Научная статья на тему 'Стратегия формирования ценового преимущества коммерческого банка'

Стратегия формирования ценового преимущества коммерческого банка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гришанова А. В., Савиных В. Н.

The delta-strategy of changes of the planned commercial bank statement is described in the article. This strategy supports the chosen price advantage without a damage to profitability of bank.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY OF A BUSINESS BANK PRICE ADVANTAGES FORMATION

The delta-strategy of changes of the planned commercial bank statement is described in the article. This strategy supports the chosen price advantage without a damage to profitability of bank.

Текст научной работы на тему «Стратегия формирования ценового преимущества коммерческого банка»

УДК 336.713

А.В. Гришанова, В.Н. Савиных СГГА, Новосибирск

СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНОВОГО ПРЕИМУЩЕСТВА КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

A.V. Grishanova, V.N. Savinykh SSGA, Novosibirsk

STRATEGY OF A BUSINESS BANK PRICE ADVANTAGES FORMATION

The delta-strategy of changes of the planned commercial bank statement is described in the article. This strategy supports the chosen price advantage without a damage to profitability of bank.

Модели управления ценовым преимуществом банка, которые рассмотрены в докладе «Определение ценовых ориентиров для депозитных и кредитных услуг», опубликованном в данном сборнике, предоставляют возможность согласовывать выбор ценовых ориентиров с организацией их достижения без ущерба для рентабельности собственного капитала.

Эти модели предназначаются для расчёта целевой или плановой структуры услуг баланса, которая обеспечит максимальную рентабельность при заданном для достижения ценового преимущества достаточно малом спрэде.

Другим вариантом является обеспечение достижения минимальной величины спрэда при заданной желаемой рентабельности. Значение спрэда даёт основу для выбора ценовых ориентиров для средневзвешенных депозитных и кредитных ставок, следование которым реализует имеющееся ценовое преимущество банка.

Рис. 1. Звено цепной реструктуризации перехода к целевой структуре баланса, повышающей ценовое преимущество банка

Для того, чтобы следование таким ценовым ориентирам не привело к снижению нужного уровня рентабельности собственного капитала необходимо перейти к соответствующей целевой структуре баланса, которая была рассчитана по какой-либо из А, В, С, D-моделей. Это значит нужно сделать ряд изменений выявленных по отчетному балансу стоимостных агрегатов, чтобы приблизится к целевой структуре, то есть подобрать соответствующую дельта - стратегию. Применяя в каждый квартал (или в другой период времени) соответственную рассчитанную дельта - стратегию, банк будет поддерживать непрерывный процесс принятия оптимальных решений, который можно назвать целенаправленной цепной реструктуризацией отчетных балансов.

Как показано на рис. 1, под воздействием многих случайных и неуправляемых факторов применение рассчитанной дельта - стратегии в каждом звене цепной реструктуризации, скорее всего, приведет к отчетной структуре баланса 2, которая будет отличаться от желаемой целевой структуры, но эффект повышения ценового преимущества в какой-то степени должен сохраниться.

На основе использования компьютерных аналогов математических А, В, С, D-моделей был разработан методический подход к сравнению и усилению банковских ценовых преимуществ, который может быть применен для коммерческого банка любого региона России и некоторых других стран с аналогичной банковской системой. Основные этапы реализации этого подхода представлены на рис. 2.

Рис. 2. Блок-схема этапов методического подхода к оценке и формированию ценового преимущества конкретного банка

В ходе совершенствования методики удалось упорядочить факторы по степени управляемости ими со стороны банка и установить главную взаимосвязь между тремя основными управляемыми факторами с целью осуществления эффективного согласованного воздействия на них для усиления ценовых, и, в конечном счете, конкурентных преимуществ коммерческого банка. Этими факторами оказались спрэд, понимаемый как разность средневзвешенной ставки размещения и средневзвешенной ставки привлечения, рентабельность собственного капитала банка и леверидж, понимаемый как очень агрегированная характеристика структуры валюты баланса.

Из А, В, С, D-моделей следует, что определенное структурное изменение баланса, позволяет снизить величину спрэда, сохранив на прежнем уровне рентабельность собственного капитала.

В свою очередь, снижение величины спрэда предоставляет возможность либо повышения средневзвешенной депозитной ставки, либо снижения средневзвешенной кредитной ставки, либо то и другое. Это приводит к повышению привлекательности ставок коммерческого банка и реализует его потенциал ценового преимущества.

Рассмотрим конкретную реализацию предлагаемого методического подхода к управлению ценовым преимуществом банка на примере новосибирских банков. D-модель, реализованная с помощью надстройки Excel, позволяет рассчитать, какова была бы динамика условной рентабельности капитала новосибирских банков в ретроспективе, если бы они имели постоянно средневзвешенную ставку 4 % и спрэд 2 % в каждом из десяти выбранных кварталов (табл. 1), что позволяет обоснованно сравнить динамику их ценового преимущества.

