Научная статья на тему 'Казахстан и НАТО: оценка вероятных перспектив сотрудничества'

Казахстан и НАТО: оценка вероятных перспектив сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
12635
795
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАХСТАН / НАТО / АФГАНИСТАН / ОДКБ / ШОС / ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ НАТО И КАЗАХСТАНОМ / "ПАРТНЕРСТВО РАДИ МИРА" / НАТО/СЕАП / "КАЗБРИГ" / SWOT-АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шаймергенов Тимур, Биекенов Марат

В течение вот уже восемнадцати лет отношения между Республикой Казахстан и Организацией Североатлантического договора развиваются поступательно и динамично. Стратегическое партнерство с НАТО Казахстан рассматривает как возможность интеграции в международные системы безопасности для укрепления национальной безопасности благодаря использованию огромного военного, технического и экономического потенциала этой организация и ее членов. Цель казахстанской политики сотрудничества с НАТО — установить взаимовыгодное и равноправное партнерство, адекватное современным приоритетам республики, в военно-оборонной сфере, в трансформации и модернизации вооруженных сил, в противодействии угрозам терроризма, наркотрафика, в сфере пограничной безопасности, в науке и охране окружающей среды. Двустороннее взаимодействие Казахстана и НАТО характеризуется наличием развитых институциональных механизмов партнерства и широкой договорно-правовой основы сотрудничества. При этом Казахстан всемерно содействует НАТО в проведении миротворческой операции в Афганистане, а отдельные подразделения казахстанских Вооруженных сил принимают участие в постконфликтном восстановлении Ирака. Ежегодно проводятся совместные оперативно-тактические учения. Вместе с тем официальная линия Казахстана была всегда последовательна: вступление в альянс не является официально заявленной целью казахстанского внешнеполитического курса. И, как утверждают отечественные политики, в перспективе курса на вступление Казахстана в НАТО однозначно не будет. Не предполагает республика и размещать на своей территории военные объекты и Вооруженные силы стран альянса, как это сделали отдельные страны региона. С другой стороны, после распада СССР Казахстан неизменно находится в поле зрения дипломатии НАТО, и организация настойчиво пытается, расширяя формат партнерских программ, вовлечь республику в орбиту западного влияния. Как известно, в 1990-х годах основной акцент в центральноазиатской стратегии НАТО делался на партнерство с Узбекистаном, однако роль Казахстана при этом никак не умалялась. Дело в том, что значение Узбекистана западные стратеги всегда рассматривали в региональном измерении, а Казахстан определялся как важный фактор реализации евразийской стратегии в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Казахстан и НАТО: оценка вероятных перспектив сотрудничества»

КАЗАХСТАН И НАТО: ОЦЕНКА ВЕРОЯТНЫХ ПЕРСПЕКТИВ СОТРУДНИЧЕСТВА

Тимур ШАЙМЕРГЕНОВ

кандидат политических наук, сотрудник Секретариата Мажилиса (Парламента) Республики Казахстан, участник программы Института Центральной Азии и Кавказа при Школе углубленных международных исследований Университета Джонса Хопкинса (США)

(Астана, Казахстан)

Марат БИЕКЕНОВ

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой «Общественно-политические процессы и технологии» Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан (Астана, Казахстан)

Введение

В течение вот уже восемнадцати лет отношения между Республикой Казахстан и Организацией Североатлантического договора развиваются по-

ступательно и динамично. Стратегическое партнерство с НАТО Казахстан рассматривает как возможность интеграции в международные системы безопасности для ук-

репления национальной безопасности благодаря использованию огромного военного, технического и экономического потенциала этой организация и ее членов. Цель казахстанской политики сотрудничества с НАТО — установить взаимовыгодное и равноправное партнерство, адекватное современным приоритетам республики, в военно-оборонной сфере, в трансформации и модернизации вооруженных сил, в противодействии угрозам терроризма, наркотрафика, в сфере пограничной безопасности, в науке и охране окружающей среды.

Двустороннее взаимодействие Казахстана и НАТО характеризуется наличием развитых институциональных механизмов партнерства и широкой договорно-правовой основы сотрудничества. При этом Казахстан всемерно содействует НАТО в проведении миротворческой операции в Афганистане, а отдельные подразделения казахстанских Вооруженных сил принимают участие в постконфликтном восстановлении Ирака. Ежегодно проводятся совместные оперативно-тактические учения. Вместе с тем официальная линия Казахстана была всегда последовательна: вступление в альянс не является официально заявленной целью казахстанского внешнеполитического курса. И, как утверждают отечественные политики, в перспективе курса

на вступление Казахстана в НАТО однозначно не будет1. Не предполагает республика и размещать на своей территории военные объекты и Вооруженные силы стран альянса, как это сделали отдельные страны региона.

С другой стороны, после распада СССР Казахстан неизменно находится в поле зрения дипломатии НАТО, и организация настойчиво пытается, расширяя формат партнерских программ, вовлечь республику в орбиту западного влияния. Как известно, в 1990-х годах основной акцент в центральноазиатской стратегии НАТО делался на партнерство с Узбекистаном, однако роль Казахстана при этом никак не умалялась. Дело в том, что значение Узбекистана западные стратеги всегда рассматривали в региональном измерении, а Казахстан определялся как важный фактор реализации евразийской стратегии в целом2.

1 См.: Тажин М.М. Национальная безопасность — это безопасность человека // Экономические стратегии — Центральная Азия, 2007, № 1. С. 6—10.

2 См.: Лаумулин М.Т. Интересы Запада в Центральной Азии в новых геополитических условиях. В кн.: Сотрудничество стран Центральной Азии и США по обеспечению безопасности в регионе: материалы международной конференции / Под ред. М. Ашимбаева. Алматы: Дж. Меннути, 2005. С. 69.

НАТО и Казахстан: стимулы для сотрудничества

В основе заинтересованности НАТО в Казахстане лежит целый ряд факторов.

■ Во-первых, Казахстан, находясь в центре Евразии, занимает выгодное географическое положение между Россией, Китаем и исламским миром, что представляется важным и с точки зрения развития транснациональных транспортных коммуникаций, и с точки зрения военно-стратегической активности.

■ Во-вторых, Казахстан обладает богатыми запасами природных ресурсов, в том числе топливно-энергетических, привлекающих большое внимание мирового сообщества.

■ В-третьих, Казахстан является наиболее экономически и политически развитым государством в Центральной Азии и поэтому выступает осью устойчивого развития всего региона.

■ В-четвертых, Казахстан придерживается активной и стабильной внешнеполитической позиции, а его многовекторная политика направлена на реализацию разнообразных интеграционных инициатив.

■ В-пятых, Казахстан, будучи инициативным участником ОДКБ и ШОС и развивая тесное партнерство с НАТО, является фактором обеспечения региональной безопасности.

