Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ ЕС И ОБСЕ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ КОНФЛИКТОВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

СТРАТЕГИЯ ЕС И ОБСЕ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ КОНФЛИКТОВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
708
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТОЛОГИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЕС / ОБСЕ / КОНФЛИКТ / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Коломойченко Маргарита Кирилловна

В работе проводится анализ эффективности стратегии, выбранной ведущими международными организациями с целью предотвращения конфликтов на постсоветском пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EU AND OSCE STRATEGY FOR CONFLICT PREVENTION IN THE POST-SOVIET SPACE

The paper analyzes the effectiveness of the strategy chosen by leading international organizations in order to prevent conflicts in the post-Soviet space.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ ЕС И ОБСЕ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ КОНФЛИКТОВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

Стратегия ЕС и ОБСЕ по предотвращению конфликтов на постсоветском

пространстве

EU and OSCE Strategy for Conflict Prevention in the post-Soviet space

Коломойченко Маргарита Кирилловна

Студент 4 курса СЗИУ РАНХиГС Россия, Санкт-Петербург

Kolomoichenko Margarita Kirillovna

3rd year student SZIU RANEPA Russia, Saint Petersburg

Научный руководитель: Пронякина Елизавета Дмитриевна

доцент, кандидат политических наук СЗИУ РАНХиГС Россия, Санкт-Петербург

Scientific supervisor: Pronyakina Elizaveta Dmitrievna

Associate Professor, Candidate of Political Sciences

SZIU RANEPA Russia, Saint Petersburg

Аннотация.

В работе проводится анализ эффективности стратегии, выбранной ведущими международными организациями с целью предотвращения конфликтов на постсоветском пространстве.

Annotation.

The paper analyzes the effectiveness of the strategy chosen by leading international organizations in order to prevent conflicts in the post-Soviet space.

Ключевые слова: политология, международная организация, ЕС, ОБСЕ, конфликт, постсоветское пространство, международное сообщество.

Key words: political science, international organization, EU, OSCE, conflict, post-Soviet space, international community.

В XXI веке не снижается число конфликтов несмотря на все усилия, предпринимаемые международным сообществом. События конца прошлого столетия, связанные с распадом СССР и Югославии, стали предпосылкой возникновения конфликтов на Балканах, в Молдове, Украине и на Кавказе, продемонстрировали этнические разногласия, копившиеся годами. Степень противоречий между сторонами конфликтов в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии, Косово слишком высока, а нынешний статус -кво данных государств не является решением кризисной ситуации.

Международное сообщество осознает, как важно поддерживать мир и развивать диалог между участниками конфликтов, поэтому стремится не допустить вооруженного столкновения путем использования инструментов превентивной дипломатии. В XXI веке превентивная дипломатия стала одним из инструментов реагирования, налаживания диалога между противоборствующими сторонами, главная задача которой состоит в смягчении и сдерживании роста напряженности между участниками. В последние десятилетия задача по предотвращению конфликтов стала ключевой в сфере кризисного урегулирования, что обусловлено пониманием причин, лежащих в основе конфликта, и осознании их скорейшего предотвращения с целью обеспечения международной стабильности.

В мировой практике предотвращение конфликтов (conflict prevention) пропагандируется со времен окончания «холодной войны» и является одним из направлений политики ООН по поддержанию мира. Опыт превентивной деятельности в Югославии, Сомали и Руанде, полученный в конце ХХ века всем мировым сообществом, заставил пересмотреть подходы ООН и международных организаций в предупреждении конфликтов. Рост числа внутренних конфликтов и их влияния на весь мир в девяностые годы привели к увеличению сторон, участвующих в усилиях по предупреждению конфликтов. Но стоит отметить, что различия мандатов, обусловленные сферой их осуществления, бюрократией и национальными интересами, ограничивают совместную деятельность. Превентивная политика стала одним из основных направлений внешнеполитической деятельности многих государств и международных организаций, в том числе ЕС и ОБСЕ. Наиболее интересным представляется рассмотреть деятельность данных организаций по предупреждению конфликтов на постсоветском пространстве.

