СТРАТЕГИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
УДК/UDC 378.4.147.016:796
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 09.06.2015 г.
Кандидат педагогических наук, профессор С.И. Белых1
1 Донецкий национальный университет, Донецк
STRATEGIES TO IMPROVE PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS
Ph.D., Professor S.I. Belykh1
1 Donetsk National University, Donetsk
Аннотация
В статье выделены две стратегии совершенствования физического воспитания студентов - «традиционная», основанная на высокой личной активности преподавателя физического воспитания, и «современная», в основе которой лежит переход от субъект-объектных отношений между преподавателем и студентом к отношениям субъект-субъектным, и выведение на первый план вопросов ценностей и мотивов, знаний и умений, необходимых студентам для планирования и проведения самостоятельных физкультурно-оздоровительных занятий.
Ключевые слова: стратегии, технологии, методика совершенствования физического воспитания, традиционная, современная.
Annotation
Two strategies for improving physical education of students were determined in the paper - "traditional", based on the high personal activity of physical education teachers, and "modern", which is based on the transition from the subject-object relationship between a teacher and a student to the subject-subject one, and putting in the forefront the issues of values and motives, knowledge and skills students need to plan and conduct independent health and fitness classes.
Keywords: strategies, technologies, technique of improvement of physical education, traditional, modern.
Введение. Исследование модернизации вузовской учебной дисциплины «Физическое воспитание» мы начали с проведения анализа статей, размещенных в известном научно-теоретическом журнале «Теория и практика физической культуры».
Дело в том, что по условиям написания в Российской Федерации диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.04 - «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры« часть статей соискателей должна быть опубликована в достаточно узком перечне рейтинговых изданий. При этом журнал «Теория и практика физической культуры» является одним из наиболее демократичных и доступных из них.
Это означает, что исследователь актуальных проблем физической культуры имеет возможность сужать границы литературного поиска по интересующей его проблеме, обратившись именно к «Теории и практике физической культуры». Ведь изучив материалы, опубликованные в этом авторитетном издании, ученый получает достаточно полное представление обо всем поле наиболее значимых научно-исследовательских работ, которые проводились и проводятся в России в области физической культуры и спорта.
Цель статьи - изучив известные публикации, выявить основные стратегии модернизации вузовской дисциплины «Физическое воспитание».
Результаты исследования и их обсуждение. Мы установили, что в начале 1990-х гг. уже оформились две стратегии совершенствования физического воспитания студентов. Первую
условно назвали «традиционной», она является исторически первой по времени возникновения и связана с попытками решения существующих здесь проблем за счет высокой личной активности преподавателей физического воспитания, которые относятся к ведению методики [6].
Уточним, что понятия «педагогическая технология» и «технология обучения» шире, нежели методика обучения [6]. Методика в своей основе - это совокупность рекомендаций по организации и проведению педагогического процесса, педагогическую же технологию отличает ряд принципиальных дополнительных моментов. По своему назначению методика предлагает применение конкретных методов, организационных форм, средств обучения, тогда как технология рекомендует процесс создания необходимой комплексной системы методов, организационных форм и средств обучения с учетом целей управления процессом обучения.
Методика ориентирована на конкретный предмет, на реализацию конкретных целей, она дает конкретные рекомендации. Технология же направлена на универсализацию подходов в процессе освоения учебного материала, отражает процессуальный и динамичный характер всего процесса обучения.
По своему интеллектуальному подходу методика - это узкопредметный аспект некой учебной дисциплины, тогда как технология - культурное понятие, связанное с мышлением и деятельностью педагога. При этом под методикой понимают систему научно обоснованных методов, правил и приемов обучения. Технология же - инструментарий достижения целей обучения, систематическое и последовательное воплощение на практике
□
и
га у
г.
ч—
. О (и
■ -О
с
га
^
О си .с Н
предварительно спроектированного процесса обучения, систем и способов достижения целей управления процессом обучения [6, с. 30].
