Научная статья на тему 'Стратегия и тактика в обучении производству телевизионной рекламы в условиях регионального медиарынка'

Стратегия и тактика в обучении производству телевизионной рекламы в условиях регионального медиарынка Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
317
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКЛАМНЫЙ МЕДИАРЫНОК / РЕКЛАМНЫЙ ТЕЛЕПРОДУКТ / СТРАТЕГИЯ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБУЧАЮЩИЕ ТАКТИКИ / REGIONAL MEDIA MARKET / ADVERTISING PRODUCTS / LEARNING STRATEGY / PROFESSIONAL COMPETENCE / LEARNING TACTICS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Попова Светлана Николаевна

Представлен мониторинг субъектов регионального рекламного медиарынка и характеризуются основные рекламные продукты местного телевидения. На основе полученных выводов формулируется стратегия по обучению производству телевизионной рекламы, основная идея которой сводится к поэтапному приобретению студентами профессиональных навыков, необходимых для создания телевизионной рекламной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Learning Strategy and Nactics of Teaching TV Advertising Development in Terms of Regional Media Market

The article describes monitoring of subjects of regional media market that describes main consumers and developers of TV advertising. Also it reviews ways of business relationship between TV advertising developers and broadcasting channels. Further it gives characteristics to main advertising products of local TV that mainly consists of live-action commercials; informational reports, aimed to create a positive image of client; corporate films; slide-shows and video advertisements. It leads to a conclusion that serves as a base to formulate a learning strategy of TV advertising creation; its main idea is to provide students with step-by-step development of professional skills necessary for creation of TV advertisements (formulating requirements specifications, writing the script, working with sound, mounting the video).

Текст научной работы на тему «Стратегия и тактика в обучении производству телевизионной рекламы в условиях регионального медиарынка»

Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 12 (394). Филологические науки. Вып. 103. С. 71-77.

УДК 659.148.4 ББК 76.032.6

СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА В ОБУЧЕНИИ ПРОИЗВОДСТВУ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ РЕКЛАМЫ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОГО МЕДИАРЫНКА

С. Н. Попова

Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия

Представлен мониторинг субъектов регионального рекламного медиарынка и характеризуются основные рекламные продукты местного телевидения. На основе полученных выводов формулируется стратегия по обучению производству телевизионной рекламы, основная идея которой сводится к поэтапному приобретению студентами профессиональных навыков, необходимых для создания телевизионной рекламной продукции.

Ключевые слова: рекламный медиарынок, рекламный телепродукт, стратегия обучения, профессиональные компетенции, обучающие тактики.

Обучение производству телевизионной рекламы является сложным и кропотливым процессом, который требует больших когнитивных и творческих затрат. Поэтому необходимо выработать общую стратегию и алгоритм последовательных тактик, позволяющих сформировать у студента профессиональные навыки, закрепленные на практике созданием конкретного медиа-продукта.

Именно производственный, креативный аспект деятельности в области телерекламы представляет особый научный интерес, поскольку он сочетает в себе умение оперировать широкими выразительными возможностями. Особенно важно это в отношении региональных телестудий, производственные стандарты которых по ряду причин (низкая платежеспособность заказчика, нехватка техники и специалистов и так далее) заметно отличаются от общемировых и даже столичных стандартов. В результате, как справедливо отмечает Е. Е. Корнилова, рекламная деятельность в регионах остается одной из дополнительных функций журналистики [7].

Без учета московского и санкт-петербургского рынков рекламы Челябинск, согласно исследованиям Ассоциации коммуникационных агентств России, входит в первую пятерку российских регионов по объему рекламного рынка [URL: http://www.akarussia.ru/].

Достаточно высокий объем рекламного рынка (около полутора миллиардов рублей в год) во многом обусловлен успешным экономическим развитием Челябинской области.