Особое значение политика по предотвращению конфликтов приобрела в реализации целей внешней политики Европейского Союза. Основополагающей причиной развития превентивных мер послужили вспыхнувшие в 1990-х годах конфликты на постсоветском пространстве и на Балканах. Конфликты стоят жизней, вызывают нарушения прав человека, перемещение людей (беженцы), нарушение условий жизни, замедление экономического развития, усугубляют хрупкость государства, ослабляют управление и подрывают национальную и региональную безопасность. В течение последующих лет многие практики и теоретики уделяли большое внимание вопросам предупреждения конфликтов, инструментам сдерживания и смягчения напряженной ситуации и возможностям Европейского Союза сохранять мир на континенте, укреплять международную безопасность, а также способствовать продвижению своих ценностей на международной арене.

Говоря о значении превентивной дипломатии в процессе недопущения эскалации конфликта, стоит отметить, что функционал данного инструмента европейской внешней политики недостаточно развит на сегодняшний день: в нормативно-правовых документах выработано определение превентивной дипломатии и предотвращения конфликтов, но объяснение данных феноменов часто совпадает со определением кризисного урегулирования и миротворчества. Многие эксперты не выделяют превентивную дипломатию как самостоятельный инструмент конфликтного реагирования - она входит в общий комплекс антикризисных мер, являясь одним из шагов к устранению противоречий между участниками конфликта. Изучая различные подходы к смягчению конфликтных ситуаций, анализируя действия европейских миссий в различных регионах мира, можно прийти к понимаю того, какой смысл Европейская служба внешних связей вкладывает в понимание превентивной дипломатии.

Лиссабонский договор утвердил главные цели ЕС во внутренней и внешней политике - стремление «содействовать миру, своим ценностям и благополучию своих народов» и «сохранять мир, предотвращать конфликты и укреплять международную безопасность». Опираясь на базисные ценности построения мира, европейские политики и дипломаты обозначают следующие функции превентивных мер: разрешение разногласий, управление ситуацией или сдерживание споров до тех пор, пока они не вошли в активную стадию и не приняли насильственного характера. Важной миссией превентивной дипломатии является управление конфликтами, которое на практике реализуется в ограничении, смягчении и сдерживании конфликта.

В инструментарий европейской дипломатии по предотвращению конфликтов входят раннее выявление возможных угроз эскалации конфликта, улучшение понимания конфликтных ситуаций (коренных причин, действующих лиц и динамики), улучшенное определение диапазона вариантов действий ЕС и конфликтно -чувствительное программирование внешней помощи. Ранее реагирование на угрозы помогает минимизировать риски, которые впоследствии способны стать большой проблемой для всего мирового сообщества, как

искоренение бедности, помощь в чрезвычайных ситуациях, политическое консультирование, наблюдение на выборах. Позитивная функция своевременного реагирования на возрастающее разногласие интересов заключается в быстром принятии необходимых мер, последующих действий и рекомендаций относительно конфликта. ЕС также способствует систематическому анализу конфликтных ситуаций в нестабильных и конфликтогенных регионах.

Основополагающим документом Европейского Союза в области превентивной дипломатии является Гётерборгская программа по предотвращению насильственных конфликтов, принятая в 2001 году. В ней изложены главные принципы и идеи внешней политики ЕС, направленные на сдерживание и ослабление противостояния во избежание жертв и уничтожения ресурсов в результате насильственных конфликтов. Согласно документа на европейском обществе лежит большая политическая и моральная ответственность за поддержание стабильности в сфере международной безопасности, а Европейский Союз выступает удачным примером для других государств как посредник в предотвращении конфликтов и распространении демократических ценностей и устойчивого развития. Основными задачами превентивной политики ЕС являются политическое обязательство добиваться предотвращения конфликтов и расширение «сообщества мира и прогресса на более широкий круг европейских государств», которые способны внести достойный вклад в культуру предотвращения.

