УДК 616-08-039.57:362.121:314.144(1-21):316.77(045)
©2013 Е.А. Андриянова, Ю.А. Позднова
СТРАТЕГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ С УЧРЕЖДЕНИЯМИ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
В статье рассматриваются типичные стратегии взаимодействия городского населения с учреждениями ам-булаторно-поликлинической помощи. Авторами выделены и проанализированы причины недоверия населения амбулаторно-поликлинической помощи, представленные как результат доминирования негативных стратегий социального взаимодействия населения с институтом медицины, сформированных в постсоветский период. На основании вторичного анализа отечественных социологических исследований определены ключевые факторы, формирующие представления и отношения населения к амбулаторно-поликлинической помощи на современном этапе. Определена роль средств массовой информации в контексте их влияния на формирование стратегий взаимодействия населения с первичным звеном здравоохранения.
Ключевые слова: амбулаторно-поликлиническая помощь, здоровье населения, медицинская активность городского населения, средства массовой информации.
Характер взаимодействия городского населения с институтом амбулаторно-поликлинической помощи определяется действенностью негативных стереотипов в отношении населения к институту медицины, сформированным в постсоветский период. Актуальность анализа проблемы формирования индивидуальных стратегий взаимодействия населения с учреждениями амбулаторно-поликлинической помощи определяется необходимостью изменений направленности медицинской активности населения, которая на сегодняшний день варьирует от самостоятельного выбора способов лечения до масштабных обращений к альтернативной медицине. Кроме того, все большую озабоченность врачей вызывает угрожающая статистика позднего обращения за медицинской помощью. Подобные практики могут приводить к прогрессированию имеющегося заболевания, к осложнённому его течению, что, как правило, завершается инвалидизацией или летальным исходом.
Последние годы в рамках реализуемой государством социальной политики в сфере здравоохранения уделяется большое внимание развитию и качественному совершенствованию материально-технической базы учреждений амбулаторно-поликлинической помощи, внедрению современных информационные технологий. В то же время среди населения действуют «старые» модели самосохранительного поведения, стереотипы и стратегии, ограничивающие функциональное взаимодействие с институтами первичной медико-социальной помощи. Назрела необходимость в разработке специальных программ, направленных на формирование социальной компетентности населения в области сохранения здоровья.
Индивидуальные стратегии взаимодействия с учреждениями амбулаторно-поликлинической помощи включают в себя действия субъекта в отношении к собственному здоровью и в отношении к медицине в целом. На основе переплетения «советских» и «постсоветских» образцов взаимодействия населения с институтом амбулаторно-поликлинической помощи сформированы действующие модели медицинской активности, которые лежат в основе процесса оценивания деятельности учреждений амбулаторно-поликлинической помощи и определяют содержание практик взаимодействия субъекта с институтом амбулаторно-
поликлинической помощи. В связи с этим исследование факторов формирования индивидуальных стратегий взаимодействия с учреждениями амбулаторно-поликлинической помощи позволяет раскрыть функциональную природу подобной взаимосвязи. Индивидуальный опыт взаимодействия с учреждениями здравоохранения непосредственно связан с личной оценкой субъектом медицинской помощи деятельности конкретного учреждения здравоохранения и медицинского персонала.
В исследованиях российских ученых, проведенных в различных регионах страны за последние десять лет, фиксируется критическое отношение населения к здравоохранению [1]. Так, в 2004 году результаты исследования, проведенного под руководством И. Пиетиля, показали, что представления о здравоохранении у большинства респондентов формировались на основании личного взаимодействия с медицинскими учреждениями. Во многих случаях этот опыт характеризовася отрицательно. Большинство респондентов определили современное здравоохранение следующим семантическим рядом: «громоздкое», «неудобное», «безликое», «опасное», «отталкивающее», «пугающее», «равнодушное» [2].
Данные социологического исследования «Удовлетворенность населения качеством медицинского обслуживания, отношение к работе Центров Здоровья» (N=800), проведенного в 2010 году в Саратовской области, свидетельствуют, что только 51% респондентов удовлетворены состоянием амбулаторно-поликлинической помощи [3]. Результаты исследования, проведенного под руководством академика А.В. Решетникова (N=900), показали усиление негативного отношения населения ко всем видам медицинской помощи [4].
Недовольство деятельностью учреждений амбулаторно-поликлинической помощи закрепляется в негативных социальных стереотипах медицинской активности, основными свойствами которых является устойчивость и ригидность. Изучая природу негативного отношения к деятельности районных поликлиник, исследователи в области социологии медицины отмечают, что наибольшие нарекания у населения вызывают организационные моменты в деятельности учреждений первичной медико-санитарной помощи. Отмечено следующее: сложности при записи к специалистам в поликлинике, неудобное расписание приема врачей и необходимость долгого ожидания приема [5].
Противоречивый характер сложившейся ситуации обостряется еще и тем, что с началом реализации национального проекта «Здоровье» медицинские организации стали получать дорогостоящее современное лечебно-диагностическое оборудование, внедряются новые технологии профилактики, диагностики и лечения, совершенствуются системы лекарственного обеспечения на амбулаторном уровне. Так, в Саратовской области на реализацию национального проекта «Здоровье» из федерального бюджета в 2009 году перечислено денежных средств и поставлено материальных ценностей на общую сумму 1,5 млрд. руб. Софинансирование по данному проекту из консолидированного бюджета Саратовской области составило 204 млн. рублей. Финансирование национального проекта «Здоровье» за 2010 год осуществлено в объеме 2,09 млрд.рублей (из средств федерального бюджета 1,6 млрд. рублей, из консолидированного бюджета Саратовской области - 491,6 млн. рублей) [6]. Согласно данным Министерства здравоохранения Саратовской области обеспеченность жителей высокотехнологичными видами медицинской помощи за последние пять лет увеличилась более чем в 3 раза [6].
Однако реализация приоритетного национального проекта «Здоровье», сфокусированного на развитии материально-технической базы медицинской помощи в России, не решила проблем, связанных с оптимизацией медицинской активности населения. Очевидно, что отсутствует прямая связь между объёмом средств, вложенных в реализацию профилактического направления реформирования отечественного здравоохранения и усилением мотивации медицинской активности субъектов медико-социального взаимодействия.
Среди населения продолжает воспроизводиться стереотип недоверия амбулаторно-поликлинической помощи, сохраняются «старые» модели взаимодействия с данным социальным институтом. На сегодняшний день практика индивидуального «мониторирования» здоровья посредством ресурсов амбулаторно-поликлинической помощи не является поведенческим стереотипом. Данные обстоятельства обуславливают необходимость поиска превентивных мероприятий по минимизации социальных рисков, связанных с утратой здоровья и коррекцией низкой медицинской активности населения.
Исследователей все больше настораживают проявления и последствия низкой медицинской активности: поздняя обращаемость за медицинской помощью, поиск альтернативных практик поддержания здоровья, отказ от профессиональной медицинской помощи (за исключением острых случаев, требующих вмешательства, например, скорой медицинской помощи). Согласно данным отечественных медико-социологических исследований, большая часть населения не взаимодействует систематически с врачами районных поликлиник [7]. Итоги мониторинга НИИ им. Н.А. Семашко, показали, что 96,1% больных обращаются за медицинской помощью в «последний момент» с запущенными формами болезней [8]. При низких уровнях заболеваемости по ряду нозологий отмечаются высокие показатели смертности, что свидетельствует о факте «необращаемости» населения за медицинской помощью [9].
Кроме того, на стратегии взаимодействия населения с учреждениями амбулаторно-поликлинической помощи существенное влияние оказывают средства массовой информации. СМИ все больше выполняют функции «проводников» информации по вопросам здоровья, профилактики, болезней, а также формируют социальные стереотипы в отношении различных медицинских учреждений. В сферу интересов аудитории потребителей информации медицинского характера включен широкий спектр вопросов: от эффективных практик поддержания здоровья до безопасного использования лекарственных препаратов. Удовлетворяя данную потребность, средства масс-медиа подчас реализуют четкий коммерческий заказ фармацевтических фирм и целителей различного толка. Последнее обстоятельство определяет преобладание в СМИ негативных репрезентации учреждений государственной медицины.
В высокорейтинговых СМИ отсутствует необходимая информация о ресурсах муниципального здравоохранения. Региональные СМИ переполнены информацией коммерческого характера о частных медицинских центрах. Так, результаты исследования, проведенного учеными Казанского технического университета, показали, что в современной прессе доля негосударственных рекламных публикаций составляет 32,1%. При этом 46,7% информации содержат отрицательные оценки деятельности институтов медицинской службы [10]. По данным того же исследования, информация СМИ воспроизводит патерналистскую модель отношения к здоровью, в рамках которой вся ответственность за здоровье переносится на государство, а усилия субъекта минимизированы.
Коммерциализация СМИ, заказной характер печатной и телевизионной продукции является следствием изменений, произошедших в социально-экономической системе российского общества, и представляет собой барьер на пути формирования эффективных стратегий взаимодействия населения с учреждениями амбулаторно-поликлинической помощи. Следовательно, это серьезный барьер на пути реализации профилактического направления современной отечественной медицины.
Таким образом, индивидуальные стратегии взаимодействия с учреждениями амбулаторно-поликлинической помощи конструируются на базе непосредственного опыта взаимодействия с врачами, личной оценки деятельности конкретного учреждения здравоохранения, репрезентации учреждений первичного звена здравоохранения в СМИ. При этом эффективное взаимодействие системы здравоохранения со СМИ позволит решить целый ряд медико-социальных задач: сформировать у населения необходимую мотивацию активного поддержания собственного здоровья, информировать население о ресурсах государственного здравоохранения, повысить эффективность профилактической составляющей амбулаторно-поликлинической помощи. Именно эти факторы необходимо учитывать при разработке специальных программ, направленных на активизацию медицинской активности населения и его социальную компетентность в области сохранения здоровья.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. См.: Котова Г.Н. Потребность городского населения в амбулаторно-поликлинической помощи // Здравоохранение Российской федерации. - 2001. - №6. - С. 11—13; Шильникова Н. Ф., Ходакова О. В. Социологический опрос как механизм управления лечебными учреждениями // Социология медицины, 2004. № 2. - С. 24-26; Русинова Н.Л., Панова Л.В., Бурмыкина О.Н. Предикторы удовлетворенности потребителей услугами первичного здравоохранения // Социология медицины. 2006, №2; Хабриев Р.У., Серёгина И.Ф. К результатам социологического исследования по оценке доступности и качества медицинской помощи населению // Здравоохранение. - 2007. - С. 3-5; Светличная Т. Г., Цыганова О. А., Борчанинова Е. Л. Анализ скрытой неудовлетворенности пациентов учреждениями здравоохранения Республики Коми // Глав Врач. - №1. - 2011. - с. 49-53.
2. Пиетиля И., Дворянчикова А.П., Шилова Л С. Российское здравоохранение: ожидания населения // Социологические исследования. - 2007. - № 5. - С. 81-88.
3. Постановление Правительства Саратовской области от 5 марта 2011 года № 113-П О программе модернизации здравоохранения Саратовской области на 2011-2012 годы / Собрание законодательства Саратовской области. - № 7. 2011 года. - «Саратов-Медиа», 2011. - С. 1301
4. Решетников А.В. Социальный портрет потребителя медицинских услуг // Экономика здравоохранения. - 2000. -№ 12.
5. См.: Русинова Н.Л., Панова Л.В., Бурмыкина О.Н. Предикторы удовлетворенности потребителей услугами первичного здравоохранения//Социология медицины. 2006. № 2 (9). С. 24-31; Светличная Т. Г. К методологии анализа отношений врач-пациент // Социология медицины. - 2007. - №1. - С17-21; Хабриев Р.У., Серегина И.Ф. О результатах социологического исследования по оценке доступности и качества медицинской помощи населению // Здравоохранение. - 2007. - № 6. - С. 31-43; Светличная Т.Г., Цыганова О.А., Борчани-нова Е. Л. Профиль удовлетворенности пациентов первичной амбулаторной медицинской помощью // Проблемы стандартизации в здравоохранении. - 2010. - №5-6. - С. 3-7.
6. См.: Итоги реализации проекта «Здоровье» в 2009 году / Министерство здравоохранения Саратовской области URL: http://minzdrav.Saratov.gov.ru/health/index.php?ELEMENT_ID=17825 (дата обращение 01.07.12); Об итогах реализации в Саратовской области в 2010 году приоритетного национального проекта «Здоровье» и задачах на 2011 год / Министерство здравоохранения Саратовской области URL: http://minzdrav.saratov.gov.ru/ health/index.php?ELEMENT_ID=18756 (дата обращения 01.07.12).
7. Аронсон П. Утрата институционального доверия в российском здравоохранении // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2006. - №2.
8. Максимова Т.Н. Современное состояние, тенденции и перспективные оценки здоровья населения. М, Perse. 2002.
9. Шилова Л. С. Трансформации самосохранительных моделей поведения населения в условиях реформируемого здравоохранения // Здоровье в изменяющемся обществе: дискурс, политика, повседневность современной России. Тезисы докладов. СПб.: ЦНСИ, 2005.
10. Савельева Ж.В. Медицина и врачи в символической реальности средств массовой коммуникации: социальное конструирование образа российской прессой // Биоэтика. - 2011. - №1. - С. 27-30.