Научная статья на тему 'Современное социально-экономическое развитие Северо-Кавказского федерального округа как новый виток диалектической спирали'

Современное социально-экономическое развитие Северо-Кавказского федерального округа как новый виток диалектической спирали Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
377
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕСТАБИЛИЗИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ / ГЕОПОЛИТИКА / ФОРПОСТ РОССИИ / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Акинин П. В.

В статье доказывается объективная необходимость создания нового административно-территориального образования России Северо-Кавказского федерального округа. Рассматриваются перспективы его инновационного развития, выявляются дестабилизационные факторы, обосновываются рекомендации по гармонизации федеральных, региональных и национальных интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное социально-экономическое развитие Северо-Кавказского федерального округа как новый виток диалектической спирали»

29 (212) - 2011

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИИ РЕГИОНА

УДК 332.05

СОВРЕМЕННОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА КАК НОВЫЙ ВИТОК ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ СПИРАЛИ

П. В. АКИНИН, доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета Е-mail: [email protected] Ставропольский государственный университет

В статье доказывается объективная необходимость создания нового административно-территориального образования России - Северо-Кавказского федерального округа. Рассматриваются перспективы его инновационного развития, выявляются дестабилизационные факторы, обосновываются рекомендации по гармонизации федеральных, региональных и национальных интересов.

Ключевые слова: кластер, инновационно-инвестиционная деятельность, дестабилизирующие факторы, геополитика, форпост России, Северный Кавказ.

Указом Президента Российской Федерации от 19.01.2010 № 82 был образован новый Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО) со столицей в г. Пятигорске.

Округ имеет особую миссию — является форпостом России на Южном и Юго-Восточном направлениях геополитики, представляющим ее стратегические интересы. Он стал своеобразным барьером на пути распространения угрозы международного терроризма, военно-политического авантюризма и исламского экстремизма по всей дуге политической нестабильности, пролегающей через пограничье южных рубежей страны. Создание округа отразило и закрепило новые реалии геополитической обстановки и геополитического пространства на Юге России.

Решение о создании СКФО имело несколько аспектов:

— военно-стратегический;

— геополитический;

— национально-политический;

— социально-экономический;

— этно-конфессиональный;

— ментально-культурный.

Появление нового федерального округа позволило приблизить вертикаль власти к территориям с высокой социальной напряженностью, локализовать внимание на практическом решении острых проблем, сконцентрировать финансовые, кадровые, материальные, административные ресурсы.

В связи с совмещением в лице Полномочного представителя Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе функций заместителя Председателя Правительства России существенно возросло влияние федеральных властей на развитие региона. Повысилась возможность адресного и целевого решения актуальных задач, а также контроля за финансовыми потоками, эффективностью использования финансовых ресурсов, выделяемых федеральным центром.

Проблемы Северного Кавказа для российской государственности возникли не вчера. Они существовали на протяжении всей истории нашей страны, что проявлялось и в геополитической структуре

управления. В разные исторические периоды были образованы:

— Кавказская линия;

— Кавказская область;

— Горская АССР;

— Северо-Кавказский край.

Уже в новейшей истории существовал СевероКавказский экономический район.

А начиналось все с Азово-Моздокской оборонительной линии, построенной в 1770-1780-х гг., в которой под номером восемь значилась Ставропольская крепость. Она тогда надежно прикрывала дороги на Дон и Волгу, контролировала долины Кубани, Ка-лаусса и Егорлыка. Через некоторое время крепость стала главными воротами на своенравный Кавказ. В 1781 г. Россия по указу Екатерины II была разделена на генерал-губернаторства. Тогда же создаются Астраханская, Азовская губернии, чуть позже открывается Кавказское наместничество, во главе которого становится П. С. Потемкин. Ему было присвоено звание генерал-губернатора Саратовского и Кавказского. Благодаря Потемкину крепости превращаются в города, строятся дороги, развиваются земледелие, овцеводство, виноделие, шелководство.

В 1802 г. была образована Кавказская область (сначала с центром в Георгиевске). Главную роль в жизни региона играл командующий Кавказским корпусом генерал-майор А. П. Ермолов. Это он пленил Шамиля, сделал Ставрополь столицей Кавказской области и превратил его в административный и военный центр всего Северного Кавказа.

В 1847 г. Кавказская область была преобразована в Ставропольскую губернию.

В 1863 г. пост командующего войсками Кавказской линии и Черномории был упразднен, а с ним и пост военного генерал-губернатора.

