СТРАТЕГИИ СОВРЕМЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ БРАЗИЛИИ
М. Безерра
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Федеральный университет Баия Rua Augusto Viana, s/n - Palácio da Reitoria, Canela, CEP. 40.110-909, Salvador, Brazil
В статье рассматривается значение новой бразильской политики в сфере обороны в контексте становления Бразилии как мировой державы. Бразилия стоит перед вызовом, заключающемся в создании мощи сдерживания, необходимой для ее обороны, путем модернизации и усиления ее вооруженных сил. Таким образом, Бразилия подписала в последние годы важные военно-технические соглашения, особенно с Францией. На региональном уровне страна стремится к интеграции с соседними государствами. На глобальном уровне Бразилия расширила свое участие в миротворческих миссиях и подтвердила свою приверженность принципам невмешательства и поиска дипломатических решений как практики решения конфликтов.
Ключевые слова: полицентричный мир, мировая держава, национальная оборона, военно-техническое сотрудничество, мощь сдерживания, южноамериканская безопасность, Амазония.
Среди происходящего ныне в Бразилии комплекса политических и социально-экономических изменений политика бразильского государства в области безопасности и национальной обороны является основополагающей. Определенная в документе «Национальная стратегия обороны» (НСО), одобренном в декабре 2008 г., современная политика обороны Бразилии по-новому определяет роль страны в полицентричном мире, подтверждая, с одной стороны, статус Бразилии как мировой державы, а с другой - реализуя комплекс мер по безопасности Южной Америки путем инициатив в области обороны. «Национальную Стратегию Обороны» можно назвать важнейшим документом в истории Бразилии в области обороны и решительным шагом на пути становления Бразилии как мировой державы.
Активное участие Бразилии в различных сферах международных отношений стало возможным благодаря двум важным факторам: во-первых, падению ограничений биполярной системы международных отношений в 1990-х годах ХХ века и формированию полицентричной системы, что открыло новые возможности на мировой арене для государств, играющих ог-
81
раниченную роль во время «холодной войны». Во-вторых, изменениям во внутренней политической и экономической структуре Бразилии в последние двадцать лет, которые способствовали стабильности и возобновлению экономического роста в стране.
Оба эти фактора позволили Бразилии начать невиданный в ее истории политический диалог на региональном и глобальном уровнях международных отношений, в том числе в области обороны. Как показывает создание Южноамериканского совета обороны, Бразилия с успехом делает ставку на политику сближения с соседями в сфере безопасности и обороны и стремится к развитию отношения с разными странами, особенно с Россией, Индией, Китаем и ЮАР (группа БРИКС) как в экономической, так и в политической области. «Учитывая политический прагматизм и гибкость в международных отношениях, которые на протяжении многих лет демонстрирует Бразилия, а также потенциал и динамику ее экономики, можно уверенно сказать, что эта страна в скором времени войдет в круг держав мирового уровня» [1. С. 29]. Ниже приведено несколько примеров, подтверждающих новую позицию Бразилии на мировой арене:
1. Внешняя политика по интеграции Южной Америки и создание МЕРКОСУЛ (MERCOSUL - Mercado Comum do Sul / Общий рынок стран Южной Америки) в 1991 г. и УНАСУЛ (UNASUL - Uniäo das Na9Öes Sul-Americanas / Союз южноамериканских наций) в 2008 г.
2. Роль посредника в военном конфликте между Перу и Эквадором в 2002 г.
3. Инициатива по осуждению попытки государственного переворота против президента Венесуэлы Уго Чавеса в 2002 г., одобренная членами Организации американских государств на саммите в Квебеке (Канада).
4. Роль посредника в ликвидации угрозы государственного переворота в Парагвае в 1996 г.
5. Поддержка законного президента Гондураса Мануэля Селайя и защита демократии во время государственного переворота в 2009 г.
6. Руководство миротворческой миссией ООН на Гаити с 2004 г. по настоящее время.
7. Инициатива по расстройству планов США создать Всеамериканскую зону свободной торговли.
8. Усиление позиции Бразилии в борьбе за место постоянного члена Совета Безопасности ООН в группе G-4 (Бразилия, Германия, Индия, Япония).
9. Активное участие в G-20 («Большой двадцатке») и в других группах и международных форумах.
10. Членство в БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка).
11. Инициативы по установлению диалога со странами Юга и создание группы IBSA (Индия, Бразилия и Южная Африка).
12. Посредничество с Турцией по ядерной программе Ирана, 2010 г.