После андижанских событий сотрудничество НАТО с Узбекистаном резко сократилось и основное внимание альянс стал уделять Казахстану как ключевому партнеру. Конечно, данный ход в геополитике Запада имел и демонстративное значение для узбекских партнеров, но, думается, он отражал и рост региональных амбиций стран альянса, стремящихся укрепить свои позиции в масштабе всей Евразии. Известно, что Казахстан — единственное государство в Центральной Азии, стремящееся активно влиять на трансформацию постсоветского пространства через деятельное участие в разнообразных региональных организациях. Считается, что успех в том или ином региональном мероприятии во многом зависит от участия в нем Казахстана. В этой связи для закрепления своих позиций в Центральной Азии НАТО предпринимает целый комплекс политико-дипломатических мер, чтобы углубить двустороннее партнерство с Казахстаном, перевести его на стратегический уровень и максимально расширить его формат.

Сегодня Казахстан занимает центральное место в региональной стратегии альянса, выступая его ключевым центральноазиатским партнером. В руководстве организации высоко оценивают усилия страны по обеспечению региональной безопасности и поддержку, оказанную Астаной в борьбе с терроризмом в Афганистане. Отмечают и последовательные инициативы Казахстана по развитию договорно-правовой базы сотрудничества с альянсом и поступательному наращиванию конструктивных отношений. Но наращивание потенциала партнерства имеет и свои пределы: углубляя сотрудничество с Западом, Казахстан не ставит под сомнение свои военно-политические обязательства перед Россией и ОДКБ и не умаляет роль отношений с другими государствами. И, с точки зрения специалистов Института исследований войны и мира, «Казахстан удачно маневрирует между интересами России и НАТО в регионе»3. Некоторые эксперты считают, что «Казахстан вполне может сыграть роль своего рода моста между альянсом и Россией в плане налаживания их отношений друг с другом. В том числе, например, для положительного решения вопроса о возможном взаимодействии между НАТО и ОДКБ. В любом случае шансы Казахстана повысить уровень своего влияния на процесс международных отношений сквозь призму сотрудничества с Североатлантическим альянсом увеличиваются»4.

Несмотря на все имеющиеся возможности, обозримые преимущества и очевидные достижения, в отношениях с альянсом имеются и некоторые нюансы, требующие от официальной Астаны более прагматичного подхода. Исходя из интересов национальной безопасности и складывающихся международных реалий, в обозримой перспективе «задачей большого внешнеполитического значения для Казахстана выступает выработка такого достаточно гибкого курса, который позволил бы одновременно наращивать сотрудничество с НАТО, а также полностью выполнять свои обязательства в рамках ШОС, ОДКБ и двусторонних отношений с Россией»5.

3 Перспективы сотрудничества Казахстана с НАТО // IWPR, 19 марта 2007.

4 Чеботарев А. Шире круг. К итогам рижского саммита НАТО // Эксперт Казахстан, 18 декабря 2006.

5 Лаумулин М.Т. Центральная Азия в зарубежной политологии и мировой геополитике. Т. II: Внешняя политика и стратегия США на современном этапе и Центральная Азия. Алматы: КИСИ при Президенте Республики Казахстан, 2006. С. 178.

Это обусловлено, главным образом, тем, что тесное военно-политическое сотрудничество Казахстана и НАТО, несмотря на все его очевидные преимущества, порождает и целый комплекс проблем, которые не только имеют геополитический и идеологический характер, но и затрагивают целевые ориентиры, могут отразиться на боеспособности и военно-техническом оснащении казахстанских Вооруженных сил, а также создают возможность того, что Казахстан окажется втянутым в разнообразные конфликты через участие в миротворческих операциях под эгидой альянса. С другой стороны, высока вероятность того, что имидж организации, которая, как показывает мировая политическая практика, часто подвергается острой критике, будет спроецирован на Казахстан и повредит внешнеполитическому авторитету республики, что также нежелательно для ее международного курса, в особенности его исламского измерения. Сегодня все эти проблемы носят латентный характер, но они уже обозначились и вполне способны под действием внешних, не зависящих от Астаны причин стать серьезным дестабилизирующим фактором для безопасности и геополитического положения Казахстана.

Не дает ответов на данную внешнеполитическую дилемму и современная Военная доктрина Республики Казахстан, которая, как представляется, в определенной мере выявила комплекс проблем, связанный с многовекторностью военных связей и обязательств. Это во многом можно проследить, сравнив восприятие НАТО как международного военного партнера Казахстана и отводимую ей роль в оборонном строительстве страны в Военной доктрине РК 2007 года и в аналогичной доктрине 2000 года. В частности, в документе от 2000 года сотрудничество с альянсом обозначено в подразделе «Международное военное и военно-техническое сотрудничество Республики Казахстан» как «расширение сотрудничества в военной области с НАТО в рамках программы «Партнерство ради мира». В качестве косвенного признака интереса к сотрудничеству с НАТО там же можно выделить положения об укреплении двустороннего сотрудничества с США, Турецкой Республикой, ФРГ, являющимися активными членами Североатлантического союза. При этом заметно, что партнерство с НАТО намечено довольно нечетко и, в целом, формально, исходя из многовекторности внешнеполитического курса.

В документе от 2007 года роль НАТО в военно-оборонной политике значительно повысилась, обозначились четкие контуры сотрудничества и задачи по расширению взаимодействия с альянсом в конкретных областях. В частности, если в предыдущем варианте доктрины формально НАТО фигурировала лишь однажды, то в современной доктрине отношения с альянсом отмечены в шести конкретных пунктах и задачах, относящихся к трем разделам документа: «Военно-политические основы безопасности Республики Казахстан», «Военно-экономические и военно-технические основы обеспечения безопасности Республики Казахстан» и «Международное военное сотрудничество Республики Ка-захстан»6.

Как известно, современная доктрина готовилась с активным участием экспертов из России и стран НАТО, что, собственно, несложно проследить по тексту самого документа, отличающегося заметными идеологическими расхождениями в том, что касается военного курса. Очевидно и сильное идейно-концептуальное влияние НАТО на сам подход к обеспечению военной безопасности Казахстана, что, в частности, подтверждается появлением в терминологическом аппарате военной доктрины «института партнерства», причем в разделах, затрагивающих отношения не только с альянсом, но и с Россией и Китаем.

Чтобы выявить причины столь значительного изменения восприятия альянса и расширения его роли не только в международном военном сотрудничестве, но и в оборон-

6 Военная доктрина Республики Казахстан. Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 21 марта 2007 года № 299 // Казахстанская правда, 7 апреля 2007.

ном строительстве страны в целом, полезно проанализировать историю развития сотрудничества между Казахстаном и НАТО.

Ретроспективный взгляд на становление взаимоотношений Республики Казахстан и НАТО дает возможность выделить несколько этапов поступательного и логического развития. Каждый имел свои особенности и значение:

■ с 1991 по 1994 годы — начало двустороннего взаимодействия и определение его целей;

■ с 1994 по 2001 годы — идентификация интересов, расширение контактов и поиск оптимальных форм партнерства;

■ с 2001 по 2006 годы — значительная активизация, углубление и расширение военно-политического сотрудничества;

■ с 2006 по настоящее время — развитие особого формата стратегического партнерства и закрепление особой роли Казахстана в региональной стратегии НАТО.

