Научная статья на тему 'Стратегия импортозамещения в сфере комплексного использования и добычи углеводородного сырья в условиях экономических санкций'

Стратегия импортозамещения в сфере комплексного использования и добычи углеводородного сырья в условиях экономических санкций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕГАЗОВЫЕ РЕСУРСЫ / OIL AND GAS RESOURCES / ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / POLICY OF IMPORT SUBSTITUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галиуллина Л.И.

В условиях осложнения внешнеполитической обстановки, угрозы экономических санкций со стороны США и Евросоюза освоение нефтегазовых ресурсов Российской Федерации является одним из ключевых стратегических приоритетов развития топливно-энергетического комплекса страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия импортозамещения в сфере комплексного использования и добычи углеводородного сырья в условиях экономических санкций»

УДК 332.1

Л. И. Галиуллина

СТРАТЕГИЯ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ДОБЫЧИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ

Ключевые слова: нефтегазовые ресурсы, политика импортозамещения.

В условиях осложнения внешнеполитической обстановки, угрозы экономических санкций со стороны США и Евросоюза освоение нефтегазовых ресурсов Российской Федерации является одним из ключевых стратегических приоритетов развития топливно-энергетического комплекса страны.

Keywords: oil and gas resources, the policy of import substitution.

In terms of foreign policy complications of the situation, the threat of economic sanctions by the United States and the European Union develop oil and gas resources of the Russian Federation is one of the key strategic priorities for the development of the fuel and energy complex.

Нефтегазовая промышленность - крупнейший элемент российской экономики и системы энергообеспечения. В 2013 г. добыча нефти с газовым конденсатом была увеличена на 1% - до 523 млн. тонн. Экспорт нефти при этом сократился на 2%, до 235 млн. тонн. Добыча газа в стране выросла на 2%, составив 668 млр. куб.м.

С каждым годом нефтедобыча в России увеличивается примерно на 5 млн. тонн, что происходит, в том числе, благодаря изменениям в налоговом законодательстве, принятым в 2013 г. стимулирующим разработку новых месторождений, в том числе шельфовых, а также трудноизвлекаемых запасов нефти. Соответствующие изменения, по оценкам экспертов, дали возможность дополнительно вовлечь в рентабельную разработку почти 8 миллиардов тонн нефти, то есть с 12 до 20 миллиардов. За год в нефтепереработку было инвестировано 269 млрд.руб. (тогда как в 2012 г. - 178 млрд. руб.), введено 13 новых установок глубокой переработки нефти.

Сегодня отрасль стоит на пороге перемен: все большую актуальность приобретают новые месторождения с трудноизвлекаемыми запасами и отсутствием инфраструктуры, расположенные на территориях со сложными природно-климатическими и инженерно-геологическими условиями.

В условиях осложнения внешнеполитической обстановки, угрозы экономических санкций со стороны США и Евросоюзаосвоение нефтегазовых ресурсов российской Арктики является одним из ключевых стратегических приоритетов развития топливно-энергетического комплекса страны. Согласно имеющимся оценкам, в российской части арктического шельфа может залегать порядка 51 млрд. тонн нефти и 81 трлн. куб. м. природного га-за.В начале 2013 года российское правительство утвердило стратегию развития арктической зоны до 2020 года. Разработка арктических месторождений вполне вписывается в эту стратегию. Программа освоения углеводородов на континентальном шельфе России предусматривает доведение к 2030 году уровня добычи нефти до 10 млн. тонн, газа - до 170 млрд.куб.м. в год.

Критическим барьером для освоения углеводородных ресурсов Арктики является техническая

сложность добычи. Нефтегазовые запасы российского сектора арктического шельфа, за исключением южной части Баренцева моря, сконцентрированы в районах с суровыми ледовыми условиями. В настоящее время отсутствуют технологии разработки для 90% нефтегазоносных площадей арктического шельфа, равно как и технологии ликвидации экологического ущерба, связанного с возможными утечками нефти и газа [1].

Несмотря на ряд масштабных инициатив последних лет, системное освоение углеводородных ресурсов Арктики ведущими нефтегазовыми компаниями остается делом средне- и долгосрочной перспективы. Среди факторов, снижающих привлекательность инвестиционных проектов, наиболее значимыми являются высокие издержки освоения месторождений, связанные с необходимостью использования, а часто и создания технологий работы в холодном климате со сложными почвами, либо сложным рельефом морского дна.

Также, немаловажными проблемами являются отсутствие необходимой инфраструктуры, в первую очередь транспортной, а также более высокий уровень заработной платы работников.

Особое значение при освоении шельфовых месторождений имеют высокие экологические риски, связанные с трудностью ликвидации последствий возможных аварий в условиях территориальной удаленности и неблагоприятной погоды.

