Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №4
УДК 331.5
Наталья ГОВОРОВА
ДЕСЯТЬ КРИЗИСНЫХ ЛЕТ ГРЕЦИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ В СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СФЕРЕ
Аннотация. Статья посвящена анализу бедности и социальной исключённости в Греции в результате суверенного долгового и мирового финансово-экономического кризисов. Подчёркивается отрицательное влияние падения социальных показателей на конкурентоспособность и развитие человеческого потенциала. Отмечается необходимость наращивания уровня занятости, снижения уровня безработицы как основных детерминантов роста совокупных спроса и предложения. Делается вывод о ведущей роли оптимизации деятельности государственного сектора, стабилизации финансовых институтов в деле сокращения бедности и увеличения социальной сплоченности греческого общества.
Ключевые слова: Греция, долговой кризис, реформы, бедность, социальная исключён-ность, рынок труда, занятость, безработица, развитие человеческого потенциала.
В августе 2018 г. Греция завершила программу Европейского стабилизационного механизма (ESM). В этот период Афины получали финансовую поддержку от государств-членов еврозоны, кредиты Европейского фонда финансовой стабильности, займы Международного валютного фонда. В стране проводятся структурные реформы, направленные на стабилизацию финансовой устойчивости и экономического роста, увеличение конкурентоспособности и инвестиций, оптимизацию государственного управления.
По согласованию с Еврогруппой, одобрившей комплекс мер для облегчения долгового бремени Греческой Республики, покрытия суверенных финансовых потребностей в течение двух лет (в том числе отсрочку платежей по процентам и льготные сроки погашения кредитов стабилизационного фонда еврозоны), Афины взяли на себя обязательства по обеспечению непрерывности и завершению реформ, принятых в рамках программы ESM, изложенные в Приложении к заявлению Еврогруппы1. Они заключаются прежде всего в обеспечении первичного профицита бюджета в размере 3,5% ВВП в среднесрочной перспективе, корректировке налогов на недвижимость, завершении реформы в области управления государственными финансами, модернизации системы социального обеспечения и социальной защиты, включая сектор здравоохранения, формировании единого пенсионного фонда (в 2020 г.). Конкурентоспособность на рынках труда, товаров и услуг предполагается достигнуть путем еже-
© Говорова Наталья Викторовна - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Отдела экономических исследований ИЕ РАН. Адрес: Россия, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. Доцент кафедры экономики, НОУ ВО Московский технологический институт. E-mail: n_govorova@mail.ru. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran420185661
1 Specific commitments to ensure the continuity and completion of reforms adopted under the ESM programme. URL:
http://www.consilium.europa.eu/media/35749/z-councils-council-configurations-ecofin-eurogroup-2018-180621-speci
fic-commitments-to-ensure-the-continuity-and-completion-of-reforms-adopted-under-the-esm-programme_2.pdf.
годной корректировки минимальной заработной платы, активной борьбы с теневой экономикой, создания кадастрового агентства и др. В трудовой сфере власти гарантируют принятие Кодекса законов о труде, неукоснительное исполнение национального плана борьбы с коррупцией, а также реализацию реформ по модернизации управления людскими ресурсами в государственном секторе.
Для устранения остаточных рисков и контроля за выполнением обязательств, 11 июля
2018 г. Европейская Комиссия (ЕК) приняла решение активизировать расширенную систему 1 2
наблюдения , за Грецией сроком на шесть месяцев в соответствии со ст. 2(1) Регламента (Европейского союза) 472/2013 . Страна также вновь интегрирована в европейскую семестровую структуру координации экономической и социальной политики.
Греческому обществу пришлось заплатить высокую цену за выход из сложившейся ситуации. Власти вынуждены были повысить налоги, отменить многие льготы, провести реформу пенсионной системы и рынка труда, результатом которых стало резкое ухудшение экономических, демографических и социальных показателей. Численность населения сократилась на 300 тыс. чел., валовой внутренний продукт уменьшился с 357,5 до 194,2 млрд долл. ВВП на душу населения снизился вдвое, как и доля Греции в мировом ВВП (по ППС). Госдолг вырос почти на 60% - до 317,407 млрд евро. Дефицит бюджета сменился на профицит только в 2016 г.; в 2017 г. бюджет был сведён с профицитом в 1,454 млрд евро. Положительный экономический рост был зафиксирован лишь в 2017 г., благодаря инвестициям и отчасти, экспорту4. Прогнозируется, что реальный ВВП вырастет на 1,9% в текущем году, по 2,3% в 2019 и 2020 гг. Хотя в 2017 г. занятость выросла на 2,1%, а уровень безработицы уменьшился до 21,5%, заработная плата о прогнозам будет расти незначительно5. Таким образом, в кратко- и среднесрочной перспективе экономический рост будет сдерживаться слабой динамикой показателей рынка труда, восстановление которого может занять несколько лет, и соответственно недостаточной покупательской способностью большей части населения.
