Научная статья на тему 'Стратегия комплексной модернизации Беларуси'

Стратегия комплексной модернизации Беларуси Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
386
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / БЕЛАРУСЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД / СОЦИУМ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крупский Дмитрий

Изложены предложения по совершенствованию стратегии и организационно-экономического механизма формирования и реализации инновационной политики Республики Беларусь на основе комплексной модернизации, то есть полномасштабной и всеобъемлющей трансформации существующей социетальной системы. Представлены ее стратегическая цель, задачи, принципы, ключевые направления, предпосылки и условия успешного проведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The complex modernization of Belarus strategy

The author gives suggestions on the Belarus’ innovation policy strategy and implementing mechanism improvement based on the comprehensive modernization of the societal system. He also gives its strategic goal, objectives, principles, key areas, prerequisites and conditions for success.

Текст научной работы на тему «Стратегия комплексной модернизации Беларуси»

Стратегия комплексной модернизации Беларуси

Резюме. Изложены предложения по совершенствованию стратегии и организационно-экономического механизма формирования и реализации инновационной политики Республики Беларусь на основе комплексной модернизации, то есть полномасштабной и всеобъемлющей трансформации существующей социетальной системы. Представлены ее стратегическая цель, задачи, принципы, ключевые направления, предпосылки и условия успешного проведения.

Ключевые слова: инновационная политика, комплексная модернизация, Беларусь, государственное регулирование, технологический уклад, социум, институциональная среда.

Дмитрий Крупский,

начальник управления

экономики

инновационной

деятельности

Министерства

экономики

Республики Беларусь

Анализируя динамику социально-экономического развития Республики Беларусь за годы независимости (1991-2016 гг.), можно выделить три этапа: 1991-1995 гг.- демонтаж ранее сложившейся системы хозяйствования и управления, разрыв хозяйственных связей на постсоветском пространстве и сопутствующее падение основных макроэкономических показателей;

1996-2010 гг.- восстановительный рост на основе участия в интеграционных объединениях на постсоветском пространстве, модернизация АПК, социальной и производственной инфраструктуры страны;

2011-2015 гг.- исчерпание внешних факторов экономического роста, поиск модели устойчивого развития.

На фоне мирового финансово-экономического кризиса в Беларуси темп прироста ВВП по отношению к предыдущему пятилетию в период 2011-2015 гг. составил 5,8% [1] (2001-2005 гг. - 43,4%, 2006-2010 гг.- 42,1%). В этих условиях становится все более очевидным, что ключевым внутренним источником социально-экономического развития являются инновации, что делает актуальным переход национальной экономики на путь инновационного развития.

Рост количественных показателей социально-экономического развития в период 19962015 гг. сопровождался снижением уровня конкурентоспособности и постепенным усугублением технологического отставания национальной экономики. Так, по оценке Государственного комитета по науке и технологиям, в 2008 г. средняя продолжительность использования технологий в отдельных отраслях экономики составляла 20-25 лет, на долю 3-4-го техноукладов приходилось 79%. В странах-лидерах удельный вес уже 5-го техуклада достиг 50% ВВП, в Беларуси в начале 1990-х гг. этот показатель был около 10%,

в середине 1990-х снизился до 3-5% и к настоящему времени составляет 7,7% [2, 3]. Производительность труда по валовой добавленной стоимости в промышленности в нашей стране почти в 4 раза ниже, чем в ЕС [4].

Препятствует переходу на путь инновационного развития комплекс системных проблем. Ключевая из них, по нашему мнению, это сложившаяся институциональная среда. Опираясь на концепцию институциональных матриц С. Г. Кирдиной [5], следует отметить, что в Республике Беларусь доминирует институциональная матрица Х. Об этом свидетельствует активная патерналистская роль государства в белорусском обществе как инициатора и организатора инновационного развития и модернизации экономики, при недостаточной активности самих субъектов хозяйствования в разработке и диффузии инноваций [6]. То есть инновационная динамика экономики Беларуси в значительной степени определяется качеством государственного управления и объемом выделяемых финансовых ресурсов.

Несмотря на определенные успехи по формированию нормативно-правовой базы в период 2007-2015 гг., пока не удалось преодолеть системные проблемы в научно-инновационной сфере [4]. Как следствие - крайне медленно осуществляется модернизация белорусского социума в направлении формирования «общества, основанного на знаниях», что принципиально для обеспечения перехода страны на путь инновационного развития. Поскольку именно наличие многочисленного слоя образованных, всесторонне развитых и креативно мыслящих граждан является основой для генерации новшеств и их распространения во всех сферах жизнедеятельности.

