Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ ДЕФИЦИТА РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ РОССИИ'

СТРАТЕГИЯ ДЕФИЦИТА РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / СУБСИДИИ / ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ / СУБСИДИРОВАНИЕ / РЕГИОНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лисачкина Ю.С.

Государственное межбюджетное регулирование и стратегия покрытия дефицита региональных бюджетов за счет федеральных трансфертов, а также формирования оптимальной бюджетной политики России, которая в последние годы все больше ориентируются на решение проблемы несбалансированности региональных бюджетов. Это обстоятельство оказывает существенное влияние на стабильность всей бюджетной системы, особенно в периоды экономического кризиса. В таких условиях возрастает актуальность исследований, направленных на выявление особенностей формирования и использования региональных бюджетов, имеющих высокую степень финансовой зависимости от межбюджетных трансфертов, в частности, от субсидий. Основная проблема, с которой сталкивается финансовое управление государства в вопросах регулирования бюджетной обеспеченности территорий, связана с эффективным межбюджетным выравниванием и достижением сбалансированной бюджетной системы. Данная статья направлена на анализ действующей стратегии и методологии комплексной оценки фискального и финансово-экономического состояния региональных бюджетов с различным уровнем субсидирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN REGIONAL BUDGET DEFICIENCY STRATEGY

State inter-budgetary regulation and the strategy of covering the deficit of regional budgets through federal transfers, as well as the formation of an optimal budget policy of Russia, which in recent years has increasingly focused on solving the problem of regional budget imbalance. This circumstance has a significant impact on the stability of the entire budget system, especially during periods of economic crisis. In such conditions, the relevance of research aimed at identifying the features of the formation and use of regional budgets with a high degree of financial dependence on inter-budget transfers, in particular, subsidies, increases. The main problem faced by the financial management of the state in the regulation of budgetary provision of territories is associated with effective inter-budgetary alignment and the achievement of a balanced budget system. This article is aimed at analyzing the current strategy and methodology for a comprehensive assessment of the fiscal and financial and economic state of regional budgets with medium and high levels of subsidies

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ ДЕФИЦИТА РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ РОССИИ»

вания по изменению роли ВОФК были ограниченными, как и сотрудничество практиков и исследователей по этому вопросу. Изучение подобных вопросов могло бы помочь продвинуть как практику, так и теорию.

Источники:

1. Fraymovich D.Y., Konovalova M.E., Roshchektaeva U.Y., Karpunina E.K., Avagyan G.L. Designing mechanisms for ensuring the economic security of regions: countering the challenges of instability // Lecture notes in networks and systems. 2022. №»372. С. 569-581.

2. External Audit - Supreme Audit Institutions. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.oecd.org/gov/external-audit-supreme-audit-institutions.html (дата обращения: 15.11.2022).

3. Claudio M. Radaelli, Silvia Dell'Acqua, Gaia Taffoni. Supreme audit institutions and accountability: opportunities, challenges and capacity. [Электронный ресурс]. - URL: https://medium.com/ecajournal/supreme-audit-institutions-and-accountability-opportunities-challenges-and-capacity-a9881f1e1965 (дата обращения: 15.11.2022).

4. European court of auditors. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.eca.europa.eu/en/Pages/ SupremeAuditInstitutions.aspx (дата обращения: 15.11.2022).

EDN: DYBKOC

Ю.С. Лисачкина - соискатель, аспирант, Самарский государственный экономический университет, Yulya.kozireva @yandex.ru,

Yu.S. Lisachkina - competitor, postgraduate student, Samara state university of economics.

СТРАТЕГИЯ ДЕФИЦИТА РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ РОССИИ RUSSIAN REGIONAL BUDGET DEFICIENCY STRATEGY

Аннотация. Государственное межбюджетное регулирование и стратегия покрытия дефицита региональных бюджетов за счет федеральных трансфертов, а также формирования оптимальной бюджетной политики России, которая в последние годы все больше ориентируются на решение проблемы несбалансированности региональных бюджетов. Это обстоятельство оказывает существенное влияние на стабильность всей бюджетной системы, особенно в периоды экономического кризиса. В таких условиях возрастает актуальность исследований, направленных на выявление особенностей формирования и использования региональных бюджетов, имеющих высокую степень финансовой зависимости от межбюджетных трансфертов, в частности, от субсидий. Основная проблема, с которой сталкивается финансовое управление государства в вопросах регулирования бюджетной обеспеченности территорий, связана с эффективным межбюджетным выравниванием и достижением сбалансированной бюджетной системы. Данная статья направлена на анализ действующей стратегии и методологии комплексной оценки фискального и финансово-экономического состояния региональных бюджетов с различным уровнем субсидирования.

