Научная статья на тему 'Россия и Украина: эволюция внешнеполитических приоритетов в начале XXI века'

Россия и Украина: эволюция внешнеполитических приоритетов в начале XXI века Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1284
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / РОССИЯ И УКРАИНА / ЕС / СНГ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Новикова Ирина Петровна

В статье рассматриваются основные направления внешней политики России и Украины в начале XXI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Россия и Украина: эволюция внешнеполитических приоритетов в начале XXI века»

УДК 327(470+477)

НОВИКОВА И.П. Россия и Украина: эволюция

внешнеполитических приоритетов в начале XXI века

В статье рассматриваются основные направления внешней политики России и Украины в начале XXI века.

Ключевые слова: внешняя политика, Россия и Украина, ЕС, СНГ.

Деятельность государства на международной арене, регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями и иными общественными организациями, всемирными и региональными международными организациями, подразумевает под собой «внешнюю политику»1.

Внешняя политика опирается на экономический, демографический, военный, научно-технический и культурный потенциалы государства; сочетание последних определяет возможности внешнеполитической деятельности государства на тех или иных направлениях, иерархию приоритетов в постановке и реализации внешнеполитических целей.

Внешняя политика государства, ее содержание и вектор геополитической ориентации зависят от многих факторов: геополитического статуса государства, политического режима, идеологической ориентации правящих политических сил и оппозиции, степени зрелости институтов гражданского общества, а также уровня социально-экономического развития. Геополитическое положение государства исторически доминировало в выборе государством партнеров и развитии взаимоотношений с его противниками.

На современном этапе мирового развития внешняя политика государства оказывает решающее влияние на процессы

ускорения модернизации всех общественных систем (политической, правовой, экономической и культурной).

В статье рассматривается содержание внешнеполитических концепций двух соседних государств - России и Украины, которые в конечном счете лежат в основе их двусторонних отношений.

Основу внешней политики Российской Федерации составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти в сфере внешней политики, а также Концепция национальной безопасности, Военная доктрина и другие аналогичные документы.

Высшим приоритетом национальной безопасности России является защита интересов личности, общества и государства2.

Главными целями обеспечения защиты интересов личности, общества и государства являются:

1) обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, в наибольшей мере отвечающих интересам Российской Федерации

как одного из влиятельных центров современного мира и необходимых для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала;

2) создание благоприятных внешних условий для модернизации России, перевода ее экономики на инновационный путь развития, повышения уровня жизни населения, консолидации общества, укрепления основ конституционного строя, правового государства и демократических институтов, реализации прав и свобод человека и, как следствие, обеспечение конкурентоспособности страны;

3) воздействие на общемировые процессы в целях установления справедливого и демократического миропорядка, основанного на коллективных началах в решении международных проблем и на верховенстве международного права, при центральной и координирующей роли ООН как основной организации, регулирующей международные отношения и обладающей уникальной легитимностью;

4) формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения новых очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах;

5) поиск согласия и совпадающих интересов с другими государствами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, создание на этой основе системы двусторонних и многосторонних партнерских отношений, призванной обеспечить устойчивость международного положения страны к колебаниям внешнеполитической конъюнктуры;

6) всесторонняя защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом;

7) содействие объективному восприятию Российской Федерации в мире как демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой и независимой внешней политикой;

8) поддержка и популяризация в иностранных государствах русского языка и культуры народов России, вносящих уникальный вклад в культурно-цивилизацион-

ное многообразие современного мира и в развитие партнерства цивилизаций3.

Разнообразие международных проблем и кризисных ситуаций предполагают своевременную оценку приоритетности каждой из них во внешнеполитической деятельности Российской Федерации. Россия заинтересована в стабильной системе международных отношений, основанной на принципах равноправия, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества государств и опирающейся на международное право. Такая система призвана обеспечить надежную и равную безопасность каждого члена мирового сообщества в политической, военной, экономической, информационной, гуманитарной и иных областях4.

Приоритетность отношений с государствами-участниками Содружества Независимых Государств отвечает жизненным интересам Российской Федерации, является важным фактором включения России в мировые политические и экономические структуры. Россия выстраивает дружественные отношения с каждым из государств-участников СНГ на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга. С государствами, которые проявляют готовность к этому, развиваются отношения стратегического партнерства и союзничества.