Здесь исторически с учетом удобного географического расположения сложилась стабильная структура производства. Среди регионов РФ по итогам 2014 г. Челябинская область занимает 2 место по производству скота и птицы, 4 место по производству яиц, 7 место по объему отгруженной продукции в обрабатывающих производствах, 11 место по вводу жилья, 12 место по обороту розничной торговли, 13 место по объему платных услуг населению [URL: http://pravmin74.ru/ekonomicheskoe-razvitie-chelyabinskoy-oblasti].

Объем региональной рекламы в 1 полугодии 2015 г., млн руб.

Екатеринбург 1012

Новосибирск 963

Казань 844

Нижний Новгород 711

Челябинск 636

Красноярск 615

Самара 609

В Челябинске насчитывается порядка шестидесяти тысяч предприятий и фирм, которые представлены во всех экономических сферах. Все эти субъекты бизнеса являются действительными и потенциальными заказчиками рекламной продукции, в том числе и телевизионной, поскольку активные бизнес-процессы всегда провоцируют развитие рекламного рынка. «Приход иностранных инвесторов, поиски новых рынков сбыта производимых услуг и целевых аудиторий, постоянные корректировки

информационной политики - все это в значительной степени оказывает влияние на разнообразие и на качество информационных услуг региональных средств массовой информации» [6]. При этом телевидение остается основным рекламным носителем и, несмотря на общероссийские тенденции падения, его доля в общем финансовом объеме Челябинского рекламного рынка достигает почти половины. «Наружная реклама и телереклама несмотря на падение (на 40 и 25 % соответственно) занимают в 2015 г. в денежном выражении около 70 % (1,2 млрд руб.) регионального рынка. Пресса (падение 35 %) и радио (снижение на 15 %) занимают в совокупности 15 % (250 млн руб.)» [1]. Достаточно внушительный объем регионального рынка телевизионной рекламы требует большого количества подготовленных специалистов. Обучение производству телевизионных рекламных продуктов видится одной из приоритетных задач подготовки бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью». При этом нельзя оставлять без внимания основные законы и принципы существования регионального медиарынка, поскольку именно они определяют характер трансляции и содержательное качество рекламной продукции, на что следует опираться при учебном производстве.

Мониторинг зарегистрированных в Челябинске средств массовой информации (без учета анализа интернет-среды) показал, что в основном профессиональным выпуском телевизионной рекламы в городе занимаются шесть эфирных телеканалов или региональных врезок (ГТРК «Южный Урал», «31 канал», «ОТВ-Звезда», «СТС-Челябинск» и др.). А также рекламный видео-продакшн осуществляют девятнадцать рекламных агентств («RADAR Advertising», «Бюро эффективной рекламы», «Apriori Studio» и др.). Эти компании являются основными субъектами рекламного регионального телевидения, под которыми мы понимаем производителей рекламной телепродукции.

Каналы трансляции рекламной продукции представлены в Челябинске девятнадцатью эфирными вещательными компаниями («Первый канал», «Россия-1», «Первый развлекательный - СТС», «ТВ-3 Россия» и др.), шесть из которых являются местными и одновременно могут выступать производителями рекламной продукции. А также семьюдесятью кабельными вещательными компаниями («ВАШЕ-ТВ», «Канал-ТВ», «ЮУрГУ-ТВ», «Будат» и др.), услуги по размещению рекламы в кото-

рых представляют одиннадцать региональных операторов кабельной связи («Арт-Видео», «Уралсервиском», «М-ТЕЛЕКОМ», «Интерс-вязь-2» и др.).

Данные СМИ являются основными объектами исследования за период второго полугодия 2015 г., которое позволило выявить особенность регионального рынка телевизионной рекламы, состоящую в наличии двух основных способов деловых взаимоотношений между производителями и каналами трансляции:

1. Производитель (местный эфирный канал) размещает рекламную телепродукцию в рамках собственной эфирной площадки (местный эфирный телеканал).

2. Производитель (рекламное агентство, теле-продакшн) размещает рекламную телепродукцию, арендуя эфирную площадку у канала трансляции (местные или федеральные, эфирные или кабельные телеканалы).