Abstract. State inter-budgetary regulation and the strategy of covering the deficit of regional budgets through federal transfers, as well as the formation of an optimal budget policy of Russia, which in recent years has increasingly focused on solving the problem of regional budget imbalance. This circumstance has a significant impact on the stability of the entire budget system, especially during periods of economic crisis. In such conditions, the relevance of research aimed at identifying the features of the formation and use of regional budgets with a high degree of financial dependence on inter-budget transfers, in particular, subsidies, increases. The main problem faced by the financial management of the state in the regulation of budgetary provision of territories is associated with effective inter-budgetary alignment and the achievement of a balanced budget system. This article is aimed at analyzing the current strategy and methodology for a comprehensive assessment of the fiscal and financial and economic state of regional budgets with medium and high levels of subsidies.

Ключевые слова: бюджет, субсидии, финансовые органы, субсидирование, регионы. Keywords: budget, subsidies, financial authorities, subsidies, regions.

Введение

Изменения в современной экономике .как мировой так и российской, и именно данные изменения оказали существенное влияние на российскую экономику в 2020 г., которые изменили не только образ жизни граждан Российской Федерации, но и внесли существенные коррективы в состав экономики: существенно снизились ресурсы населения и юридических лиц, возрос уровень безработицы, существенно изменилась форма занятости и формат организации труда. Ощутимые потери понесли региональные, местные и конечно же бюджеты федерального уровня, это в первую очередь связано с расходами на здравоохранение и социальную поддержку. В нашем исследовании мы провели оценку бюджетов российских регионов на 2021 г., и провели сравнение с аналогичными бюджетами 2020 г. [1].

Эффективное развитие региональных социально-экономических систем невозможно без обеспечения бюджетной устойчивости и бюджетной эффективности, а это возможность региональных финансовых органов в полном объеме осуществлять свои обязательства по расходованию бюджетных средств в пределах расходных обязательств региона, при этом за счет доходных источников в течение длительного периода времени.

Предметом исследования выступает рассмотрение и оценка подходов к классификации и типологии региональных бюджетов России по объему их дефицита для формирования основы при рассмотрении направлений оптимизации механизма выравнивания бюджетной обеспеченности.

Основная часть. Рассматривая состав и структуру формирования региональных бюджетов на 2019-2021 годы, наблюдается следующее, что пандемия и как следствие кризис в экономике привели к снижению доходной части бюджетов российских регионов в 2020 году, скорость снижения налоговых и неналоговых доходов были не столь значимыми - 2 %. Наиболее значимым фактором, сдержавшим снижение налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов, выступило увеличение безвозмездных поступлений из федерального бюджета на 1,3 трлн руб. по сравнению с 2019 годом (+ 54 %) [2].

Рассмотрим качество региональных бюджетов Российской Федерации на 2021 год, данные представлены на рисунке 1, который представлен в проведенном исследовании.

Рисунок 1 - Дефицит, профицит региональных бюджетов, %

Исходя из представленных данных дефицит бюджета в 2021году наблюдается в 73российских регионах, в 5 регионах России наблюдается профицит бюджета (Еврейская АО, Мари Эл, Мордовия, Пензенская область, Карачаево-Черкесия), а в 7регионах бюджет сбалансирован, среди таких регионов следует выделить Оренбургский регион, Удмуртию, Костромскую,Орловскую,Тамбовскую и Омскую области, а так же Камчатский край [3].

В условиях Пандемии, острое внимания властей переходит от задачи фактического выживания населения на восстановление экономики и создание новых направлений роста. Для этого следует устойчиво наращивать качество жизни, а для этого необходимы соответствующие бюджетные расходы. У сложившихся условиях Пандемии существенная часть субъектов России сохраняют нормальную жизнедеятельность региона только за счёт дотаций из федерального бюджета, а какие-то за счет кредитов. Среди которых можно выделить Мордовию, Тыву, Калмыкию, которые настолько за кредитованы, что в ближайшее время как Ингушетия, могут объявить о дефолте [4].

