Научная статья на тему 'ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕГИОНЕ: СТРУКТУРА, ДИНАМИКА И МЕТОДЫ ВЫРАВНИВАНИЯ'

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕГИОНЕ: СТРУКТУРА, ДИНАМИКА И МЕТОДЫ ВЫРАВНИВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ / ДЕФИЦИТ И ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА / БЮДЖЕТНОЕ ВЫРАВНИВАНИЕ / БЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ / INTERGOVERNMENTAL RELATIONS / FISCAL FEDERALISM / DEFICIT AND BUDGET SURPLUS / BUDGET ALIGNMENT / BUDGETARY TRANSFERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Атабиева Л.А.

Данная статья посвящена вопросам межбюджетных отношений в России в современных условиях. Рассматривается региональный аспект проблемы взаимодействия федерального бюджета с бюджетами федерации. Автором выявлена роль межбюджетных трансфертов в повышении результативности решения текущих задач территориальных бюджетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Атабиева Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE CONDITION OF INTERBUD-GETARY RELATIONS IN THE REGION: STRUCTURE, DYNAMICS AND ALIGNMENT METHODS

This article is devoted to the issues of fiscal relations in Russia today. Discusses the regional dimension of the problems of interaction of the federal budget with the budgets of the Federation. The author identified the role of intergovernmental fiscal transfers in enhancing the impact of the current tasks of the territorial budgets.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕГИОНЕ: СТРУКТУРА, ДИНАМИКА И МЕТОДЫ ВЫРАВНИВАНИЯ»

52

экономические науки

УДК 332

оценка состояния межбюджетных

отношений в регионе: структура, динамика и методы выравнивания

АтабиеваЛ. А., кандидат экономических наук,доцент кафедры "Финансы и кредит", "Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия", г.Черкесск E-mail: lin.31@mail.ru

Данная статья посвящена вопросам межбюджетных отношений в России в современных условиях. Рассматривается региональный аспект проблемы взаимодействия федерального бюджета с бюджетами федерации. Автором выявлена роль межбюджетных трансфертов в повышении результативности решения текущих задач территориальных бюджетов.

Ключевые слова: межбюджетные отношения, бюджетный федерализм, дефицит и профицит бюджета, бюджетное выравнивание, бюджетные трансферты.

ASSESSMENT OF THE STATUS OF INTERBUDGETARY RELATIONS IN THE REGION: THE STRUCTURE, DYNAMICS AND LEVELING METHODS

Atabiyeva L. A., kandidat ekonomicheskikh nauk,dotsent kafedry "Finansy i kredit" "Severo-Kavkazskaya gosudarstvennaya gumanitarno-tekhnologicheskaya akademiya" g. Cherkessk E-mail: lin.31@mail.ru

This article is devoted to the issues of fiscal relations in Russia today. Discusses the regional dimension of the problems of interaction of the federal budget with the budgets of the Federation. The author identified the role of intergovernmental fiscal transfers in enhancing the impact of the current tasks of the territorial budgets.

Key words: intergovernmental relations, fiscal federalism, deficit and budget surplus, budget alignment, budgetary transfers.

Современное состояние межбюджетных отношений в России обусловливается рядом моментов, в частности причинами дифференциации бюджетной обеспеченности субъектов Федерации, критериями и методами ее выравнивания.

Существенными причинами различий в бюджетной обеспеченности субъектов Федерации являются: уровень экономического развития регионов; степень их обеспеченности природными ресурсами; различная структура экономики регионов, определяющая разный налоговый потенциал; неодинаковые усилия региональных властей по сбору налогов. Наряду с показателем ВРП на душу населения для правильной организации межбюджетных отношений большое значение имеет соотношение средней по региону

начисленной заработной платы к прожиточному минимуму [1].

В соответствии с Законом Карачаево-Черкесской Республики от 12.01.2005 № 6-РЗ «О прожиточном минимуме в Карачаево-Черкесской Республике» величина прожиточного минимума в целом по КЧР за I квартал 2018 года в расчете на душу населения составляет - 9094 рубля, для трудоспособного населения - 9479 рублей, пенсионеров - 7507 рублей, детей - 9485 рублей.

