УДК - 338
СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
М.С. Палло
В статье выделены и классифицированы существующие проблемы в сфере здравоохранения. Предложена стратегия инновационного развития сферы здравоохранения, предполагающая повышение качества и доступности медицинских услуг населению.
Ключевые слова: классификация проблем здравоохранения, стратегические цели, инновационное развитие, качество и доступность медицинской помощи, здоровье населения.
В настоящее время продолжается совершенствование сферы здравоохранения, поиск наилучших путей ее развития, что обусловлено не вполне благополучной существующей ситуацией, требующей коренных изменений. Анализ недостатков развития сферы здравоохранения был проведен рядом специалистов [1;2;4;5;6]. Однако, на наш взгляд, классифицировать основные существующие в здравоохранении проблемы необходимо следующим образом:
1) дефицитресурсногообеспечения:
- дефицит финансирования (недостаточное выделение денежных средств из бюджета; неэффективность системы обязательного медицинского страхования; неэффективное использование имеющихся средств учреждениями; существование теневого рынка медицинских услуг);
- нехватка квалифицированных медицинских кадров (неэффективное управление персоналом, несоответствующая организационная структура, устаревшие квалификационные характеристики, низкая мотивация, в том числе оплата труда, значительные территориальные различия в обеспечении кадрами);
- недостаток материально-технического оснащения (высокий процент износа основных фондов, не укомплектованность медицинским оборудованием, персональными компьютерами по причине нехватки финансирования и отсутствия норм обеспечения материально-техническим оборудованием в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи населению);
- дефицит информационного обеспечения (невозможность широкого использования информационных ресурсов сети 1п1егпе1, нехватка локальных внутренних информационных сетей учреждений, слабые внутриорганизационные связи между управляющей и управляемой системой, слабые связи между участниками медицинского процесса, то есть между медицинскими работниками и пациентами);
2) несовершенство системы управления здравоохранением (низкая хозяйственная самостоятельность государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, использование неэффективных методов управления, нехватка профессиональных управленческих кадров);
3) несовершенная нормативная правовая база здравоохранения (несовершенство нормативноправовых актов, регулирующих здравоохранение, неразвитость системы стандартов, например, стандартов оказания медицинской помощи, существование устаревших нормативов, например, штатных нормативов);
4) структурная неэффективность здравоохранения (экстенсивное развитие отрасли, преобладание дорогостоящей стационарной и скорой медицинской помощи над амбулаторно-поликлинической и стационарозамещающей медицинской помощью, неразвитость системы профилактики);
5) отсутствие некоторых необходимых факторов для создания эффективной системы контроля качества медицинской помощи (компетентностные характеристики персонала, система мотивации качества, инфраструктура, система управления качеством на основе стандартов, приоритетность оценки качества пациентами), а также адекватное финансовое обеспечение этих факторов.
Вышеперечисленные проблемы препятствуют переходу сферы здравоохранения на инновационный путь развития, являются не только барьерами инновационной деятельности, эффективного функционирования системы здравоохранения, но и успешного социально-экономического развития страны в целом. В связи с этим весьма важны правильная расстановка приоритетов в решении существующих проблем, выбор направлений и методов развития здравоохранения.
Основные принципы и направления стратегического развития здравоохранения Российской Федерации определены соответственно существующим проблемам в данной сфере. В концепции развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года выделены следующие основные направления работы сферы здравоохранения [3]:
1) формирование здорового образа жизни населения;
2) обеспечение населения Российской Федерации гарантированной качественной медицинской помощью, в том числе мероприятия с целью:
- конкретизации государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи;
- организации и стандартизации медицинской помощи;
- обеспечения населения лекарственными средствами в амбулаторных условиях;
- осуществления единой кадровой политики;
- инновационного развития и информатизации здравоохранения;
- финансового обеспечения оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.
Исходя из государственных приоритетов, анализа мнений специалистов и выделенных ранее групп проблем в здравоохранении нами было построено «дерево» целей здравоохранения (рис. 1),
сформулированы основные задачи развития сферы и пути их решения:
1) создание эффективной инновационной системы управления ресурсным обеспечением:
• изменение системы финансирования сферы здравоохранения (отказ от системы страховых взносов работодателей в процентом отношении к фонду оплаты труда; приведение в соответствие размера страховых взносов с нормативом финансирования оказания медицинской помощи, установленным в ТПГГ; осуществление оплаты медицинских услуг:
Рисунок 1 - «Дерево» целей развития сферы здравоохранения
- для работающего населения по схеме «работодатель - медицинское учреждение»;
- для неработающего населения по схеме «бюджет субъекта РФ - Фонд обязательного медицинского страхования - медицинское учреждение»).