Дальше проведем исследования по составу трансфертов в российские регионы, но для начала рассмотрим состав федеральных трансфертов в региональные бюджеты в динамике в млрд руб. рисунок 2.

1600 1400 1200 1000 800 600 400 200

1011,5 |28бт: i 1 1125,4

| = —

s 606,2 ■ 534 шш

и

■ s : 5 ш

Субвенции Дотации

■ 2020 г. =2021 г.

Рисунок 2 - Динамика федеральных трансфертов в региональные бюджеты, млрд руб.

Наблюдается существенное увеличение к 2021 году по субсидиям из федерального бюджета направляемым в бюджеты регионов для их поддержки [5].

В целом увеличение бесплатных поступлений из федерального бюджета к 2020 году произошло на 1,3 трлн руб. по сравнению с 2020 годом наблюдается не значительное снижение федерального финансирования бюджетов российских регионов, рисунок 3.

Рисунок 3 - Динамика трансфертов из федерального бюджета в регионы, млрд руб.

Причем тенденция роста трансфертов из федерального бюджета в региональные для выравнивания бюджетной обеспеченности наблюдается с 2016 года, и данные представлены на следующем рисунке 4 [6].

Рисунок 4 - Динамика поступлений в бюджет, млрд руб.

Исходя из данных представленных на рисунке 4, наблюдается устойчивая тенденция роста трансфертов из федерального бюджета в региональные, в том числе и для выравнивания бюджетной обеспеченности.

Рассмотрим долю дотаций и субсидий из федерального бюджета в составе межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам регионов, рисунок 5 [7].

Рисунок 5 - Доля дотаций и субсидий в структуре межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2016-2021 гг., %

Доля безвозмездных пребываний в общем объеме доходов консолидированных бюджетов регионов ежегодно растет. В 2020 году доля дотаций - 27,5 % [8] доходные поступления в ряде российских регионов на 70 %и более сформированы за счет межбюджетных трансфертов (Республика Ингушетия (86,3 %), Чеченская Республика (83,7 %), Республика Тыва (82,7 %), Республика Дагестан (74,2 %), Карачаево-Черкесская Республика (73,6 %), Республика Крым (72,5 %), г. Севастополь (72,2 %) [4].

Исходя из проведенного нами исследования и проведенной оценки влияния объема поступивших дотаций и субсидий в региональные бюджеты из федерального бюджета, мы пришли к выводу что финансирование из федерального бюджета не всегда является эффективным для регионов. Независимость регионов при установлении бюджетной политики играет на современном этапе развития бюджетной политики весьма не значи-

тельную роль, из-за централизации доходов и увеличения значения межбюджетных поступлений, дефицит стимулов к увеличению налоговых и неналоговых доходов, росту роли субсидий и высокой долговой нагрузки.

Вывод. Львиная доля регионов принимая бюджеты на 2021 г. были нацелены на режим жесткой экономии. Проведенное исследование выделило и оформило несколько основных форм регионального реагирования бюджетной политики на кризисные социально-экономические ситуации в стране и мире. Поэтому следует выделить такие группы, как:

- первая группа сформировалась за счет усиления пандемией коронавирусной инфекции-Еврейская АО. Марий Эл, Мордовия, Пензенская область, Карачаево-Черкесия;

- вторая группа сформировалась как пассивно-дотационная и включает в себя такие регионы,как Крым, Калмыкия, и другие регионы, прежде всего, Центральной России;

- третья группа характеризуется, как гибридная, которая сама по себе предполагает реагирование на экономическую конъюнктуру и динамику социально-экономических процессов в целом, к данной группе относим Оренбургскую, Калининградскую области, Пермский, Приморский края и ряд других субъектов;

- четвертая группа характеризуется, как группа активно-дефицитная, регионы которым присущи значительные [4] объёмы бюджетных расходов.

В целом по бюджетам регионам можно сделать следующий общий вывод, что с профицитом бюджет принят в следующих регионах России - это Еврейская АО. Марий Эл, Мордовия, Пензенская область, Карачаево-Черкесия, данные регионы являются при всем при этом дотационными, весомая часть которых имеет большую долю задолженности.

Источники:

1. Домбровский, Е.А. Десять шагов к сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации Федерация// Финансы и кредит, 2019. 37, С. 52-64.