Обращаем внимание на выделенный выше курсивом фрагмент текста, поскольку он фиксирует принципиальное общее для работ, принадлежащих к традиционной стратегии, какого бы аспекта совершенствования преподавания дисциплины «Физическое воспитание» они не касались. Речь в этой стратегии идет, во-первых, о фактическом сохранении стиля и практики педагогического руководства как единственно возможного и идеологически объединяющего всех приверженцев этой стратегии. Во-вторых, о стремлении к консервации субъект-объектных отношений в системе «преподаватель-студент», а значит, и о фактическом отказе от идеи гуманизации высшего образовании в той ее части педагогической практики, которая касается преподавания «Физического воспитания». В-третьих, об отказе от попыток превращения «Физического воспитания» в дисциплину, имманентную современному явлению высшего образования, которое ориентировано на формирование разнообразных межпредметных компетенций и деятельностей (в данном случае связанных с повышением своей работоспособности и здоровья).
Примером этой стратегии может быть исследование Н. В. Белкиной, которое опубликовано в «Теории и практике физической культуры» в 2006 г [1]. При этом, изучая серию публикаций, мы убедились, что именно к 2006 г. в Российской Федерации окончательно оформились две основные стратегии совершенствования физического воспитания студентов. Появились результаты завершенных педагогических экспериментов, проведенных в рамках одного или другого подхода. Появилась также возможность изучить их результаты и сделать умозаключения по сути претензий каждой из стратегий.
Согласно автору статьи результаты исследований, проведенных в Тихоокеанском государственном университете (ТОГУ), показывают, что физкультурно-спортивная деятельность так и не стала для большинства студентов насущной потребностью, а здоровье и физическая подготовленность не входят в число ведущих ценностей значительной части молодежи. В то же время растет число студентов, освобожденных от занятий или зачисленных в специальную медицинскую группу. Так, по данным Н. В. Белкиной, их количество в университете с 1991 по 2005 г увеличилось с 7,7 до 31,2 %.
При этом из всех отчисленных за академическую неуспеваемость в 2004/2005 учебном году большинство не справлялись с учебной нагрузкой по причине ухудшения здоровья. При этом изучение отношения студенток 1-3-го курсов к своему здоровью, мотивации и интереса к занятиям физической культурой позволило установить, что большинство из них оценивают свое здоровье как удовлетворительное (!?). Объективно же выявлено снижение его уровня от курса к курсу. Учитывая результаты проведенного анализа состояния здоровья, физического развития и подготовленности, отношения к физической культуре и спорту, автор констатирует, что сложилась проблемная ситуация, которая заключается в противоречии между уровнем требований системы высшего образования и недостаточной оздоровительной эффективностью занятий по физическому воспитанию студенток вуза.
В связи с этим для студенток Н. В. Белкиной разработан и апробирован подход, основанный на использовании в структуре годичного цикла форм занятий, применяемых в тренировке женщин: классической аэробики, кондиционной гимнастики, систем Пилатеса и Изотон. Очевидно, что это те же формы групповых занятий, которые отличаются лишь своей новизной.
Н. В. Белкина пишет, что «для повышения качества преподавания предмета (вот она, изюминка, как ее понимает исследователь. - Авт.) в рамках отведенного на 1-й курс времени мы перераспределили часы между разделами программы. Лекци-
онный курс был сокращен до 6 ч и составил 4,4 % по сравнению с 11,7 %о в государственной программе. Методико-практиче-ский и контрольный разделы экспериментальной программы были сокращены на 6 ч, что позволило расширить практический раздел до 110 ч (до 80,9 % всей учебной нагрузки). Для того чтобы не нарушать принципов оздоровительной тренировки, таких как систематичность и постепенность, методико-практические занятия были совмещены с учебно-тренировочными и проводились в соотношении 15:45 мин соответственно» [1, с. 8-9].
Вот в чем суть подхода в рамках «традиционной» стратегии: изменяются, «освежаются» формы занятий, не затрагивая устройства дисциплины.
Н. В. Белкина далее уточняет, ориентируясь на способы эффективной тренировки телесности: «Ударный тренировочный мезоцикл включал занятия по системе Изотон, в основу которых легли статодинамические упражнения, обладающие наивысшей оздоровительной эффективностью. Упражнения носят локальный характер с напряжением мышц в пределах 30-60 % от максимального с кратными остановками (на 0,5-1 с) в различные моменты выполнения движения. Основное условие правильного выполнения упражнения - отсутствие расслабления мышцы на протяжении всего подхода за счет медленного темпа движении и их плавности. Амплитуда движений - полная. Упражнения выполняются до отказа, когда невозможно их продолжать из-за боли в мышцах и неспособности преодолеть сопротивление (40-60 с от начала выполнения)».
