Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНОВ'

СТРАТЕГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
96
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ СПОРТА / СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / АГРЕССИЯ В СПОРТЕ / СОПЕРЕЖИВАНИЕ В СПОРТЕ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ногина Елена Витальевна

Важнейшую функцию перенаправленности природной агрессивности человека выполняет спортивная игра, которая требует сопереживания человека, вне зависимости от возраста. Разрешить человеку сопереживать за команду-фаворита, за любимого наиболее успешного игрока, разрешить принять активное участие в спортивной игре - это самый надежный способ перенаправить агрессию для ее обезвреживания. В отечественной теории и методике спортивных игр долгое время «избегали» признания агрессивного поведения как естественного игрового состояния, необходимого для победы. В настоящей статье, автором предпринята попытка научного анализа и критического осмысления стратегии использования агрессивного поведения в соревновательной деятельности спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ногина Елена Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY OF USING AGGRESSIVE BEHAVIOR IN COMPETITIVE ACTIVITY OF ATHLETES

The most important function of redirecting a person's natural aggressiveness is performed by a sports game that requires human empathy, regardless of age. To allow a person to empathize for the favorite team, for the favorite most successful player, to allow him to take an active part in a sports game is the most reliable way to redirect aggression to neutralize it. In the domestic theory and methodology of sports games, for a long time, the recognition of aggressive behavior as a natural game state necessary for victory was "avoided". In this article, the author attempts a scientific analysis and critical understanding of the strategy of using aggressive behavior in the competitive activities of athletes.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНОВ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №4/2022

Научная статья Original article УДК 37

СТРАТЕГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНОВ

STRATEGY OF USING AGGRESSIVE BEHAVIOR IN COMPETITIVE

ACTIVITY OF ATHLETES

Ногина Елена Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Физической подготовки Российской таможенной академии

Nogina Elena Vitalievna, alio.nogina@yandex.ru

Аннотация: Важнейшую функцию перенаправленности природной агрессивности человека выполняет спортивная игра, которая требует сопереживания человека, вне зависимости от возраста. Разрешить человеку сопереживать за команду-фаворита, за любимого наиболее успешного игрока, разрешить принять активное участие в спортивной игре - это самый надежный способ перенаправить агрессию для ее обезвреживания. В отечественной теории и методике спортивных игр долгое время «избегали» признания агрессивного поведения как естественного игрового состояния, необходимого для победы. В настоящей статье, автором предпринята попытка научного анализа и критического осмысления стратегии использования агрессивного поведения в соревновательной деятельности спортсменов.

Abstract: The most important function of redirecting a person's natural aggressiveness is performed by a sports game that requires human empathy,

2276

regardless of age. To allow a person to empathize for the favorite team, for the favorite most successful player, to allow him to take an active part in a sports game is the most reliable way to redirect aggression to neutralize it. In the domestic theory and methodology of sports games, for a long time, the recognition of aggressive behavior as a natural game state necessary for victory was "avoided". In this article, the author attempts a scientific analysis and critical understanding of the strategy of using aggressive behavior in the competitive activities of athletes.

Ключевые слова: развитие спорта, спортивные игры, агрессия в спорте, сопереживание в спорте, агрессивное поведение, соревновательная деятельность.

Keywords: sports development, sports games, aggression in sports, empathy in sports, aggressive behavior, competitive activity.

Стремительно меняющийся спортивный мир требует не только дальнейшей быстрой технологической модернизации включенной в него индустрии, но и соответствующей времени трансформации самого субъекта этого процесса - спортсмена. При проектировании будущих достижений в спорте основной акцент почему-то делается на технологический прорыв в области производства сверхсовершенного инвентаря, оборудования, фармакологических средств и т.д., зачастую не уделяется должного внимания развитию внутреннего потенциала спортсмена, не изыскиваются огромные энергетические ресурсы, генетически заложенные природой в его психофизиологической сфере. [2, с. 2023]

Значит ли это, что при анализе существующих проблем спорта необходим такой научный подход, который предполагал бы соблюдение общих логико-методологических принципов, учитывающих все условия спортивной подготовки мастеров высокого класса. Возможно, в теоретическом плане такой подход гипотетически имеет право на «жизнь», но вряд ли реализуем на практике в силу слишком большого количества трудно прогнозируемых обстоятельств, связанных с этим процессом. Поэтому чаще

2277

всего исследователи обращаются к одному из направлений и увязывают его с общими закономерностями всей системы спортивной подготовки.

