Научная статья на тему 'Стратегии взаимодействия населения с учреждениями амбулаторно-поликлинической помощи'

Стратегии взаимодействия населения с учреждениями амбулаторно-поликлинической помощи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
101
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
POPULATION’S HEALTH / АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ / МЕДИЦИНСКАЯ АКТИВНОСТЬ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / OUT-PATIENT AID / MEDICAL ACTIVITY OF URBAN POPULATION / MASS MEDIA

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Андриянова Елена Андреевна, Позднова Юлия Александровна

В статье рассматриваются типичные стратегии взаимодействия городского населения с учреждениями амбулаторно-поликлинической помощи. Авторами выделены и проанализированы причины недоверия населения амбулаторно-поликлинической помощи, представленные как результат доминирования негативных стратегий социального взаимодействия населения с институтом медицины, сформированных в постсоветский период. На основании вторичного анализа отечественных социологических исследований определены ключевые факторы, формирующие представления и отношения населения к амбулаторно-поликлинической помощи на современном этапе. Определена роль средств массовой информации в контексте их влияния на формирование стратегий взаимодействия населения с первичным звеном здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Андриянова Елена Андреевна, Позднова Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION STRATEGIES BETWEEN POPULATION AND INSTITUTIONS OF OUT-PATIENT AID

The article deals with typical strategies of interaction between urban population and institutions of out-patient aid. The authors mark and analyze reasons of population’s distrust regarding to outpatient aid as a result of negative strategies domination of social interaction between population and medicine, formed in the post-Soviet period. Key factors, forming population’s idea and attitude to contemporary out-patient aid, are determined based on the secondary analysis of domestic sociological research. Role of mass media in the context of its influence on formation of interaction strategies between population and out-patient aid is defined.

Текст научной работы на тему «Стратегии взаимодействия населения с учреждениями амбулаторно-поликлинической помощи»

УДК 616-08-039.57:362.121:314.144(1-21):316.77(045)

©2013 Е.А. Андриянова, Ю.А. Позднова

СТРАТЕГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ С УЧРЕЖДЕНИЯМИ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

В статье рассматриваются типичные стратегии взаимодействия городского населения с учреждениями ам-булаторно-поликлинической помощи. Авторами выделены и проанализированы причины недоверия населения амбулаторно-поликлинической помощи, представленные как результат доминирования негативных стратегий социального взаимодействия населения с институтом медицины, сформированных в постсоветский период. На основании вторичного анализа отечественных социологических исследований определены ключевые факторы, формирующие представления и отношения населения к амбулаторно-поликлинической помощи на современном этапе. Определена роль средств массовой информации в контексте их влияния на формирование стратегий взаимодействия населения с первичным звеном здравоохранения.

Ключевые слова: амбулаторно-поликлиническая помощь, здоровье населения, медицинская активность городского населения, средства массовой информации.

Характер взаимодействия городского населения с институтом амбулаторно-поликлинической помощи определяется действенностью негативных стереотипов в отношении населения к институту медицины, сформированным в постсоветский период. Актуальность анализа проблемы формирования индивидуальных стратегий взаимодействия населения с учреждениями амбулаторно-поликлинической помощи определяется необходимостью изменений направленности медицинской активности населения, которая на сегодняшний день варьирует от самостоятельного выбора способов лечения до масштабных обращений к альтернативной медицине. Кроме того, все большую озабоченность врачей вызывает угрожающая статистика позднего обращения за медицинской помощью. Подобные практики могут приводить к прогрессированию имеющегося заболевания, к осложнённому его течению, что, как правило, завершается инвалидизацией или летальным исходом.

