Гасанов Руслан Назирович - аспирант Российской академии народного хозяйства и
государственной службы при Президенте РФ.
119606, г.Москва, ул.Вернадского 84 Тел.: 89295956606, E-mail: [email protected]
Стратегия государственной политики стабилизации социально-экономической ситуации на Северном Кавказе в 2000-х гг.
Социально-экономическая и политическая стабильность северокавказских республик, на территории которых проживает 1/5 часть всего населения страны, является стратегически важной задачей сохранения целостности Российской Федерации в целом. А целостность государства - одна из стратегических задач власти и общества [1, с. 3-5].
В 1990-е гг. некоторые северокавказские республики пытались отгородиться как от центрального правительства так, зачастую, и от своих соседей. Это осуществлялось посредством создания перегородок на пути движения товаров и финансов, приоритета «исключительного» права собственности на природные ресурсы, ограничения участия других северокавказских республик в приватизации, запрещения вывоза продукции за пределы региона, наконец, посредством невыплаты налогов в федеральный бюджет. Появилась явная тенденция к экономической дезинтеграции [12, с. 144]. Многие проблемы, связанные с взаимодействием центра с регионами Северного Кавказа, до сих пор не решены. С целью укрепления целостности государства, в первую очередь необходимо было в первую очередь укрепить властную вертикаль и проводить рациональную социально-экономическую политику в республиках. Эта линия стала приоритетной с 2000 г., когда вся власть сосредотачивалась в руках центра. И эта политика в значительной мере себя оправдала, поскольку ситуация на Северном Кавказе, и, в частности, в Дагестане стала медленно выправляться.
Одним из самых проблемных регионов и в настоящее время остается Дагестан, социально-экономическая ситуация которого была на очень низком уровне. Регион, в котором вся промышленность после распада СССР находилась в критическом состоянии, не был в состоянии обеспечивать себя средствами для удовлетворения собственных потребностей. Возникла острая необходимость в «денежных средствах», а единственным источником для их получения был и оставался федеральный бюджет. В связи с исчезновением промышленности и остановкой производства безработица достигла своего максимума. Людям негде было работать, нечем было зарабатывать на жизнь. Молодежь,
1
составляющая 25% населения региона, фактически находилась в тяжелейшем экономическом состоянии. Лица, заинтересованные в дестабилизации ситуации в государстве, ориентировались именно с такой молодежью. Под прикрытием религии они стали призывать последнюю к «джихаду», к бунту. Следствием такой политики были события, способствовавшие возникновению опасности упустить не только Дагестан, но и весь Северный Кавказ.
Сепаратизм представляет опасность не только для местных, но и для центральных властей, поскольку речь идет и о сохранении цельности государства, и о государственном суверенитете, т.к. укрепление сепаратистских настроений и тенденций чревато усилением влияния в том или ином регионе геополитических противников, для которых ослабление России как внешнеполитического игрока остается главной целью [11, с. 115;12, с. 98, 120].
Все это прекрасно демонстрируют события 1990-х - 2000-х гг. на Северном Кавказе, и, в частности, в Дагестане.
С целью оптимизации государственного управления было принято решение отсоединить эти республики от Южного Федерального округа и создать новый округ. В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 19 января 2010 г. из состава Южного федерального округа выделили Северо-Кавказский округ (СКФО) с центром в г. Пятигорск. Полномочным представителем Президента Российской Федерации в СКФО был назначен А.Г. Хлопонин.
С целью проведения программ развития СКФО, исходя из ситуации в данном регионе, была создана «Стратегия социально-экономического развития СевероКавказского федерального округа до 2025 г.» (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. № 1485-р). Эти изменения должны были касаться всех сторон жизнедеятельности: способствовать улучшению инфраструктуры, привлечению иностранного и отечественного частного капитала, созданию условий для успешного процветания малого и среднего предпринимательства, развитию туризма на высоком уровне, развитию агропромышленного сектора, сырьевой базы и т.д. Стратегия учитывает современное состояние экономики субъектов Российской Федерации, входящих в состав СКФО, экономики России, глобальной экономики и перспективы их развития, а также результаты реализации проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение. В рамках Стратегии запланирован переход указанных субъектов от политики стабилизации к политике форсированного роста. Ключевыми направлениями государственной поддержки станут инвестиции в развитие экономики для
2
постепенного обеспечения самодостаточного существования субъектов Российской Федерации, входящих в состав СКФО, а также содействие их интеграции в национальную и мировую экономику [2].
