Научная статья на тему 'Стратегия диверсификации как средство достижения долгосрочной конкурентоспособности'

Стратегия диверсификации как средство достижения долгосрочной конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
381
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ИННОВАЦИИ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / DIVERSIFICATION STRATEGY / MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX / INNOVATIONS / EXPORT / IMPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авдеева Екатерина Сергеевна, Миронова Виктория Вадимовна, Резник Алексей Евгеньевич

В статье рассматриваются стратегические приоритеты развития российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Предложено использовать стратегию диверсификации, то есть организацию производств продукции двойного применения. Обозначены основные предпосылки для этого и проблемы, с которыми может столкнуться российский ОПК, исходя из опыта зарубежных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diversification strategy as a tool for achieving long-term competitiveness

The article considers the strategic priorities of development of the Russian military-industrial complex. We suggest using the diversification strategy, i.e. the organization of manufacturing of dual-use products. Using the experience of foreign countries we point out the main prerequisites and the problems which the Russian military-industrial complex can face in the future.

Текст научной работы на тему «Стратегия диверсификации как средство достижения долгосрочной конкурентоспособности»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 18 • Номер 14 • июль 2017 ISSN 1994-6937

>

издательство

Креативная экономика

Russian Journal of Entrepreneurship

Стратегия диверсификации

как средство достижения долгосрочной

конкурентоспособности

Авдеева Е.С. 1, Миронова В.В. 1, Резник А.Е. 2

1 Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина РАНХиГС, Россия

2 ООО «СЭПО-ЗЭМ», Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье рассматриваются стратегические приоритеты развития российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Предложено использовать стратегию диверсификации, то есть организацию производств продукции двойного применения. Обозначены основные предпосылки для этого и проблемы, с которыми может столкнуться российский ОПК, исходя из опыта зарубежных стран.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: стратегия диверсификации, оборонно-промышленный комплекс, инновации, экспорт, импорт

Diversification strategy as a tool for achieving long-term competitiveness

Avdeeva E.S. 1, Mironova V.V. 1, ReznikA.E. 2

1 Povolzhsky. Institute of management named after P. A. Stolypin, Russia

2 Ltd «SEPO-ZEM», Russia

Введение

В настоящее время в России наблюдается достаточно тяжелая экономическая ситуация, причиной которой являются множественные внешние и внутренние факторы, и можно ожидать дальнейшего спада экономической и, прежде всего, инвестиционной, промышленной и покупательской активности, что в ближайшие годы создаст дополнительные угрозы углубления системного кризиса, охватившего почти все отрасли и сферы жизнедеятельности [1] (Frenkel A.A., Sergienko Ya.V., Tikhomirov B.I., Matveeva O.N, Roschina L.S., 2016).

Именно поэтому в кризисные годы внедрение инноваций затруднено в связи с нехваткой инвестиционных ресурсов и долгим их сроком окупаемости. Экономическая деятельность должна

быть нацелена на выживание с минимальными затратами, то есть получение прибыли от «дойных коров», то есть тех отраслей и производств, которые наиболее конкурентоспособны на мировом рынке. Это не говорит о том, что России необходимо остановиться на торговле сырьевыми ресурсами. Нужно развивать также и те отрасли, в которых мы можем быть конкурентоспособны в некоторых сегментах. Однако кризисная ситуация - это не время глобальных проектов, которые перевернут всю мировую экономику и обеспечат нам ее господство. Революционно-скачкообразное движение ведет к значительному расслоению общества, социальным конфликтам, множеству неработающих неэффективных проектов, которые отвлекают денежные средства и не приносят никакой отдачи. Одной из наиболее успешных отраслей, относящихся к числу экспортеров, относится оборонно-промышленный комплекс (ОПК) [2] (Reznik E.P., Avdeeva E. S., Reznik A.E., Denisov D.D., 2016).