На момент подготовки Военной доктрины от 2000 года отношения Казахстана и НАТО находились во второй стадии развития, характеризовавшейся идентификацией интересов, расширением контактов и поиском оптимальных форм партнерства. Естественно, несмотря на имевшиеся к 2000 году наработки в двустороннем взаимодействии, НАТО не рассматривалась в качестве приоритетного военно-политического партнера и была отмечена в доктрине, исходя из многовекторной прагматичности. С 2001 по 2006 год по известным уже причинам и военно-политическое сотрудничество Казахстана с НАТО значительно активизировалось, углубилось и расширилось, а подписание в 2006 году Индивидуального плана действий партнерства (ИПДП) закрепило развитие особого формата стратегического партнерства. Этот факт и отразился в Военной доктрине Республики Казахстан 2007 года.

Как отмечено в главном военном документе, Казахстан в рамках Индивидуального плана действий партнерства и программы «Партнерство ради мира» сотрудничает с Организацией Североатлантического договора в деле предотвращения военных конфликтов, укрепления международной безопасности и стабильности. Одной из основных задач обеспечения военной безопасности в мирное время является оснащение Вооруженных сил, других войск и воинских формирований современными образцами вооружений, военной и специальной техники, в том числе по стандартам НАТО. Поэтапный переход отдельных компонентов военно-оборонительной системы на высокотехнологичные образцы вооружений и военной техники, соответствующие лучшим мировым аналогам и стандартам НАТО, выступает как одно из основных направлений военно-экономического и военно-технического обеспечения военной безопасности Казахстана. Международное военное и военнотехническое сотрудничество предполагает «укрепление сотрудничества с Соединенными Штатами Америки по вопросам технической модернизации Вооруженных сил, трансферта военных технологий, подготовки кадров и развития военной инфраструктуры в интересах обеспечения военной безопасности в регионе, участие в совместных учениях и обмен опытом в планировании, проведении и всестороннем обеспечении антитеррористических операций и операций по поддержанию мира под руководством НАТО, а также создание региональных центров в рамках программы «Партнерство ради мира», а также по подготовке офицеров-верификаторов»7.

7 Военная доктрина Республики Казахстан. Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 21 марта 2007 года № 299.

Основные направления сотрудничества между НАТО и Казахстаном

В связи с обозначенной в доктрине ролью НАТО современное практическое сотрудничество Казахстана с Североатлантическим альянсом имеет многоуровневый характер и реализуется в различных форматах и в рамках разнообразных программ. Казахстан сотрудничает с НАТО в рамках программ «Партнерство ради мира» (ПРМ) (1994 г.), «Процесс планирования и анализа» (ПАРП) (2002 г.), «Концепция оперативного потенциала» (2004 г.), а также Индивидуального плана действий партнерства с НАТО (2006 г.). В спектр векторов кооперации входят как военно-оборонные вопросы, так и целый ряд областей политического, гуманитарного, образовательного и другого характера. Общая и детализированная программа практического сотрудничества между Казахстаном и НАТО изложена в Индивидуальном плане действий партнерства, при этом страна стала четвертой страной СНГ — после Грузии, Азербайджана и Армении — и первой в Центральной Азии, принявшей данный формат сотрудничества.

Казахстан определяет свое участие в программе ПРМ посредством ежегодной Индивидуальной программы партнерства, выбирая мероприятия, способствующие достижению целей, намеченных в ИПДП, которая, в свою очередь, уточняется и подписывается сторонами на двухлетний период. Сегодня инициативы Совета евроатлантического партнерства (СЕАП) и программы «Партнерство ради мира» предоставляют Казахстану возможности для политического диалога и координации сотрудничества по нескольким десяткам областей как военного, так и гуманитарного и научного характера, включая вопросы безопасности и сотрудничества, операции по поддержанию мира, военную реформу, борьбу с терроризмом, контроль над вооружениями, уничтожение запасов противопехотных мин и других боеприпасов, стрелкового и иных видов оружия, предупреждение чрезвычайных ситуаций, сотрудничество в области науки и охраны окружающей среды, образование и многое другое.

Процесс планирования и анализа выступает базой для сотрудничества в областях, связанных с военно-оборонным комплексом. В число основных направлений взаимодействия входят повышение обороноспособности страны, военная реформа, а также реформа сектора безопасности в целом. В ходе военной реформы предполагается достичь нового качественного состояния казахстанских Вооруженных сил, сделать их надежным инструментом обеспечения военной безопасности страны. Реформа также нацелена на создание совместно с НАТО компактной, но обладающей высокой боеспособностью мобильной армии с развитыми силами быстрого реагирования, специальными войсками, обученными тактике антипартизанской, горной и пустынной войны.

Помимо военно-оборонных аспектов сотрудничество Казахстана с НАТО включает в себя и направления политического характера, такие как участие в соответствующих мероприятиях НАТО по обсуждению вопросов стабилизации ситуации в Центральной Азии, по обмену мнениями в связи с контролем над вооружениями, по информированию альянса и стран-партнеров по программе ПРМ о позиции Казахстана по различным международным вопросам, проблемам региональной безопасности, включая реализацию собственных международных инициатив в рамках Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА)8. Казахстан активно поддерживает политический диалог с альянсом, в том числе и через организацию регулярных визитов в республику экспертных

Cm.: Conference on Interaction and Confidence Building Measures in Asia (CICA) [www.s-cica.org].

групп и старших должностных лиц по различным направлениям программы ПРМ. Казахстан выступил одним из инициаторов создания подразделения СЕАП, в рамках которого на регулярной основе могли бы встречаться руководители антитеррористических ведомств для обмена информацией и опытом, совместного принятия решений по координации деятельности на направлениях, представляющих общий интерес.

В настоящее время значимым направлением двустороннего военного сотрудничества является

1) подготовка казахстанских офицеров командно-штабного звена (курсы, семинары, учения в рамках НАТО/СЕАП) с целью обеспечения должного уровня взаимодействия с коллегами из государств — членов НАТО при проведении совместных миротворческих и иных операций; изучения и сопоставительного анализа современных западных образцов военной техники, особенно средств связи и управления войсками, комплексов контроля воздушного пространства;

2) возможность прямого военно-технического содействия Казахстану за счет как консолидированных ресурсов НАТО, так и средств государств, входящих в альянс.

Участие Казахстана в СЕАП и ПРМ является хорошей возможностью интегрироваться в глобальную систему безопасности и прямо, без посредников участвовать в международном военно-политическом сотрудничестве. В этой связи продолжается совместная работа над дальнейшим развитием миротворческого батальона, способного действовать в операциях совместно с государствами — членами Североатлантического союза. Миротворчество имеет важное значение для продвижения военно-политических позиций и интересов Казахстана в международных делах, а также значительно поднимает авторитет страны на международной арене. В частности, Казахстан выделил специальный батальон из состава воздушно-десантных сил, способный оперативно присоединиться к миротворческим операциям под эгидой НАТО и на основе особого мандата Совета Безопасности ООН. К настоящему моменту подразделения казахстанского миротворческого контингента уже приняли участие в ряде военно-тактических учений совместно с силами государств альянса.

