Научная статья на тему 'Стратегии территориального развития (на примере Швейцарии)'

Стратегии территориального развития (на примере Швейцарии) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2092
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ СТРАТЕГИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / ФАКТОРЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / ИНСТРУМЕНТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / TERRITORIAL DEVELOPMENT / REGIONAL POLICY / TERRITORIAL STRATEGIZING / STRATEGY OF TERRITORIAL DEVELOPMENT / FACTORS OF TERRITORIAL DEVELOPMENT / INSTRUMENTS OF TERRITORIAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ласковец Светлана Викторовна, Аксенова Ирина Дмитриевна

Статья посвящена комплексному рассмотрению стратегий территориального развития и выявлению специфики, присущей Швейцарской Конфедерации в данном вопросе. Рассмотрены факторы, влияющие на территориальное развитие в целом и на примере Швейцарии в частности. Учитывая особые геополитические, экономические, этнические и ландшафтно-рельефные особенности Швейцарии была дана оценка актуальности и эффективности ее стратегий территориального развития. Автор актуализировал связи между территориальным развитием и региональной политикой Швейцарии, а также обозначил подходы к разработке стратегий территориального развития. Проекты стратегического развития в Швейцарской Конфедерации направлены, в первую очередь, на развитие инфраструктуры, транспортно-логистического комплекса, энергетической безопасности, медицинского обеспечения, благоприятной экологической обстановки и привлечению инновационных технологий. При этом, как федеральное правительство Швейцарии, так и местные власти кантонов, при разработке проектов руководствуются в первую очередь интересами граждан, выслушивают их мнение и учитывают его при принятии управленческих решений. Автор уделил особое внимание критическому и всестороннему рассмотрению, взаимоотношений регионов и федерального центра Швейцарии в рамках стратегического планирования. Было изучено такое понятие, как брендинг в рамках стратегий территориального развития, как один из наиболее перспективных инструментов территориального развития. При этом была также рассмотрена швейцарская специфика брендинга, были даны статистические данные и приведены результаты оценочного фактора Швейцарии и ее товаров и услуг на международном рынке, глазами, как иностранцев, так и самих швейцарцев. Автор видит необходимость в более тесном сотрудничестве между регионами Российской Федерации и кантонами Швейцарской Конфедерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRATEGY OF TERRITORIAL DEVELOPMENT (ON THE EXAMPLE OF SWITZERLAND)

Authors devoted the article to complex consideration of strategy of territorial development and identification of the specifics inherent in the Swiss Confederation in the matter. They considered factors influencing territorial development in general and on the example of Switzerland in particular. Considering special geopolitical, economic, ethnic and landscape and relief features of Switzerland authors gave an assessment of relevance and efficiency of its strategy of territorial development. They updated communications between territorial development and regional policy of Switzerland and also designated approaches to development of strategy of territorial development. Projects of strategic development in the Swiss Confederation direct, first of all, to the development of infrastructure, transport and logistic complex, energy security, medical support, favorable ecological situation and to attraction of innovative technologies. At the same time, both the federal government of Switzerland, and local authorities of cantons, when developing projects go first of all by the interests of citizens, listen to their opinion and consider it at adoption of management decisions. Authors paid special attention to critical and comprehensive consideration, relationship of regions and the federal center of Switzerland within strategic planning. They studied such concept as branding within the strategy of territorial development as one of the most perspective instruments of territorial development. At the same time authors also considered the Swiss specifics of branding, gave statistical data and results of an estimated factor of Switzerland and its goods and services at the international market, both by foreigners and Swisses's eyes. Author see need for closer cooperation between regions of the Russian Federation and cantons of the Swiss Confederation.

Текст научной работы на тему «Стратегии территориального развития (на примере Швейцарии)»

УДК 332 145 doi: 10.20310/1819-8813-2019-14-105-74-87

СТРАТЕГИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ШВЕЙЦАРИИ)

ЛАСКОВЕЦ СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: sv.laskovets@igsu.ru

АКСЕНОВА ИРИНА ДМИТРИЕВНА

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: irusik-9168504055@yandex.ru

Статья посвящена комплексному рассмотрению стратегий территориального развития и выявлению специфики, присущей Швейцарской Конфедерации в данном вопросе. Рассмотрены факторы, влияющие на территориальное развитие в целом и на примере Швейцарии в частности. Учитывая особые геополитические, экономические, этнические и ландшафтно-рельефные особенности Швейцарии была дана оценка актуальности и эффективности ее стратегий территориального развития. Автор актуализировал связи между территориальным развитием и региональной политикой Швейцарии, а также обозначил подходы к разработке стратегий территориального развития. Проекты стратегического развития в Швейцарской Конфедерации направлены, в первую очередь, на развитие инфраструктуры, транспортно-логистического комплекса, энергетической безопасности, медицинского обеспечения, благоприятной экологической обстановки и привлечению инновационных технологий. При этом, как федеральное правительство Швейцарии, так и местные власти кантонов, при разработке проектов руководствуются в первую очередь интересами граждан, выслушивают их мнение и учитывают его при принятии управленческих решений. Автор уделил особое внимание критическому и всестороннему рассмотрению, взаимоотношений регионов и федерального центра Швейцарии в рамках стратегического планирования. Было изучено такое понятие, как брендинг в рамках стратегий территориального развития, как один из наиболее перспективных инструментов территориального развития. При этом была также рассмотрена швейцарская специфика брендинга, были даны статистические данные и приведены результаты оценочного фактора Швейцарии и ее товаров и услуг на международном рынке, глазами, как иностранцев, так и самих швейцарцев. Автор видит необходимость в более тесном сотрудничестве между регионами Российской Федерации и кантонами Швейцарской Конфедерации.

Ключевые слова: территориальное развитие, региональная политика, территориальное страте-гирование, стратегии территориального развития, факторы территориального развития, инструменты территориального развития

Актуальность исследования данной темы заключается в том, что в современном мире каждая страна, особенно имеющая в своем распоряжении крупную территорию, обязательно сталкивается с рядом трудноразрешимых проблем, диспропорций в своем региональном развитии. Обычно они связаны с существованием неравенства условий развития между регионами, и, в связи с этим, наличием между ними противоречий. Именно на сглаживание подобных территориальных диспропорций и направлена разработка, а затем последующая реализация стратегий территориального развития, как на государственном, так и на региональном уровне.

Особый интерес для исследований в плане поисков эффективных механизмов разрешения политических, экономических, социальных, национальных и иных противоречий на региональном уровне вызывают государства с федеративным укладом. С точки зрения сохранения единства, мира и спокойствия в таком сложноорганизованном государстве как федерация, швейцарский опыт территориального развития является одним из самых успешных и эффективных в мире. Будучи конфедерацией де-юре и федерацией де-факто, Швейцария не только обеспечивает многовековую стабильность на своей полиэтничной территории, но и продолжает

преумножать свою роль в мире, находясь в постоянном совершенстве и развитии.

В ходе работы был изучен ряд научно-методических работ предшественников - от диссертаций и монографий до учебных изданий, как на русском, так и на иностранных языках. Определенное влияние на изучение проблем стратегий территориального развития в целом, и в Швейцарии в частности, оказал труды таких отечественных и зарубежных авторов, как: Н. Т. Аврамчикова, И. Н. Барыгин, Ю. Н. Ваганов, Ю. Н. Гладкий, Р. Грант, М. В. Иванова, Ф. Котлер, О. В. Кузнецова, Э. Молчанов, А. П. Панкрухин, Е. А. Сегал, А. В. Торкунов, Р. Ф. Туровский и др. [1-13]. Их работы в значительной мере способствовали изучению вопроса стратегий территориального развития. Однако, эти работы не могут быть в чистом виде применены для решения вопросов, связанных со швейцарской спецификой, так как многие из приводимых ими данных, либо основаны на узкодогматическом подходе прошлого столетия, либо не учитывают специфику региона.

Под региональным развитием понимают процесс функционирования территориальной системы, ориентированный на позитивную динамику роста уровня и качества жизни населения, обусловленную устойчивым, сбалансированным и многофакторным воспроизводством экономического, социального, ресурсного, хозяйственного и экологического потенциалов региона [14]. Развитие - это всегда изменение состояния, переход от старого к новому, от простого к сложному, более совершенному. Оно может носить как количественный характер, и тогда в большинстве случаев это будет означать, прежде все, экономический рост, так и качественный, что будет указывать на приобретение новых характеристик или о структурных изменениях в самом содержании процесса развития [15].

Развитие территории - всегда многоплановое и многоаспектное явление. Не стоит путать его с процессами механического роста или структурных усложнений. То есть, например, одностороннее насыщение региона промышленными объектами не будет считаться как таковым его территориальным развитием. Подлинное территориальное развитие оказывает влияние сразу на совокупность направлений, как правило, даже если изначально упор делался на экономический рост, так или иначе за собой это понесет перемены и в других сферах жизни общества [14].

В каждом регионе наблюдается свое индивидуальное сочетание перечисленных факторов, степень наличия которых и обуславливает дифференциацию территорий по уровню развития внутри одной страны.

Современный регион - такой регион, который четко определяет свои способности, цели, и распо-

лагает стратегией развития, позволяющей эти цели достичь. Когда речь идет о стратегии, то всегда автоматически подразумевается достижение именно долгосрочных целей. Это означает, что план всех действий и мероприятий в рамках стратегии составляется на долгосрочную перспективу, а значит и желаемый результат, как ожидается, будет получен уже в будущем, порой в прошествии ни одного десятка лет.

Что представляет собой стратегия территориального развития? Для региона это - детальный и всесторонний комплексный план, тщательно продуманная система логически взаимосвязанного набора правил и процедур, позволяющих устанавливать приоритетные направления деятельности, объединять политику и действия властей в согласованное целое, создавать конкурентные преимущества, достигать заданных показателей развития региона и его целей в долгосрочной перспективе [16]. Создание стратегии - это способ реакции региона на внешние вызовы и угрозы, метод определения своих внутренних способностей и слабых сторон. Одним словом, стратегия - это то, что необходимо выполнить для обеспечения долговременного процветания территории.

Участие региона в решении задач социально-экономического развития страны в целом определяется его географическим потенциалом и сложившейся структурой экономики. Ведь каждый регион обладает личным уникальным набором характеристик и выполняет собственную функцию в общей жизнедеятельности государства. Перед разработкой региональных стратегий обычно проводится комплексный анализ состояния экономики территорий, их отраслей и направлений деятельности, преимуществ и недостатков, которыми они располагают, для понимания какой именно вклад тот или иной регион может внести в достижение приоритетных государственных целей [16]. Исходя из этого, начинается разрабатываться стратегия: сначала определяется миссия (общая стратегическая цель) и стратегические направления развития региона в рамках видения властями образа его будущего после выполнения установленной миссии. Затем формулируется план действий - комплекс стратегических мероприятий, предусмотренных для решения задач в процессе достижения поставленных целей в рамках заданных направлений развития территории. При этом и стратегические цели, и направления, и план действий местных властей, и, как итог, общий вектор развития региона, заданный принятой территориальной стратегией, должен соответствовать национальной концепции развития государства [17].

Обобщив все вышеизложенное, можно сказать, что когда речь идет о долгосрочных перспективах, то планируется, что государственная политика регионального развития будет формироваться

на базе скоординированных действий органов власти всех уровней управления, т. е. на федеральном, региональном и местном уровнях. Приоритетами в государственной региональной политике будут являться наиболее значимые и актуальные для регионального развития направления, общие для органов государственного и местного уровней. Федеральные и региональные власти должны осуществлять совместную деятельность, чтобы эффективно реализовывать заранее намеченные цели и задачи, как на среднесрочную, так и на долгосрочную перспективу. Для этого проводится комплексная оценка текущей ситуации в стране, прогноз ее развития на ближайшие годы или даже десятилетия. Также определяются общие условия деятельности институтов всех уровней власти, согласование пропорций регионального и федерального развития. Приоритеты региональной политики всегда идут в увязке с общей внутренней и внешней политикой государства [1].

При разработке и реализации стратегии территориального развития государства необходимо соблюдение конституционности и законности, данному процессу должно быть присуще такое свойство как открытость. Действия органов власти должны быть обоснованными, а методы - адекватными. Также должен выполняться принцип субсидиарно-сти [18]. Согласно этому принципу, управление может осуществляться на более низком уровне, когда это эффективно и целесообразно.

Наличие стратегии у той или иной территории наделяет ее рядом преимуществ. Во-первых, стратегия обеспечивает согласование деятельности всех заинтересованных в развитии региона сторон: органов государственного управления, общественных и политических организаций, бизнесменов и инвесторов. Следует отметить, что долгосрочная региональная стратегия - это не «застывший» документ, который обладает неприкосновенностью. Наоборот, предполагается, что с учетом ее промежуточных результатов, а также развития государства в целом, соседних территорий, изменений в окружающей среде, в стратегию будут внесены необходимые корректировки. Во-вторых, наличие стратегии дает преимущество региону в конкуренции на рынке инвестиций - в «соревновании» за инвестора наиболее выигрышным будет регион, который сможет предоставить убедительный план стратегического развития с гарантиями на долгосрочную перспективу. Кроме того, привлеченные инвестиции пойдут на развитие четко прописанных приоритетных стратегических направлений.

Еще одно преимущество наличия стратегии в регионе - облегчение для местных властей получения субсидий. Стратегия - убедительное обоснование целевого расходования средств и весомое основание для руководителей региона подавать заявки

на получение государственного финансирования на отдельные объекты и мероприятия, такие как создание особых экономических зон, реализация целевых программ и инвестиционных проектов. Более того, это - возможность региона продемонстрировать «центру» стремление к готовности использовать современные методы управления, к которым и относится долгосрочное планирование [19]. Анализ опыта разработки документов стратегического планирования показывает, что на современном этапе наибольшее значение играет именно возможность и демонстрация территорий готовности к инновационному развитию и использованию новейших технологий во всех сторонах жизни. Именно инновационный подход к развитию территориального пространства позволяет современным развитым государствам идти в ногу со временем и не отставать от мирового прогресса [20].

Стоит отметить, что в настоящее время в научной литературе до сих пор не решен вопрос о единой классификации территориальных стратегий. В то время как с видами стратегий на уровне предприятий все достаточно ясно, то в отношении уровня регионов эта тема так и остается открытой. Среди разных подходов к решению данной задачи имеет место мнение, что любая территория похожа собой на многопрофильную компанию, своеобразную «квазикорпорацию». Однако, очевидно, что не все из теории и практики корпоративного менеджмента можно использовать применительно к стратегическому управлению территорией [21].

Стратегии можно классифицировать по многим основаниям. Если говорить все-таки о стратегиях, применимых к территории, то обычно их бывает не одна, а несколько, причем все они в основном взаимосвязаны и вытекают друг из друга. Безусловно, в первую очередь принимается базисная стратегия для всего региона, которая будет включать в себя определяющее фундаментальное решение по характеру его развития. Каждый регион, согласно своей специфике, оставляет за собой право выбора как именно ему развиваться. Он может взять курс на резкий рывок и прогрессирование (стратегия роста), либо развиваться не спеша (стратегия ограниченного роста), может перейти на стратегию инерции и пассивности в развитии, сократить, «заморозить» производство, осуществить переориентацию либо, как вариант, использовать сочетание всех вышеперечисленных стратегических альтернатив. То же самое и в случае с государственными стратегиями: центр может выбрать стратегию выборочного приоритетного развития и сконцентрировать государственные ресурсы в отдельных приоритетных регионах с высоким потенциалом, либо предпочтет выбор стратегии равномерного развития, нацеленной на выравнивание уровней развития территорий за

счет направления значительных ресурсов в поддержку слаборазвитых регионов.

Вид стратегии также зависит от сферы ее осуществления. Например, одну из ключевых ролей в развитии территории будет играть экономическая стратегия - наиболее принципиальные, важные установки и решения долгосрочного характера, принимаемые властями в отношении производства, доходов и расходов, цен, капиталовложений и т. д. [22]. В свою очередь, развитие экономики государства не будет эффективным без успешной инвестиционной деятельности в регионах, ведь именно благодаря инвестициям в них развивается производство, повышается качество жизни, улучшается инфраструктура и т. д. Следовательно, важное место в планомерном развитии государства играют и инвестиционные стратегии регионов - комплексные программы действий, нацеленные на пошаговое раскрытие их инвестиционного потенциала, формирование благоприятного инвестиционного климата, повышение их привлекательности в глазах потенциальных инвесторов и, как результат, обеспечение достаточного притока инвестиций для развития экономики [23]. Сюда же можно привести в пример социальную, демографическую, инновационную и другие стратегии. Это еще раз доказывает взаимодополняемость принимаемых стратегий, как на государственном, так и на местном уровне.

В последнее время среди современных государств широкое распространение приобрело использование маркетинговых стратегий как инструмента территориального развития. Здесь уместно будет процитировать американского социолога Р. Флорида: «Современная экономика развивается так, что её субъектами все более становятся не компании, а территории. Не города гоняются за успешными компаниями, а компании борются за право работать в удобных городах» [24]. Отсюда вытекает, что местам, как и товарам и услугам, нужен искусный маркетинг. Маркетинг территорий - целая система со своей внутренней спецификой. Вот что сказал об этом профессор А. П. Панкрухин: «Маркетинг территорий - это не маркетинг колбасы: на территории люди живут, а жизнь очень многопла-нова. Он помнит прошлое, улучшает настоящее и устремлен в будущее. Его критерии: хочу здесь бывать, иметь вложения, работать, жить, растить детей, закончить жизнь» [7].

Одной из разновидностей стратегий маркетинга территорий является все больше и больше набирающий популярность брендинг - процесс создания территориального бренда. Брендинг территорий представляет собой целый комплекс мер, проводимых для создания востребованного имиджа страны, улучшения мнения о ней в мире и позитивного продвижения за рубежом. При успешной реализации стратегии брендинга экономическое, социальное и

культурное развитие страны выходит на более высокий уровень, способствует притоку инвестиций и капитала, привлекает дополнительный поток туристов, студентов и работников, обеспечивает повышение общей конкурентоспособности региона [25].

