РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Том 18 • Номер 14 • июль 2017 ISSN 1994-6937
>
издательство
Креативная экономика
Russian Journal of Entrepreneurship
Стратегия диверсификации
как средство достижения долгосрочной
конкурентоспособности
Авдеева Е.С. 1, Миронова В.В. 1, Резник А.Е. 2
1 Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина РАНХиГС, Россия
2 ООО «СЭПО-ЗЭМ», Россия
АННОТАЦИЯ:_
В статье рассматриваются стратегические приоритеты развития российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Предложено использовать стратегию диверсификации, то есть организацию производств продукции двойного применения. Обозначены основные предпосылки для этого и проблемы, с которыми может столкнуться российский ОПК, исходя из опыта зарубежных стран.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: стратегия диверсификации, оборонно-промышленный комплекс, инновации, экспорт, импорт
Diversification strategy as a tool for achieving long-term competitiveness
Avdeeva E.S. 1, Mironova V.V. 1, ReznikA.E. 2
1 Povolzhsky. Institute of management named after P. A. Stolypin, Russia
2 Ltd «SEPO-ZEM», Russia
Введение
В настоящее время в России наблюдается достаточно тяжелая экономическая ситуация, причиной которой являются множественные внешние и внутренние факторы, и можно ожидать дальнейшего спада экономической и, прежде всего, инвестиционной, промышленной и покупательской активности, что в ближайшие годы создаст дополнительные угрозы углубления системного кризиса, охватившего почти все отрасли и сферы жизнедеятельности [1] (Frenkel A.A., Sergienko Ya.V., Tikhomirov B.I., Matveeva O.N, Roschina L.S., 2016).
Именно поэтому в кризисные годы внедрение инноваций затруднено в связи с нехваткой инвестиционных ресурсов и долгим их сроком окупаемости. Экономическая деятельность должна
быть нацелена на выживание с минимальными затратами, то есть получение прибыли от «дойных коров», то есть тех отраслей и производств, которые наиболее конкурентоспособны на мировом рынке. Это не говорит о том, что России необходимо остановиться на торговле сырьевыми ресурсами. Нужно развивать также и те отрасли, в которых мы можем быть конкурентоспособны в некоторых сегментах. Однако кризисная ситуация - это не время глобальных проектов, которые перевернут всю мировую экономику и обеспечат нам ее господство. Революционно-скачкообразное движение ведет к значительному расслоению общества, социальным конфликтам, множеству неработающих неэффективных проектов, которые отвлекают денежные средства и не приносят никакой отдачи. Одной из наиболее успешных отраслей, относящихся к числу экспортеров, относится оборонно-промышленный комплекс (ОПК) [2] (Reznik E.P., Avdeeva E. S., Reznik A.E., Denisov D.D., 2016).
Оборонно-промышленный комплекс является одним из системообразующих элементов российской экономики. C 2001-2013 гг. объем экспорта военной продукции вырос в 4 раза. При этом совокупный объем экспортных заказов российского ОПК достигает 50 млрд долларов [3].
Резкий рост гособоронзаказа способствовал успехам российских производителей вооружений. Причем система гособоронзаказа в настоящее время получила максимальное развитие и контроль со стороны государства, а продукция, производимая ОПК, конкурентоспособна на мировом рынке. Так, по данным Стокгольмского международного института исследований доля военных расходов в структуре ВВП России в 2015 г. составила 5,4%, что значительно больше соответствующих долей ближайших конкурентов - США (3,3%) и КНР (1,9%) [4]. При этом только в России отмечается динамика увеличения военных расходов. В 2014 г. эти доли были соответственно равны: 4,5; 3,5 и 2,1% [5].
Финансирование ОПК происходит в рамках реализации ряда соответствующих
ABSTRACT:_
The article considers the strategic priorities of development of the Russian military-industrial complex. We suggest using the diversification strategy, i.e. the organization of manufacturing of dual-use products. Using the experience of foreign countries we point out the main prerequisites and the problems which the Russian military-industrial complex can face in the future.
KEYWORDS: diversification strategy, military-industrial complex, innovations, export, import.
