Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №3
УДК 331.5
Наталья ГОВОРОВА
СТРАТЕГИЯ «ЕВРОПА 2020»: ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Аннотация. Статья посвящена проблемам реализации целей Евросоюза в социально-трудовой сфере в соответствии с принятой Стратегией «Европа 2020». Даётся оценка промежуточных итогов выполнения поставленных задач и прогноз на ближайшие несколько лет. Анализ итогов проведён как в целом по ЕС, так и по отдельным регионам и странам объединения.
Ключевые слова: Европейский союз, Стратегия «Европа 2020», рынок труда, занятость, высшее образование, незаконченное среднее образование.
Стратегия «Европа 2020» - десятилетняя программа Европейского союза по стимулированию разумного, сбалансированного и справедливого роста и повышению конкурентоспособности1 была разработана Европейской комиссией как продолжение Лиссабонской стратегии (2000-2010 гг.), многие положения которой не были реализованы. Стратегия, принятая в середине 2010 г., обозначила как главные движущие силы экономического роста науку и исследования, в которые предполагается инвестировать не менее 3% ВВП, содействие развитию образования и инноваций, эффективное использование всех ресурсов европейской экономики. К 2020 г. планируется увеличение занятости трудоспособного населения до 75%2; повышение доли населения с высшим образованием до 40% и снижение доли молодёжи с неполным средним образованием до 10%4.
Таким образом, в трудовой сфере должны произойти радикальные изменения, имеющие отношение как к количественным, так и к качественным её характеристикам. Часть стран взяла повышенные по сравнению со средними по Евросоюзу обязательства; по уровню занятости - это Болгария, Дания, Германия, Эстония, Нидерланды, Австрия, Финляндия и Швеция. Все они, кроме Болгарии и Финляндии (плюс Чехия, Литва и Соединённое Королевство), уже преодолели 75%-ную отметку. Наиболее далеки от неё пока Греция, Хорватия, Италия (менее 64%) (см. табл.).
20 апреля 2018 г. статистическое бюро Европейского союза (Евростат) опубликовало данные об уровне занятости. В 2017 г. в ЕС зафиксирован рекордный показатель - 72,2% (+1,1% по сравнению с годом раньше). Евросоюз в целом последовательно приближается к цели, поставленной Стратегией «Европа 2020» в этой области. Занятость увеличилась во всех странах ЕС, за исключением Дании (-0,5%); более всего в Болгарии (+3,6%), Словении (+3,3%), Португалии (+2,8%), Румынии (+2,5%), Хорватии (+2,2%) и Эстонии (+ 2,1%). Уровень занятос-
© Говорова Наталья Викторовна - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Отдела эконо-мических исследований ИЕ РАН; доцент НОУ ВО Московский технологический институт. Адрес: Россия, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: [email protected]. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran32018101105
1 Communication from the Commission Europe 2020. A strategy for smart, sustainable and inclusive growth. Brussels, 3.3.2010 COM (2010) 2020 final.
2 В соответствии с расчётами данных обследования рабочей силы - EU labour force survey (EU-LFS).
3 Лица, успешно окончившие высшие учебные заведения (например, университет, высшая техническая школа и т.д.). Это образовательное достижение относится к уровню 5-8 Международной стандартной классификации образования (ISCED).
4 Процент населения с самым низким уровнем среднего образования; относится к уровню 0-2 ISCED.
ти выше 75% был зарегистрирован в Швеции (81,8%), Германии (79,2%), Эстонии (78,7%), Чехии (78,5%), Великобритании (78,2%), Нидерландах (78,0%), Дании (76,9%), Литвы (76,0%) и Австрии (75,4%). Чехия, Германия, Эстония, Литва и Швеция, Ирландия, Хорватия, Латвия и Мальта уже выполнили или превзошли свои национальные цели 2020 г. Самый низкий уровень занятости наблюдался в Греции (57,8%), Италии (62,3%), Хорватии (63,6%) и Испании (65,5%). Разница между максимальным и минимальным показателями уровня занятости в 2017 г. среди стран Евросоюза составила 24%.