К сожалению, понимание роли и значения благоприятной институциональной среды как ключевого фактора интенсификации инновационного развития страны в целом отсутствует в системе государственного управления, что негативно сказывается на выработке и реализации соответствующих стратегических решений. Ставка исключительно на формирование нормативно-правовой базы не может считаться обоснованной без целенаправленной работы госорганов по систематическому внешнему трансферу, популяризации и внедрению организационно-управленческих, маркетинговых и производственных технологий в практику хозяйствования во всех ключевых сферах жизнедеятельности белорусского общества. Сегодня такая работа не организована надлежащим образом, что сдерживает формирование инновационной экономики.

Государственное регулирование инновационной деятельности

Инновационная деятельность в Республике Беларусь регулируется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, Национальной академией наук Беларуси, органами местного управления и самоуправления областного территориального уровня в пределах их компетенции в соответствии с Законом Республики Беларусь от 10.07.2012 г. №425-З «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» [7] и иными законодательными актами.

Право нормотворчества, распределения бюджетных средств, предусмотренных на развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности, имеет Государственный комитет по науке и технологиям (ГКНТ) [8]. Однако весьма серьезно ограничивает его возможности отсутствие достаточных полномочий, реальных «рычагов воздействия» в отношении других государственных органов (организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, Национальной академии наук), регулирующих развитие отдельных структурно-функциональных компонентов национальной инновационной системы (НИС). На уровне правительства эти вопросы входят в компетенцию

премьер-министра Республики Беларусь и четырех его заместителей, курирующих соответствующие органы [9].

Сложившийся комплекс проблем организационно-правового характера объективно препятствует развитию новых видов экономической деятельности и перспективных организационных форм и механизмов интеграции и кооперации, таких как кластеры, технологические платформы и др. Все это влияет на эффективность государственной инновационной политики, которая в нашей стране рассматривается сквозь призму «научно-технической» составляющей, что не позволяет ей выступать инструментом стратегического управления социально-экономическими изменениями на макроуровне, стать системным интегратором научно-технической, образовательной, промышленной и структурной политики, приобрести активно-наступательный характер.

Комплексная модернизация Беларуси

На традиционных для нашей страны рынках в настоящее время наблюдается снижение платежеспособного спроса и обострение конкурентной борьбы в рамках нового «передела мира» между глобальными «центрами силы», что в значительной мере обусловлено процессом смены технологических укладов. В этом контексте государственная инновационная политика должна стать реальным инструментом комплексной модернизации Беларуси (КМБ), то есть полномасштабной и всеобъемлющей трансформации существующей социетальной системы, рассматриваемой в двух аспектах.

Первый - как конкретно-исторический этап форсированного развития страны, в рамках которого надлежит:

■ позитивно разрешить назревшие социально-экономические проблемы и обеспечить переход Беларуси к постиндустриальной стадии развития, базирующейся на экономике знаний;

■ сформировать качественно более совершенную систему хозяйствования и управления;

■ обеспечить необратимость проведенных преобразований и их выход «на проектную мощность».

Второй - как масштабный проект, предусматривающий подготовку и реализацию совокупности согласованных и скоординированных во времени долгосрочных мероприятий в ключевых сферах жизнедеятельности, призванных кардинально преобразовать элементы подсистем белорусского общества (духовная сфера, политика и экономика) в направлении повышения эффективности их функционирования.

Суть идеи КМБ заключается в концентрации усилий по формированию в стране основ постиндустриального общества и развитию национальной государственности как гарантии сохранения суверенитета и независимости. Залогом последовательного воплощения замысла комплексной модернизации является оптимальное сочетание государственного регулирования с использованием потенциала институтов самоорганизации общества (бизнес и структуры гражданского общества).

Социальным субъектом КМБ, потенциально заинтересованным в развитии постиндустриального общества, выступают следующие группы населения:

■ наиболее образованная и компетентная часть правящей элиты и сотрудников государственного аппарата, осознающих необходимость форсированного развития страны;

■ научная и творческая интеллигенция;

■ наиболее «продвинутая» часть бизнес-сообщества;

■ большая часть инженерно-технической и гуманитарной интеллигенции;

■ активисты общественных организаций;

■ менеджмент и персонал высокотехнологичного сектора экономики;

■ часть менеджмента и высококвалифицированного персонала экспортоориентированного сектора экономики;

■ офицерский корпус;

■ студенческая молодежь.

Количественный рост этой части белорусского общества предопределит конечный успех преобразований.

Стратегическая цель КМБ -обеспечение выхода Беларуси на траекторию устойчивого социально-экономического и инновационного развития, достижение в дальнейшем лидерства по уровню и качеству жизни среди стран Центральной и Восточной Европы.

