Научная статья на тему 'Стратегия национальной безопасности - основа внешнеполитической деятельности России'

Стратегия национальной безопасности - основа внешнеполитической деятельности России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
503
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / КОНЦЕПЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОТНОШЕНИЯ СО СТРАНАМИ СНГ / США / ЕВРОПЕЙСКИМИ СТРАНАМИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Моисеев Владимир Викторович

В статье рассматриваются основные положения Стратегия национальной безопасности, утвержденной Президентом РФ в мае 2009 года, относящиеся к внешней политике Российской Федерации. Автор показывает как в новых условиях, опираясь на новую Стратегию и Концепцию внешней политики, Россия строит свою международную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия национальной безопасности - основа внешнеполитической деятельности России»

УДК 327(470)

МОИСЕЕВ В.В. Стратегия национальной безопасности -

основа внешнеполитической деятельности России

В статье рассматриваются основные положения Стратегии национальной безопасности, утвержденной Президентом РФ в мае 2009 года, относящиеся к внешней политике Российской Федерации. Автор показывает, как в новых условиях, опираясь на новую Стратегию и Концепцию внешней политики, Россия строит свою международную деятельность.

Ключевые слова: Стратегия национальной безопасности, Концепция внешней политики Российской Федерации, основные задачи внешнеполитической деятельности, отношения со странами СНГ, США, европейскими государствами.

" тратегия национальной безопасности Ч.У - это в целом фундаментальный и комплексный документ. Он создавался на принципах преемственности государственной политики в сфере национальной безопасности и, естественно, в полной мере отражает систему национальных приоритетов, национальных интересов нашей страны"1. Такими словами предварил президент России Д.А.Медведев обсуждение Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года на заседании Совета Безопасности 24.03.2009 года.

Главную идею этого документа можно кратко определить как безопасность через развитие. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, несомненно, будет иметь важнейшее значение для определения приоритетов внутренней и внешней политики нашего государства.2

Как подчеркивается в Стратегии, в политической сфере Россия будет придерживаться идеи многополярного мира и принципа дипломатического урегулирования региональных конфликтов. В этом Стратегия национальной безопасности созвучна с Концепцией внешней политики Российской Федерации до 2020 года3. Если суммировать два этих важнейших документа, то в ближайшее десятилетие внешняя политика РФ будет направлена на достижение следующих основных целей:

• обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности;

• обеспечение прочных и авторитетных позиций страны в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы;

• создание благоприятных внешних условий для модернизации России, перевода ее экономики на инновационный путь развития, повышения уровня жизни населения, консолидации общества, укрепления основ конституционного строя, правового государства и демократических институтов, реализации прав и свобод человека и, как следствие, обеспечения конкурентоспособности страны в глобальном мире;

• воздействие на общемировые процессы в целях установления справедливого и демократического миропорядка, основанного на коллективных началах в решении международных проблем и на верховенстве международного права, прежде всего на положениях Устава ООН, а также на равноправных и партнерских отношениях между государствами при центральной и координирующей роли ООН;

• формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения новых очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах и других районах мира;

• поиск согласия и совпадающих интересов с другими государствами и межгосударственными объединениями в про-

цессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, создание на этой основе системы двусторонних и многосторонних партнерских отношений, призванной обеспечить устойчивость международного положения страны к колебаниям внешнеполитической конъюнктуры;

• всесторонняя защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом;

• содействие объективному восприятию Российской Федерации в мире как демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой и независимой внешней политикой;

• поддержка и популяризация русского языка и культуры народов России, вносящих уникальный вклад в культурно-ци-вилизационное многообразие современного мира и в развитие партнерства цивилизаций.

• содействие позитивному восприятию Российской Федерации в мире.

Одним из приоритетов российской внешней политики остаётся отношение со странами СНГ Здесь концентрируются наши интересы в сфере безопасности и экономики, отсюда исходят серьезные вызовы, включая нелегальную иммиграцию и организованную преступность.

Россия заинтересована в том, чтобы по периметру ее границ были дружественные, процветающие, демократические и стабильные государства. Как показывает накопленный опыт, торгово-экономическое сотрудничество с Россией является необходимым условием устойчивого развития стран Содружества. Речь идет о важных общих ресурсах национального развития, являющихся продуктом многолетнего совместного существования в рамках единого государства. Наши отношения со странами СНГ Россия строит на экономическом расчете. Такие отношения более жизнеспособны, чем устаревшие, политизированные схемы.