В результате реализации этой концепции, регион сможет дать значительный социальный эффект к 2025 г.:
-валовый региональный продукт - 7,7 %;
-повышение дохода бюджета в 4 раза;
-создание новых мест работы - около 400 тысяч;
-снижение безработицы на 16%;
-увеличение средней начисленной заработной платы в 2,5 раза.
В результате реализации «Стратегии...» по Северо-Кавказскому федеральному округу планируется создать 33 промышленных и 88 агропромышленных объектов, более 170 объектов инженерной коммунальной инфраструктуры, 790 объектов здравоохранения, образования, культуры и спорта, 13 объектов туризма [4]. По расчету руководителя СКФО до 2025 г. планируется привлечь 300 млрд. частных и 2 трлн. руб. государственных инвестиций. Эти средства направят в агропромышленный, топливно-энергетический, строительный комплексы, а также логистику. Необходимо, однако, обратить внимание и на другую сторону данного вопроса, т.е. на неправильное использование столь крупных инвестиций.
Таким образом, «Стратегия.» позволит выйти на совершенно новые и перспективные параметры развития Северо-Кавказского федерального округа [3].
Как заявлял заместитель председателя правительства Российской Федерации и полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе А.Хлопонин, главным условием в программе является не «забросать деньгами», а создать условия, чтобы средства, инвесторы приходили на территорию Северного Кавказа, открывали предприятия, развивали экономику по наиболее конкурентоспособным отраслям» [5].
Хлопонин представил председателю российского правительства основные направления, которые необходимо реализовать в соответствии со «Стратегией.»:
Планируется быстрое развитие субъектов СКФО, уменьшение безработицы и повышение уровня жизни.
Четко прописаны задачи концепции, среди которых можно выделить усовершенствование различных направлений в экономике, промышленности, энергетике, транспорте, развитие агропромышленного, строительного и туристического комплексов, здравоохранения и образования, жилищно-коммунального хозяйства, физкультуры и спорта и так далее.
Что касается строительного комплекса, здесь, по словам полпреда, речь должна идти об индустрии строительных материалов. «Кавказ - богатейший регион с точки зрения природных ресурсов для производства стройматериалов. Если бы мы сегодня были готовы, мы бы могли Сочи и АТЭС построить сами. Я думаю, что на Сочи и АТЭС у нас не закончится развитие страны, у нас будет чемпионат мира по футболу, будут строиться города, новые проекты, и это все будет востребовано» [6].
Это - очень серьезные заявки на развитие региона, однако они требуют общегосударственного напряжения сил и выделения внушительных финансовых и материальных средств.
Говоря о предполагаемых результатах в реализации «Стратегии.», можно привести некоторые реальные достижения: например, в ноябре 2011 г. в Дагестанской
энергосистеме зафиксированы рекордные показатели потребления электрической мощности за всю историю ее существования. Рост потребления мощности обусловлен развитием инфраструктуры крупных городов республики Дагестан, большим объемом жилищного строительства[7] и т.д.
Создание рабочих мест должно стать одной из главных задач для того, чтобы нормализовать накаленную обстановку. Нужно создавать условия для того, чтобы молодые люди могли смотреть в будущее с уверенностью, чтобы молодежь начала учиться, приобретать знания, становиться профессионалами своего дела, чтоб у них в жизни был хоть какой-то интерес и т.д. В настоящее время, заканчивая учебные заведения, молодые специалисты остаются без работы. Вместе с тем, в данной связи существует еще серьезная проблема - не велик процент от количества поступающих тех, кто учится самостоятельно, т.к. коррупция в сфере образования очень велика. Безработица, неграмотность, отсутствие перспективы заставляют искать молодых людей другие пути зарабатывать, в большинстве случаев даже нарушая закон. Молодые жители
республик СКФО уходят в леса, становясь бандитами, не всегда по идеологии, чаще — от безысходности, не имея работы и перспектив ее получить. Сейчас в республиках идет большая работа по возвращению к мирной жизни бывших членов незаконных вооруженных бандформирований. Однако безработица тормозит этот процесс. В настоящее время особенно остро необходимо создавать все необходимые предпосылки по улучшению ситуации, связанной с молодежной политикой в регионе [9].
Говоря непосредственно о негативных факторах, которые влияют на социальноэкономическую политику Дагестана, как об одном из наиболее сложном в управлении регионе, можно сказать, что эти проблемы давно превратились в проблемы всей России. Республика полностью зависит от помощи федерального бюджета; доля дотаций из Центра в республиканском бюджете колеблется от 65 до 80%. Дагестан получает больше всех других субъектов Федерации, но при этом год от года нарастает проблема религиозно-политического экстремизма, ставшая «визитной карточкой» современного Дагестана. Федеральное руководство, однако, продолжает прежнюю политику - давать больше денег и «точечно» уничтожать сотни террористов.