В создании и профессиональном развитии миротворческого потенциала «Казбри-га» большую помощь оказали США. Это, в частности, подтверждается тем, что батальону отведено ключевое место в подписанном США и Казахстаном (сентябрь 2003 г.) соглашении о военном сотрудничестве и дальнейшей поддержке данного подразделения. Такие контакты Вашингтон рассматривает как одну из приоритетных внешнеполитических задач в регионе. Несомненная поддержка возглавляемого США участия в делах региона — двусторонние программы Казахстана с Турцией и Великобританией. Несмотря на очевидный успех «Казбрига», для достижения этим соединением оперативной совместимости с силами НАТО потребуется дальнейшая системная поддержка и международная помощь. Диапазон такой помощи может быть расширен с подключением Франции и Германии: первая уже заключила с Казахстаном двустороннее соглашение о военном сотрудничестве, вторая считает, что и в дальнейшем связи с республикой в сфере безопасности необходимо развивать. Создание нового регионального миротворческого подразделения на базе «Казбрига» с использованием возможностей и опыта Казахстана стало одним из механизмов, с помощью которого альянс смог участвовать в укреплении безопасности в Центральной Азии. То есть «Казбриг» доказал, что успешное военное сотрудничество стран Центральной Азии с военной машиной НАТО вполне реально. Таким образом, фактически предполагалось использовать «Казбриг», а шире — Казахстан, для полномасштабного привязывания региона к Североатлантическому альянсу и

Западу в целом9. В свою очередь, Казахстан рассматривает миротворческую деятельность как важную составную часть своей политики по укреплению коллективной и национальной безопасности и в качестве одного из главных инструментов ранней идентификации и упреждающего решения политическими средствами проявляющихся военных кризисов и конфликтов.

Казахстан проводит на своей территории учебную подготовку и учения в рамках ПРМ, а также активно участвует в подобных мероприятиях, проводимых другими государствами. Казахстан с государствами — членами НАТО проводит работу по организации регионального учебного центра ПРМ и продолжает взаимодействовать со странами НАТО в совершенствовании методики военной подготовки. Участие в Плане действий партнерства по борьбе с терроризмом (ПАП-Т) предполагает обмен разведданными и аналитическими наработками с НАТО, совершенствование национального потенциала, необходимого для антитеррористической деятельности по всему периметру границ государства.

В 2005, 2006, 2007, 2008 и 2009 годах Казахстан провел на своей территории анти-террористические учения «Степной орел», которые успели стать своего рода традицией в двусторонних отношениях и способствуют росту оперативной совместимости «Казбрига» и сил стран НАТО. По итогам учений казахстанские подразделения прошли сертификацию НАТО для возможного миротворческого развертывания. В целом, военное сотрудничество с НАТО ориентировано на формирование в Казахстане вооруженных сил нового типа, эффективно функционирующих и использующих современные образцы вооружений и тактику ведения боевых операций, а также способных оперативно решать разнообразные задачи в области национальной и международной безопасности.

Представляя свой наработанный опыт в сфере военного управления, страны НАТО через консультации с казахстанским оборонным ведомством содействуют ретрансляции результатов ведущихся в Казахстане демократических и институциональных реформ в сектор обороны и безопасности. На основе партнерства с НАТО Казахстан продолжает разработку концептуальных рамок для реформы сектора безопасности и обороны и продвижение основных проектов реформ в Министерстве обороны РК. В частности, Казахстан принял цели Плана действий партнерства по строительству оборонных институтов, который, в частности, помогает создавать систему эффективного судебного надзора и соответствующие управленческие механизмы для различных государственных органов в секторе обороны и безопасности.

Участие республики в Процессе планирования и анализа ПРМ, начиная с 2002 года, содействует внедрению военных стандартов альянса в военную сферу Казахстана, а также повышению оперативной совместимости казахстанских Вооруженных сил с силами стран НАТО. В настоящий момент основной акцент этой инициативы делается на повышение потенциала аэромобильных и военно-морских сил. Поступательно ведется сотрудничество по крупному военному проекту, направленному на развитие современного и эффективного военно-морского флота Казахстана в Каспийском море. Вместе с тем продолжается разработка стратегических документов военно-морских сил и одновременно прорабатываются вопросы учебной подготовки военнослужащих казахстанских ВМС в соответствии со стандартами стран альянса.

Активно развивается сотрудничество по линии информационных программ НАТО. При этом идеолого-пропагандистский сектор, в частности расширение доступа к ин-

9 См.: Лаумулин М. Стратегические аспекты отношений Казахстана с Западом: США, НАТО. В кн.: Казахстан в современном мире: реалии и перспективы / Под ред. Б. Султанова. Алматы: КИСИ при Президенте Республики Казахстан, 2008. С. 156.

формации и повышение осведомленности казахстанской общественности о НАТО как организации и о преимуществах партнерства, выступает одним из ключевых направлений в стратегии альянса в отношении Казахстана. С участием НАТО систематически проводятся семинары, конференции, ознакомительные поездки в штаб-квартиру организации в Брюсселе. В 2007 году НАТО и Казахстан провели совместный семинар, направленный на подготовку работников казахстанских СМИ и системы общественной информации. В целях повышения информационного влияния в республике образован Центр информации и документации НАТО и Центр ПРМ с приданием ему статуса регионального, а в Алматы и Астане создаются депозитарные библиотеки НАТО. В качестве очередной попытки углубить политический диалог с Казахстаном можно рассматривать и проведенный в Астане летом 2009 года Форум безопасности Совета евроатлантического партнерства. Данный форум был впервые проведен на территории постсоветского пространства, и его проведение в Казахстане говорит о том, что НАТО подтверждает значимость Астаны как серьезного партнера в решении проблем региональной безопасности, о чем говорили на мероприятии фактически все выступавшие со стороны альянса. В этих же целях под эгидой Парламентской Ассамблеи НАТО был проведен и межпарламентский семинар Роуза-Рота — форум межпарламентского диалога по актуальным вопросам евроатлантической безопасности. С другой стороны, рост политических контактов вполне логичен, если учесть, что Казахстан — единственная страна в Центральной Азии, с которой НАТО выстраивает отношения в рамках Индивидуального плана действий партнерства.