В настоящее время имеют место «переходные, кризисные периоды трансформации общественных отношений, которые зачастую связаны с проявлением агрессии. Именно в такие периоды и возрастает научно -практический интерес к более глубокому и фундаментальному изучению агрессивного поведения людей. Трансформация любой социальной системы, с одной стороны, всегда оказывает влияние на сознание человека и требует от него переоценки своих личностных качеств, а с другой, происходит переоценка роли и места агрессии в развитии личности». [5, с. 374]

В теории и методике спортивных игр явственно обозначилась тенденция, которая проявляется в интересе большого круга специалистов к проблеме игровой агрессии. Возникает ощущение, что интерес теоретиков и практиков к обсуждаемой проблеме вполне закономерен в свете существенных изменений, происходящих в развитии игровых видов спорта. Наука должна быстро перестраиваться и оперативно реагировать на эти, иногда кардинальные, изменения. Такой срочный ответ от науки позволяет без промедления внедрять в тренировочный и соревновательный процесс инновационные теоретико-методологические разработки. Такой подход обеспечит вывод спортсменов на более высокий уровень совершенства, чем это было ранее.

В этом ключе заслуживает пристального внимания изучение проблемы игровой агрессии в спорте, ее возрастающее влияние на спортивный результат, вполне оправданный интерес со стороны специалистов разного профиля: педагогов, социологов, психологов, физиологов и т.д. Привлечение к решению данной проблемы столь широкого круга специалистов позволяет говорить о формировании относительно новой парадигмы в спортивной деятельности -парадигмы игровой агрессии.

В связи с тем, что до сих пор вопросы применения термина «парадигма» в педагогических исследованиях остаются открытыми, с точки зрения

2278

дискуссии, то в настоящем исследовании парадигма рассматривается как образец, воплощающий в себе концептуальную модель постановки проблемы игровой агрессии в спортивной деятельности. Подобная трактовка парадигмы позволяет представлять ее как план, указывающий на направления его реализации. В конкретном случае имеется в виду научная парадигма игровой агрессии как явление и ее составляющие: цель, содержание, результат. Правомерность такого подхода к пониманию содержания данного термина, с нашей точки зрения, представляется наиболее приемлемым для настоящей работы. [7, с. 514]

В спортивной деятельности игровая агрессия представляет собой одну из форм ответной реакции спортсмена на соревновательную обстановку и может быть признана в высшей степени конструктивной, если речь идет о средстве достижения запланированной цели или способе сохранения индивидуальности, повышения самооценки, самоутверждения и поддержания соответствующего эмоционального тонуса.

В настоящее время остро встает вопрос: так ли необходима игровая агрессия или без нее можно обойтись? Для этого желательно раскрыть основные причины, способствующие ее проявлению. Игровую агрессию спортсмена разумно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, как намерение во что бы то ни стало не проиграть единоборство (ни при каких обстоятельствах не пропустить соперника к воротам, мне будет стыдно перед партнерами, если я проиграю решающее единоборство, из-за меня забьют гол т.д.) Во вторых, в повышении статуса собственного «Я» (меня так просто не обыграешь). Отсутствие такой позиции очень часто приводит к снижению социального статуса игрока в командной среде, вызывает неуважение партнеров и в конечном итоге приводит к чувству сначала дискомфорта, а в отдельных случаях - к депрессивному состоянию.

Следует отметить, что в жестком противостоянии с противником игровая агрессия присуща практически всем участникам соревнования, между

2279

тем, ее проявление у каждого отдельного спортсмена носит различный характер.

Направленность, продолжительность, интенсивность и импульсивность игровой агрессии зависит от целого ряда обстоятельств. Проведенный ранее теоретический анализ позволил сделать заключение о множественности причин, порождающих игровую агрессию. Среди причинно-следственных факторов, вызывающих игровую агрессию, принято выделять: физиологические факторы, психологические, социальные и ситуационные.