В дальнейшем углублении интеграционных процессов приоритетное значение приобретает формирование единого экономического пространства. Ключевую роль в обеспечении региональной безопасности и стабильности, включая проти-

водействие новым вызовам и угрозам, играет Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Россия и далее намерена содействовать консолидации ОДКБ в качестве военно-политического союза, укреплению миротворческого потенциала Организации, совершенствованию военно-технического сотрудничества между государствами-членами, усилению координации их действий на международной арене. Актуальной задачей является дальнейшее укрепление международного авторитета ОДКБ, развитие ее контактов с другими региональными организациями аналогичного профиля, включая НАТО. Растущее практическое значение приобретает усиление координации между ОДКБ и ЕврАзЭС.

Интересам укрепления интеграционных процессов между четырьмя наиболее развитыми в экономическом отношении странами СНГ - Россией, Украиной, Казахстаном и Белоруссией, на долю которых приходится около 90 процентов валового внутреннего продукта государств Содружества, - отвечало бы полноформатное участие Украины в формировании Единого экономического пространства. Это соответствовало бы современным реалиям развития мировой экономики, вписывалось бы в контекст процесса глобализации мировых хозяйственных связей.

Однако в отношениях России и стран СНГ существует немало проблем. Наиболее заметными конфликтами интересов стали так называемая "газовая война" с Украиной и "молочная война" с Белоруссией. Переход на рыночную основу в экономических связях с этими странами давно назрел. "Фаворитизм" в отношении отдельных партнеров не только противоречит общепринятой мировой практике, но и искажает процессы их внутреннего развития, снижает стимулы к структурной перестройке экономик.

Ключевое значение для строительства отвечающей нашим интересам европейской архитектуры имеют отношения с ведущими государствами Европы - Германией, Францией, Испанией, Италией. Во взаимодействии с этими государствами формируются устои европейской жизни на

№ 3 2009 г.

равноправной основе. В связи с этим позитивны дальнейшие инициативные шаги по наращиванию с ними эффективного взаимодействия и сотрудничества. В перспективе, видимо, будет еще более востребован механизм трехстороннего политического диалога Россия-Германия-Франция, "изменяемая геометрия" других форматов отношений с европейскими странами, рассматривающими роль России на евразийском пространстве как важного стабилизирующего фактора.

Стратегическое партнерство с ЕС развивается в целом конструктивно, диалог по самому широкому спектру взаимодействия становится все более насыщенным и предметным.

Вместе с тем отмечаются попытки ряда стран, присоединившихся к Евросоюзу в 2004 году, "воспользоваться" преимуществами членства для реализации своих политических задач на российском направлении, превращая отношения "Россия-ЕС" в "заложника" исключительно национальных интересов.

Приоритетным вопросом на повестке дня является запуск переговоров по разработке базового договора Россия-ЕС, который заложил бы новую правовую основу сотрудничества с Евросоюзом взамен Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС).

Непростым моментом в отношениях остается требование Евросоюза к России ратифицировать Договор к Энергетической хартии и подписать Протокол по транзиту, которые в нынешней редакции не отвечают национальным интересам РФ. Об этом было заявлено партнерам ещё в ходе саммитов Россия-ЕС в Сочи 25 мая 2006 года и в Хельсинки 24 ноября 2006 года, а также в ходе неформальной встречи В.В. Путина с главами 25 стран-членов ЕС в Лахти 20 октября 2006 года. В то же время с российской стороны была подтверждена готовность выработать единые правила энергетического сотрудничества на основе принципов, содержащихся в Энергетической хартии.

Изначально заложенная в концепцию ОБСЕ функция форума для_равноправно-го политического диалога и принятия коллективных решений по общим для всех государств-участников вопросам европей-

ской безопасности во всех трех ее измерениях (военно-политическом, экономическом и гуманитарном) все больше атрофируется. США и ряд других западных стран пытаются свести деятельность ОБСЕ к роли одностороннего инструмента обеспечения своих внешнеполитических интересов в отношении других государств-участников этой организации. Речь идет прежде всего о воздействии на процессы в СНГ, попытках переустройства "европейской периферии" по навязываемым извне лекалам, давления на государ-ства-не члены НАТО и ЕС в целях изменения вектора их политической ориентации, вплоть до смены правящих режимов, вытеснения России из переговорно-мирот-ворческих форматов урегулирования "замороженных конфликтов".