Но это - путь в никуда.
Чем больше перечисляется денег, тем активнее идет их «распил», тем ужаснее размах коррупции и масштабы социальной депрессии, и тем больше шансов у проповедников экстремистов, строящих свою пропаганду на обличении этой «несправедливости».
Чтобы спасти Дагестан, надо идти совершенно другим путем, поддерживая наиболее эффективные производства и наиболее эффективные территории республики. Очевидно, что проблема нарастающего экстремизма и экономической несостоятельности Дагестана тесно взаимосвязаны. Экстремизм усиливается не оттого, что в Дагестане тяжелая ситуация. В последние десять лет уровень жизни в Дагестане постепенно рос, но одновременно с ним рос и экстремизм. Уже одно это обстоятельство говорит о неэффективности экономической и социальной политики в Дагестане [10, с. 4].
Для того, чтобы эта «Стратегия.» была воплощена в жизнь достаточно эффективно, необходимо в первую очередь: закачивая деньги в развитие округа, жестко
контролировать их рациональное перераспределение между различными отраслями, которые необходимо развивать. Если такое перераспределение не обеспечить, то никакого развития не будет и как всегда деньги уйдут «по карманам»; следует формировать орган,
который будет заниматься этой проблемой, и будет нести полную ответственность за выполнение тех программ, которые необходимо выполнить согласно «Стратегии.» развития до 2025 г.; за невыполнение своих обязательств, лица, которые ответственны за достижение поставленных целей, должны быть привлечены к уголовной ответственности и только тогда можно будет достичь определенных успехов в этом направлении; создание и развитие межрегиональных элементов инфраструктуры поддержки развития малого и среднего предпринимательства [9].
Развивается социальная сфера, проводится планомерная модернизация образования и здравоохранения.
Проводится активная политика по подготовке высококвалифицированных кадров, осуществляется программа по обучению специалистов в международных бизнес школах.
Подводя промежуточные итоги реализации Стратегии по состоянию на конец 2012 г., уже можно говорить о некоторых положительных ее результатах.
В частности, между субъектами СКФО существует тесное сотрудничество в экономической, социальной торговой, научной, технической и культурной областях.Идет поиск и активное привлечение частных инвестиций в хозяйственный комплекс региона: заключено соглашение о сотрудничестве между Внешэкономбанком и Французским государственным банком развития (CDC), которое направлено на развитие российско-французских торгово-экономических связей, что предполагает развитие курортов на Северном Кавказе, что предусматривает реализацию программ социально-экономического развития республики, а также обеспечение потребностей региона в энергоносителях. Достигнутые договоренности позволят создать в республике рабочие места, а налоговые отчисления от прибыли существенно пополнят бюджет республики и т.д. [8]
Все это свидетельствует о том, что «Стратегия.» - действенная социальноэкономическая программа, направленная на возрождение производственного потенциала и «человеческого капитала»- и Дагестана в частности, и всего Северно-Кавказского региона в целом, причем - учитывающая особенности времени, модели хозяйствования и ментальности местного населения.
Литература.
1.Конституция Российской Федерации. М.: Международные отношения, 1993.38 с.
2.кйр://’^^^81ха1е§у сеп1ег.т/ра§е.ркр?угиЬ=т£&урапё=2270&у1ё=2422&1ап§=гш/.
3.http://www.itar-tass.com/c254/298192.html от 15.12.2011 г.
4.http://www.vtolstopyatov.ru/content/view/293/ от 17.06.2011 г.
5.http://www.vestikavkaza.ru
6.http://www.vesti.ru/doc.html?id=422270&cid=7 от 21.01.2011 г.
7.http://www.skfo.ru/news/2011/12/11/V_Nalchike_podpisan_dogovor_na_stroitelstvo_zavoda_ chistyh_poli merov/
8.http://minpromrso.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=160:-lr-lr&catid=50:2011-04-13-07-34-13
9.http://www.skfo.ru/news/2011/11/29/Respublika_raste t_rastut_potrebnosti/
10. Исрапилов С., Ильдаров Ш.Почему не эффективен Дагестан? // Агентство политических новостей. 2011. 22 марта.
11.Barzelay M. The New Public Management: Improving Research and Policy Dialogue. Los Angeles, London: University of California Press, 2004. 218 p.
12. Marsh D., Rhodes R. A. W. Policy networks in British government. Oxford, New York: Clarendon Press, 1992. 295 p.