Однако, какими бы мощными не были физиологические и психологические факторы воздействия, главной причиной игровой агрессии является ее соревновательная конфликтность. Конфликтная ситуация, возникающая в процессе соревновательной борьбы, может быть кратковременной или долговременной. Она была, есть и будет, поскольку в противостоянии соперников преследуется одна и та же цель - добиться победы, а победитель должен быть один. [1, с. 83]

В этом случае проявление игровой агрессии представляется как неизбежность. Причем формы ее проявления могут быть различными, она может быть осознаваемой или бессознательной, вынужденной или специально созданной, суть от этого не меняется - игровая агрессия направлена на достижение превосходства над соперником.

Игровая агрессия является конструктивной формой поведения в условиях высоко конкурентного спортивного поединка, допустимого правилами избранного вида игры. Причем следует отметить, если речь идет о психологическом воздействии и отсутствии каких-либо реальных физических действий игрока против своего опекуна, то в этом случае надо говорить о состоянии агрессивности, которое в нашем понимании не включает в себя непосредственно действие, но и не исключает его в дальнейшем, переходя в стадию игровой агрессии. Игровая агрессия - это реальное действие, рассматриваемое как ситуативная реакция спортсмена на соревновательный эпизод.

2280

В то же время необходимо различать агрессивные действия игрока, которые очень часто связываются с игрой, но имеют лишь косвенное к ней отношение. Например, возникшая на площадке драка двух или нескольких игроков не имеет ничего общего с игровой агрессией - это чистой воды агрессивное поведение, сразу наказуемое удалением с последующей, на определенный период, дисквалификацией. То же можно сказать о действиях игрока, атакующего своего соперника с применением физического воздействия с целью нанесения серьезной травмы. [4, с. 149]

Действия спортсмена, не связанные с борьбой за мяч, а направленные на нанесение физического ущерба сопернику являются деструктивными и не имеют ничего общего с пониманием самой сути игровой агрессии.

Было бы некорректно проявление игровой агрессии сводить только к условиям спортивного конфликта, не изучая особенности личности самого игрока. Поэтому феномен агрессивности и игровой агрессии целесообразно определять как биполярный, с одной стороны, психофизиологическое состояние, а с другой, физическое действие, которое вызывается этим состоянием.

Агрессивность, в отличие от игровой агрессии, может выражаться демонстрацией недовольства без совершения физического контакта: словесные оскорбления, угрозы, жесты и т.д. Например, может принимать форму словесных установок, направленных на утверждение собственного «Я» перед лицом противника. Агрессивность всегда первична по отношению к игровой агрессии. [3, с. 43]

Причиной же происхождения игровой агрессии как выражения внешней формы состояния агрессивности может быть совокупность различных факторов: ситуативные (неблагоприятная игровая ситуация); личностные (черты характера, темперамент); социальные (зрители, родственники, руководство клуба, средства массовой информации); поведенческие (поведение соперника, а иногда и партнеров, раздражает).

2281

Поэтому сама по себе игровая агрессия проявляется только тогда, когда для этого имеются предпосылки. В качестве важнейших предпосылок выступают указанные факторы, которые и вызывают ответную реакцию организма в форме физического воздействия. В некоторых случаях бездействие наносит больший ущерб противнику, нежели действие. Этот аспект спортивной деятельности тоже нужно учитывать при анализе биполярности обсуждаемых терминологических понятий. [6, с. 312]

Результаты предварительных исследований по проявлению игровой агрессии спортсменами свидетельствуют о том, что она зависит от большого количества детерминант, которые нужно учитывать при ее диагностике, а затем и регулировании. В первую очередь это касается возраста игроков, их квалификации, стажа занятий, опыта выступлений на высоком уровне, индивидуальных особенностей личности, социальной значимости самого спортсмена и вида избранной игры.

Именно в развитии теории игровой агрессии, подкрепленной научно обоснованной методологической базой, видится качественно иной подход в совершенствовании системы подготовки квалифицированных спортсменов игроков - подход, нашедший свое отражение в стремлении шире использовать заложенный на генетическом уровне психофизиологический ресурс, представляющий собой естественное состояние агрессивности, внешне выраженное в проявлениях игровой агрессии. Надежная диагностика состояния агрессивности, правильная его интерпретация, корректное принятие решений позволит успешно прогнозировать действия и, тем самым, эффективно управлять игровой агрессией спортсменов в условиях соревновательной деятельности.

