключить, что решение вопроса содержательного наполнения и прикладного при-

менения концепта «национальный интерес» в отечественных условиях и особенностях не должно находить себя в принятии одной из крайностей, заключающихся:

• в полном принятии западного сценария, системы ценностей и принципов ведения международных отношений (в частности признания США как единственного полюса мировой политики и экономики, актора регулирования общественных и внешнеполитических отношений в глобальных процессах мироустройства);

• в полной автономии и очередной внешнеполитической конфронтации с зарубежными государствами и принятия изоляционистского характера государственного управления в противовес исходному геополитическому положению и историческому наследию России.

Другим основанием в разделении мнений академического сообщества относительно национального интереса на сегодня является изначальная необходимость и целесообразность представленного понятия для описания сложных системных процессов консолидации противоречивых и разрозненных частных (личностных) и публичных (общественных и государственных) ценностей и интересов. Такого мнения, к примеру, придерживаются Д.Е. Фурман и Б.Г. Капустин суждения которых склоняются к идеям о «бесполезности» категории «национальный интерес» в современном мире. Национальный интерес в идеалистическом понимании является единым феноменом консолидации культуры внутри страны, что в реальности не имеет перспектив к существованию, учитывая провозглашение и продвижение политики мультикутурализма и культурного плюрализма в развитых странах, в том числе и в России [11, 12]. Дополнительным фактором, способствующим характеристике национального интереса как «пережиточного и архаичного» псевдопонятия, по мнению представленных исследователей, становится процесс неприемлемого упрощения многофакторной и многогранной политики государства и ее сведения до уровня примитивных сиюминутных мотивов, политических программ, изменчивых ценностей и интересов политической элиты. В силу своей неопределенности категория «национальный интерес» как заявляют теоретики не пригодна для научного анализа и обсуждения, а является инструментом политической полемики и по праву должно занять место среди сравнимых понятий «классового интереса» и «интернационального интереса».

Имеется позиция в научном сообществе о концепте национального интереса как родового для имеющихся систем интересов государства, общества, личности. Такую позицию в своих исследованиях в частности занимает М.В. Ильин,

его мнение поддерживают Ю.В. Титенко, Д.В. Шепелев, Р.Р Улитин. Так определяется, что «национальный интерес есть интерес нации как двуединства суверенного территориального государства и гражданского общества. Государственный интерес не только содержательно связан с понятием «национальный интерес», но в значительной мере определяет его смысловую структуру» [10, 81].

Примечательная теория Э.А. Позднякова, сущность которой сводится к допустимому и необходимому отождествлению национального интереса с интересом государственным. «Национально-государственный интерес есть фундаментальный принцип, главный закон жизнедеятельности государства, служащий целям сохранения силы государства и здоровья нации» отмечает Э.А. Поздняков [9, 544]. Национально-государственный интерес выражает консенсус общественных и государственных потребностей и приоритетов. Содержательная взаимосвязь государственного и национального интересов также раскрывается посредством признания базовых жизненно важных интересов и объективных условий существования государства. К таковым следует относить геополитическое положение государства, соседство с другими государствами. Закономерным интересом государства в такой ситуации выступает необходимость как минимум учитывать те же интересы сопредельных государств, а как максимум их уважение и соблюдение. Как отмечал в данном вопросе Г. Моргентау - национальный интерес государства, озабоченного интересами другого государства должен быть наполнен, в том числе вопросами совместимости. Таково правило политической морали и залог выживания государств [14, 78].

Спорный и неоднозначный характер сложившихся в периоды 90-х годов XX века и первые два десятилетия XXI века концептуальных представлений научного и политического сообществ России относительно места, роли и наполнения отечественных национальных интересов нашел свое выражение в не менее неоднозначных, с содержательной точки зрения, законодательных и иных нормативных правовых актах России.

Вопросу, в том числе определению места и роли национальному интересу в жизни российского общества и государства посвящены такие документы: Закон РФ «О безопасности» № 2449-1 от 05.03.1992 (утратил силу), Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-Ф3 «О безопасности», Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденные Указами Президента Российской Федерации от 17.12.1997 № 1300 (утратил силу) и от 10.01.2000 № 24 (утратил силу), Стратегия национальной безопасности

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 (утратил силу), Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 (утратил силу).