Оборонно-промышленный комплекс является одним из системообразующих элементов российской экономики. C 2001-2013 гг. объем экспорта военной продукции вырос в 4 раза. При этом совокупный объем экспортных заказов российского ОПК достигает 50 млрд долларов [3].

Резкий рост гособоронзаказа способствовал успехам российских производителей вооружений. Причем система гособоронзаказа в настоящее время получила максимальное развитие и контроль со стороны государства, а продукция, производимая ОПК, конкурентоспособна на мировом рынке. Так, по данным Стокгольмского международного института исследований доля военных расходов в структуре ВВП России в 2015 г. составила 5,4%, что значительно больше соответствующих долей ближайших конкурентов - США (3,3%) и КНР (1,9%) [4]. При этом только в России отмечается динамика увеличения военных расходов. В 2014 г. эти доли были соответственно равны: 4,5; 3,5 и 2,1% [5].

Финансирование ОПК происходит в рамках реализации ряда соответствующих

ABSTRACT:_

The article considers the strategic priorities of development of the Russian military-industrial complex. We suggest using the diversification strategy, i.e. the organization of manufacturing of dual-use products. Using the experience of foreign countries we point out the main prerequisites and the problems which the Russian military-industrial complex can face in the future.

KEYWORDS: diversification strategy, military-industrial complex, innovations, export, import.

Received: 28.06.2017 / Published: 31.07.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Avdeeva E.S. (avdeeva_ek0mai[.ru)

CITATION:_

Avdeeva E.S., Mironova V.V., Reznik A.E. (2017) Strategiya diversifikatsii kak sredstvo dostizheniya dol-gosrochnoy konkurentosposobnosti [Diversification strategy as a tool for achieving long-term competitiveness]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (14). - 2143-2151. doi: 10.18334/rp.18.14.38161

государственных программ развития вооружений, в том числе программ 2007-2015 гг.; 2011-2020 гг. В настоящее время началась работа по Государственной программе развития вооружений на 2016-2025 гг. К 2025 г. намечается практическое завершение перевооружения российской армии современной военной техникой. Таким образом, к 2025 году объем государственного заказа в ОПК будет постепенно сокращаться, что обусловливает проблему поиска иных (нежели продажа вооружения на экспорт) источников финансирования деятельности комплекса.

Так, общий рост продаж компаний ОПК России в 2013 году составил 20%. При этом, например, корпорация «Тактическое ракетное вооружение» увеличила продажи на 118% по сравнению с 2012 годом, а продажи концерна ПВО «Алмаз-Антей» увеличились на 34%, рост продаж «Объединенной авиастроительной корпорации» составил 20% [6] (Erasova ЕА, Plotnikov ^А, 2015).

Подобная же ситуация уже наблюдалась в нашей стране. Так, в 1980-х годах стало понятно, что успехи отечественной военной промышленности достигнуты во многом за счет развития гражданских отраслей: наблюдалось значительное отставание в развитии гражданских отраслей от уровня развития военного комплекса. Подобное обособленное положение ОПК и сверхзасекреченность его технологий препятствовало использованию имеющихся передовых технологий в экономике других отраслей. Кроме этого, чрезмерные капиталовложения исключали достижение прибыльности данных технологий или обеспечивали низкую рентабельность, что также являлось фактором, отторгающим использование этих технологий в гражданских отраслях. Однако после сокращения объемов финансирования со стороны государства данной отрасли резко сокращаются и объемы производимой продукции. Так, например, в 1992 году военный бюджет сократился на 18%, уменьшив тем самым оборонный заказ на 60%.