Большую роль здесь играет маркетинг туристической привлекательности как стратегическое направление маркетинга территории, направленное на повышение востребованности региона среди туристов путем выявления и развития сильных черт, гарантирующих конкурентные преимущества данной территории. Каждый город должен определить свои особенности и эффективно рекламировать свои конкурентные преимущества среди как существующих, так и потенциальных клиентов, чью поддержку они зарабатывают. Это является непростой задачей: местам следует подробно проанализировать свои сильные и слабые стороны, а также потенциальные возможности и риски, определить, какими ресурсами располагают территории-конкуренты, и как с учетом этого позиционировать себя, чтобы выделяться в глазах своих целевых групп [12]. Имидж является одним из определяющих факторов восприятия туристического пространства. Стратегия построения имиджа территории подразумевает под собой использование различных пиарходов, таких как: организация ознакомительных поездок и туров, проведение бизнес-мероприятий, выставок, ярмарок и фестивалей, демонстрирующих открытость территории для контактов и позволяющих внешним субъектам лучше узнать ее, удостоверится в существенности имеющихся у нее преимуществ, производство сувениров и др.

Каждая стратегия, вне зависимости от ее вида, должна соответствовать определенным требованиям. Во-первых, в ней должны присутствовать сбалансированность и реалистичность, т. е. стратегия должна быть выполнима. Кроме того, стратегия должна быть внутренне целостной, ее элементы, такие как, например, краткосрочные и долгосрочные цели, не должны противоречить друг другу. Это должен быть не просто декларативный документ - стратегия должна быть наполнена реальным содержанием и носить актуальный характер, учитывая все возможности и потенциал, которыми располагает территория [26].

Однако нельзя не признать тот факт, что результаты многочисленных программ развития регионов не всегда достижимы, порой бывают весьма ограниченными, а зачастую и вовсе не работают. К сожалению, накопленный опыт показывает, что большинство территориальных стратегий не реализуются в установленные сроки, заявленные показатели принимают недостижимый характер, а многочисленные региональные программы социально-экономического развития так и остаются на бумаге.

Здесь присутствует ряд определенных проблем, препятствующих эффективному процессу и требующих своего своевременного разрешения. Игнорирование региональных интересов и нужд в пользу федеральных приоритетов, экономические кризисы, бюджетные ограничения, пассивность региональных органов власти - все это зачастую делает из региональной стратегии формальный документ, не являющийся основой для принятия грамотных управленческих решений [27]. Более того, часто проблема кроется не только в качестве разработанных документов или неэффективной их реализации - порой авторы программ социально-экономического развития регионов неправильно подходят к стратегическому анализу территорий либо попросту не принимают во внимание фундаментальные различия между ними, допуская ошибку еще на начальном этапе стратегического планирования. Но нельзя не согласиться, что без реализации региональных стратегий развития многие территориальные диспропорции в странах были бы значительно острее. Поэтому властям очень важно не закрывать глаза на то, что мешает движению к достижению территориальной справедливости, искать пути ликвидации всех имеющихся препятствий, оказать помощь региональной администрации и бизнес-сообществу в разработке сбалансированной и эффективной стратегии регионального развития, обеспечивающей повышение конкурентоспособности территории, раскрытия ее экономического потенциала, и улучшение качества жизни населения. Ведь одно ясно точно: учет многообразных территориальных интересов - залог целостности и фактор экономического подъема любого государства.

С точки зрения своего формирования и развития Швейцария не похожа ни на одно другое европейское государство. Она уникальна. Достаточно взглянуть на историю становления Швейцарского государства. В то время как другие государства зачастую образовывались на основе существования общего языка и культуры, Швейцария возникла в результате договора, а, точнее, своеобразного политического компромисса, что привело в итоге к созданию не нации, объединенной единой культурой, а нации, объединившей различные культуры в себе. Представляя собой такое уникальное территориальное объединение, Швейцарское государство не только смогло сохранить свое единство на протяжении веков, но и приумножить свое могущество, стать одной из самых развитых и богатых стран в мире. Кроме того, она считается старейшей в Европе республиканской федерацией, к тому же еще и децентрализованной [28]. Все это не может не представлять интереса для исследований данного феномена. Швейцария продолжает совершенствоваться, сохраняя при этом веками мир и стабильность на своей «пестрой» по составу территории. Все это

удается ей не без помощи эффективного территориального стратегирования, которое она проводит весьма успешно.

Швейцарская Конфедерация на современном этапе представляет собой одну из ведущих в экономическом плане стран с высокоразвитой индустриальной базой, широко ориентированной на экспорт экономикой, интенсивным сельским хозяйством и входит в число главных мировых финансовых и банковских центров.

Согласно Всемирному экономическому форуму (World Economic Forum), Швейцария состоит в списке стран, основополагающим фактором экономического роста которых являются инновации. Несмотря на отсутствие значительной топливно-сырьевой базы и обширных залежей полезных ископаемых и собственных источников энергетических запасов, страна занимает 1 место (смотри приложение А) в мире по индексу глобальной конкурентоспособности [29]. Так, Швейцария является мировым лидером по объему промышленного производства на душу населения, который составляет около 12400 долл., значительно опережая такие экономически развитые страны, как Япония (8600 долл.), Федеральная Республика Германия (7700 долл.), Соединенные штаты Америки (6000 долл.), Великобритания (4000 долл.), Китайская Народная Республика (1500 долл.) [30]. Однако при всем при этом, в Швейцарии отсутствует активная промышленная политика государства (Industriepolitik) как таковая, которая ставила бы своей целью поддержку определенных отраслей промышленности. Главной своей стратегической целью правительство Швейцарской конфедерации видит создание и обеспечение конкурентной и привлекательной среды для привлечения капитала в промышленность частного сектора с акцентом на инновации, а также поэтапное снижение государственного регулирования и обеспечение здоровой конкуренции между предприятиями на принципах свободного рынка и либеральной экономики [31]. Именно поэтому Швейцария на протяжении ряда лет является мировым лидером в области развития инновационной сферы, что позволяет компаниям, работающих в Швейцарии удерживать ведущие позиции в широком спектре финансовых рынков и областях мировой экономики промышленных товаров. На государственном (федеральном) уровне поддержкой инноваций занимаются Комиссия по технологиям и инновациям [32], Швейцарский национальный фонд содействия научным исследованиям, Союз научных академий Швейцарии [33]. В то же время, существует более 120 различных грантов для поддержки стартапов и начинающих компаний. Также необходимо учитывать тот факт, что Швейцария - страна с федеративным устройством и состоит из 20 кантонов и 6 полукантонов.

Преимущество Швейцарии в том, что кантоны обладают суверенитетом в рамках налогообложения. Это значит, что кантоны могут устанавливать собственные порядки налогообложения, за исключением тех налогов, сбор которых является прерогативой федерального правительства. Все это говорит о том, что на региональном уровне может вестись политика по привлечению различных компаний той или иной направленности. Таким правом кантоны пользуются более чем интенсивно, учредив почти в каждом кантоне Департамент или агентство экономического развития, в круг задач которого входит поиск и развитие перспективных проектов, актуальных именно для этого региона. При этом практически каждый кантон имеет свою специализацию. Так, некоторые кантоны заточены на пищевое производство, другие ориентированы на сферу услуг, кто-то предпочитает проекты из областей медтеха и биотеха, кто-то - ищет 1Т и интернет-стартапы. Данный подход определен следующими факторами: во-первых, необходимо понимать, что швейцарская экономическая система является одной из самых открытых в мире (это обусловлено историческими факторами нейтралитета страны и, как следствие, необходимостью привлечения капитала на внутренние рынки, несмотря на окружающую нестабильность). Она функционирует в рамках международного права, учитывающих нормы Всемирной Торговой Организации, которые ограничивают государственную поддержку отдельных секторов экономики. Во-вторых, основополагающим столпом экономики Швейцарии в целом и промышленного сектора в частности являются малый и средний бизнес - малые и средние предприятия, специализирующиеся на выпуске продукции, ориентированной на ограниченную долю рынка. В-третьих, внутренний рынок Швейцарии слишком мал, чтобы иметь очевидную выгоду от точечной поддержки и целенаправленной политики стимулирования отдельных отраслей или технологий. В-четвертых, в Швейцарии полагают, что на государственном уровне не всегда представляется возможным точно определить перспективные, ориентированные на будущее отрасли промышленности, политическое лобби затрудняет анализ и определение «перспективных» отраслей, а также не способствует эффективной реализации мер, например, в случае своевременного сворачивания мер поддержки. И, наконец, в-пятых, в качестве основополагающего фактора успеха в международной конкурентной борьбе на глобальных рынках рассматривается высокий уровень инноваций в промышленности. В связи с этим ключевой задачей государственной промышленной политики является создание и поддержание общих благоприятных условий развития данной сферы, таких как транспарантная и эффективная

налоговая система, поддержка внешнеэкономической деятельности, частных инвестиций и инноваций, высокий уровень образования, развитая инфраструктура, экологическая безопасность и др. [34].

