Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА ТЕРРИТОРИЙ: ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ И ИНВЕСТИЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ'

СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА ТЕРРИТОРИЙ: ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ И ИНВЕСТИЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / УМНЫЙ ГОРОД / ИНВЕСТИЦИИ / ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куликова Е.С.

В данной статье рассматриваются современные особенности развития маркетинга территорий. В исследовании изучается явление конкурентоспособности территории в рамках интересов субъектов территории. Авторы определяют, что одним из изменений в стратегическом развитии маркетинга территории является появление концепции «умного города». Основной элемент концепции «умных городов» - интеллектуальные системы, основанные на информационных технологиях и анализе данных, существенно повышающие качество жизни горожан и решающие современные инфраструктурные проблемы. В исследовании определены особенности развития привлекательной инвестиционной среды в рамках территорий с целью обеспечения эффективности жизнедеятельности и системы конкурентоспособности. В статье рассмотрены особенности и механизмы привлечения инвесторов в рамках маркетинговой концепции. Цель данного исследования заключается в определении системы инструментов привлечения и повышения эффективности использования инвестиционных потоков как инструмента территориального маркетинга, повышающего результативность процессов и позволяющего стимулировать субъектов территории. Особенности в технологиях привлечения инвесторов в современном мире в полном объеме вписываются в концепцию маркетинга территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRITORY MARKETING STRATEGY: DIGITALIZATION OF PROCESSES AND INVESTMENT DEVELOPMENT

This article discusses the modern features of the development of territory marketing. The study studies the phenomenon of territorial competitiveness within the interests of the subjects of the territory. The authors determine that one of the changes in the strategic development of territory marketing is the emergence of the concept of " smart city". The main element of the concept of " smart cities" is intelligent systems based on information technology and data analysis, which significantly improve the quality of life of citizens and solve modern infrastructure problems. The study defines the features of the development of an attractive investment environment within the territories in order to ensure the efficiency of life and the system of competitiveness. The article discusses the features and mechanisms of attracting investors within the framework of the marketing concept. The purpose of this study is to determine the system of tools for attracting and improving the efficiency (rc) ® © of using investment flows as a tool for territorial marketing that increases the effectiveness of processes and allows stimulating the subjects of the territory. Features in technologies for attracting investors in the modern world fully fit into the concept of territory marketing.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА ТЕРРИТОРИЙ: ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ И ИНВЕСТИЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ»

Том

№2

2022

УМНАЯ ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА SMART DIGITAL ECONOMY

научный электронный журнал

Vol 2 №2, 2022

Научная статья Original article

Стратегия маркетинга территорий: цифровизация процессов и

инвестиционное развитие

2

Куликова Е.С.

Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия Автор-корреспондент: e.s.kulikova@inbox.ru

Аннотация: В данной статье рассматриваются современные особенности развития маркетинга

территорий. В исследовании изучается явление конкурентоспособности территории в рамках интересов субъектов территории. Авторы определяют, что одним из изменений в стратегическом развитии маркетинга территории является появление концепции «умного города». Основной элемент концепции «умных городов» - интеллектуальные системы, основанные на информационных технологиях и анализе данных, существенно повышающие качество жизни горожан и решающие современные инфраструктурные проблемы. В исследовании определены особенности развития привлекательной инвестиционной среды в рамках территорий с целью обеспечения эффективности жизнедеятельности и системы конкурентоспособности. В статье рассмотрены особенности и механизмы привлечения инвесторов в рамках маркетинговой концепции. Цель данного исследования заключается в определении системы инструментов привлечения и повышения эффективности использования инвестиционных потоков как инструмента территориального маркетинга, повышающего результативность процессов и позволяющего стимулировать субъектов территории. Особенности в технологиях привлечения инвесторов в современном мире в полном объеме вписываются в концепцию маркетинга территории.

Ключевые слова: маркетинг территории, цифровизация, умный город, инвестиции, организационно -экономический механизм.

Для цитирования: Куликова Е.С. Стратегия маркетинга территорий: цифровизация процессов и инвестиционное развитие. Умная цифровая экономика. 2022. Т.2, №2, с. 87-94

Territory marketing strategy: digitalization of processes and

investment development

Kulikova E.S.

Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia Corresponding author: e.s.kulikova@inbox.ru

Abstract: This article discusses the modern features of the development of territory marketing. The study

studies the phenomenon of territorial competitiveness within the interests of the subjects of the territory. The authors determine that one of the changes in the strategic development of territory marketing is the emergence of the concept of " smart city". The main element of the concept of " smart cities" is intelligent systems based on information technology and data analysis, which significantly improve the quality of life of citizens and solve modern infrastructure problems. The study defines the features of the development of an attractive investment environment within the territories in order to ensure the efficiency of life and the system of competitiveness. The article discusses the features and mechanisms of attracting investors within the framework of the marketing concept. The purpose of this study is to determine the system of tools for attracting and improving the efficiency

of using investment flows as a tool for territorial marketing that increases the effectiveness of processes and allows stimulating the subjects of the territory. Features in technologies for attracting investors in the modern world fully fit into the concept of territory marketing.

Keywords: territory marketing, digitalization, smart city, investment, organizational and economic mechanism.

For citaion: Kulikova E.S. Territory marketing strategy: digitalization of processes and investment development.

Smart Digital Economy. 2022. T.2, №2, pp. 87-94

Современное стратегическое развитие любой территории сегодня активно обсуждается в рамках разумного сочетания рыночных инструментов для повышения привлекательности территории и улучшения качества жизни. Маркетинг территории сегодня рассматривается как одно из перспективных направлений развития муниципальных образований, так как маркетинговая концепция управления территорией предполагает определенные механизм, который позволяет повысить конкурентоспособность территории. Существуют устоявшие представления о том, что предполагает конкурентоспособность, какими показателями определяется. Однако все большее количество авторов соглашается с тем, что данные параметры не являются определенной константой и в современной России происходят изменения, которые способствуют изменению концепции маркетингового подхода к процессу развития и становления территории. Одним из таких ключевых изменений является цифровизация экономики и интернет вещей, которые становятся все более востребованными в городском пространстве, поскольку предлагают конкретные преимущества как потребителям услуг, так и субъектам территории. Технологические процессы указанной отрасли активно развиваются и приводят к созданию целевого инструментария, работающего на маркетинг территории и позволяющего достичь серьезных экономических результатов. Данное направления определяется концепцией «умный город».

Ключевой элемент концепции умных городов - интеллектуальные системы, основанные на информационных технологиях и анализе данных, существенно повышающие качество жизни горожан и решающие современные инфраструктурные проблемы. Технологии трансформируют городскую среду, экономический ландшафт, социальные связи. Во всем мире умный город уже не является просто концепцией - это активно применяющаяся практика управления, внедряющаяся во все сферы городской жизни, включая водоснабжение, энергоснабжение, освещение, сортировку, уборку и переработку бытовых отходов, управление общественным транспортом и общественной безопасностью и т.п. «Умные города» ведут активный мониторинг практически всех важнейших объектов городской инфраструктуры с целью оптимального использования ресурсов и обеспечению безопасности функционирования городской инфраструктурой . Геоинформационная система (ГИС) является базой, основой для множества подсистем «умного города».

Многие исследователи подчеркивают широкие возможности применения умных технологий в системах маркетинга территорий. Механизм формирования и реализации управленческих аспектов маркетинга территории предполагает, на наш взгляд, обязательное совершенствование основных элементов организационно-экономического механизма в

Том 2 №2 2022

УМНАЯ ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА SMART DIGITAL ECONOMY

научный электронный журнал

Vol 2 №2, 2022

рамках локальной территории, что также предполагает использование концепции «умный город».

Все элементы организационно-экономического механизма сгруппированы нами по основным направлениям:

административной составляющей и предполагают введение определенных регламентирующих действий в рамках конкретной локальной территории с целью создания комфортных и эффективных условий жизнедеятельности для всех субъектов территории;

инициацию рыночных категорий в рамках территории, а также деятельность, направленную на повышение рыночной стоимости, капитализации бизнес-субъектов территории [3];

как конкурентоспособность территории проявляется прежде всего, по нашему мнению, в возможности экономического роста и развития. При этом экономический рост территории подразумевает наращивание объемов производства субъектов территории, расширение параметров конкурентоспособности, а экономическое развитие предполагает возможность применения передовых высоконаучных способов развития территории, более глубокого изучения и решения социальных и экологических проблем территории.