Деятельность ЕС по предотвращению кризисов осуществляются в соответствии с принципами и целями Устава ООН, подчеркивая необходимость совместного подхода заинтересованных сторон в создании местного и регионального потенциала по конфликтному урегулированию. ЕС возложил на себя задачи по установлению четких политических приоритетов для превентивных действий, улучшению механизмов раннего предупреждения, согласованности политики в данной сфере для усиления инструментов краткосрочной и долгосрочной профилактики и расширению партнерских отношений.

ЕС опирается на следующие средства долгосрочного и прямого краткосрочного превентивного действия для целенаправленного устранения коренных причин конфликта: сотрудничество в области развития торговли и контроля вооружений, инструменты политики в области прав человека и окружающей среды, а также развитие политического диалога между сторонами конфликта. Успех в проведении превентивных операций заключается в точной информации и анализе ситуации для реализации последующих решений при согласованности между различными институтами внешней политики ЕС, другими государствами и международными организациями, как ООН и ОБСЕ, и гражданским обществом.

Результаты европейской превентивной дипломатии за десятилетний период отражены в документе «Выводы встречи Совета по предотвращению конфликтов» от 2011 года. Достигнутый прогресс стал основой для разработки политики в области диалога и посредничества, реформы сектора безопасности, взаимосвязи между безопасностью и развитием и нестабильными ситуациями. Были усилены значительно инструменты предотвращения, а также партнерство с ООН, Всемирным банком, НАТО, ОБСЕ и другими региональными объединениями: Союз действовал, часто совместно с партнерами, в значительном количестве реальных и потенциальных конфликтов в нашем районе и за его пределами. Была создана Европейская служба внешних действий, что позволило придать новый стимул превентивной дипломатии ЕС благодаря комплексным подходам к предотвращению конфликтов путем интеграции в области прав человека, гендера, защиты гражданских лиц, детей.

Для укрепления потенциала по предотвращению конфликтов было принято решение об усилении потенциала государств-членов Союза и разработке оперативных и комплексных действий, одним из которых выступает посредничество. Посредничество является неотъемлемой частью превентивной дипломатии ЕС и

неотъемлемым компонентом всеобъемлющего набора инструментов ЕС для предотвращения конфликтов и миростроительства. Посредничество в последние десятилетия стало универсальным инструментом стабилизации угроз и поддержания международной безопасности.

Одной из основных задач Европейской службы по внешним делам является создание внутренней рабочей группы по содействию посредничеству, функции которой заключаются в оперативном реагировании на кризисные ситуации и подбор экспертов в данной области, в обучении специалистов в области медиации, в анализе проведенных миссий для последующих операций, в поддержании партнерских отношений с государствами-членами ЕС, ООН, региональными организациями (ОБСЕ, АСЕАН), неправительственными организациями и академическим сообществом. Данные задачи реализуются путем проведения прямых встреч конфликтующих сторон (частая практика диалога Белград-Приштина), финансирования посредничества на разных уровнях, политического воздействия и содействия посредническим миссиям в различных регионах мира и поддержкой медиации. Главной целью ЕС на международной арене в настоящее время является скоординированная и целенаправленная деятельность в области установления диалога и медиации.

Главная миссия посреднической деятельности заключается в возможности поиска компромисса для сторон конфликта, согласий, которые они смогут воплотить в жизнь с включением в диалог третьей стороны. Открытый диалог, к которому и приводят посреднические усилия, может обеспечить точки соприкосновения по особо важным вопросам, укрепить доверие между сторонами и обозначить цели на дальнейшее взаимодействие. Политика предотвращения конфликтов не раз доказывала свою значимость и действенность по сравнению с постконфликтным урегулированием: легче снизить возникшее напряжение, т.к. конфликт со временем становится все более неразрешимым.