Под рекламной телепродукцией мы понимаем аудиовизуально оформленный результат профессиональной творческой деятельности по производству телеконтента, основу которого составляет рекламная информация. Данное определение в целом достаточно близко к дефиниции понятия «телевизионная реклама», под которой принято иметь в виду «особое сочетание наглядно-образной (сигматической) и точно адресной (прагматической) информации, распространяемой посредством телевизионных каналов рекламодателями и имеющей своей целью создание имиджа или формирование спроса на товары и услуги со стороны потребителя» [7]. Телевизионная реклама на основе таких типоформирующих характеристик, как содержание, жанр, хронометраж и периодичность, подразделяется на товарную, политическую и социальную. Между тем круг наших исследовательских интересов сужается до жанровой классификации телевизионной рекламы, согласно которой выделяются две основных группы жанров:

1. Малоформатные (бегущая строка, дикторское объявление, телезаставка, ролик).

2. Крупноформатные (рекламный фильм и рекламная программа) [7].

Рекламные телепродукты, которые реализуются в условиях челябинского медиарынка, во многом соответствуют данной классификации. Рассмотрим особенности функционирования каждого жанра в отдельности на примерах их использования в условиях региональной медийной среды.

Самая простая в исполнении разновидность телевизионной рекламной продукции - бегущая строка, которая представляет собой отображение текстовой информации, движущееся справа налево. Это оперативное информирование визуального характера, которое отличается низкой стоимостью трансляции. Так, средняя цена размещения одного слова в эфире местных телеканалов составляет 60 руб. (18 выходов в сутки), а средняя стоимость размещения одной секунды аудиовизуального ролика или телезаставки колеблется от 250 до 750 руб. (4 выхода в сутки).

Выделяемый исследователем жанр дикторского объявления на местных каналах не встречается, вероятно, потому, что проигрывает по наглядности изображения короткому жанру видео-объявления или телевизионной заставки. Телезаставка (слайд-заставка, видеообъявление) - это совокупность фотографических или анимационных изображений, подчиненных единому смысловому, стилевому и звуковому оформлению. Средний хронометраж рекламной телезаставки варьируется от трех до семи секунд.

Наиболее художественно полноценным в содержательном плане является жанр рекламного ролика. Рекламный ролик (блицролик, телеролик) - это постановочный телепродукт, подчиненный единому режиссерскому решению и драматургической линии длительностью от нескольких секунд до нескольких минут. Он может быть изготовлен с закадровым текстом или без закадрового текста, может включать или не включать игровые элементы, анимационную графику и музыкальное сопровождение.

Телезаставки и ролики встречаются во всех рассматриваемых СМИ, зачастую их размещают в рекламных блоках программной сетки и в блоках внутри передач.

Крупноформатные жанры телевизионной рекламной продукции на местном телевидении в первую очередь представлены передачами или телепроектами: «Горкин дом», «Мисс Фиеста» на «СТС-Челябинск»; «Моя новая жизнь», «ВеаШуйте» на «31 канале»; «Мед совет», «Дела домашние» на региональной врезке канала «Домашний»; «Что купить», «Время здоровья» на «ОТВ-Звезда»; «Будьте здоровы» на канале ГТРК «Южный Урал» и так далее.

Отдельно мы выделяем событийный и тематический рекламный репортаж, который может являться частью не рекламной пере-

