мость приобретает желание получить диплом и начать трудовую деятельность.
3. Эффективность обучения студентов во многом определяется личностными мотивами, индивидуальными и профессиональными запросами к образованию. Изучение мотивационных компонентов на разных этапах обучения позволит скорректировать организацию учебного процесса, создать предпосылки, которые реализуют интересы студентов в учебном процессе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - Санкт-Петербург : Питер, 2002. - 512 с.
2. Каргина Е.М. Мотивация обучения в вузе / Е.М. Каргина // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 6. - Ч. 3 - URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/06/35558 (дата обращения: 02.03.2021).
3. Мормужева Н.В. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV международной научной конференции / ответственный редактор Г.А. Кайнова. - Челябинск : Два комсомольца, 2013. - С. 160-163.
4. Тарбеева Д.А. Мотивация к обучению студентов Уральского государственного лесотехнического университета / Д.А. Тарбеева // Молодой ученый. - 2016. - № 17 (121). - С. 169-172.
5. Кирюшин А.В. Изучение мотивации обучения в вузе студентов социально-гуманитарного факультета // Ученые заметки Тихоокеанского государственного университета. -2015. - Т. 6, № 1. - 28-32. - URL: https://pnu.edu.ru/media/ejournal/articles-2015/TGU_6_6.pdf (дата обращения: 02.03.2021).
6. Хлабыстова, Н.В. Трансформация требований основных потребителей образовательных услуг к институту высшего профессионального образования в современном российском обществе (на примере Кубанского государственного технологического университета) // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 7. - 50-53.
REFERNCES
1. Ilyin, E.P. (2002), Motivation and motives, Peter, Saint-Petersburg.
2. Kargina, E.M. (2014), "Motivation of training in higher education institution", Modern scientific researches and innovations, No. 6, Part 3, available at: http://web.snauka.ru/issues/2014/06/35558 (data accessed 03/02/2021).
3. Mormuzheva, N.V. (2013), "Motivation for studying students of professional institutions", Pedagogy: Tradition and Innovation, Proceedings of the 4th International Scientific Conference, Dva komsomoltsa, Chelyabinsk, pp. 160-163.
4. Tarbeeva, D.A. (2016), "Motivation for studying students of the Ural State Forest Engineering University", Young scientist, No. 17 (121), pp. 169-172.
5. Kiryushin, A.V. (2015), "Studying of motivation of training in higher education institution of students social and humanitarian faculty PNU", Uchenye zametki TOGU, Vol. 6, No. 1, pp. 28-32, available at: https://pnu.edu.ru/media/ejournal/articles-2015/TGU_6_6.pdf (data accessed 03/02/2021).
6. Khlabystova, N.V. (2015), "Transformation of requirements of the main consumers of educational services to higher vocational education in the modern Russian society (case study of Kuban State Technological University)", Theory and Practice of Social Development, № 7, pp. 50-53.
Контактная информация: bushmat@mail.ru
Статья поступила в редакцию 22.10.2021
УДК 796.072
САМООЦЕНКА СПОРТСМЕНАМИ АГРЕССИВНОГО СТИЛЯ ПОВЕДЕНИЯ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наталия Валерьевна Луткова, кандидат педагогических наук, доцент, Юрий Михайлович Макаров, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта,
Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлены результаты исследования самооценки собственных агрессивных проявлений юными спортсменами в процессе многолетней подготовки. Отдельные акты агрессивного поведения рассматриваются с позиции их профессиональной ориентированности на достижение запланированного результата, связанного с наличием ситуативной конфликтности в постоянно меняющейся окружающей обстановке. Вопрос понимания механизмов агрессии неразрывно связан с их возрастными особенностями, которые определяются типичными для них стилями поведения в ситуациях, вызывающих агрессивные действия. В начальном возрастном периоде подготовки у юных спортсменов не наблюдается какого-либо четкого понимания и осознанности в демонстрации агрессивного поведения в соревновательной деятельности. Основными причинами расплывчатости их сознания в проявлении агрессивных актов являются: во-первых, низкий уровень тактико-технической подготовленности, во-вторых, отсутствие умения адекватно оценивать свои действия в ситуациях с различной степенью психоэмоциональной напряженности. Полученные данные свидетельствуют о том, что осознанность демонстрации агрессивных действий находится в прямой зависимости с возрастом спортсменов и длительностью их занятий спортом.