Региональное стратегическое планирование обусловлено именно всем вышесказанным. Основные проекты стратегического развития как в рамках отдельно взятого кантона, так и всей Швейцарии в целом направлены на создание благоприятной транспортно-логистической базы, на развитие и привлечение инвестиций, на энергетическую безопасность и доступность и на благоприятную экологическую обстановку. Хотелось бы подробнее остановиться на некоторых отдельных проектах стратегического планирования развития территорий.

Первый рассматриваемый проект называется «Энергетическая стратегия 2050» и касается энергетической безопасности Швейцарии. Кроме того, этот же проект, направленный на снижение доли атомной энергии в общей доле получаемой в стране энергии, непосредственно касается экологической составляющей. В первую очередь стоит отметить тот факт, что в Швейцарии самая новая атомная станция была построена более 35 лет назад, а самая старая из работающих была заложена в далеком 1965 г., открыта 4 года спустя и является на сегодняшний день самой старой активной атомной электростанцией [35]. Учитывая колоссальный материальный, экологический и имиджевый ущерб от таких аварий на АЭС, как авария на ЧАЭС или на АЭС Фукусима, желание Швейцарских властей снизить количество АЭС и в перспективе перейти на альтернативные источники энергии абсолютно понятно. После последней вышеупомянутой катастрофы министр энергетики и охраны окружающей среды Швейцарии заявила в 2011 г. о намерении правительства полностью отказаться от атомной энергетики в среднесрочной перспективе. В 2012 г. «Зелёная партия» Швейцарии зарегистрировала народную законодательную инициативу, в соответствии с которой АЭС в Швейцарии не имеют права работать дольше 45 лет. В 2016 г. парламент Швейцарии одобрил «Энергетическую стратегию 2050» («Energiestrategie 2050»), предусматривающую поэтапный отказ от использования в стране атомной энергии. На референдуме 27 ноября 2016 г. инициатива «Зеленой партии» о поэтапном отказе от АЭС была отклонена. На референдуме 21 мая 2017 г. большинством примерно в 58,2 % голосов одобрило правительственную «Энергетическую стратегию-2050»: АЭС должны работать до тех пор, пока может быть гарантирована их 100 % безопасность, новые же АЭС строить больше не будут никогда. [36]. В соответствии с «Энергетической стратегией-2050» [37], пять действующих атомных станций должны быть остановлены и демонтированы по ис-

течении срока их эксплуатации. Первыми перестанут функционировать самые старые атомные реакторы - Мюлеберг, Безнау-1 и 2. Однако окончательный срок вывода из эксплуатации всех атомных станций пока не установлен. Помимо этого, в 2013 г. ассоциация Swisscleantech представила предложение, которое позволит одновременно ускорить переход от атомной энергии к альтернативной и обеспечить безопасность бесперебойного энергоснабжения. Ассоциация Swisscleantech включает в себя различные объединения, выступающие за «зеленую экономику» и за отказ от использования атомной энергетики. Кроме вопроса за счет каких источников будет удовлетворена потребность в электроэнергии, остается нерешенной проблема финансирования вывода из эксплуатации атомных станций и очистки прилегающих территорий. В 1984 г. был создан специальный фонд, в котором аккумулируются средства, необходимые для вывода из эксплуатации атомных станций. В 2000 г. появился еще один фонд, который должен покрыть стоимость переработки и захоронения радиоактивных отходов. Согласно принципу «платит тот, кто загрязняет», компании и операторы атомных станций отчисляют средства на содержание этих фондов в течение всего срока эксплуатации. В конце августа 2013 г. стало известно, что правительство пересмотрело смету вывода АЭС из эксплуатации. Согласно проекту, вынесенному для консультаций, дополнительная сумма, которую необходимо аккумулировать в фондах для демонтажа и очистки АЭС, составляет 3,4 млрд. франков. При этом управляющие компании должны продолжать делать отчисления в фонды даже после вывода реакторов из эксплуатации. Против этого плана уже выступили группы BKW FMB Energie, владеющая АЭС Мюлеберг, Alpiq, которой принадлежат АЭС Гесген и Ляйбштадт, и Axpo (Безнау). При этом самые большие финансовые затраты, как и ожидалось, понесла компания-оператор атомной станции Мюлеберг, которая будет закрыта в первую очередь. Ее вывод из эксплуатации ожидается уже в 2019 г.

Одновременно со снижением доли АЭС в энергетической отрасли Швейцарии планируется реализация таких мер, как разработка и изыскание новых источников альтернативной энергии [38], продвижение пилотных, демонстрационных и флагманских проектов в области альтернативной энергетики. Приняв решение в долгосрочной перспективе отказаться от атомной энергии, Швейцария активно ищет и внедряет технологии, которые позволяли бы получать электроэнергию из возобновляемых источников, не наносящих вред окружающей среде. Один из таких проектов реализуется сейчас в кантоне Тичино. В его основе лежит особая технология нагрева сжатого воздуха и его хранения в подземных герметичных резервуарах. В самой технологии

аккумулирования энергии на основе сжатого воздуха (Compressed Air Energy Storage, CAES) нет ничего нового - впервые она прошла апробацию в Западной Германии в 1978 г, а в широко использовать ее начали в Соединенных Штатах Америки в начале 1990-х гг. Однако пилотный проект, который сейчас реализуется в Бьяске, сделал качественно новый шаг вперед. Использование сжатого воздуха не только экологично, оно сможет стать в будущем важным фактором, обеспечивающим стабильное функционирование европейского энергетического рынка - подобная потребность в будущем будет только увеличиваться. Также отдельным направлением будет увеличение доли энергосберегательных приборов в жилых помещениях, в сфере производства и строительства, оказания услуг в транспортной отрасли. Также планируется в рамках стратегии увеличить количество энергоносителей, приспособленных к солнечной и воздушной энергии, а также энергии на биогазе. Для этого будет создана соответствующая нормативно-правовая база, которая также будет стимулировать к использованию альтернативных источников энергии и создающая определенные финансовые трудности для тех предприятий, которые будут продолжать использовать энергетику «старого образца» [39]. В качестве одной из цели этими мерами планируется достичь сокращение потребления электроэнергии на душу населения на 43 % к 2035 г. В то же время среднее внутреннее производство возобновляемых источников энергии за исключением гидроэнергетики должно достичь в 2020 г. 4400 ГВт, а в 2035 г. 11400 ГВт. В сфере гидроэлектроэнергии этот результат планируется поднять до 37400 ГВтч в 2035 г. Также предполагается сетевая надбавка за продвижение использования электроэнергии на основе возобновляемой энергии. Также авторы стратегии считают необходимым использовать разные материальные способы, направленные на существенное увеличение доли частных предприятий в проекте, а также компенсировать разницу между издержками производства и снижением рыночной цены на энергоносители. Это, естественно, не все меры, описанные в стратегии, однако основные из представленных.

В рамках стратегии еще хотелось бы сказать о переработке отходов. Так, каждый год швейцарцы производят более 700 кг отходов на душу населения. По данным Европейского агентства по окружающей среде и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), это один из самых высоких показателей во всем мире. За последние 25 лет количество отходов в Швейцарии утроилось, а за последние 50 лет количество отходов увеличилось на 350 % [40]. Муниципальные отходы увеличилась с 2000 г. не просто количественно, но и качественно. Все больше сегодня можно встретиться

с невозможностью легкой переработки отходов, т. к. количество «сложных» отходов (батареи, аккумуляторы, электроприборы) с каждым годом увеличивается. «Эта тенденция крайне опасна для окружающей среды», - полагают авторы доклада «Окружающая среда Швейцария 2015» [40]. Так в 2013 г. были произведены 5,71 млн. т бытовых отходов, около половины из которых было сожжено, другая половина переработана. Несмотря на наличие, хорошо развитой системы рециркуляции, многие материалы, подлежащие вторичной переработке, все еще попадают в отходы, а стратегия отходов и сырья должна быть доработана в рамках «зеленой» экономики», - говорится в докладе.

Подводя итоги, хочется сказать о том, что правительство Швейцарии реально заинтересовано в качественном изменении энергетической отрасли. Хотя очевидных финансовых выгод рассмотренная стратегия не предполагает, хороший уровень экологии является не последним фактором, влияющим на привлечение финансов в государство, т. к. это один из показателей благосостояния и стабильности всей его системы.