Политика ЕС по предотвращению конфликтов требует более четкого определения, чему посвящен доклад Л. Дэвис, Н. Хаббида и А. Пенфрат «Возможности ЕС по предотвращению конфликтов». Авторы рассматривают инструменты превентивной дипломатии через три компонента: участие, финансирование, координация и сотрудничество с третьей стороной. Важную роль в предотвращении конфликтов играет и политический фактор, который помогает установить неотложные приоритеты в разрешении конфликта и сосредоточить внимание также на ответных мерах, следующих за предупреждением. Проведенное исследование показало, что у ЕС есть все возможности для превентивного действия, в том числе и финансовые, но заметна нехватка специалистов в данной сфере и недостаточное использование уже существующих инструментов. В отчете отмечается, что Европейский Союз стал вести более активную политику в данной области, модернизировав Систему раннего предупреждения конфликтов.

Предотвращение конфликтов становится важным шагом в комплексной политике ЕС по разрешению международных кризисов в области безопасности и нарушения прав человека. Действуя слаженно и системно, ЕС играет огромное значение в миростроительстве, взаимодействуя со всеми сторонами конфликта. Полноценное и многостороннее регулирование кризисной ситуации от предупреждения угрозы до постконфликтного восстановления на местном, национальном, региональном и глобальном уровнях, основанное на всеобъемлющих партнерских соглашениях, поможет достичь главной цели - устойчивого мира. Понимание важности своевременного реагирования на кризисные ситуации определяет европейскую внешнюю политику как комплексную и направленную на достижение результата. За почти двадцатилетний период Европейский Союз успел реализовать множество превентивных программ в кризисных регионах мира. Эти программы имею разную длительность, функционал, но реализуют главную цель ЕС по предотвращению развития кризиса (Приложение 1).

ЕС существенно нарастил потенциал своих антикризисных механизмов и заявляет о себе как о главном игроке в кризисном управлении, что стало результатом умелого сочетания централизации и децентрализации в функционировании механизмов конфликтного урегулирования, наличия опыта в посреднических миссиях в различных регионах мира и проведение союзом операций в сотрудничестве с ООН. Однако на сегодняшний день не устранена опасность дестабилизации на европейском континенте, которая во многом связана с практическим отсутствием системных механизмов по предотвращению конфликтов: превентивная дипломатия находится под влиянием национальных и блоковых интересов, что является большим препятствием в предотвращении вооруженной угрозы. Ориентация исключительно на политические соображения при реализации превентивных действий становится менее результативной, поэтому следует обратить внимание на более объективные антикризисные инструменты, которыми владеет не только Европейский Союз, но и другая важнейшая организация в области обеспечения мира в европейском регионе - ОБСЕ. ЕС и ОБСЕ внесли значительный вклад в усовершенствование механизмов превентивной дипломатии и развитие мирного посредничества.

Предотвращение конфликтов на постсоветском пространстве и содействие прочному и комплексному урегулированию кризисов в регионе - одни из главных целей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. ОБСЕ по вопросу предотвращения возникновения вооруженного столкновения сотрудничает с международными и региональными организациями, как ООН, ЕС. Инструменты по предотвращению конфликтов ОБСЕ представляют собой Центр по предотвращению конфликтов (ЦПК), который облегчает диалог, поддерживает посредничество и другие усилия по предотвращению и разрешению конфликтов, а также полевые операции ОБСЕ. В функционал полевых операций входят наращивание потенциала между сторонами, обмен информацией между правительствами и гражданским обществом для устранения причин конфликта на ранних этапах, мониторинг ситуации в области безопасности, укрепление доверия между сторонами конфликта.

Структура превентивной дипломатии ОБСЕ выстраивается индивидуально по каждому конфликту, основываясь на этапах, которые проходит конфликт, и используя различные средства предотвращения и управления конфликтом мирным путем: политические консультации, проводимые в рамках ОБСЕ и ее постоянно действующих институтов (Совещания по преемственности и продолжению, Хельсинки II (июль 1992 г.), Будапешт (декабрь 1994 г.)); встречи по вопросам безопасности; консультации, проводимые Верховным комиссаром ОБСЕ по делам национальных меньшинств, Генеральным секретарем, а также Бюро по демократическим институтам и правам человека, Центром по предотвращению конфликтов и Парламентской ассамблеей; деятельность неправительственных организаций по проведению семинаров и встречи по проблемам человеческого измерения.