Воздействию последовательно или одновременно подвергаются все группы мышц. Упражнения на протяжении всей партерной части выполняются непрерывным методом. Если метод выполнения поточно-серийный, то интервалы отдыха заполняются стретчингом. Рекомендуется использовать суперсерию в двух вариантах: чередование 2-3 подходов на различные группы мышц или, меняя исходные положения и сами упражнения, повторно нагружать те же самые мышечные группы для их более детальной проработки. Дыхание выполняется через нос, глубоко, без задержек и с максимальным использованием мышц живота (диафрагмальное дыхание). Мышцы растягиваются до их силовой проработки для разогрева и повышения эластичности мышечных волокон. «Необходимо соблюдать, - указывает Н. В. Белкина, - принцип минимизации роста систолического АД, поэтому ЧСС не должна превышать 150 уд/мин. Аэробная часть занятия - это рекомендуемая, но не обязательная часть -проводится до изотонической тренировки в комфортном пульсовом режиме (110-150 уд/мин)» [1, с. 10-11] и т. д. и т. п.
Н. В. Белкина показывает, что в результате применения в структуре годичного образовательного цикла оздоровительных видов гимнастики и новых подходов к планированию и организации учебного процесса у студенток экспериментальной группы успеваемость достоверно (р<0,05) повысилась на 7,2 %, а пропуски занятий по болезни в связи с простудными заболеваниями снизились на 16,6 %. В целом полученные результаты свидетельствуют, что разработанный подход позволяет улучшать физическое развитие, двигательную и функциональную подготовленность, психоэмоциональное состояние, а также изменить отношение к занятиям физической культурой. Все это дает основание рекомендовать его к использованию на кафедрах физического воспитания вузов.
Не ставя под сомнение важность этого и похожих исследований для совершенствования моторной составляющей вузовской дисциплины «Физическое воспитание» как ее сущностной основы, поставим под сомнение перспективность похода в начале ХХ1 в., при котором объектом усилий педагогов по-прежнему остается телесность студентов. Тем более что в начале 1990-х гг фактически была сформирована качественно иная стратегия, которую разработали в своих докторских диссертациях Л. И. Лубышева и В. В. Приходько [5, 7], мы ее назвали «современной».
Эту стратегию отличают, во-первых, стремление перейти от субъект-объектных отношений между преподавателем и студентом (от стиля педагогического руководства) к отношениям субъект-субъектным (то есть, к стилю педагогического управления). Во-вторых, желание перевести студента из состояния объекта педагогических манипуляций на позицию субъекта учебно-познавательной деятельности, за счет чего у него возникает полноценная учебная деятельность, которой в условиях традиционного преподавания «Физического воспитания» просто нет, все сводится к тренировке. В-третьих, авторы стратегии смещают свои усилия с упражнения телесности на сознание занимающихся, переводя на первый план вопросы ценностей и мотивов, знаний и умений, необходимых студентам для планирования и проведения, собственных физкультурно-оздоровительных занятий.
Наконец, в-четвертых. Только в рамках приверженности этой стратегии можно обеспечить действительно индивидуально-ориентированный учебно-воспитательный и образовательный процесы, что открывает новые горизонты для развития «Физического воспитания» как полноценной вузовской дисциплины. Ее при таком подходе отличает не только уже привычная ориентация на физические упражнения и спорт, но и стремление к распространению ценностей физической культуры и здорового образа жизни, формированию у студентов устойчивой мотивации к продолжению физкультурно-спортивных занятий и после сдачи последнего зачета по «Физическому воспитанию». Это также внимание к выработке необходимых разнообразных знаний, умений и навыков. Тем самым создаются условия для совместной заинтересованной деятельности преподавателей и студентов, что открывает новые возможности для модернизации дисциплины «Физическое воспитание».
В качестве примера исследования, выполненного в рамках этой, второй, стратегии, сошлемся сначала на статью В. С. Быкова [2].
Он пишет, что становление человека, включенного в образовательный процесс, определяется целым рядом факторов. С одной стороны, они выступают как совокупность внешних движущих сил развития (социально-экономические, психолого-педагогические и эколого-валеологические), а с другой - как совокупность действующих сил внутреннего развития, изменяющего самосознание человека. В результате у него открывается возможность самостоятельного освоения новых социальных ценностей, раскрытия своих интеллектуальных и физических способностей, утверждения индивидуального своеобразия.