В рамках достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:

■ повышение эффективности функционирования ключевых подсистем белорусского социума, модернизация существующих, масштабное заимствование и «укоренение» современных социальных институтов, адекватных требованиям времени;

■ развитие человеческого капитала и наращивание интеллектуального потенциала белорусского народа;

■ формирование экономически мощной страны, способной обеспечить свою национальную независимость;

■ вовлечение в инновационный процесс регионов, формирование среды обитания, благоприятной для гармоничного развития личности;

■ создание экономики знаний на основе технологий 5-го и 6-го технологических укладов, достижение лидирующих позиций в мире по ряду направлений экономики, науки и технологий;

■ обеспечение участия национальной экономики в системе международного разделения труда, преимущественно в нише новых и высоких технологий.

В основу проведения КМБ

должны быть положены следующие принципы:

■ государство - инициатор и организатор КМБ;

■ вовлечение и участие в процессе КМБ всех социально активных групп, поощрение их самоорганизации и развитие институтов гражданского общества, солидарная ответственность;

■ ориентация на формирование и развитие «среднего класса»;

■ широкомасштабный трансфер знаний и технологий; системно-синергетический и программно-целевой подход при планировании и реализации мероприятий КМБ.

Ключевые направления КМБ

Комплексная модернизация касается различных сфер жизни общества.

Духовная сфера - идеология, общественная мораль, этика и право, национально-религиозные отношения, наука, культура и искусство. Предполагается достижение самоидентификации белорусского народа как полноправной европейской нации; формирование и распространение идеи национального возрождения, базирующейся на основе его культурных традиций

и ментальных ценностей; всемерная государственная поддержка формирования и развития собственного национального культурно-информационного пространства, включая национальную киноиндустрию, производство и распространение информации; ограничение идеологического влияния западной цивилизации при одновременном селективном использовании ее гуманистической культуры; восстановление престижа профессий, связанных с воспроизводством человеческого капитала.

Политическая сфера -обретение Республикой Беларусь статуса субъекта стратегического действия в системе международных отношений; модернизация существующих, создание и «укоренение» новых государственных институтов, проведение административной реформы, разработка и внедрение национальной системы менеджмента качества государственного администрирования; развитие институтов гражданского общества, создание системы саморегулируемых организаций в различных сферах жизнедеятельности и их господдержка; обновление правящей элиты на основе меритократического принципа; развитие регионов путем реформирования административно-территориального и местного управления и самоуправления; повышение политической культуры и сознания ключевых социальных групп, совершенствование системы политико-идеологического воспитания.

Экономическая сфера -отношения собственности, создания, распределения и перераспределения благ, предпринимательство, инвестиции и технологии.

Предлагается формирование экономики, основанной на знаниях, проведение инвестиционно-структурной перестройки, предусматривающей «новую индустриализацию» посредством форсированного развития отраслей высокотехнологичного сектора, особенно по таким направлениям, как ИТ, био- и наноиндустрия, космическая деятельность, приборостроение и робототехника; масштабная реструктуризация и приватизация организаций государственной собственности в традиционных отраслях. Поощрение частной инициативы и формирование значительного сектора малого и среднего предпринимательства; внедрение кластерной модели в качестве организационного инструмента повышения конкурентоспособности; трансформация и последующее развитие государственно-корпоративного сектора посредством интеграции в систему международного разделения труда; повышение эффективности хозяйствования за счет крупномасштабной диффузии организационно-управленческих, маркетинговых и технологических инноваций в ключевых сферах экономики; формирование значительного по численности «среднего класса», создание системы государственно-частного партнерства, вовлечение частного бизнеса в процесс инновационного развития.

Этапы реализации КМБ

Первый: подготовительный (организационно-мобилизационный) - 2016-2020 гг.; второй: активная трансформация белорусского общества -2021-2025 гг.; третий: постепенная стабилизация социетальной системы - 2026-2030 гг.

В основу стратегического замысла инновационного развития нашей страны на среднесрочную перспективу должна быть положена идея концентрации организационных усилий государственных органов и ресурсов на трех ключевых направлениях:

■ обеспечение внешнего трансфера знаний и технологий, внедрение

в организационно-управленческую, экономическую и инновационную деятельность Республики Беларусь передовых практик, управленческих, маркетинговых методик и инструментов, обеспечивающих высокий уровень конкурентоспособности (здесь уместно воспользоваться адаптированным положительным зарубежным опытом);

■ создание необходимой инфраструктуры для ускоренного развития инновационного предпринимательства в высокотехнологичных видах экономической деятельности (фармацевтика, био- и нано-индустрия, приборостроение

и электроника, атомная энергетика, ИТ-индустрия) и обеспечение упрощенного доступа к инструментам финансовой и нефинансовой поддержки;

■ формирование конкурентной среды в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Ключевыми инструментами для развития высокотехнологичного сектора в таких условиях выступают НАН Беларуси, Парк высоких технологий, Китайско-белорусский индустриальный парк, научно-технологические парки, свободные экономические зоны, которые должны стать площадками для инновационного предпринимательства. Развитие их инфраструктуры и материально-технической базы, а также создание системы поддержки (финансовой и нефинансовой)

отечественных предпринимателей, заинтересованных в реализации инновационных проектов, требует значительных государственных инвестиций.