Все это мы наблюдаем и сейчас: крайне низкая конкурентоспособность российских потребительских товаров наряду с возрастающим спросом на российское вооружение как на внутреннем, так и на внешнем рынке, которое активно стимулируется со стороны государства. Подобная ситуация обуславливает экономическую напряженность, зависимость от импорта и снижение реальных доходов населения. Однако реаль-

ОБ АВТОРАХ:_

Авдеева Екатерина Сергеевна, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры корпоративной экономики (avdeeva_ek0mai1.ru)

Миронова Виктория Вадимовна, аспирант кафедры корпоративной экономики Резник Алексей Евгеньевич, главный бухгалтер

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Авдеева Е.С., Миронова В.В., Резник А.Е. Стратегия диверсификации как средство достижения долгосрочной конкурентоспособности // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 14. - С. 2143-2151. doi: 10.18334/гр.18.14.38161

ных инструментов государственного стимулирования достижения прогнозируемого роста экономики пока не предлагается. Государственные источники финансирования уже в 2017 году резко сократятся [7] (Frenkel A.A., Sergienko Ya.V., Tikhomirov B.I., Matveeva O.N., Roschina L.S., 2016).

Усиливающаяся милитаризация экономики смягчает экономический кризис, так как дает рыночные сигналы благополучия и роста ВВП, которое, на самом деле, является мнимым. Более того, это способствует дальнейшему расслоению общества, и грань между мегабогатыми и бедными становится все шире. Это происходит в связи с тем, что милитаризация экономически обогащает военно-промышленный комплекс, при этом для его финансирования приходится увеличивать дефицит государственного бюджета, брать банковские кредиты под грабительские проценты.

Так, ключевая процентная ставка ЦБ РФ в январе 2015 составила 17%, в марте 2017 года она составляет 9,75%, что выше ключевых процентных ставок США, ЕС, Мексики, Китая, Индии, Турции и других стран. После мирового финансового кризиса 2008 года многие страны мирового хозяйства резко снизили процентные ставки по кредитам. При этом средняя рентабельность в России в 2016 году составила 8,97% (рис.) [8]. При этом ключевая процентная ставка ЦБ, по мнению финансистов, не может быть выгодной для потребителя при значении большем 50% от рентабельности.

При этом объем государственного долга неуклонно растет: с 6,5% от ВВП в 2008 году, до 16,2% в 2016 году.

Рисунок. Динамика средней рентабельности в России Источник: [8].

Кроме того, показательным в данном контексте является коэффициент монетизации. Так, начиная с 1992 года и по настоящее время, он ни разу не достиг минимального нормального своего значения в 50%.

Искусственно повысить коэффициент монетизации невозможно. Его рост отмеча-

ется на фоне укрепления доверия к национальной экономической политике, экономического роста, повышения уровня сбережений в национальной финансовой системе [9] (Gavrilenkov E., 2004).

От величины показателя монетизации экономики зависит возможность государства заимствовать деньги на внутреннем рынке и выполнять социальные программы. При этом бесконтрольная денежная эмиссия приводит не к увеличению монетизации экономики, а к ее уменьшению. Быстрый рост номинальной денежной массы в период инфляции приводит к росту цен и, соответственно, номинального ВВП, который опережает рост количества денег, что также приводит к снижению коэффициента монетизации. Снижение темпов роста номинальной денежной массы при растущем ВВП повышает доверие к национальным деньгам, что, в свою очередь, приводит к росту монетизации экономики [10] (Lopatnikov L.I., 2003).

Таким образом, низкий уровень монетизации формирует дефицит денег и, соответственно, недостаточный уровень инвестиций, что ограничивает экономический рост. При искусственном увеличении денежной массы порождается инфляция, которая ведет к обесцениванию денежных средств, увод их за рубеж и еще большему снижению монетизации, так как искусственно созданная денежная масса увеличивает совокупный спрос, но не влияет на уровень предложения.

При этом среднемировое значение коэффициента монетизации в 2015 году составляло 125%, а некоторых странах, таких как Китай, Германия, Япония, этот коэффициент достигает 175-185%.