13. Признание Палестины свободным и независимым государством в границах 1967 года.
14. Инициатива по созданию Южноамериканского Совета безопасности.
На фоне политической стабильности и усиления демократии за последние двадцать пять лет экономическое позиционирование Бразилии в качестве одного из главных международных рынков открывает путь страны к статусу мировой державы. «Возросшая экономическая мощь позволила Бразилии выступить на региональной и мировой арене с более сильных позиций, отчетливо заявить претензии на весомую роль в глобальных делах. Сейчас с полным основанием можно говорить о новых геоэкономических и геополитических параметрах международного позиционирования бразильского государства» [4. С. 7]. Очевидно, что развитие Бразилии должно также сопровождаться существенным уменьшением уровня бедности и социального неравенства, созданием рабочих мест и улучшением условий жизни населения благодаря росту качества образования, здравоохранения, общественной безопасности и т. д.
После достаточно короткого опыта применения неолиберальной схемы развития в Бразилии возобладала модель, рассчитанная на развитие внутреннего рынка, которая была апробирована президентом Фернандо Энрике Кардозу (Партия бразильской социал-демократии - РБББ). Эта модель позволила возобновить экономический рост и улучшить социальные показатели. С 2003 по 2010 годы, в период президентства Луиса Инасиу Лулы да Силва (Партии трудящихся - РТ), Бразилия вновь встала на путь развития национальной экономики и национальных интересов через возвращение к модели социального развития. «В целом на годы президентства Лулы пришлось наиболее заметное сокращение бедности в Бразилии за последние десятилетия. Так, за 6 лет (с конца 2002 года до конца 2008 года, до начала мирового экономического кризиса, затронувшего и Бразилию), доля бедных сократилась с 37,5 до 25,8% населения. Абсолютная же бедность, то есть нищета, уменьшилась с 13,2 до 7,3%» [2. С. 69, 73].
Высокий экономический рост, зафиксированный в последнее десятилетие, стал возможным благодаря модели, которая сочетает в себе либерализм и интервенционизм и основана на макроэкономических реформах, реализованных в разных секторах экономики. «Сегодняшние экономические успехи Бразилии - результат перехода к модели открытой экономики, структурных реформ, проводимых с начала 1990-х гг. и обеспечивших модернизацию всего хозяйственного механизма. В рамках реализации «Плана реал» (введения новой национальной валюты - реала - и принятия неинфляционной экономической модели развития в 1994 году) и других макроэкономических решений стратегического характера, национальная экономика не только избавилась от таких родимых пятен, как неконтролируемая инфляция, но и приобрела новые масштабы и качества» [4. С. 2].
Бразилия располагает различными предварительными условиями, характеризующими уровень мировых держав, такими как мощная экономика, большая территория, благоприятное географическое положение, сухопутная и морская границы, огромные природные богатства, технологическое разви-
тие, эффективная дипломатия и многочисленное население. Одна из самых богатых стран по природным ресурсам, пятая в мире по площади территории (8,5 млн км) и по населению (около 200 млн жителей) и шестая по экономике, Бразилия насчитывает среди своих ресурсов семь стратегических источников: 1) добыча руды; 2) невозобновляемые энергии; 3) возобновляемые энергии; 4) запасы воды; 5) биологическое разнообразие; 6) производство зерна и другой сельскохозяйственной продукции; 7) скотоводство.
Кроме того, страна обладает мощным многоотраслевым промышленным парком и технологическим потенциалом в различных областях науки.
Однако становление Бразилии в качестве мировой державы невозможно без наличия сильных вооруженных сил и технологических знаний в сфере безопасности и обороны. Безусловно, Бразилия недостаточно точно отвечает одному из важнейших критериев в определении державы: реальной обороноспособности. Бразилия занимает лишь 11-е место в мире по военной мощи, согласно рейтингу СМИРИ (SIPRI - Stockholm International Peace Research Institute / Стокгольмский международный институт исследований проблем мира) - место, которое не отвечает роли Бразилии на мировой арене и неточно отражает уровень подготовки ее вооруженных сил. Таким образом, в 2008 году, после нескольких лет исследований и обсуждений в стране, был принят комплексный план по реструктуризации, модернизации и укреплению бразильских вооруженных сил, названный Национальной стратегией обороны (НСО). В настоящее время проекты по инвестициям в сферу обороны страны являются необходимым и решающим шагом в формировании последнего недостающего элемента, формирующего мощь южноамериканской державы - вооруженных сил. Теоретики в области международных отношений, особенно сторонники реалистической школы, анализируя понятие «держава», рассматривали межгосударственные отношения как отношения между державами, обладающими мощным военным потенциалом. Ими были введены понятия «оборонительной» и «агрессивной» державы. Важнейшее условие становления державы - это обеспечение собственной безопасности. В этом смысле Бразилия стремится консолидироваться как оборонительная держава, «способная не позволить навязывать себе чью-то волю» (Раймон Арон).