Received: 28.06.2017 / Published: 31.07.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Avdeeva E.S. (avdeeva_ek0mai[.ru)
CITATION:_
Avdeeva E.S., Mironova V.V., Reznik A.E. (2017) Strategiya diversifikatsii kak sredstvo dostizheniya dol-gosrochnoy konkurentosposobnosti [Diversification strategy as a tool for achieving long-term competitiveness]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (14). - 2143-2151. doi: 10.18334/rp.18.14.38161
государственных программ развития вооружений, в том числе программ 2007-2015 гг.; 2011-2020 гг. В настоящее время началась работа по Государственной программе развития вооружений на 2016-2025 гг. К 2025 г. намечается практическое завершение перевооружения российской армии современной военной техникой. Таким образом, к 2025 году объем государственного заказа в ОПК будет постепенно сокращаться, что обусловливает проблему поиска иных (нежели продажа вооружения на экспорт) источников финансирования деятельности комплекса.
Так, общий рост продаж компаний ОПК России в 2013 году составил 20%. При этом, например, корпорация «Тактическое ракетное вооружение» увеличила продажи на 118% по сравнению с 2012 годом, а продажи концерна ПВО «Алмаз-Антей» увеличились на 34%, рост продаж «Объединенной авиастроительной корпорации» составил 20% [6] (Erasova ЕА, Plotnikov ^А, 2015).
Подобная же ситуация уже наблюдалась в нашей стране. Так, в 1980-х годах стало понятно, что успехи отечественной военной промышленности достигнуты во многом за счет развития гражданских отраслей: наблюдалось значительное отставание в развитии гражданских отраслей от уровня развития военного комплекса. Подобное обособленное положение ОПК и сверхзасекреченность его технологий препятствовало использованию имеющихся передовых технологий в экономике других отраслей. Кроме этого, чрезмерные капиталовложения исключали достижение прибыльности данных технологий или обеспечивали низкую рентабельность, что также являлось фактором, отторгающим использование этих технологий в гражданских отраслях. Однако после сокращения объемов финансирования со стороны государства данной отрасли резко сокращаются и объемы производимой продукции. Так, например, в 1992 году военный бюджет сократился на 18%, уменьшив тем самым оборонный заказ на 60%.
Все это мы наблюдаем и сейчас: крайне низкая конкурентоспособность российских потребительских товаров наряду с возрастающим спросом на российское вооружение как на внутреннем, так и на внешнем рынке, которое активно стимулируется со стороны государства. Подобная ситуация обуславливает экономическую напряженность, зависимость от импорта и снижение реальных доходов населения. Однако реаль-
ОБ АВТОРАХ:_
Авдеева Екатерина Сергеевна, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры корпоративной экономики (avdeeva_ek0mai1.ru)
Миронова Виктория Вадимовна, аспирант кафедры корпоративной экономики Резник Алексей Евгеньевич, главный бухгалтер
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Авдеева Е.С., Миронова В.В., Резник А.Е. Стратегия диверсификации как средство достижения долгосрочной конкурентоспособности // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 14. - С. 2143-2151. doi: 10.18334/гр.18.14.38161
ных инструментов государственного стимулирования достижения прогнозируемого роста экономики пока не предлагается. Государственные источники финансирования уже в 2017 году резко сократятся [7] (Frenkel A.A., Sergienko Ya.V., Tikhomirov B.I., Matveeva O.N., Roschina L.S., 2016).
Усиливающаяся милитаризация экономики смягчает экономический кризис, так как дает рыночные сигналы благополучия и роста ВВП, которое, на самом деле, является мнимым. Более того, это способствует дальнейшему расслоению общества, и грань между мегабогатыми и бедными становится все шире. Это происходит в связи с тем, что милитаризация экономически обогащает военно-промышленный комплекс, при этом для его финансирования приходится увеличивать дефицит государственного бюджета, брать банковские кредиты под грабительские проценты.
Так, ключевая процентная ставка ЦБ РФ в январе 2015 составила 17%, в марте 2017 года она составляет 9,75%, что выше ключевых процентных ставок США, ЕС, Мексики, Китая, Индии, Турции и других стран. После мирового финансового кризиса 2008 года многие страны мирового хозяйства резко снизили процентные ставки по кредитам. При этом средняя рентабельность в России в 2016 году составила 8,97% (рис.) [8]. При этом ключевая процентная ставка ЦБ, по мнению финансистов, не может быть выгодной для потребителя при значении большем 50% от рентабельности.
При этом объем государственного долга неуклонно растет: с 6,5% от ВВП в 2008 году, до 16,2% в 2016 году.
Рисунок. Динамика средней рентабельности в России Источник: [8].
Кроме того, показательным в данном контексте является коэффициент монетизации. Так, начиная с 1992 года и по настоящее время, он ни разу не достиг минимального нормального своего значения в 50%.