После октября 1917 г. и кратковременного функционирования Северо-Кавказской республики было решено образовать многонациональную автономию кабардинского, русского, балкарского, осетинского, чеченского, ингушского, карачаевского, ногайского и прочих проживающих в регионе народов в виде Горской автономной республики (январь 1921 г.). В нее включили Чеченский, На-зрановский, Владикавказский, Кабардинский, Карачаевский округа, южную часть Пятигорского отдела и южную часть Баталпашинского отдела Кубанской области. В 1922 г. из Горской АССР были выделены самостоятельные автономные области — Кабардинская (позже — Кабардино-Балкарская), Карачаево-Черкесская и Чеченская, а в 1924 г. — Северо-Осетинская и Ингушская.

В том же году Горская АССР была ликвидирована. А с 1929 по 1934 гг. Правительством СССР предпринимался эксперимент по созданию Северо-Кавказского края.

Советское государство в 1920—1940-е гг. осуществляло поиск оптимального механизма решения многочисленных проблем региона в различных областях, пыталось определить статус национальных автономий Северного Кавказа в едином политическом пространстве Советского Союза. Идея великодержавности с годами стала важнейшей чертой российского, а позднее советского менталитета, определяя суть и направленность национальной политики на окраинах государства. Горские народы впервые после 1917 г. получили автономии в составе новой страны. И в то же время уроки истории этого самого многонационального и взрывоопасного региона России и национальные его особенности мало учитывались центральными властями. Поэтому к началу Великой Отечественной войны межэтническая обстановка на Северном Кавказе оставалась напряженной. Германское командование при планировании летнего наступления 1942 г. очень надеялось на поддержку гитлеровского режима народами Северного Кавказа. Однако массового перехода горских народов на сторону противника не произошло. И все равно страх высшего советского руководства был настолько велик, что со второй половины 1943 г. стали разрабатываться планы депортации ряда кавказских народов.

После войны репрессии прекратились, но некоторые из репрессированных народов лишь через 20 лет с трудом восстановили свою довоенную численность. В дальнейшем неудачная и непродуманная национальная политика привела к очередным обострениям отношений между Северо-Кавказскими республиками [3].

На Северном Кавказе (Северо-Кавказском экономическом районе) до недавнего времени находились такие субъекты Российской Федерации, как Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовская область, Республика Адыгея, Республика Дагестан, Карачаево-Черкесская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия — Алания, Республика Ингушетия, Чеченская Республика. С 2000 г. Северо-Кавказский регион вошел в состав Южного федерального округа (территория в 592 тыс. км2 с населением более 21 млн чел.). Управлять таким округом было чрезвычайно сложно. И это еще один аргумент в пользу создания нового округа.

Рассмотрим более подробно особенности СКФО. Северный Кавказ всегда был и остается принципиально важным для России регионом. Следствием этого была длительная борьба Российской империи за Кавказ в целом, за Северный Кавказ в частности.

Известно, что более 30 государств объявили эту территорию зоной своих стратегических интересов. Кавказ стал субъектом «трубных войн», ему отведена роль «санитарной зоны» в распространении модели построения исламского государства.

В чем важность Северного Кавказа для России?

Во-первых, здесь пролегают важнейшие магистрали, ведущие кратчайшим путем на Ближний и Средний Восток, к Черному, Мраморному и Средиземному морям.

Во-вторых, данный регион является перспективным центром нефтедобычи.

В-третьих, это важный стратегический плацдарм военного присутствия России на южном направлении.

В-четвертых, это регион, отличающийся исключительной многоликостью. Здесь проживает более 140 национальностей, принадлежащих к разным языковым группам, религиям, цивилизациям. По большому счету это полигон испытания идей и принципов российского федерализма.

В-пятых, именно здесь с особой остротой обозначились проблемы глобального противостояния двух мировых религий: христианства и ислама.

В-шестых, Северный Кавказ — зона громадных, до конца не исследованных и не реализуемых природных ресурсов.

В-седьмых, в условиях острого демографического кризиса этот регион обладает огромным потенциалом трудовых ресурсов.

Таким образом, Северный Кавказ имеет жизненно важное значение для России в геостратегическом и экономическом плане. Она не может потерять исторически завоеванного в противоборстве с мировыми державами плацдарма, допустить, чтобы кольцо сжатия жизненного пространства вокруг РФ, начиная с Запада, сомкнулось с другой зоной нестабильности на Юге [8]. Тем не менее в настоящее время Северный Кавказ — отсталый, депрессивный, криминализированный регион. В частности, валовый региональный продукт в расчете на душу населения даже в самом благополучном субъекте нового округа — Ставропольском крае в 2008 г. составляет 40 % от среднероссийского уровня. По индексу человеческого развития все субъекты округа, за исключением Северной Осетии —

Алании (27-е место), расположилось во второй половине российского рейтинга:

— Республика Дагестан — 47-е место;

— Карачаево-Черкесская Республика — 52-е место;

— Ставропольский край — 54-е место;

— Кабардино-Балкарская Республика — 65-е место;

— Чеченская Республика — 77-е место;

— Республика Ингушетия — 79-е место.

По величине уровня жизни населения показатели еще хуже:

— Республика Дагестан — 84-е место;

— Республика Ингушетия — 82-е место;

— Кабардино-Балкарская Республика — 87-е место;

— Карачаево-Черкесская Республика — 85-е место;

— Республика Северная Осетия — Алания — 88-е место;

— Чеченская Республика — 64-е место;

— Ставропольский край — 66-е место.

Чрезвычайно высок здесь уровень безработицы, превышающий общероссийский в 3,2 раза. В 5,7 раза больше, чем в среднем по стране, в регионе зарегистрированных безработных.

В негативном плане регион характеризуют также высокая структурная несбалансированность экономики, институционально-инфраструктурные дефициты, низкий инновационный потенциал. Уровень теневой экономики оценивается экспертами в 50—70 %, а уровень дотационности ряда республик достигает 80—95 % [2].

В связи с этим регион Северного Кавказа следует позицировать как периферию, где модернизаци-онные процессы (индустриализация, коллективизация) советской плановой моделью осуществлялись в форме «пристройки» к существующей мелкотоварной, полунатуральной, кустарной экономике фрагментов индустриальной экономики (машиностроение, химическая промышленность, промышленность строительных материалов, продукция оборотного комплекса), которые не изменили радикально основного типа занятости населения. То есть имела место недомодернизация региональной экономики, к тому же прерванная Великой Отечественной войной и выселениями народов. Заметим, что возвращение репрессированных народов в 1960-х гг. было связано с восстановлением, возвратом к традиционным формам хозяйствования.

Поэтому вторая волна модернизации России в 1960-х гг. (реформы А. Н. Косыгина и появление

нефтедолларов за счет высоких цен на нефть) столкнулась на Северном Кавказе с нерешенными задачами и архаичными хозяйственными структурами, сохранившимися в условиях недомодер-низации первой волны. По сути преобразования превратились в вяло текущий процесс, то затихая, то останавливаясь в зависимости от микроэкономической коньюктуры.

Введение в регионе в 1990-х гг. рыночных правил игры, открытие его хозяйства для глобальных рынков сырья и рабочей силы фактически разрушили небольшую индустриальную «пристройку». Обнажился истинный характер социально-экономических «модернизаций», а именно — их несистемный характер. Экономическая ткань, тип хозяйственного уклада и его институты на Северном Кавказе после двух волн модернизации пришли в противоречие с современными формами организации производства и экономики, их модер-низационно-инновационным трендом [1].

Накопившиеся проблемы и противоречия требуют безотлагательных решений. Заместитель Председателя Правительства РФ, Полномочный представитель Президента России А. Г. Хлопонин, планируя ускорение социально-экономического развития региона, наметил четыре главных направления работы по кластерам:

— энергетическому;

— туристско-рекреационному;

— аграрно-промышленному;

— инновационно-образовательному.

Позже сюда же добавилась стройиндустрия

[4, 7].

Все эти направления совпадают, по мнению экспертов, с региональными стратегиями социально-экономического развития. Напомним, что в недалеком прошлом действовала целевая программа «Юг России», в которой был представлен и новый округ. Ее очень много критиковали, но она была первым таким документом в современной России. Как считает автор, разработка и критика данной программы, ее частичная реализация не прошли бесследно для Северного Кавказа. Замечания, наработанный опыт были учтены при разработке Комплексной стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года.

В этой стратегии предусмотрено в частности, что аграрный кластер будет развиваться с учетом уже сложившихся традиционных направлений, присущих каждой территории. Предусмотрено создание аграрной карты субъектов СКФО с учетом

их специализации. Например, в Республике Северная Осетия — Алания упор делается на развитие молочной продукции — предполагается создание модульного сыродельного комплекса на горных территориях. В Кабардино-Балкарской Республике внимание сосредоточено на мясном и овощефрук-товых подкомплексах, где намечено развивать производство охлажденного мяса крупного рогатого скота и баранины, овощей, фруктов, соков.

