Научная статья на тему 'Россия и Украина: стратегическое партнерство или вынужденное соседство? (о взглядах украинских политиков и политологов)'

Россия и Украина: стратегическое партнерство или вынужденное соседство? (о взглядах украинских политиков и политологов) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
82
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Россия и Украина: стратегическое партнерство или вынужденное соседство? (о взглядах украинских политиков и политологов)»

В.Н.Бабенко

РОССИЯ И УКРАИНА: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО

ИЛИ ВЫНУЖДЕННОЕ СОСЕДСТВО?

(О взглядах украинских политиков и политологов)

Бабенко Василий Николаевич -

доктор исторических наук,

ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН.

Проблемы развития отношений между Россией и Украиной после распада СССР привлекают большое внимание как российских, так и украинских историков, политологов, социологов и политиков. Это находит отражение в многочисленных публикациях, в которых авторы пытаются осуществить анализ их развития с учетом геополитической ситуации, тесных экономических связей на уровне отдельных регионов и предприятий, сложившихся еще в советское время.

Значительное количество публикаций было приурочено к десятилетию российско-украинских отношений1. Причем хронологический отсчет этого десятилетия видится по-разному. Так, в двухтомном сборнике документов «Россия -Украина. 1990-2000»2, подготовленном внешнеполитическими ведомствами двух стран, он начинается с 1990 г., когда 12 июня сначала РСФСР, а затем 16 июля и Украина приняли декларации о государственном суверенитете3. Думается, было

1. Кириченко В. Захгд чи Схгд: пошук балансу // Полгтика г час. - Кигв, 2000. — № 9/10. - С. 8-15; Литвин В. Зовнгшня полгтика Украгни: 1990-2000//Вгче. - Кшв, 2000. — № 11. - С. 3-48; Литвин В. Зовнгшня полгтика Украгни: 1990-2000//Вгче. -Кигв, 2000. — № 12. - С. 13-66; Резнгк О.С. Зовнгшньополгтичнг оргентацгг насе-лення // Украгнське суспгльство: десять рокгв незалежностг: Соцгол. монгторинг та комент. науковцгв. - Кигв, 2001. - С. 237-245 и др.

2. Россия - Украина. 1990-2000: Документы и материалы: В 2 кн. - Кн. 1: 19901995 / Министерство иностранных дел Российской Федерации; Министерство иностранных дел Украины. - М.: Междунар. отношения, 2001. - 488 с.; Россия -Украина. 1990-2000: Документы и материалы: В 2 кн. - Кн. 2: 1996-2000 / Министерство иностранных дел Российской Федерации; Министерство иностранных дел Украины. - М.: Междунар. отношения, 2001. - 440 с.

3. Россия - Украина. 1990-2000: Документы и материалы: В 2 кн. - Кн. 1: 19901995. - М, 2001. - С. 11-18.

бы правильно хронологический отсчет в становлении и развитии российско-украинских отношений вести с 14 февраля 1992 г., когда два суверенных государства подписали «Протокол об установлении дипломатических отношений между Российской Федерацией и Украиной»4. Предшествующие полтора года были наполнены сложнейшими и противоречивыми социально-политическими процессами и событиями, происходившими в уже агонизировавшем, но еще не распавшемся Советском Союзе, которые гипотетически могли привести к иным вариантам развития. Если бы в августе 1991 г. победили путчисты, во что превратились бы упомянутые выше декларации?

В данной статье рассматриваются взгляды украинских исследователей и политиков на место и роль российско-украинских отношений в общемировом процессе глобализации, в развитии взаимоотношений России и Украины с ведущими странами мира, с ЕС и НАТО, а также в рамках СНГ.

