Факторы устойчивого развития регионов России
55
учной конференции (г. Пермь, декабрь 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 158-163.
2. Бельгисова К.В. Институциональные условия устойчивого развития регионов // Известия Российского Государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009.
3. Иогман Л.Г Экономика региона. От кризиса к устойчивому развитию // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, 2009 -№ 7. - С. 14-24.
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.
5. Кормановская И.Р. Обеспечение устойчивого развития региона: принципы, концепция, механизм // Проблемы современной экономики. - 2013 -№ 4 (48). - С. 260-266.
6. Журнал РБК [Электронный ресурс] // Официальный сайт РБК. - Режим доступа: www/rbc.ru/rbcfreenews/20140425195552.shtml.
СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕСТИНАЦИИ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА
© Кушнаренко Е.П.*
Филиал Санкт-Петербургского государственного экономического университета, г. Чебоксары
Стратегия развития регионального потенциала туриндустрии требует управления доверием потребителей туристской дестинации, поэтому для корректировки управленческих решений по продвижению и развитию дестинаций сельского туризма в Чувашии предложен «портфель стратегий», разработанный на основе конкурентных преимуществ сельских дестинаций Чувашии.
Ключевые слова сельский туризм, дестинация, стратегии и программы развития сельского туризма, лояльность потребителя.
Развитие инфраструктурного потенциала туристской дестинации должно быть ощутимо для потребителей туристских услуг в дестинации [5]. В соответствии с законом Вебера на ощущение потребителя влияют три нижеследующих пороговых значения:
- абсолютный (нижний) порог - отражает минимальное количество стимулирующей потребителя энергии привлечения туристской дес-тинации;
* Доцент кафедры Экономики и менеджмента в туризме и социальной сфере, кандидат экономических наук, доцент.
56 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
- предельный порог - в нем дополнительное возрастание интенсивности стимула не влияет на ощущение выгод потребителя туруслуги;
- дифференцированный порог - минимальное изменение интенсивности раздражителя, которое замечает потребитель туруслуги.
Таким образом, современная стратегия развития регионального потенциала туриндустрии требует управления доверием потребителей туристской дестинации в зависимости от этапа развития этой дестинации.
На этапе знакомства рынок услуг дестинации сельского туризма является небольшим: позитивные впечатления экскурсантов и туристов о Чувашской Республике как о центре культуры Поволжья, о «крае ста тысяч песен» трансформируются в рациональные выгоды от знакомства с местностью, историческим наследием и дружелюбным населением сельских регионов Чувашии.
На этапе внедрения инноваций регионального продукта сельской дес-тинации, рациональные и эмоциональные преимущества дают потенциальную возможность сформировать приток многочисленных лояльных потребителей [1, 2, 3]. Но в любой момент сельская дестинация может перестать быть для них релевантной. Поэтому требуются не эпизодические, а постоянные инновации и другие усилия в сельской дестинации по повышению ее туристской привлекательности [6, 7, 9].
В настоящее время в Чувашской Республике сектор туризма и досуга находится на пороге «критического» периода своего развития. Чтобы открыть путь к максимальному потенциалу туристской дестинации требуется высококачественное обслуживание в данном секторе, строящееся на поддержании долгосрочных взаимоотношений с потребителями туристских услуг [8].
Диагностика стратегии развития туриндустрии Чувашской Республики, по нашему мнению должна базироваться на комплексе показателей:
- естественная туристская емкость аграрной туристской дестинации Чувашской Республики, выражающая соотношение размеров туристского движения с возможностями Республики принять такое количество туристов, чтобы не снизить туристскую привлекательность и сохранить природные ценности сельской местности;
- эффективная емкость, характеризующая достаточность имеющихся в Республике элементов туристской инфраструктуры для удовлетворения потребностей приезжающих гостей и местного сельского населения [4];
- туристская емкость, отражающая границы Чувашской территории как объекта аттрактивности туризма;
- социо-психологическая емкость, которая с точки зрения туриста означает предел, за которым возникает субъективное ощущение снижения привлекательности «освоенного» региона. С точки зрения местного населения - это такой предел, за которым возникает субъек-
Факторы устойчивого развития регионов России
57
тивное ощущение чрезмерной обременительности приема приезжающих из-за чрезмерного оснащения сельской территории туристскими объектами, снижающими комфорт жизни местного социума.
Для управления развитием сельских территорий Чувашской Республики ценность стратегической диагностики заключается в возможности своевременной реакции на конкурентные предложения других туристских дестина-ций - субститутов.
Дифференцируя туристскую дестинацию путем подчеркивания преимуществ атрибутов республики в большей степени как соответствующее запросам и выгодам посещающих гостей в сравнении с характеристиками других конкурирующих регионов, Чувашская Республика сумеет сформировать аграрный туристский имидж созвучный самоидентификации лояльного потребителя [10].
Основной критерий эффективности стратегического управления дести-нацией - это способность решать проблему развития. Другой критерий -это способность адекватной оценки процесса развития и предотвращение (уменьшение масштабов) возникновения проблем развития в будущем. Третий критерий - это способность стабилизировать и придать устойчивый характер позитивным тенденциям развития дестинации.