Действующая на сегодняшний день современная модель определения и понимания национального интереса Российской Федерации, определена в рамках Стратегии национальной безопасности Российской Федерации 2021 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400. Концепт национального интереса понимается посредством признания и реализации совокупности объективно значимых потребностей личности, общества и государства. Ключевой потребностью таковых выступает обеспечение их защищенности и устойчивого развития [3, 8].

На современном этапе развития российского государства и общества национальными интересами определяются:

- сбережение народа России, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан;

- защита конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации, укрепление обороны страны;

- поддержание гражданского мира и согласия в стране, укрепление законности, искоренение коррупции, защита граждан и всех форм собственности от противоправных посягательств, развитие механизмов взаимодействия государства и гражданского общества;

- развитие безопасного информационного пространства, защита российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия;

- устойчивое развитие российской экономики на новой технологической основе;

- охрана окружающей среды, сохранение природных ресурсов и рациональное природопользование, адаптация к изменениям климата;

- укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России;

- поддержание стратегической стабильности, укрепление мира и безопасности, правовых основ международных отношений [3, 15].

Несмотря на тот факт, что действующая на сегодняшний день Конституция Российской Федерации непосредственным образом не определяет и не ссылается на проблематику национального интереса, нельзя не отметить конституционный характер присущий институту национального

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

интереса России в современных условиях. Признание его существования, системы обеспечения и защиты в тексте той же Конституции можно проследить на основании ранее определенных фундаментальных, теоретических и содержательных признаков национального интереса. В частности, к таковым положениям Конституции можно причислить: территориальный суверенитет Российской Федерации, многонациональный народ, права и свободы человека и гражданина, достойная жизнь и свободное развитие человека [1].

Таким образом, с общетеоретической точки зрения национальные интересы представляют собой достаточно абстрактную структуру, характеризующуюся одномоментным наличием объективной и субъективной сущностной стороной. Национальные интересы обусловлены признанием, реализацией и защитой объективных и консолидированных потребностей общества и включенных в него социальных групп и индивидов (личностей).

В современной официальной трактовке фиксируемой отечественной нормативной правовой системой национальный интерес - это объективно значимые потребности личности, общества и государства в безопасности и устойчивом развитии.

Концептуально национальный интерес находит свое отражение и реализацию в той или иной мере в каждой сфере жизнедеятельности современного общества и государства. В узком смысле национальные интересы заключаются в сохранении жизни и здоровья человека, признании, уважении и защите прав и свобод гражданина, в развитии личности и общества. Более детальное раскрытие содержания и значения национального интереса для личности и общества возможно путем создания необходимых для существования, развития и благосостояния условий: повышение качества жизни, в том числе за счет охраны и сбережения окружающей среды, природных ресурсов и ресурсов жизнеобеспечения человека, защита и укрепление человеческого потенциала, консолидация гражданского общества и достижение условий правового государства, укрепление и защита от внешних посягательств традиционных культурно-нравственных, моральных, исторических и духовных ценностей нации.

Субъективная сторона национального интереса проявляется действием и влиянием различных идеологий национальностей, моделей поведения, моральных норм и правил, систем ценностей и убеждений личности и общества, принятыми исторически и культурно обусловленными моделями самоидентификации нации.

Заимствование и применение принципов и подходов решения вопроса теоретической разработки, определения и сущностного наполнения

национального интереса, а также описания последующих из него правовых явлений по примерам зарубежных государств не имеет достаточных перспектив разработки в условиях отечественной правовой и политической систем организации российского государства и общества.

Национальные интересы, имея системные признаки, обладают также определенной иерар-хичной структурой и могут рассматриваться по критериям: сфера общественных отношений; временной период их реализации; степень важности; отношение между заинтересованными сторонами.

Национальные интересы не статичная система общественных отношений, подверженная влиянию значительного спектра факторов объективного и субъективного свойства, факторов внешнего и внутреннего порядка. Отсюда вытекает насущная проблематика соотношения национальных интересов с государственными интересами. Государственные интересы в свою очередь обусловлены объективными условиями существования государства - геополитические условия, соседство с другими государствами, ресурсная обеспеченность.

Национальный интерес выступает главной силой определения как внутриполитической, так и внешнеполитической деятельности государства на основе объективных и субъективных параметров общества и государства.

