Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5
УДК 327: 377+378 Елена ВОДОПЬЯНОВА
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ЕВРОПЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Статья посвящена анализу изменений, происходящих в системе европейского образования всех уровней: от ранних этапов до рассмотрения феномена непрерывного обучения. Доказано, что вектор эволюции системы европейского образования ныне направлен на поиск изменений на базе сложившихся традиций. На основании статистики ОЭСР и Евростата приведены сравнительные данные по государственным расходам на образование всех уровней в странах Европейского союза, а также показана динамика мобильности зарубежных выпускников со степенями бакалавра, магистра и доктора. Установлено, что, несмотря на всё более пристальное внимание к технологиям начальных этапов обучения, роль высшего образования отнюдь не снижается, хотя и определяется такими новыми целями как инклюзивность, мобильность и мультилингвизм.
Ключевые слова: образование, Европейский союз, информационное общество, инклюзивность, мобильность, качество.
Анализ перемен, происходящих в современном европейском обществе знаний, с необходимостью основывается на изучении сложной взаимосвязи между преемственностью и изменениями. Объективный ход событий показал, что динамика последних требует первоочередного внимания Европы к проблемам образования всех уровней и перемен в нём.
Рассмотрим характеристики современного этапа европейского образования подробнее, начав с индикаторов эффективности в их традиционном понимании, поскольку «инвестиции в человеческий капитал - это хорошо потраченные деньги»1.
Таблица 1
Государственные расходы на образование в странах ЕС (% ВВП)_
Страна Дошкольное, начальное и среднее образование, все типы Высшее образование, включая докторскую степень
Австрия 4,2 3,4
Бельгия 5,0 2,6
Чехия 4,1 1,9
Дания 5,5 4,2
Эстония 3,7 3,7
Финляндия 4,6 3,4
Франция 4,2 2,2
Германия 4,7 3,0
Венгрия 4,1 1,6
Ирландия 4,9 3,3
Италия 3,4 1,6
Латвия 4,4 3,0
Люксембург 4,0 1,2
© Водопьянова Елена Викторовна - доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник, руководитель Центра культурологии ИЕ РАН. Адрес. 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: [email protected]. DOI. http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran52018180185
1 New priorities for European cooperation in education and training (2015/C 417/04). 2015 Joint Report of the Council and the Commission on the implementation of the strategic framework for European cooperation in education and training (ET 2020). URL. https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=uriserv:QJ.C_.2015.417.01.0025.01.ENG& toc=0J:C:2015:417:T0C.
Нидерланды 4,8 3,7
Польша 3,7 2,8
Португалия 4,2 1,8
Словакия 4,2 2,3
Словения 3,5 2,1
Литва 4,9 3,8
Испания 3,5 2,2
Швеция 4,1 3,8
Великобритания 5,3 3,0
Источник: https://read.oecd-ilibrary.org/education/education-at-a-glance-2017/indicator-b4-what-is-the-total-public-
spending-on-education_eag-2017-19-en#page8.
Как видно из статистики ОЭСР, все европейские страны тратят на ранние ступени образования существенно большие финансовые ресурсы, нежели на его завершающие этапы. Можно предположить, что это, кроме очевидной большей длительности начальных этапов обучения, обусловлено двумя взаимосвязанными причинами. Во-первых, европейская политика прошлого десятилетия в сфере высшего образования уже принесла существенные позитивные результаты, одновременно продемонстрировав на практике уязвимость прежних стратегий недоучёта роли раннего образования. Во-вторых, необходимость предотвращения потенциальных социальных конфликтов и радикализации в европейском социуме оказалась существенным мотивом для более пристального обращения к технологиям начальных этапов образования. Данная таблица иллюстрирует ещё одну тенденцию в развитии нынешней образовательной политики, которая связана с комплексным подходом ко всем уровням и типам образования, причём с приоритетом его начальных, т.е. дошкольных и школьных ступеней. Это отнюдь не означает снижения роли высшего образования.
Известно, что одна из целей стратегии «Европа 2020» заключается в том, что, по крайней мере, 40% 30-34-летних в ЕС должны к 2020 г. иметь высшее образование. Эта доля неуклонно росла с 23,6% в 2002 г. до 39,9% в 2017 г. В прошлом, 2017 г., 58% населения Литвы в возрасте от 30 до 34 лет имели законченное высшее образование. На Кипре эта цифра достигла 55,8%, в Ирландии 53,5%, Люксембурге 52,7%, а также в Швеции 51,3%. Самые низкие показатели были отмечены в Румынии (26,3%), Италия (26,9%) и Хорватии (28,7%). Такие 14 государств - членов Евросоюза как Чехия, Дания, Эстония, Греция, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Нидерланды, Австрия, Польша, Словения, Финляндия и Швеция уже достигли национальных целей - 2020 по этому показателю1.