В целом, взаимодействие с НАТО в рамках программ партнерства позволило Казахстану:

■ Во-первых, институционально укрепить механизмы международного сотрудничества в военно-оборонительной сфере. В Казахстане создан единственный в регионе Информационно-документационный центр НАТО (2004 г.), размещен офис представителя НАТО по связям (2005 г.), ежегодно проводятся международные учения «Степной орел». Более 10 офицеров проходят службу в штабах НАТО. С министерствами обороны США, Великобритании и других государств НАТО достигнута договоренность о создании ряда региональных центров: миротворческого с усиленной инженерно-саперной составляющей; языковой подготовки; по подготовке офицеров-верификаторов. Инструкторы из США и Великобритании уже обучили 24 казахстанских, кыргызских и таджикских воен-нослужащих-верификаторов.

■ Во-вторых, впервые обеспечить участие Казахстана в международных миротворческих операциях. Подготовка «Казбрига», в соответствии с «Концепцией оперативного потенциала», позволила достичь хорошего уровня оперативной совместимости с подразделениями альянса и получить практические результаты в Ираке, где «Казбриг» — единственное подразделение из Центральной Азии, успешно выполняющее военную миссию. Отрядом уничтожено более 4 млн единиц взрывчатых веществ, военные медики оказали помощь более чем 500 мирным иракским гражданам, пострадавшим от терактов, саперами обучено более 200 иракцев и военнослужащих международной коалиции10.

Анализ активности НАТО в регионе и уровень взаимодействия с той или иной страной Центральной Азии позволяет выделить Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан в

10 По данным министерства обороны РК [www.mod.kz].

Сравнительный анализ уровней и механизмов современного партнерства НАТО с Казахстаном и государствами Центральной Азии

Программы, инициативы и сферы двустороннего сотрудничества

Совет евроатлантического партнерства (СЕАП) Партнерство ради мира (ПРМ)

Индивидуальный план действий партнерства (ИПДП)

Индивидуальный план партнерства (ИПП)

Процесс планирования и анализа (ПАРП)

План действий партнерства по борьбе с терроризмом (ПАП-Т)

Реформа оборонного сектора

Военное образование

Совместные военно-тактические учения

Формирование оперативно совместимых с НАТО миротворческих ВС

Участие в операциях НАТО

Дислокация ВС стран НАТО на территории государства

Гражданское чрезвычайное планирование Наука во имя мира Виртуальный Шелковый путь

Политический диалог и демократические реформы

Информирование общественности

Членство в НАТО как официально заявленная цель государства

Приглашение к началу переговоров по вступлению в НАТО

* Казахстан — единственное государство региона, создавшее постоянно действую щее миротворческое подразделение «Казбриг», полностью оперативно совместимое с Вооруженными силами стран НАТО.

** До осени 2008 года Казахстан участвовал в операции по постконфликтному урегулированию в Ираке.

До 2005 года ВС стран альянса располагались на территории Узбекистана.

качестве активного ядра стратегии альянса в регионе, а Узбекистан и Туркменистан являются для НАТО «запасными игроками». Из представленной таблицы видно, что на поле политической и невоенной активности НАТО удалось достичь больших результатов, нежели в военно-оборонной сфере. И хотя альянс старательно пытается вовлечь Центральную Азию в орбиту своего активного военного влияния, доступ в военно-оборонную сферу, при всех имеющихся достижениях, является наиболее ограниченным для НАТО в ее сотрудничестве со странами региона. Барьером тут выступают, прежде всего, интересы самих центральноазиатских стран, а также активность других региональных центров силы, в частности России. Все это еще раз демонстрирует различия и схожие моменты в отношениях НАТО с Казахстаном и другими государствами Центральной Азии. Очевидно, что различие форматов двусторонних отношений обусловлено спецификой роли каждого из центральноазиатских государств в региональной стратегии НАТО и, соответственно, разными целями и интересами, реализуемыми альянсом в каждой из этих стран.

Будучи ключевым партнером альянса в регионе, но в основном преследуя свои интересы, Казахстан всемерно содействует реализации как антитеррористической операции США и стран альянса в Афганистане, так и миротворческой деятельности ИСАФ под эгидой НАТО и разрешению постконфликтной ситуации. В 2001 году Казахстан дал согласие на транзит через свою территорию летательных аппаратов стран альянса, перевозящих грузы для тылового обеспечения афганской операции, а также разрешение на посадку на аэродроме Шымкента в экстренных случаях. Сейчас Казахстан и НАТО продолжают работать над реализацией наземного транзита грузов невоенного назначения для сил ИСАФ, действующих в Афганистане.

Эффективность сотрудничества может быть оценена по заявлениям руководства альянса о том, что Республика Казахстан является ключевым партнером НАТО в Центральной Азии. При этом НАТО признает лидерский статус страны в регионе, а также результаты, достигнутые республикой в развитии демократии и экономики. Таким образом, роль Казахстана в центральноазиатской стратегии альянса невозможно переоценить, так как он выступает сегодня в качестве единственной стабильной опоры НАТО в Центральной Азии. Учет национальных интересов Казахстана в области модернизации военного комплекса и сбалансированная политика республики по сближению с альянсом позволяют НАТО относительно стабильно действовать в регионе, в определенной мере сохраняя свои ограниченные позиции.

Таким образом, в настоящее время очевидно стремление сторон продолжать продуктивное военное сотрудничество, в котором обе стороны преследуют свои определенные интересы: США и НАТО — геополитическое и военное закрепление в Центральной Азии и доступ к энергоресурсам региона, Казахстан — доступ к передовым военным технологиям и возможность принимать активное участие в региональных геополитических процессах, а также выстроить некий баланс сил в регионе. По итогам событий последних лет можно отметить, что Казахстан является единственным стабильным стратегическим партнером Вашингтона и Брюсселя в Центральной Азии, что говорит о повышении роли республики в геополитике Запада. Однако, как представляется, делать поспешные выводы о возможном резком крене внешнеполитического курса республики в сторону Запада преждевременно. Специфика и динамизм центральноазиатской геополитики ставят определенные условия перед странами региона к построению внешнеполитической линии и не приемлют каких бы то ни было «кренов» и «зигзагов»11.

11 Нургалиев М. Казахстанско-американское военно-политическое сотрудничество в контексте геополитических интересов США в Центральной Азии // Центральная Азия и Кавказ, 2007, № 2 (50). С. 71.

Сотрудничество между НАТО и Казахстаном в спектре обеспечения безопасности Центрально-Азиатского региона

Очевидно, что дипломатическая борьба США и НАТО с Россией и Китаем за установление особых отношений с Казахстаном продолжается и каждая сторона пытается идти на опережение, вовлекая республику в работу ОДКБ, ШОС и НАТО. В то же время даже при наличии позитивной официальной риторики и всевозможных дипломатических реверансов в сторону Казахстана главная проблема Центральной Азии, а именно наличие эффективной и сбалансированной системы региональной безопасности, до сих пор остается нерешенной.

Президент Казахстана Н. Назарбаев отмечает, что «укрепление и расширение международного сотрудничества в борьбе с вызовами и угрозами безопасности предполагает многосторонний подход. В этой связи Казахстан продолжает и будет продолжать укреплять сотрудничество государств Центрально-Азиатского региона для противостояния этим вызовам современности, в том числе участвуя в проведении совместных учений в рамках ОДКБ и ШОС, а также совместных с НАТО антитеррористичес-ких инициатив и операций»12. Тем самым в официальных документах Казахстана и высказываниях главы государства четко расставлены акценты в развитии военно-политического сотрудничества республики, а также показан действенный пример другим странам региона.