Туризм — это очень емкая с точки зрения занятости отрасль. С целью ее дальнейшего развития в Карачаево-Черкесской Республике планируется создание Северо-Кавказского рекреационно-туристического комплекса мирового уровня. В Дагестане в данном кластере предусматривается реализация проектов «Лазурный берег», «Немецкая деревня», «Петр Великий».

В развитии стройиндустрии региона наибольшие перспективы у производства стройматериалов. Это ресурс, который буквально лежит под ногами и не используется. Даже в рамках реализации олимпийского проекта в Сочи сырье завозится откуда угодно, но только не из СКФО.

Содействовать развитию кластеров призвано создание инфраструктуры и логистики. Планируется оборудовать логистический центр, особые портовые зоны, зоны переработки продукции.

Еще одно немаловажное условие экономического процветания СКФО — наличие высококвалифицированных кадров. В 2012 г. Минобразования России намерено выделить около 1 млрд руб. на создание системы подготовки специалистов среднего профессионального звена в округе. Это очень серьезный проект. Во всех субъектах будут созданы «пилоты» по базовым отраслям, появятся техникумы, в создании и развитии которых примут участие региональные и муниципальные власти, государство и представители крупного бизнеса, заинтересованные в подборе кадров для инновационных производств [7].

Целесообразно более выпукло представить перспективы развития Ставропольского края в структуре нового округа, поскольку этот субъект обладает наиболее значимым экономическим потенциалом.

Именно в Ставропольском крае сосредоточено порядка 57 % промышленного производства СКФО, в нем располагаются 32 из 48 крупнейших компаний округа (67 %). По объему выручки этих компаний доля края превышает 80 %. Существенно опережает он другие субъекты СКФО по рейтингу инвестиционной привлекательности.

В структуре нового федерального округа Ставрополье может вслед за Кубанью и Доном превратиться в третий центр Юга России. У края появляются серьезные шансы запустить крупные инфраструктурные проекты, в том числе создание особой экономической зоны, широкомасштабная реконструкция аэропорта Минеральных Вод, строительство логистического центра и др.

Развитие деловой и инновационной инфраструктуры (создание бизнес-инкубаторов, технопарков, нанотехнологических центров, залогового и венчурного фондов, логистических центров, интеграционных структур с участием финансовых бизнесов) позволит вывести Ставропольский край по показателю «объем инвестиций в основной капитал» на 9-е место в РФ в 2020 г. [5, 6].

В подтверждение реальности этих амбиций раскроем некоторые характеристики инновационно-инвестиционной деятельности в Ставрополье.

Аграрная инвестиционная компания «АГ-РИКО» в настоящее время довела до логического завершения один из самых масштабных проектов в крае — завершила строительство мясоперерабатывающего комплекса в поселке Штурм Красногвардейского района. Недавно мясокомбинат был запущен в эксплуатацию. Его производственная мощность — 180 голов в час. При этом в 2006 г. начала работать первая очередь свинофермы мощностью 80 тыс. голов в год. После введения в эксплуатацию второй очереди мощность выросла до 240 тыс. голов. После окончания строительства третьей очереди свинокомплекса в 2012 г. она увеличится до 350 тыс. голов.

До 2013 г. компания планирует вложить в развитие агропромышленного комплекса края порядка 7 млрд руб.. Было время, когда мороженое «Снежная королева», выпускаемое молочным комбинатом «Ставропольский», экспортировалось в Израиль. В настоящее время это предприятие совместно с израильской компанией «Hish» планирует создать инвестиционный животноводческий комплекс, не имеющий аналогов в мире. Объем инвестиций составляет 3 млрд руб., оборот — 1 млрд руб. Комплекс рассчитан на 4 тыс. голов дойного стада. 200 га земли под проект уже отведено в районе села Безопасное. Объекты животноводческого комплекса разместятся на территории Труновского района.

Фирма «Меркурий» возродила один из известнейших брендов края — «Стрижамент». Ведь на международных выставках-ярмарках, проводимых в 1997—1998 гг. в Сочи, за отличное качество на-

стойка «Стрижамент» дважды удостоена золотой медали, а водки «Ставрополь», «45-я параллель», «Сенгилей» награждены серебряной медалью.