Население пользуется бесплатно медицинскими услугами в объемах, соответствующих установленным нормативам по видам медицинской помощи. Медицинская помощь, полученная сверх нормативов, оказывается населению платно;
• обеспечение квалифицированными медицинскими кадрами:
- создание системы набора в медицинские образовательные учреждения соответственно потребности (заказу) учреждений здравоохранения в специалистах конкретного профиля;
- внедрение системы обучения медицинских кадров с последующим прикреплением выпущенного специалиста к нуждающемуся медицинскому учреждению для получения практических навыков работы в течение 5 лет;
- изменение квалификационных требований к специалистам здравоохранения соответственно стандартам оказания медицинской помощи, изменение функций специалистов с четким определением прав и обязанностей;
- перенос основной нагрузки по оказанию медицинской помощи на первичное звено здравоохранения (участковую службу, службу общей врачебной практики);
- перераспределение нагрузки между врачом и средним медицинским персоналом в сторону увеличения нагрузки последнего;
- переориентация существующих медицинских кадров на работу по специальностям, соответствующим потребностям населения;
- прохождение медицинскими работниками циклов усовершенствования по специальности с периодичностью не реже трех лет, а также непрерывное обучение специалистов использованию новых информационныхтехнологий;
- достойная оплата труда по результатам работы с учетом оценки руководителя, работников структурного подразделения и мнения пациентов;
- мотивация медицинского персонала за инициативность в усовершенствовании организации труда в коллективе и методов работы с пациентами;
• совершенствование материально-технической и информационной базы:
- строительство новых зданий медицинских учреждений в случае нехватки наличных мощностей для облуживания населения;
- своевременное проведение ремонтов зданий и обеспечение по табелю оснащения соответствующим стандартам оказания медицинской помощи оборудованием учреждений здравоохранения;
- информатизация здравоохранения, в том числе приобретение оборудования для автоматизации медицинских процессов;
2) совершенствование организации управления инновационным развитием сферы здравоохранения:
• создание системы управления, обеспеченной профессиональными управленческими кадрами;
• использование в управлении подобранных для конкретного учреждения наиболее эффективных методов управления;
• выбор путей интенсивного развития в соответствии с направлениями, обозначенными для здравоохранения РФ в целом, в том числе повышение структурной эффективности (преобладание объемов амбулаторно-поликлинической и стационарозамещающей медицинской помощи над объемами дорогостоящей стационарной и скорой медицинской помощи, развитие системы неотложной медицинской помощи и профилактики заболеваемости населения) и хозяйственной самостоятельности учреждения;
• организация управления на основе существующей нормативно-правовой базы (непрерывное отслеживание обновления нормативно-правовых актов, регулирующих здравоохранение, вводимых стандартов и нормативов);
3) создание эффективной системы контроля в условиях инновационного развития сферы здравоохранения:
- создание эффективной системы контроля работы, в том числе качества медицинской помощи (контроль на основе нормативно-правовых актов, норм и стандартов, методических рекомендаций по оценке показателей работ, оценка руководством, коллективом и пациентами процесса обслуживания), а также адекватное финансовое обеспечение развития системы контроля.
Для достижения вышеуказанных целей стратегии инновационного развития необходимы изменения как научно-технического, так и социального, экономического и структурного характера, внедрение инноваций в здравоохранение на основе Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия-2020». Внедрение инноваций в здравоохранении на основе предложенной стратегии развития позволит значительно улучшить качество оказания медицинских услуг населению, сократить сроки ожидания предоставления медицинской помощи, повысить ее доступность.
Existing problems in public health sphere are allocated and classified in the article. Strategy of innovative development of sphere of the public health, assuming improvement of quality and availability of population medical care is offered.
The key words: classification of problems of public health, strategic targets, innovative development, quality and accessibility of medical care, health of population.
Список л итературы
1. Иванов В.В., Богаченко П.В. Медицинский менеджмент. М.: ИНФРА -М, 2007. (Национальные проекты). С. 5-7.
2. Кадыров Ф.Н., Филатов В.Н., Хайруллина И.С. Некоторые аспекты современной системы обязательного медицинского страхования. Часть 1 // Менеджер здравоохранения. 2010. № 7. С. 7-15.
3. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. [Электронный ресурс]. (http://www.zdravo2020.ru/concept).
4. Лисицын Ю.П. Санология, валеология, образ жизни стратегия профилактики // Экономика здравоохранения. 2008. № 2. С. 32-36.
5. Манерова О.А. Нужны ли инвестиции в профессиональное развитие медицинских кадров XXI века // Экономика здравоохранения. 2008. № 2. С. 5-12.
6. Сквирская Г.П. и др. Медицинская профилактика. Современные технологии: руководство / под ред. А.И. Вялкова; Г.П. Сквирская, И.Н. Ильиченко, Л.Е. Сырцова и др. М.: ГЭОТАР Медиа, 2009. С. 11-18.
Об авторах
Палло М.С. - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]