Новую бразильскую оборонную политику характеризуют три основных вектора:
1. Иринятие плана Национальной Стратегии Обороны (НСО) и «Соглашения о военно-техническом сотрудничестве с Францией» для создания реальной мощи сдерживания. Оба документа были утверждены в декабре 2008 года.
2. Сближение с соседними странами в сферах безопасности и обороны через инициативу по созданию Южноамериканского Совета Безопасности в рамках УНАСУЛ (Союз Южноамериканских Наций), в качестве наблюдательного и совещательного органа по взаимовыгодному сотрудничеству в
области обороны между своими двенадцатью государствами-членами. Совет был также утвержден в декабре 2008 года.
3. Усиление участия вооруженных сил в миротворческих миссиях и подтверждение направления внешней политики Бразилии в мировом масштабе в пользу уважения Вестфальских принципов международных отношений и неприемлемости практики военного вмешательства как механизма решения конфликтов.
Самый важный документ в области национальной обороны в истории Бразилии - Национальная стратегия обороны (НСО) открывает перспективу формирования страны как мировой державы через развитие мощи сдерживания. С другой стороны, этот документ способствует усилению роли страны в качестве актора современной полицентричной системы международных отношений. План стратегии обороны подчеркивает мирный характер Бразилии и раскрывает принципы бразильских международных отношений с соседними странами. «Бразилия является по традиции и убеждению мирной страной. Она живет в мире с соседями. В своих международных отношениях она руководствуется, в том числе, конституционными принципами невмешательства, защиты мира и мирного решения конфликтов. Эта черта пацифизма является одной из национальных характерных черт страны и ценностью, которую сохранил бразильский народ» (НСО).
Национальная стратегия обороны подтверждает, что безопасность Бразилии может быть гарантирована только существованием эффективной военной мощи, и для этого страна намерена формировать мощь сдерживания как инструмент национальной обороны. «Следует организовать вооруженные силы вокруг конкретных возможностей, а не конкретных врагов. У Бразилии сейчас нет врагов. Чтобы не иметь их в будущем, нужно сохранять мир и готовиться к войне» (НСО). Национальная стратегия обороны не только предусматривает инвестиции в закупку вооружений и оснащения для вооруженных сил, но и определяет основы оборонной политики Бразилии по трем основным направлениям: 1) реорганизация и переориентация вооруженных сил, чтобы они могли лучше исполнять свои функции в мирное и военное время; 2) реорганизация национальной индустрии военных материалов с целью обеспечения вооруженных сил национальными технологиями; 3) состав вооруженных сил, включающий и новую политику обязательной военной службы.
Кроме одобрения НСО, Бразилия подписала другой важный документ: «Соглашение между правительством Федеративной Республики Бразилия и правительством Французской Республики о сотрудничестве в области обороны и о статусе своих вооруженных сил». Это соглашение предусматривает широкую передачу оборонных технологий, что будет способствовать последующему производству первых бразильских атомных подводных лодок, истребителей пятого поколения и другого стратегического оборудования. Франко-бразильское соглашение стало ключевым для создания реальной
мощи сдерживания Бразилии. Часто называемое «бразильско-французским военным союзом» в силу своей масштабности, сотрудничество с Францией включает в себя серию военно-технических вопросов и, прежде всего, три новых стратегических бразильских программы в области обороны:
ПРОСУБ - программа создания новых обычных подлодок (давно уже изготовленных в стране с национальной технологией, и особенно первых атомных подводных лодок), которая позволит Бразилии войти в ограниченный круг стран, состоящий из пяти атомных держав (США, России, Франции, Англии и Китая), а также Индии (на другом уровне), обладающей флотом атомных подводных лодок;
Н-Х БЯ - программа по производству вертолетов высшей технологии;
БХ-2 - программа обновления вооруженных сил Бразилии путем приобретения и производства самолетов-истребителей.
«Соглашение о военно-техническом сотрудничестве с Францией является составной частью интересов Бразилии к утверждению политики без американской гегемонии. Оно означает возобновление надежды Бразилии стать мировой державой в ближайшие десятилетия, что связано с определенной автономией в области технологии. Это синтезируется в возможность производства атомной подводной лодки» [6. С. 311].
Начиная с конца прошлого века, во время правительства Фернанду Энрике Кардозу (1995-2002 гг.), и особенно в первом десятилетии этого века, во время двух мандатов президента Луиса Инасиу Лулы да Силва (2003-2010 гг.), Бразилия подписала различные соглашения о военно-техническом, научном и аэрокосмическом сотрудничестве не только с Францией, но и с девятью другими странами: Германией, Италией, Англией, Россией, Украиной, Китаем, Индией, ЮАР и США. Очевидно, что разработка НСО должна восприниматься в контексте новой внутренней реальности Бразилии и в контексте новой роли Бразилии в мире. «Мы присутствуем при переформировании политико-экономических парадигм, определявших политические отношения на протяжении большей части ХХ века. В этом контексте Бразилия консолидирует свое положение в мире, получив в наследство политико-экономическую стабильность, завоеванную в предыдущем столетии. Нынешние обстоятельства, так же как и политика, направленная им навстречу, позволили стране получить больший престиж в мире. Этот процесс подразумевает новые вызовы и новую ответственность, которую мы должны будем постепенно на себя принять. Он также подразумевает необходимость стратегического планирования и гибкости для его адаптации к постоянно изменяющимся сценариям. Восстановление международных позиций Бразилии определяет также новые позиции в области обороны» [5].
Два центральных вопроса стоят на повестке дня нового бразильского оборонного плана: 1) подтверждение суверенитета над бразильской Амазонией и усиление безопасности этого обширного и богатого региона страны;
2) охрана и защита огромных морских запасов нефти, называемых «Пре-Сал» (Pré-Sal), найденных вдоль бразильского побережья.
«История не дает пока примеров самостоятельного и беспроблемного существования в вооруженном мире слабовооруженных государств, обладающих обширными и потенциально богатыми территориями. В условиях же растущего истощения мировых энергетических и продовольственных ресурсов это справедливо вдвойне. Повторим еще раз: не уровень развития демократии и даже не наличие или отсутствие социальных контрастов, а способность или неспособность эффективно контролировать собственную территорию - вот что будет реально определять отношения таких стран, как Россия, Бразилия, Индия и Китай со странами «золотого миллиарда» [3]. Национальная стратегия обороны (НСО) включает в себя краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные действия и обосновывает приоритетные проекты, предусматривая более высокую концентрацию войск в Амазонии и пограничных районах, создание морских оборонных сил по защите «Пре-Сал» и изменения в режиме правительственных закупок и инвестиций [7].
Можно предположить, что новая политика обороны приведет к некоторым изменениям и в бразильской политической культуре относительно вопросов национальной обороны. НСО отмечает, что, благодаря исторически мирной политике Бразилии, в стране никогда не проводилось широких дебатов по вопросам обороны. Действительно, забота об обороне никогда особенно не присутствовала в бразильском общественном мнении, обычно более озабоченном другими национальными проблемами. Кроме того, само бразильское государство не всегда уделяло обороне должное внимание. «Периодически правительства разрешали закупки или производство новых оборонительных материалов и вводили конкретные реформы в вооруженных силах. Однако они никогда не предлагали национальной оборонной стратегии, которая бы систематически ориентировала реорганизацию и переориентацию вооруженных сил; организацию производства материалов для обороны с целью обеспечения автономии операций трех сил: ВМС, сухопутных войск и ВВС; политику подбора кадрового состава, прежде всего введения обязательной военной службы» (НСО).
На глобальном уровне два главных аспекта характеризуют новую стратегию безопасности и обороны Бразилии и ее диалог с миром. Первый свидетельствует об усилении участия бразильских вооруженных сил в международных миротворческих миссиях как, например, на Гаити, где Бразилия с 2004 г. возглавляет MINUSTAH (Mission des Nations Unies pour la Stabilisation en Haiti) и в Ливане, где Бразилия с 2011 г. принимает участие в миротворческих силах UNIFIL (United Nations Interim Force in Lebanon). «Очевидно, одна из причин усиления бразильского присутствия в миротворческих миссиях ООН связана с борьбой Бразилии за статус постоянного члена Совета Безопасности ООН, ввиду его возможного реформирования и расширения» [8. Р. 196]. Второй аспект подтверждает принцип бразильской
внешней политики против военных интервенций как политики решения конфликтов. Эта позиция была продемонстрирована во время различных международных кризисов, как, например, бомбардировки Югославии Организацией Североатлантического договора (НАТО), вторжения в Ирак со стороны США и Великобритании и бомбардировки Ливии силами НАТО.
