Научная статья на тему 'Стратегии устойчивого развития инфраструктурного потенциала дестинации сельского туризма'

Стратегии устойчивого развития инфраструктурного потенциала дестинации сельского туризма Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
79
12
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ / ДЕСТИНАЦИЯ / СТРАТЕГИИ И ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА / ЛОЯЛЬНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кушнаренко Е. П.

Стратегия развития регионального потенциала туриндустрии требует управления доверием потребителей туристской дестинации, поэтому для корректировки управленческих решений по продвижению и развитию дестинаций сельского туризма в Чувашии предложен «портфель стратегий», разработанный на основе конкурентных преимуществ сельских дестинаций Чувашии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегии устойчивого развития инфраструктурного потенциала дестинации сельского туризма»

Факторы устойчивого развития регионов России

55

учной конференции (г. Пермь, декабрь 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 158-163.

2. Бельгисова К.В. Институциональные условия устойчивого развития регионов // Известия Российского Государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009.

3. Иогман Л.Г Экономика региона. От кризиса к устойчивому развитию // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, 2009 -№ 7. - С. 14-24.

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.

5. Кормановская И.Р. Обеспечение устойчивого развития региона: принципы, концепция, механизм // Проблемы современной экономики. - 2013 -№ 4 (48). - С. 260-266.

6. Журнал РБК [Электронный ресурс] // Официальный сайт РБК. - Режим доступа: www/rbc.ru/rbcfreenews/20140425195552.shtml.

СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕСТИНАЦИИ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА

© Кушнаренко Е.П.*

Филиал Санкт-Петербургского государственного экономического университета, г. Чебоксары

Стратегия развития регионального потенциала туриндустрии требует управления доверием потребителей туристской дестинации, поэтому для корректировки управленческих решений по продвижению и развитию дестинаций сельского туризма в Чувашии предложен «портфель стратегий», разработанный на основе конкурентных преимуществ сельских дестинаций Чувашии.

Ключевые слова сельский туризм, дестинация, стратегии и программы развития сельского туризма, лояльность потребителя.

Развитие инфраструктурного потенциала туристской дестинации должно быть ощутимо для потребителей туристских услуг в дестинации [5]. В соответствии с законом Вебера на ощущение потребителя влияют три нижеследующих пороговых значения:

- абсолютный (нижний) порог - отражает минимальное количество стимулирующей потребителя энергии привлечения туристской дес-тинации;

* Доцент кафедры Экономики и менеджмента в туризме и социальной сфере, кандидат экономических наук, доцент.

56 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

- предельный порог - в нем дополнительное возрастание интенсивности стимула не влияет на ощущение выгод потребителя туруслуги;

- дифференцированный порог - минимальное изменение интенсивности раздражителя, которое замечает потребитель туруслуги.

Таким образом, современная стратегия развития регионального потенциала туриндустрии требует управления доверием потребителей туристской дестинации в зависимости от этапа развития этой дестинации.

На этапе знакомства рынок услуг дестинации сельского туризма является небольшим: позитивные впечатления экскурсантов и туристов о Чувашской Республике как о центре культуры Поволжья, о «крае ста тысяч песен» трансформируются в рациональные выгоды от знакомства с местностью, историческим наследием и дружелюбным населением сельских регионов Чувашии.

На этапе внедрения инноваций регионального продукта сельской дес-тинации, рациональные и эмоциональные преимущества дают потенциальную возможность сформировать приток многочисленных лояльных потребителей [1, 2, 3]. Но в любой момент сельская дестинация может перестать быть для них релевантной. Поэтому требуются не эпизодические, а постоянные инновации и другие усилия в сельской дестинации по повышению ее туристской привлекательности [6, 7, 9].

В настоящее время в Чувашской Республике сектор туризма и досуга находится на пороге «критического» периода своего развития. Чтобы открыть путь к максимальному потенциалу туристской дестинации требуется высококачественное обслуживание в данном секторе, строящееся на поддержании долгосрочных взаимоотношений с потребителями туристских услуг [8].

Диагностика стратегии развития туриндустрии Чувашской Республики, по нашему мнению должна базироваться на комплексе показателей:

- естественная туристская емкость аграрной туристской дестинации Чувашской Республики, выражающая соотношение размеров туристского движения с возможностями Республики принять такое количество туристов, чтобы не снизить туристскую привлекательность и сохранить природные ценности сельской местности;

- эффективная емкость, характеризующая достаточность имеющихся в Республике элементов туристской инфраструктуры для удовлетворения потребностей приезжающих гостей и местного сельского населения [4];

- туристская емкость, отражающая границы Чувашской территории как объекта аттрактивности туризма;

- социо-психологическая емкость, которая с точки зрения туриста означает предел, за которым возникает субъективное ощущение снижения привлекательности «освоенного» региона. С точки зрения местного населения - это такой предел, за которым возникает субъек-

Факторы устойчивого развития регионов России

57

тивное ощущение чрезмерной обременительности приема приезжающих из-за чрезмерного оснащения сельской территории туристскими объектами, снижающими комфорт жизни местного социума.

Для управления развитием сельских территорий Чувашской Республики ценность стратегической диагностики заключается в возможности своевременной реакции на конкурентные предложения других туристских дестина-ций - субститутов.