Как представляется, активное участие Казахстана и в ОДКБ, и в программах НАТО позволяет создать необходимую систему сдержек и противовесов в региональной геополитике, что, в общем, отражает интересы всех стран Центральной Азии. С другой стороны, активная политика ШОС, в частности ее китайская составляющая, дает возможность избежать установления биполярной конфронтации по линии ОДКБ — НАТО и вынуждает игроков искать конструктивные пути решения проблемных вопросов сотрудничества в Центральной Азии.

Вполне очевидно, что сбалансированное взаимодействие центральноазиатских республик с ОДКБ и ШОС, с одной стороны, и НАТО — с другой, является стратегически оптимальным, рациональным курсом обеспечения стабильности как на национальном, так и на региональном уровнях. А проявление жесткой конкуренции между ОДКБ, ШОС и НАТО может иметь крайне негативный эффект для государств региона, включая снижение контроля, обострение вызовов и угроз безопасности региона; проявление резкого дисбаланса геополитических сил и усиление противоречий между центральноазиатскими странами; снижение темпов их экономического развития и их инвестиционной привлекательности; дезориентацию и кризис внешнеполитического курса.

Таким образом, для сохранения стабильности Казахстану и остальным центральноазиатским государствам очень важно выстроить четкую логику и стратегию сотрудничества с указанными структурами и свести к минимуму возможность жесткой конкуренции между ними.

12 Назарбаев Н.А. Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии: послание Президента народу Казахстана, 1 марта 2006 [http://www.akorda.kz].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К примеру, Казахстан как государство, рационально поддерживающее равный баланс в международном военном сотрудничестве, может выступить в качестве инициатора создания конструктивной диалоговой платформы консультаций и сотрудничества данных структур, что позволит избежать кризиса в регионе. Дальнейшее развитие ситуации будет, скорее всего, направлено на обеспечения баланса между интеграцией государств Центральной Азии в международные и региональные структуры безопасности и сохранением ими самостоятельности в принятии решений по международным вопросам с учетом национальных интересов.

Сценарии развития двустороннего взаимодействия

В целях проведения всестороннего детального исследования партнерства Казахстана с НАТО представляется целесообразным составление SWOT-анализа, позволяющего рассмотреть сильные и слабые стороны сотрудничества, а также выявить скрытые возможности и вызовы в современном формате двустороннего взаимодействия. Результаты SWOT-анализа можно представить в следующем виде.

Сильные стороны:

— Соблюдение принципа многовекторности в международном военном сотрудничестве Республики Казахстан.

— Снижение зависимости от политики и возможного давления со стороны соседей и крупных региональных центров силы — России и Китая.

— Эффективная реализация стратегии национальной безопасности Республики Казахстан через взаимодействие с НАТО.

— Совершенствование системы управления Вооруженными силами, а также создание новых родов войск, к примеру военно-морских сил страны.

— Модернизация Вооруженных сил, создание современной эффективной армии, а также оснащение ее современными высокотехнологичными образцами военной техники.

— Получение и совершенствование опыта ведения военных действий в современных условиях за счет участия в международных военных программах и проведения совместных военно-тактических учений.

— Улучшение имиджа и восприятия Казахстана в странах НАТО как потенциального партнера для сотрудничества в невоенной сфере.

Слабые стороны:

— Сотрудничество Казахстана и НАТО во многом сдерживается договорными обязательствами перед Российской Федерацией и ОДКБ.

— Казахстан входит в инфраструктуру безопасности системы ОДКБ, включающую в себя защиту общего воздушного и информационного пространства.

— Углубление военного сотрудничества Казахстана с НАТО ограничено военным присутствием Вооруженных сил Российской Федерации на казахстанской территории (Сарышаган, Байконур).

— Переход Вооруженных сил Республики Казахстан на вооружения и технику по стандартам НАТО требует больших финансовых средств и соответствующего образования личного состава.

— Закрытый информационный фон вокруг сотрудничества Республики Казахстан и НАТО порождает неверную информацию, подозрения и сомнения со стороны политического истеблишмента и экспертных сообществ в соседних странах, в частности в России.

Возможности:

— Формирование в Центральной Азии сбалансированной архитектуры региональной безопасности, основанной на геополитической системе сдержек и противовесов.

— Выработка определенных рычагов влияния в региональном и двустороннем формате на политику России, КНР и Узбекистана в пользу интересов Республики Казахстан.

— Развитие альтернативного международного механизма гарантирования военной безопасности государства, а также создание новых условий для обеспечения всего комплекса национальной безопасности.

— Повышение военно-оборонного потенциала страны в соответствии с общемировыми стандартами, а также определенное снижение зависимости от российского военно-промышленного комплекса.

— Укрепление внешнеполитических позиций Казахстана, а также закрепление демократических и институциональных реформ в стране.

— Укрепление международного имиджа Казахстана как стабильного, устойчиво развивающегося государства, что отразится на инвестиционном климате страны и притоке внешних инвестиций.

— Выход на новый уровень развития двусторонних контактов в невоенных областях взаимодействия с государствами — членами НАТО.

Вызовы и угрозы:

— Углубление сотрудничества с НАТО может повлечь риск ухудшения отношений с РФ и КНР или ограничение возможностей в ОДКБ и в ШОС.

— Внедрение в Вооруженных силах Республики Казахстан вооружений и техники по стандартам НАТО может создать ситуацию, при которой казахстанская армия будет использовать в своей деятельности и российские, и НАТОвские стандарты, а это отразится на целостности и совместимости вооруженных сил.

— Проецирование негативного фона вокруг стратегической деятельности НАТО в мире на внешнеполитический имидж Республики Казахстан может повлечь определенные вызовы безопасности страны.

— Участие в международных миротворческих операциях под эгидой ООН или НАТО может вовлечь Казахстан в затяжные, трудноразрешимые и сложные конфликты в различных регионах мира.

— Снижение взаимодействия с российским военно-промышленным комплексом и появление определенной зависимости от поставок вооружений из стран НАТО.

— Ухудшение отношений между Россией и Западом может с высокой долей вероятности сильно отразиться на безопасности Казахстана.

— В условиях активного демонстративного развития альянсом особого партнерства с Казахстаном возможно охлаждение отношений с государствами Центральной Азии, прежде всего с Узбекистаном, а также дефрагментация всей системы региональной кооперации и безопасности.

— Одновременный кризис в отношениях с Россией и Узбекистаном или другими странами региона при росте подозрительности со стороны Китая может, как минимум, ограничить дипломатические возможности Казахстана в рамках ОДКБ и ШОС, а как максимум — дезорганизовать и привести к идеологической поляризации данных структур безопасности, что, в целом, окажет негативный эффект на все центральноазиатское пространство.

