Научная статья на тему 'Стратегии самоутверждения студентов в учебной деятельности'

Стратегии самоутверждения студентов в учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
385
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИИ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ / STRATEGY OF SELF-ASSERTION / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL ACTIVITY / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подымова Людмила Степановна, Долинская Людмила Александровна, Лю Шоувэнь

В статье изучены стратегии самоутверждения российских и китайских студентов в учебной деятельности. В ходе исследовании были обнаружены различия в стратегиях самоутверждения китайских и российских студентов в учебной деятельности, а также выявлены различия в методах обучения в российских и китайских университетах, определены факторы, влияющие на проявление стратегий самоутверждения студентов, и предложены средства коррекции стратегий самоутверждения студентов в учебной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIES FOR STUDENTS’ SELF- ASSERTION IN THE EDUCATIONAL ACTIVITIES

The article examines strategies for self-affirmation of Russian and Chinese students in educational activities. In the course of the study, diversities in the self-affirmation strategies of the Chinese and Russian students’ in a learning activity were found, as well as the difference in teaching methods in Russian and Chinese universities was revealed; the factors that determine the manifestation of self-affirmation strategies for students were identified, and tools to correct students' selfassertion strategies in educational activities were proposed.

Текст научной работы на тему «Стратегии самоутверждения студентов в учебной деятельности»

► ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 159.923.5 ББК 88.6

СТРАТЕГИИ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

STRATEGIES FOR STUDENTS' SELF- ASSERTION IN THE EDUCATIONAL ACTIVITIES

Подымова Людмила Степановна

Профессор Кафедры психологии образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», доктор педагогических наук E-mail: [email protected]

Podymova Lyudmila S.

Professor at the Department of Psychology of Education, Moscow Pedagogical State University (MSPU), ScD in Education E-mail: [email protected]

Долинская Людмила Александровна

Доцент Кафедры психологии образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», кандидат психологических наук E-mail: [email protected]

Лю Шоувэнь (Китай)

Аспирант Кафедры психологии образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» E-mail: [email protected]

Dolinskaya Lyudmila A.

Assistant Professor at the Department of Psychology of Education, Moscow Pedagogical State University (MSPU), PhD in Psychology E-mail: [email protected]

Liu Shouwen (China)

Post-graduate student at the Department of Psychology of Education, Moscow Pedagogical State University (MSPU) E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье изучены стратегии самоутверждения российских и китайских студентов в учебной деятельности. В ходе исследовании были обнаружены различия в стратегиях самоутверждения китайских и российских студентов в учебной деятельности, а также выявлены различия в методах обучения в российских и китайских университетах, определены факторы, влияющие на проявление

Abstract. The article examines strategies for self-affirmation of Russian and Chinese students in educational activities. In the course of the study, diversities in the self-affirmation strategies of the Chinese and Russian students' in a learning activity were found, as well as the difference in teaching methods in Russian and Chinese universities was revealed; the factors that determine the manifestation of

стратегии самоутверждения студентов, и предложены средства коррекции стратегии самоутверждения студентов в учебной деятельности.

self-affirmation strategies for students were identified, and tools to correct students' self-assertion strategies in educational activities were proposed.

Ключевые слова: стратегии самоутверждения, учебная деятельность, образование, рефлексия, психолого-педагогические условия.

Keywords: strategy of self-assertion, educational activity, education, reflection, psychological and pedagogical conditions.

Психологическое развитие личности студента - диалектический процесс возникновения и разрешения противоречий, перехода внешнего во внутреннее, самодвижения, активной работы над собой. В. А. Сластенин подчеркивал, что «основополагающее значение в обновлении содержания образования имеет личностная ориентация содержания образо -вания, предполагающая развитие творческих способностей учеников, индивидуализацию их обучения с учетом интересов и склонностей» [1].

Развитие учебной деятельности студента стимулирует развитие инициативы, ответственности, одновременно способствуя появлению негативных феноменов: демонстрации превосходства, обесценивания успехов, амбициозности, с одной стороны, страха неудачи, выученной беспомощности, конформности - с другой. Возросший интерес к изучению ас-сертивного поведения, детерминированного установкой человека на утверждение своего суверенного Я, делает весьма актуальным обращение к исследованию проблемы самоутверждения студента.