Ключевые слова: самооценка, спортсмены, агрессивный стиль поведения, соревновательная деятельность.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p215-219
SELF-ESTEEM OF ATHLETES OF AGGRESSIVE STYLE OF BEHAVIOR IN
COMPETITIVE ACTIVITY
Natalia Valerievna Lutkova, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Yuri Mikhai-lovich Makarov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg
Abstract
The article presents the results of self-assessment of own aggressive manifestations by young athletes in the process of long-term preparation. Certain acts of aggressive behavior are considered from the point of view of their professional orientation towards achieving the planned result associated with the presence of situational conflict in the constantly changing environment. The question of understanding the mechanisms of aggression is inextricably linked with their age characteristics, which are determined by their typical behavioral styles in situations that cause aggressive actions. In the initial age period of training, young athletes do not have any clear understanding and awareness in demonstrating aggressive behavior in competitive activities. The main reasons for the vagueness of their consciousness in the manifestation of aggressive acts are: firstly, a low level of tactical and technical preparedness, and secondly, the lack of ability to adequately assess their actions in situations with varying degrees of psycho-emotional tension. The data obtained indicate that the awareness of the demonstration of aggressive actions is directly related to the age of athletes and the duration of their sports activities.
Keywords: self-esteem, athletes, aggressive style of behavior, competitive activity.
ВВЕДЕНИЕ
В научно-методической литературе имеется целый ряд исследовательских работ, посвященных педагогическому пониманию агрессии и агрессивности в спортивной деятельности [2, 3, 4, 5, 6]. Результаты этих исследований подчеркивают важность и значимость научного подхода в правильном восприятии и понимании спортивной агрессии, столь необходимой в условиях жесточайшей конкурентной борьбы. Одним из возможных направлений научного поиска по данной тематике является направление, связанное с соответствием свойств личности спортсменов тому уровню требуемой агрессии, которая выступает в позитивном, конструктивном качестве и обеспечивает высокую эффективность состязательности. Конфликтный характер спортивной деятельности позволяет подходить к пониманию агрессивных действий с позиции их полифункциональности. Такие действия зачастую определяются высоким уровнем притязаний, являясь главным регулятором управления сложившейся ситуации. Кроме этого они направлены на соперничество
в завоевании или отстаивании личного пространства, собственного «Я» в виде защиты своей самооценки и могут выступать как один из способов решения проблемных соревновательных ситуаций. Поэтому разрешение проблемы агрессивных проявлений в поведении спортсменов в условиях длительной многолетней подготовки должно быть направлено в первую очередь на изучение поведенческих характеристик на основе учета мотивационно-смысловых и когнитивных связей.
Исходя из изложенного выше, целью настоящего исследования явилось обоснование собственной оценки осознанности агрессивного стиля поведения спортсменами в соревновательной деятельности.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие спортсмены спортивных школ олимпийского резерва и училища олимпийского резерва № 1 города Санкт-Петербурга, в возрасте от 9 лет до 21 года, в количестве 144 человек, занимающиеся единоборствами и игровыми видами спорта. Участникам эксперимента предлагалась анкета, разработанная В. А. Багиной, О. А. Боровковой, О.Е. Понимасовым и С.В. Николаевым [1]. Анкета адаптирована к спортсменам различного возраста и уровня квалификации, в которой опрашиваемые должны были дать самооценку выбора собственного стиля поведения в условиях соревновательной деятельности и определить наиболее типичный для себя стиль поведения в игровых ситуациях с разной степенью психоэмоциональной напряженности, вызывающих агрессивные реакции.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты анкетирования юных спортсменов в возрасте 9-12 лет по предложенной в анкете тематике не могут быть признаны корректными по причине недостаточного понимания сути вопросов и невозможности корректной интерпретации полученных данных. Обнаруженный факт является свидетельством того, что спортсмены данной возрастной категории не могут или не способны в полной мере оценивать свои действия, совершающиеся в условиях соревнования на фоне высокого психоэмоционального напряжения. Агрессивные проявления детей в этом периоде являются следствием их не готовности к полному контролю своего поведения по причине большого количества ошибок технического характера и отсутствия опыта соревновательной борьбы. Первые признаки осознанности и понимания своего собственного отношения к агрессивности появляются в следующей возрастной категории 13-15 лет. Результаты анкетирования спортсменов в отдельных возрастных категориях представлены в таблице 1. В ходе анализа полученных данных установлено, что собственное понимание агрессивности и агрессивных проявлений приходит к занимающимся спортом в возрасте 13-15 лет. Это связано с тем, что они уже имеют опыт ведения соревновательной борьбы, успешное выступление в которой обеспечивается множеством различных факторов, в том числе и определенной степенью агрессивности.