Дифференцируя туристскую дестинацию путем подчеркивания преимуществ атрибутов республики в большей степени как соответствующее запросам и выгодам посещающих гостей в сравнении с характеристиками других конкурирующих регионов, Чувашская Республика сумеет сформировать аграрный туристский имидж созвучный самоидентификации лояльного потребителя [10].

Основной критерий эффективности стратегического управления дести-нацией - это способность решать проблему развития. Другой критерий -это способность адекватной оценки процесса развития и предотвращение (уменьшение масштабов) возникновения проблем развития в будущем. Третий критерий - это способность стабилизировать и придать устойчивый характер позитивным тенденциям развития дестинации.

Регион, конкурентное положение которого ухудшается, нуждается в корректировке стратегии управления развитием, исходя из основных стратегических возможностей. Развитию туристской инфраструктуры косвенно способствуют мероприятия по финансированию возведения сельских ярмо-рочных и выставочных центров, реставрации исторических сельских зданий, транспортной инфраструктуры (автострад, аэропорта, речного порта и т.п.), проектов, направленных на повышение качества воды, уменьшение отходов, защите побережья рек и озер, лесных и заповедных зон. Мониторинг обеспеченности районов ЧР туристской инфраструктурой и оценка её технического уровня позволяют скорректировать управленческие решения, адекватно оценить ограничения и возможности программ регионального развития сельских территорий. В заключении сформируем «портфель стратегий» по возможным направлениям использования конкурентных преимуществ в устойчивом развитии сельских дестинаций Чувашии:

1. Стратегия прорыва и наступления. Концентрируется на снижении издержек и дифференциации аграрного турпродукта, аккумулируя республиканские финансовые и трудовые ресурсы на привлекательных инновационных возможностях туризма в ЧР; в частности имеется актуальность продолжения исследований аттракторов сельской туристической дестинации ЧР в Козловском и Чебоксарском и других районах ЧР.

2. Стратегия обороны и управления. Опирается на модификацию существующей стратегии управления развитием сельской туристи-

58 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ческой инфраструктуры в республике, ведя борьбу за долю туристического рынка, прибыльности и его конкурентоспособности на достигнутом уровне; в частности предлагается программа совершенствования социально-экономических механизмов, форм и технологий сельского туризма в обеспечении занятости на селе в рыночных условиях.

3. Стратегия отступления. Опирается на поиск выгодных «покупателей», способных принести в регион «новую кровь»; в частности необходимо изучить взаимосвязь аксиологии и инноватики в современном межкультурном пространстве всего Приволжского федерального округа РФ.

4. Стратегия балансирования. Предполагает минимизацию реинвестиций в сфере туристской инфраструктуры и максимизации краткосрочных денежных потоков, направляя их в более привлекательные сферы аграрного туризма Чувашской Республики.

Список литературы:

1. Боголюбов В.С., Никитина О.А. Сельский туризм как форма развития новых социально-финансовых отношений в регионе // Вестник ИНЖЭКО-На. Серия: Экономика. - 2010. - № 7-42. - С. 183-187.

2. Никитина О.А. Агротуризм: инновационные возможности в контексте устойчивого развития северных туристских дестинаций // Северные туристские дестинации как основа развития туризма Северо-Западного региона. Роль туристского наследия в развитии туристских дестинаций. Труды IV Междунар. науч.-практ. конф. - 2012. - С. 18-20.

3. Никитина О.А. Возобновляемые источники энергии и агротуризм: инновационные возможности для устойчивого развития сельских территорий / под общ. ред. М.В. Слипенчука // Рациональное природопользование: традиции и инновации: матер. Междунар. науч.-практ. конф. - М.: Изд-во Московского университета, 2013. - С. 298-299.

4. Никитина О.А. Организационно-экономические механизмы развития сельского туризма и их роль в обеспечении занятости на селе в рыночных условиях / О.А. Никитина и др.: монография. - СПб.: Изд-во Политехи. унта, 2011. - 208 с.

5. Никитина О.А. Оценка туристского потенциала Архангельской области для формирования эколого-туристских продуктов // Северные туристские дестинации как доминанта развития туризма Северо-Западного региона. Роль туристского наследия в развитии туристских дестинаций: Труды III Междунар. науч.-практ. конф. - 2012. - С. 34-41.

6. Никитина О.А. Структуризация и систематизация проблем и особенностей в развитии сельского туризма: международная, российская и региональная практика / ред. Е.Е. Шарафанова Санкт-Петербургский государст-

Факторы устойчивого развития регионов России

59

венный университет сервиса и экономики // Сельский туризм: опыт, проблемы, перспективы. Сборник трудов I Междунар. науч.-практ. конф. -2012. - С. 45-51.

7. Никитина О.А., Вирич М.С. Анализ факторов развития туристских аттракторов для формирования рентных инструментов в дестинациях // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. - 2011. - № 7. - С. 153-158.

8. Никитина О.А., Кушнаренко Е.П. Важность сельского туризма для экономического развития сельских территорий Чувашии // Актуальные вопросы экономических наук. - 2009. - № 8-1. - С. 131-134.

9. Никитина О.А., Кушнаренко Е.П. Система профессиональной подготовки специалистов сферы сельского туризма. - СПб.: Изд-во Политехи. унта, 2011. - 49 с.

10. Никитина О.А., Кушнаренко Е.П. Уточнение понятийного аппарата в развитии теории и практики регионального сельского туризма // Вестник Чувашского университета. - 2010. - № 4. - С. 400-405.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.