Искусственно повысить коэффициент монетизации невозможно. Его рост отмеча-
ется на фоне укрепления доверия к национальной экономической политике, экономического роста, повышения уровня сбережений в национальной финансовой системе [9] (Gavrilenkov E., 2004).
От величины показателя монетизации экономики зависит возможность государства заимствовать деньги на внутреннем рынке и выполнять социальные программы. При этом бесконтрольная денежная эмиссия приводит не к увеличению монетизации экономики, а к ее уменьшению. Быстрый рост номинальной денежной массы в период инфляции приводит к росту цен и, соответственно, номинального ВВП, который опережает рост количества денег, что также приводит к снижению коэффициента монетизации. Снижение темпов роста номинальной денежной массы при растущем ВВП повышает доверие к национальным деньгам, что, в свою очередь, приводит к росту монетизации экономики [10] (Lopatnikov L.I., 2003).
Таким образом, низкий уровень монетизации формирует дефицит денег и, соответственно, недостаточный уровень инвестиций, что ограничивает экономический рост. При искусственном увеличении денежной массы порождается инфляция, которая ведет к обесцениванию денежных средств, увод их за рубеж и еще большему снижению монетизации, так как искусственно созданная денежная масса увеличивает совокупный спрос, но не влияет на уровень предложения.
При этом среднемировое значение коэффициента монетизации в 2015 году составляло 125%, а некоторых странах, таких как Китай, Германия, Япония, этот коэффициент достигает 175-185%.
Все это свидетельствует о дальнейшем снижении уровня жизни населения, отсутствии у него свободных денег и, как следствие, снижении спроса, что тормозит общее развитие экономики и формирует дефицитный бюджет на региональном и федеральном уровнях. Для пополнения бюджетов возникают новые методы легального отъема денежных средств у населения путем введения новых налогов и сборов. Если рассматривать валовую добавленную стоимость по видам экономической деятельности, то государственное управление и обеспечение военной безопасности занимает одну из ведущих позиций после обрабатывающих производств и оптовой и розничной торговли.
Все это ведет к хаосу и внутренней разрухе, так как основной упор в экономике приходится на военно-промышленный комплекс, а, значит, и зависимости от импортной продукции из других стран, которая, как показывает практика, легко превращается в экономическую блокаду нашей страны. Одним из основных индикаторов, доступных для широких масс населения является валютный курс национальной валюты по отношению к ведущим мировым, резервным валютам, который характеризуется повышенной волатильностью. Подводя итог вышесказанному, невозможно не согласиться с высказываем В.Ю. Катасонова в том, что в «милитаризации» экономики оказываются заинтересованными не только производители самолетов, пушек, пороха и танков, а также ростовщики.
Кроме этого, изменилась и сама концепция ведения военных конфликтов. Военные действия в настоящее время все больше осуществляются дистанционно, не вовлекая в открытую фазу войска. Это часто не рукопашная, когда враг виден в лицо, а более «цивилизованные», изощренные методы, типа фейковых новостей, взломов, кибе-ратак и др. И даже открытые боевые действия, как показала практика ведения войны в Сирии, приводит к гораздо меньшему количеству жертв. Все это обуславливает снижение потребности в боевой технике: самолетах, танках и пр. - и повышение потребности в специалистах, способных вести боевые действия дистанционно, участвуя в информационной войне, создавая новые валютные системы и поддерживая отечественную 1Т-индустрию. Все это глобальные вопросы национальной безопасности, которые касаются даже не территориального суверенитета, а информационной безопасности, границы которой в рамках конкретного государства очень тяжело определить. Именно поэтому нужна трансформация и перевод использования военных технологий на гражданские рельсы, а также вовлечение в процесс информационной безопасности РФ как можно большего количества людей.
Однако это не говорит о том, что мы должны перепрофилировать ОПК на производство гражданской продукции, необходимо перенести технологическую и инновационную базу, сформированную в ОПК, на гражданские отрасли. Это позволит занять временно пустующую ввиду тех или иных внешних факторов нишу на рынке. Это стратегия диверсификации, которая позволит предприятиям ОПК: во-первых, получать дополнительную долю прибыли от своего производства, во-вторых, расширить ассортимент выпускаемой продукции, а, значит, повысить инновационность и инвестиционную привлекательность, и, в-третьих, повысить конкурентоспособность отечественной промышленности.