Особую роль в сложном и многофакторном процессе формирования индивидуальности человека призвано сыграть его физкультурное образование. Оно создает фундамент здоровья для развития других сторон культуры человека, обеспечивает внутренние гарантии продуктивности учебно-познавательной деятельности и общения в сложной социально-экономической и экологической обстановке, способствует накоплению первичного опыта адаптации будущего работника к условиям рыночных отношений и рынка труда. Такая адаптация становится объективно необходимой, поскольку рынок сопряжен с психической и физической напряженностью, с риском, с конкуренцией, с ответственностью, с мобильностью и высоким профессионализмом, со способностью к конструированию адекватной системы отношений и поведения.
Физкультурное образование человека предполагает интеграцию физического обучения и физического воспитания, физического развития и физического здоровьесбережения, обеспечивающих высокий уровень его физической культуры человека. Что же касается приоритетов, то они могут быть правильно поняты лишь в личностно ориентированной модели образовательного процесса, поскольку связаны с созданием условий для проявления и развития особенностей каждой личности, ее индивидуальности, с идеей свободы выбора траектории развития
человека в образовательном процессе. Методическая система актуализации физического самовоспитания учащегося состоит в реализации педагогических технологий, обеспечивающих переход от внешней детерминации деятельности и поведения студентов в области физической культуры к внутренней.
Структурными компонентами организационно-педагогических условий формирования и сохранения здоровья и физического воспитания учащихся здесь выступают:
- формирование мотивов физического самовоспитания; освоения валеологических знаний, умений и навыков здорового стиля жизни;
- поддержание и развитие физических кондиций; содержание учебно-тренировочных занятий по развитию и саморазвитию физической подготовленности, содержание пропагандист-ско-просветительской работы по формированию личностно значимых ценностей здорового стиля жизни;
- деятельность педагога по стимулированию саморазвития физической культуры личности;
- деятельность студентов по саморазвитию физической культуры;
- педагогические средства (учебно-тренировочные упражнения, творческие задания, технические средства поддержания здоровья и развития физической кондиции);
- качество учебно-методического обеспечения, включающего в себя индивидуальные программы, учебные пособия, методические рекомендации.
В рамках технологии физического самовоспитания учащихся предусматривается широкое поле для выбора педагогического инструментария актуализации:
- на уровне «инициирования активности» - педагогическое общение, педагогическая оценка, педагогические требования, педагогическое информативное речевое и демонстрационное воздействие, педагогическое разрешение и создание конфликта;
- на уровне «оснащения способами жизнедеятельности» -открытие, соучастие, возвышение, внесение образа, стимулирование деятельности, коррекция отклонений, привлечение к деятельности, включение в деятельность, приучение к деятельности, внесение знаний, демонстрация отношений, вовлечение в деятельность, снятие психического напряжения, обозначение позиций, постановка перед выбором;
- на уровне «стимулирования свободного выбора» - положительное подкрепление, педагогическая оценка (Я-сообщение), педагогическое требование (безусловность нормы), педагогическое убеждение (тезис - аргумент), педагогический конфликт-компромисс.
Не менее интересным и выполненным в рамках «современной стратегии» следует считать исследование, проведенное Д. Н. Давиденко [3].
Автор отмечает, что в вузах физическая культура представлена как важнейший базовый компонент формирования общей культуры студентов. В настоящее время общепризнанны такие формы физической культуры, как неспециальное физкультурное образование, спорт, физическая рекреация и двигательная реабилитация. Важнейшими элементами формирования физической культуры студентов становятся также мотивационная сфера личности, широта и глубина теоретических и методико-практических знаний, умений и навыков в области физической культуры и ее видов. Ценностное отношение к физической культуре приобретается личностью в процессе собственной активной деятельности, и эффективность данного процесса зависит от реализации принципа единства ее физического, интеллектуального и нравственного потенциалов.
Согласно современным представлениям образовательный процесс, с одной стороны, соотносится со своим социально значимым содержанием, с другой - обусловлен опытом студента как субъекта образовательного процесса и носителя соб-
□
и
га у
г.
ч—
. О 0J
■ -О
с
га
^
О (U .с Н
ственной культуры. В последние годы о физической культуре все чаще говорят не только как о социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности. Поэтому образование в вузе должно быть ориентировано на формирование студента как субъекта собственной физической культуры. Физическая культура, будучи одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.
При организации исследования его автор исходил из того, что в основе формирования физической культуры студентов заложен анализ динамики и показателей физической и функциональной подготовленности, уровня потенциала соматического здоровья, отношения к ценностям физической культуры, степени овладения системой теоретических и методико-практи-ческих знаний, умений и навыков. Формирование физической культуры студентов вуза наиболее эффективно осуществляется на основе качественного совершенствования образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура» (так она называется в России) и широкого использования современных педагогических технологий. Сбалансированность реализуемых направлений позволяет целенаправленно решать задачи в области физической культуры в соответствии с российским Государственным образовательным стандартом.
При оценке уровня сформированности физической культуры студентов и поиске путей повышения эффективности образовательного процесса автор посчитал важным проанализировать: 1) показатели, определяющие уровень физической культуры студентов; 2) показатели, характеризующие особенности организации образовательного процесса по формированию физической культуры студентов; 3) возможные изменения в организации образовательного процесса по физкультурному воспитанию путем внедрения новых педагогических технологий.
Сформированность физической культуры студентов оценивалась: 1) по показателям их физической и функциональной подготовленности; 2) динамике уровня потенциала здоровья; 3) анализу отношения студентов к ценностям физической культуры; 4) уровню знаний в области физической культуры.
Проведенный анализ позволил предложить, в частности, следующие пути формирования физической культуры студентов:
1. Прохождение в полном объеме теоретического и мето-дико-практического разделов программы по физической культуре, рекомендованной Минобразованием РФ, с использованием новых информационных технологий, активных методов и средств общения и взаимодействия со студентами (для теоретического раздела: лекция-визуализация, лекция с проблемным изложением, аргументированность информации и др.; для практического раздела: анализ конкретных ситуаций, игровой и соревновательный методы, моделирование, дискуссии и др.).
2. Проведение итоговой аттестации студентов по дисциплине «Физическая культура» с использованием программированных материалов и компьютерных программ, составление сравнительных таблиц и др.
3. Расширение теоретического и контрольного разделов программы по теме «Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья». Особое внимание уделялось значению средств физической культуры для профилактики аутопатогении - саморазрушающего поведения (наркомании, алкоголизма, курения и т. д.).
4. Организация самостоятельного изучения студентами во внеучебное время теоретического раздела программы путем использования компьютерного учебника «Социальные и биологические основы физической культуры и здорового образа жизни», созданного на кафедре физического воспитания Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.
5. Освоение студентами нового методико-практического занятия «Ментальный тренинг» с набором аудиопрограмм для самостоятельного использования в домашних условиях.
6. Проведение индивидуальных консультаций при организации студентами собственной физической активности и выборе форм и интенсивности занятий, обеспечение необходимыми теоретическими и методико-практическими материалами, совместное решение познавательных задач.
Выводы. Рассмотрев обе стратегии, мы пришли к выводу об отсутствии перспектив подлинной модернизации (то есть модернизации как таковой) вузовской дисциплины «Физическое воспитание» в рамках «традиционной» стратегии. Ведь все попытки решить проблему ее осовременивания наталкиваются здесь на непреодолимые преграды, а именно на попытку решить проблему усиления образовательной компоненты вузовского «Физического воспитания» как объективной потребности гуманизации высшего образования старыми и неадекватными способами. Но еще А. Эйнштейн сказал: «Ты никогда не решишь проблему, если будешь действовать так же, как те, кто ее создали».
Таким образом, если в повестку дня на самом деле поставлена задача подлинной модернизации вузовского «Физического воспитания», она может быть решена исключительно в рамках второй, «современной», стратегии, позволяющей сформировать личность, у которой развернута физкультурная деятельность и при необходимости деятельность здравостроительства. Именно такой подход отвечает задачам модернизации всей системы вузовского физического воспитания на Украине, которые определены Законом Украины «О физической культуре и спорте» [5].
В то же время необоснованными следует считать претензии тех авторов, которые декларируют свои намерения разработать некие новые подходы к модернизации вузовского физического воспитания, придерживаясь стратегии «традиционной». В ее рамках нельзя обеспечить действительную модернизацию, можно лишь совершенствовать изжившую себя практику вузовского физического воспитания, по сути своей решающую лишь задачи упражнения телесности занимающихся, которые, как правило, получив последний зачет, прекращают систематические физкультурно-спортивные занятия.
Литература
1. Белкина Н.В. Здоровьеформирующая технология физического воспитания студенток вуза / Н.В. Белкина // Теория и практика физ. культуры. - 2006. - № 2. - С. 7-11.
2. Быков В.С. Педагогическая технология физического воспитания учащейся молодежи / В.С. Быков, С.В. Михайлова // Теория и практика физ. культуры. - 2006. - № 8. - С. 13-16.
3. Давиденко Д.Н. Оценка формирования физической культуры студентов в образовательном процессе технического вуза / Д.Н. Давиденко // Теория и практика физ. культуры. - 2006. - № 2. -С. 2-6.
4. Закон УкраУни «Про фiзичну культуру i спорт». - Офщ. вид. -Вщомост Верховно! Ради. - К., 1994.
5. Лубышева Л.И. Теоретико-методологические основы формирования физической культуры студентов: автореф. дис. ... докт. пед. наук / Л.И. Лубышева. - М., 1992. - 53 с.
6. Олексенко В.М. Теоретичш i методичш засади реалiзацii шновацмних технолопй у пщготовщ майбутшх фахiвцiв шженерних спещальностей: дис. ... доктора педагопчних наук / В.М. Олексенко. - К., 2008. - 463 с.
7. Приходько В.В. Педагогические основы физкультурного образования студентов (Опыт игрового проектирования и экспертизы) : дис. ... докт. пед. наук / В.В. Приходько. - М., 1991. - 416 с.
References
1. Belkina, N.V. Zdorov'eformiruyushchaya tekhnologiya fizicheskogo vospitaniay studentok vuza (Health forming technique of physical training of female university students) / N.V. Belkina // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2006. - № 2. - P. 7-11.
2. Bykov, V.S. Pedagogicheskaya tekhnologiya fizicheskogo vospitaniya uchashcheysya molodezhi (Pedagogical technique of physical training of students) / V.S. Bykov, S.V. Mikhaylova // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2006. - № 8. - P. 13-16.
3. Davidenko, D.N. Otsenka formirovaniya fizicheskoy kul'tury studentov
v obrazovatel'nom protsesse tekhnicheskogo vuza (Evaluation of 6. formation of physical culture of students in educational process of technical college) / D.N. Davidenko // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. - 2006. - № 2. - P. 2-6.
Zakon Ukraïni «Pro fizichnu kul'turu i sport» (The Law of Ukraine "On physical culture and sport"). - Ofic. vid. - Vidomosti Verkhovnoï Radi.
- Kiev 1994.
Lubysheva, L.I. Teoretiko-metodologicheskie osnovy formirovaniya 7. fizicheskoy kul'tury studentov: avtoref. dis. ... dokt. ped. nauk (Theoretical and methodological basics of formation of physical culture of students: abstract of doctoral thesis (Hab.) / L.I. Lubysheva.
- Moscow, 1992. - 53 P.
Oleksenko, V.M. Teoretichni i metodichni zasadi realizatsiï innovatsiynikh tekhnologiy u pidgotovtsi maybutnikh fakhivtsiv inzhenernikh spetsial'nostey: dis. ... doktora pedagogichnikh nauk (Theoretical and methodological foundations of implementation of innovative technologies in training of future engineering specialists: doctoral thesis (Hab.) / V.M. Oleksenko. - Kiev, 2008. - 463 P.
Prikhod'ko, V.V. Pedagogicheskie osnovy fizkul'turnogo obrazovaniya studentov (Opyt igrovogo proektirovaniya i ekspertizy): dis. ... dokt. ped. nauk (Pedagogical basics of physical culture education of students (game design and expertise experience: doctoral thesis (Hab.) / V.V. Prikhod'ko. - Moscow, 1991. - 416 P.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
оценка функционального состояния осанки при сколиотической болезни у детей и подростков
УДК/UDC 796.01:61
Поступила в редакцию 08.01.2015 г.
Доктор педагогических наук, профессор Т.Г. Коваленко1 Доктор биологических наук, профессор А.П. Шкляренко2 Д.А. Ульянов1 Аспирант Ю.Г. Дектяренко2
волгоградский государственный университет, Волгоград 2Кубанский государственный университет, филиал в г. Славянске-на-Кубани
Ключевые слова: сколиоз, осанка, физические упражнения, динамический стереотип.
Введение. Формированию структурных деформаций позвоночника предшествуют функциональные изменения в костной, соединительной и нервно-мышечной тканях. Развившиеся деформации, в свою очередь, определяют ряд новых функциональных приспособлений, обусловливающих характер двигательных навыков. При этом в процессе мышечной деятельности (бытовой, лечебной, спортивной) анатомо-физиологические особенности позвоночника оказывают существенное влияние на косметические изменения в фигуре (осанке). В этом аспекте осанку рассматриваем как динамический стереотип, приобретаемый в процессе индивидуального развития, воспитания и тренировки [1-3].
Целью исследования являлось изучение проблемы снижения риска прогрессирования сколиотической болезни у детей и подростков посредством коррекции функциональных нарушений в статике и мышечной функции опорно-двигательного аппарата.
Методика исследования. При помощи специальных тестов проводили функциональную оценку осанки в положении сидя и стоя. Измеряли силу, выносливость и сократительную способность мышц, обеспечивающих стабильность позвоночника. Полученные данные анализировали с учётом возраста, пола и тяжести сколиотической деформации позвоночника у обследованных детей и подростков (п=281).
Результаты исследования и их обсуждение. Заданную позу стоя (без расслабления мышц) девочки и мальчики 8-11 лет сохраняли в течение 6,2 и 7,0 мин. Существенного различия в показателях не наблюдалось (р>0,1). В период ростового скачка (12-14 лет) временные характеристики тестирования у представителей разного пола достоверно отличались - соответственно 12,8 и 9,4 мин (р<0,05). Дифференциация особенно четко проявлялась в возрасте старше 14 лет. Положительная динамика в результатах тестирования у девочек 15-16 лет снижалась, у сверстников она продолжала равномерно увеличиваться.
Средние величины становой силы у девочек 8-16 лет значительно ниже, чем у мальчиков. Особенно четко различия проявлялись в возрасте 13-14, 14-15 и 15-16 лет на фоне снижения процесса возрастной гипертрофии мышц.
Длительность выполнения тестовых заданий при определении силовой выносливости мышц спины и живота у девочек
12-14 лет значительно ниже, чем у мальчиков. При тестировании в изометрическом режиме прямой мышцы живота и мышцы, выпрямляющей спину, у последних признаки утомления отмечали на 88-й и 111-й с, у сверстниц соответственно на 66-й и 81-й с. Между возрастными группами 8-11 и 12-14 лет у представительниц женского пола различий в силовой выносливости исследуемых мышц не отмечали. 59 (86 %) из 68 мальчиков 15-16 лет при тестировании мышцы, выпрямляющей спину, выполняли тестовое задание свыше 90 с, из 238 ровесниц такой результат имели 112 (47 %).
Девочки 12-16 лет, страдающие сколиозом III степени, имели самые низкие тестовые показатели. Из 64 обследованных, подвергшихся испытаниям, только 28 (43 %) смогли выполнять работу в изометрическом режиме 60 си более. Подростки женского пола 14-15 и 15-16 лет с нарушением осанки по сколиотическому типу имели более низкие результаты тестирования, чем одногодки экспериментальной группы (сколиоз I-II степени).
Признаком, указывающим на хорошую стабильность позвоночника у мальчиков в возрасте 12-16 лет экспериментальной группы (сколиоз I-II степени), были высокие показатели тонуса мышц спины и живота. У сверстниц экспериментальной (сколиоз I-II степени) и контрольной групп (нарушение осанки по ско-лиотическому типу) сократительная способность исследуемых мышц была значительно ниже - соответственно 13,5; 14,4 мио-тона и 7,9; 8,4 миотона. У сверстниц, страдающих сколиозом III степени, при более высоком тонусе напряжения регистрировали ограниченную возможность мышцы, выпрямляющей спину, красслаблению.
Вывод. На основании вышеизложенного проблему снижения риска прогрессирования сколиотической деформации связываем с профилактикой и коррекцией функциональных нарушений в статике и мышечной функции. При этом занятия физическими упражнениями рассматриваем в плане активизации движений, повторяющихся в повседневной жизни (походка, осанка), а не отдельных мышечных групп.
Литература
1. Волков А.М. Медико-психологическая характеристика нарушений осанки у детей и подростков: автореф. дис. ... канд. мед. наук / А.М. Волков. - М., 2008. - С. 5-6
2. Ловейко И.Д. Формирование осанки у школьников / И.Д. Ловей-ко. - М.: Просвещение, 1970. - 95 с.
Информация для связи с автором: [email protected]