Все это свидетельствует о дальнейшем снижении уровня жизни населения, отсутствии у него свободных денег и, как следствие, снижении спроса, что тормозит общее развитие экономики и формирует дефицитный бюджет на региональном и федеральном уровнях. Для пополнения бюджетов возникают новые методы легального отъема денежных средств у населения путем введения новых налогов и сборов. Если рассматривать валовую добавленную стоимость по видам экономической деятельности, то государственное управление и обеспечение военной безопасности занимает одну из ведущих позиций после обрабатывающих производств и оптовой и розничной торговли.

Все это ведет к хаосу и внутренней разрухе, так как основной упор в экономике приходится на военно-промышленный комплекс, а, значит, и зависимости от импортной продукции из других стран, которая, как показывает практика, легко превращается в экономическую блокаду нашей страны. Одним из основных индикаторов, доступных для широких масс населения является валютный курс национальной валюты по отношению к ведущим мировым, резервным валютам, который характеризуется повышенной волатильностью. Подводя итог вышесказанному, невозможно не согласиться с высказываем В.Ю. Катасонова в том, что в «милитаризации» экономики оказываются заинтересованными не только производители самолетов, пушек, пороха и танков, а также ростовщики.

Кроме этого, изменилась и сама концепция ведения военных конфликтов. Военные действия в настоящее время все больше осуществляются дистанционно, не вовлекая в открытую фазу войска. Это часто не рукопашная, когда враг виден в лицо, а более «цивилизованные», изощренные методы, типа фейковых новостей, взломов, кибе-ратак и др. И даже открытые боевые действия, как показала практика ведения войны в Сирии, приводит к гораздо меньшему количеству жертв. Все это обуславливает снижение потребности в боевой технике: самолетах, танках и пр. - и повышение потребности в специалистах, способных вести боевые действия дистанционно, участвуя в информационной войне, создавая новые валютные системы и поддерживая отечественную 1Т-индустрию. Все это глобальные вопросы национальной безопасности, которые касаются даже не территориального суверенитета, а информационной безопасности, границы которой в рамках конкретного государства очень тяжело определить. Именно поэтому нужна трансформация и перевод использования военных технологий на гражданские рельсы, а также вовлечение в процесс информационной безопасности РФ как можно большего количества людей.

Однако это не говорит о том, что мы должны перепрофилировать ОПК на производство гражданской продукции, необходимо перенести технологическую и инновационную базу, сформированную в ОПК, на гражданские отрасли. Это позволит занять временно пустующую ввиду тех или иных внешних факторов нишу на рынке. Это стратегия диверсификации, которая позволит предприятиям ОПК: во-первых, получать дополнительную долю прибыли от своего производства, во-вторых, расширить ассортимент выпускаемой продукции, а, значит, повысить инновационность и инвестиционную привлекательность, и, в-третьих, повысить конкурентоспособность отечественной промышленности.

В настоящее время в оборонно-промышленном комплексе сформировались организации, которые выпускают высокотехнологичные виды медицинских изделий: зеленоградское предприятие Рс^ - медицинское холодильное оборудование, Уральский оптико-механический завод - оборудование для перинатальных центров, в том числе на экспорт в десятки стран мира сегодня это оборудование уходит. При этом потребности здравоохранения удается удовлетворить на 60% силами данных предприятий по аппаратам для проведения радиологических исследований, одноразовой медицинской одежде, а по медицинскому холодильному оборудованию - более чем на 70%. Однако это скорее исключение, чем правило, потому что по большинству позиций, особенно по дорогим высокотехнологичным медицинским изделиям, основная потребность здравоохранения до сих пор покрывается за счет импорта [11].

Президентом РФ дано поручение Минпромторгу России обеспечить увеличение доли высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в общем объеме продукции, выпускаемой организациями оборонно-промышленного комплекса, к 2020 году - не менее чем до 17%, к 2025 году - не менее чем до 30%, к 2030 году - не менее чем до 50% [12].