Изучение стратегий самоутверждения студентов в учебной деятельности включает в себя не только констатацию факта той или иной стратегии, но и объяснение причин их возникновения, выявление степени позитивного или негативного влияния на студента, его деятельность и социальное окружение, определение характера его актуализации, выделение вариантов самоутверждения личности и их устойчивости в учебной деятельности.

Самоутверждение студентов - будущих бакалавров, специалистов или магистров -это их потребность и реализации стремления проявить свою индивидуальность в профессии, получить признание окружающих и утвердить себя в своей роли и своем мнении.

Потребность в самоутверждении характеризуется индивидуальными способами удовлетворения, которые обусловлены различиями в уровне нравственно-волевого развития индивида, его жизненных приоритетов отношения к миру, которые определяют преимущество качественно различных жизненных стратегий.

Е. П. Никитин и Н. Е. Харламенкова установили, что «самоутверждение осуществляется через три стратегии: доминирования, самоподавления, конструктивного самоутверждения, которые связаны с вступлением в действие различных потребностей и ценностей» [2, с. 93]. По мнению авторов, «доминантная стратегия базируется на потребности властвования, чувстве личного превосходства над другими; стратегия самоподавления - на необходимости избегать ситуации напряжения; конструктивное

самоутверждение - на потребности в личностной самореализации и переживании социальной значимости своей личности» [2].

Самоутверждение является одной из форм саморазвития личности, и потребность в нем возникает у многих студентов. Однако потребность в самоутверждении в учебной деятельности реализуется не у всех обучающихся. Часто встречаются определенные деформации, связанные с выбором стратегий и способов самоутверждения. Эти деформации могут способствовать тому, что процесс самоутверждения может принимать стихийный и непродуманный характер. Иногда самоутверждение может носить деструктивный характер, так как у студента развивается стремление к самоотрицанию, снижению ценности «Я» другого человека. Именно поэтому необходимы специальные психолого-педагогические условия, способствующие развитию конструктивной модели самоутверждения.

Необходимым условием успешного самоопределения студента является освоение новых для него способов учебной деятельности в вузе, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой. Учебную деятельность можно трактовать как личностную категорию, как созидательный процесс и результат творческой деятельности, в которой рефлексия является основным механизмом осмысления профессиональных успехов и неудач, личностных достижений.

При возникновении трудностей и выходе в рефлексивную позицию студент перестраивает свои действия и просматривает возможные их изменения. Проявление той или иной стратегии самоутверждения студентами в учебной деятельности во многом зависит от профессиональной направленности личности, ориентированной на учебную деятельность как приоритетную сферу самоутверждения, от освоения различных форм организации самостоятельной работы и формирования умений и навыков самооценки и самоконтроля.

Для изучения стратегий самоутверждения студентов в учебной деятельности мы использовали методику «Стратегии самоутверждения личности» Е. П. Никитина и Н. Е. Харламенковой, адаптированные к цели нашего исследования. В исследовании приняли участие 100 китайских студентов, обучающихся в России.

Результаты исследования показали, что 61% китайских студентов выбирают стратегии самоподавления в учебной деятельности, большинство из них проявляют неуверенность в себе и пассивность в способах организации учебной деятельности, испытывают затруднения во взаимодействии с преподавателями и студентами на занятиях. При взаимодействии в группе они ориентируются на сильного лидера и подчинение ему, стремление к самовыражению и самораскрытию не выражено в активной форме.

17% студентов прибегают к конструктивной стратегии самоутверждения в учебной деятельности. Для этой части студентов характерна способность самостоятельно решать проблемы в учебной деятельности, брать на себя ответственность. В учебной деятельности они проявляют активность, высказывают свою точку зрения, охотно выполняют задания, сотрудничают с однокурсниками. При неудаче они могут обращаться к обоснованным методам доказательства своего мнения, вследствие чего получают подтверждение собственной ценности.

В учебной деятельности только 3% китайских студентов применяют стратегию доминирования или агрессивную стратегию самоутверждения. 19% студентов не смогли

идентифицировать себя в какой-либо из названных стратегий. Они часто выражают большую неуверенность и растерянность при адаптации к иноязычной образовательной среде.

Как отмечается в литературе, для успешного самоутверждения студентов в иноязычной образовательной среде необходимы специальные условия:

• социальные условия (особенности социальной организации среды);

• предметно-пространственное окружение (учебные аудитории, учреждения культуры);

• средства обучения (аутентичные учебные пособия, современные аудио-визуальные средства обучения);

• лингвокультурные условия (комплекс изучаемых учебных дисциплин: социокультурное окружение и пр.);

• психолого-педагогические условия (индивидуальные стили обучения и учебные стратегии; рефлексия; ценностные ориентации личности; толерантность как императив взаимодействия с другими людьми и др.) [3].