Заключение

Приведенные мнения научного сообщества, в том числе выраженные в рамках действовавших ранее и имеющихся на сегодняшний день правовых нормах, характеризуют концепт «национального интереса» в России как неоднозначный и неоднородный общественно-политический и правовой феномен, являющийся следствием не менее неоднозначных общественно-политических процессов, взглядов и потребностей государства, граждан и общества.

Список литературы:

[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ, от 06.10.2022)

[2] О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. № 1. - Ст. 2

[3] Стратегия национальной безопасности Российской Федерации 2021 года: Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2021. № 27. - Ст. 5351

[4] О безопасности: Закон Российской Федерации от 05.03.1992 № 2449-1 (утратил силу) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. № 15. - Ст. 769

[5] Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 17.12.1997 № 1300 (утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. № 52. - Ст. 5909

[6] О Концепции национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10.01.2000 № 24 (утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. № 2. - Ст. 170

[7] О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 (утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. № 20. - Ст. 2444

[8] О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 (утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. № 1. - Ст. 212

[9] Поздняков Э.А. Философия политики. 3-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во «Весь Мир». 2019. С. 544.

[10] Ильин М.В. Критерии современности в политике (Материалы круглого стола) // Полис.

1995. № 1. С. 81

[11] Капустин Б.Г. «Национальный интерес» как консервативная утопия // «Свободная мысль».

1996. № 3. С. 12

[12] Хабриева Т.Я. Национальные интересы и законодательные приоритеты России // Журнал российского права. 2003. № 12. С. 19-29

[13] Шумилов В.М. Категория «Государственный интерес» в политике и праве (системно-теоретические и международно-правовые аспекты) // «Право и политика». 2000. № 3. С. 4-17

[14] Morgenthau H.J. Another "Great Debate": The National Interest of the United States // Hoffman St. (ed.) Contemporary Theory in International Relationship. P. 78

Spisok literatury:

[1] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 N 6-FKZ, ot 30.12.2008 N 7-FKZ, ot 05.02.2014 N 2-FKZ, ot 01.07.2020 N 11-FKZ, ot 06.10.2022)

[2] O bezopasnosti: Federal'nyj zakon ot 28.12.2010 № 390-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2011. № 1. - St. 2

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

[3] Strategiya nacional'noj bezopasnosti Rossi-jskoj Federacii 2021 goda: Ukaz Prezidenta Rossi-jskoj Federacii ot 02.07.2021 № 400 // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2021. № 27.

- St. 5351

[4] O bezopasnosti: Zakon Rossijskoj Federacii ot 05.03.1992 № 2449-1 (utratil silu) // Vedomosti S"ezda narodnyh deputatov Rossijskoj Federacii i Verhovnogo Soveta Rossijskoj Federacii. - 1992. № 15. - St. 769

[5] Ob utverzhdenii Koncepcii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 17.12.1997 № 1300 (utratil silu) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 1997. № 52. - St. 5909

[6] O Koncepcii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 10.01.2000 № 24 (utratil silu) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2000. № 2.

- St. 170

[7] O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii do 2020 goda: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 12.05.2009 № 537 (utratil silu) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. -2009. № 20. - St. 2444

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[8] O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 31.12.2015 № 683 (utratil silu) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2016. № 1. -St. 212

[9] Pozdnyakov E.A. Filosofiya politiki. 3-e izd., ispr. i dop. M.: Izd-vo «Ves' Mir». 2019. S. 544.

[10] Il'in M.V. Kriterii sovremennosti v poli-tike (Materialy kruglogo stola) // Polis. 1995. № 1. S. 81

[11] Kapustin B.G. «Nacional'nyj interes» kak konservativnaya utopiya // «Svobodnaya mysl'». 1996. № 3. S. 12

[12] Habrieva T.YA. Nacional'nye interesy i zakonodatel'nye prioritety Rossii // ZHurnal rossi-jskogo prava. 2003. № 12. S. 19-29

[13] SHumilov V.M. Kategoriya «Gosudarstven-nyj interes» v politike i prave (sistemno-teoreticheskie i mezhdunarodno-pravovye aspekty) // «Pravo i poli-tika». 2000. № 3. S. 4-17

[14] Morgenthau H.J. Another "Great Debate": The National Interest of the United States // Hoffman St. (ed.) Contemporary Theory in International Relationship. P. 78.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.