Подобные мероприятия не являются уникальными в мировой экономике. Практически все развитые страны прошли этот этап. Так, например, еще в 90-х годах 20 века была разработана «китайская модель» конверсии, которая включала помимо укрепления военного потенциала страны еще и максимальное развитие производства товаров народного потребления, которая была объявлена в качестве государственной стратегии развития [13] Popello, 1991).

Однако при следовании стратегии диверсификации применительно к ОПК необходимо учитывать и особенности производственных процессов его и гражданских отраслей, а также корректно оценивать рыночные потребности и ближайших возможных конкурентов. Так, в середине 1980-х годов экономический отдел Министерства обороны США провел исследования, охватившие 8 отраслей, поставлявших 74% вооружений и военной техники, с целью выявить потенциальные рынки сбыта продукции двойного назначения для гражданских нужд [14]. Выяснилось, что военное судостроение, поставлявшее торговые суда, столкнулось с низким спросом и сильной конкуренцией со стороны производителей из других стран. Создание гражданских транспортных самолетов вместо военных из-за большого различия технических требований оказалось длительным и дорогостоящим. Производство ракет требует привлечения значительного количества высококвалифицированного ручного труда, переориентация которого на выпуск гражданской продукции попросту бесперспективна. Большинство изделий радиоэлектронной промышленности военного назначения из-за жестких тактико-технических требований не пригодно для гражданских нужд [15] (Pankova L.V., Kazennov S.Yu., 2016).

С другой стороны, нельзя пренебрежительно относиться к научным исследованиям, проводимым в гражданских отраслях, отдавая преимущество научной и инновационной мысли военных разработок. Большинство крупных технологических прорывов 20 века было обусловлено именно гражданскими исследованиями и разработками, равно как и фундаментальные открытия, типа создание летательных аппаратов, расщепление атома, достижения в радиоэлектронике и др. Но специфика внешних угроз заставила трансформировать мирные исследования, и впоследствии они нашли свое практическое применение в качестве военных разработок.

Заключение

Таким образом, исходя из сложившейся ситуации, внутренних и внешних угроз, РФ применительно к ОПК необходимо применить стратегию диверсификации, то есть разработку двойных технологий: военного и гражданского применения, что позволит отечественным предприятиям более стабильно чувствовать себя на внутреннем и внешнем рынке, перейдя к производству конкурентоспособной продукции гражданского назначения. Более того, это позволит повысить эффективность инновационной деятельности, активизирует процесс передачи и трансформации технологий

и встраивания отечественных предприятий в логистические цепочки коммерческого рынка. При этом будет иметь место мультипликативный эффект от взаимной работы военных и гражданских технологий, что позволит гибко реагировать на требования рынка при создании наукоемких продуктов и тщательнее регулировать затраты на производство и разработки.

ИСТОЧНИКИ:

1. Френкель А.А., Сергиенко Я.В., Тихомиров Б.И., Матвеева О.Н, Рощина Л.С. Пружина кризиса сжимается // Экономические стратегии. - 2016. - № 6(140).

- с. 150-155.

2. Резник Е.П., Авдеева Е. С., Резник А.Е., Денисов Д.Д. Механизм управления ин-

женерной компонентой производственной инфраструктуры предприятий. / Монография. - Саратов: ИЦ «Наука», 2016. - 162 с.

3. Информационный портал «Взгляд». Взгляд. Деловая газета. [Электронный ресурс].

URL: http://vz.ru/news/2014/10/28/712695.html.

4. Сколько страны тратят на оборону?. Больше фактов. [Электронный ресурс]. URL: http://bolshefaktov.ru/v-mire/ yekonomi-ka/skolko-strany-tratyat-na-oboronu-235 ( дата обращения: 20.11.2016 ).

5. Топ 10 - Страны по объему военных расходов. Топы и рейтинги. [Электронный

ресурс]. URL: http://pooha.net/society/weaponry/44-military-costs-top10 ( дата обращения: 22.11.2016 ).