Таблица 1 - Самооценка спортсменами агрессивного стиля поведения в соревновательной деятельности_
Возраст спортсменов (лет) Самооценка спортсменом стиля поведения в соревновательной деятельности (%)
Толерантный стиль поведения Адекватный стиль поведения Агрессивный стиль поведения
до 12, (п=46) - - -
13-15, (п=35) 18,85 36,30 44,85
16-18, (п=35) 8,43 28,57 63,0
19 и старше, (п=28) 4,71 27,0 68,29
Примечание: п - количество испытуемых.
Так показано, что у 13-15-ти летних спортсменов наблюдается достаточно высокий уровень «не провоцируемой агрессии», с очевидно выраженным агрессивным стилем по-
ведения в соревнованиях. Подобная направленность имеет закономерный характер, так как к этому времени на основе накопленного опыта у них начинают складываться определенные установки на формирование модели поведения в соревновательных поединках. Тенденция на формирование модели агрессивного поведения диктуется условиями крайне жесткой конкуренции в достижении победного результата и осознанием ее необходимости подтверждается примерами крупных международных соревнований. Дальнейший анализ полученных данных с высокой степенью вероятности позволяет утверждать, что агрессивный стиль поведения в самооценке спортсменов становится доминирующим. Отмеченное обстоятельство может говорить об истоках позитивного отношения возрастных спортсменов к проявлению агрессивных действий, в основе которых лежит опыт соревновательного противостояния в достижении цели, суть которого сводится к восприятию агрессивности как признака резервного энергетического потенциала, придающего спортсмену дополнительный динамизм, являющейся его ответной реакцией на изменение соревновательной ситуации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование по выявлению осознанного выбора стиля поведения спортсменами в условиях соревновательной деятельности позволяет сделать некоторые обобщения:
1. На начальном этапе подготовки юные спортсмены не способны в достаточной степени понимать значимость того или иного стиля поведения в условиях соревнований и, следовательно, не могут адекватно оценивать свой собственный стиль. Это обусловлено тем, что наблюдаемые в их поведении агрессивные или иные проявления совершаются в состоянии сильнейшего психоэмоционального напряжения, которое трудно контролируемо вследствие отсутствия должного опыта участия в соревнованиях и низким уровнем тактико-технической подготовленности, сопровождающейся большим количеством невынужденных ошибок.
2. По мере взросления приходит понимание значимости агрессивного стиля поведения в условиях соревнований перед другими его видами: толерантным и адекватным. Доминирование в оценке агрессивного стиля поведения в соревнованиях у взрослых спортсменов совсем не означает его доминирование в обычной жизни. Исходя из своего опыта, они рассматривают агрессивный стиль поведения только как реакцию на соревновательную ситуацию и стремлению к достижению запланированной цели.
ЛИТЕРАТУРА
1. Особенности восприятия и понимания студентами физкультурного вуза проявлений агрессии и агрессивного поведения в обществе / В.А. Багина, О.А. Боровкова, О.Е. Понимасов, С.В. Николаев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 4 (122). - С. 218-222.
2. Луткова, Н.В. Взаимосвязь уровней агрессивности и состояния эмоциональной сферы юных спортсменов игровиков 13-15 лет / Н.В. Луткова, Ю.М. Макаров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 1 (167). - С. 372-377.
3. Петров, С.И. Агрессивное поведение спортсмена как способ реагирования на конфликтную ситуацию / С. И. Петров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. -№ 5. (123). - С. 245-248.
4. Серебренникова, Н.А. Особенности проявления агрессии у спортсменов различных видов спорта (баскетбол и волейбол) с разной спортивной квалификацией / Н.А. Серебренникова, Р.К. Бикмухаметов // Наука и спорт: современные тенденции. - 2015. - Том 8, № 3. - С. 126-131.