В июне 2018 г. парламентом страны был принят законопроект, в рамках которого предусмотрены сокращение расходов бюджета на социальные нужды, повышение налогов, приватизация крупных доходных государственных активов (портов, аэропортов, железных дорог), снижение пенсий и уровня дохода, не облагаемого налогом. Учитывая вышесказанное, очевидно, что бедность - наиболее злободневная проблема греческого общества. Афины привносят свой отрицательный вклад в сложный процесс борьбы ЕС с бедностью и социальной
1 Commission implementing decision of 11.07.2018 on the activation of enhanced surveillance for Greece. Brussels, 11.7.2018. C (2018) 4495 final.
2 Усиленный надзор - это программа интенсивного мониторинга экономической и финансовой ситуации, адаптированная к Греции с учётом многолетнего кризиса и предусматривающая ежеквартальные отчёты. Мониторинг будет проводиться Еврокомиссией в сотрудничестве с ЕЦБ и, при необходимости, с МВФ.
Regulation (EU) №472/2013 of the European Parliament and of the Council of 21 May 2013 on the strengthening of economic and budgetary surveillance of Member States in the euro area experiencing or threatened with serious difficulties with respect to their financial stability. Official Journal of the European Union. L 140/1. 27.5.2013.
4 Spring 2018 Economic Forecast - Greece. URL: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/economy-finance/ecfin_ forecast_spring_030518_el_en.pdf.
5 European Commission. Directorate General Economic and Financial Affairs. Compliance Report ESM Stability Support Programme for Greece. Fourth Review July 2018. URL: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/economy-finance/ compliance_report_4r_2018.06.20.docx.pdf.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №4
изоляцией. В соответствии со Стратегией «Европа 2020» - десятилетней программой по стимулированию разумного, сбалансированного и справедливого роста и повышению конкурентоспособности1, число материально неблагополучных европейцев должно сократиться (по отношению к 2008 г.) на 20 млн человек. Обязательства Греции по этому показателю - 450 тыс., но в 2017 г. нуждающихся греков стало только больше - на 655 тыс. чел.
Для мониторинга прогресса в борьбе с бедностью и социальной изоляцией Совет министров ЕС по вопросам трудоустройства, общественной политики, здравоохранения и потребительских дел разработал показатель риска бедности и социальной исключённости (AROPE - At risk of poverty or social exclusion) , фиксирующий численность населения, подвергающегося риску бедности или испытывающего серьёзные материальные лишения или проживающего в домохозяйствах с очень низкой интенсивностью труда. Греческое население самое уязвимое в Евросоюзе в плане риска бедности и социальной исключённости3, основная причина которых - высокая безработица, особенно долговременная (больше 12 месяцев). Последняя за истекшее десятилетие увеличилась в четыре раза и достигла 750 тыс. человек, а её максимум (892,7 тыс.) был зарегистрирован в 2013 г. Тревожная тенденция наблюдается в молодёжном и женском сегментах рабочей силы. Значительно превосходит среднеевропейский уровень доля населения в возрасте от 15 до 24 лет вне занятости, образования или обучения (Not in Education, Employment, or Training, NEET) (см. табл.).
Таблица
Показатели рынка труда и AROPE_
1 2008 1 2016 1 2017
Рынок труда
Уровень занятости, % 66,3 56,2 57,8
Уровень общей безработицы, % 7,8 23,5 21,5
Уровень долговременной безработицы, % 47,1 72,0 72,7
Уровень молодёжной безработицы (15-29 лет), % 16,2 38,4 35,6
NEET, % 11,4 15,8 15,3
Бедность и социальная исключённость
AROPE, % 28,1 35,6 34,8
Бедные по доходам (после выплаты социальных трансфертов)4, % 20,1 21,2 20,2
Наиболее нуждающиеся5, % 11,2 22,4 21,1
Проживающие в домохозяйствах с крайне низкой интенсивностью труда6, % 7,5 17,2 15,6
Источник: Hellenic Statistical Authority, Eurostat.