В отношениях с НАТО, которые занимают особое место в российской внешней политике, надо исходить из реалий, альянс остается геополитическим и силовым фактором, влияющим на ситуацию в сфере безопасности у наших границ. При всех различиях в тактических и геополитических приоритетах у России и НАТО имеется значительное поле совпадения интересов в реагировании на общие угрозы и вызовы в сфере безопасности - терроризм, региональные кризисы, природные и техногенные катастрофы. В документах альянса неоднократно констатировалось, что партнерство Россия-НАТО является стратегическим элементом в укреплении безопасности на евроатлантическом пространстве.

Комплекс взаимодействия с Североатлантическим альянсом выстраивается через механизм Совета Россия-НАТО (СРН), созданный в соответствии с Римской декларацией от 28 мая 2002 года. Государства-члены Совета работают как равноправные партнеры, на основе принципов консенсуса и неукоснительного соблюдения международного права.

Расширение НАТО на восток (в том числе по ускоренному приему Грузии, Украины), приближение военной инфраструктуры к российским границам (создание баз в Румынии и Болгарии), нератификация Соглашения об адаптации ДОВСЕ неизбежно осложняют наши отношения.

В рамках Совета Россия-НАТО согласован пилотный проект подготовки на базе российских центров антинаркотических кадров для правоохранительных органов Афганистана и стран Центральной Азии.

Россия активно участвует в международном антикоррупционном сотрудничестве. В июле 2006 года наша страна ратифицировала Европейскую Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию, что позволяет ей войти в число Группы государств Совета Европы против коррупции (ГРЕКО). В августе 2006 года Россия приняла участие в первом антикоррупционном форуме Организации Исламская конференция (Куала-Лумпур), а в октябре 2006 года - в первой ежегодной Конференции Международной ассоциации антикоррупционных органов (Пекин).

Особое значение приобретает сотрудничество в вопросах выдачи и правовой помощи по уголовным делам. К сожалению, не все наши запросы о выдаче и правовой помощи принимаются к рассмотрению компетентными органами иностранных государств. Во многих случаях отказы в выдаче преступников имеют политическую мотивацию.

Новые угрозы и вызовы в сфере безопасности, неурегулированность региональных конфликтов, а также отрицательное отношение США к многосторонним юридически обязывающим инструментам в сфере разоружения привели к тому, что в последние годы разоруженческий процесс отодвинут на второй план. Почти десятилетие бездействует Конференция по разоружению, очевидна стагнация в работе Комиссии ООН по разоружению.

Начинают в реальном военном строительстве проявляться последствия выхода США из Договора по противоракетной обороне (ПРО). Построены две базы ракет-перехватчиков на Аляске и в Калифорнии. США приступили к развертыванию глобальной системы ПРО в Европе. Планируется создание третьей базы в Восточной Европе.

С учётом этого углубление и развитие стратегического партнерства с США остается одним из приоритетов российской

внешней политики. Приоритетность отношений с США объективно обусловлена тем, что от их состояния зависит ситуация в области международной безопасности и стратегической стабильности, эффективность усилий мирового сообщества в борьбе с новыми вызовами и угрозами. Кроме того, с учетом веса США в мирохозяйственных делах качество российско-американских отношений - один из факторов создания благоприятных внешних условий для решения задач социально-экономического развития России.

Прочность международных позиций России напрямую зависит от положения внутри страны. Главное достижение последних лет - вновь обретенная внешнеполитическая самостоятельность России. Внутреннее укрепление России делает её внешнюю политику более целенаправленной и результативной, а российскую дипломатию - более востребованной в мировых делах. Окрепшая Россия уже стала крупным позитивным фактором развития общемировых процессов.

Понятно, что национальная безопасность России не может быть обеспечена вне глобального и регионального контекста. В условиях глобализации успех внутренних преобразований во все большей степени зависит от влияния факторов, находящихся за пределами наших границ. Более того, очевидно, что Россия может существовать в своих нынешних границах только как активная мировая держава, проводящая инициативную политику по всему спектру актуальных международных проблем на основе реалистичной оценки собственных возможностей.

1 В Совете Безопасности // Российская газета. 2009, 25 марта.

2 Стратегия национальной безопасности// Российская газета. 2009, 14 мая.

3 Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом РФ 12 июля 2008 года //Опубликована на официальном сайте Президента РФ. Код доступа: http://www.kremlin.ru/text/docs/2008/07/ 204108.вМт!.

4 Обзор внешней политики Российской Федерации. Опубликован на официальном сайте МИД РФ. Код доступа: www.mid.ru.

№ 3 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.