В настоящее время в оборонно-промышленном комплексе сформировались организации, которые выпускают высокотехнологичные виды медицинских изделий: зеленоградское предприятие Рс^ - медицинское холодильное оборудование, Уральский оптико-механический завод - оборудование для перинатальных центров, в том числе на экспорт в десятки стран мира сегодня это оборудование уходит. При этом потребности здравоохранения удается удовлетворить на 60% силами данных предприятий по аппаратам для проведения радиологических исследований, одноразовой медицинской одежде, а по медицинскому холодильному оборудованию - более чем на 70%. Однако это скорее исключение, чем правило, потому что по большинству позиций, особенно по дорогим высокотехнологичным медицинским изделиям, основная потребность здравоохранения до сих пор покрывается за счет импорта [11].
Президентом РФ дано поручение Минпромторгу России обеспечить увеличение доли высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в общем объеме продукции, выпускаемой организациями оборонно-промышленного комплекса, к 2020 году - не менее чем до 17%, к 2025 году - не менее чем до 30%, к 2030 году - не менее чем до 50% [12].
Подобные мероприятия не являются уникальными в мировой экономике. Практически все развитые страны прошли этот этап. Так, например, еще в 90-х годах 20 века была разработана «китайская модель» конверсии, которая включала помимо укрепления военного потенциала страны еще и максимальное развитие производства товаров народного потребления, которая была объявлена в качестве государственной стратегии развития [13] Popello, 1991).
Однако при следовании стратегии диверсификации применительно к ОПК необходимо учитывать и особенности производственных процессов его и гражданских отраслей, а также корректно оценивать рыночные потребности и ближайших возможных конкурентов. Так, в середине 1980-х годов экономический отдел Министерства обороны США провел исследования, охватившие 8 отраслей, поставлявших 74% вооружений и военной техники, с целью выявить потенциальные рынки сбыта продукции двойного назначения для гражданских нужд [14]. Выяснилось, что военное судостроение, поставлявшее торговые суда, столкнулось с низким спросом и сильной конкуренцией со стороны производителей из других стран. Создание гражданских транспортных самолетов вместо военных из-за большого различия технических требований оказалось длительным и дорогостоящим. Производство ракет требует привлечения значительного количества высококвалифицированного ручного труда, переориентация которого на выпуск гражданской продукции попросту бесперспективна. Большинство изделий радиоэлектронной промышленности военного назначения из-за жестких тактико-технических требований не пригодно для гражданских нужд [15] (Pankova L.V., Kazennov S.Yu., 2016).
С другой стороны, нельзя пренебрежительно относиться к научным исследованиям, проводимым в гражданских отраслях, отдавая преимущество научной и инновационной мысли военных разработок. Большинство крупных технологических прорывов 20 века было обусловлено именно гражданскими исследованиями и разработками, равно как и фундаментальные открытия, типа создание летательных аппаратов, расщепление атома, достижения в радиоэлектронике и др. Но специфика внешних угроз заставила трансформировать мирные исследования, и впоследствии они нашли свое практическое применение в качестве военных разработок.
Заключение
Таким образом, исходя из сложившейся ситуации, внутренних и внешних угроз, РФ применительно к ОПК необходимо применить стратегию диверсификации, то есть разработку двойных технологий: военного и гражданского применения, что позволит отечественным предприятиям более стабильно чувствовать себя на внутреннем и внешнем рынке, перейдя к производству конкурентоспособной продукции гражданского назначения. Более того, это позволит повысить эффективность инновационной деятельности, активизирует процесс передачи и трансформации технологий
и встраивания отечественных предприятий в логистические цепочки коммерческого рынка. При этом будет иметь место мультипликативный эффект от взаимной работы военных и гражданских технологий, что позволит гибко реагировать на требования рынка при создании наукоемких продуктов и тщательнее регулировать затраты на производство и разработки.
ИСТОЧНИКИ:
1. Френкель А.А., Сергиенко Я.В., Тихомиров Б.И., Матвеева О.Н, Рощина Л.С. Пружина кризиса сжимается // Экономические стратегии. - 2016. - № 6(140).
- с. 150-155.
2. Резник Е.П., Авдеева Е. С., Резник А.Е., Денисов Д.Д. Механизм управления ин-
женерной компонентой производственной инфраструктуры предприятий. / Монография. - Саратов: ИЦ «Наука», 2016. - 162 с.
3. Информационный портал «Взгляд». Взгляд. Деловая газета. [Электронный ресурс].