Другим показателем является здоровье граждан. В этой сфере правительство Швейцарии также представило стратегию по защите здоровья швейцарцев. Так в январе 2013 г. Федеральный совет одобрил всеобъемлющую стратегию под названием «Gesundheit2020» («Health 2020»). В общей сложности 36 мер во всех областях системы здравоохранения направлены на поддержание качества жизни, увеличение равных возможностей, повышение качества врачебной помощи и повышение прозрачности в медицинской сфере. Эти меры будут реализованы в течение следующих нескольких лет с участием всех основных заинтересованных сторон. Цель состоит в том, чтобы сделать швейцарскую систему здравоохранения подходящей для решения стоящих перед ней задач и тем самым сохранить доступную стоимость. Несмотря на то, что Швейцария имеет поистине отличную систему здравоохранения, а широкая общественность удовлетворена обслуживанием, которое она получает, в предстоящие годы и десятилетия предстоит решить много проблем. Основные из них касаются проблемы старения населения. Общеевропейская демографическая тенденция заключается в том, что число пожилых людей постоянно растет, и это означает рост числа хронических заболеваний, а текущие структуры слишком сильно фокусируются на рассмотрении дел о неотложной помощи и слишком мало внимания уделяют прозрачности и контролю. Расходы на здравоохранение будут продолжать расти из-за демографических изменений и достижений в области медицины и биотехники, однако высокие страховые взносы на медицинское страхование уже являются значительным финансовым бременем для многих людей в Швейцарии. Так среднегодовая медицинская страховка в Швейцарии оценивается приблизительно в 6000 швейцарских

франков (примерно 380 тыс. руб.) [41]. Болезни, которые вызывают возрастные процессы организма, следует купировать в самом начале их распространения, внедряя эффективную систему профилактики, раннего выявления и долгосрочного ухода. В положениях стратегии обозначена необходимость повышения уровня саморегуляции по вопросам здравоохранения во всех слоях населения, а также призыв избегать ненужных методов лечения и осложнений. Все это возможно благодаря нынешней системе здравоохранения, которая максимально эффективна благодаря внедрению прозрачных структур и использованию более понятных [42] и четко регулируемых мер контроля. В центре всех этих мер - люди и их благосостояние. Система развития здравоохранения была разработана для них и их потребностей и должна оставаться доступной.

В качестве еще одного примера стратегии территориального развития выбрана стратегия развития транспортно-логистической системы. Швейцарские сети транспортной инфраструктуры все чаще по разным причинам сталкиваются с ограничениями пропускной способности в периоды пиковой нагрузки. Так, с одной стороны, возрастает потребность в мобильности частных и экономических субъектов, с другой стороны, происходит рост населения. Департамент по окружающей среде, транспорту, энергетике и коммуникациям (БЕТЕС) прогнозирует в ближайшие годы массовое увеличение автомобильных и железнодорожных перевозок. Согласно последним исследованиям, в период с 2050 по 2030 гг. использование общественного транспорта увеличится на 50 %, частного транспорта - на 19 %, грузовых перевозок - на 27 %, а грузовых железнодорожных перевозок - на 77 % [43]. Чтобы справиться с таким увеличением трафика путем расширения существующих инфраструктурных сетей, необходимы немалые финансовые, временные, политические и людские ресурсы. Однако многие обсуждаемые проекты по расширению должны подвергаться критическому сомнению из-за постоянного изменения потребностей. Так, разработка будущей инфраструктуры для облегчения мобильности не фокусируется на выборе конкретных видов транспорта, но умело комбинирует и интеллектуально использует существующую инфраструктуру. Несмотря на то, что у Швейцарии уже есть очень хорошая, долговременная оптимизированная транспортная система, крайне важно уделять первоочередное внимание аспекту устойчивости и стабильности при планировании и решении предстоящих задач. Только таким образом можно управлять значительным будущим объемом проектного бизнеса, избегая противоречий и находясь в гармонии с целями экологической и энергетической политики. В ссылочном сценарии транспортных перспектив, который, по сути, является одной из нескольких стратегий по развитию транспортно-логистического комплекса - БЕТЕС 2040 [43] - делается вывод о том, что

предусмотренные последующие этапы развития железнодорожных и автомобильных дорог не могут справиться с ожидаемым увеличением в одиночку. Быстро меняющиеся социальные, экономические и экологические условия, а также многочисленные разработки в области технологий представляют собой коллизию старых и новых проблем в области мобильности и трафика. Ориентировочная основа БЕТЕС 2040 направлена на решение этих проблем и упреждающее решение новых трудностей. Цели, содержащиеся в ней, должны учитываться офисами БЕТЕС в текущих и новых проектах [44].

В рамках уже существующих и будущих политических дискуссий швейцарские власти считают необходимостью акцентировать внимание на рисках, с которыми могут столкнуться швейцарские транспортные проекты. Из этого следует, что при разработке проектов автомобильной сети дорог и железнодорожной сети необходимо следовать строго научным и объективным критериям, а также учитывать региональные аспекты при реализации. Особняком стоят действия швейцарских властей по нивелированию издержек, связанных с бюрократическими аспектами при утверждении проектов. Так, разрабатываются нормативно-правовые акты, существенно облегчающие регистрацию всех необходимых документов. Да и сама процедура становится при этом более систематизированной и понятной. При реализации этих проектов ведущим принципом всей транспортной системы является правило, при котором загрязнитель платит больше - так называемый «экологический налог». Эти деньги используются как основной смягчающий фактор при финансировании проектов. Также швейцарские власти видят целесообразность при строительстве транспортной инфраструктуры поощрять частное участие (государственно-частное партнерство). Оптимизированные рамочные соглашения должны по замыслу авторов стратегий устойчиво поддерживать будущее развитие швейцарской транспортной инфраструктуры [45].

Если говорить конкретно о строительстве железных дорог в Швейцарии, то тут стоит сказать о том, что эта тема не нова для Швейцарии. Все дело в том, что Швейцария крайне удобно расположена - три крупнейших в Европе рынка сбыта соседствуют с этой страной. Именно поэтому для Швейцарии было крайне важно создать удобную транспортную сеть в труднопроходимой горной местности. Так, первая железная дорога была построена в середине XXI в. Дальнейшее ее развитие создало систему разветвленной железнодорожной сети, которая стала соединительным звеном в западноевропейской транспортной системе [46]. В наше время правительство Швейцарии не останавливается и продолжает развивать железнодорожную сеть страны: строятся высокоскоростные дороги, прокладываются длинные и достаточно сложные в плане реализации туннели под Альпами, строятся мосты в горах.

В этом русле было разработано несколько стратегий. Первая из актуальных стратегий называлась «Bahn 2000». «Bahn 2000» - это в основном завершенный железнодорожный проект, главной целью которого являлось обеспечение более быстрых и более коротких маршрутов поездов по всей территории Швейцарии. Основная идея проекта заключалась в том, чтобы сначала определить оптимальный график движения, а затем принять необходимые меры по модернизации инфраструктуры. Используемое расписание является интегральным расписанием и характеризуется тем, что скоростные поезда (и другие средства общественного транспорта) встречаются на станциях со всех направлений с полными часовыми или получасовыми интервалами, что делает пересадки практически без ожидания (по сути это некий аналог немецких S-Bahn). Это возможно только в том случае, если путешествие между узлами занимает менее 30 или 60 мин. Именно там, где это было невозможно, были построены новые маршруты или расширены старые. Самая важная новая линия, Mattstetten-Rothrist, сократила время в пути между разными сторонами страны Цюрихом и Берном до 60 минут. Дополнительными задачами, поставленными перед стратегией «Bahn 2000», были увеличение интервалов движения (по полчаса для всех узлов сети) и пуск более современного подвижного состава (двухэтажные поезда IC2000 с воздушным движением и поезда ICN). Строительство в рамках проекта было начато в 1987 г., стоило 5,9 млрд. швейцарских франков и позволило к 2004 г. сократить количество времени при перемещении между важными узлами всей Швейцарии [47].

Следующей стратегией развития стал проект «HGV». История проекта начинается в 2005 г., когда был принят пакет мер для более тесной интеграции Швейцарии в европейскую высокоскоростную железнодорожную сеть. Проект включает софинанси-рование некоторых проектов во Франции и Германии. В то же время инвестиции будут использоваться для улучшения системы узлов в самой Швейцарии. Ожидалось, что проект стоимостью 1,3 млрд. франков будет завершен в 2015 г. Однако в реальности завершить его удалось лишь в начале 2018 г. В направлении Франции были разработаны или обновлены три маршрута, все из которых были подключены к сети высокоскоростных дорог: Женева -Макон, Лозанна - Дижон и Биль, Бьен - Бельфор. Соединение «HGV» с Германией включало в себя различные маршруты в восточной Швейцарии, которые позволяют быстрее добраться до Штутгарта и Мюнхена. В то же время они позволили создать новые узлы пересадки в Санкт-Галлене, Саргане, Ро-мансхорне, Кройцлингене и Шаффхаузене.