Следует заметить, что в ряде рассматриваемых работ в научный анализ проблем, возникающих в развитии двусторонних отношений, нередко вторгаются конъюнктурные, политические соображения. Так, например, президент Атлантического совета Украины В.Гречанинов пишет: «Отношения Украины с Россией в экономическом плане на протяжении 90-х годов ХХ столетия имели характер не сотрудничества, а давления со стороны последней, точнее - партнерства-давле-ния»5. Указывая на активизацию украинско-российских отношений в экономической и военно-политической сферах в начале XXI в., он подчеркивает, что «ситуация пока что мало меняется»6. В то же время В.Гречанинов считает, что и Украине, и России в развитии двустороннего сотрудничества необходимо учитывать как геополитические факторы, так и процессы глобализации, развивающиеся в современном мире. Касаясь проблем в развитии отношений между двумя странами, он вынужден констатировать: «...ситуация, связанная с экономической, энергетической зависимостью Украины от России, отсутствие с нею и Беларусью границ, базирование на территории Украины ЧФ РФ (пока что до 2017 г.) и т.п. создают объективные условия, из-за которых вступление Украины в западные структуры может осуществляться только вместе с Россией»7.

Заведующий отделом Национального института российско-украинских отношений Б.Парахонський еще более категоричен в оценке двусторонних связей. Он, в частности, пишет: «"Анализ тенденций развития украинско-российских отношений за последний год показывает, что явное нежелание России видеть Укра-

4. Россия - Украина. 1990-2000: Документы и материалы: В 2 кн. - Кн. 1: 19901995. - М, 2001. - С. 47-48.

5. Гречантов В. Шсля розпаду бтолярног системи. Новий свтовий порядок та глобалгзацгя на початку XXI столття // Полгтика I час. - Кигв, 2002. — № 1. - С. 65.

6. Там же.

7. Там же. - С. 67.

ину в кругу европейских держав приобрело черту целенаправленной политики", главной задачей которой является "включение нашей державы в более жесткую систему зависимостей Москвы", аналогичной "белорусскому варианту"»8. Автору импонирует политика США в отношении европейских государств и Украины, которую они якобы хотят «видеть в роли влиятельного регионального лидера в соответствии с ее геополитическим потенциалом», и он предупреждает, что если вероятным станет «вариант переориентации Украины на Москву, шансы на формирование мощного европейского пространства будут значительно ниже»9. Выходит, судьба Европейского союза и европейской интеграции зависит от Украины? Между тем даже многие западные исследователи и политики предполагают, что вступление государств Центральной и Восточной Европы в ЕС и НАТО на первом этапе будет способствовать ослаблению в целом этих структур.

Рассматривая уровень украинско-российских отношений украинский историк В.Кириченко высказывает мнение, что в их развитии определяющую роль играют не принципы равноправного партнерства, а некоторые другие факторы. В частности, он считает, что «основные направления стратегии РФ обусловлены ее геополитическими амбициями и стремлением вернуть себе статус сверхдержавы, который она потеряла после распада Варшавского блока и СССР»10. Среди этих факторов он выделяет - «экономическую и социокультурную экспансию во все независимые страны на пространстве бывшего СССР, поддержку русскоязычного населения, создание условий для политического контроля и доминирования России»11. Тем не менее, анализируя противоречия в развитии отношений между Украиной и Россией, В.Кириченко признает, что «негативных моментов стратегического партнерства с Россией в целом меньше, чем позитивных, и они могут быть уравновешены стратегическим партнерством с другими странами»12. Автор выделил основные подходы, на базе которых формируются взгляды как представителей властных структур, так и общественности. К ним он относит следующие:

- «Россия - это реальность, которую нельзя не учитывать;

- Россия - наш большой сосед, которого нельзя игнорировать и с которым необходимо жить по-доброму;

- события в России, как правило, это прообраз будущих событий в Украине. В то же время это практически единственная держава, способная при некоторых условиях угрожать независимости Украины;

8. Парахоньский Б. З оглядками на Москву // Полгтика г час. - Кшв, 2000. — № 9/10. - С. 26.

9. Там же. - С. 30.

10. Кириченко В. Зах1д чи Схгд: пошук балансу // Полгтика г час. - Кшв, 2000. — № 9/10. - С. 10.

11. Там же.

12. Там же. - С. 11.

- Россия и Украина - это единое славянское цивилизационное пространство»13.

Характеризуя основные направления внешней политики Украины С.В.Вид-нянский и А.Ю.Мартынов считают, что значительной угрозой для ее национальной безопасности является напряжение во взаимоотношениях России и западных государств. «Если Запад декларирует желание видеть Украину свободной, демократической, процветающей, именно такой она может быть, существуя независимо от России, то последняя видит, — как отмечают они, — Украину в сфере своих жизненно важных национальных интересов»14. Данное утверждение звучит по крайней мере наивно. Неужели авторы серьезно полагают, что ведущие западные государства безвозмездно помогут Украине добиться экономической и энергетической независимости, не преследуя при этом свои собственные долговременные геополитические и экономические интересы?

Более реалистично высказывается по этому поводу С.В.Кульчицкий, указывая, что Запад относился в рассматриваемый период к Украине хорошо, но в то же время он думал "прежде всего о своих собственных интересах»15. Анализируя двухвектор-ный характер внешней политики президента Л.Кучмы, С.В.Кульчицкий отмечает, что она «имела основную цель обеспечить политическую независимость Украины в условиях ее экономической, прежде всего энергетической зависимости от России» и поэтому «должна была получить доступ к финансовым ресурсам США и находящихся под их контролем международных экономических организаций»16.

Тем не менее приостановление американской финансовой помощи Украине осенью 2002 г., связанное с обвинением ее в поставке Ираку современных противоракетных комплексов, свидетельствует о том, что этот украинский внешнеполитический вектор на данном этапе не был реализован. Такой поворот событий предсказал ранее украинский исследователь Н.И.Михальченко. Во взаимоотношениях с Украиной «и США, и Россия, и Объединенная Европа будут требовать, — писал он, — поддержки "своей" линии в международных делах»17. Однако постоянное балансирование Украины в сфере их политических и экономических интересов не может продолжаться долго, так как достаточно одной ошибки и ей будет отказано «в экономической и финансовой помощи»18.

13. Кириченко В. Захгд чи Схгд: пошук балансу // Полгтика i час. - Кигв, 2000. — № 9/10. - С. 14.

14. Вгднянський С.В., Мартинов А.Ю. Зовнгшня полгтика Украгны як предмет гсторичного аналгзу: концептуальнг пгдходи та перспективи // Укр. гст. журн. - Кигв, 2001. — № 4. - С. 54.

15. Кульчицький С.В. Утверждення незалежног Украгни: перше десятилгття // Укр. гст. журн. - Кигв, 2001. — № 4. - С. 9.

16. Там же.

17. Михальченко Н.И. Украинское общество: трансформация, модернизация или лимитроф Европы? - К.: Институт социологии НАНУ, 2001. - С. 385.

18. Там же.

Следует отметить, что еще в 1996 г. была опубликована книга, в которой Украине рекомендовалось «проводить активную и уравновешенную политику, направленную на установление взаимовыгодных связей с бывшими республиками СССР» и прежде всего с Россией, отношения с которой «в последнее время удалось, — подчеркивали авторы, — вывести на нормальный деловой уровень»19.

Украинский исследователь С.В.Максименко предлагает следующие принципы, на которых должен базироваться процесс интеграции Украины и России в ЕС: «во-первых, исключительно на национальных геополитических интересах, которые находят свое проявление в принципе перехода "от выживания к развитию"; во-вторых, на разработке методик выхода из "ловушек глобализации", включая сбор информационных массивов с целью создания крупных открытых центров обработки и анализа баз данных; в-третьих, на активной поддержке научно-исследовательских ресурсов; в-четвертых, на быстрейшем внедрении новых технологий и защите национального "интеллектуального ресурса" от посягательств других государств; в-пятых, на создании инфраструктуры транспортных коридоров, которые будут оказывать содействие, в частности, утверждению Украины как морского государства»20.