Не менее важная проблема связана с особенностями правового регулирования шельфовой добычи в Российской Федерации.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О недрах» пользователями недр на шельфо-вых участках недр федерального значения могут быть только компании с государственным участием в капитале, превышающем 50 %, и имеющие более чем пятилетний опыт освоения российских шельфо-вых месторождений. В настоящее время этим требованиям отвечают только компании «Газпром» и «Роснефть», которые уже обладают лицензиями на 65 шельфовых участках и к 2030 г. планируют получить лицензии еще на 42 участка [1].

Согласно расчетам Министерства природных ресурсов и экологии РФ, с учетом реальных возможностей этих компаний освоение шельфовых

месторождений России может занять сто шестьдесят пять лет. Очевидная бесперспективность подобного сценария повлекла за собой радикальный пересмотр условий реализации шельфовых проектов в апреле 2012 г. Его ключевыми элементами стали изменения налогового режима и допуск на шельф частных добывающих компаний.

Их основные положения заключаются в следующем:

- все шельфовые проекты подразделяются на четыре категории по степени сложности, в соответствии с которыми будут дифференцироваться уровни налогообложения;

- налог на добычу полезных ископаемых исчисляется в процентном отношении к цене реализации нефти и газа и составит для проектов первой категории сложности 30%, для второй - 15%, для третьей - 10%, для четвертой - 5%;

- экспортные пошлины отменены для всех категорий шельфовых проектов;

- предложено обнулить налог на имущество и НДС в отношении используемого в рамках шель-фовых проектов высокотехнологичного импортного оборудования, производство которого в России отсутствует;

- предусмотрено установление срока стабильности налогового законодательства, предполагающее обязательство правительства не менять ставки налога на прибыль, НДПИ и экспортные пошлины в течение периода от пяти (для проектов первой категории сложности) до пятнадцати лет (для проектов четвертой категории) с момента начала промышленной разработки месторождений [1].

Предложенный комплекс мер обеспечит приток инвестиций в шельфовые проекты в течение тридцати лет.

Другим важным новшеством 2012 г. стало решение о допуске частных компаний к участию в шельфовых проектах. Первым практическим результатом данной инициативы явилось формирование стратегического альянса между компаниями «Роснефть» и «ExxonMobil».

Следует учесть, что российские компании не обладают ни собственными технологиями шель-фовой добычи, ни соответствующим опытом работы, а данный проект привел к обмену активами с иностранной нефтедобывающей компанией. Российская сторона получила доли участия в зарубежных проектах, доступ к современным технологиям освоения шельфовых месторождений, а также потенциальную возможность участия в совместной разработке новых технологий в данной сфере.

На аналогичных условиях, было подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве между «Роснефтью» и итальянской компанией «ENI», которое предусматривает ее участие в разработке шельфовых участков в Баренцевом и Черном морях. Суммарные ожидаемые инвестиции оцениваются в 50-70 млрд. долл. Сейсмическая разведка запланирована на 2016-2018 гг., бурение разведочных скважин - на 2025-2026 гг. Расходы на проведение геологоразведочных работ на всех шельфовых участках в размере 2 млрд. долл. будут профинансированы

«ENI». В обмен «ENI» предоставит «Роснефти» долю в своих зарубежных проектах[2].

К сожалению, на сегодняшний день российским компаниям приходится приостановить партнерство с западными компаниями, в связи с введенными Евросоюзом и США санкциям по ограничению ввода в Россию технологий для глубинной добычи (свыше 152 метров), разработки арктического шельфа и сланцевых запасов нефти и газа. Однако следует учесть, что ограничение доступа к технологиям могут нанести ущерб не только российским нефтегазовым компаниям, но и их иностранным партнерам, которые потеряют доступ к ресурсам, фактически уменьшая экономически рентабельный срок разработки зрелых месторождений.

Приостановлены совместные стартегические проекты компании «Роснефть» и американской компаниииЕххопМоЪй, а также проекты с норвежской компанией NorthAtlanticDrilling, с которой «Роснефть» 30 июля 2014 года заключила долгосрочные соглашения по бурению на шельфе, предусматривающие, привлечение шести морских буровых установок на период до 2022 года. Норвегия в середине августа присоединилась к санкциям ЕС, но экспорт попавших под санкции технологий и оборудования может быть все же разрешен, если эти поставки связаны с исполнением обязательств, вытекающих из соглашений или контрактов, заключенных до 16 августа 2014 года [3].

Опыт работы с нетрадиционными месторождениями у российских компаний достаточно ограничен, поэтому они все больше зависят от совместных предприятий с западными компаниями, при помощи которых становится возможным получить технологии и оборудование.

Нынешний уровень организации и проведения буровых работ на арктическом шельфе не позволит России самостоятельно в ближайшее время успешно выполнить задачи по эффективному освоению его природных богатств, а это основное условие нашей безопасности в регионе.