В ходе анализа выделены факторы, влияющие на проявление стратегий самоутверждения студентов: мотивация учебной деятельности, ее стилевые характеристики, традиции национальной системы обучения, образовательная политика страны.

Исследование мотивации учебной деятельности китайских студентов показало, что для большинства из них самыми важными мотивами учебной деятельности являются: обеспечение успешности будущей профессиональной деятельности, получение диплома, приобретение прочных знаний, достижение одобрения родителей и окружающих людей. В учебной деятельности китайских студентов обнаружено преобладание внешних мотивов, проявление ориентации на внешние ограничения.

Выявлены различия в методах обучения в российских и китайских университетах. Как известно, в Китае и в России существенно отличаются образовательные концепции, методы взаимодействия учащихся и педагогов. Китайские студенты, которые привыкли к обучению в установленном порядке, передаче теоретических знаний по учебникам и определенным пособиям, часто испытывают затруднения в учебной деятельности, при этом молчание и самоподавление становятся для них эффективной стратегией для обеспечения комфортной образовательной среды.

Одним из факторов, влияющих на проявление стратегий самоутверждения студентов, является традиции и менталитет народа. Китайское общество построено на основе конфуцианской идеологии, конфуцианство уделяет большое внимание нравственному развитию личности, призывает человека к коллективизму и личностному ограничению. Конфуцианская ценность поведения человека основана на признании, в первую очередь, ценностей коллектива за счет самопожертвования и самоподавления.

Кроме того, стратегии самоутверждения китайских студентов в учебной деятельности в определенной степени зависят и от демографической политики государства. Среди респондентов более 60% студентов из городов и семей, где они являются единственными детьми, и только малая часть из них, в основном сельские жители, являются выходцами из многодетных семей, что также влияет на стилевые характеристики учебной деятельности (неуверенность в своих способностях, поиск поддержки и помощи от сильного лидера, ориентация на коллективное решение при отказе от самостоятельного поиска проблем).

Таким образом, можно предположить, что китайские студенты в большой степени принимают консервативные стратегии в осуществлении самоутверждения. И в связи с ограничением китайской культуры, образования, семейного воспитания и общественных установок они в большей степени ориентированы на стратегии самоподавления в учебной деятельности, что является одной из причин дезадаптации к иноязычной образовательной среде.

Нами также были изучены стратегии самоутверждения российских студентов в учебной деятельности.

В учебной деятельности российских студентов (рис.) наиболее выраженной является стратегия конструктивного самоутверждения, которая выявлена в большей степени у студентов колледжей (64%), затем у студентов вузов (57%). Менее всего выражена стратегия самоподавления в учебной деятельности, она проявляется в большей степени у студентов колледжей (11%). Это обуславливается тем, что данная стратегия в определенной степени отвечает за процесс принятия информации, когда студенту предпочтительнее быть открытым к ней.

Агрессивная стратегия является следующей по выраженности у российских студентов в учебной деятельности (39% - студенты вуза, 25% - студенты колледжа). Сравнение данных двух учебных групп испытуемых показало, что данная стратегия представляется значимой в учебной деятельности студентов. Проявляется данная стратегия в учебном процессе как препятствие при усвоении новой информации.

В этом случае студент противится принятию нового, рассматривая его как угрозу ценности «Я». Новое знание не интегрируется в уже существующую систему знаний, оно либо искажается в соответствии с имеющейся информацией, либо отвергается. Кроме того, происходит проецирование данного состояния в межличностные отношения и, как следствие, приводит к снижению самооценки и негативному отношению к себе. Контроль за поступающей информацией при существенном искажении образов сокурсников отражается на формировании профессиональных компетенций.

Однако стоит отметить и позитивную сторону данной стратегии, заключающуюся в том, что с ее помощью осуществляется поиск эквивалентного объекта, на котором можно отточить полученную информацию и отстоять свою точку зрения.

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Стратегия самоподавления

64

57

Конструктивная статегия

Агрессивная стратегия

О Студенты колледжа

□ Студенты вуза

Рис. Стратегии самоутверждения российских студентов в учебной деятельности

Стратегия самоподавления выражена менее всего и преобладает у студентов колледжей в связи с выраженностью полизависимости, нежеланием рисковать, потребности в сильном лидере, который берет ответственность на себя.