В целом представленный SWOT-анализ одновременно обнаруживает и целый набор возможностей для Казахстана, и целый комплекс проблем, которые во многом имеют геополитическую природу и при неосторожном поведении могут привести к угрозам безопасности Центральной Азии с далеко идущими последствиями для всего евразийского геополитического ареала. Анализ демонстрирует высокий уровень очевидного или латентного влияния фактора НАТО на всю региональную среду, которая представляется весьма чувствительной и к резким перекосам в геополитических ориентирах стран Центральной Азии, и в особенности Казахстана, и к любым неосторожным действиям в развитии тесного партнерства с той или иной стороной.

Исходя из всего вышесказанного и представленных данных SWOT-анализа, предлагается рассмотреть некоторые сценарии развития ситуации вокруг сотрудничества Казахстана и НАТО, различающиеся по степени интенсивности и глубине взаимодействия республики с альянсом. При этом следует особо подчеркнуть гипотетический характер предлагаемых прогнозов, основанных на проведенном исследовании и авторском видении.

■ Сценарий первый. Активное вовлечение Казахстана в систему коллективной безопасности Организации Североатлантического договора и преобразование Казахстана в центральноазиатский форпост альянса с особым статусом государства, не входящего в НАТО. Представляется, что на вероятность осуществления данного сценария могут оказать влияние следующие возможные факторы:

1) тяготение Казахстана к прозападному международному курсу в целях придания импульса всему комплексу двусторонних отношений с государствами Запада, получение от них более значительной финансовой помощи и подключение к западным программам индустриально-технологического сотрудничества;

2) ориентация Казахстана на повышение независимости от влияния и геополитики России, а также максимальное дистанцирование от противоречий по линии Россия — Запад, влияющих на геополитическое положение республики и ее устойчивое экономическое развитие;

3) стремление Казахстана удерживать ключевую позицию в региональных процессах, в том числе за счет ресурсов НАТО усиливать конкурентные преимущества перед региональными конкурентами, в частности Узбекистаном;

4) необходимость укрепления национальной безопасности Казахстана в случае гипотетического геополитического, военного, экономического и др. давления на республику в перспективе со стороны России и Китая;

5) повышение военно-оборонного потенциала страны в соответствии с общемировыми стандартами, а также определенное снижение зависимости от российского военно-промышленного комплекса;

6) совершенствование системы управления вооруженными силами, а также создание новых родов войск, к примеру военно-морских сил;

7) стремление Казахстана укрепить свои внешнеполитические позиции, а также закрепить демократические и институциональные реформы внутри страны.

Развитие ситуации в данном сценарном коридоре предполагает максимальное расширение партнерства с альянсом, насколько это возможно без формального членства в организации, и соответствующее снижение активности в ОДКБ и ШОС с поступательным сокращением военного сотрудничества с Россией. При этом основой отношений с Россией, Китаем и странами Центральной Азии может выступить торгово-экономическое взаимодействие, альтернативы которому для Казахстана не существует. Но одновременно со снижением интенсивности политических и военных связей автоматически произойдет и понижение экономических контактов с республикой. Возможно и охлаждение отношений с государствами Центральной Азии, прежде всего с Узбекистаном, а также четкая дефрагментация всей системы региональной кооперации и безопасности в условиях активного демонстративного развития альянсом особого партнерства с Казахстаном. Однако на этом фоне следует ожидать резкого расширения потоков финансово-экономической помощи со стороны Запада, а также приглашения Казахстана к участию в торгово-экономических инициативах стран НАТО и ЕС. В любом случае, в условиях резкого западного крена Астаны пространство для дипломатических маневров Казахстана в регионе существенно сузится, что отразится и на международной позиции страны в целом. А одновременный кризис в отношениях с Россией и Узбекистаном или другими странами региона при росте подозрительности со стороны Китая грозит, как уже отмечалось, как минимум, ограничить дипломатические возможности Казахстана в рамках ОДКБ и ШОС, а как максимум, привести к дезорганизации и идеологической поляризации данных структур безопасности, что, в целом, окажет негативный эффект на все центральноазиатское пространство. В случае реализации этого сценария объективное преимущество получат США и НАТО, которые, воспользовавшись сложившейся ситуацией и используя Казахстан как ключ к евразийской геополитике, смогут сильно укрепить свои региональные позиции и распространить свое влияние и на другие страны Центральной Азии.

■ Сценарий второй. Сбалансированная политика участия Казахстана в военно-политических организациях и осторожное лавирование между НАТО, ОДКБ и ШОС и между интересами, реализуемыми в данных структурах США, Евросоюзом, Россией и Китаем. Представляется, что на вероятность осуществления обозначенного прогноза могут оказать влияние такие факторы, как:

1) стремление Казахстана сохранить и укрепить статус-кво в региональной архитектуре Центральной Азии для обеспечения геополитической стабильности по периметру своих границ;

2) прагматический подход Казахстана, направленный на сохранение равноуда-ленности от всех центров силы и повышение самостоятельности в осуществлении внешней политики;

3) стремление создать и поддерживать геополитическую систему сдержек и противовесов в Центральной Азии с целью не допустить доминирования одной из геополитических сил, а также поиск определенных рычагов влияния в региональном и двустороннем формате на политику России, КНР и Узбекистана в пользу интересов Республики Казахстан;

4) заинтересованность в том, чтобы не брать на себя дополнительных обязательств перед Россией, ОДКБ, ШОС, США и НАТО, особенно в военно-политической сфере;

5) развитие альтернативного международного механизма гарантирования военной безопасности государства, а также создание новых условий для обеспечения всего комплекса национальной безопасности;

6) нацеленность на формирование действенной, многоуровневой и сбалансированной системы коллективной безопасности в Центральной Азии с привлечением множества международных участников;

7) необходимость поддерживать пояс стабильности вокруг Казахстана в целях устойчивого экономико-политического развития и сохранения лидирующих позиций в Центральной Азии.

Развитие ситуации в случае реализации этого сценария продолжится в том виде, который можно наблюдать в настоящее время. При условии осторожного и взвешенного подхода Казахстана к многовекторному участию в системах коллективной безопасности, имеющих различные идеологические платформы и геополитические стратегии, республике, возможно, удастся сохранить паритет и баланс в геополитике региона. При этом Казахстан, как наиболее активное и развитое центральноазиатское государство, способен не только содействовать формированию сбалансированной и эффективной многоуровневой системы коллективной безопасности в Центральной Азии, но и решить целый комплекс своих государственных задач, среди которых важное место занимают национальная безопасность и модернизация военно-оборонного комплекса, а также сохранение лидерских позиций в региональной иерархии. В этой связи активность НАТО и ОДКБ с ШОС в Центральной Азии и их попытки установить максимально широкий и тесный формат партнерства с Астаной будут служить лишь дополнительным ресурсом Казахстана в реализации своих целей. Сохранение стабильной ситуации в регионе, а также примерно равных масштабов участия НАТО, ОДКБ и ШОС позволят Центральной Азии развиваться, в целом, в конструктивном русле. В случае реализации этого сценария объективного преимущества не будет ни у одной из сторон, но у Казахстана и стран Центральной Азии останутся возможности для относительно свободных маневров и сохранения своих позиций в регионе, а НАТО, ОДКБ и ШОС смогут и далее осуществлять стратегическую активность в условиях неинтенсивной конкуренции.