5. Сопов, В.Ф. Многоуровневая детерминированность черт агрессивности и проблема проявления в спорте высших достижений / В.Ф. Сопов // Спортивный психолог. - 2008. - № 2. - С. 18-21.
6. Фирсов, К.Н. Психологический анализ агрессивности в спортивной деятельности / К. Н. Фирсов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2011. -№ 5-6. - С. 223-226.
REFERENCES
1. Bagina, V.A., Borovkova, O.A., Posimasov, O.E. and Nikolaev, S.V. (2015) "Features of perception and understanding by students of a physical education university of manifestations of aggression and aggressive behavior in society", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 122, No. 4, pp. 218-222.
2. Lutkova, N.V. and Makarov, Y.M. (2019) "Interrelation of levels of aggressiveness and state of emotional sphere of young athletes of gamers 13-15 years old", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 167, No. 1, pp. 372-377.
3. Petrov, S.I. (2015) "Aggressive behavior of the athlete as a way of responding to a conflict situation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 123, No. 5, pp. 245-248.
4. Serebrennikova, N.A. and Bikmukhametov, R.K. (2015) "Features of the manifestation of aggression among athletes of various sports (basketball and volleyball) with different sports qualifications", Science and sports: modern trends, Vol. 8, No. 3, pp. 126-131.
5. Sopov, V.F. (2008) "Multi-level determination of the features of aggressiveness and the problem of manifestation of higher achievements in sports", Sports psychologist, No. 2, pp. 18-21.
6. Firsov, K.N. (2011) "Psychological analysis of aggressiveness in sports activities", Bulletin of Kostroma State University named after N.A. Nekrasov, No. 5-6, pp. 223-226.
Контактная информация: nataliya_lutkova@mail.ru, umak2000@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 01.10.2021
УДК 796.89:612
ЦИТРАТ НАТРИЯ И АНАЭРОБНАЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ В
ЕДИНОБОРСТВАХ
Фанис Азгатович Мавлиев, кандидат биологических наук, доцент, Илья Андреевич Земленухин, преподаватель, Азат Мунирович Ахатов, кандидат педагогических наук, профессор, Андрей Сергеевич Назаренко, кандидат биологических наук, доцент, Юрий Васильевич Болтиков, кандидат педагогических наук, профессор, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Казань; Наталья Викторовна Рылова, доктор медицинских наук, профессор, Федеральное медико-биологическое агентство, г. Москва
Аннотация
Известно, что высокоинтенсивные нагрузки способны приводить к снижению или прекращению активности мышц из-за ингибирующего действия накопленных в мышцах метаболитов (Н+). Для повышения физической (мышечной) производительности в спорте часто используют различные пищевые добавки, выполняющие роль буферов, способных нейтрализовать избыток ионов водорода в крови. Цель исследования - определить влияние цитрата натрия на анаэробную производительность единоборцев. Методика и организация исследования. Были обследованы 10 единоборцев, имеющих спортивный разряд от 2 взрослого до КМС РФ. Нагрузочное тестирование (Wingate test) проводилось в два этапа: на первом этапе выполнялось тестирование без использования цитрата натрия: две попытки с нагрузкой по 5 секунд с 15 секундным интервалом отдыха, также нагрузочный тест в 15 секунд после 30 секунд отдыха. На втором этапе (через 30 минут после первого) атлеты употребляли цитрат натрия за полчаса до нагрузки в дозировке 5 грамм, последовательность и длительность нагрузок была аналогична 1 этапу. Результаты исследования и их обсуждение. Показано, что краткосрочных эффектов от приема цитрата натрия в дозировке 5 грамм, выраженных в уменьшении динамики снижения мощности, или ее разовое увеличение, в ходе выполняемой высокоинтенсивной нагрузки (или в серии нагрузок) обнаружено не было. Однако, отмечаются эффекты повышения скорости оборотов ручки эргометра, что может быть как следствием влияния цитрата натрия, так и результатом адаптации к тестовой локомоции со стороны атлетов. Заключение. Использование ЦН в использованной дозировке 5 грамм за 30 минут до физической нагрузки не вызывает статистически значимых изменений анаэробной производительности борцов в ходе как одного, так и в ходе серии тестов Wingate.