Позитивную динамику демонстрирует и мобильность. Как видно из материалов Евро-стата (таблица 2), многолетнее внимание к проблеме мобильности даёт значительные результаты, хотя и весьма отличающиеся не только от региона к региону, но и от страны к стране.
Так, в частности, впечатляющая статистика по Великобритании в значительной степени обусловлена многовековыми национальными образовательными традициями и высоким престижем британского образования как в Европе, так и в мире в целом. Можно предположить, что в Германии применительно к студенческо-исследовательской мобильности проявил себя эффект синергии, в результате которого значительные показатели по этому параметру оказа-
1 Europe 2020 education indicators in 2017. Newsrelease 72/2018. 25.04.2018. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/docu ments/2995521/8829968/3-25042018-AP-EN.pdf/70700487-07d4-4913-bdbb-2ca8c6be870a.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5
Таблица 2
Динамика мобильности зарубежных выпускников со степенями бакалавра,
магистра и доктора (и их эквивалентов)
Страна 2013 2014 2015 2016
Бельгия 4,234 5,036 5,061 5,589
Болгария 1,506 1,212 1,025 945
Чехия 4,291 4,140 3,834 4,074
Дания 2,866 2,842 2,827 3,028
Германия 9,449 9,946 10,146 10,788
Эстония 87 101 213 316
Ирландия - 2,076 2,278 2,398
Греция - - 1,281 1,273
Испания 640 1,008 1,072 1,397
Хорватия 34 35 30 24
Италия - - - 9,611
Кипр 492 515 506 457
Латвия 214 165 187 226
Литва 344 359 239 331
Люксембург 114 143 129 226
Венгрия 1,208 1,245 1,373 1,338
Мальта 68 65 49 65
Нидерланды 8,685 8,837 9,841 9,924
Австрия 3,705 4,365 4,541 4,951
Польша 4,750 5,499 6,886 8,780
Португалия 862 884 994 1,005
Румыния 1,535 1,634 1,892 1,800
Словения 149 198 204 243
Словакия 1,380 1,298 1,174 1,195
Швеция 840 834 798 738
Великобритания 63,148 69,732 66,750 67,605
Финляндия 1,733 1,852 2,071 2,097
Источник: http://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/submitViewTableAction.do.
лись обусловлены как благодаря запущенным Евросоюзом механизмам, так и на базе признанного авторитета немецкой академической традиции.
Заслуживает упоминания и пример Польши, где традиции старейших в Центральной Европе университетов значительно повлияли на страновой выбор программ мобильности студентов и будущих докторов, но вклад программ ЕС сыграл здесь, видимо, решающую роль. Можно отдельно обсуждать более дешёвые, нежели в Западной Европе, плату за аренду жилья и суммы текущих расходов, однако комплекс этих бытовых факторов, безусловно, сыграл для польского варианта мобильности второстепенную роль. Это подтверждают аналогичные табличные данные по Чехии, Венгрии, Болгарии, Румынии и т.д.
Одновременно представленные данные по скандинавскому региону показывают, что, в частности, применительно к процессам академической мобильности между ними и национальными финансовыми вложениями в образование не существует прямой корреляции.
Программы финансирования образовательных процессов в вузах разных стран отличаются от страны к стране и в контексте механизмов воплощения принципов доступности, которые реализуются либо через снижение платы за обучение, либо, напротив, через значитель-
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5
ные размеры грантов, как, например, в Великобритании, где их имеет 75% обучающихся.
Стратегическая инициатива, в направлении реализации которой предстоит дальнейшее совершенствование европейского образования, была сформулирована в 2017 г. как движение к Европейскому пространству образования - 20251. Формулировка примечательна, поскольку она уже не ограничивается только рамками пространства высшего образования, хотя роль последних по-прежнему высока, поскольку «нет ни одного социального института, который бы близко стоял к колледжам и университетам по объёму решаемых ими задач. Их вклад в общественное развитие колоссален, особенно в том, что касается сотрудничества с государством и частными предприятиями в осуществлении научных исследований, подготовки работников и изобретения ключевых для современной экономики продуктов»2, - определяется движением к укреплению европейской идентичности на основе не только всех уровней образования, но и культуры.