В декабре 2008 г. швейцарский парламент одобрил стратегию «Zukünftige Entwicklung der Bahninfrastruktur» («будущее развитие железнодорожной инфраструктуры», ZEB). «ZEB» реализует множество

мер, которые пришлось отложить во время реализации «Bahn 2000» по финансовым соображениям. Реализация «ZEB» началась в 2014 г, дата приблизительного завершения - до 2030 г. [48]. Основными направлениями проекта первоначально были увеличение пропускной способности и стабилизация графика, например, строительство непрерывной четырехполосной ветки от Цюриха до Олтена. Также проект был призван увеличить пропускную способность для трансальпийских грузовых перевозок, в частности за счет сокращения времени следования поездов на подъездных дорогах Готтарда. 30 ноября 2009 г. был опубликован список первых результатов. Поскольку сильно

увеличился спрос на грузоперевозки, были разработаны меры по повышению транспортного потенциала. Сейчас идет разработка стратегии по развитию железных дорог до 2035 г. После этого этапа развития наверняка будут последующие проекты по развитию железнодорожной сети. Есть планы по созданию радиальных беспересадочных железнодорожных путей для высокоскоростных поездов нового поколения на воздушно-магнитной подушке. Также некоторые кантоны хотят дополнительно создать региональные железные дороги для малых поездов (аналоги скоростных пригородных трамваев).

Таблица 1

Схема территориального стратегирования Швейцарии

Государственный уровень - Выработка общих стратегических целей - Создание и поддержание благоприятных условий развития - Разработка проектов национального развития

Проекты - Энергетическая стратегия 2050 - Стратегия развития здравоохранения 2020 - Проект развития трансальпийских железных дорог

Документы - Energiestrategie 2050 - Gesundheit2020 - Bahn 2000, HGV-Anschluss, Zukünftige Entwicklung der Bahninfrastruktur

Региональный уровень - Развитие узкоспециализированных проектов регионального значения - Выработка проектов соответствующих региональной специализации - Взаимодействие с соседними регионами

Проекты - Finanzierung und Ausbau der Bahninirastruktu (проекты региональных дорог) - Индивидуальные проекты по привлечению инноваций - Проекты приграничных кантонов по взаимодействию с другими странами

Документы - Zürich Affoltern Ausbauschritt 2025 - Проект «Veloland Schweiz»

На основе вышеприведенных данных и из-за отсутствия четкой и систематизированной классификации, автор собственноручно разработал схему территориального стратегирования Швейцарской Конфедерации (табл. 1).

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что Швейцарская конфедерация заботится не только об удобстве своих граждан и гостей страны, но и уделяет первоочередное внимание стратегиям, от которых не ожидается краткосрочной окупаемости. Однако именно эти проекты создают задел для успешного процветания страны в будущем.

Таким образом, Швейцарская Конфедерация учитывает при разработке стратегий долгосрочный план окупаемости, подходит к вопросу с позиции гуманизма и научного профессионализма в сфере стратегий территориального развития; все проекты проходят экспертную оценку и выносятся на общественные слушания путем референдума; развитие прямых связей между российскими регионами и швейцарскими кантонами - выгодное направление партнерства для обеих сторон, так как пример Швейцарского Федерализма при определенном желании, политической воле и при содействии специа-листов-регионоведов может эффективно лечь на

почву региональной политики Российской Федерации; национальный бренд Швейцарии традиционно считается престижным и надежным, однако, как представляется автору, имеет излишнюю консервативность.

Нормативно-правовое обеспечение стратегий достаточно гибкое, своевременно обновляется и позволяет достигать задач, поставленных в стратегиях с большой долей эффективности.

Все вышесказанное говорит нам о том, что Швейцарская Конфедерация является одним из лучших (не без нюансов) примеров стран по разработке, планированию и реализации стратегий территориального развития. Автор видит необходимость в более тесном сотрудничестве между регионами Российской Федерации и кантонами Швейцарской Конфедерации.

Литература

1. Аврамчикова Н. Т. Современная региональная политика: опыт зарубежных стран. // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-regionalnaya-politika-opyt-zarubezhnyh-stran

2. Барыгин И. Н. Международное регионоведение. СПб.: Питер, 2009.

3. Ваганов Ю. Н. Современное конституционное развитие Швейцарской Конфедерации. М.: РАГС, 2004.

4. Гладкий Ю. Н., Сухоруков В. Д. Экономическая и социальная география зарубежных стран. М.: Издательский центр «Академия», 2008.

5. Кузнецова О. В. Пирамида факторов социально-экономического развития // Вопросы экономики. 2013. № 2.

6. Молчанов Э. Пособие по демократии: Функционирование демократического государства на примере Швейцарии. М.: Литература и политика, 1993.

7. Панкрухин А. П. Маркетинг территорий. СПб.: Питер, 2006.

8. Сегал Е. А. Политическая география Швейцарской Конфедерации в условиях интегрирующейся Европы. М.: СТ ПРИНТ, 2006.

9. 9.Торкунов А. В., Наринский М. М. Европейская дипломатия и международные процессы эпохи наполеоновских войн. М.: Аспект Пресс, 2012.

10. Туровский Р. Ф. Центр и регионы: проблемы политических отношений. М.: ГУ ВШЭ, 2006.

11. Иванова М. В. Введение в регионоведение. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011.

12. Котлер Ф. Маркетинг мест. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге. М., 2005.

13. Grant R. M. Contemporary Strategy Analysis, Sixth Edition. URL: http://1642598126.rsc.cdn77.org/sites-/tbbooks/pdf/Solutions-Manual-Contemporary-Strategy-Analysis-Concepts-Techniques-Applications-6th-Edition-Grant.pdf

14. Гаврилов А. И. Региональная экономика и управление // Учебный портал Васильева А. А. «Территориальное управление: государственное, региональное, муниципальное и территориальное общественное самоуправление». URL: http://vasilievaa.mrod.ru/ru/-stat_rab/book/Reg_ek_upr_Gavrilov/8-22.aspx.-htm

15. Коваленко Е. Г. Региональная экономика и управление // Портал экономических публикаций «Кот Ученый». URL: http://www.smartcat.ru/RegionEconomic/-RegionalnayaEkonomikalUpravlenieBJ.shtml

16. Стратегия развития федерального и регионального уровня. Цели и задачи стратегии привлечения инвестиций // Электронная онлайн библиотека Национального университета «Высшая школа экономики». URL: https://www.hse.ru-/data/757/364/1225.pdf

17. Игнатюк Н. А. Основы публичного экономического права России. // Виртуальная электронная библиотека BBM. URL: http://velib.-com/read_book/ignatjuk_natalja/osnovy_publichnogo_ehkon omicheskogo_prava_rossii_uchebnoe_posobie/glava_iv_gosu darstvennoe_regulirovanie_ehkonomicheskojj_dejatelnosti/2_ regionalnoe_i_territorialnoe_razvitie/

18. Хохлов И. И. Субсидиарность как принцип и механизм политики Евросоюза. URL: http://www.edu.ru-/db/portal/e-library/00000045/Hohlov.pdf

19. Доклад Викторова А. П. «Стратегическое и территориальное планирование - как базовый

инструмент управления региональным развитием». // Министерство регионального развития Российской Федерации. URL: http://www.minregion.ru/press-_office/terms/?page=2.

20. Смирнова О. О. Парадигмы и параллели. О смене парадигмы однополярного мира и стратегическом планировании // Научно-практический журнал «МИР: Модернизация. Инновации. Развитие». URL: http://www.mir-nayka.com/jour/article/view/155/159

21. Сачук Т. В. Разработка деловых стратегий развития территории. // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». URL: https://cyberleninka.ru/article-/n/razrabotka-delovyh-strategiy-razvitiya-territorii

22. Современный экономический словарь. URL: http://abc.informbureau.com/html/yeiiiiexaneass_nodaoaaess. html

23. Ляпина И. Р. Формирование и реализация инвестиционной стратегии на региональном уровне. // Официальный сайт Института экономики и права Ивана Кушнира. URL: http://be5.biz/ekonomika1/r2009/2767.htm

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Демидова Е. В. Маркетинговые стратегии городов как инструмент территориального развития. // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/marketingovye-strategii-gorodov-kak-instrument-territorialnogo-razvitiya

25. Мельникова И. Г. Маркетинг в туризме / Туристическая электронная библиотека «Все о туризме». URL: http://tourlib.net/books_tourism/melnikova6.htm

26. Стратегия развития региона» // Интернет-сообщество HR-Менеджеров «HR-Portal». URL: http://hr-portal.ru/article/strategiya-razvitiya-regiona

27. Региональные стратегии: как реализовать приоритеты // Официальный сайт Красноярского экономического форума. URL: http://www.krasnoforum.-ru/program/regionalnye-strategii-kak-realizovat-prioritety/

28. Соломонова С. А. Швейцарская Конституция: историко-правовой аспект. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «Лэти», 2007.

29. The Global Competitiveness Report 2017-2018. // Official Website of the World Economic Forum. URL:https://www.weforum.org/reports/the-global-compe-titiveness-report-2017-2018

30. Schweiz: Das am stärksten industrialisierte Land der Welt. // Die Avenir-Suisse-Website. URL: https://www.ave-nir-suisse.ch/schweiz-das-am-starksten-industrialisierte-land-der-welt/

31. Scheidegger Е. Wachstumsstatt Industriepolitik // Die Volkswirtschaft. 2012. № 7/8.

32. Комиссия по технологиям и инновациям Швейцарии (Swiss committee for technology and innovation) //Научно-популярный и образовательный журнал «Экология и жизнь». URL: http://www.ec-olife.ru/infos/agentstvo-ekoinnovatsijj/33663/

33. Swiss Academy of Sciences (SCNAT). URL: https://naturalsciences.ch/organisations/scnat

34. A harmonised definition of cities and rural areas: the new degree of urbanisation. URL: http://www.bfs.-admin.ch/bfs/portal/de/index/regionen/03/key/00/ind27.-indicator.270106.2701.html

35. Bald läuft das älteste AKW der Welt in der Schweiz. // Das Portal der Badische Zeitung. URL: https://www.badische-zeitung.de/bald-laeuft-das-aelteste-akw-der-welt-in-der-schweiz

36. Zwischen Konsens und Opposition: ein halbes Jahrhundert Atomenergie in der Schweiz // Die SWI-swissinfo.ch Website. URL: https://www.swis-sinfo.ch/ger/zwischen-konsens-und-opposition_ein-halbes-jahrhundert-atomenergie-in-der-schweiz/42590926

37. Energiestrategie 2050. // Das Portal des Bundesamt für Energie BFE. URL: http://www.bfe.ad-min.ch/energiestrategie2050/index.html?lang=de#

38. Energy Strategy 2050. // Official Website of Swiss Federal Office of Energy (SFOE). URL: http://-www.bfe.adminch/energiestrategie2050/index.htmT?lang=en &dossier_id=07008

39. Environment at a Glance 2015. // OECD iLibrary. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/environment/envi-ronment-at-a-glance-2015/municipal-waste_9789264235199-14-en

40. Umwelt Schweiz 2015. // Das Portal des Bundesamt für Umwelt (BAFU). URL: https://www.bafu.admm-ch/bafu/de/home/dokumentation/publikationenhtml

41. Медицинская страховка в Швейцарии подорожала больше чем обычно // Новостное агентство «Наша Газета». URL: http://nashagazeta.ch/news/sante/me-dicinskaya-strahovka-v-shveycarii-podorozhala-bolshe-chem-obychno

42. Gesundheit2020 - Health2020 - a comprehensive health care strategy. // Official Website of Federal Office of Public Health (FOPH). URL: https://www.bag.-admin.ch/bag/en/home/themen/strategien-politik/gesundheit-2020/eine-umfassende-strategie-fuer-das-gesundheitswe-sen.html

43. Zukunft Mobilität Schweiz. // Das Portal des Eidgenössisches Departement für Umwelt, Verkehr, Energie und Kommunikation (UVEK). URL: https://www.uvek.-admin.ch/uvek/de/home/verkehr/zukunft-mobilitaet-schw-eiz.html

44. Verkehrsperspektiven 2040. // Das Portal des Bundesamt für Raumentwicklung (ARE). URL: https://www.are.admin.ch/are/de/home/verkehr-und-infras-truktur/grundlagen-und-daten/verkehrsperspektiven.html

45. Wichtige Baustellen und Projekte auf den Nationalstrassen // Das Portal des Bundesamt für Strassen (ASTRA). URL: https://www.astra.admin.ch/astra-/de/home.html

46. Historic swiss train stations: when the train conductor still whistled // Official Website of SWI-swissinfo.ch. URL: https://www.swissinfo.ch/eng/historic-swiss-train-stations_when-the-train-conductor-still-whistled/43323964

47. Hans-Jürg Spillmann: 160 Kilometer Fahrbahn für den Angebotsausbau. In: Schweizer Eisenbahn-Revue. Nr. 12/2004, Minirex AG, Luzern 2004.

48. Vernehmlassungsvorlage: Gesamtschau FinöV / Das Portal des Bundesrat für Scweizer Regierung. URL: https://www.admin.ch/ch/d/gg/-pc/documents/1386/Bericht.-pdf

References

1. Avramchikova N. T. Sovremennaya regional'naya politika: opyt zarubezhnykh stran [Modern regional policy: experience of foreign countries] // Nauchnaya elektronnaya biblioteka «KiberLeninka». URL: http://cyber-leninka.ru/article/n/sovremennaya-regionalnaya-politika-opyt-zarubezhnyh-stran

2. Barygin I. N. Mezhdunarodnoye regionovedeniye [International regional studies]. SPb.: Piter, 2009.

3. Vaganov Yu. N. Sovremennoye konstitutsionnoye razvitiye Shvejtsarskoj Konfederatsii [Modern constitutional development of the Swiss Confederation]. M.: RAGS, 2004.

4. Gladkij Yu. N., Sukhorukov V. D. Ekono-micheskaya i sotsial'naya geografiya zarubezhnykh stran [Economic and social geography of foreign countries]. M.: Izdatel'skij tsentr «Akademiya», 2008.

5. Kuznetsova O. V. Piramida faktorov sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya [Pyramid of factors of social and economic development] // Voprosy ekonomiki. 2013. № 2.

6. Molchanov E. Posobiye po demokratii: Funktsionirovaniye demokraticheskogo gosudarstva na primere Shvejtsarii [Grant on democracy: Functioning of the democratic state on the example of Switzerland]. M.: Literatura i politika, 1993.

7. Pankrukhin A. P. Marketing territory [Marketing of the territory]. SPb.: Piter, 2006.

8. Segal E. A. Politicheskaya geografiya Shvejt-sarskoj Konfederatsii v usloviyakh integriruyushchejsya Evropy [Political geography of the Swiss Confederation in the conditions of the integrated Europe]. M.: ST PRINT, 2006.

9. Torkunov A. V., Narinskij M. M. Evropejskaya diplomatiya i mezhdunarodnye protsessy epokhi napoleonovskikh vojn [European diplomacy and international processes of an era of Napoleonic wars]. M.: Aspekt Press, 2012.

10. Turovskij R. F. Tsentr i regiony: problemy politicheskikh otnoshenij [Center and regions: problems of the political relations]. M.: GU VShE, 2006.

11. Ivanova M. V. Vvedeniye v regionovedeniye [Introduction to regional studies]. Tomsk: Izd-vo Tomskogo politekhnicheskogo universiteta, 2011.

12. Kotler F. Marketing mest. Stokgol'mskaya shkola ekonomiki v Sankt-Peterburge [Marketing of places. The Stockholm school of economy in St. Petersburg]. M., 2005.

13. Grant R. M. Contemporary Strategy Analysis, Sixth Edition. URL: http://1642598126.rsc.cdn-77.org/sites/tbbooks/pdf/Solutions-Manual-Contemporary-Strategy-Analysis-Concepts-Techniques-Applications-6th-Edition-Grant.pdf

14. Gavrilov A. I. Regional'naya ekonomika i upravleniye [Regional economy and management] // Uchebnyj portal Vasil'eva A. A. «TerritoriaTnoye upravleniye: gosudarstvennoye, regional'noye, munitsipal'noye i territorial'noye obshchestvennoye samoupravleniye». URL: http://vasilievaa.narod.ru/ru/stat_rab/book/Reg_ek_-upr_Gavrilov/8 -22. aspx.htm

15. Kovalenko E. G. Regional'naya ekonomika i upravleniye [Regional economy and management] // Portal ekonomicheskikh publikatsij «Kot Uchenyj». URL:http:-//www.smartcat.ru/RegionEconomic/RegionalnayaEkono mikaIUpravlenieB J. shtml

16. Strategiya razvitiya federal'nogo i regional'nogo urovnya. Tseli i zadachi strategii privlecheniya investitsij [Strategy of development for the federal and regional level. Purposes and problems of strategy of attraction of investments] // Elektronnaya onlajn biblioteka Natsional'nogo universiteta «Vysshaya shkola ekonomi-ki». URL: https: //www .hse. ru/data/757/364/1225. pdf

17. Ignatyuk N. A. Osnovy publichnogo ekonomicheskogo prava Rossii [Fundamentals of the public economic law of Russial // Virtual'naya elektronnaya biblioteka BBM. URL: http://velib.com/read book-/ignatjuk natalja/osnovy publichnogo ehkonomicheskogo

prava rossii uchebnoe posobie/glava iv gosudarstvenn oe regulirovanie ehkonomicheskojj_dejatelnosti/2_region alnoe_i_territorialnoe razvitie/

18. Khokhlov I. I. Subsidiarnost' kak printsip i mekhanizm politiki Evrosoyuza [Subsidiarity as principle and mechanism of policy of the European Union]. URL:http://www.edu.ru/db/portal/e-library/00000045/Ho-hlov.pdf

19. Doklad Viktorova A. P. «Strategicheskoye i territorial'noye planirovaniye - kak bazovyj instrument upravleniya regional'nym razvitiyem» [A. P. Viktorov's report «Strategic and territorial planning - as the basic instrument of management of regional growth»] // Ministerstvo regional'nogo razvitiya Rossijskoj Federatsii.URL: http ://www.minregion.ru/press_office/term s/?page=2.