Современным решением изложенной проблемы может служить теоретико-методологическая разработка и экспериментальное подтверждение внедрения в практику спортивной подготовки научно обоснованной парадигмы игровой агрессии.

2282

Список использованной литературы

1. Байкова, Н. И. Преодоление агрессии в спорте // Проблемы современной науки и образования. - 2017. - № 4 (86). - С. 81-84.

2. Выраженность уровневой агрессивности в эмоциональной сфере юных спортсменов-игровиков 13-15 лет / Ю. М. Макаров, Н. В. Луткова, Ю. А. Щедрина, А. А. Зайцев // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. - 2018. - Т. 11, №2 12. - С. 2021-2029.

3. Измайлова, Ю. М. Агрессия как психологический феномен человека / Ю. М. Измайлова, Е. М. Пискарева // Среднее профессиональное образование. - 2019. - № 5. - С. 42-44.

4. Каспарова, Е. Н. Изучение агрессии и агрессивности у спортсменов-единоборцев / Е. Н. Каспарова, В. П. Малецкая // Актуальные проблемы гуманитарного образования : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Минск, 19-20 октября 2017 г. - Минск, 2017. - С. 147-151.

5. Луткова, Н. В. Взаимосвязь уровней агрессивности и состояния эмоциональной сферы юных спортсменов игровиков 13-15 лет / Н. В. Луткова, Ю. М. Макаров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 1 (167). - С. 372-377.

6. Луткова, Н. В. Детерминированность уровней агрессивности характерологическими особенностями личности юных спортсменов игровиков 11 -12 лет / Н. В. Луткова, Ю. М. Макаров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 6 (160). - С. 311-315.

7. Павлов, М. И. Снижение деструктивной агрессии в обществе через развитие конструктивной агрессии / М. И. Павлов, Н. И. Красностанова // Евразийское Научное Объединение. - 2020. - № 12-7(70). - С. 511-516.

Literature

1. Baikova, N. And. Overcoming aggressions in disputes / / problem of the time of Sciences and education. - 2017. - № 4 (86). - S. 81-84.

2. In extravehicular aggressiveness in extravehicular aggressiveness in extravehicular sportsmenov-igrovikov 13-15 summer / U. M. Makarov, N. V.

2283

Lutkova, Yu. A. Generous, Huh. A. Zaitsev / / Journal of the Siberian Federal University. Gumanitarn. - 2018. - T. 11, № 12. - S. 2021-2029.

3. Izmailova, Yu. M. Aggression as a psychological phenomenon man / Yu. M. Izmailova, E. M. Piscareva / / secondary professional education. - 2019. - № 5. - s. 42-44.

4. Kasparova, E. N. Study of aggressiveness and aggressiveness in sportsmenov-unicov / E. N. Kasparov, V. P. Maletskaya / / Actualmember problem repeatedmanital education: material repeatedmember. learned. - practical. conf. Minsk, 19-20 October 2017 - Minsk, 2017. - S. 147-151.

5. Lyutkova, N. V. Interrelated aggressiveness and the long-standing extravemation of the national sphere repeater: Yun Asbah sportsmanov gamrovikov 13-15 summer / N. V. Lutkova, Yu. M. Makarov / / a scientist in their university notes. P.F. Lesgaftta. - 2019. - № 1 (167). - S. 372-377.

6. Lyutkova, N. V. Determinations of urovnei aggressiveness characterological singularities of the personalities of Yun pengh sportsmanov gamrovikov 11 -12 summer / N. V. Lutkova, Yu. M. Makarov / / a scientist in their university notes. P.F. Lesgaftta. - 2018. - № 6 (160). - S. 311-315.

7. Pavlov, M. And. Reduction of destructive aggressions in society and development of constructive aggressions / m. And. Pavlov, N. And. Krasnostanova / / Eurasian Scientific Association. - 2020. - № 12-7(70). - S. 511-516.

© Ногина Елена Витальевна, Научно-образовательный журнал для

студентов и преподавателей «StudNet» №4/2022.

Для цитирования: Ногина Елена Витальевна, СТРАТЕГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СПОРТСМЕНОВ// Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей

«StudNet» №4/2022

2284

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.