Ставрополье обладает всеми ресурсами, для того чтобы занять лидирующее положение на фармацевтическом рынке. В связи с этим интерес представляет проект создания регионального фармацевтического кластера. В перспективе он может вытеснить уже существующие компании с мировыми брендами и объемами продаж в десятки миллиардов долларов. Реализация данного проекта развернулась на базе ОАО НПК «Эском» и ЗАО «Биоком».

Есть и другие сулящие большую выгоду проекты. Например, создание завода по производству грузовиков средней грузоподъемности в г. Ми-хайловске мощностью 60 тыс. автомобилей в год, с числом рабочих мест порядка 8 тыс. человек. С его запуском г. Ставрополь реально будет функционировать как мегаполис. Или формирование региональных индустриальных парков в районе Невинномысска, Буденновска, Благодарного.

Таким образом, можно утверждать, что перспектива инновационного прорыва на Северном Кавказе есть. Однако для воплощения имеющихся проектов в жизнь нужно преодолеть ряд трудностей, в том числе на федеральном уровне:

— ликвидировать монополизм;

—изжить низкую финансовую прозрачность;

— активизировать деятельность на фондовом рынке и в венчурном бизнесе;

— добиться существенного снижения банковских процентов.

Самое главное, по мнению автора, нейтрализовать факторы, дестабилизирующие этнополитичес-кую и межконфессиональную ситуацию в регионе. Эти факторы делятся на внешние и внутренние. К внешним относятся:

— активность международной террористической сети, использующей этнические и религиозные противоречия;

— стремление ряда радикальных международных организаций к эскалации этнополитической и межконфессиальной напряженности, включая передел административно-территориальных границ СКФО;

— внедрение радикальных форм ислама на территории округа.

Внутренними выступают следующие факторы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— широкое распространение коррупции;

— проявления этнополитического и религиозно-политического экстремизма;

— неурегулированность земельных отношений, порождающая большинство межнациональных конфликтов, в том числе на бытовом уровне;

— популяризация экстремистской идеологии в силу высокого уровня безработицы и социальной необустроенности населения;

— продолжающийся отток русского населения

[7].

Для решения поставленных задач необходимо гармонизировать федеральные, региональные и национальные интересы. Как представляется автору, в настоящее время национальные интересы многих народов Кавказа превалируют над государственными и региональными. Точнее говоря, не национальные интересы, а интересы национальных элит. Наблюдается возврат к средневековым традициям, доминирование родоплеменного устройства социума.

Поэтому необходимо развивать национальные языки и культуры, обеспечивая при этом главенство закона. Кроме того, целесообразно остановить клерикализацию общества. На Северном Кавказе эти процессы проходят особенно болезненно. Как показывает практика, межконфессиональное соревнование не объединяет народы.

По мнению автора, назрела необходимость в разработке государственной программы по возвращению русских соотечественников из-за рубежа, в первую очередь из Средней Азии, возможно, целыми казачьими станицами.

В плане совершенствования экономического регулирования следует вернуться к предложениям Д. Н. Казака: субъекты должны распоряжаться бюджетными деньгами в заработанных регионом объемах, а дотациями надо перевести на внешнее управление. Подобный международный опыт имеется.

Список литературы

1. Колесников Ю. С. Экономические предпосылки и механизмы снижения конфликтогенности на Северном Кавказе. Стратегические приоритеты модернизации экономики российских регионов: Северо — Кавказский вектор. Материалы Всероссийской научной конференции (IV Домбайские чтения). Черкесск: КЧТА. 2010.

2. Овчинников В. Н. Социально-экономические проблемы и ресурсы стабилизации положения на Северном Кавказе в новом геоэкономическом формате. Стратегические приоритеты модернизации экономики российских регионов: Северо-Кавказский вектор. Материалы Всероссийской научной конференции (IV Домбайские чтения). Черкесск: КЧТА. 2010.

3. Пересыпкина В. Северный Кавказ. История управления // Ставропольские губернские ведомости. 27.01.2010.

4. Стенографический отчет о совещании по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа. 27.02.2010. URL: http://www.kremlin.ru/trascripts/6990.

5. Стратегия социально-экономического развития Ставропольского края на период до 2020 г. Ставрополь. 2009.

6. Стратегия привлечения инвестиций в экономику Ставропольского края на период до 2020 г. Ставрополь. 2009.

7. Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г.: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.09.2010 № 1485-Р.

8. Хлопонин А. Северный Кавказ — как территория роста // Открываем Ставропольский край. 2010. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.