Правовую базу по предотвращению конфликтных ситуаций и посредничеству для мирного урегулирования создает главный документ Организации - Хельсинский Заключительный акт 1975 года. Решением № 3/11 Совета министров государства-участники ОБСЕ согласились «обеспечить максимальную преемственность, последовательность и эффективность участия ОБСЕ в урегулировании конфликтов и усилить роль посредников ОБСЕ». С этой целью в Центре предотвращения конфликтов была создана Группа поддержки посредничества, которая координирует в масштабах всей ОБСЕ содействие диалогу, посредничеству и поддержку посредничества.

Как и в превентивной дипломатии Европейского Союза, в деятельности ОБСЕ посредничество выступает главным инструментом предупреждения конфликта, направленным на всеобъемлющую поддержку посредникам и участникам в условиях развития современных конфликтов. Развитие посреднического механизма направлено на содействие разработке новых стратегий посредничества, организацию брифингов и обучения

необходимым навыкам медиаторов ОБСЕ, анализ деятельности медиаторов, предоставление оперативных рекомендаций по вопросам, связанным с посредничеством.

Разрешение конфликтов на постсоветском пространстве занимает значимое место в деятельности ОБСЕ, поэтому полевые операции, проводимые Организацией, играют ключевую роль в урегулировании конфликтов в регионе. Ими руководит Центр предотвращения конфликтов, созданный в 1990 году с целью снижения роста риска кризисных ситуаций, в задачи которого входит отслеживание политических событий в странах и обеспечение обмена информацией между местными офисами и Секретариатом. Центр также предоставляет полевым отделениям консультации по программным, политическим и управленческим вопросам. Эффективная система раннего предупреждения предполагает нахождение в курсе событий и ситуаций, для чего в Центре предотвращения конфликтов укомплектована круглосуточно ситуационная комната - инструмент связи между полем и высшим руководством ОБСЕ в «часы тишины». Сотрудники Центра предоставляют рекомендации Генеральному секретарю и Председательству о возможных вариантах реагирования в случае возникновения кризиса и помогает государствам-участникам в реализации ряда мер укрепления доверия и безопасности, таких как обмен военной информацией или меры по контролю над стрелковым оружием и обычными боеприпасами.

Важную роль в системе превентивной дипломатии ОБСЕ играет Верховный комиссар по делам национальных меньшинств (ВКНМ), в чьи задачи входит выявление напряженности, связанной с проблемами национальных меньшинств, которые потенциально могут перерасти в вооруженный конфликт. Повседневная работа Верхового комиссара заключается в выявлении и поиске путей противодействия причинам межэтнической напряженности и конфликтов.

ОБСЕ на практике доказала, что в ее задачи входит не коллективная оборона, а предконфликтный и конфликтный мониторинг, выработка рекомендаций для сторон конфликта и последующее восстановление политического процесса. Последние десятилетия деятельности демонстрируют, что ОБСЕ закрепила за собой статус организации, способной вести эффективную политику в области предотвращения конфликтов и переговорного посредничества для создания политических механизмов примирения в конфликтных государствах и регионах.

ЕС и ОБСЕ реализовывают деятельность по предотвращению конфликтов во многих регионах мира, уделяя особое внимание стратегически важным конфликтам - конфликтам на постсоветском пространстве, которые находятся на границах европейских государств и создают угрозу для стабильности на всем континенте. Стоит обратить внимание на миссии, проводимые ЕС и ОБСЕ в Украине, Грузии и на границе между Молдовой и Украиной - в государствах, которые не раз заявляли о своих интересах присоединиться к Европейскому Союзу и в течение многих лет реализовывают свою политику в соответствии с европейскими принципами. Полномочия, состав и обязанности этих миссий позволяют им проявлять большую гибкость в своих действиях. Важно отметить, что все миссии, действующие на территории стран - членов СНГ, координируют свою дипломатическую деятельность с посредническими усилиями Российской Федерации.