Официальная точка зрения на проблемы украинско-российских отношений представлена в обширной статье главы администрации президента Украины В.Литвина21, опубликованной в нескольких номерах журнала «Виче»22. В частности, он подчеркивает, что «Украина, исходя из особенностей ее исторического развития, специфики геополитического положения и взаимных экономических связей считает украинско-российские отношения стратегически важными и приоритетными»23. Анализируя развитие двусторонних отношений в прошедшее десятилетие, В.Литвин указывает, что за этот период между двумя странами было заключено около 240 межгосударственных и межведомственных соглашений, более 100 из которых «действуют и поныне, охватывая практически все направления сотрудничества»24. Кроме того, он особо отмечает активное расширение со-

19. Кремень В.Г., Табачник Д.В., Ткаченко В.М. Украгна: альтернативи поступу: Критика 1ст. досвгду. - Кигв, 1996. - С. 719.

20. Максименко С.В. Перспективы интеграции России и Украины: в контексте общих европейских геополитических интересов // Право и политика. - М., 2002. — № 7. -С. 73.

21.В настоящее время ВЛитвин является председателем Верховной Рады Украины.

22. Литвин В. Зовнгшня полгтика Украгни: 1990-2000 // Вгче. - Кигв, 2000. — № 11. - С. 3-48; Литвин В. Зовнгшня полгтика Украгни: 1990-2000 // Вгче. - Кигв, 2000. — № 12. - С. 13-66.

23. Литвин В. Зовнгшня полгтика Украгни: 1990-2000 // Вгче. - Кигв, 2000. — № 11. - С. 15.

24. Там же. - С. 17.

трудничества на межрегиональном уровне, результатом которого стало подписание свыше 250 двусторонних соглашений25. Подчеркивая, что в настоящее время «между Украиной и Россией не существует неразрешимых политических проблем», В.Литвин призывает к поиску конкретных механизмов, которые могли бы создать «благоприятные условия для наполнения реальным экономическим содержанием украинско-российских отношений»26.

Не менее откровенно высказывается о значении отношений Украины с Россией и народный депутат Украины член-корреспондент НАН Украины О.Било-рус. «Россия была и объективно остается, — указывает он, — глобальным стратегическим партнером и приоритетом Украины уже потому, что сосуществование с Россией является чуть ли не наибольшей, наисложнейшей и наиважнейшей проблемой для Украины»27. Такого же мнения придерживается и народный депутат Украины О.Г.Пухкал указывая, что «приоритетность этого вектора подчеркивается нашей заинтересованностью в развитии взаимовыгодных торгово-экономических отношений с Россией, в поддержке культурных, социальных связей с нашим великим северным соседом»28. А те украинские ура-патриоты, которые не желают это понять, считает О.Билорус, «наносят ей большой вред»29.

Значительный интерес представляют социологические опросы населения Украины относительно основных направлений ее внешнеполитического курса. Так, если в 1994 г. за расширение связей Украины со странами СНГ высказались 40,5%, то в 2001 г. - только 16,4%. За этот период снизилось также число сторонников интеграции Украины с Россией: в 1994 г. их было 17,5%, а в 2001 г. - 6,6%30. Итоги опроса по первому вопросу объясняются очевидно низкой эффективностью функционирования структур СНГ и их неспособностью добиться позитивного развития интеграционных процессов в рамках этого межгосударственного объединения. Снижение же почти в три раза сторонников украинско-российской интеграции обусловлено, по мнению О.С.Резника, «нежеланием российского правительства в последние годы содействовать продвижению украинских товаров на

25. Литвин В. Зовнгшня полгтика Украгни: 1990-2000 // В1че. - Кигв, 2000. — № 11. - С. 17.

26. Там же. - С. 18.

27. Бглорус О. Глобалгзацгя. Прийняти виклик часу // В1че. - Кшв, 2000. — № 12. -С. 138.

28. Пухкал О.Г. Полгтико-правовг засади сучасног украгнськог дипломатгг //Науковий вгсник Дипломатичной академгг Украгни. - Кигв, 2002. - Вип. 6. - С. 8.

29. Бшорус О. Глобалгзацгя. Прийняти виклик часу // В1че. - Кигв, 2000. — № 12. -С. 138.

30. Резнгк О.С. Зовнгшньополгтичнг оргентацгг населення // Украгнське суспгльство: десять рокгв незалежностг: Соцгол. монгторинг та комент. науковцгв. - Кигв, 2001. -С. 237.

свой рынок, события в Чечне»31. Но разве Украина не должна создавать благоприятные условия для размещения российских товаров на украинских рынках? Что же касается событий в Чечне, то вряд ли уместно следовать заблуждениям некоторых западных политиков и общественных деятелей, берущих под защиту чеченских террористов и фактически демонстрирующих приверженность двойным стандартам.

Важно отметить, что в то же время увеличилось число сторонников возможного создания восточнославянского блока в составе Украины, России и Беларуси. Если в 1994 г. их было 24,3%, то в 2001 г. - 29,2%32. В связи с этим интересным представляется высказывание заместителя директора Федерального института восточноевропейских исследований (Германия) Г.Симона. «Если бы Украина не автономизировалась полностью, вероятно, стал бы возможен, — указывает он, — союз трех восточнославянских народов, т.е. сокращенный вариант СССР»33. Хотя в конечном итоге он полагает, что ныне «восстановление общей государственности весьма маловероятно, даже в форме не очень тесной конфедерации»34.

Значительный интерес представляет и точка зрения главного редактора журнала «Полггична думка» А.Дергачева на место и роль украинско-российских отношений в европейском и евразийском контексте. «Украинско-российские отношения безусловно имеют, — подчеркивает он, — стратегический характер, но они лишены признаков реального партнерства»35. А.Дергачев полагает, что после того как вариант воссоединения Украины с Россией «утратил свое практическое значение», стратегический интерес последней заключается «в недопущении превращения Украины в союзника ее геополитических оппонентов» и в сохранении «Москвой унаследованных и наращивание дополнительных средств влияния и возможностей контроля»36. Отмечая положительные тенденции в двустороннем сотрудничестве, наметившиеся в последние годы, А.Дергачев в то же время считает, что данный этап отношений безусловно характеризуется: «прагматизмом сильного - России, прагматизмом слабого - Украины»37.

Необходимо выделить опубликованный в 2001 г. сборник документов «Россия - Украина. 1990-2000», отражающий процесс формирования правовой базы

31. Резтк О.С. Зовн1шньопол1тичн1 оргентацй населения // Украгнське сустльство: десять рокгв незалежностг: Сощол. монторинг та комент. науковщв. - Кигв, 2001. -С. 238.

32. Там же.

33. Симон Г. Россия и Украина через десять лет после краха коммунистического режима: сходство и различия // Полис. - М., 2000. — № 6. - С. 122.

34. Там же. - С. 126.

35. Дергачев А. Украинско-российские отношения - европейский и евразийский контекст // Полис. - М., 2000. — № 6. - С. 114.

36. Там же.

37. Там же. - С. 121.

отношений между Россией и Украиной в 1990-2000 гг., помогающий выявить комплекс проблем и противоречий, возникавших в развитии российско-украинского сотрудничества.

Подчеркивая уникальность публикуемых документов и материалов министр иностранных дел РФ И.С.Иванов отмечает, что за «юридическими формулировками договоров и соглашений стоит история короткого, но исключительно важного и ответственного периода в отношениях двух братских государств»38. Возникавшие в двухсторонних отношениях проблемы, связанные с выводом с территории Украины ядерного оружия, с разделом Черноморского флота, с формированием взаимовыгодной основы торгово-экономического сотрудничества непременно находили свое разрешение. «Важно, чтобы при всех трудностях в конечном итоге брали верх, — пишет И.С.Иванов, — общая ответственность за судьбы наших народов и политическая воля к дружбе, взаимопониманию и согласию»39. Российско-украинские отношения играют ключевую роль в рамках СНГ, в укреплении мира и стабильности на европейском континенте. Из материалов сборника следует, что наши государства готовы более эффективно координировать свои действия на мировой арене в интересах формирования демократической системы международных отношений. «Для России сотрудничество с Украиной было, есть и будет, — подчеркивает И.С.Иванов, — одним из важнейших внешнеполитических приоритетов»40.