6. Ерасова Е.А., Плотников В.А. Перспективы развития оборонно-промышленного

комплекса России в условиях экономических санкций // Экономика и управление.

- 2015. - № 3. - с. 22-28.

7. Френкель А.А., Сергиенко Я.В., Тихомиров Б.И., Матвеева О.Н., Рощина Л.С. Реалии

и прогнозы развития российской экономики // Экономические стратегии. - 2016.

- № 8(142). - с. 92-98.

8. Какой бизнес в России самый выгодный?. AfterShock. [Электронный ресурс]. URL: https://aftershock.news/?q=node/434482&utm_source=dlvr.it&utm_ medium=twitter.

9. Гавриленков Е. Экономический рост и монетизация экономики // Экономика России — XXI век. - 2004. - № 15.

10. Лопатников Л.И. Коэффициент монетизации экономики. / Экономико-математический словарь. Словарь современной экономической науки. - М.: Дело, 2003.

11. О производстве в оборонно-промышленном комплексе продукции гражданского назначения. Правительство России. [Электронный ресурс]. URL: http://government. ru/news/26581/.

12. Поручение во исполнение поручений Президента России по реализации Послания

Президента Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 года. «Об увеличении

доли высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения,

выпускаемой оборонно-промышленным комплексом». Правительство России.

[Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/dep_news/25735/.

13. С. Попелло Конверсия: социальное измерение. - М.: Профиздат, 1991. - 62-63 с.

14. США: военная экономика в 80-х годах. - М.: Наука, 1991.

15. Панкова Л.В., Казеннов С.Ю. Приоритеты зарубежных НИОКР двойного назначения. / Монография. - М.: ИМЭМО РАН, 2016. - 236 с.

REFERENCES:

SShA: voennaya ekonomika v 80-kh godakh [USA: military economy in the 1980s] (1991). M.: Nauka. (in Russian).

Erasova E.A., Plotnikov V.A. (2015). Perspektivy razvitiya oboronno-promyshlennogo kompleksa Rossii v usloviyakh ekonomicheskikh sanktsiy [Prospects of Russia>s Military-industrial Complex Development in Current Conditions of Economic Sanctions]. Economics and management. (3). 22-28. (in Russian).

Frenkel A.A., Sergienko Ya.V., Tikhomirov B.I., Matveeva O.N, Roschina L.S. (2016). Pruzhina krizisa szhimaetsya [The spring of the crisis is compressed]. Ekonomicheskie strategii. 18 (6(140)). 150-155. (in Russian).

Frenkel A.A., Sergienko Ya.V., Tikhomirov B.I., Matveeva O.N., Roschina L.S. (2016). Realii i prognozy razvitiya rossiyskoy ekonomiki [Realities and Forecasts of the Russian Economy Development].Ekonomicheskie strategii. (8(142)). 92-98. (in Russian).

Gavrilenkov E. (2004). Ekonomicheskiy rost i monetizatsiya ekonomiki [Economic growth and monetization of the economy]. Ekonomika Rossii — XXI vek. (15). (in Russian).

Lopatnikov L.I. (2003). Koeffitsient monetizatsii ekonomiki [The coefficient of monetization of the economy]M.: Delo. (in Russian).

Pankova L.V., Kazennov S.Yu. (2016). Prioritety zarubezhnyh NIOKR dvoynogo naznacheniya [The Priorities of the Foreign Dual-Use R&D] M.: IMEMO RAN. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Reznik E.P., Avdeeva E. S., Reznik A.E., Denisov D.D. (2016). Mekhanizm upravleniya inzhenernoy komponentoy proizvodstvennoy infrastruktury predpriyatiy [The control mechanism for engineering component of the industrial infrastructure of enterprises] Saratov: ITs «Nauka». (in Russian).

S. Popello (1991). Konversiya: sotsialnoe izmerenie [Conversion: social dimension] M.: Profizdat. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.