В феврале 1993 г. была учреждена миссия ОБСЕ в Молдове с целью урегулирования приднестровского конфликта. На протяжении 30 лет миссия играет ключевую роль в разрешении кризиса, по инициативе ОБСЕ был создан переговорный формат «5+2», по итогам которого были достигнуты многие договоренности, несмотря на перерыв в течение многих лет. Миссия ОБСЕ в Молдове и Приднестровье также вошла в состав Объединенной контрольной комиссии (ОКК), которая является высшим политическим органом по урегулированию и контролирует миротворческие действия.

Наблюдательная миссия ЕС на молдавско-украинской границе (EUBAM MOLDOVA AND UKRAINE) действует с 30 ноября 2005 года с момента подписания между Еврокомиссией и правительствами Украины и

Молдавии трехстороннего меморандума о взаимопонимании. Текущий мандат Миссии действителен до 30 ноября 2020 года. Основными задачами миссии являются не только содействие мирному урегулированию конфликта на границе Украины и Молдовы - в Приднестровье, но и укрепление доверия и сближения законодательства в сфере таможни, торговли, транспорта, а также помощь в борьбе с трансграничной преступностью. Миссия на молдавско-украинской границе будет продолжена и в ближайшем будущем: участники недавнего 2-ого заседания Рабочей группы по оружию EUBAM и партнерских служб представили предложения по мероприятиям на 2021 год и выразили уверенность в том, что запланированная деятельность значительно укрепит международное сотрудничество.

Превентивная деятельность ЕС реализуется и на территории самой Украины в рамках миссии по оказанию содействия в реформировании «гражданского сектора безопасности» Украины (EUAM UKRAINE). Данная миссия начала свою работу с декабря 2014 года по приглашению правительства Украины, цель которой заключается в проведении устойчивой реформы сектора внутренней безопасности. Сектор гражданской безопасности состоит из ведомств, отвечающих за обеспечение правопорядка и верховенства закона, и он должен быть эффективным, подотчетным и пользоваться доверием общественности. Мандат EUAM реализуется в соответствии при помощи консультаций по реформе гражданского сектора безопасности и ее реализации при координации украинских и международных экспертов.

ОБСЕ также занимает важную роль в поддержании мира в стране: в марте 2014 г. была учреждена Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ на Украине (СММ). Целью СММ является оказание содействия украинскому руководству в снижении напряженности, укреплении мира, стабильности и безопасности, а также в обеспечении соблюдения принципов ОБСЕ на всей территории страны. Помимо СММ, по российской инициативе была приглашена наблюдательная миссия ОБСЕ по мониторингу ситуации на пропускных пунктах «Донецк» и «Гуково» на российско-украинской границе. Миссия ОБСЕ отличается от европейской тем, что ее мандат направлен не только на стабилизацию системы внутренней безопасности в стране, но и на содействие в урегулировании конфликта на Донбассе, восстановление мира в регионе и помощь гражданскому населению.

С 1992 г. осуществляется миссия ОБСЕ в Абхазии и Грузии. Наблюдатели сообщали европейским странам о ситуации в «сепаратистских территориях Грузии», собирая информацию по событиям в Абхазии, Южной Осетии, Аджарии и по действиям России и СНГ в данном регионе. Основным инструментом предотвращения возобновления военных действий сегодня являются Женевские международные дискуссии, учрежденные после конфликта 2008 года в Грузии и проводимые под совместным председательством ОБСЕ, ООН и ЕС.