По данным Статистической службы Европейского союза (Евростат) в апреле 2018 г.
1 Communication from the Commission Europe 2020. A strategy for smart, sustainable and inclusive growth. Brussels, 3.3.2010 COM (2010) 2020 final.
2 United Nations Economic Commission for Europe. Conference of European Statisticians. The measurement of poverty and social inclusion in the EU: achievements and further improvements. Working paper 25. 25 November 2013.
3 Европа XXI века. Новые вызовы и риски. Под общей редакцией Ал.А. Громыко, В.П. Фёдорова. М., СПб., Нестор-История, 2017. 584 с. Серия: Старый Свет - новые времена. С. 194-214.
4 Уровень бедности рассчитывается во всех странах ЕС по единой методологии. Бедными признаются граждане, чьи доходы меньше 60% от суммы средних доходов в соответствующей стране.
5 К наиболее нуждающимся в ЕС относятся лица, которые не могут позволить себе полноценное питание, отопление жилища, крупные материальные покупки, регулярный досуг, включая ежегодный выездной отдых, пользование компьютером с интернетом, имеют просроченные задолженности.
6 Лица в возрасте 0-59 лет, проживающие в домохозяйствах, взрослые члены которых работали менее 20% от своего общего рабочего потенциала в течение прошлого года.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №4
Греция оставалась аутсайдером по общей безработице (20,2%), а также по молодёжной (42,3%) и долгосрочной1. Её регионы Западная Македония и Западная Эллада вошли в тройку регионов ЕС с самой высокой общей безработицей (29,1 и 26,3%); Северный Эгейский и Ипеирос - на втором и третьем месте с конца по молодёжной безработице (58,2 и 58,0%); Аттика, Фессалия, Западная Эллада, Ипеирос, Центральная Греция и Пелопоннес (73,1-77,3%) - в антитоповой десятке по долговременной безработице . В стране отмечается также значительная
разница в данных АКОРЕ у коренного населения и мигрантов.
* * *
Наследие десятилетнего острого социально-экономического кризиса тяжёлым грузом ложится на все слои и возрастные группы греческого общества, непосредственно сказываясь на перспективах повышения производительности, конкурентоспособности, улучшения бизнес-среды и социальной интеграции. Огромный государственный долг, хрупкая финансовая система, удручающие социальные показатели настойчиво взывают к повышению эффективности государственного управления, осуществления плана действий по борьбе с коррупцией, модернизацией судебной системы, оптимизации деятельности статистического агентства3.
По прогнозам ЕК4 в течение следующих нескольких десятилетий Греция столкнётся с серьёзными демографическими проблемами: старением и сокращением населения трудоспособного возраста (более чем на треть к 2060 г.). Помогут ли структурные реформы поддерживать планируемые долгосрочные темпы роста ВВП на уровне 1%, покажет будущее.
В среднесрочной перспективе представляется жизненно важным сохранение тенденции роста занятости, способного повлечь за собой сокращение бедности и обеспечение адекватных условий для сохранения и дальнейшего развития человеческого капитала страны5 - субъ-субъ-екта и объекта ключевых институциональных и структурных реформ.
Список литературы
Европа XXI века. Новые вызовы и риски. Под общей редакцией Ал.А. Громыко, В.П. Фёдорова. М., СПб., Нестор-История, 2017. 584 с. Серия: Старый Свет - новые времена. С. 194214.
1 Eurostat. Euroindicators. 125/2018 - 31 July 2018. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/documents/2995521/9105174/3-31072018-AP-EN/a942605d-7al9-4c0a-8616-c5805a826798.
2 Eurostat. Newsrelease. Unemployment in the EU regions in 2017. URL: http://ec.europa.eu/eurostat/documents/ 2995521/8830865/1-26042018-AP-EN.pdf/bb8ac3b7-3606-47ef-b7ed-aadc4d1e2aae.
3 International Monetary Fund. European Dept. Country Report №18/248. Greece: 2018 Article IV Consultation and Proposal for Post-Program Monitoring-Press Release; Staff Report; and Statement by the Executive Director for Greece. URL: http://www.imf.org/en/Publications/CR/Issues/2018/07/31/Greece-2018-Article-IV-Consultation-and-Propo sal-for-Post-Program-Monitoring-Press-Release-46138.