Таблица
Движение к целям Стратегии «Европа 2020» в сфере занятости и образования
Уровень занятости (население 20-64 лет), % Высшее образование (население 30-34 лет), % Образование, ниже среднего (население 15-24 лет), %
2016 2017 Цель 2002 2017 Цель 2006 2017 Цель
Европейский союз 71,1 72,2 75,0 23,6 39,9 40,0 15,3 10,6 10,0
Бельгия 67,7 68,5 73,2 35,2 45,9 47,0 12,6 8,9 9,5
Болгария 67,7 71,3 76,0 23,2 32,8 36,0 17,3 12,7 11,0
Чехия 76,7 78,5 75,0 12,6 34,2 32,0 5,1 6,7 5,5
Дания 77,4 76,9 80,0 34,2 48,8 40,0 8,8 10,0
Германия 78,6 79,2 77,0 24,2 34,0 42,0* 13,7 10,1 10,0
Эстония 76,6 78,7 76,0 27,7 48,4 40,0 10,8 9,5
Ирландия 71,4 73,0 69,0 32,0 53,5 60,0 12,2 5,1 8,0
Греция 56,2 57,8 70,0 23,5 43,7 32,0 15,1 6,0 10,0
Испания 63,9 65,5 74,0 34,4 41,2 44,0 30,3 18,3 15,0
Франция 70,0 70,6 75,0 31,5 44,3 50,0 8,9 9,5
Хорватия 61,4 63,6 62,9 16,2 28,7 35,0 (4,7) 3,1 4,0
Италия 61,6 62,3 67,0 13,1 26,9 26,0 20,4 14,0 16,0
Кипр 68,7 70,7 75,0 36,0 55,8 46,0 14,9 8,6 10,0
Латвия 73,2 74,8 73,0 17,3 43,8 34,0 15,6 8,6 10,0
Литва 75,2 76,0 72,8 23,4 58,0 48,7 8,8 5,4 9,0
Люксембург 70,7 71,5 73,0 (52,7) 66,0 7,3 10,0
Венгрия 71,5 73,3 75,0 14,4 32,1 34,0 12,5 12,5 10,0
Мальта 69,6 71,4 70,0 9,3 30,0 33,0 32,2 18,6 10,0
Нидерланды 77,1 78,0 80,0 28,6 47,9 40,0 12,6 7,1 8,0
Австрия 74,8 75,4 77,0 40,8 38,0 10,0 7,4 9,5
Польша 69,3 70,9 71,0 14,4 45,7 45,0 5,4 5,0 4,5
Португалия 70,6 73,4 75,0 12,9 33,5 40,0 38,5 12,6 10,0
Румыния 66,3 68,8 70,0 9,1 26,3 26,7 17,9 18,1 11,3
Словения 70,1 73,4 75,0 20,7 46,4 40,0 5,6 4,3 5,0
Словакия 69,8 71,1 72,0 10,5 34,3 40,0 6,6 9,3 6,0
Финляндия 73,4 74,2 78,0 41,2 44,6 42,0 9,7 8,2 8,0
Швеция 81,2 81,8 80,0 28,3 51,3 45,0 8,6 7,7 7,0
Великобритания 77,5 78,2 х 31,5 48,3 х 10,6 х
*Национальная цель для Германии включает в себя постсреднее не высшее образование (уровень 4 ISCED 1997 г.) : - нет сопоставимых данных; х - нет национальной цели; ( ) - низкая надёжность данных; Источник: Евростат.
