Научная статья на тему 'Стратегия формирования конкурентных преимуществ коммерческого банка'

Стратегия формирования конкурентных преимуществ коммерческого банка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1431
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMMERCIAL BANK / BANK SYSTEM / COMPETITION / COMPETITIVE ADVANTAGES / КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таджитдинов Карим Рахматжанович

В статье проведена оценка современного уровня развития банковской системы Республики Узбекистан. Выявлено, что в нынешних условиях коммерческие банки предоставляют своим клиентам однотипные виды услуг, что приводит к повышению конкуренции на рынке. Для повышения конкурентоспособности банки должны разработать и реализовать конкурентные стратегии. Автором разработана система стратегий, обеспечивающих достижение конкурентных преимуществ коммерческого банка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The strategy of formation of commercial bank’s competitive advantages

The level of banking system development of the Republic of Uzbekistan was assessed in the article. It is revealed that under current conditions, commercial banks provide their clients with similar services, which leads to increased competition in the market. For the purposes of improving competitiveness, banks should develop and implement competitive strategies. The author developed a system of strategies, ensuring the achievement of competitive advantages of commercial banks.

Текст научной работы на тему «Стратегия формирования конкурентных преимуществ коммерческого банка»

The strategy of formation of commercial bank’s competitive advantages

Tadjitdinov Karim Rakhmatjanovich, Applicant at Tashkent StateUniversity of Economics E-mail: karim_tad@mail.ru

The strategy of formation of commercial bank’s competitive advantages

Abstract: The level of banking system development of the Republic of Uzbekistan was assessed in the article. It is revealed that under current conditions, commercial banks provide their clients with similar services, which leads to increased competition in the market. For the purposes of improving competitiveness, banks should develop and implement competitive strategies. The author developed a system of strategies, ensuring the achievement of competitive advantages of commercial banks.

Keywords: commercial bank, bank system, competition, competitive advantages.

Таджитдинов Карим Рахматжанович, Соискатель, Ташкентский Государственный экономический университет E-mail: karim_tad@mail.ru

Стратегия формирования конкурентных преимуществ коммерческого банка

Аннотация: В статье проведена оценка современного уровня развития банковской системы Республики Узбекистан. Выявлено, что в нынешних условиях коммерческие банки предоставляют своим клиентам однотипные виды услуг, что приводит к повышению конкуренции на рынке. Для повышения конкурентоспособности банки должны разработать и реализовать конкурентные стратегии. Автором разработана система стратегий, обеспечивающих достижение конкурентных преимуществ коммерческого банка.

Ключевые слова: коммерческий банк, банковская система, конкуренция, конкурентные преимущества.

В последние десять лет экономика Республики Узбекистан развивается устойчиво высокими темпами. В достижении таких результатов определенный вклад вносит и банковская сфера, которая включает в свой состав 26 коммерческих банков различных

форм собственности: государственные, совместные и частные. Кроме того, в стране функционируют ломбарды, оказывающие своим клиентам некоторые виды банковских услуг. Все это приводит к усилению конкуренции на рынке банковских услуг.

Таблица 1. - Динамика основных показателей, характеризующих размеры банковской системы Республики Узбекистан (в %)

Показатели 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Совокупные активы к ВВП 38,8 33,5 35,2 35,5 36,9 35,9 37,5

Совокупный капитал к ВВП 5,9 6,6 6,8 5,7 5,2 4,3 4,9

Кредиты реальному сектору экономики к ВВП 12,6 18,6 20,0 21,1 22,2 23,1 24,4

Остаток депозитов к ВВП 14,6 21,3 23,1 20,8 22,5 20,2 22,6

Примечание: Таблица рассчитана и составлена автором на основе данных www.cbu.uz

В этих условиях возникает проблема повышения конкурентоспособности и конкурентных преимуществ коммерческих банков. По нашему мнению, под конкурентными преимуществами коммерческого банка следует понимать его способность предоставлять качественные услуги своим клиентам по сравнению с конкурентами.

Прежде чем перейти к стратегии формирования конкурентных преимуществ коммерческого банка рассмотрим динамику основных показателей,

характеризующие состояние банковского сектора Республики Узбекистан (Таблица 1).

Приведенные в таблице данные свидетельствуют о том, что уровень развития банковской системы Республики Узбекистан еще значительно отстает от уровня других стран. Так, если в 2010 году в России отношение активов к ВВП составляли 75,2 %, Бразилии — 133 %, Китае — 144 %, европейских странах — от 200 % [2], то в Узбекистане значения основных показателей, характеризующих размер банковской

11

Section 3. Marketing

системы, не достигают даже 50 %. Так, значение показателя совокупные активы к ВВП находятся в пределах от 33,5 до 38,8 %, а значение показателя совокупный капитал к ВВП — от 4,3 до 6,8 %. Аналогично на низком уровне находятся и значения двух других показателей. Это свидетельствует о значительном отставании банковской системы Узбекистана от уровня развитых стран. Это, на наш взгляд, связано с тем, что Узбекистан не привлекает краткосрочные спекулятивные кредиты.

По сравнению с банками других стран коммерческие банки Узбекистана еще не достигли того уровня, который требуется для реализации крупных инвестиционных проектов. Так, только лишь самый крупный банк страны — Национальный банк внешнеэкономической деятельности, входящий в состав топ 100 крупных банков СНГ [1] на 01.01.2015 г. имел активы в размере 11,286 трлн. сум. (4,5 млрд. долл.). Все остальные банки имеют значительно меньшие активы. Поэтому основную часть функционирующих в стране коммерческих банков следует отнести к категории малых и средних банков, которые в силу своей невысокой капитализации и ограниченной географии присутствия вынуждены специализироваться на удовлетворении потребностей локальной клиентуры в банковских продуктах. Это, в свою очередь, приводит к предоставлению банками своим клиентам почти однотипных видов услуг, что вызывает повышение конкуренции в данной сфере.

В условиях углубления рыночных реформ в Узбекистане проблема развития конкуренции на рынке банковских услуг и повышения конкурентоспособности коммерческих банков приобретает первостепенное значение для организации эффективного банковского обслуживания населения, юридических лиц, государственных и местных органов власти.

Важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности коммерческих банков Узбекистана является разработка и реализация эффективной конкурентной стратегии, в рамках которой банк осуществляет выбор общей концепции конкуренции на рынке, а также форм и методов достижения и удержания конкурентных преимуществ на целевых его сегментах.

В нынешних условиях деятельность любого банка во многом ориентирована на конкурентную среду. В связи с чем, банки разрабатывают и предлагают на рынке все большее количество однотипных продуктов и услуг, доступных большому количеству клиентов. В процессе ведения конкурентной борьбы возникает

проблема оценки конкурентоспособности кредитных организаций, направленная на выявление их преимуществ и способствующая разработке собственной стратегии поддержания и укрепления рыночной позиции. Обладание конкурентными преимуществами позволяет коммерческому банку занять прочную позицию на рынке банковских услуг.

Конкурентные преимущества коммерческого банка приобретают различные формы: имидж банка, высокое качество предоставляемых банковских услуг, величина уставного капитала и активов, устойчивый состав клиентов, используемая система расчетов и спектр оказываемых банковских услуг, развитие филиалов и перспективы их расширения, виды и качество рекламы, квалификация банковского персонала, грамотный менеджмент и т. д.

По нашему мнению, для достижения и поддержания конкурентных преимуществ каждый коммерческий банк должен разработать собственную конкурентную стратегию. Конкурентная стратегия служит важным методологическим и прикладным инструментом, позволяющим повысить конкурентоспособность его участников и обеспечить их финансовую устойчивость в долгосрочной перспективе.

При разработке конкурентной стратегии банк должен опираться на маркетинговые исследования и прогнозы, что позволит банку выбрать наиболее подходящую для него стратегию в конкурентной борьбе. Это позволит коммерческому банку более четко сформулировать цель достижения конкурентных преимуществ и определить пути ее реализации. При выборе стратегии достижения конкурентных преимуществ коммерческий банк должен:

- провести всесторонний анализ исходного уровня развития банка;

- определить долю рынка и преимущества перед конкурентами;

- выявить и оценить возможные направления развития банка в перспективе;

- четко обозначить систему целей, обеспечивающих достижение конкурентных преимуществ;

- определить объем и структуру потребностей в дополнительных ресурсах для выхода на новые рынки;

- выбрать направления подготовки и переподготовки банковского персонала, обеспечивающие достижение поставленных целей.

Разработка стратегии повышения конкурентных преимуществ коммерческого банка приобретает особую значимость, так как на основании принятой

12

The strategy of formation of commercial bank’s competitive advantages

стратегии строится вся дальнейшая деятельность банка. Теоретически, выделяют следующие виды конкурентных стратегий: агрессивная стратегия, стратегия

устойчивого роста, стратегия умеренного роста, наступательная стратегия, пассивная стратегии и стратегия сокращения (Рис. 1).

Рис. 1. Виды стратегий, обеспечивающие достижение конкурентных преимуществ коммерческого банка (составлен автором)

В чистом виде ни одна из этих стратегий не встречается, как и не встречается идеальных внешних и внутренних условий на рынке по классическим законам экономики. Достигнув преимущества перед конкурентами, коммерческий банк продолжает свою конкурентную борьбу. Конкуренция заставляет участников конкурентной борьбы постоянно искать новые ниши, новые потребности, новый спрос. И именно конкурентные стратегии могут подсказать, в каком направлении следует двигаться банку, чтобы сохранить и закрепить достигнутые преимущества.

Если стратегия выбрана правильно, то это позволит проводить правильное и экономически обоснованное управление банком. Подходящая для конкретного банка стратегия позволяет проводить контроль затрачиваемых средств и предвидеть возможные риски, проводить долгосрочное планирование деятельности путем заключения соглашений с клиентами, проводить стратегическое планирование дальнейшего развития, усовершенствовать менеджмент банка.

При выборе стратегии коммерческий банк должен исходить из того, что конкретная стратегия соответствует общей стратегии развития банковской системы страны, учитывает ресурсные возможности банка, качество используемых технологий, конкурентную позицию, приоритетные направления деятельности. Кроме того, банк должен четко определить, какие цели в перспективе будут ключевыми: захват определенной доли рынка или повышение рентабельности, увеличение ресурсной базы или поиск дополнительных возможностей размещения средств.

Выводы: Проведенное исследование показывает, что уровень развития банковской системы Республики Узбекистан отстает от уровня развития других стран. В силу этого коммерческие банки страны относятся к числу мелких и средних банков, поэтому они предоставляют своим клиентам однотипные виды услуг, что приводит к повышению конкуренции на рынке банковских услуг. Автором предложена система стратегий.

Список литературы:

1. Зиядуллаев Н., Зиядуллаев У, Кабардина Ю. Национальные банки в условиях трансформации мировой банковской системы.//Журнал «Мир перемен». - 2009. - С. 32-47.

2. Колесов П. Ф. Конкурентоспособность и конкурентные преимущества российских банков на современном этапе развития.//Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2012. - № 5.//[Электрон-ный ресурс]. - Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2012/05

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.