Миссия Европейского Союза в Грузии (EUMM GEORGIA) была учреждена в октябре 2008 года и является гражданской миссией, цель которой - содействие стабильности в зоне конфликтов. Сотрудники Миссии уполномочены патрулировать целые сутки районы, прилегающие к административным границам Южной Осетии и Абхазии. Усилия Миссии заключаются в наблюдении за ситуацией на местах, информировании об инцидентах и содействию улучшению ситуации в плане безопасности.

Данная операция столкнулась с проблемами в области укрепления доверия между сторонами конфликта. Но спустя время ситуация стабилизировалась: заседания европейской комиссии в регионе позволили сторонам обсудить проблемы и волнующие вопросы, относящиеся к безопасности и условиям жизни населения. Грузия рассматривает данную миссию как «незаменимый элемент для обеспечения безопасности и стабильности в районах, прилегающих к регионам Абхазии и Южной Осетии». За двенадцатилетний период были организованы встречи с участниками из грузинской миссии ЕС, ООН, ОБСЕ, Грузии, России, Абхазии и Южной Осетии, к которым также подключена телефонная система «горячей линии», Она оказалась полезной для всех сторон, т.к.

помогала эффективно проанализировать возникавшие инциденты, что неоднократно снижало напряженность в регионе.

Данные миссии демонстрируют, что предотвращение кризисов занимает ключевое место во внешнеполитической стратегии государств, ответственных за поддержание международного мира и безопасности. Усилия превентивной дипломатии ОБСЕ и ЕС и совершенствование инструментов предотвращения конфликтов принесли значительные результаты по сокращению угроз международной стабильности и регулированию кризисных ситуаций. Однако реализацию многих превентивных действий ограничивают, прежде всего, различия между процессом принятия политических решений и влиянием на него сложившейся системы превентивной дипломатии и её механизмов.Заключённые соглашения о сотрудничестве между ООН, ЕС и ОБСЕ не решают данное противоречие на данный момент, а комплексное предотвращение конфликтов затрудняет геополитическое соперничество между ведущими державами и отсутствие общей стратегии в области предупреждения глобальных и региональных конфликтов.

Исследование в области предотвращения конфликтов в деятельности ЕС и ОБСЕ показало, что превентивная дипломатия на данный момент находится в стадии развития, что выражается в слабо развитой нормативно-правовой базе в данной сфере и ограниченность применения имеющихся инструментов. Предотвращение конфликтов постепенно отделяется от кризисного урегулирования и миротворчества в особенное направление обеспечения международной безопасности. На сегодняшний день не выработано единое понимание термина «предотвращение конфликтов», что позволяет международным акторам интерпретировать его различными способами. Превентивная дипломатия нуждается в комплексном подходе в области содействия миру и укрепления безопасности в регионах мира.

Успешную реализацию механизмов предупреждения кризисов демонстрируют многочисленные миссии, проводимые ЕС и ОБСЕ, на Балканах, на постсоветском пространстве и в Африке, мандаты которых направлены на сохранение политической стабильности в стране, содействие избирательному процессу, развитие экономики и международных связей, а также полицейского и военного потенциала государств. Основным инструментом превентивной дипломатии как у ЕС, так и у ОБСЕ выступает посредничество в переговорном процессе, которое позволяет прийти к компромиссу в особо спорных и трудноразрешимых вопросах, выработать стратегию сотрудничества и укрепления взаимоотношений между сторонами конфликта.

Превентивные меры доказывают свое преимущество в кризисном урегулировании, а опыт ЕС и ОБСЕ на постсоветском пространстве может стать примером для многих государств и региональных организаций в выработке стратегии по предупреждению кризисов. Необходимость развития превентивной дипломатии заключается в понимании развития конфликта, эффективном разрешении споров и анализа сложившейся ситуации для недопущения подобных событий в будущем. Предотвращение конфликтов не должно становится сферой деятельности одного актора, а должно осуществляться при участии всего мирового сообщества с целью мира, сотрудничества и стабильности. Таким образом, в XXI веке превентивная дипломатия может стать одним из главных инструментов в достижении международной безопасности.