Будущее Бразилии как мировой державы, обладающей способностью к сдерживанию, будет определяться в ближайшие годы эволюцией системы международной безопасности, способностью мирового общества вести новый политический диалог в изменяющихся условиях глобального мира. Строго говоря, потенциал будущей сдерживающей силы Бразилии будет зависеть от развития безопасности в глобальном масштабе. При анализе новой роли Бразилии в качестве мирового актора очевидно, что Бразилия намерена завершить процесс своего превращения в мировую державу, обладающую, благодаря своей военной мощи, эффективными способностями к сдерживанию. Важный вызов для Бразилии политический: как сформировать державу и в то же время не разрушить баланса сил в регионе и отношений с соседними государствами. В этом плане предложение создать Южноамериканский совет безопасности имеет положительный резонанс, поскольку он усиливает чувство взаимного доверия между его членами и укрепляет безопасность в Южной Америке.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Борзова А.Ю. Формирование внешнеполитической стратегии современной Бразилии // «Латинская Америка». - № 12. - М., 2011.
[2] Kрасилbщиков В. Современная Бразилия - От тропической России к тропической Скандинавии? // «Свободная Мысль». - № 3. - М., 2011.
[3] Мартынов Б.Ф. Бразилия - гигант в глобализирующемся мире // Институт Латинской Америки РАН. - М., 2008.
[4] Яковлев П.П. Бразилия: поступь восходящего гиганта // Перспективы. - М., 2010.
[5] Jobim, Nelson. A Defesa na agenda nacional: o plano nacional de Defesa // Revista Interesse Nacional. - Julho, 2008.
[6] Martins Filho, Joño Roberto. Acordo Brasil-Fran£a marca expectativa de ser potencia // Folha de S. Paulo. - 06.09.2009.
[7] Moura Neto, Julio Soares. Командарм бразильского военно-морского флота. «Marin-ha rebate críticas a submarinos» // Folha de S. Paulo. - 06.09.2010.
[8] Pagliari, Graciela Di Conti. O Brasil e a seguraba da América do Sul. - Juruá, Curitiba. 2009.
REFERENCES
[1] Borzova A.Ju. Formirovanie vneshnepoliticheskoj strategii sovremennoj Brazilii // «Latinskaja Amerika». - № 12. - M., 2011.
[2] Krasil'shhikov V. Sovremennaja Brazilija - Ot tropicheskoj Rossii k tropicheskoj Skan-dinavii? // «Svobodnaja Mysl'». - № 3. - M., 2011.
[3] Martynov B.F. Brazilija - gigant v globalizirujushhemsja mire // Institut Latinskoj Ame-riki RAN. - M., 2008.
[4] Jakovlev P.P. Brazilija: postup' voshodjashhego giganta // Perspektivy. - M., 2010.
[5] Jobim, Nelson. A Defesa na agenda nacional: o plano nacional de Defesa // Revista Interesse Nacional. - Julho, 2008.
[6] Martins Filho, Joño Roberto. Acordo Brasil-Fran£a marca expectativa de ser potencia // Folha de S. Paulo. - 06.09.2009.
[7] Moura Neto, Julio Soares. Командарм бразильского военно-морского флота. «Marin-ha rebate críticas a submarinos» // Folha de S. Paulo. - 06.09.2010.
[8] Pagliari, Graciela Di Conti. O Brasil e a seguraba da América do Sul. - Juruá, Curitiba. 2009.
THE NEW STRATEGY OF BRAZIL IN THE FIELD OF DEFENSE AND SECURITY
Marcelo Bezerra
Peoples' Friendship University of Russia, Miklukho-Maklaya st., 6, Moscow, Russia, 117198
Universidade Federal Da Bahia Rua Augusto Viana, s/n - Palacio da Reitoria, Canela, CEP. 40.110-909, Salvador, Brazil
This article presents an analysis of the new Brazilian defense policy in its process of becoming a world power. Brazil faces the challenge of building a dissuasion capacity considered necessary for its own security and defense with the modernization and strengthening of its military forces. In this sense Brazil has signed important military-technical cooperation agreements in the last years specially with France. On a regional level, it wishes to maintain the process of integration with its neighboring countries. On a global level, Brazil has increased its participation in international peace missions and has reaffirmed its commitment to the principle of non intervention by searching diplomatic solutions to solve conflicts.
Key words: multicenter world, world power, national defense, dissuasion power, military-technical cooperation, South American security, Amazonian region.