Элементы данной концепции фактически фиксируют эволюцию, достижения и недоработки предшествующих интеграционных инициатив Евросоюза в области образовательной политики, которые необходимо устранить. К ним предлагается отнести:
- создание европейских студенческих карт как удобного и современного способа хранения истории индивидуальных достижений в обучении,
- начало «процесса Сорбонны», который должен снять нерешённые проблемы Болон-ского процесса. Речь идёт о формировании юридического (выделено мною. - Е.В.) фундамента для взаимного признания внутри ЕС национальных документов об образовании всех уро -вней, а также об облегчении процедур трансграничной проверки сертификатов по результатам программ непрерывного образования,
- увеличение к 2025 г. доли европейцев, занятых в процессах непрерывного образования, до 25%, т.е. более чем в два раза по сравнению с нынешними менее 11%,
- погружение образовательных технологий в инновационный и цифровой контексты,
- расширение сотрудничества в разработке учебных программ всех уровней,
- создание сети европейских университетов, формирующей условия для новых актуальных форм трансграничного сотрудничества существующих вузов,
- улучшение школьной лингвистической подготовки: новым ориентиром для выпускника средней школы к 2025 г. становится хорошее знание двух иностранных языков,
- многоуровневую подготовку педагогов,
- комплексные инвестиции в образование со стороны европейских государств, Евросоюза и его инвестиционных инструментов, в частности, ERASMUS, Мария Склодовская-Кю-ри, а также Европейского Фонда стратегических инвестиций, Европейского Социального Фонда. Частное инвестирование в образование также должно развиваться активнее,
- синтез образовательных технологий с усилением европейской составляющей новостных СМИ в ЕС, а также с ростом значимости европейского культурного наследия и идентичности.
1 Future of Europe: Towards a European Education Area by 2025. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-17-4521_en.htm.
2 Cohen A., Kisker C. The shapping of American higher education. San Francisco: Jossey-Bass, 2010. P. 463.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5
Таким образом, в симбиозе указанных составляющих системы европейского образования можно наблюдать вектор эволюции последнего, направленный в сторону создания гармоничной и эффективной целостности.
Список литературы
Cohen A., Kisker C. The shapping of American higher education, Jossey-Bass, San Francisco, USA, 2010.
Europe 2020 education indicators in 2017. Newsrelease 72/2018. 25.04.2018. URL: http://ec.eu ropa.eu/eurostat/documents/2995521/8829968/3-25042018-AP-EN.pdf/70700487-07d4-4913-bdbb-2ca8c6be870a.
Future of Europe: Towards a European Education Area by 2025. URL: http://europa.eu/rapid/ press-release_IP-17-4521_en.htm.
New priorities for European cooperation in education and training (2015/C 417/04). 2015 Joint Report of the Council and the Commission on the implementation of the strategic framework for European cooperation in education and training (ET 2020). URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=uriserv:0J.C_.2015.417.01.0025.01.ENG&toc=0J :C:2015:417:T0C.
References
Cohen A., Kisker C. The shapping of American higher education, Jossey-Bass, San Francisco, USA,2010.
Europe 2020 education indicators in 2017. Newsrelease 72/2018. 25.04.2018. URL: http://ec.eu ropa.eu/eurostat/documents/2995521/8829968/3-25042018-AP-EN.pdf/70700487-07d4-4913-bdbb-2ca8c6be870a.
Future of Europe: Towards a European Education Area by 2025. URL: http://europa.eu/rapid/ press-release_IP-17-4521_en.htm.
New priorities for European cooperation in education and training (2015/C 417/04). 2015 Joint Report of the Council and the Commission on the implementation of the strategic framework for European cooperation in education and training (ET 2020). URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=uriserv:0J.C .2015.417.01.0025.01.ENG&toc=0J:C:2015:417:T0C.
New approaches to organization of the European education system
Author. Elena Vodopianova, PhD (Philosophy), Professor, Senior Researcher, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected].
Abstract. The article contains the analysis of changes in European Education System at all levels: from the stages of early education to the phenomenon of continuing education. It proves that
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5
the vector of evolution of the European Education System is now aimed at finding changes on the basis of existing traditions. On the basis of OECD and Eurostat comparative data on EU public education expenditures at all levels and the dynamics of educational mobility of graduates with bachelor's, master's and doctor's degrees are presented. It shows that despite the increasing attention to the technologies of the initial stages of education the role of higher education is in no way reduced, although it is determined by such new goals as inclusiveness, mobility and multilingualism.
Key words: education, European Union, information society, inclusion, mobility, quality.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran52018180185
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №5