Научная статья на тему 'Стратегии выхода выпускников СПО на рынок труда: социологический анализ'

Стратегии выхода выпускников СПО на рынок труда: социологический анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная траектория / карьерная стратегия / выпускник СПО / среднее профессиональное образование / трудоустройство / рынок труда / ресурсообеспеченность / профориентация / career strategy / secondary vocational education / VET graduates / employment / labour market / resource availability / career guidance

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ломтева Елена Владимировна, Логинов Дмитрий Михайлович, Янковская Марианна Алексеевна

Введение. Выпускники образовательных организаций СПО сталкиваются с рядом трудностей при выходе на рынок труда. Среди основных причин – отсутствие практического опыта, неразвитость системы взаимодействия образовательных организаций с работодателями, несоответствие желаемого уровня заработной платы реальному. Цель. Анализ стратегий выхода студентов профессиональных образовательных организаций на рынок труда с учетом региональной специфики и ресурсной обеспеченности семей. Методы. В основе анализа – социологическое исследование, проведенное Центром экономики непрерывного образования РАНХиГС весной 2023 года среди 1098 учащихся выпускных курсов образовательных организаций СПО трех регионов – Свердловской, Волгоградской и Ивановской областей. Регионы отбирались с учетом географического положения и места в рейтинге социально-экономического положения регионов. Результаты. Исследованы планы обучающихся профессиональных образовательных организаций (ПОО) после получения диплома, а также роль ПОО в содействии занятости молодежи. Научная новизна. Представлены прожективные модели трудоустройства выпускников СПО. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть полезны при разработке управленческих и организационных решений, направленных на совершенствование молодежной политики в сфере занятости, а также для совершенствования методов профориентационной работы среди учащейся молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ломтева Елена Владимировна, Логинов Дмитрий Михайлович, Янковская Марианна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategies of entering the labour market by secondary vocational education graduates: sociological analysis

Introduction. Graduates of secondary vocational education institutions face a number of difficulties when entering the labour market. Among the main reasons are the lack of practical experience, the underdevelopment of the system of interaction between educational organisations and employers, and the discrepancy between the desired salary level and the real one. Aim. Analysis of strategies for students of professional educational organisations to enter the labour market, taking into account regional specifics and resource security of families. Methods. The leading method was a sociological study conducted by the Centre for Economics of Lifelong Learning of the RANEPA in the spring of 2023 among 1,098 senior year students of secondary vocational education organisations. The survey was conducted in three regions – Sverdlovsk, Volgograd and Ivanovo regions. The regions were selected taking into account their geographical location and place in the ranking of the socio-economic situation of the regions. Results. The result of the study was the analysis of graduates’ ideas about employment prospects, as well as the role of colleges in promoting youth employment. Scientific novelty. The projective models of employment of secondary vocational education graduates are presented. Practical significance. The obtained research results can be used for the development of managerial and organisational decisions aimed at improving the state youth policy in the field of employment. The findings of the study may be of interest for improving the methods of career guidance among students

Текст научной работы на тему «Стратегии выхода выпускников СПО на рынок труда: социологический анализ»

httDS://doi.ora/10.52944/P0RT.2024.58.3.005 Научная статья

jgypj)

Стратегии выхода выпускников СПО на рынок труда: социологический анализ

Аннотация

Введение. Выпускники образовательных организаций СПО сталкиваются с рядом трудностей при выходе на рынок труда. Среди основных причин - отсутствие практического опыта, неразвитость системы взаимодействия образовательных организаций с работодателями, несоответствие желаемого уровня заработной платы реальному.

Цель. Анализ стратегий выхода студентов профессиональных образовательных организаций на рынок труда с учетом региональной специфики и ресурсной обеспеченности семей.

Методы. В основе анализа - социологическое исследование, проведенное Центром экономики непрерывного образования РАНХиГС весной 2023 года среди 1098 учащихся выпускных курсов образовательных организаций СПО трех регионов -Свердловской, Волгоградской и Ивановской областей. Регионы отбирались с учетом географического положения и места в рейтинге социально-экономического положения регионов.

Результаты. Исследованы планы обучающихся профессиональных образовательных организаций (ПОО) после получения диплома, а также роль ПОО в содействии занятости молодежи.

Научная новизна. Представлены прожективные модели трудоустройства выпускников СПО.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть полезны при разработке управленческих и организационных решений, направленных на совершенствование молодежной политики в сфере занятости, а также для совершенствования методов профориентационной работы среди учащейся молодежи.

Ключевые слова: профессиональная траектория, карьерная стратегия, выпускник СПО, среднее профессиональное образование, трудоустройство, рынок труда, ре-сурсообеспеченность, профориентация

Финансирование. Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС

Для цитирования: Ломтева Е. В., Логинов Д. М., Янковская М. А. Стратегии выхода выпускников СПО на рынок труда: социологический анализ // Профессиональное образование и рынок труда. 2024. Т. 12. № 3. С. 71-82. https://doi.Org/10.52944/PORT.2024.58.3.005

Статья поступила в редакцию 19 июля 2024 г.; поступила после рецензирования 27 июля 2024 г.; принята к публикации 29 июля 2024 г.

Е. В. Ломтева и , Д. М. Логинов, М. А. Янковская

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), Москва, Российская Федерация н lomteva-ev@ranepa.ru

© Е. В. Ломтева, Д. М. Логинов М. А. Янковская Vocational Education and Labour Market. Vol.12 No. 3 / 2024 71

Original article

Strategies of entering the labour market by secondary vocational education graduates: sociological analysis

Elena V. Lomteva H , Dmitry M. Loginov, Marianna A. Yankovskaya

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Moscow, Russian Federation H lomteva-ev@ranepa.ru

Abstract

Introduction. Graduates of secondary vocational education institutions face a number of difficulties when entering the labour market. Among the main reasons are the lack of practical experience, the underdevelopment of the system of interaction between educational organisations and employers, and the discrepancy between the desired salary level and the real one.

Aim. Analysis of strategies for students of professional educational organisations to enter the labour market, taking into account regional specifics and resource security of families.

Methods. The leading method was a sociological study conducted by the Centre for Economics of Lifelong Learning of the RANEPA in the spring of 2023 among 1,098 senior year students of secondary vocational education organisations. The survey was conducted in three regions - Sverdlovsk, Volgograd and Ivanovo regions. The regions were selected taking into account their geographical location and place in the ranking of the socio-economic situation of the regions.

Results. The result of the study was the analysis of graduates' ideas about employment prospects, as well as the role of colleges in promoting youth employment. Scientific novelty. The projective models of employment of secondary vocational education graduates are presented.

Practical significance. The obtained research results can be used for the development of managerial and organisational decisions aimed at improving the state youth policy in the field of employment. The findings of the study may be of interest for improving the methods of career guidance among students.

Keywords: career strategy, secondary vocational education, VET graduates, employment, labour market, resource availability, career guidance

Funding. The article was prepared as part of the state task of RANEPA.

For citation: Lomteva, E. V., Loginov, D. M., & Yankovskaya, M. A. (2024). Strategies of entering the labour market by secondary vocational education graduates: sociological analysis. Vocational Education and Labour Market, 12 (3), 71-82. (In Russ.) https://doi.org/10.52944/PORT.2024.58.3.005

Received July 19, 2024; revised July 27, 2024; accepted July 29, 2024.

Введение

Выход выпускников профессиональных образовательных организаций на рынок труда не всегда быстрый и результативный процесс. Расчеты на основе данных выборочного наблюдения Росстата1 показали, что в первый месяц после завершения обучения трудоустраивается только 35,8 % молодежи, выбравшей обучение по программам подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) и 36,1 % - по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих (далее - ППКРС). Около 66,0 % трудоустраивается в течение первых 6 месяцев после завершения обучения, вообще не смогли найти работу 7,5 % выпускников ППССЗ и 9,7 % выпускников ППКРС. Актуальность изучения вопросов трудоустройства выпускников системы СПО связана также с реализацией проекта «Профессионалитет», целевым показателем которого является «доля трудоустроенных выпускников не менее 85,0 %»2.

Ожидаемо большое внимание вопросам трудоустройства молодежи уделяется и со стороны профессионального сообщества, о чем свидетельствует немалое количество научных публикаций, основанных на исследованиях стратегий выхода на рынок труда выпускников систем среднего профессионального и высшего образования (Кутейницына, Репринцева, 2015; Константиновский, Попова, 2017; Лопатина и др., 2020; Ситникова, 2020; Сарьн и др., 2021; Верниенко, 2018; Зборовский, Амбарова, 2019; Булатова, 2020), проведенных в том числе в рамках социологических исследований (Зубок, Чупров, 2012; Кравченко, 2017; Лукьянова, Гончарова, 2019; Золин, 2019; Горшков, Шереги, 2020). Особый интерес представляют работы, акцентирующие внимание на внешних факторах, влияющих на мотивы выбора и трудности при трудоустройстве выпускников (Заруцкова, 2023).

В качестве мер, направленных на решение проблем трудоустройства молодежи предлагалось совершенствование механизмов профессиональной ориентации детей (Амбарова, Немировский, 2020) и создание образовательно-производственных кластеров с участием представителей реального сектора экономики (Кузьмина, Гончарова, 2021). Эти предложения достаточно эффективно решаются в настоящее время в рамках реализации проекта «Профессионалитет». Однако вопросы выбора стратегии выхода выпускников на рынок труда с учетом социально-экономического положения региона и роли семьи в этом процессе рассмотрены недостаточно. Поэтому целью статьи стал анализ стратегий выхода студентов профессиональных образовательных организаций на рынок труда с учетом региональной специфики и ресурсной обеспеченности семей.

1 Выборочное наблюдение трудоустройства выпускников, 2021 // Федеральная служба государственной статистики (Росстат). https://rosstat.gov.ru/free doc/new site/population/trud/itog trudoustr 2021/index.html

2 Федеральный проект «Профессионалитет» // Министерство просвещения Российской Федерации. https://edu.gov.ru/activity/ main activities/additional vocational education/?ysclid=lmllplysfe955393858

Методы

Основным методом исследования стал социологический опрос выпускников профессиональных образовательных организаций в апреле-июне 2023 г., проведенный сотрудниками Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС. Объем выборки составил 1098 респондентов и был сформирован с учетом территориально-поселенческой дифференциации. Опрос проводился в региональных центрах и нестоличных городах трех субъектов Российской Федерации, находящихся на разных позициях рейтинга социально-экономического положения регионов (Свердловская область - 7 место, Волгоградская область - 29 место, Ивановская область - 62 место).

В ходе исследования решены следующие задачи: проанализированы планы трудоустройства выпускников после окончания обучения; рассмотрены способы поиска работы после окончания обучения; оценена роль ПОО в содействии занятости выпускников.

Результаты и обсуждение

Анализ результатов социологического исследования показал, что 64 % студентов после окончания обучения намерены искать работу, 13 % опрошенных собираются продолжить работать на текущем месте занятости, более 30 % планируют продолжить обучение (в том числе совмещая его с трудовой деятельностью) (см. табл.). При этом около 5 % обучающихся не планируют в ближайшее время ни работать, ни учиться (доля молодежи, потенциально находящаяся в зоне риска).

На поиск новой работы в большей мере ориентированы выпускники из нестоличных городов, где подобное намерение декларируют более двух третей респондентов. В областных центрах выше доля как тех, кто уже трудится и при этом намерен сохранить имеющееся рабочее место, так и предполагающих продолжать обучение.

Выходцы из семей1 с высоким образовательным статусом в наибольшей степени ориентированы на продолжение обучения: о подобных планах в этом случае заявили 45 % опрошенных, тогда как при более низком родительском образовательном статусе модель дальнейшего обучения актуальна в менее чем трети случаев. Материальный и социальный компоненты ресурсного потенциала родительской семьи также оказывают влияние на подобные планы молодых людей, однако в меньшей степени. Выпускники системы среднего профессионального образования, происходящие из домохозяйств с ограниченным интегральным уровнем ресурсообеспеченности родительской семьи, в максимальной степени ориентированы на модель поиска новой работы после окончания обучения. Конечно, в первую очередь это связано с возможностью получения финансовой независимости, и эта категория молодежи в большей степени ориентирована на быстрый выход на рынок труда.

1 Реализованные расчеты позволяют дифференцировать респондентов в зависимости от возможностей родительского домохозяйства на этапе окончания школы и перехода к профессиональному образованию. Выделены три компоненты ресурсного потенциала родительской семьи (материальный, социальный, образовательный статусы); совокупность позиций по данным компонентам позволяет определить интегральный уровень ресурсообеспеченности родительской семьи, ранжированный по трем уровням (ограниченный, средний, высокий).

Таблица / Table

Планы выпускников после окончания обучения, по социально-демографическим группам, %, допускалось несколько ответов Plans of graduates after graduation, by socio-demographic groups, %, several

answers were allowed

Планы после окончания обучения

Группы Продолжать обучение Искать Продолжать „ текущую работу работу Пока не учиться и не работать

В целом 32,0 63,9 13,2 5,2

Типы поселений

Областные центры 37,8 60,3 15,8 3,7

Нестоличные города 26,8 67,3 10,7 6,5

Материальное положение выпускников

Выше среднего 39,8 53,1 15,0 4,4

Среднее 29,0 68,6 13,1 5,1

Ниже среднего 30,3 64,8 9,9 7,0

Образовательный статус родителей

Высокий 45,4 54,1 15,7 5,4

Средний 30,2 66,0 14,4 3,2

Ограниченный 29,1 65,5 12,2 5,4

Материальный статус родителей

Высокий 40,1 58,2 12,1 3,4

Средний 29,0 66,1 13,8 5,9

Ограниченный 29,6 65,4 11,1 4,9

Социальный статус родителей

Высокий 37,9 56,7 13,1 4,6

Средний 28,8 67,5 13,6 5,5

Ограниченный 27,5 75,0 7,5 5,0

Интегральный уровень ресурсообеспеченности родительской семьи

Высокий 41,5 58,5 10,5 5,3

Средний 35,0 60,5 16,3 3,1

Ограниченный 25,4 69,2 11,5 6,4

Оценивая свои перспективы трудоустройства, только менее трети (32 %) обучающихся уверены, что получаемый ими диплом о среднем профессиональном образовании будет высоко цениться на рынке труда, а почти половина (49 %) считают, что он имеет среднюю ликвидность.

Одним из актуальных вопросов трудоустройства является то, что довольно большая доля юношей после завершения обучения в ПОО сразу призывается на военную службу (по данным мониторинга занятости выпускников СПО на 06.10.2023 год их доля составляет 19,3 % от выпуска)1.

1 Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга качества подготовки кадров СПО // Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования. https://monitoring.miccedu.ru/?m=spo

Это снижает вероятность их трудоустройства после возвращения из армии, особенно трудоустройства по специальности, и приводит к неравенству стартовых возможностей для различных групп молодежи. Подобная ситуация актуальна и для девушек, ушедших после окончания обучения в отпуск по уходу за ребенком (2,4 % от общего выпуска).

Исследование показало, что наиболее распространенными методами поиска работы являются: размещение резюме на специализированных сайтах (33 %), отклик на опубликованные вакансии (32 %), использование связей через родственников и знакомых (28 %). Наряду с этими традиционными стратегиями, выпускники также рассматривают и другие варианты: 25 % выпускников планируют воспользоваться возможностью трудоустройства на месте прохождения практики. Выпускники из небольших городов, как правило, демонстрируют отличную от столичных тенденцию в поиске работы - они чаще полагаются на трудоустройство через практику или службу, реже размещают резюме на специализированных сайтах. Такое различие в поведенческих планах молодежи может быть связано с восприятием ограниченного предложения на рынке труда в небольших городах, где спектр рабочих мест не столь широк и менее разнообразен.

Студенты из семей с различным ресурсным потенциалом родителей также по-разному планируют способы своего трудоустройства. Для молодых людей, представляющих семьи с высоким уровнем интегральной ресурсообеспеченности, наиболее характерно планирование трудоустройства с помощью родственников и знакомых (34 %), а также в тех организациях, где они проходили производственную практику. В этом случае ориентация на поиск рабочего места путем размещения резюме на профильных сайтах занимает лишь третий ранг, тогда как в случае ограниченного ресурсного потенциала родительского домохозяйства такая модель является лидирующей. Следует заметить, что в современном мире рынок труда стал более динамичным и конкурентным, и пассивный поиск работы уже не актуален. Такой подход не позволяет кандидату полностью реализовать свой потенциал, не обеспечивает достаточного уровня вовлеченности, не позволяет эффективно налаживать связи и демонстрировать свою ценность на рынке труда.

Респонденты, имеющие «за плечами» высокоразвитый потенциал родительской семьи, сравнительно редко рассчитывают на трудоустройство путем отклика на размещенные работодателями вакансии (см. рис.)

Указанные формы в примерно равной степени отмечают выпускники как из областных центров, так и из нестоличных городов, однако можно выделить территориально-поселенческую специфику: в региональных столицах содействие образовательной организации в студенческих проектах и конкурсах является более распространенной практикой. Цифровые инструменты при трудоустройстве молодые люди используют достаточно редко. Только 15 % респондентов обращаются к электронной студенческой биржи труда, цифровой платформой построения карьерной траектории пользуются только 8 % обучающихся СПО.

Мнение об эффективности участия образовательной организации в трудоустройстве выпускников в наибольшей степени разнится среди обучающихся из областных центров и провинциальных городов. Если

l^utrli^iilc рсюмс in 1ф1>ф||Ш1Ш ыПии [hrnqi на pftwrriftmUi JUK4ICH1P

(' 11 ■. ■ ■-11 > I = 11 ■ h - радсгжп СI ] I EL*C, ТШПНШ

Fi органurn. i.ir 1фокщыи i i^k■ mn

Черрч iiv:'..Liij>.-ii:;ii]r, k-.i cnxm тямжтости UnilUD 111 Г Г L~" UK* Г| pofcnc

■Текi i нужСу грул^чч^ств» ПОО

^-{1 |v. .11 111 IIIL I- 4flWrL'LIIL

Модели планируемого трудоустройства, по группам интегрального уровня ресурсообеспеченности родительской семьи, %, допускалось несколько ответов Models of planned employment, according to the groups of the integral level of resource availability of the parent family, %, several answers were allowed Источник: расчеты авторов на основе интерпретации результатов социологического исследования

60 % студентов из нестоличных городов считают помощь учебного заведения эффективной и способной привести к получению приемлемого рабочего места, то среди обучающихся в региональных столицах с этим согласны только 44 % опрошенных. Одновременно полное отсутствие эффектов от подобной деятельности учебных заведений отмечается среди 18 % респондентов из столиц и 11 % - из менее крупных городов.

Анализ востребованности выпускниками помощи образовательной организации при трудоустройстве показывает, что 19 % опрошенных уже обращались к подобным услугам, 29 % планируют сделать это в будущем, а 28 % не обращались за помощью и не планируют этого. При этом важно отметить, что около четверти (24 %) опрошенных затрудняются ответить на данный вопрос, поскольку не смогли сформировать мнения о службе трудоустройства образовательной организации к моменту выпуска из нее.

Согласно опросу, проведенному среди обучающихся профессиональных образовательных организаций, 31,6 % респондентов считают, что получение диплома обеспечит им беспрепятственное трудоустройство и высокую востребованность на рынке труда. Эта категория студентов придерживается оптимистических ожиданий и уверена в ценности своего образования. При этом 49,2 % опрошенных оценивают свои перспективы трудоустройства как хорошие, однако отмечают наличие конкуренции на рынке и среднюю ликвидность диплома. Они осознают, что им придется приложить усилия для поиска подходящей работы. Лишь 5,6 % студентов выразили опасения по поводу трудоустройства, считая,

что их диплом будет иметь низкую ценность у работодателей, а 13,6 % респондентов затруднились определить свои перспективы трудоустройства. Интересно отметить, что студенты, обучающиеся в колледжах за пределами региональных столиц, более уверены в ликвидности своего диплома (37,1 %). Возможно, это связано с меньшей конкуренцией на региональных рынках труда. Еще одним фактором, влияющим на оценку перспектив трудоустройства, является специфика получаемого образования. Студенты, обучающиеся в областях медицины и инженерии, демонстрируют более высокую уверенность в ценности своего диплома (48,1 %). Эти отрасли традиционно пользуются спросом на рынке труда. Напротив, выпускники сфер услуг и торговли высказывают меньшую уверенность в востребованности своего образования (18,9 %). Это может быть связано с перенасыщенностью рынка труда в данных областях и высокой конкуренцией за рабочие места.

Обобщая вышесказанное, можно сделать ряд выводов. К моменту получения диплома о среднем профессиональном образовании 52 % студентов уже получили опыт трудовой деятельности. Наиболее распространенными способами планируемого трудоустройства выступают взаимодействие со специализированными сайтами (размещение резюме и отклик на размещенные вакансии), а также поиск рабочего места с помощью родственников и знакомых. Основными формами содействия трудоустройству в образовательных организациях СПО остаются проведение профориентационных мероприятий (отметили 43 % выпускников) и ярмарок вакансий (более трети). Выпускники при трудоустройстве рассчитывают прежде всего на собственные силы и возможности социального окружения: на службу трудоустройства ПОО при поиске работы ориентированы треть респондентов, а электронной студенческой биржей труда пользуются 15 % выпускников. Четверть молодых людей рассчитывают воспользоваться шансом устроиться работать там, где они проходили практику в ходе обучения. Более 30 % считают полученный диплом о среднем профессиональном образовании высоколиквидным на рынке труда, почти половина полагают, что этот диплом имеет среднюю ликвидность.

Заключение

Поступление в СПО - важный шаг в жизни молодого человека, сулящий новые знания, профессию и, конечно же, работу. Однако, как показывает практика, путь от студенческой скамьи к успешному трудоустройству для выпускников СПО оказывается не так прост, как может показаться.

Одной из наиболее значительных проблем, с которой сталкиваются выпускники СПО при поиске работы, является отсутствие практического опыта. Работодатели зачастую требуют опыта работы даже для самых простых должностей. Выпускники, не имея опыта (под данным опроса около 50 % студентов ПОО не работали во время обучения), не могут в полной мере продемонстрировать свои навыки и знания. Отсутствие практики ставит их в невыгодное положение, и они вынуждены конкурировать с более опытными кандидатами.

Вопрос заработной платы - еще один важный момент, который часто вызывает сложности в процессе трудоустройства. Работодатели сталкиваются с завышенными ожиданиями выпускников. Выпускники, желая получить достойную оплату своего труда, часто не учитывают многие факторы, влияющие на уровень оплаты труда: квалификацию, опыт, специфику регионального рынка и, наконец, свои реальные возможности.

Отсутствие рабочих мест по специальности является значимым барьером для всех, кто выходит на рынок труда. Эта проблема в большей степени обусловлена внешними факторами: экономическим состоянием региона, отраслевыми тенденциями, спросом на специалистов. Выпускники, проживающие в небольших городах, часто сталкиваются с этим вызовом, потому изучение мотивов образовательной и трудовой миграции молодежи требует дополнительного изучения.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Амбарова П. А., Немировский М. В. Новые подходы к профессиональной ориентации в школе в условиях изменяющегося мира // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2020. Т. 26. № 1(195). С. 188-199. Ы^/Моь ог^10.15826Л:гу1.2020.26.1.021

2. Булатова Г. А. Трудоустройство выпускников высших учебных заведений: аналитический обзор статистических данных и материалов исследований // Экономика Профессия Бизнес. 2020. № 3. С. 14-20. Ьйр8:/Мо1 огд/10.14258/БРБ201981

3. Верниенко Л. В. Стратегии построения карьеры студентами в процессе получения высшего образования // Век качества. 2018. № 2. С. 93102. http://www.agequal.ru/pdf/2018/218007.pdf

4. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Молодежь России в зеркале социологии. К итогам многолетних исследований: монография. ФНИСЦ РАН, 2020. 688 С.

5. Заруцкова В. М. Трудоустройство и содействие занятости выпускников вузов и СПО в условиях пандемии и трансформации рынка труда // Актуальные исследования. 2023. № 2 Ч. II. С. 66-70.

6. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. От образовательной неуспешности - к социальной успешности // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 11. С. 34-46. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-11-34-46

7. Золин И. Е. Социологический анализ рынка труда современной России: монография. Нижний Новгород: НИСОЦ, 2019. 188 с.

8. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Отношение молодежи к образованию как фактор повышения эффективности подготовки высококвалифицированных кадров // Социологические исследования. 2012. № 8. С. 103-111.

9. Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Молодежь в сфере образования: ожидания и мотивация // Россия реформирующаяся: ежегодник. Вып. 15. Москва: Новый Хронограф, 2017.

10. Кравченко А. И. Выбор профессии как социологический феномен: вопросы теории // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2017. № 1. С. 49-65. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2017-23-1-49-68

11. Кузьмина Е. В., Гончарова Н. В. Формы взаимодействия предприятий и учебно-образовательных структур при подготовке кадров для инновационных предприятий региона // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2021. Т. 21. № 3. С. 254-262. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2021-21-3-254-262

12. Кутейницына Т. Г., Репринцева Е. Г. Трудовое поведение выпускников на рынке труда // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 3. https://human.snauka.ru/2015/03/10281

13. Лопатина М. В., Леонова Л. А., Травкин П. В., Рощин С. Ю., Рудаков

B. Н. Выпускники среднего профессионального и высшего образования на российском рынке труда: информационный бюллетень / под науч. ред.

C. Ю. Рощина, В. Н. Рудакова. Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 72 с.

14. Лукьянова Е. Л., Гончарова Н. В. Повседневный образ жизни рабочей молодежи в провинции // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 1 (149). С. 252-272. https:// doi.org/10.14515/monitoring.2019.1.12

15. Сарьян В. К., Левашов В. К., Гребняк О. В. Негативные явления в образовании РФ - реальная угроза технологическому суверенитету страны // Россия: тенденции и перспективы развития Ежегодник. 2021. Вып. 16. Ч. 2. С. 382-386.

16. Ситникова И. В. Образ будущей профессии в построении профессиональных планов студентов // Молодежь: актуальные социальные практики / Под науч. ред. Т. Э. Петровой. Нижний Новгород: НИСОЦ, 2020. С. 95-111.

References

Ambarova, P. A., & Nemirovsky, M.V. (2020). New approaches to vocational guidance at school in the changing world of professions. Izvestia Ural Federal University Journal. Series 1. Issues in Education, Science and Culture, 26 (1). 188-199. (In Russ.) https://doi.org/10.15826/izv1.2020.26.1.021 Bulatova, G. A. (2020). Graduate employment of higher educational institution: analytical review of statistical data and research materials. Economics Profession Business, 3, 14-20. (In Russ.) https://doi.org/10.14258/EPB201981 Chuprov, V. I., & Zubok, Y. A. (2012). The attitude of young people to education as a factor in improving the efficiency of training highly qualified personnel. Sotsialogicheski Issledovania, 8, 103-111. (In Russ.) Gorshkov, M. K., & Sheregi, F. E. (2020). The youth of Russia in the mirror of sociology. To the results of long-term research. FNISC RAS. (In Russ.) Konstantinovsky, D. L., & Popova, E. S. (2017). Youth in education: expectations

and motivation. Russia is Reforming, 15, 154-174. (In Russ.) Kravchenko, A. I. (2017). The occupational choice as a sociological phenomenon: questions of the theory. Moscow State University Bulletin. Series 18. Sociology and Political Science, 1, 49-65. (In Russ.) https://doi.org/10.24290/1029-3736-2017-23-1-49-68 Kuteynitsyna, T. G., & Reprintseva, E. G. (2015). Employment behavior of graduates in labor market. Humanitarian Scientific Research, 3. (In Russ.) https:// human.snauka.ru/2015/03/10281

Kuzmina, E. V., & Goncharova, N.V. (2021). Forms of interaction between enterprises and educational structures in the training of personnel for regional innovative enterprises. Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 21 (3), 254-262. (In Russ.) https://doi.org/10.18500/1818-9601-2021-21-3-254-262

Lopatina, M. V., Leonova, L. A., Travkin, P. V., Roshchin, S. Yu., & Rudakov, V. N. (2020). Graduates of secondary vocational and higher education in the Russian labor market. HSE Publishing House. (In Russ.) Lukyanova, E. L., & Goncharova, N. V. (2019). Everyday lifestyles of young workers in the provinces. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, 1. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.1.12 (In Russ.) Saryan, V. K., Levashov, V. K., & Grebnyak, O. V. (2021). Negative phenomena in the education of the Russian Federation - a real threat to the technological sovereignty of the country. Russia: Trends and Prospects of Development, 16 (2), 382-386. (In Russ.) Sitnikova, I. V. (2020). The image of the future profession in the construction of professional plans of students. In T. E. Petrova (Ed.), Youth: Actual Social Practices (pp. 95-111). NISOC. (In Russ.) Vernienko, L.V. (2018). Career strategy students in the process of obtaining higher education. Age of Quality, 2, 93-102. (In Russ.) http://www.agequal.ru/ pdf/2018/218007.pdf Zarutskova, V. M. (2023). Employment and promotion of employment of graduates of universities and vocational schools in the context of a pandemic and transformation of the labor market. Current research, 2, (Part II), 66-70. (In Russ.)

Zborovsky, G. E., & Ambarova, P. A. (2019). From educational failure to social success. Higher Education in Russia, 28 (11), 34-46. (In Russ.) https://doi. org/10.31992/0869-3617-2019-28-11-34-46 Zolin, I. E. (2019). Sociological analysis of the labour market in modern Russia. NISOC. (In Russ.)

Информация об авторах

Ломтева Елена Владимировна, канд. пед. наук, доцент, ведущий научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, ORCID: https:// orcid.org/0000-0002-4696-1400, lomteva-ev@ranepa.ru

Логинов Дмитрий Михайлович, канд. экон. наук, старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2717-6909, loginov-dm@ranepa.ru

Янковская Марианна Алексеевна, стажер-исследователь Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3647-6364, yankovskaya-ma@ranepa.ru

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Information about the authors

Elena V. Lomteva, Cand. Sci. (Pedagogy), Docent, Leading Staff Scientis of the Center for Continuing Education Economics of the Institute of Applied Economic Research of the RANEPA, ORCID: https://orcid.org/QQQQ-QQQ2-4696-1400, lomteva-ev@ranepa.ru

Dmitry M. Loginov, Cand. Sci. (Economics), Senior Researcher of the Institute for Social Analysis and Forecasting of the RANEPA, ORCID: https:// orcid.org/QQQQ-QQQ2-2717-69Q9; loginov-dm@ranepa.ru

Marianna A. Yankovskaya, Intern Researcher of the Center for Continuing Education Economics of the Institute of Applied Economic Research of the RANEPA, ORCID: https://orcid.org/QQQQ-QQQ2-3647-6364; yankovskaya-ma@ranepa.ru

Conflict of interests: the authors declare no conflict of interest.

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.