Стратегическая цель маркетинга территории, ее организационно-экономического механизма в данном ключе - обеспечение конкурентоспособности территории в результате повышения уровня жизни ее населения, притока инвестиций, экономического развития хозяйствующих субъектов.

Именно рост благосостояния населения и инвестиций в территорию и экономическое развитие хозяйствующих субъектов является декларируемой целью политики конкурентоспособности и является еще одним ключевым изменением в контексте концепции маркетингового подхода к процессу развития и становления территории. При высоком уровне жизни населения можно достигать отличных показателей конкурентоспособности. Показатели конкурентоспособности формируют спрос на территорию и, соответственно, возможности ее дальнейшего развития, построения стратегических альтернатив и возможностей выбора по перспективам в рамках различных экономических процессов. Это происходит за счет концентрации технологии и капитала в экономике, что ведет к повышению производительности труда, качества продукции, стандартизации производственных процессов, что также определяется цифровизацией. Увеличить эту концентрацию позволяет грамотная территориальная институциональная политика, которая также является фактором экономической конкурентоспособности территории, поскольку эффективность экономики территории определяется ее способностью генерировать резервы при более высоком уровне доходов населения [3].

С точки зрения развития маркетингового потенциала территорий, проблема привлечения инвестиций является одной из самых актуальных. Кризисное положение,

элементы

организационно-управленческого характера

являются

элементы институционально-маркетингового характера предполагают

элементы экономического характера, являются наиболее существенными, так

сложившееся в инвестиционной сфере территорий в период структурных преобразований, обусловлено рядом причин, основные из которых:

- общий кризис национальной экономики;

- резкое снижение эффективности регулирования инвестиционных процессов на всех уровнях экономики;

- политическая и экономическая нестабильность, высокие инвестиционные

риски;

- неразвитая рыночная инфраструктура, слабое информационное, кадровое и техническое обеспечение управления инвестиционной деятельностью;

- инфляция, дезорганизующая инвестиционную деятельность, подавляющая стимулы к накоплению капитала и подрывающая внешние источники финансирования высокой ценой кредита;

- дефицит инвестиционных ресурсов, связанный с отвлечением финансовых средств из реального сектора экономики;

- налоговый пресс, сдерживающий развитие предпринимательства и инвестиционную деятельность и т. д.

На современном этапе достижение целей стабилизации и ускоренного развития территорий возможно лишь на основе осуществления эффективной инвестиционной политики (Рисунок 1), а цифровизация территории способствует этому.

Данная схема, на наш взгляд, достаточно четко демонстрирует влияние инвестиционных процессов на развитие территории: привлеченные инвестиционные ресурсы приводят к развитию производства на территории, что обеспечивает рост доходов, формирует платежеспособность субъектов территории и приводит к росту емкости рынка и расширению использования маркетинговой среды.

Проблемы социально-экономического упадка регионов можно решить, только используя комплексный подход.

Том

№2

2022

УМНАЯ ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА SMART DIGITAL ECONOMY

научный электронный журнал

Vol 2 №2, 2022

2

Инвестиции

Производств

ч г

Доходы

\ \

Зарплата

1

Спрос

1 г

Емкость

Рисунок 1 - Структура инвестиционной политики [Составлено автором]

Нам представляется, что необходимость помогать регионам присутствует, но это должно быть не в виде стандартного, поддерживающего выделения средств, а финансовую помощь регионам следует оказывать на реальное производство товаров и услуг через проекты, программы с расширением использования рыночных рычагов и методов. Возможно предоставление дополнительных финансовых средств на конкурсной основе, с защитой соответствующих проектов, по результатам и эффективности работы местных властей по организации функционирования социальной сферы, созданию институциональных условий развития рынков товаров и услуг, труда и капитала и регулирования развития производства.

Привлечение инвестиций на территорию можно осуществлять путем создания благоприятных условий инвестору. Важным моментом, определяющим привлекательность территории для вложения средств, является четкая определенность стратегических целей предполагаемого объекта инвестирования и территории в целом.

В современных условиях происходит сокращение бюджетного финансирования на федеральном уровне и для бюджетов многих территорий в качестве основного источника инвестиционного финансирования выступают средства предприятий и организаций, размещенных на территории региона, формирование которых зависит от развития территориального маркетинга, а также средства внешних инвесторов (нерезидентов территории), также зависящие от маркетингового развития. Органы власти должны осуществлять эффективную инвестиционную политику для создания экономических возможностей достижения поставленных целей социально-экономического развития этих регионов. При этом основной и самой трудно решаемой проблемой является привлечение инвестиций в перспективные и значимые для развития экономики территории отрасли, а это как раз цифровые технологии «умного города».

Территориальная инвестиционная политика по привлечению инвестиций в промышленные и сельскохозяйственные предприятия территории должна представлять собой осуществление пакета проектов и программ, составляющих функциональную стратегию, в

91

рамках установленных мероприятий маркетинга территорий. В соответствии с рейтингом Национального рейтингового агентства «Эксперт РА» Республика Башкортостан входит в первую тройку среди субъектов по минимальному экономическому риску и законодательному обеспечению инвестирования [5]. Территорию республики мы рассмотрим в качестве примера эффективной маркетинговой политики. Постоянное повышение уровня рейтингов способствует привлечению заемных средств на внешних и внутренних финансовых рынках [1].

В Башкирии предусматривается создание благоприятных условий для инвесторов и прямое участие органов государственной власти в инвестиционной деятельности: предоставление государственных гарантий прав субъектов инвестиционной деятельности; предоставление бюджетного кредита Республики Башкортостан субъектам инвестиционной деятельности; предоставление льгот по уплате налогов и иных обязательных платежей, зачисляемых в бюджет территории в соответствии с действующим законодательством, инициатору инвестиционного проекта, претендующего на государственную поддержку его реализации; приобретение оборудования за счет средств бюджета Республики Башкортостан в собственность республики для его дальнейшего предоставления субъектам инвестиционной деятельности на льготных условиях; предоставление налогового кредита и инвестиционного налогового кредита в соответствии с законодательством; предоставление льгот по арендной плате за пользование государственным имуществом Республики Башкортостан при реализации инвестиционного проекта; долевое участие Республики Башкортостан в уставном капитале юридических лиц, реализующих приоритетные инвестиционные проекты.

Важным моментом при реализации инвестиционной политики является ее целевая направленность, должен осуществляться контроль целевого использования инвестиционных ресурсов, на основании бизнес-проектов, субъектов инвестирования. Механизмы стабилизации и маркетингового развития территорий будут эффективными если при их разработке и реализации будут учтены факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на социально-экономическую динамику.

Реализация механизмов стабилизации и маркетингового развития территорий с целью наиболее эффективного использования социально-экономического потенциала, по нашему мнению, должна основываться на детальной оценке существующего экономического, природно-ресурсного, социального, туристского и иного потенциала и включает в себя: анализ состояния отраслей экономики регионов; SWOT-анализ ключевых аспектов развития регионов; выявление критических факторов успеха; формулировка базовых целей развития регионов; определение и выбор стратегии развития регионов; определение основных программ в структуре стратегии. Основной упор следует сделать на субъекты территорий (резидентов), так как без их непосредственного участия маркетинговые стратегии развития территории не могут быть реализованы. Внутренние субъекты территории всегда заинтересованы в развитии территории проживания так как это приводит к росту доходов, увеличению занятости, росту покупательной способности, возможностям дифференциации и диверсификации, росту экономической активности в рамках территории и за ее пределами. Перечисленные факторы автоматически приводят к росту инвестиционной активности в рамках территории, а значит положительны по определению. Внешние консультанты могут

Том 2 №2 2022

УМНАЯ ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА SMART DIGITAL ECONOMY

научный электронный журнал

Vol 2 №2, 2022

только помочь раскрыть существующий маркетинговый потенциал и найти пути его практического использования. Исследование территории поможет выявлению тех объектов, потенциала и возможностей, которые можно использовать для создания привлекательных и прибыльных предприятий, региональных успешных и эффективных проектов, что соответствует стратегии маркетинга привлекательности, маркетинга имиджа.

Для формирования благоприятного имиджа и бренда территории, его позиционирования, по нашему мнению, необходима разработка маркетинговых мероприятий и сегментация рынка с целью стимулирования сбыта создаваемых продуктов и привлечения инвесторов. Следует регулярно публиковать рекламные и информационные издания (буклеты, каталоги), проводить экономические форумы, круглые столы с соответствующим кругом приглашенных, консорциумы, презентации регионов в России и за рубежом. Стратегия маркетинга имиджа является, на наш взгляд, наиболее результативной среди стратегий маркетинга территорий, направленных на ее развитие, с точки зрения инвестиционного процесса и его регулярного стимулирования в рамках процессов расширенного воспроизводства [3].

Каждая территория озабочена процессами формирования имиджа, в рамках которых она может стимулировать инвестиционные потоки, активно привлекать инвесторов в рамках различных программ. Инвестиционная активность повышается при комплексном формировании имиджа. Если формируется традиционный имидж в ходе комплекса стандартных мероприятий, это обычно настораживает инвестора, так как вызывает недоверие или ощущение наполненности данной рыночной ниши в рамках данной территории. В последнее время рекомендуется создавать благоприятный инвестиционный имидж, который как раз формируется за счет проведения выставок, ярмарок, круглых столов и прочих публичных мероприятий, широко освещаемых в средствах массовой информации. [4].

Для анализа инвестиционных проектов с целью предоставления государственных гарантий инвесторам необходима маркетинговая информационная система, которая, на наш взгляд, также является важной частью маркетинга территории и маркетингового потенциала территории. Именно региональные информационные центры должны информировать об оценке инвестиционных проектов, осуществлять общеэкономический мониторинг в регионе, публиковать или предоставлять экспертизы разрабатываемых программ и проектов для привлечения потенциальных участников рынка. Оценка инвестиционных проектов, по нашему мнению, должна проводиться с участием представителей администрации, государственных статистических и других заинтересованных органов путем создания маркетинговых служб, готовящих информацию для потенциальных инвесторов.

Известным механизмом притока инвестиций в территории является создание зон благоприятствования, принцип действия которых заключаются в установлении особого режима инвестирования для регионов с учетом особенностей, происходящих на территории воспроизводственных процессов и приоритетных отраслей для развития [1].

При создании зон благоприятствования необходимо учитывать маркетинговую стратегию развития территории и приоритетные отрасли для привлечения инвестиционных потоков. Вводится специальный режим инвестиционной деятельности, определяющий налоговые льготы на данных территориях, пользователями которых будут только предприятия

с соответствующей отраслевой направленностью, реализующие инвестиционные проекты, отвечающие определенным требованиям. Регулирование интенсивности инвестиционных потоков через данные рычаги предполагает усиление активности субъектов в рамках необходимых параметров. Снижение налогового бремени на предприятия, имеющие потенциал к развитию, приводит к их заинтересованности в работе, повышению числа рабочих мест, что непосредственно отражается на социально-экономическом развитии территорий и способствует развитию стратегии маркетинга инфраструктуры и маркетинга населения [2].

Развитие форм взаимодействия субъектов территории, резидентов, представителей малого и среднего бизнеса (усиление межотраслевого взаимодействия) с крупным бизнесом, внешними инвесторами, создание на территориях малых предприятий по производству продукции на базе и при содействии крупных предприятий может послужить фактором, активизирующим развитие маркетинга территории. Проведение крупномасштабных проектов с привлечение известных субъектов рынка определяет высокие оценки ведущих мировых рейтинговых агентств инвестиционного климата региона, а значит рост маркетингового потенциала территории.

Список литературы

1. Давлетшин Т.Ф. Механизмы привлечения инвестиций в депрессивные районы на примере Республики Башкортостан/ Давлетшин Т.Ф.//Молодой ученый. - 2009. - №5. - С. 33-42.

2. Инвестиционная и строительная деятельность в Республике Башкортостан. Статистический сборник. - Уфа: Башкортостанстат, 2014.

3. Куликова Е.С. Институциональный маркетинг: монография / Е. С. Куликова, И. В. Разорвин, В. П. Неганова, Д. А. Трубинов и др.- Екатеринбург, 2012. - 248 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Куликова, Е. С. Инвестиционная активность как основной элемент организационно-экономического механизма маркетинга территории [Текст] / Е. С. Куликова, О. В. Цицина // Фундаментальные исследования. - 2015 - № 2 (часть 3). - С. 554-557.

5. Куликова Е.С. Маркетинг территории как метод социально-экономической политики // Аграрный вестник Урала - 2007. - N 3.

6. «Эксперт РА», [Электронный ресурс] - URL:http://www.raexpert.ru.

© Куликова Е.С., 2022. Умная цифровая экономика. 2022. Т.2, №2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.