Представим статистически значимые различия в уровне выраженности стратегий самоутверждения российских студентов разных образовательных учреждений (таблица).

Таблица

Выраженность различий стратегий самоутверждения студентов внутри группы

Выраженность критерия х2

Студенты колледжа х2 = 9,215 . х2 = 9,210 ** -/V эмп. -/V кр.

Студенты вуза х2 = 10,923 . х2 = 9,210 ** эмп. кр.

В большей степени конструктивная стратегия самоопределения выражена у студентов старших курсов, что свидетельствует о том, что их период адаптации прошел удачно, они обладают достаточным опытом и умениями, открыты нововведениям.

Стратегия самоподавления и агрессивная стратегия выражены примерно в равной степени у студентов начальных курсов как колледжей, так и вузов. На наш взгляд, это связано с тем, что данная группа студентов имеет недостаточно опыта и умений, необходимых для реализации способов учебной деятельности, не адаптирована к условиям обучения и самообучения.

На основе полученных нами данных можно интерпретировать особенности актуализации стратегий самоутверждения студентов непосредственно в учебном процессе и проецировать их реализацию в последующей профессиональной деятельности.

Конструктивные стратегии самоутверждения личности, как нами было изложено выше, основаны на использовании механизмов интернализации/экстернализации, то есть сбалансированного переноса на учебную деятельность тревоги, страха быть некомпетентным и принятия на себя источников самореализации. Самообразование студентов также обеспечивается за счет слаженной работы механизмов проекции и интроекции прежде всего потому, что студенту очень нужна и полезна новая информация, без которой ему трудно осознать свой личностный рост.

Процесс усвоения информации осуществляется за счет процесса интернализации и селекции. При этом необходимо контролировать собственную неуверенность, тревогу, избыточное напряжение. При конструктивном самоутверждении она успешно переносится на внешние объекты, и этот процесс позволяет избавиться от негативных переживаний путем проекции на учебную деятельность материала и его интеграции в себя.

В состоянии конструктивного утверждения студенты относятся к учебной деятельности позитивно, ощущая себя более раскованными, имеющими право на выбор. Неудачи, сомнения и переживания разумно оцениваются как необходимый атрибут любого этапа познания и развития, показатель личностного роста.

При реализации студентами стратегии самоподавления в учебной деятельности их поведение имеет свои особенности. В этом студенты учатся бессистемно, не контролируют

и не осуществляют отбор и селекцию информации, которая, вследствие отсутствия внутренней структуры, внутренних предпочтений и селективных барьеров не может усвоить-ся. Самоподавление проявляется также в отсутствии собственной позиции, в стремлении к конформному поведению, в некритичном принятии мнения партнера, мнения группы.

Тем не менее в учебной деятельности невозможно обойтись без самоподавления и агрессивной стратегии, так как одновременно с конструктивными приемами они выполняют важные функции. В данном случае речь идет об оптимальном сочетании всех трех стратегий, при этом ведущая роль отводится именно конструктивному поведению.

Стратегии самоподавления отвечают за процесс принятия информации, когда студенту предпочтительнее быть открытым к ней. В этом случае конформные установки выполняют функции ориентации в образовательной среде, позволяя понять, а затем селективно принять нормы и правила поведения в определенной группе. Агрессивные стратегии осуществляют поиск эквивалентного объекта, на котором можно апробировать полученную информацию.

В основу коррекции стратегий самоподавления и доминирования и трансформации их в стратегию конструктивного самоутверждения был положен дифференцированный подход к студентам на основе учета доминирующей стратегии самоутверждения и использования развивающего потенциала негативных стратегий самоутверждения.

Данный подход к студентам, использующим стратегии самоподавления, заключается в активизации функции познания своего творческого потенциала, «в направлении усилий студентов на самопознание, саморазвитие, самовоспитание в процессе совместной деятельности, общения, со-творчества, со-трудничества с преподавателями и сверстниками и формировании установки на непрерывное образование» [4].

Необходимо также развивать навыки противостояния попыткам манипулирования своей личностью, оказания самоподдержки в сложных жизненных ситуациях, инициирования общения, развития чувства собственного достоинства (поддержка ценности собственного «Я» без снижения ценности «Я» другого человека), актуализации процесса самоопределения в системе приоритетов и ценностей обучения, рефлексии сильных и слабых сторон в себе и других людях.