Последние годы в рамках реализуемой государством социальной политики в сфере здравоохранения уделяется большое внимание развитию и качественному совершенствованию материально-технической базы учреждений амбулаторно-поликлинической помощи, внедрению современных информационные технологий. В то же время среди населения действуют «старые» модели самосохранительного поведения, стереотипы и стратегии, ограничивающие функциональное взаимодействие с институтами первичной медико-социальной помощи. Назрела необходимость в разработке специальных программ, направленных на формирование социальной компетентности населения в области сохранения здоровья.

Индивидуальные стратегии взаимодействия с учреждениями амбулаторно-поликлинической помощи включают в себя действия субъекта в отношении к собственному здоровью и в отношении к медицине в целом. На основе переплетения «советских» и «постсоветских» образцов взаимодействия населения с институтом амбулаторно-поликлинической помощи сформированы действующие модели медицинской активности, которые лежат в основе процесса оценивания деятельности учреждений амбулаторно-поликлинической помощи и определяют содержание практик взаимодействия субъекта с институтом амбулаторно-

поликлинической помощи. В связи с этим исследование факторов формирования индивидуальных стратегий взаимодействия с учреждениями амбулаторно-поликлинической помощи позволяет раскрыть функциональную природу подобной взаимосвязи. Индивидуальный опыт взаимодействия с учреждениями здравоохранения непосредственно связан с личной оценкой субъектом медицинской помощи деятельности конкретного учреждения здравоохранения и медицинского персонала.

В исследованиях российских ученых, проведенных в различных регионах страны за последние десять лет, фиксируется критическое отношение населения к здравоохранению [1]. Так, в 2004 году результаты исследования, проведенного под руководством И. Пиетиля, показали, что представления о здравоохранении у большинства респондентов формировались на основании личного взаимодействия с медицинскими учреждениями. Во многих случаях этот опыт характеризовася отрицательно. Большинство респондентов определили современное здравоохранение следующим семантическим рядом: «громоздкое», «неудобное», «безликое», «опасное», «отталкивающее», «пугающее», «равнодушное» [2].

Данные социологического исследования «Удовлетворенность населения качеством медицинского обслуживания, отношение к работе Центров Здоровья» (N=800), проведенного в 2010 году в Саратовской области, свидетельствуют, что только 51% респондентов удовлетворены состоянием амбулаторно-поликлинической помощи [3]. Результаты исследования, проведенного под руководством академика А.В. Решетникова (N=900), показали усиление негативного отношения населения ко всем видам медицинской помощи [4].

Недовольство деятельностью учреждений амбулаторно-поликлинической помощи закрепляется в негативных социальных стереотипах медицинской активности, основными свойствами которых является устойчивость и ригидность. Изучая природу негативного отношения к деятельности районных поликлиник, исследователи в области социологии медицины отмечают, что наибольшие нарекания у населения вызывают организационные моменты в деятельности учреждений первичной медико-санитарной помощи. Отмечено следующее: сложности при записи к специалистам в поликлинике, неудобное расписание приема врачей и необходимость долгого ожидания приема [5].

Противоречивый характер сложившейся ситуации обостряется еще и тем, что с началом реализации национального проекта «Здоровье» медицинские организации стали получать дорогостоящее современное лечебно-диагностическое оборудование, внедряются новые технологии профилактики, диагностики и лечения, совершенствуются системы лекарственного обеспечения на амбулаторном уровне. Так, в Саратовской области на реализацию национального проекта «Здоровье» из федерального бюджета в 2009 году перечислено денежных средств и поставлено материальных ценностей на общую сумму 1,5 млрд. руб. Софинансирование по данному проекту из консолидированного бюджета Саратовской области составило 204 млн. рублей. Финансирование национального проекта «Здоровье» за 2010 год осуществлено в объеме 2,09 млрд.рублей (из средств федерального бюджета 1,6 млрд. рублей, из консолидированного бюджета Саратовской области - 491,6 млн. рублей) [6]. Согласно данным Министерства здравоохранения Саратовской области обеспеченность жителей высокотехнологичными видами медицинской помощи за последние пять лет увеличилась более чем в 3 раза [6].

Однако реализация приоритетного национального проекта «Здоровье», сфокусированного на развитии материально-технической базы медицинской помощи в России, не решила проблем, связанных с оптимизацией медицинской активности населения. Очевидно, что отсутствует прямая связь между объёмом средств, вложенных в реализацию профилактического направления реформирования отечественного здравоохранения и усилением мотивации медицинской активности субъектов медико-социального взаимодействия.

Среди населения продолжает воспроизводиться стереотип недоверия амбулаторно-поликлинической помощи, сохраняются «старые» модели взаимодействия с данным социальным институтом. На сегодняшний день практика индивидуального «мониторирования» здоровья посредством ресурсов амбулаторно-поликлинической помощи не является поведенческим стереотипом. Данные обстоятельства обуславливают необходимость поиска превентивных мероприятий по минимизации социальных рисков, связанных с утратой здоровья и коррекцией низкой медицинской активности населения.

Исследователей все больше настораживают проявления и последствия низкой медицинской активности: поздняя обращаемость за медицинской помощью, поиск альтернативных практик поддержания здоровья, отказ от профессиональной медицинской помощи (за исключением острых случаев, требующих вмешательства, например, скорой медицинской помощи). Согласно данным отечественных медико-социологических исследований, большая часть населения не взаимодействует систематически с врачами районных поликлиник [7]. Итоги мониторинга НИИ им. Н.А. Семашко, показали, что 96,1% больных обращаются за медицинской помощью в «последний момент» с запущенными формами болезней [8]. При низких уровнях заболеваемости по ряду нозологий отмечаются высокие показатели смертности, что свидетельствует о факте «необращаемости» населения за медицинской помощью [9].

Кроме того, на стратегии взаимодействия населения с учреждениями амбулаторно-поликлинической помощи существенное влияние оказывают средства массовой информации. СМИ все больше выполняют функции «проводников» информации по вопросам здоровья, профилактики, болезней, а также формируют социальные стереотипы в отношении различных медицинских учреждений. В сферу интересов аудитории потребителей информации медицинского характера включен широкий спектр вопросов: от эффективных практик поддержания здоровья до безопасного использования лекарственных препаратов. Удовлетворяя данную потребность, средства масс-медиа подчас реализуют четкий коммерческий заказ фармацевтических фирм и целителей различного толка. Последнее обстоятельство определяет преобладание в СМИ негативных репрезентации учреждений государственной медицины.

В высокорейтинговых СМИ отсутствует необходимая информация о ресурсах муниципального здравоохранения. Региональные СМИ переполнены информацией коммерческого характера о частных медицинских центрах. Так, результаты исследования, проведенного учеными Казанского технического университета, показали, что в современной прессе доля негосударственных рекламных публикаций составляет 32,1%. При этом 46,7% информации содержат отрицательные оценки деятельности институтов медицинской службы [10]. По данным того же исследования, информация СМИ воспроизводит патерналистскую модель отношения к здоровью, в рамках которой вся ответственность за здоровье переносится на государство, а усилия субъекта минимизированы.

Коммерциализация СМИ, заказной характер печатной и телевизионной продукции является следствием изменений, произошедших в социально-экономической системе российского общества, и представляет собой барьер на пути формирования эффективных стратегий взаимодействия населения с учреждениями амбулаторно-поликлинической помощи. Следовательно, это серьезный барьер на пути реализации профилактического направления современной отечественной медицины.

Таким образом, индивидуальные стратегии взаимодействия с учреждениями амбулаторно-поликлинической помощи конструируются на базе непосредственного опыта взаимодействия с врачами, личной оценки деятельности конкретного учреждения здравоохранения, репрезентации учреждений первичного звена здравоохранения в СМИ. При этом эффективное взаимодействие системы здравоохранения со СМИ позволит решить целый ряд медико-социальных задач: сформировать у населения необходимую мотивацию активного поддержания собственного здоровья, информировать население о ресурсах государственного здравоохранения, повысить эффективность профилактической составляющей амбулаторно-поликлинической помощи. Именно эти факторы необходимо учитывать при разработке специальных программ, направленных на активизацию медицинской активности населения и его социальную компетентность в области сохранения здоровья.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. См.: Котова Г.Н. Потребность городского населения в амбулаторно-поликлинической помощи // Здравоохранение Российской федерации. - 2001. - №6. - С. 11—13; Шильникова Н. Ф., Ходакова О. В. Социологический опрос как механизм управления лечебными учреждениями // Социология медицины, 2004. № 2. - С. 24-26; Русинова Н.Л., Панова Л.В., Бурмыкина О.Н. Предикторы удовлетворенности потребителей услугами первичного здравоохранения // Социология медицины. 2006, №2; Хабриев Р.У., Серёгина И.Ф. К результатам социологического исследования по оценке доступности и качества медицинской помощи населению // Здравоохранение. - 2007. - С. 3-5; Светличная Т. Г., Цыганова О. А., Борчанинова Е. Л. Анализ скрытой неудовлетворенности пациентов учреждениями здравоохранения Республики Коми // Глав Врач. - №1. - 2011. - с. 49-53.

2. Пиетиля И., Дворянчикова А.П., Шилова Л С. Российское здравоохранение: ожидания населения // Социологические исследования. - 2007. - № 5. - С. 81-88.

3. Постановление Правительства Саратовской области от 5 марта 2011 года № 113-П О программе модернизации здравоохранения Саратовской области на 2011-2012 годы / Собрание законодательства Саратовской области. - № 7. 2011 года. - «Саратов-Медиа», 2011. - С. 1301

4. Решетников А.В. Социальный портрет потребителя медицинских услуг // Экономика здравоохранения. - 2000. -№ 12.

5. См.: Русинова Н.Л., Панова Л.В., Бурмыкина О.Н. Предикторы удовлетворенности потребителей услугами первичного здравоохранения//Социология медицины. 2006. № 2 (9). С. 24-31; Светличная Т. Г. К методологии анализа отношений врач-пациент // Социология медицины. - 2007. - №1. - С17-21; Хабриев Р.У., Серегина И.Ф. О результатах социологического исследования по оценке доступности и качества медицинской помощи населению // Здравоохранение. - 2007. - № 6. - С. 31-43; Светличная Т.Г., Цыганова О.А., Борчани-нова Е. Л. Профиль удовлетворенности пациентов первичной амбулаторной медицинской помощью // Проблемы стандартизации в здравоохранении. - 2010. - №5-6. - С. 3-7.

6. См.: Итоги реализации проекта «Здоровье» в 2009 году / Министерство здравоохранения Саратовской области URL: http://minzdrav.Saratov.gov.ru/health/index.php?ELEMENT_ID=17825 (дата обращение 01.07.12); Об итогах реализации в Саратовской области в 2010 году приоритетного национального проекта «Здоровье» и задачах на 2011 год / Министерство здравоохранения Саратовской области URL: http://minzdrav.saratov.gov.ru/ health/index.php?ELEMENT_ID=18756 (дата обращения 01.07.12).

7. Аронсон П. Утрата институционального доверия в российском здравоохранении // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2006. - №2.

8. Максимова Т.Н. Современное состояние, тенденции и перспективные оценки здоровья населения. М, Perse. 2002.

9. Шилова Л. С. Трансформации самосохранительных моделей поведения населения в условиях реформируемого здравоохранения // Здоровье в изменяющемся обществе: дискурс, политика, повседневность современной России. Тезисы докладов. СПб.: ЦНСИ, 2005.

10. Савельева Ж.В. Медицина и врачи в символической реальности средств массовой коммуникации: социальное конструирование образа российской прессой // Биоэтика. - 2011. - №1. - С. 27-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.