Приоритетность определяется прежде всего в том, что на территории СНГ сосредоточены одни из главных российских жизненных интересов в области экономики, обороны, безопасности, защиты прав россиян, обеспечение которых составляет основу национальной безопасности страны.

Основными задачами политики России в отношении с государствами СНГ являются:

1) обеспечение надежной стабильности во всех её измерениях: политическом, военном, экономическом, гуманитарном и правовом;

2) содействие становлению государств СНГ в качестве политически и экономически устойчивых государств, проводящих дружественную политику в отношении России;

3) укрепление России в качестве ведущей силы формирования новой системы межгосударственных, политических и

экономических отношений на территории постсоветского пространства;

4) наращивание интеграционных процессов в СНГ5.

Россия стремится развивать потенциал региональной и субрегиональной интеграции и координации на пространстве государств-участников СНГ в рамках прежде всего самого Содружества, а также Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Евразийского экономического сообщества, оказывающих стабилизирующее влияние на общую обстановку в регионах, граничащих с государствами-участниками СНГ.

При этом ОДКБ рассматривается в качестве главного межгосударственного инструмента, призванного противостоять региональным вызовам и угрозам военно-политического и военно-стратегического характера6.

Россия подходит к торгово-экономическим связям с государствами-участниками СНГ с учетом достигнутого уровня сотрудничества, последовательно придерживаясь рыночных принципов в качестве важного условия развития подлинно равноправных взаимоотношений и укрепления объективных предпосылок для продвижения современных форм интеграции.

Активно способствует развитию взаимодействия государств-участников СНГ в гуманитарной сфере на базе сохранения и приумножения общего культурно-цивили-зационного наследия, которое в условиях глобализации является важным ресурсом СНГ в целом и каждого государства-участника в отдельности. Особое внимание уделяется поддержке соотечественников, проживающих в государствах-участниках СНГ, согласованию на основе взаимности договоренностей о защите их образовательных, языковых, социальных, трудовых, гуманитарных и иных прав и свобод.

Россия будет наращивать сотрудничество с государствами-участниками СНГ в сфере обеспечения взаимной безопасности, включая совместное противодействие общим вызовам и угрозам, прежде всего международному терроризму, экстремизму, наркотрафику, транснациональной преступности, незаконной миграции.

Россия активно содействует мирному разрешению конфликтов на пространстве СНГ на основе международного права, уважения достигнутых ранее договоренностей и поиска согласия между вовлеченными в них сторонами, ответственно реализуя свою посредническую миссию в переговорном процессе и миротворчестве.

Отношение России к субрегиональным образованиям и иным структурам без российского участия на пространстве СНГ определяется исходя из оценки их реального вклада в обеспечение добрососедства и стабильности, их готовности на деле учитывать законные российские интересы и уважать уже существующие механизмы сотрудничества, такие как СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, а также Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)7.

Республика Украина - субъект международного права, который строит свои отношения с другими государствами, руководствуясь международно-правовыми нормами и принципами. Концепция внешней политики Украины изложена в Декларации о государственном суверенитете, Акте провозглашения независимости Украины, Законе «Об основах внутренней и внешней политики», в которых декларируются и закрепляются основы внешней политики.

Внешняя политика Украины направлена на выполнение таких задач, как:

1) утверждение и развитие Украины как независимой демократической державы;

2) обеспечение стабильности международного положения Украины;

3) сохранение территориальной целостности государства, неприкосновенность ее границ;

4) вхождение национального хозяйства к мировой экономической системе для его полноценного экономического развития, повышения благосостояния народа;

5) защита прав и интересов граждан Украины, ее юридических лиц за рубежом, предоставление им помощи согласно международному праву;

6) распространение в мире образа Украины как надежного и предсказуемого партнера.

Главными сферами внешнеполитической деятельности Украины являются:

1) развитие двусторонних межгосударственных отношений;

2) расширение участия в европейском региональном сотрудничестве;

3) сотрудничество в пределах Содружества независимых государств;

4) членство в ООН и других универсальных международных организациях8.

Базовым документом по внешней политике Украины является Закон «Об основах внутренней и внешней политики», которым определены основы и задачи внешнеполитической деятельности.

Основы внешней политики базируются на безусловном соблюдении Конституции Украины, обеспечении в Украине прав и свобод человека и гражданина, на общепризнанных принципах и нормах международного права, защиты его национальных интересов, утверждения Украины как полноправного и авторитетного члена мирового сообщества.

Внешняя политика Украины основывается на следующих принципах:

1) суверенное равенство государств;

2) воздержание от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости любого иностранного государства;

3) уважение к территориальной целостности иностранных государств и нерушимости государственных границ;

4) разрешение международных споров мирными средствами;

5) уважение к правам человека и его основополагающим свободам;

6) невмешательство во внутренние дела государств;

7) взаимовыгодное сотрудничество между государствами;

8) добросовестное исполнение принятых на себя международных обязательств;

9) приоритет общепризнанных норм и принципов международного права перед нормами и принципами национального права;

10)применение Вооруженных сил Украины лишь в случаях актов вооруженной агрессии против Украины, любых иных вооруженных посягательств на ее территориальную целостность и неприкосновенность государственных границ, борьбы с международным терроризмом и пират-

ством или в иных случаях, предусмотренных международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины;

11) применение международных санкций, контрмер и мер дипломатической защиты в соответствии с международным правом в случаях международных противоправных деяний, причиняющих вред Украине, ее гражданам и юридическим лицам;

12)своевременность и адекватность мер защиты национальных интересов реальным и потенциальным угрозам Украине, ее гражданам и юридическим лицам9.

Среди задач - развитие двусторонних отношений, особенно с приграничными государствами; становление взаимоотношений с западноевропейскими странами, европейскими межгосударственными структурами. Важно отметить, что приоритетными названы отношения с приграничными странами и СНГ, среди которых особое место занимает РФ.

Тем не менее Украина в начале 2000-х годов не раз официально заявляла о своем стремлении вступить в Североатлантический альянс. Членство в НАТО рассматривалось элитой республики как гарантия независимости Украины. Таким образом, основной линией во внешней политике Украины являлось балансирование между НАТО и Россией.

В соответствии с Законом «Об основах внутренней и внешней политики» Украина объявила себя внеблоковым европейским государством, осуществляющим открытую внешнюю политику. При этом соблюдение Украиной политики вне-блоковости означает неучастие Украины в военно-политических союзах, приоритетность участия в совершенствовании и развитии европейской системы коллективной безопасности, продолжение конструктивного сотрудничества с НАТО и другими военно-политическими блоками по всем вопросам, представляющим взаимный интерес10.

Особенность внешней политики Украины - ее «многовекторность», стремление поддержать партнерские отношения как с Россией, так и с Западом, хотя в ходе политического кризиса 2000-2001

годов возник некоторый антироссийский крен, связанный с явными симпатиями Запада к правой украинской оппозиции.

Отношения Украина - США развиваются достаточно динамично, поскольку США преследуют цель недопущения сближения Украины и России. В последнее время в политике США по отношению к республике обозначился поворот от прямого давления и стремления дестабилизировать политическую ситуацию к тактике лавирования между Президентом Украины и оппозицией.

Европейское направление является стратегическим во внешней политике Украины. Ориентация республики на интеграцию в Европу в целом поддерживается ЕС, потому что Украина имеет особое геополитическое значение. В связи с наметившимися противоречиями между США и ЕС Украина в своей внешней политике, видимо, намерена использовать тактику балансирования между двумя этими силами.

Европейский выбор Украины не означает сосредоточение всех усилий лишь в сотрудничестве со странами Запада. Ключевой проблемой приближения к членству в ЕС является высокий уровень готовности экономики к его требованиям, ее конкурентоспособности на мировом рынке. И для достижения этого уровня нужно не ограничиваться заданиями вхождения в европейское экономическое пространство, а как можно шире выходить на рынки других регионов мира, развивать взаимовыгодное сотрудничество со странами, больше всего заинтересованными в украинских товарах и технологиях.

Наращивание объемов экспорта является необходимым условием интеграции Украины в мировое хозяйство. Поскольку доступ украинской продукции на рынки развитых стран ограничен, то намного более перспективным выглядит продвижение на рынки стран СНГ и стран третьего мира. Именно здесь для Украины имеются большие возможности занять «свою нишу» в мировой хозяйственной системе, которая будет лучше всего работать на рост национальной экономики и, следовательно, на темпы реализации курса на европейскую интеграцию11.

Развитие внешней политики в данном направлении украинские лидеры рассматривают как дополнительный инструмент для интеграции республики в ЕС. В то же время следует отметить, что восточноевропейские соседи не сразу проявили интерес к Украине. В результате в 1992-1993 годах Киев находился в дипломатической изоляции, несмотря на то, что договоры о дружбе и сотрудничестве были заключены в 1992 году с Польшей, а в 1993-м - с Венгрией и Словакией. С 1997 году положение стало несколько изменяться. Так, например, заметно возросли масштабы сотрудничества Украины с Польшей. В мае 1997 года был образован Балто-Черноморский альянс (Украина, Польша, Латвия, Эстония, Литва). Начались регулярные совместные заседания советов национальной безопасности Украины и Польши, стали укрепляться экономические связи, возник, в частности, ряд совместных проектов, начало развиваться военное сотрудничество, завершилось формирование польско-украинского миротворческого батальона. Отношения Украины с другими восточноевропейскими странами также активизировались, регулярно проводятся встречи президентов Польши, Венгрии, Чехии, Украины, Литвы, Латвии, Эстонии и Румынии.

В то же время Украина остается в составе СНГ, принимает участие в работе многих органов и институтов, хочет расширения сотрудничества с государствами-членами как в пределах Содружества, так и на двусторонней основе.

Россия объективно является важнейшим стратегическим партнером Украины, прежде всего в основополагающем - экономическом аспекте, на протяжении всех лет независимости она прочно удерживает первое место в числе основных внешнеэкономических партнеров Украины. Данное направление внешней политики Украины обосновывается как ее геополитическим положением, так и исторической взаимосвязью двух государств. В связи с этим как на уровне общественного мнения, так и на уровне властных институтов украинско-российские отношения выделяются в качестве особо значимых, о чем свидетельствует создание Указом

Президента Украины от 23 июля 1997 г. Национального института украинско-российских отношений12.

За последние несколько лет Россия увеличила свое влияние на большей части территории бывшего Советского Союза, дав возможность своей внешней политике развиться в нечто более гибкое. Украина является одной из стран, которую можно рассматривать в качестве ключевого компонента этой эволюционировавшей внешней политики.

Россия считает Украину, так же как Украина считает Россию, стратегически важной для себя страной на постсоветском пространстве по нескольким причинам: украинская и российская экономики и промышленные центры фактически интегрированы; примерно 80% российского экспорта природного газа в Европу идет транзитом через Украину; местом базирования российского Черноморского флота является Севастополь; географическое положение Украины (примыкающей к центральной части России) означает, что Украина, которая враждебна по отношению к России или дружит с врагами Москвы, представляет собой реальную угрозу национальной безопасности России.

Во внешней политике Украина продолжила экономическое и политическое со-

трудничество с Евросоюзом, получение членства в ЕС остается одним из основных приоритетов Украины. В соответствии с новым принятым Законом Украины «Об основах внутренней и внешней политики» Украина является внеблоковым государством.

1 Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю.И. Аверьянов. М.: Изд-во Моск. Коммерч. Ун-та. 1993. 431 с. С. 45.

2 Стратегия национальной безопасности РФ.

3 Концепция внешней политики РФ.

4 Концепции внешней политики РФ.

5 Указ Президента РФ № 940 от 14.09.1995 г. «О стратегическом курсе России с государствами-участниками СНГ».

6 Стратегия национальной безопасности.

7 Концепции внешней политики РФ.

8 Внешняя политика http://www.alkj.ru/ ¡п<^ех.рЬф-дие8^иетп<^-ед-28-ап<^ч<^-ед-2784-ап<^-ор^оп-ед-сот_сотет-ап<^аБк-eq-view

9 Закон Украины «Об основах внутренней и внешней политики» от 01 июля 2010 г. № 2411- VI.

10 Закон Украины «Об основах внутренней и внешней политики» от 01 июля 2010 г. № 2411- VI.

11 Перспективные направления Украинской внешней политики // http://www.alkj.ru/ index.php-quest-Itemid-eq-1-and-id-eq-2784-and-option-eq-com_content-and-task-eq-view

12 Информационный центр. Вся Украина. http://www.ukraine.ru/elections2004/swit/ vneshpolit.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.