Отмечая важность поступательного развития сотрудничества между Украиной и Российской Федерацией, украинский министр иностранных дел А.М.Злен-ко указывает, что «на этом пути мы осознали себя двумя независимыми и равноправными государствами, стратегическими партнерами, чьи дружественные и добрососедские отношения являются важным компонентом общеевропейской безопасности и стабильности»41. Обращая особое внимание на комплекс двусторонних соглашений торгово-экономического характера, А.М.Зленко приходит к выводу: «Оказывая взаимную поддержку социально-экономическим реформам в обеих странах, всячески содействуя экономическому росту и позитивной динамике в торговых отношениях, мы сможем выйти на новые важные рубежи»42.

Расположение документов и материалов в книгах по хронологическому принципу позволяет проследить становление и развитие двусторонних отношений, начиная с «Декларации о государственном суверенитете Российской Советской

38. Россия - Украина. 1990-2000: Документы и материалы: В 2 кн. - Кн. 1: 19901995. - М., 2001. - С. 5.

39. Там же.

40. Там же. - С. 6.

41. Там же. - С. 7.

42. Там же. - С. 8.

Федеративной Социалистической Республики» от 12 июня 1990 г. и «Декларация о государственном суверенитете Украины» от 16 июля 1990 г. до материалов пресс-конференции министра иностранных дел Российской Федерации И.С.Иванова и министра иностранных дел Украины А.М.Зленко (23 октября 2000 г.).

Опубликованные документы безусловно могут стать важной базой для исследования всех аспектов двусторонних отношений, взаимодействия двух государств в рамках СНГ и на международной арене, помогут преодолеть влияние недолговременных и конъюнктурных соображений, обусловленных зачастую политическими и националистическими амбициями, продолжить объективное освещение развития взаимовыгодного российско-украинского сотрудничества. В связи с этим надо прислушаться к мнению российских и украинских экспертов, подводивших на заседании «круглого стола» итоги 10-летнего раздельного существования России и Украины. Они констатируют, что в этот период «не были использованы ресурсы сотрудничества и необходимо создание новой модели», при разработке которой следовало бы не столько стремиться к недостижимому идеалу, сколько исходить из реального состояния двусторонних отношений, «нейтрализовать страсти и эмоции, наращивать позитивную динамику»43.

Можно вполне согласиться и с утверждением академика А.Чубарьяна, указывающего, что во взаимоотношениях России с соседними государствами «накоплено слишком много исторического опыта, часто весьма негативного и трудного, который отрицательно влияет на отношения с ними» и что это должно стать «уроком, опытом, но не причиной политических трудностей и враждебных стереоти-

пов»44.

Стремление двух государств к полноправному стратегическому партнерству нашло свое подтверждение 9 декабря 2002 г. в Москве во время переговоров президента РФ В.В.Путина с президентом Украины Л.Д.Кучмой, в ходе которых российский президент заявил, что Россия и Украина являются друг для друга «самыми главными партнерами»45. Эту позицию подтвердил и украинский президент, пожалуй впервые заявив, что «Россия для нас - самый-самый стратегический партнер, каким не может быть ни одна другая страна»46. Развитие двусторонних отношений в ближайшие годы покажет, насколько их содержание будет зависеть от изменения внутриполитической ситуации и внешних факторов, которые до недавнего времени имели немаловажное значение для выработки внешнеполитических курсов двух стран.

43. Михайлов С.В. Российские и украинские эксперты о поисках нового алгоритма межгосударственных отношений // Полития. - М., 2001. — № 3. - С. 141.

44. Чубарьян А. Десятилетие внешней политики России//Междунар. жизнь = Intern. affairs. - М., 2001. — № 6. - С. 8.

45. См.: Российская газета. - М., 2002. — № 233 (3101). - 10 декабря.

46. Там же.

Хотелось бы надеяться, что вопреки мнениям некоторых политиков и политологов, геополитические, социально-экономические и историко-культурные факторы приведут к единению двух братских народов независимо от того, будут ли на них время от времени примерять одежды стратегических партнеров или вынужденных соседей. Украина и Россия обречены быть вместе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.