■ Сценарий третий. Снижение активности Казахстана в развитии сотрудничества с Организацией Североатлантического договора, нацеленное на поступательную минимизацию участия в региональных инициативах альянса, и занятие сдержанно-дистанцированной позиции в отношениях с НАТО. Думается, что на возможность реализации представленного варианта развития событий могут оказать влияние следующие факторы:

1) бескомпромиссное требование России от Казахстана как союзника конкретизировать свою геополитическую позицию, военно-политический курс и политику в области технического оснащения;

2) изменение внешнеполитической стратегии Казахстана и снижение активности в глобальных системах безопасности, так как углубление сотрудничества с НАТО может повлечь риск ухудшения отношений с РФ и КНР или ограничение возможностей в ОДКБ и в ШОС;

3) внедрение в Вооруженных силах Республики Казахстан вооружения и техники стандартов НАТО может создать ситуацию, при которой казахстанская армия будет использовать в своей деятельности российские и НАТОвские стандарты, что отразится на целостности и совместимости военных сил;

4) попытки НАТО использовать Казахстан в качестве инструмента изменения конфигурации региональной геополитики в Центральной Азии. К примеру, активное стимулирование конкуренции с Узбекистаном через демонстративную поддержку Казахстана с целью оказания давления на узбекский режим и вовлечения его в орбиту своего влияния;

5) интенсивное давление на Казахстан со стороны Запада в целях продвижения различных интересов и инициатив или чрезмерное продавливание внутренних реформ;

6) проецирование негативного фона вокруг стратегической деятельности НАТО в мире на внешнеполитический имидж Казахстана, что, в свою очередь, может повлечь определенные вызовы безопасности страны;

7) участие в международных миротворческих операциях под эгидой ООН или НАТО может вовлечь Казахстан в затяжные, трудноразрешимые и сложные конфликты в различных регионах мира;

8) снижение взаимодействия с российским военно-промышленным комплексом и появление определенной зависимости от поставок вооружений из стран НАТО.

В целом, мотивированное сокращение взаимодействия с НАТО, по всей вероятности, повлечет за собой охлаждение отношений с Западом в целом по всему спектру взаимосвязей. При этом особо чувствительной зоной в этом случае станет финансово-экономический аспект, который будет максимально урезан в целях давления на Казахстан. Автоматическая активизация отношений с Россией будет означать жесткую привязку казахстанской дипломатии к российскому курсу, что, соответственно, окажет сдерживающий эффект на способность Астаны к самостоятельным внешнеполитическим маневрам. С другой стороны, Казахстан представляет особую ценность для стратегии Запада, который, в свою очередь, не оставит попыток вернуть его в орбиту своего влияния любыми средствами, включая и давление, и убеждение. Инструментами в этом деле выступят как НАТО, так и ОБСЕ, ЕС и ряд мировых финансовых институтов. В этом случае для Казахстана имеется высокая вероятность преобразования из «связующего моста» в границу идеологических противоречий между прозападными и антизападными группами стран. В этой связи в силу давления Запада можно ожидать и срыва большинства международных инициатив Казахстана, таких как СВМДА или Съезд лидеров мировых и традиционных религий. Таким образом, исходя из всего этого, следует ожидать снижения уровня безопасности в регионе и падения эффективности всех региональных систем коллективной безопасности в результате роста конкурентной борьбы межу ними. В случае развития этого сценария объективное преимущество будет у России (и развивающихся под ее эгидой структур безопасности), которая в сложившейся ситуации, используя Казахстан как ключ к евразийской геополитике, сможет сильно укрепить свои региональные позиции.

Заключение

Очевидно, что гипотетические варианты как активного вовлечения Казахстана в систему партнерства с НАТО, так и снижения активности сотрудничества с альянсом могут повлечь серьезные сдвиги в геополитической ситуации вокруг Казахстана и сильно изменить вектор его государственного развития. А поэтому в рамках данного исследования могут быть охарактеризованы как нежелательные для Казахстана повороты в развитии региональной ситуации. При этом имеется и весьма низкая вероятность их практической реализации. Очевидно и то, что для Казахстана парадигма сбалансированной политики, осторожного лавирования и равноудаленности в отношениях и с НАТО, и с ОДКБ, и с ШОС не имеет альтернативы. Будучи членом ОДКБ и одним из важных игроков в ШОС, Казахстан обречен на проведение единственно возможной и разумной политики — поддерживать ровные отношения в рамках этих двух структур и параллельно углублять и расширять свои связи с НАТО. И, как отмечают отечественные эксперты, «даже в условиях отсутствия оперативного взаимодействия между НАТО, ОДКБ и ШОС Казахстан имеет возможность более активного взаимодействия с Североатлантическим альянсом, будучи членом двух вышеупомянутых организаций, хотя бы потому, что Россия и Китай уже привыкли к внешнеполитическому лавированию Астаны. Ведь для Москвы и Пекина это создает гораздо меньше проблем, чем резкие изменения внешнеполитических ориентаций Узбекистана, вызванные сменой настроений руководства страны»13.

Таким образом, ценность рассмотренных гипотетических сценариев заключается в том, что они обозначили целый круг проблем, которые Казахстану предстоит или решить в своей политике, или не допустить в региональной геополитике и сотрудничестве. С другой стороны, гипотетические прогнозы еще раз подтверждают важность Казахстана в геополитической системе координат Центральной Азии: его устойчивость или радикализация позиции могут или сохранить статус-кво, или повлечь целый комплекс слабопрогнозируемых серьезных сдвигов в региональной архитектуре. Это еще раз демонстрирует обоснованность высокого интереса НАТО к Казахстану как ключевому партнеру в Центральной Азии. На примере Казахстана не менее важен и тот вывод, что эффективность той или иной системы коллективной безопасности в Центральной Азии во многом зависит и от позиции и возможностей самих стран региона. Внешний фактор здесь весьма ограничен и зачастую способен сильно проявиться лишь в экстремальных ситуациях, к примеру в период конфликтов или резкого роста региональной напряженности. Суммируя существующие проблемы и достижения сотрудничества между Казахстаном и НАТО, можно с очевидностью отметить, что в данное время преимуществ и возможностей намного больше, чем проблемных моментов и вероятных вызовов. В любом случае, при развитии оптимальной модели партнерства имеется возможность не только сохранить статус-кво и снизить вероятность кризиса геополитики региона, но и перевести весь комплекс отношений с альянсом на новый взаимовыгодный уровень.

13 Сатпаев Д. НАТО и Казахстан хотят большей близости [www.liter.kz].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.