дачи и выходить в рамках новостной программы. Исследователями принято выделять репортаж в «жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио, телевидения о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является корреспондент» [8]. Репортаж - один из самых развитых жанров телевизионной информации, что объясняется простотой его производства, краткостью, лаконичностью подачи. В то же время этот жанр наиболее часто поддается диффузии [9]. И помимо реализации информационной и просветительской функций, он подходит для реализации рекламной функции за счет злоупотребления привычкой зрителя к достоверности и объективности репортажной информации. Основные компоненты репортажа способны максимально выгодно проинформировать зрителя о товаре или услуге. В частности, синхрон позволяет производителю продемонстрировать конкурентные качества, а также отразить эмоции и впечатления потребителя. Закадровый текст решает задачу по информированию зрителя в официальной и упорядоченной форме, что вызывает определенный уровень доверия, интершум и люфт-синхроны создают эффект присутствия на съемочной площадке, добавляя материалу видимой достоверности. Особенностью трансляции подобных репортажей является то, что контактная информация производителя товара или услуги в самом продукте не озвучивается, репортаж подается зрителю как событийный (открытие нового магазина) или тематический (обзор горнолыжных курортов). Нередко адресная информация указана в коротком ролике или в телезаставке, которые следуют непосредственно за репортажем (например, в программе «Дела домашние» на канале «Домашний»). В данном случае репортаж является сопутствующим. В итоге обе разновидности рекламной продукции - репортаж и видеоролик (или телезаставка) дополняют друг друга. Этот способ подачи рекламного репортажа практикуется на местном телевидении с целью обхода Федерального закона о рекламе [11] и является некорректным по отношению к зрителю. Но в ряде случаев такие репортажи выходят с пометкой «реклама» или «на правах рекламы» (например, в эфире программы «Новости» на «31 канале»), где в самом материале озвучивается или указывается в виде титра контактная информация заказчика.

В отношении второй разновидности крупноформатных жанров, рекламных фильмов,

необходимо отметить, что согласно общепринятому определению рекламный фильм - понятие достаточно широкое, так как под ним понимается «средство рекламы, сочетающее звук и изображение» [10]. Под это определение может подходить любой рекламный материал. Обзор продукции субъектов регионального рекламного рынка показал, что в основном они предлагают заказчикам такую форму крупноформатного жанра рекламы, как корпоративный фильм. Корпоративный фильм - это неигровой аудиовизуальный продукт, направленный на формирование положительного имиджа компании среди целевой аудитории. Корпоративные фильмы длительностью от шести до сорока минут могут транслироваться не только в телевизионном эфире, но и на выставках, конференциях, презентациях, в рамках закрытых показов.

Тематически корпоративные фильмы подразделяются на:

1) производственные (средство демонстрации различных процессов производства);

2) презентационные (средство ознакомления с компанией, ее конкретными проектами и продуктами);

3) каталоги (средство ознакомления с продуктовой линейкой компании);

4) юбилейные (средство закрепления положительного образа компании);

5) обучающие (видео пособие для сотрудников компании).

Обзор регионального рынка телерекламы позволяет прийти к выводу о том, что при разработке учебной программы для специалистов в области рекламы следует подчиняться последовательности изучения от малоформатных жанров к крупноформатным. При этом наиболее простыми в производстве и эффективными с точки зрения влияния на зрителя, на наш взгляд, являются такие жанры, как телезаставки, рекламные репортажи (с пометкой «реклама») и некоторые разновидности корпоративных фильмов (каталоги и презентации).

В структуре компетенций, определенных Федеральным образовательным стандартом, выделяются 9 общекультурных и 35 профессиональных компетенций, которыми обязаны владеть будущие бакалавры по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью». Такое неравное соотношение предопределяет практическую ориентированность обучения. «В профессиональном плане бакалавр по направлению подготовки «Реклама и связи

с общественностью» по окончании обучения должен уметь выполнять следующие виды деятельности: организационно-управленческую, проектную, коммуникационную, рекламно-информационную, рыночно-исследовательскую и прогнозно-аналитическую» [5]. Исследователь А. Е. Демина предлагает использовать в качестве эффективных методов обучения профессиональным компетенциям практические примеры ^ase-based learning), групповую работу, игры и имитации, а также проектную работу [3]. Данные методы обучения в рамках семинарских занятий представляются нам весьма важными и обоснованными, но не вполне достаточными. В отличие от представленного подхода, мы предлагаем сформировать стратегию по обучению производству телевизионной рекламы, основанную на поэтапном приобретении студентами профессиональных навыков, необходимых для создания и реализации телепродуктов. Данная стратегия опирается на следующие принципы:

1. Когнитивность. Достигается за счет регулярного просмотра рекламных материалов, вычленения основных приемов их создания, анализа и сопоставления рекламных продуктов и их структурных элементов.