Эффективное использование отечественного научно-технического потенциала в процессе формирования экономики знаний сегодня возможно посредством трансформации НАН Беларуси в научно-инновационно-производственную корпорацию, в рамках которой осуществляется полный цикл -от исследований и разработок до серийного производства высокотехнологичной продукции в области био- и наноинду-стрии, робото- и космической техники. Это предполагает возложение на Национальную академию наук функций государственного регулирования конкретных сфер деятельности, создание системы холдингов по приоритетным научно-техническим направлениям.

Деятельность Парка высоких технологий целесообразно расширить за счет таких смежных со сферой ИТ областей, как биоинформатика, нано-робототехника, когнитивные технологии, «интернет вещей».

Необходимо вовлечь государственный сектор экономики в конкурентную борьбу за ресурсы, обеспечить частному бизнесу доступ к созданным за счет бюджетных средств результатам научной и научно-технической работы и реальное равенство субъектов всех форм собственности.

В рамках подготовительного этапа КМБ усилия государственных органов следует концентрировать на решении конкретных задач в курируемой сфере. При этом акценты смещаются с нормотворчества (этот этап в основном закончен) на

организационно-практическую работу, прямо предполагая наличие компетентного госаппарата, который становится инициатором, организатором и проводником модернизации.

Мировой опыт свидетельствует о необходимости создания организационно-экономического механизма, соответствующего выбранным целям. Так, руководство Японии в 1960-е гг. приняло решение о развитии экспортоориентированной экономики, для чего было учреждено Министерство внешней торговли и промышленности. В Южной Корее в начале 2000-х в связи с задачей достичь технологического лидерства в мире в ряде ключевых областей науки, технологий и промышленности и было создано Министерство экономики знаний.

С учетом изложенного неизбежно реформирование механизма управления национальной инновационной системой и принятие в ближайшее время следующих мер:

■ возложить полномочия по координации ее развития на одного из заместителей премьер-министра Республики Беларусь либо повысить статус председателя ГКНТ до уровня заместителя премьер-министра;

■ утвердить нормативный правовой акт, регламентирующий

функциональные обязанности и полномочия координатора НИС, порядок его взаимодействия с другими государственными органами, уточнить их функции по госрегулированию в сфере био- и нанотех-нологий, робототехники, изобретательства, рационализаторства и инженерно-технического творчества, инновационного предпринимательства, бизнес-образования;

■ создать на базе ГКНТ Министерство инновационного и технологического развития Республики Беларусь, на которое возлагалась бы ответственность за развитие инновационного предпринимательства и формирование высокотехнологичного сектора национальной экономики 5-го и 6-го технологических укладов;

■ укрепить кадровый состав государственных органов всех уровней активными руководителями

и специалистами, владеющими современными профессиональными технологиями управления.

Данная концепция соответствуют приоритетам, изложенным в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года [10]. Ш

Статья отражает авторское видение проблемы и не является официальной позицией Министерства экономики.

Литература

1. Социально-экономическое развитие Республики Беларусь в 2011-2015 годах и меры по обеспечению устойчивого сбалансированного развития на перспективу: информационно-аналитический доклад / НАН Беларуси, Институт экономики НАН Беларуси. С. 5 // http://economics.basnet.by/files/SER.pdf

2. Социальныые проблемыы становления инновационной экономики Беларуси / под ред. Г.И. Соколовой.- Мн., 2008.

3. Наука - экономике знаний.- Мн., 2016.

4. Крупский Д.М. Инновационное развитие Республики Беларусь: итоги, проблемы и перспективыы // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. 2015. № 11.С.4-20.

5. Кирдина С.Г. X- и Y-экономики: Институциональный анализ.- М., 2004.

6. Марков А.В. Государственная инновационная политика: теоретические основы! и механизм реализации.- Мн., 2005.

7. Закон Республики Беларусь от 10.07.2012 г. № 425-З «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» // http://www. pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=H11200425&p1=1

8. О Государственном комитете по науке и технологиям Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2004 г. № 282: в ред. Постановления Сов. Мин. Республики Беларусь от 22.05.2015 № 431 // http://kodeksy-by.com/norm_akt/source-СМ%20РБ/type-Постановление/431—22.05.2015.htm

9. О распределении обязанностей между Премьер-министром Республики Беларусь, его заместителями и Руководителем Аппарата Совета Министров Республики Беларусь: Распоряжение Премьер-министра Республики Беларусь от 28.12.2015 г. № 443р // Информационно-правовая система «Эталон»/ Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.

10. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года / Министерство экономики Республики Беларусь, ГНУ НИЭИ.- Мн., 2015 // http://www.srrb.niks.by/info/program.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.