4 European Commission, 2018, «The 2018 Aging Report», Institutional Paper 079/2018.
5 По данным United Nations Development Programme. Human Development Report. 2015. Work for Human Development показатель человеческого развития, скорректированный с учётом неравенства, в Греции существенно ниже (более чем на 20%), вследствие уменьшения составляющей дохода. URL: http://hdr.undp.org/sites/default/ files/2015_human_development_report.pdf.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №4
References
Commission Implementing Decision of 11.7.2018 on the activation of enhanced surveillance for Greece. Brussels, 11.7.2018. C (2018) 4495 final.
Communication from the Commission Europe 2020. A strategy for smart, sustainable and inclusive growth. Brussels, 3.3.2010 COM (2010) 2020 final.
Eurostat. Euroindicators. 125/2018. 31 July 2018. http://ec.europa.eu/eurostat/documents/29955 21/9105174/3 -31072018-AP-EN/a942605d-7a19-4c0a-8616-c5805a826798.
European Commission, 2018, «The 2018 Aging Report», Institutional Paper 079/2018.
European Commission. Directorate General Economic and Financial Affairs. Compliance Report ESM Stability Support Programme for Greece. Fourth Review July 2018. URL: https://ec.europa. eu/info/sites/info/files/economy-finance/compliance_report_4r_2018.06.20.docx.pdf.
Eurostat. Newsrelease. Unemployment in the EU regions in 2017. http://ec.europa.eu/eurostat/ documents/2995521/8830865/1-26042018-AP-EN.pdf/bb8ac3b7-3606-47ef-b7ed-aadc4d1e2aae.
Evropa XXI veka. Novye vyzovy i riski. Pod obshhej redakciej Al.A. Gromyko, V.P. Fyodorova. M., SPb., Nestor-Istorija, 2017. 584 s. Seriya: Staryj Svet - novye vremena. S. 194-214.
International Monetary Fund. European Dept. Country Report №18/248. Greece: 2018 Article IV Consultation and Proposal for Post-Program Monitoring-Press Release; Staff Report; and Statement by the Executive Director for Greece. URL: http://www.imf.org/en/Publications/CR/Issues/20 18/07/31/Greece-2018-Article-IV-Consultation-and-Proposal-for-Post-Program-Monitoring-Press-Release-46138.
Regulation (EU) №472/2013 of the European Parliament and of the council of 21 May 2013 on the strengthening of economic and budgetary surveillance of Member States in the euro area experiencing or threatened with serious difficulties with respect to their financial stability. Official Journal of the European Union.L 140/1. 27.5.2013.
Specific commitments to ensure the continuity and completion of reforms adopted under the ESM programme. URL: http://www.consilium.europa.eu/media/35749/z-councils-council-configu rations-ecofin-eurogroup-2018-180621 -specific-commitments-to-ensure-the-continuity-and-comple tion-of-reforms-adopted-under-the-esm-programme_2.pdf.
Spring 2018 Economic Forecast - Greece. URL: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/econo my-finance/ecfin_forecast_spring_030518_el_en.pdf.
The World Economic Forum. The Global Competitiveness Report 2009-2017. URL: https://www.weforum.org/
United Nations Economic Commission for Europe. Conference of European Statisticians. The measurement of poverty and social inclusion in the EU: achievements and further improvements. Working paper 25. 25 November 2013.
United Nations Development Programme. Human Development Report. 2015. Work for Human Development. URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/2015_human_development_report.pdf.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №4
Ten years of crisis in Greece: results in the social and labor sphere
Author. Govorova Natalia. PhD (Economics), Leading Researcher, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. Assistant Professor of Economics, Moscow Technological Institute. E-mail: n_govorova@mail.ru.
Abstract. The article is devoted to the analysis of poverty and social exclusion in Greece driven by sovereign debt and global financial and economic crises. The negative impact of the drop in social indicators on competitiveness and human development is emphasized. There is a need to increase the level of employment, reduce unemployment as the main determinants of growth in aggregate supply and demand. Optimization of the public sector, stabilization of financial institutions are very important for reducing poverty and increasing social cohesion in Greek society.
Key words: Greece, debt crisis, reforms, poverty, social exclusion, labor market, employment, unemployment, human development.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran420185661
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №4