Section 4. Management
Section 4. Management
Alexandrova Elena Nikolaevna, Kuban State University, candidate of economics, associate professor of the International Economics and Management Department, Krasnodar E-mail: [email protected] Kaushanskaya Victoria Valerievna, Kuban State University graduate student of the International Economics and Management Department, Krasnodar E-mail: [email protected]
Company’s strategy of competitiveness in the conditions of globalization
Abstract: In article key questions of development of strategy of competitiveness of the modern companies as a result of processes of globalization, decrease in costs of communication and transportation, reductions of the trade barriers leading to complication of the competitive environment, creation of new threats and opportunities are considered. Modern strategy of competitiveness are aimed at development and modernization of the competitive advantages allowing to create distinctive advantages to the company in a certain market. The conclusion is drawn on need of realization of system and complex approaches to strategy of ensuring competitiveness of the company.
Keywords: competitiveness strategy, company’s competitive advantage.
Александрова Елена Николаевна, Кубанский государственный университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и менеджмента, г. Краснодар E-mail: [email protected] Каушанская Виктория Валерьевна, Кубанский государственный университет, магистрант кафедры мировой экономики и менеджмента, г. Краснодар E-mail: [email protected]
Стратегия конкурентоспособности компании в условиях глобализации
Аннотация: В статье рассматриваются ключевые вопросы разработки стратегии конкурентоспособности современных компаний под воздействием процессов глобализации, снижения затрат на коммуникацию и транспортировку, сокращения торговых барьеров, приводящих к усложнению конкурентной среды, создания новых угроз и возможностей. Современные стратегии конкурентоспособности нацелены на развитие и модернизацию
20
Company’s strategy of competitiveness in the conditions of globalization
конкурентных преимуществ, позволяющих создать отличительные преимущества для компании на определенном рынке. Сделан вывод о необходимости реализации системного и комплексного подходов к стратегии обеспечения конкурентоспособности компании.
Ключевые слова: стратегия конкурентоспособности, конкурентные преимущества компании.
В современных условиях получение стабильных доходов компаний связано с разработкой и реализацией их конкурентных преимуществ. В общем случае конкурентоспособность компании зависит как от внутренних, так и от внешних факторов [1]. Различные ученые исследуют конкурентоспособность компании на основе одного или нескольких функциональных параметрах.
Согласно исследованию Всемирного экономического форума конкурентоспособность определяется как совокупность институтов, политики и факторов, обуславливающих уровень производительности страны. Уровень производительности, в свою очередь, определяет уровень процветания, которое может быть достигнуто экономикой [2]. При расчете индекса глобальной конкурентоспособности (the Global Competitiveness Index (GCI) эксперты фонда измеряют микроэкономическую и макроэкономическую конкурентоспособность. При этом используется 12 интегральных показателей, в числе которых — конкурентоспособность бизнеса (business sophistication).
Очевидно, что развитая практика деловых отношений между компаниями способствует более высокой эффективности в производстве товаров и услуг. Конкурентоспособность бизнеса имеет отношение к двум элементам, которые тесно взаимосвязаны: качество бизнес среды (сетей бизнес коммуникаций) и эффективность функционирования и стратегий отдельных фирм. Эти факторы особенно важны для стран, находящихся на третьей стадии развития конкурентоспособности (в исследовании ВЭФ выделяется три последовательные стадии развития — стадия, движимая факторами производства, стадия, движимая инвестициями и стадия, движимая инновациями), когда основные источники повышения производительности практически исчерпаны. Отметим, что эффективность сетей бизнес коммуникаций в стране и мер поддержки отраслей промышленности измеряется в том числе количеством и каче-
ством местных поставщиков и степенью их взаимодействия. Деятельность и стратегия отдельных фирм (брендинг, маркетинг, распределение, передовые производственные процессы и производство уникальных и сложных продуктов) в экономике в конечном итоге приводят к усложнению и модернизации бизнес-процессов.
Компании, которые постоянно уточняют и модифицируют (модернизируют) свои конкурентные преимущества имеют наибольший потенциал на рынке. В частности, ряд исследований показывает, что конкурентоспособность связана с внутренними операциями компаниями и технологиями, используемыми в этих операциях [3]. Согласно Hoff, Fisher & Miller конкурентоспособность компании определяется ее способностью производить товары и услуги, которые отвечают или превосходят ожидания клиента по качеству, поставлять эти товары или услуги в то время, место и по той цене, которые определяются клиентом, а также поставлять товары или услуги в форме и количестве, требуемом клиентом [4].
При этом на конкурентоспособность компании на рынке оказывают существенное влияние и внешние факторы. Особенно это проявляется если речь идет о глобальных игроках. Так, процессы глобализации, местного дифференцирования и международных инноваций становятся все более определяющими при разработке конкурентных преимуществ фирм. Проблема разработки и реализации эффективной стратегии конкурентоспособности для глобальных компаний заключается в возможности согласовать стандартиза-циию и кастомизацию товаров, концентрируясь на схожих характеристиках рынков, которых, становиться все больше, при этом учитывая различия в культуре, ценностях и предпочтениях потребителей разных стран.
Под влиянием процессов глобализации перед компанией возникает проблема выбора наиболее эффективной стратегии конкурентоспособности. Растущая интеграция мировых рынков, а также
21
Section 4. Management
рост конкуренции в международном масштабе предполагает принятие глобальной перспективы в планировании стратегии конкурентоспособности. Отметим, что далеко не все директора даже известных компаний могут четко определить конкурентные преимущества своих организаций, что является серьезным стратегическим упущением.
Стратегия конкурентоспособности современной компании позволяет ей лучшим образом реализовать конкурентные преимущества. При этом, чтобы оставаться конкурентоспособными компании постоянно должны исследовать и при необходимости модернизировать отличительные от конкурентов характеристики. Эффективность деятельности на рынке зависит не только от уровня инновационного развития фирмы, но и от таких факторов как:
— эффективности бизнес-процессов и квалификации персонала;
— управленческих навыков;
— доступа компании к привлекательным маркетинговым каналам;
— степени вертикальной интеграции и уровня развития аутсорсинга;
— доступа к уникальным знаниям и информации;
— способности эффективно продвигать и продавать продукты или услуги.
На развитие конкурентных преимуществ современных компаний влияет три ключевых фактора: доступ к информации; возможность использования сложной технологии; доступ к глобальному рынку через широкие возможности сети Интернет для организаций различных размеров и масштабов деятельности. Указанные факторы одинаково доступны для многих компаний и то как каждая конкретная фирмы сможет ими воспользоваться в контексте страновых и отраслевых условий и будет зависеть ее конкурентоспособность.
В основе стратегии конкурентоспособности компании лежит идея реализации такой модели бизнес-процессов и проектов, которая позволила бы получить положительный эффект за счет рационального сочетания элементов стратегического и конкурентного потенциала фирмы [5]. Таким образом, стратегия конкурентоспособ-
ности компании должна отвечать требованиям системного и комплексного подходов.
Эффективная стратегия конкурентоспособности компании определяет источники ее конкурентных преимуществ [6]. В числе таких источников из практики менеджмента отечественных и зарубежных компаний следует отметить следующие:
— эффективность: экономия на масштабе за счет доступа к большему числу потребителей и новым рынкам (расширение границ локального рынка фирмы), расширение жизненного цикла продукта, использование ресурсов другой страны (капитал, труд, природные ресурсы и др.);
— стратегия: преимущество «первопроходца», поставка уникального продукта на рынок;
— риск: возможность диверсификации макроэкономических и операционных рисков компании;
— обучение;
— репутация и сила бренда компании.
Компания может обладать конкурентным преимуществом только относительно другой фирмы на определенном рынке (отрасли). Таким образом, ценность конкурентного преимущества зависит от отличительной способности компании, размера и структуры рынка. Приведем примеры нескольких компаний, которые смогли удачно развить свои конкурентные преимущества как на внутреннем, так и на международных рынках в полной мере отвечая требованиям глобализации. Компания Apple смогла сформировать свое международное конкурентное преимущество на основе продукта, объединяющего функциональный и эстетический дизайн. Apple показала успешный пример того, как компания может усилить и эксплуатировать свое преимущество на локальном рынке и сделать его успешным во всем мире. IKEA — еще один такой пример. Отличительные характеристики компании, реализованные сначала в Швеции, а потом и во всем мире — дешевая мебель, которая может быть собрана самостоятельно потребителем, уникальная технология продаж.
Подводя итог, рассмотренным вопросам разработки стратегии конкурентоспособности компании в условиях глобализации приходим к выводу, что возрастающий уровень конкурен-
22
Industrial policy and development of industrial systems in Uzbekistan
ции определяет необходимость стратегического планирования конкурентоспособности компании на основе выделения, развития и модернизации ее конкурентных преимуществ. Только комплексный и стратегический подход к деятельности компании на рынке может гарантировать
ей успехи относительно ее конкурентов. Конкурентоспособность это относительная категория и ключевая цель стратегии конкурентоспособности компании в отношении конкурентов — ее обеспечение посредством реализации созданных конкурентных преимуществ.
Список литературы:
1. Шевченко И. В., Александрова Е. Н., Солахов П. А., Салмина О. А. Развитие инновационной системы России в процессе интеграции в глобальную экономику: национальный и региональный контекст//Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 16. С. 20-28.
2. The Global Competitiveness Report 2014-2015. The World Economic Forum.http://www.weforum. org/reports/global-competitiveness-report-2014-2015.
3. Agnihotri P., Santhanam H. International Marketing Strategies For Global Competitiveness.http://ci-teseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.198.6748&rep=rep1&type=pdf
4. Hoff, K., N. Fisher, S. Miller and A. Webb. 1997. Sources of Competitiveness for a Secondary Wood Products Firms: A review of Literature and Research Issues. Forest Products Journal Vol. 47 No.2.
5. Чаплина А. Н. Процессно-ориентированная система управления обеспечением конкурентоспособности предприятий потребительского рынка//Проблемы современной экономики. 2010. № 2 (34).
6. Шевченко И. В., Александрова Е. Н., Савченко М. И., Маровгулов В. М. Организационно-
экономические аспекты формирования конкурентной стратегии экономического роста России //Финансы и кредит. 2006. № 9 (213). С. 67-75.
Burkhanov Aktam Usmanovich, Doctor of economic sciences, Chair of department of Management of Tashkent State Technical University E-mail: Burkhanov. [email protected]
Industrial policy and development of industrial systems in Uzbekistan
Abstract: This article describes the industrial policy of Uzbekistan with the ascent to features of current statement and management of industrial systems. Moreover, its explores the use of state target programs as a main factor of modern industrial policy, and assess its further implementation for reindustrialization of Uzbekistan’s economy, which aims to achieve the economic security. The paper is finalized by set of recommendations for development of industrial policy and industrial systems’ management.
Keywords: industrial policy, reindustrialization, industrial system, state target programs, scientific-research and experimental-design.
1. Industrial system — theoretical approaches
The industry is a base of material production which contributes to generation of GDP. This contribution varied from 25% to 40% depends on a country. In the second half of 1990s’ and the begin-
ning of2000s’ the share of industry in GDP was increased in countries like Japan, India, China, Brazil, South-African Republic, etc. In Uzbekistan the share of industry in GDP increased from 17.6% in 1990 [1] to 24.2% in 2013 [2].
23