Соотношение средней по региону начисленной заработной платы к прожиточному минимуму не только отражает уровень жизни в конкретном регионе, но и потребности его жителей в бюджетных услугах. Чем ниже отношение заработной платы к прожиточному минимуму, тем выше потребности в

бюджетных услугах у жителей региона, поскольку в таких условиях они оказываются неспособными осуществлять значительный объем расходов за счет собственных доходов. В свою очередь, это предполагает увеличение финансовой помощи конкретному региону и, соответственно, интенсификацию межбюджетных отношений. Низкое соотношение между средней заработной платой и прожиточным минимумом в целом характерно для дотационных регионов. Их жители вследствие невысоких доходов пользуются значительным объемом общественных услуг [8].

Это, в частности, относится к Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии - Алании, Тыве, Марий Эл, Мордовии, Ивановской области. В то же время низкое отношение заработной платы к прожиточному минимуму наблюдается в Саратовской, Ульяновской областях, Приморском крае.

Высокое отношение заработной платы к прожиточному минимуму отмечается в основном в экспортно-ориентированных регионах: Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Башкортостане, а также в г. Москве и Свердловской области. Отсутствие эффективной политики в сфере заработной платы обусловливает увеличение объема услуг, предоставляемых государственной властью и муниципальными образованиями за счет бюджетных источников.

Дифференциация регионов по показателю ВРП на душу населения не совпадает с их различиями по налоговому доходу на душу населения. Это связано с разной степенью концентрации в регионах как природных ресурсов, так и населения. Весьма заметна дифференциация регионов по

доле собственных доходов в общем объеме бюджетных доходов.

Исполнение республиканского бюджета в 2016 году осуществлялось на основании Закона Карачаево-Черкесской Республики от 30.12. 2015 № 108-РЗ «О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской республики на 2016 год». В Закон Карачаево-Черкесской Республики от 30.12. 2015 года № 108-РЗ «О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2016 год», в течение 2016 года было внесено семь изменений и дополнений, в результате чего изменились основные плановые показатели доходов и расходов, что о ненадежности основных прогноза республиканского , указывает на нарушение ст. 37 кодекса Федерации (принцип бюджета означает показателей прогноза развития территории и реалистичность доходов и расходов ) и на необходимость повышения прогнозирования и расходов.

Об этом свидетельствует отчёт о ассигнований по видам и предметным в пределах средств, главным распорядителям средств за 2016 год. В результате внесенных изменений план по доходам увеличился с 13499325,1 тыс. рублей до 19390346,5 тыс. рублей на 43,6 % или на 589 1021,4 тыс. рублей, в том числе за счёт увеличения безвозмездных поступлений из федерального бюджета на 4373179,2 и на 1483245,9 тыс. за счёт увеличения налоговых и неналоговых доходах, по расходам с 13499325,1 тыс. до 20076648,6 тыс. рублей, на 6577323,5 тыс. рублей или на 48,7 %, дефицит бюджета увеличился по сравнению с первоначальным показателем на 686302,1 тыс. рублей [4].

Таблица 1

Динамика показателей исполнения республиканского бюджета за период с 2013-го по 2016 год (тыс. рублей)

Показатели 2013 2014 2015 2016

сумма % исп. 2013 в % к 2012 сумма % исп. 2014 в % к 2013 сумма % исп. 2015 в % к 2014 сумма % исп 2016 в % к 2015

Доходы 18616780,0 102,2 97,5 16798376,6 98,8 90,3 20969505,1 98,0 124,9 19078578,6 98,4 91,0

Расходы 18616780,6 94,9 99,2 189906057,8 97,2 101,5 21184285,6 96,7 112,1 19653286,8 97,9 92,8

Ист. фин. дефицита 15294,6 - - 2107681,2 - - 639281,7 - 574708,2 - -

Налоговые и неналоговые доходы республиканского бюджета за 2016 год исполнены в сумме 6463285,0 тыс. рублей или 95,1 % к годовым плановым назначениям. По отношению к 2005 году объем поступлений налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета вырос на 732818,4 тыс. или на 12,8 %.

Налоговые доходы республиканского бюджета в сумме 5746262,1 тыс. , или 108% к годовым плановым назначениям.

Поступление налоговых доходов в отчетном периоде текущего превышает показатели за аналогичный период прошлого года на 1031036,6 тыс. рублей или на 22 %. Неналоговые доходы респуб-

Динамика поступлений доходов

ликанского бюджета за 2016 год исполнены в сумме 717022,9 тыс. или 48,8% к годовым плановым назначениям. По отношению к 2015 году объем поступлений неналоговых доходов республиканского бюджета снизился на 298218,2 тыс. рублей или на 29,4 % [4].

Объем доходов республиканского бюджета в 2017 составил в 17 818 167,2 тыс. рублей, в том числе безвозмездные поступления из федерального бюджета в размере 12 280 614,1 тыс. рублей. Прогонозируемый общий объем доходов республиканского бюджета на 2018 год составляет 14 700 592,1 тыс. рублей и на 2019 год -14 857 554,7 тыс. рублей [5].

Таблица 2

республиканского бюджета КЧр

Наименование доходов 2017 г. 2018 г. (план) Откл. к 2017 г. 2019 г. (план) Откл. 2019 г. к 2018 г.

1. Налоговые и неналоговые доходы, тыс. рублей 5 537 553,1 5 577 873,0 40319,9 5 881 342,8 303469,8

2. Безвозмездные поступления, тыс. рублей 12 280 614,1 9 122 719,1 -3157895,0 8 976 211,9 -146507,2

3. Всего доходов, тыс. рублей 17 818 167,2 14 700 592,1 -3117575,1 14 857 554,7 156962,6

4. Уд. вес безвозмездных поступлений в доходах республиканского бюджета, % 68,0 62,0 -5,0 60,4 -1,6

Наименование 2017 г. 2018 г. (план) Абс. откл. 2018 г. к 2017 г. 2019 г. (план) Абс. откл. 2019 г. к 2018 г.

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ, в т.ч. 12280614,1 9122719,1 -3157895 8976211,9 -146507,2

- Дотации бюджетной системы РФ 6 843 927,00 6 843 927,00 0 6 843 927,00 0

- Субсидии бюджетам бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии ) 4499096,5 1364093,2 -3135003,3 1217130,2 -146963,00

- Субвенции бюджетам бюджетной системы РФ 908244,20 888 211,60 -20 032,60 889 243,20 1 031,60

- Иные межбюджетные трансферты 29 346,40 26 487,30 --2 859,10 25 911,50 -575,80

Таблица 3

Динамика безвозмездных поступлений в республиканский бюджет из федерального бюджета, тыс. руб.

Данные таблицы 3 свидетельствуют о тенденции снижения зависимости бюджета региона от безвозмездных поступлений из федерального бюджета и желании укреплять собственную доходную базу.

Целесообразно отметить, что уровень расчетной бюджетной обеспеченности Российской Федерации определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта Российской исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы ( налогового потенциала), и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема государственных и муниципальных услуг в расчете на одного жителя.

Общий объем расходов республиканского бюджета в 2017 г. составляет 18 238 188,4 тыс. рублей, из них: объем текущих республиканского - 14 945 479,1 тыс. рублей; объем капитальных расходов республиканского бюджета -3 292 709,3 тыс. рублей.

Прогнозируемый общий объем расходов республиканского бюджета на 2018 год составляет 14 969 596,6 тыс. рублей и на 2019 год -15 075 229,1 тыс. рублей, из них: объем текущих расходов республиканского бюджета на 2018 год в сумме 14 216 376,4 тыс. рублей и на 2019 год в сумме 14 406 434,8 тыс. рублей; объем капитальных расходов республиканского бюджета на 2018 год в сумме 753 220,2 тыс. рублей и на 2019 год в сумме 6 68 794,3 тыс. рублей [5].

В совокупных расходах республиканского бюджета в 2017 году межбюджетные трансферты занимают 5,9 %.

Отметим, что в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, местным бюджетам могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта, в том числе в форме дотаций, в пределах 10 % общего объема межбюджетных трансфертов местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций).

Использование при распределении субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации показателей, характеризующих собственные доходы местных бюджетов, не допускается. Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

Следует указать на то, что в случае наделения органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением) полномочиями по расчету и предоставлению субвенций бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов) распределение указанных субвенций между бюджетами городских, сельских поселений (внутригородских районов) утверждается решением представительного органа муниципального района (городского округа с внутригородским делением) о бюджете муниципального района (городского округа с внутригородским делением).

Таблица 4

Доля межбюджетных трансфертов в расходах республиканского бюджета, %

Наименование разделов 2017 г. 2018 г. (план) 2019 г. (план)

1. Всего бюджетных ассигнований, из них: 18238188,4 14969596,6 15075229,1

- межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации 1074822,1 954521,7 955336,4

2. Уд. вес межбюджетных трансфертов в расходах республиканского бюджета, % 5,9 6,4 6,3

3. Уд. вес остальных статей в расходах республиканского бюджета, % 94,1 93,6 93,7

Допускается утверждение на плановый период не распределенного между муниципальными районами (городскими округами с внутригородским делением) объема субвенций на исполнение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по расчету и предоставлению дотации бюджетам городских, сельских поселений (внутригородских районов) в размере не более 20 % общего объема указанных субвенций, утвержденного на первый год планового периода, и не более 20 % общего объема указанных субвенций, утвержденного на второй год планового периода.

При этом допускается утверждение не распределенной между муниципальными образованиями субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации в объеме, не превышающем 5 % общего объема соответствующей субвенции, которая может быть распределена между местными бюджетами в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на те же цели в процессе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации без внесения изменений в закон субъекта Россий-

ской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.

Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, расходуются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Объем межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований республики имеет тенденцию к снижению: на 2017 год составил 1 074 822,1 тыс. рублей; на плановый период 2018 и 2019 годов соответственно 954 521,7 тыс. рублей и 955 336,4 тыс. рублей [5].

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района предоставляются поселениям, входящим в состав данного муниципального района, в соответствии с муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и соответствующими им законами субъекта Российской Федерации.

Объем и распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района утверждаются

Таблица 5

Динамика объема межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных

образований КЧр, тыс.руб.

Показатели 2017 г. 2018 г. (план) Абс. откл. 2018 г. к 2017 г. 2019 г. (план) Абс. откл. 2019 г. к 2018 г.

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы РФ 1 074 822,1 954 521,7 -120 300,40 955 336,4 814,70

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ имуници-пальных образований 610 116,4 610 116,4 0 610 116,4 0

Иные дотации 131 848,4 35 000,0 -96 848,40 35 000,0 0

Прочие межбюджетные трансферты общего характера 332 857,3 309 405,3 -23 452,00 310 220,0 814,70

решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) [3].

Расчетный размер дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (РДО определяется по следующей формуле:

РД] = Д х Т] /Т, (1)

где:

Д - общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) в планируемом финансовом году;

Т] - объем средств, необходимый для доведения уровня бюджетной обеспеченности ]-го муниципального района (городского округа) до уровня бюджетной обеспеченности, установленного в качестве критерия выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) в планируемом финансовом году;

Т - суммарный объем средств, необходимый для доведения уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) до уровня бюджетной обеспеченности, установленного в качестве критерия выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) в планируемом финансовом году.

Объем средств, необходимый для доведения уровня бюджетной обеспеченности муниципального района (городского округа) до уровня бюджетной обеспеченности, установленного в качестве критерия выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) в планируемом финансовом году (Т)), рассчитывается по следующей формуле:

Т] = (ПДмр(го) / Н) х (БОкр - БО]) х ИБР] х Н]+ СР], (2)

где:

ПДмр(го) - прогноз налоговых и неналоговых доходов бюджетов муниципальных районов (городских округов) Карачаево-Черкесской Республики в планируемом году;

Н] - численность постоянного населения фго муниципального района (городского округа);

БОкр - уровень, установленный в качестве критерия выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов);

БО] - бюджетная обеспеченность ]-го муниципального района (городского округа);

ИБР] - индекс бюджетных расходов ]-го муниципального района (городского округа);

Н - численность постоянного населения муниципальных районов (городских округов) Карачаево-Черкесской Республики;

СР] - размер субсидии из бюджета ]-го муниципального района (городского округа) в республиканский бюджет, рассчитанный в соответствии с методикой

Уровень бюджетной обеспеченности, установленный в качестве критерия выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (БОкр), рассчитывается по следующей формуле:

БОкр = (ПД + Д-СР)/ ПД, (3)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где:

ПД - прогноз налоговых и неналоговых доходов бюджетов муниципальных районов (городских округов) в планируемом финансовом году;

Д - общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) в планируемом финансовом году;

СР - общий объем субсидий из бюджетов муниципальных районов (городских округов) в республиканский бюджет, рассчитанный в соответствии с методикой .

Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) из республиканского фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) между бюджетами муниципальных районов (городских округов) на 2016 год и на плановый период 20182019 годов остается неизменным и составляет 599 538,7 тыс. руб. (Таблица 6)

Таблица 6

распределение дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) КЧр

№ Наименование муниципального тыс. рублей

п/п образования 2017 год 2018 год 2019 год

1 Карачаевский городской округ 43 615,9 43 615,9 43 615,9

Муниципальные районы: 555 922,8 555 922,8 555 922,8

2 Абазинский район 29 786,0 29 786,0 29 786,0

3 Адыге-Хабльский район 28 327,9 28 327,9 28 327,9

4 Зеленчукский район 63 084,4 63 084,4 63 084,4

5 Карачаевский район 62 760,8 62 760,8 62 760,8

6 Малокарачаевский район 93 953,6 93 953,6 93 953,6

7 Ногайский район 23 054,7 23 054,7 23 054,7

8 Прикубанский район 52 291,2 52 291,2 52 291,2

9 Урупский район 54 982,4 54 982,4 54 982,4

10 Усть-Джегутинский район 96 039,6 96 039,6 96 039,6

11 Хабезский район 51 642,2 51 642,2 51 642,2

ВСЕГО 599 538,7 599 538,7 599 538,7

Итак, в реалиях межбюджетных отношений, существенный риск для региональных бюджетов в последующие годы состоит в снижении трансфертов из федерального бюджета и рост социальных обязательств.

В данной ситуации субъекты будут вынуждены «забыть» о поступательном региональном экономическом развитии, а сосредоточиться на исполнении «назначенных сверху» обязательств, которые подразумевают большие объемы расходов. Рост объемов расходов объективен, поскольку все больше задач регионы будут вынуждены решать самостоятельно. При этом данные расходы - это не капитальные вложения, а преимущественно текущие расходы, т. е. использование региональных бюджетов таким образом не даст должного социально-экономического развития региона в долгосрочной перспективе [9].

Проведя анализ, можно выдвинуть следующие предложения, которые позволят, в какой-то мере, усовершенствовать систему межбюджетных отношений, сделать ее более справедливой по отношению к регионам, экономически эффективной и социально-направленной:

- упроизвести процесс упорядочения и разграничения доходных и расходных полномочий на федеральном и региональном уровнях;

- стимулирование экономической самостоятельности регионов, посредством повышения их бюджетной и налоговой независимости; -повышение налоговой автономии и расширение налоговых полномочий региональных и местных органов власти;

- произвести процедуру совершенствования межбюджетных трансфертов, создать механизм экономически эффективных трансфертов.

литература

1. Андреева Н. В. Межбюджетные трансферты как важный доходный источник регионов Российской Федерации [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2013 г.). - Уфа: Лето, 2013. - С. 99-101.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017.)

3. Закон Карачаево-Черкесской республики о внесении изменений в Закон Карачаево-Черкесской Республики «О межбюджетных отношениях в Карачаево-Черкесской Республике» № 81 - РЗ от 15 ноября 2012 года

4. Закон Карачаево-Черкесской Республики «О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» №102-РЗ от 26 декабря 2013г.

5. Закон «О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» » №92-РЗ от 15 декабря 2016 г.

6. Официальный сайт Министерства финансов КЧР. - Режим доступа: [ТГКГ]: Ьйр:// \у\у\у.ттГт09.ш

7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа: [1Л1Ь] : Ьйр:// \у\ улу.§к5.ги.

8. Сорокина Л. В., Шеповалова М. С. Роль межбюджетных трансфертов в бюджетной системе Российской Федерации // Молодой ученый. — 2014. - № 1, - С. 426-429.

9. Тетерин Ю. А. Проблемы межбюджетных отношений в России // Молодой ученый. - 2015. - № 3. - С. 520523.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.