Таблица 1. Отражение динамики условной рентабельности капитала новосибирских банков нарастающим в течение года итогом

Кварталы Внешторгбанк Сибакадем-Банк Алемар Муниципальный Инвестиционный

1 кв. 2004 5,14% -1,34% 1,33% -0,75% 5,40%

2 кв. 2004 8,46% -0,17% 3,19% 3,13% 5,41%

3 кв. 2004 13,63% 2,26% 7,89% 7,64% 4,64%

4 кв. 2004 22,06% 3,61% 7,71% 4,04% 0,71%

1 кв. 2005 5,04% -0,10% -2,63% -4,05% -4,62%

2 кв. 2005 16,55% 9,85% -1,04% 0,13% 0,31%

3 кв. 2005 42,94% 31,56% 1,99% 5,97% -4,50%

4 кв. 2005 56,43% 42,43% 0,32% 8,41% -5,13%

1 кв. 2006 17,16% 7,44% -2,76% -4,60% -2,41%

2 кв. 2006 50,39% 19,09% -3,24% -1,81% -5,35%

Из табл. 1 видно, что самое большое ценовое преимущество банка по депозитным и кредитным услугам при сравнении временных рядов рентабельностей стабильно сохранял Внешторгбанк. По всем кварталам ему резко уступал Сибакадембанк, который, кроме того, первые четыре квартала 2004 года имел уровни рентабельности более низкие, чем у банков Алемар и Муниципальный. Однако по последним шести кварталам рассматриваемого периода Сибакадембанк значительно превзошел по ценовому преимуществу банки: Алемар, Муниципальный и Инвестиционный.

Если по этой же таблице сравнить банк Алемар и банк Муниципальный, то можно установить, что они были очень близки по уровню ценового преимущества в рассматриваемом периоде. Особенно это просматривается в диаграмме, изображенной на рис. 3. Видна близость кривых Алемара и Муниципального в отличие от кривой, соответствующей Инвестиционному банку. Это значит, что банк Алемар и банк Муниципальный являются ближайшими конкурентами, для которых имеет смысл побороться между

собою за ценовое преимущество по депозитным и кредитным услугам в будущем временном периоде.

Для каждого из этих банков на основе квартальных отчетных форм 101 можно рассчитать набор стоимостных и процентных изменений выделенных групп услуг L, В, Е, N R, D, V, Q , С, К, которые произошли за любой истекший квартал. Эти наборы изменений являются фактически сложившимися дельта - стратегиями.

—•— Алемар —■— Муниципальный - -А " Инвестиционный

Рис. 3. Сравнение динамики условной рентабельности собственного капитала

новосибирских банков на основе табл. 1

Используя данные форм 101 и 102 в совокупности, можно для настройки предложенных выше математических моделей рассчитать квартальный спрэд и квартальную рентабельность банка как результат фактически сложившейся процентной дельта - стратегии за прошедший квартал. Эти же модели предлагается использовать при расчете оптимальной плановой процентной дельта - стратегии на будущий квартал для перехода к такой процентной структуре услуг баланса, которая будет поддерживать желаемый уровень реальной рентабельности при выбранных средневзвешенных ценовых ориентирах для групп депозитных и кредитных услуг, усиливающих ценовое преимущество банка по этим услугам.

Для использования предложенного методического подхода можно дать следующие рекомендации банкам, стремящимся к достижению ценового преимущества:

- Усилить конкурентное преимущество банка можно, увеличивая перечень услуг и (или) уровень ценового преимущества этих услуг;

- Для повышения уровня ценового преимущества кредитных и депозитных услуг предлагается использовать средневзвешенные ценовые

ориентиры для этих групп услуг, которые определяются, либо на основе минимального банковского спрэда, сохраняющего желаемый уровень рентабельности собственного капитала, либо на основе желаемого спрэда с обеспечением максимально возможного уровня рентабельности собственного капитала;

- Рациональное управление ценовым преимуществом коммерческого банка можно осуществить на основе математических выражений зависимости банковского спрэда и реальной рентабельности собственного капитала от процентного соотношения специально сформированных групп услуг, уровней средневзвешенной депозитной или кредитной ставок и других факторов внутренней и внешней среды банка;

- Желаемое соотношение спрэда и рентабельности, повышающее ценовое преимущество данного коммерческого банка в плановом периоде, может быть обеспечено вычислением по какой-либо из предложенных моделей процентной структуры групп услуг, для перехода к которой нужно реализовать допустимую для банка дельта - стратегию в стоимостном измерении;

- Практическая реализация специальной группировки банковских услуг, основных этапов спрэд-методики и расчет оптимальной дельта -стратегии для большой группы коммерческих банков является возможной при использовании разработанных автором Excel - шаблонов, а также с привлечением специальной надстройки Excel, предназначенной для решения задач оптимизации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гришанова А.В. О спрэд-методике преимущественного ценообразования коммерческого банка // А.В. Гришанова / Сибирская финансовая школа, 2006. - № 3.

2. Гришанова А.В. Управление ценовым преимуществом банка через реструктуризацию его услуг // А.В. Гришанова, В.Н. Савиных / Современные проблемы экономики и менеджмента. - Сб. научных трудов, вып. 10. - Новосибирск: СГГА, 2007.

© В.Н. Савиных, А.В. Гришанова, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.