Для преодоления санкций существуют различные пути. Большинство поставщиков производят оборудование в Китае или других азиатских странах и могут поставлять его в Россию через азиатского посредника. Азиатские производители и сами не упустят возможности расширить свое присутствие на российском рынке.

Освоение шельфовых залежей в арктических районах является важным шагом в научно-техническом развитии страны.В настоящее время непременным условием нашей национальной безопасности является создание отечественных технологий освоения ресурсов Арктики, возрождение прежнего уровня профессиональной подготовки специалистов для работы в условиях перехода на энергосберегающие экологически чистые инновационные технологии бурения скважин.

В России существует множество собственных разработок, находящихся на уровне НИОКР. Фактически это чертежи, опытные образцы, реализация которых невозможна без целевого долгосрочного финансирования научных исследований и раз-

работок, как со стороны государства, так и частного бизнеса, без государственной поддержки, а также без кооперации с ведущими зарубежными научными центрами и компаниями, без практического участия в международных проектах и мероприятиях.

Особенно актуальной задачейвсфере освоения шельфа и нефтепереработки, где используется множество западной техники и технологий, является политика импотртозамещения. Органами государственной власти и крупными компаниями проводится планомерная работа в сфере импортозамеще-ния.Ключевая роль в данной политике будет принадлежать компании «Роснефть», в которой создан департамент локализации техники и технологий, планирующая инвестировать до 400 млрд.долларов в оборудование на освоение арктического шельфа.

Работу в сфере импортозамещения необходимо вести публично, с привлечением отраслевой научно-технической общественности.

Важное препятствие данной политики в нефтегазовом комплексе - недостаток информации у российских промышленных компаний. Вкладывать серьезные средства, эффективно использовать научно-технический и производственный потенциал освоения сложной продукции с длительным циклом изготовления невозможно, если не известны перспективные планы развития нефтегазовых компаний. У российских поставщиков нет достоверной и систематизированной информации об импорте отдельных видов нефтегазового оборудования, степени его износа. Необходимо активизировать работу Минэнерго России по сбору, анализу таких сведений и информированию российской промышленности [4].

При реализации проектов по строительству новых и модернизации действующих предприятий России в области нефтегазопереработки и нефтехимии превалируют зарубежные инжиниринговые фирмы. Их выбирают в качестве генеральных подрядчиков, и передают функции по управлению проектами. В результате иностранцы выполняют основную долю работ по проектам, включая разработку предпроектной и рабочей документации, а также поставку оборудования. На долю отечественных компаний остается лишь выполнение разрешительной документации, а также участие в подготовке

рабочей документации. В последние годы ряд российских проектных организаций преобразовались в инжиниринговые компании, способные выполнять весь объем необходимых работ, включая разработку базовых проектов, проектной и рабочей документации, поставку оборудования, управление проектом строительства, и готовы выступать в качестве подрядчиков при реализации крупных проектов [4]. Решая задачи импортозамещения в промышленности, мы не должны отрицать принципов международной экономической интеграции, должны максимально открыто вести диалог с нашими иностранными партнерами. Развитие и поддержка отечественного производства не исключают возможности трансфера технологий, создания и локализации производства с привлечением иностранных инвестиций. Таким образом, политика импортозамещения технологий в нефтегазохимической отрасли, вполне может стать дополнительным источником ускорения экономического роста России.

Литература

1. С. Афонцев. Новый подход к арктическим ресурсам /электронный ресурс,- режим доступа: http://russiancounsil.ru/2012/05/05.

2. [Электронный ресурс] «Официальный сайт компании «Роснефть».режим доступа: www.rosneft.r

3. Сухаревская А. Санкции США оказались жестче европейских: под ударом весь российский ТЭК /электронный ресурс,- режим доступа: http://top.rbk.ru/news.

4. Материалы к VII заседанию Консультативного совета-Государственной Думы РФ,тема заседания: «Импорто-замещение в нефтепереработке»/электронный ресурс-режим доступа^йр^/аттШ^.га

5. Л.И. Галиуллина. Инновационное развитие - необходимое условие воспроизводства сырьевой базы нефтеотдачи. / Л.И. Галиуллина - Вестник Казанского технологического университета, № 6.- Казань: Изд-во КНИТУ, (2013).

6. В.В. Авилова, Т.Ф. Ульмаскулов. Детерминация теоретических положений концепции модели открытых инноваций на примере мирового нефтехимического ком-плекса/В.В. Авилова, Т.Ф. Ульмаскулов. - Вестник Казанского технологического университета, № 11.- Казань: Изд-во КНИТУ, (2014).

© Л. И. Галиуллина - ст. препод. каф. экономики КНИТУ, Galimovalili@yandex.ru.

© L. I. Galiullina - Senior Lecturer (Economy), Department of Economics Kazan National Research Technological University, Galimovalili@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.