Базовыми характеристиками для трансформации негативных стратегий в конструктивную стратегию самоутверждения являются: лидерские способности, независимость, открытость опыту, организаторские умения, энергичность, общительность, целеустремленность, упорство (для студентов, которые предпочитают стратегию доминирования); установка на бесконфликтность, терпимость в отношении других людей, ориентирование на личностное общение (для студентов, которые предпочитают стратегию самоподавления).

Важным средством коррекции стратегий самоутверждения студентов является «расширение и обогащение смыслового пространства личности, "семантического поля" сознания студентов, поскольку именно в личностных смыслах открывается значение мира для человека, а не просто формальное знание (компетенция)» [4].

Основные выводы

В ходе исследования были обнаружены различия в стратегиях самоутверждения китайских и российских студентов в учебной деятельности. Китайские студенты в большей степени используют стратегии самоподавления, российские студенты - конструктивные стратегии. Это связано с традициями, методами взаимодействия студентов и преподавателей, способами передачи информации, стилевыми характеристиками учебной деятельности студентов двух стран.

Стратегия самоподавления в учебной деятельности в большей степени проявляется в бессистемности, отсутствии внутренней мотивации, собственной позиции, некритичности усвоения информации, стремлении к конформному поведению.

Стратегия конструктивного самоутверждения выражается у студентов в позитивном принятии себя и способов учебной деятельности, адекватном переживании неудач, сомнений и затруднений.

Стратегия доминирования в большей степени выражена у российских студентов, осознается ими как препятствие при усвоении новой информации, затрудненное взаимодействие с преподавателями и однокурсниками, что создает дополнительные барьеры в освоении всей структуры учебной деятельности и рассматривается как угроза ценности «Я».

Основу методов коррекции стратегий самоподавления и доминирования студентов и трансформации их в стратегию конструктивного самоутверждения составляют способы использования развивающего потенциала негативных стратегий самоутверждения, самопознания, саморазвития, самовоспитания в процессе совместной учебной деятельности, навыки противостояния попыткам манипулирования своей личностью, оказания самоподдержки в затрудненных ситуациях, инициирования общения, развитие чувства собственного достоинства.

Список литературы

1. Сластенин В. А. Основные тенденции развития современной образовательной политики в Российской Федерации // Ученые записки: электрон. науч. журн. Курского гос. ун-та. - 2006. - № 2. - URL: http://scientific-notes.ru/index. php?page=6&new=2 (дата обращения: 14.01.2018).

2. Никитин Е. П., Харламенкова Н. Е. Феномен человеческого самоутверждения. -СПб.: Алетейя, 2000. - 217 с.

3. Ипполитова Н., Егорова Т. Формирование готовности будущих учителей к профессиональной коммуникации в условиях иноязычной образовательной среды // General and Professional Education. - 2014. - № 3. - С. 42-50.

4. Лифинцева Н. И. О психологических стратегиях воспитания личности будущего учителя // Ученые записки: электрон. науч. журн. Курского гос. ун-та. - 2010. -№ 1 (13). - URL: http://scientific-notes.ru/index.php?page=6&new=13 (дата обращения: 14.01.2018).

References

1. Slastenin V. A. Osnovnye tendentsii razvitiya sovremennoy obrazovatel'noy politiki v Rossiyskoy Federatsii. Uchenye zapiski: elektron. nauch. zhurn. Kurskogo gos. un-ta. 2006, No. 2. Available at: http://scientific-notes.ru/index.php?page=6&new=2 (accessed: 14.01.2018).

2. Nikitin E. P., Kharlamenkova N. E. Fenomen chelovecheskogo samoutverzhdeniya. St. Petersburg: Aleteyya, 2000. 217 p.

3. Ippolitova N., Egorova T. Formirovanie gotovnosti budushchikh uchiteley k profes-sionalnoy kommunikatsii v usloviyakh inoyazychnoy obrazovatelnoy sredy. General and Professional Education. 2014, No. 3, pp. 42-50.

4. Lifintseva N. I. O psikhologicheskikh strategiyakh vospitaniya lichnosti budush-chego uchitelya. Uchenye zapiski: elektron. nauch. zhurn. Kurskogo gos. un-ta. 2010, No. 1 (13). Available at: http://scientific-notes.ru/index.php?page=6&new=13 (accessed: 14.01.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2018, № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.