2. Ермакова, Е.А. Методологические подходы к оценке эффективности долговой политики субъекта Российской Федерации // Финансы и кредит, 2020. 28(604), С. 32-39.

3. МакароваА.В., ОгородниковаЕ.П.Роль имущественных налогов в формировании местных бюджетов Российской Федерации//В сборнике: Теория и практика финансово-хозяйственной деятельности предприятий различных отраслей. Сборник трудов II Национальной научно-практической конференции. под общ. ред. Е.П.Масюткина. Керчь, 2020. С.247-251.

4. https://nacexpert.ru/wpcontent/uploads/2021/01/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4_%D0%B1 %D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D1%8B_19012021_compressed1.pdfhttps://nacexpert.ru. (дата обращения 27.08.2022).

5. Бюджеты регионов в 2021 г.: Стратегии дефицита - PDF Free Download https://docplayer.com. https://nacexpert.ru. (дата обращения 27.08.2022).

6. Поветкина Н.А. Финансовая устойчивость Российской Федерации. Правовая доктрина и практика обеспечения. М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ; 2016. 344 с.

7. Золотова С.В. Особенности анализа доходов и расходов муниципального образования // Финансы и кредит т.28,вып.7, июль 2022. С.1654-1688.

8. Сурхаев И.Д. Вопросы сбалансированности бюджетов: российский и зарубежный опыт.Экономика.Бизнес.Банки.2016; (S 9):112-120.

9. Игонина, Л. Л. Формирование доходов региональных бюджетов как фактор обеспечения финансовой самостоятельности территорий / Л. Л. Игонина, В. В. Кулинич // Вестник Академии знаний. - 2022. - № 49(2). - С. 360-368. - EDN KGUZKH.

10. Оптимизация бюджетного процесса / Н. В. Липчиу, А. А. Храмченко, И. Е. Иваньшин, П. Р. Лысенко // Естественно-гуманитарные исследования. - 2022. - №> 43(5). - С. 184-188. - EDN IHKDTL.

EDN: JLZDHX

Н.В. Морозова - к.э.н., доцент кафедры «Прикладная информатика», Северо-Кавказская государственная академия, Черкесск, Россия, nadja_19_09@mail.ru,

N.V. Morozova - candidate of economic sciences, associate professor of the department of applied informatics, North Caucasus State Academy, Cherkessk, Russia;

А.К. Мамчуев - обучающийся Института цифровых технологий, Северо-Кавказская государственная академия, Черкесск, Россия, akmamchuev@inbox.ru,

A.K. Mamchuev - student of the Institute of Digital Technologies, North Caucasus State Academy, Cherkessk, Russia; Т.А. Хатуаев - обучающийся Института цифровых технологий, Северо-Кавказская государственная академия, Черкесск, Россия, roma.hatuaev@gmail.com,

T.A. Khatuaev - student of the Institute of Digital Technologies, North Caucasus State Academy, Cherkessk, Russia.

МОШЕННИЧЕСТВО ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ БАНКОВСКИХ КАРТ FRAUD IN THE SERVICE OF BANK CARDS

Аннотация. Использование карт онлайн очень актуально в связи с переходом населения на удаленную работу, отсутствием свободного времени на выбор товаров и услуг. Возрастает количество хакерских атак на банкоматы, переводы денежных средств с пластиковых карт а также совершения покупок в онлайн - магазинах становятся небезопасно. Возникает необходимость обезопасить свои персональные данные от мошенников и хакеров. В статье рассмотрены атаки на банковские системы, и зашита от них, а также виды мошенничеств с картами, программное обеспечение для считывания данных с карт. Приведены такие виды мошенничеств как фишинг, скимминг, заявки на мини-кредитование, небезопасные сайты с объявлениями, кардинг, снифинг а также банкоматы призраки. Были даны рекомендации по защите денежных средств. Данные способы защиты позволят обезопасить клиентов банка совершать покупки через интернет и банкоматы.

Abstract. The use of online maps is very important due to the transition of the population to remote work, the lack of free time to choose goods and services. The number of hacker attacks on ATMs is increasing, money transfers from plastic cards and shopping in online stores are becoming unsafe. There is a need to protect your personal data from fraudsters and hackers. The article discusses attacks on banking systems, and protection against them, as well as types of card fraud, software for reading data from

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.