2. Компенсаторность. Основывается на преодолении производственных ограничений путем замены сложных в производстве технологических приемов на более доступные, дешевые и простые.

3. Метакогнитивность. Обеспечивается самоконтролем за динамикой обучения, его организацией, планированием и оценкой, а также фиксацией производственных успехов и ошибок.

4. Аффективность. Достигается за счет контроля за эмоциями в стрессовых ситуациях, возникающих при решении производственных задач.

5. Коммуникативность. Реализуется при развитии эмпатии, навыков конструктивного общения и взаимопонимания между всеми участниками производственного процесса.

6. Запоминание. Обеспечивается воспроизведением основных приемов создания рекламных материалов (или подкреплением действием) путем производства собственного рекламного продукта.

Для реализации данной стратегии необходимо сформировать объективные условия, в частности, путем создания специальной обучающей и одновременно рабочей площадки.

Функционирование подобных центров подготовки будущих специалистов или студенческих бизнес-инкубаторов уже реализуется на практике, например, в Киевском университете имени Бориса Гринченко [2]. Такая организация создает благоприятные условия для стартового развития бизнес-проектов с помощью привлечения активных студентов в процесс рекламной и Рг-деятельности. В рамках такой рабочей площадки студентам предоставляется практический опыт создания бизнес-концепций, который обеспечивается доступом к необходимым ресурсам и инструментарию. Эта поддержка особенно важна для формирования высокопрофессиональных кадров в области телевизионной рекламы. «Специалист должен одним из первых узнавать о появившихся новшествах, ориентироваться в них и быстро осваивать. Для того, чтобы успеть за быстро сменяющимися инновациями актуально формировать адаптивные качества личности к инновациям, умение приспосабливаться к новым условиям и осваивать все новые и новые технологии» [4]. В условиях функционирования регионального рынка телевизионной рекламы уместно создать учебно-рабочую площадку в форме студенческой рекламной телестудии, которая могла бы успешно выступать производителем несложной в изготовлении рекламной продукции (телевизионных заставок, имиджевых репортажей и некоторых разновидностей корпоративных фильмов). В рамках функционирования студенческой рекламной телестудии уместно решать последовательные тактические задачи в обучении. Процесс производства аудиовизуальной рекламной продукции при наличии сформированной творческой команды следует начинать с поиска заказчика и составления технического задания. Детально продуманный исполнителем и согласованный с заказчиком проект телепродукта позволяет предупредить ряд конфликтов между двумя сторонами. Вторая производственная задача -это написание сценария. Обучение должно опираться на усвоение критериев и способов подачи телевизионного и рекламного текстов.

Решение следующей тактической задачи заключается в реализации съемочного процесса. Здесь важно уделять внимание командной работе, будущий специалист должен разбираться в специфике труда телеоператора, режиссера-постановщика, звукорежиссера, осветителя, корреспондента, продюсера. Еще одна производственная задача - работа с озвучиванием материала. В условиях злоупотребления уральскими фонетическими особенностями (зажатая артикуляция, растягивание заударных звуков, отсутствие понижения тона в конце фразы, отсутствие интонационного рисунка, ускоренный темп речи) грамотная работа с диктором является весьма важной частью производственного процесса. Кроме того, специалистам рекомендуется освоить программы записи и обработки звука («Sound Forge», «Adobe Audition», «Cool Edit Pro»). Следующей обучающей тактикой является освоение нелинейного монтажа. Для решения этой задачи специалист в области телевизионной рекламы должен владеть навыками работы в монтажных программах («Adobe Premiere», «Digital FUSION», «MGI Video Wave», «Edit», «Ulead Media Studio») и в программах анимационных и графических эффектов («Adobe After Effects», «Discreet Combustition», «REALVIZ Match Mover PRO»). Завершает производственный процесс согласование готового материала с заказчиком. В результате данного подхода студенты последовательно обучаются организации и управлению бизнес-процессами, развивают творческую инициативу. Кроме того, интеграция учебного заведения в систему предпринимательской деятельности помогает студентам в дальнейшем трудоустройстве.

Внедрение в образовательную программу стратегии обучения, основанной на когнитив-ности, компенсаторности, метакогнитивности, аффективности, коммуникативности и запоминании, может не только послужить основой личностного профессионального роста студента, но и в целом повысить качество региональной рекламной продукции.

Список литературы

1. Баннов, К. Рейтинг рекламных агентств Челябинска: первое полугодие 2015 года / К. Бан-нов // Деловой квартал. - URL: http://chel.dk.ru/wiki/reyting-reklamnykh-agentstv.

2. Горбенко, Г. В. Практико-ориентированное обучение в подготовке бакалавров рекламы и связей с общественностью / Г. В. Горбенко // Неперервна професшна освга: теорiя i практика. -2015. - № 4 (45). - С. 64-69.

3. Демина, А. Е. Эффективные методы обучения при подготовке специалистов по рекламе и связям с общественностью. / А. Е. Демина // Психология XXI века: психология и современные проблемы образования : сб. материалов IX междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых, г. Санкт-Петербург, 2014 г. - СПб., 2014. - С. 130-133.

4. Елашина, Н. В. Обучение студентов направления 42.03.01. «Реклама и связи с общественностью» / Н. В. Елашина, Ю. С. Заграйская // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - Прага, 2015. - № 32. - С. 99-102.

5. Зайцева, Е. А. Компетентностный подход в обучении бакалавров направления подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью» / Е. А. Зайцева, М. В. Прохорова // Актуальные проблемы социальной коммуникации : материалы Второй международной научно-практической конференции, г. Н. Новгород, 2011 г. - Н. Новгород, 2011. - С. 15-18.

6. Кокшина, Е. В. Стратегическое управление рынком информационных услуг средств массовой информации в регионе : автореф. дис. ... канд. экономич. наук / Е. В. Кокшина. - СПб., 2008. - 24 с.

7. Корнилова, Е. Е. Телевизионная реклама: теоретико-методологический, классификационно-типологический, лингвистический аспекты : автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Е. Е. Корнилова. - СПб., 2002. - 336 с.

8. Кузнецов, Г. В., Телевизионная журналистика : учеб. пособие / Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский. - М., 2002. - 304 с.

9. Майдурова, О. Ф. Работа над телевизионным репортажем. - СПб., 2004.

10.Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. - М., 1999. - 479 с.

11.О рекламе: Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ // Федеральный закон о рекламе: официальный текст. - М., 2011. - 48 с.

Сведения об авторе

Попова Светлана Николаевна - кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры режиссуры кино и телевидения факультета театра, кино и телевидения, Челябинский государственный институт культуры. Челябинск, Россия.

popova_svet@mail.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2016. No. 12 (394). Philology Sciences. Issue 103. Pp. 71-77.

LEARNING STRATEGY AND TACTICS OF TEACHING TV ADVERTISING DEVELOPMENT IN TERMS OF REGIONAL MEDIA MARKET

S. N. Popova

Chelyabinsk state institute of culture, Chelyabinsk, Russia. popova_svet@mail.ru

The article describes monitoring of subjects of regional media market that describes main consumers and developers of TV advertising. Also it reviews ways of business relationship between TV advertising developers and broadcasting channels. Further it gives characteristics to main advertising products of local TV that mainly consists of live-action commercials; informational reports, aimed to create a positive image of client; corporate films; slide-shows and video advertisements. It leads to a conclusion that serves as a base to formulate a learning strategy of TV advertising creation; its main idea is to provide students with step-by-step development of professional skills necessary for creation of TV advertisements (formulating requirements specifications, writing the script, working with sound, mounting the video).