Список используемой литературы:

1. A Global Strategy for the European Union's Foreign and Security Policy, 2016. URL: https://eeas.europa.eu/topics/eu-global-strategy/17304/global-strategy-european- unions-foreign-and-security-policy en (дата обращения: 04.11.2020)

2. Conflict Prevention. Council conclusions, 2011. URL: https://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms data/docs/pressdata/EN/foraff/122911 .pdf (дата обращения: 30.10.2020)

3. European Union Programme for the Prevention of Violent Conflicts, 2001. URL:

https ://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-11820-2011 -INIT/en/pdf (дата обращения: 26.10.2020)

4. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Заключительный акт, 1975. URL: https://www.osce.org/files/f/documents/0/c/39505 I .pdf (дата обращения: 12.11.2020)

5. Ст.3 (1) TEU с поправками, внесенными Лиссабонским договором. URL: https://eeas.europa.eu/topics/securitv-defence-crisis-response/426/conflict-prevention-peace-buildinц-and-mediation en (дата обращения: 23.10.2020)

6. Davis L., Habbida N., Penfrat A. The EU's Capabilities for Conflict Prevention. European Peacebuilding Liaison Office, V.1.3 - 2017.

7. Барбе Э., Саинз Н. Постсоветское пространство: лаборатория СБСЕ/ОБСЕ, 1995. URL: http://poli.vub.ac.be/publi/etni-3/estherbarbe.htm (дата обращения: 12.11.2020)

S. Климов Д. Деятельность ОБСЕ на постсоветском пространстве. Зарубежное военное обозрение, 2015. - с. 3-9 URL:

http://factmil.com/publ/strana/evrosoiuz/deiatelnost obse na postsovetskom prostranstve 2015/125-1-0-795 (дата обращения: 16.11.2020)

9. Таннер Ф. Предотвращение конфликтов и разрешение конфликтов: пределы многостороннего участия. Международный журнал Красного Креста, № 839. URL:

https://www.icrc.org/ru/doc/resources/documents/misc/57iqq2.htm (дата обращения: 01.11.2020)

10. Щербак И.Н. Роль ООН, ЕС и ОБСЕ в кризисном урегулировании - The role of the UN, EU and OSCE in crisis regulation: [монография] / И.Н. Щербак. - М. : Ин-т Европы РАН , 2019. - с. 126

П. Conflict Prevention, Peace building and Mediation. URL: https://eeas.europa.eu/topics/security-defence-crisis-responseA^/conflict-prevention-peace-building-and-mediation en (дата обращения: 23.10.2020)

12. Factsheet EU Mediation Support Team. URL: https://eeas.europa.eu/archives/docs/factsheets/docs/factsheet eu-mediation-support-team en.pdf (да обращения: 02.П.2020)

13. Миссия Европейского Союза по приграничной помощи Молдове и Украине (EUBAM). URL: http://eubam.org/ru/who-we-are/ (дата обращения: 15.11.2020)

14. Миссия наблюдателей ЕС в Грузии (МНЕС). URL: https://eumm.eu/en/about eumm (дата обращения: 18.11.2020)

15. Новости EUBAM. URL: http://eubam.org/ru/newsroom/eubam-and-its-partner-services-hold-the-2nd-arms-working-group-meeting/ (дата обращения: 15.11.2020)

16. ОБСЕ. Предотвращение и разрешение конфликтов. URL: https://www.osce.org/ru/conflict-prevention-and-resolution (дата обращения: 10.11.2020)

17. Консультативная миссия Европейского Союза (EUAM) в Украине. URL: https://www.euam-ukraine.eu/our-mission/about-us/ (дата обращения: 16.11.2020)

1S. Международные организации конфликтного урегулирования. URL:https://nicbar.ru/politology/study/57-kurs-mezhdunarodnye-konflikty-v-xxi-veke/б02-tema-S-mezhdunarodnye-organizatsii-konfliktnogo-uregulirovaniya (дата обращения: 18.11.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.