Научная статья на тему 'Стратегии совладания студентов первого курса'

Стратегии совладания студентов первого курса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
497
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ СОВЛАДАНИЯ (КОПИНГ) / КОНФРОНТАЦИЯ / ДИСТАНЦИРОВАНИЕ / САМОКОНТРОЛЬ / ПОИСК СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ / ПРИНЯТИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / БЕГСТВО-ИЗБЕГАНИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ / ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ПЕРЕОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Конокпаева Инна Сергеевна

В статье анализируются стратегии совладания студентов первого курса. Исследование было проведено с помощью методики «Копинг-тест Р. Лазаруса». Выявлено, что студенты первого курса предпочитают копинг, сознательный защитный механизм «принятие ответственности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Конокпаева Инна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегии совладания студентов первого курса»

3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общества и культура. /Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана; Гос. ун-т. Высш. шк. экономики. М., 2000. 606 [1] с.

4. Корниенко А.А. Детская агрессия. М.: Изд-во «Рама Паблишинг», 2012. 200 с.

5. Кыштымова И.М. Семантика визуальных образов, транслирующих традиционные ценности (на примере оценки рекламы студенческой молодежью) / ИЗВЕСТИЯ Иркутского государственного университета, 2016. Т. 15. С. 3-14

6. Луман Н. Медиа-коммуникации / Пер. с нем. / А. Глухов, О. Никифоров. М.: Издательство «Логос», 2005. 280 с.

7. Моль А. Социодинамика культуры / Пер. с фр. М.: Издательство ЛКИ, 2008; Щедровицкий П.Г. Ситуация в области образования // Русский журнал, ноябрь 2000. [Электронный ресурс]. Режим доступа: гшб. ги^_80Уг/скр/200011 031.html/ (дата обращения: 27.06.2018).

8. Пронина Е.Е. канд. психол. наук. Психологическая экспертиза рекламы. М.: РИП-холдинг, 2000. 100 с. (Академия рекламы).

9. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Психолого-педагогическая экспертиза мультфильмов для детей и подростков // Культурно-историческая психология, 2014. Т. 10. № 4. С. 4 -11.

10. Соколова М.В., Мазурова М.В. // Герои современных мультфильмов в играх и игрушках дошкольников // Культурно-историческая психология, 2015. Том 11. № 2. С. 80-85.

СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА

Конокпаева И.С.

Конокпаева Инна Сергеевна - студент, факультет психологии и педагогики, Елабужский институт Казанский федеральный университет, г. Елабуга

Аннотация: в статье анализируются стратегии совладания студентов первого курса. Исследование было проведено с помощью методики «Копинг-тест Р. Лазаруса». Выявлено, что студенты первого курса предпочитают копинг, сознательный защитный механизм - «принятие ответственности». Ключевые слова: стратегия совладания (копинг), конфронтация, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, бегство-избегание, планирование решения проблемы, положительная переоценка.

Вся жизнь человека состоит из различных событий, сопровождающихся переживаниями, напряжениями и тревогами. Человек, неизбежно втянутый в этот процесс, вынужден искать пути адаптации к меняющимся условиям. Данная проблема рассматривается в различных научных областях, особенно тех, что непосредственно заняты изучением человека. В ряде психологических исследований уже на протяжении многих лет поднимается вопрос о способах преодоления различных жизненных ситуаций. И здесь особое внимание уделяется стратегиям совладающего поведения личности [1, с. 15].

Совладающее поведение, или копинг - это сознательное целенаправленное поведение в отличие от поведения защитного. Оно создает фундамент стойкости, высокой жизнеспособности, адаптации. [3, 64].

Автором концепции копинг-поведения (совладающего поведения) является Р. Лазарус, посвятивший множество исследований этому явлению, пытаясь объяснить его специфику и механизм развития [2, с. 26].

С помощью методики «Копинг-тест Р. Лазаруса» было исследовано 30 студентов первого курса факультета психологии и педагогики Елабужского Института Казанского Федерального Университета, в возрасте 18 - 19 лет.

Методика «Копинг-тест Р. Лазаруса», предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфляк, М.С. Замышляевой в 2004 году. Совладание с жизненными трудностями, как утверждают авторы методики, есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. [4, с. 55].

По результатам исследования было выявлено, что по субшкале «принятие ответственности» 8 студентов (26,6%) набрали наибольшее количество баллов, данные личности признают свою роль в возникновении проблемы и ответственность за ее решение, а также самокритику и самообвинение. Выраженность данной стратегии в поведении может приводить к неоправданной самокритике и самобичеванию, переживанию чувства вины и хронической неудовлетворенности собой.

6 студентов (20%) по субшкале «самоконтроль» набрали наибольшее количество баллов, то есть они преодолевают негативные переживания за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, обладают высоким контролем поведения, стремятся к самообладанию.

По субшкале «поиск социальной поддержки» 4 человека (13,3 %) набрали наибольшее количество баллов, это свидетельствует о том, что разрешение проблемы происходит за счет привлечения внешних ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Характерны ориентированность на взаимодействие с другими людьми, ожидание поддержки, внимания, совета, сочувствия, конкретной действенной помощи.

По субшкале «планирование решения проблемы» 4 (13,3%) первокурсника набрали наибольшее количество баллов, то есть они преодолевают проблемы на счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опята и имеющихся ресурсов.

По субшкале «конфронтационный копинг» 3 человека (10%) набрали наибольшее количество баллов, то есть они решают проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществления конкретных действий.

По субшкале «бегство-избегание» 3 человека (10%) набрали наибольшее количество баллов, то есть преодоление личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, отвлечения и т. п.

По субшкале «дистанцирование» 2 человека (6,6%) набрали наибольшее количество баллов. Преодолевают негативные переживания за счет снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в ней. Используют интеллектуальные приемы рационализации: переключение внимания, отстранение, юмор и т.п. [5, с. 122].

Таким образом, исследование показало, что студенты первого курса Елабужского института Казанского Федерального университета в период своей адаптации к новым условиям обучения, используют различные статегии совладания, а именно конфронтация, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, бегство-избегание, планирование решения проблемы, положительная переоценка для того, чтобы осознано уменьшить внутриличностный конфликт, снизить напряженность, избавиться от беспокойства. Ослабляя эти процессы, стратегии совладания, регулируют поведение человека, повышают его уровень адаптации, приспособления и уравновешивают психику. И все эти процессы осознанно контролируются человеком.

Список литературы

1. Крюкова Т.Л. Человек как субъект совладающего поведения. М.: Институт психологии РАН, 2008. 95 с.

2. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования Эмоциональный стресс: физиологические и психологические реакции. Под ред. Л. Леви.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Academia, 2004.

4. Набиуллина Р.Р. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом / Р.Р. Набиуллина, И.В. Тухтарова. Казань, 2013. 101 с.

5. Сирота Н.А. Копинг-поведение в подростковом возрасте. // Дисс. докт. мед. наук. СПб, 1994. 283 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.