Keywords: regional media market, advertising products, learning strategy, professional competence, learning tactics.

References

1. Bannov K. Rejting reklamnyh agentstv Cheljabinska: pervoe polugodie 2014 goda [Rating of marketing agencies in Chelyabinsk: the first half oa 2014]. Delovoy Kvartal [Business Block]. Available at: http://chel.dk.ru/wiki/reyting-reklamnykh-agentstv, accessed 30.01.2016. (In Russ.).

2. Gorbenko G.V. Praktiko-orientirovannoe obuchenie v podgotovke bakalavrov reklamy i svjazej s obshhestvennost'ju [Practice orientated learning in teaching to bachelors of marketing and PR]. Nepre-ryvnoe professional'noe obrazovanie: teorija i praktika [Continous professional studies: theory and practice], 2015, no. 4, pp. 64-69. (In Russ.).

3. Demina A.E. Jeffektivnye metody obuchenija pri podgotovke specialistov po reklame i svjazjam s obshhestvennost'ju [Effective methods of learning in development of specialists of marketing and public relations]. Psihologija XXI veka: psihologija i sovremennye problemy obrazovanija : Sbornik ma-terialov IX mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh, g. Sankt-Peterburg, 2014 g. [Psychology of 21st century: psychology and modern problems of education: IX international theoretical and practical conference of young scientists]. St. Petersburg, 2014. Pp. 130-133. (In Russ.).

4. Elashina N.V., Zagrajskaja Ju.S. Obuchenie studentov napravlenija 42.03.01. «Reklama i svjazi s obshhestvennost'ju» [Teaching students of course 42.03.01 «Marketing and public relations»]. Sborniki konferencij NIC Sociosfera [Compilation of materials of NIC Sociosfera conferences]. Praha, 2015, no. 32, pp. 99-102. (In Russ.).

5. Zajceva E.A., Prohorova M.V. Kompetentnostnyj podhod v obuchenii bakalavrov napravlenija podgotovki 031600 «Reklama i svjazi s obshhestvennost'ju» [Competent approach to teaching bachelors of course 031600 «Marketing and public relations»]. Aktual'nye problemy social'noj kommuni-kacii : materialy vtoroj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Actual problems of social communications: materials of second International theoretical and practical conference]. Nizhnij Novgorod, 2011. Pp. 15-18. (In Russ.).

6. Kokshina E.V. Strategicheskoe upravlenie rynkom informacionnyh uslug sredstv massovoj infor-macii v regione [Strategic control of informational services market in the region]. St. Petersburg, 2008. 24 p. (In Russ.).

7. Kornilova E.E. Televizionnaja reklama: teoretiko-metodologicheskij, klassifikacionno-tipo-logicheskij, lingvisticheskij aspekty [TV advertising: theory, methodology, classification, typology, linguistic aspects]. St. Petersburg, 2002. 336 p. (In Russ.).

8. Kuznecov G.V., Cvik V.L., Jurovskij A.Ja. Televizionnaja zhurnalistika [TV journalism]. Moscow, 2002. 304 p. (In Russ.).

9. Majdurova O.F. Rabota nad televizionnym reportazhem [Filming a TV report]. St. Petersburg, 2004. 304 p. (In Russ.).

10.Rajzberg B.A., Lozovskij L.Sh., Starodubceva E.B. Sovremennyj jekonomicheskij slovar' [Modern economics dictionary]. Moscow, 1999. 479 p. (In Russ.).

11.O reklame: Federal'nyjzakon ot 13 marta 2006g. № 38-FZ [Advertising: Federal law from 13rd of March, 2006, № 38-FZ]. Moscow, 2011. 48 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.