URL: http://vz.ru/news/2014/10/28/712695.html.
4. Сколько страны тратят на оборону?. Больше фактов. [Электронный ресурс]. URL: http://bolshefaktov.ru/v-mire/ yekonomi-ka/skolko-strany-tratyat-na-oboronu-235 ( дата обращения: 20.11.2016 ).
5. Топ 10 - Страны по объему военных расходов. Топы и рейтинги. [Электронный
ресурс]. URL: http://pooha.net/society/weaponry/44-military-costs-top10 ( дата обращения: 22.11.2016 ).
6. Ерасова Е.А., Плотников В.А. Перспективы развития оборонно-промышленного
комплекса России в условиях экономических санкций // Экономика и управление.
- 2015. - № 3. - с. 22-28.
7. Френкель А.А., Сергиенко Я.В., Тихомиров Б.И., Матвеева О.Н., Рощина Л.С. Реалии
и прогнозы развития российской экономики // Экономические стратегии. - 2016.
- № 8(142). - с. 92-98.
8. Какой бизнес в России самый выгодный?. AfterShock. [Электронный ресурс]. URL: https://aftershock.news/?q=node/434482&utm_source=dlvr.it&utm_ medium=twitter.
9. Гавриленков Е. Экономический рост и монетизация экономики // Экономика России — XXI век. - 2004. - № 15.
10. Лопатников Л.И. Коэффициент монетизации экономики. / Экономико-математический словарь. Словарь современной экономической науки. - М.: Дело, 2003.
11. О производстве в оборонно-промышленном комплексе продукции гражданского назначения. Правительство России. [Электронный ресурс]. URL: http://government. ru/news/26581/.
12. Поручение во исполнение поручений Президента России по реализации Послания
Президента Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 года. «Об увеличении
доли высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения,
выпускаемой оборонно-промышленным комплексом». Правительство России.
[Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/dep_news/25735/.
13. С. Попелло Конверсия: социальное измерение. - М.: Профиздат, 1991. - 62-63 с.
14. США: военная экономика в 80-х годах. - М.: Наука, 1991.
15. Панкова Л.В., Казеннов С.Ю. Приоритеты зарубежных НИОКР двойного назначения. / Монография. - М.: ИМЭМО РАН, 2016. - 236 с.
REFERENCES:
SShA: voennaya ekonomika v 80-kh godakh [USA: military economy in the 1980s] (1991). M.: Nauka. (in Russian).
Erasova E.A., Plotnikov V.A. (2015). Perspektivy razvitiya oboronno-promyshlennogo kompleksa Rossii v usloviyakh ekonomicheskikh sanktsiy [Prospects of Russia>s Military-industrial Complex Development in Current Conditions of Economic Sanctions]. Economics and management. (3). 22-28. (in Russian).
Frenkel A.A., Sergienko Ya.V., Tikhomirov B.I., Matveeva O.N, Roschina L.S. (2016). Pruzhina krizisa szhimaetsya [The spring of the crisis is compressed]. Ekonomicheskie strategii. 18 (6(140)). 150-155. (in Russian).
Frenkel A.A., Sergienko Ya.V., Tikhomirov B.I., Matveeva O.N., Roschina L.S. (2016). Realii i prognozy razvitiya rossiyskoy ekonomiki [Realities and Forecasts of the Russian Economy Development].Ekonomicheskie strategii. (8(142)). 92-98. (in Russian).
Gavrilenkov E. (2004). Ekonomicheskiy rost i monetizatsiya ekonomiki [Economic growth and monetization of the economy]. Ekonomika Rossii — XXI vek. (15). (in Russian).
Lopatnikov L.I. (2003). Koeffitsient monetizatsii ekonomiki [The coefficient of monetization of the economy]M.: Delo. (in Russian).
Pankova L.V., Kazennov S.Yu. (2016). Prioritety zarubezhnyh NIOKR dvoynogo naznacheniya [The Priorities of the Foreign Dual-Use R&D] M.: IMEMO RAN. (in Russian).
Reznik E.P., Avdeeva E. S., Reznik A.E., Denisov D.D. (2016). Mekhanizm upravleniya inzhenernoy komponentoy proizvodstvennoy infrastruktury predpriyatiy [The control mechanism for engineering component of the industrial infrastructure of enterprises] Saratov: ITs «Nauka». (in Russian).
S. Popello (1991). Konversiya: sotsialnoe izmerenie [Conversion: social dimension] M.: Profizdat. (in Russian).