20. Smirnova O. O. Paradigmy i paralleli. O smene paradigmy odnopolyarnogo mira i strategicheskom planirovanii [Paradigms and parallels. About paradigm shift of the unipolar world and strategic planning] // Nauchno-prakticheskij zhurnal «MIR: Modernizatsiya. Innovatsii. Razvitiye». URL: http://www.mir-nayka.-com/j our/article/view/15 5/159

21. Sachuk T. V. Razrabotka delovykh strategij razvitiya territorii [Development of business strategies of development for the territory] // Nauchnaya elektronnaya biblioteka «KiberLeninka». URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/razrabotka-delovyh-strategiy-razvitiya-territorii

22. Sovremennyj ekonomicheskij slovar' [Modern economic dictionary]. URL: http://abc.inform-bureau.com/html/yeiiiiexaneass nodaoaaess.html

23. Lyapina I. R. Formirovaniye i realizatsiya investitsionnoj strategii na regional'nom urovne [Formation and realization of investment strategy at the regional level] // Ofitsial'nyj sajt Instituta ekonomiki i prava Ivana Kushnira. URL: http://be5.biz/ekonomi-ka1/r2009/2767.htm

24. Demidova E. V. Marketingovye strategii gorodov kak instrument territorial'nogo razvitiya [Marketing strategy of the cities as instrument of territorial development] // Nauchnaya elektronnaya biblioteka «KiberLeninka». URL: https://cyberleninka. ru/article/n/marketingovye -strategii-gorodov-kak-instrument-territorialnogo-razvitiya

25. Mel'nikova I. G. Marketing v turizme [Elektronnyj resurs] [Marketing in tourism [An electronic resource]] / Turisticheskaya elektronnaya biblioteka «Vse o turizme». URL: http://tourlib.net/books_tourism-/melnikova6.htm

26. Strategiya razvitiya regiona [Strategy of development for the region] // Internet-soobshchestvo HR-Menedzherov «HR-Portal». URL: http://hr-portal.ru/ar-ticle/strategiya-razvitiya-regiona

27. Regional'nye strategii: kak realizovat' prioritety [Regional strategy: how to realize priorities] // Ofitsial'nyj sajt Krasnoyarskogo ekonomicheskogo foruma. URL: http://www.krasnoforum.ru/program/regionalnye-strategii-kak-realizovat-prioritety/

28. Solomonova S. A. Shvejtsarskaya Konstitutsiya: istoriko-pravovoj aspect [Swiss Constitution: historical and legal aspect]. SPb.: Izd-voSPbGEHTU «Lehti», 2007.

29. Global Competitiveness Report 2017-2018. // Official Website of the World Economic Forum. URL: https://www.weforum.org/reports/the-global-competitiven-ess-report-2017-2018

30. Schweiz: Das am stärksten industrialisierte Land der Welt // Die Avenir-Suisse-Website. URL: https://www.avenir-suisse.ch/schweiz-das-am-starksten-industrialisierte-land-der-welt/

31. Scheidegger E. Wachstumsstatt Industriepolitik // Die Volkswirtschaft. 2012. № 7/8.

32. Komissiya po tekhnologiyam i innovatsiyam Shvejtsarii (Swiss committee for technology and innovation) // Nauchno-populyarnyj i obrazovatel'nyj zhurnal «Ekologiya i zhizn'». URL: http://www.ecolife.ru/infos-/agentstvo-ekoinnovatsijj/33663/

33. Swiss Academy of Sciences (SCNAT). URL: https://naturalsciences.ch/organisations/scnat

34. A harmonised definition of cities and rural areas: the new degree of urbanisation. URL: http://www.bfs.admin.ch/bfs/portal/de/index/regionen/03/k ey/00/ind27. indicator.270106.2701.html

35. Bald läuft das älteste AKW der Welt in der Schweiz. //Das Portal der Badische Zeitung. URL: https://www.badische-zeitung.de/bald-laeuft-das-aelteste-akw-der-welt-in-der-schweiz

36. Zwischen Konsens und Opposition: ein halbes Jahrhundert Atomenergie in der Schweiz. // Die SWI-swissinfo.ch Website. URL: https://www.swis-sinfo.ch/ger/zwischen-konsens-und-opposition ein-halbes-jahrhundert-atomenergie-in-der-schweiz/42590926

37. Energiestrategie 2050. // Das Portal des Bundesamt für Energie BFE. URL: http://www.bfe.-admin.ch/energiestrategie2050/index.html?lang=de#

38. Energy Strategy 2050. // Official Website of Swiss Federal Office of Energy (SFOE). URL: http://www.bfe.admin.ch/energiestrategie2050/index.html? lang=en&dossier id=07008

39. Environment at a Glance 2015. // OECD iLibrary. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/environment/environ-ment-at-a-glance-2015/municipalwaste 978926423519914en

40. Umwelt Schweiz 2015. // Das Portal des Bundesamt für Umwelt (BAFU). URL: https://www.bafu.-admin. ch/bafu/de/home/dokumentation/publikationen. html

41. Meditsinskaya strakhovka v Shvejtsarii podorozhala bol'she chem obychno [The health insurance in Switzerland rose in price more than usually] // Novostnoye agentstvo «Nasha Gazeta». URL: http://nashagazeta.ch/news/sante/medicinskaya-strahovka-v-shveycarii-podorozhala-bolshe-chem-obychno

42. Gesundheit2020 - Health2020 - a comprehensive health care strategy. // Official Website of Federal Office of Public Health (FOPH). URL: https://www.bag.-admin.ch/bag/en/home/themen/strategien-politik/gesun-dheit-2020/eine-umfassende-strategie-fuer-das-gesundh-eitswesen.html

43. Zukunft Mobilität Schweiz. // Das Portal des Eidgenössisches Departement für Umwelt, Verkehr, Energie und Kommunikation (UVEK). URL: https://www.uvek.admin.ch/uvek/de/home/verkehr/zukunft -mobilitaet-schweiz. html

44. Verkehrsperspektiven 2040. // Das Portal des Bundesamt für Raumentwicklung (ARE). URL: https://www.are.admin.ch/are/de/home/verkehr-und-infras-truktur/grundlagen-und-daten/verkehrsperspektiven.html

45. Wichtige Baustellen und Projekte auf den Nationalstrassen. // Das Portal des Bundesamt für Strassen (ASTRA). URL: https://www.astra.admin.ch/astra/de/-home.html

46. Historic swiss train stations: when the train conductor still whistled. // Official Website of SWI-swissinfo.ch. URL: https://www.swissinfo.ch/eng/historic-swiss-train-stations_when-the-train-conductor-still-whistl-

ed/43323964

47. Hans-Jürg Spillmann: 160 Kilometer Fahrbahn für den Angebotsausbau. In:Schweizer Eisenbahn-Revue. Nr. 12/2004, Minirex AG, Luzern 2004.

48. Vernehmlassungsvorlage: Gesamtschau FinöV [Elektronische Ressource] / Das Portal des Bundesrat für Scweizer Regierung. URL: https://www.admin.ch/-ch/d/gg/pc/documents/13 86/Bericht.pdf

* * *

THE STRATEGY OF TERRITORIAL DEVELOPMENT (ON THE EXAMPLE OF SWITZERLAND)

LASKOVETS SVETLANA VIKTOROVNA

The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, the Russian Federation, e-mail: sv.laskovets@igsu.ru

AKSENOVA IRINA DMITRIEVNA

The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, the Russian Federation, e-mail: irusik-9168504055@yandex.ru

Authors devoted the article to complex consideration of strategy of territorial development and identification of the specifics inherent in the Swiss Confederation in the matter. They considered factors influencing territorial development in general and on the example of Switzerland in particular. Considering special geopolitical, economic, ethnic and landscape and relief features of Switzerland authors gave an assessment of relevance and efficiency of its strategy of territorial development. They updated communications between territorial development and regional policy of Switzerland and also designated approaches to development of strategy of territorial development. Projects of strategic development in the Swiss Confederation direct, first of all, to the development of infrastructure, transport and logistic complex, energy security, medical support, favorable ecological situation and to attraction of innovative technologies. At the same time, both the federal government of Switzerland, and local authorities of cantons, when developing projects go first of all by the interests of citizens, listen to their opinion and consider it at adoption of management decisions. Authors paid special attention to critical and comprehensive consideration, relationship of regions and the federal center of Switzerland within strategic planning. They studied such concept as branding within the strategy of territorial development as one of the most perspective instruments of territorial development. At the same time authors also considered the Swiss specifics of branding, gave statistical data and results of an estimated factor of Switzerland and its goods and services at the international market, both by foreigners and Swisses's eyes. Author see need for closer cooperation between regions of the Russian Federation and cantons of the Swiss Confederation.

Key words: territorial development, regional policy, territorial strategizing, strategy of territorial development, factors of territorial development, instruments of territorial development

Об авторах:

Ласковец Светлана Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры зарубежного регионоведения и международного сотрудничества Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва

Аксенова Ирина Дмитриевна, магистрант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва

About the authors:

Laskovets Svetlana Viktorovna, Candidate of Economics, Associate Professor of the Foreign Regional Studies and International Cooperation Department, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow

Aksenova Irina Dmitrievna, Applicant for Master's Degree of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.