Регион, конкурентное положение которого ухудшается, нуждается в корректировке стратегии управления развитием, исходя из основных стратегических возможностей. Развитию туристской инфраструктуры косвенно способствуют мероприятия по финансированию возведения сельских ярмо-рочных и выставочных центров, реставрации исторических сельских зданий, транспортной инфраструктуры (автострад, аэропорта, речного порта и т.п.), проектов, направленных на повышение качества воды, уменьшение отходов, защите побережья рек и озер, лесных и заповедных зон. Мониторинг обеспеченности районов ЧР туристской инфраструктурой и оценка её технического уровня позволяют скорректировать управленческие решения, адекватно оценить ограничения и возможности программ регионального развития сельских территорий. В заключении сформируем «портфель стратегий» по возможным направлениям использования конкурентных преимуществ в устойчивом развитии сельских дестинаций Чувашии:
1. Стратегия прорыва и наступления. Концентрируется на снижении издержек и дифференциации аграрного турпродукта, аккумулируя республиканские финансовые и трудовые ресурсы на привлекательных инновационных возможностях туризма в ЧР; в частности имеется актуальность продолжения исследований аттракторов сельской туристической дестинации ЧР в Козловском и Чебоксарском и других районах ЧР.
2. Стратегия обороны и управления. Опирается на модификацию существующей стратегии управления развитием сельской туристи-
58 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ческой инфраструктуры в республике, ведя борьбу за долю туристического рынка, прибыльности и его конкурентоспособности на достигнутом уровне; в частности предлагается программа совершенствования социально-экономических механизмов, форм и технологий сельского туризма в обеспечении занятости на селе в рыночных условиях.
3. Стратегия отступления. Опирается на поиск выгодных «покупателей», способных принести в регион «новую кровь»; в частности необходимо изучить взаимосвязь аксиологии и инноватики в современном межкультурном пространстве всего Приволжского федерального округа РФ.
4. Стратегия балансирования. Предполагает минимизацию реинвестиций в сфере туристской инфраструктуры и максимизации краткосрочных денежных потоков, направляя их в более привлекательные сферы аграрного туризма Чувашской Республики.
Список литературы:
1. Боголюбов В.С., Никитина О.А. Сельский туризм как форма развития новых социально-финансовых отношений в регионе // Вестник ИНЖЭКО-На. Серия: Экономика. - 2010. - № 7-42. - С. 183-187.
2. Никитина О.А. Агротуризм: инновационные возможности в контексте устойчивого развития северных туристских дестинаций // Северные туристские дестинации как основа развития туризма Северо-Западного региона. Роль туристского наследия в развитии туристских дестинаций. Труды IV Междунар. науч.-практ. конф. - 2012. - С. 18-20.
3. Никитина О.А. Возобновляемые источники энергии и агротуризм: инновационные возможности для устойчивого развития сельских территорий / под общ. ред. М.В. Слипенчука // Рациональное природопользование: традиции и инновации: матер. Междунар. науч.-практ. конф. - М.: Изд-во Московского университета, 2013. - С. 298-299.
4. Никитина О.А. Организационно-экономические механизмы развития сельского туризма и их роль в обеспечении занятости на селе в рыночных условиях / О.А. Никитина и др.: монография. - СПб.: Изд-во Политехи. унта, 2011. - 208 с.
5. Никитина О.А. Оценка туристского потенциала Архангельской области для формирования эколого-туристских продуктов // Северные туристские дестинации как доминанта развития туризма Северо-Западного региона. Роль туристского наследия в развитии туристских дестинаций: Труды III Междунар. науч.-практ. конф. - 2012. - С. 34-41.
6. Никитина О.А. Структуризация и систематизация проблем и особенностей в развитии сельского туризма: международная, российская и региональная практика / ред. Е.Е. Шарафанова Санкт-Петербургский государст-
Факторы устойчивого развития регионов России
59
венный университет сервиса и экономики // Сельский туризм: опыт, проблемы, перспективы. Сборник трудов I Междунар. науч.-практ. конф. -2012. - С. 45-51.
7. Никитина О.А., Вирич М.С. Анализ факторов развития туристских аттракторов для формирования рентных инструментов в дестинациях // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. - 2011. - № 7. - С. 153-158.
8. Никитина О.А., Кушнаренко Е.П. Важность сельского туризма для экономического развития сельских территорий Чувашии // Актуальные вопросы экономических наук. - 2009. - № 8-1. - С. 131-134.
9. Никитина О.А., Кушнаренко Е.П. Система профессиональной подготовки специалистов сферы сельского туризма. - СПб.: Изд-во Политехи. унта, 2011. - 49 с.
10. Никитина О.А., Кушнаренко Е.П. Уточнение понятийного аппарата в развитии теории и практики регионального сельского туризма // Вестник Чувашского университета. - 2010. - № 4. - С. 400-405.