На европейском рынке труда наблюдается гендерное неравенство, среди компонентов которого участие в рабочей силе, разница в заработной плате (16%) и в пенсии (40%), при том, что обеспечение равноправия в этой сфере способствует более сбалансированному экономическому развитию, достижению целей Стратегии «Европа 2020» в области борьбы с бед-
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №3
1 2
ностью и социальной исключённостью ' . Уровень занятости мужчин достиг 78,0% (+1,1% в годовом исчислении и +0,1% по сравнению с 2008 г.) Женская занятость также постоянно увеличивалась с 2010 г. и достигла уровня 66,5% (+1,2% в годовом исчислении). Наибольший гендерный разрыв наблюдается на рынке труда Мальты, Италии и Греции, наименьший - в Литве, Финляндии, Швеции и Латвии. Повсюду в ЕС неуклонно растёт и уровень занятости лиц в возрасте от 55 до 64 лет (с 38,4% в 2002 г. до 57,1% в 2017 г.). Более 2/3 людей в преклонном возрасте трудоустроены в Швеции, Германии, Дании и Эстонии, больше половины - в 20 государствах - членах ЕС. Самый высокий уровень занятости для этой возрастной группы наблюдался в Швеции (76,4%), в Германии (70,1%), Дании (68,9%), Эстонии (68,1%), Литве (66,1%), Нидерландах (65,7%) и Соединённом Королевстве (64,1%). Самые низкие показатели по данному параметру были зарегистрированы в Греции (38,3%), Люксембурге (39,8%), Хорватии (40,3%) и Словении (42,7%)3.
Достаточно оптимистично выглядит ситуация по достижению целей Стратегии в области образования. В апреле Евростат обнародовал данные 2017 г. в данной области, в соответствии с которыми по первому показателю на уровне ЕС цель почти достигнута, рост показателя составил 16,3% - с 23,6% в 2002 г. до 39,9% в 2017 г. Женская часть населения повсеместно опережает мужскую и уже превзошла цели - рост впечатляет: с 24,5% в 2002 г. до 44,9% в 2017 г.; у мужчин значительно более скромные результаты - с 22,6 до 34,9%. Среди стран ЕС лидируют Литва, Кипр, Ирландия, Люксембург и Швеция (более 50%), среди аутсайдеров Румыния, Италия, Хорватия (менее 30%). 14 стран уже достигли своих национальных целей: Чехия, Дания, Эстония, Греция, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Нидерланды, Австрия, Польша, Словения, Финляндия и Швеция. Межстрановые различия по данному показателю составили в 2017 г. 31,7%.
По второму образовательному параметру до поставленной цели также не далеко, если говорить об ЕС в целом - «недоучившихся» до среднего образования становится всё меньше и меньше. По сравнению с 2006 г. этот показатель снизился на 4,7% и составил в 2017 г. 10,6%. И здесь у девушек результаты лучше, чем у юношей (8,9% по сравнению с 12,1% по ЕС-28), за исключением Болгарии, Венгрии, Румынии и Словакии. Показатель улучшился во всех странах, кроме Чехии, Румынии и Словакии. Лидерами выступают Хорватия, Словения, Польша и Ирландия (менее 5%); на Мальте, в Испании и Румынии противоположная ситуация (более 18%). 14 государств выполнили свои национальные обязательства: Бельгия, Дания, Ирландия, Греция, Хорватия, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Австрия и Словения. Разница по этому нормативу достигла в 2017 г. 15,5%4.
1 Уменьшить число людей за чертой бедности минимум на 20 млн.
2 Европа XXI века. Новые вызовы и риски. Монография, под общей редакцией Ал.А. Громыко, В. П. Фёдорова. М., СПб.: Нестор-История, 2017. 584 с. Серия: Старый Свет - новые времена. С. 194-214.
3 Europe 2020 employment indicators. Employment rate of people aged 20 to 64 in the EU reached a new peak at 72,2% in 2017. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/documents/2995521/8818246/3-20042018-AP-EN.pdf/c4d4085d-7e3 2-438b-bc44-61eca9a6998b.
4 Europe 2020 education indicators in 2017. The EU has almost reached its target for share of persons aged 30 to 34 with tertiary education. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/documents/2995521/8829968/3-25042018-AP-EN.pdf/70700487-07d4-4913 -bdbb-2ca8c6be870a.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №3
* * *
Образование и профессиональная подготовка имеют решающее значение как для экономического, так и для социального прогресса. Согласование полученных в период обучения навыков с потребностями рынка труда играет ключевую роль и приобретает всё большее значение в условиях глобализации и цифровизации экономики как важнейший фактор обеспечения конкурентоспособности. Каждая страна ЕС несёт основную ответственность за свою собственною сферу образования и профессионального обучения, учебные системы и содержание обучающих программ. ЕС поддерживает национальные действия и помогает государствам-членам справляться с общими вызовами, предоставляет возможность обмениваться передовым опытом1.
За последнее десятилетие произошло быстрое сокращение доли населения трудоспособного возраста со средним и ниже среднего уровнем образования, на фоне увеличения числа выпускников вузов. Эта особенность наблюдалось у обоих полов, но темпы изменений у женщин были выше. При этом серьёзной проблемой для европейского рынка труда и общества остаются удручающие размеры категории молодых людей вне занятости, образования и обучения - NEET. В ЕС - три региона, где уровень NEET составлял более 40% в 2016 г.: Сицилия в Италии, французский заморский регион Гайана и Северо-запад Болгарии2.
С учётом проанализированной динамики и при условии её сохранения, можно предположить, что Евросоюзу в целом будет сложно достигнуть поставленных целей в области занятости. Ситуация в странах и регионах ЕС существенно различается, и отдельные государства-члены пока ещё далеки как от своих национальных обязательств, так и от общих целевых показателей Стратегии «Европа 2020» в сфере занятости и образования.
Список литературы
Европа XXI века. Новые вызовы и риски. Монография, под общей редакцией Ал.А. Громыко, В. П. Фёдорова. М., СПб.: Нестор-История, 2017. 584 с. Серия: Старый Свет - новые времена.
References
Communication from the Commission Europe 2020. A strategy for smart, sustainable and inclusive growth. Brussels, 3.3.2010 COM (2010) 2020 final.
Consolidated Version of the Treaty on the Functioning of the European Union, Art. 6, 165, 166. Official Journal of the European Union. C 83. 30.03.2010.
Europe 2020 employment indicators. Employment rate of people aged 20 to 64 in the EU reached a new peak at 72.2% in 2017. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/documents/2995521/8818246/3-20042018-AP-EN.pdf/c4d4085d-7e32-438b-bc44-61eca9a6998b.
1 Consolidated Version of the Treaty on the Functioning of the European Union, Art. 6, 165, 166. Official Journal of the European Union. C 83. 30.03.2010.
2 Eurostat regional yearbook 2017 edition. Р. 72. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/documents/3217494/8222062/KS-HA-17-001-EN-N.pdf/eaebe7fa-0c80-45af-ab41-0f806c433763.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №3
Europe 2020 education indicators in 2017. The EU has almost reached its target for share of persons aged 30 to 34 with tertiary education. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/documents/2995521/8 829968/3-25042018-AP-EN.pdf/70700487-07d4-4913-bdbb-2ca8c6be870a.
Evropa XXI veka. Novye vyzovy i riski. Monografija, pod obshhej redakciej Al.A. Gromyko, V.P . Fjodorova. M., SPb.: Nestor-Istorija, 2017. 584 s. Serija: Staryj Svet — novye vremena.
Eurostat regional yearbook 2017 edition. P. 72. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/documents/ 3217494/8222062/KS-HA-17-001 -EN-N.pdf/eaebe7fa-0c80-45af-ab41 -0f806c433763.
Strategy «Europe 2020»: intermediate results in the social-labor sphere
Author. Govorova N. PhD (Economics), Leading Researcher, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences; Assistant professor of economics, Moscow Technological Institute. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected].
Abstract. The article is devoted to the problems of the realization of the European Union goals in the social and labor sphere in accordance with the «Europe 2020» Strategy. The estimation of intermediate results and the forecast of performance of the purposes are given. The analysis of the results was made both for the EU-28, and for member- states and the EU regions.
Key words: The European Union, the «Europe 2020» Strategy, the labor market, employment, tertiary education, most lower secondary education.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran32018101105
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №3