Научная статья на тему 'Стратегии самореализации делинквентов средствами профессионального самоопределения'

Стратегии самореализации делинквентов средствами профессионального самоопределения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
137
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНО-СТИЛЕВЫЕ СТРАТЕГИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / МОТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / SELFFULFILLMENT / INDIVIDUAL STYLE STRATEGY / SOCIAL VALUES / MOTIVES OF PROFESSIONAL PREFERENCES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Миронова Татьяна Ивановна

Работа посвящена определению стратегии самореализации делинквентов средствами профессионально самоопределения. Выделены новые критерии и даны психологические характеристики исследуемых стратегий профессионального самоопределения. Определены структурные основания профессионального самоопределения, включающие социальные ценности, карьерную перспективность, устойчивость профессиональных интересов и мотивов выборов профессий. Показаны отличительные особенности индивидуально-стилевых стратегий профессионального самоопределения, а так же формирования автономно-эмансипированной стратегий в процессе самореализации делинквентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The strategy of self-realisation by means of culture of professional self-determination

The work is devoted to defining a strategy for realisation of delinquents by means of professional selfdetermination. The new criteria and psychological characteristics of the studied strategies of professional self-determination are given. We study the structural bases of professional self-determination, including social values, career prospects, stability of vocational interests and motives of choice of profession. We show the distinctive features of individual style of professional self-determination strategies, as well as formation of autonomous emancipation strategies in the process of realisation of delinquents.

Текст научной работы на тему «Стратегии самореализации делинквентов средствами профессионального самоопределения»

УДК 159.9: 316.6

Миронова Татьяна Ивановна

доктор психологических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

mironova@ksu.edu.ru

СТРАТЕГИИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ДЕЛИНКВЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ*

Работа посвящена определению стратегии самореализации делинквентов средствами профессионально самоопределения. Выделены новые критерии и даны психологические характеристики исследуемых стратегий профессионального самоопределения. Определены структурные основания профессионального самоопределения, включающие социальные ценности, карьерную перспективность, устойчивость профессиональных интересов и мотивов выборов профессий. Показаны отличительные особенности индивидуально-стилевых стратегий профессионального самоопределения, а так же формирования автономно-эмансипированной стратегий в процессе самореализации делинквентов.

Ключевые слова: профессиональные самоопределения, самореализация, индивидуально-стилевые стратегии, социальные ценности, мотивы профессиональных предпочтений.

Акгуальность данного реабилитационного направления обусловлена с одной стороны необходимостью поиска эффективной системы подготовки делинквентных подростков к будущей профессиональной деятельности, а с другой - довольно выраженным инфантилизмом не только к профессиональному самоопределению, но и включенности в трудовую деятельность. Имеющиеся данные о низкой значимости труда как базовой личностной ценности и негативное отношение криминальной субкультуры к труду, придают этому направлению особый приоритет.

Особое значение приобретает выявление индивидуально-стилевых стратегий профессионального самоопределения как основы становления профессиональных представлений во временной перспективе и снижение инфантилизма у несовершеннолетних осужденных. Не останавливаясь подробно на концепциях профессионального самоопределения, рассмотрим следующие, на наш взгляд, валидные индивидуально-стилевые стратегии профессионального самоопределения подростков, в частности, подростков-делинквентов:

1. Автономно-эмансипированная стратегия профессионального самоопределения.

2. Индивидуально-зависимая стратегия профессионального самоопределения.

3. Приспособительно-потребительская стратегия профессионального самоопределения.

В качестве основных критериев индивидуально-стилевых стратегий профессионального самоопределения подростков-делинквентов можно выделить следующие: 1) ценность профессии и карьеры; 2) представленность профессии и карьеры во временной перспективе; 3) сформированность профессионального интереса; 4) мотивы профессионального выбора [1, с. 324-327; 3, с. 380-385; 4, с. 92-96].

Автономно-эмансипированная стратегия профессионального самоопределения характеризуется следующими показателями:

1. Лица, следующие данной стратегии, рассматривают образование как важное средство профессионального самоопределения (особенно высшее образование) и как условие успешной жизненной карьеры. Причем они выбирают в основном профессии, занимающие высокий статус в социально-экономической сфере общества. Привлекательность выбранной профессии характеризует профессиональную деятельность в целом и ее субъективную значимость для самого подростка. Выбранная профессия выступает как средство саморазвития, творческой самореализации и позволяет стать хозяином положения, полноправным автором, конструирующим свое настоящее и будущее.

2. Представленность профессии во временной перспективе у современных делинквентов обусловлена осознанием своих потенциальных возможностей, перспектив личностного и профессионального роста, который побуждает к постоянному экспериментированию, поиску, творчеству и характеризуется оптимизмом в отношении профессионального будущего. Предварительное планирование карьеры носит в целом продуманный характер. Стратегия направлена на разрешение проблем профессионального выбора, которые возникают в подростковый период, на совладание с фрустрирующими факторами на пути решения задач профессионального саморазвития.

3. Интерес к профессии складывается задолго до окончательного самоопределения и все средства направлены на его реализацию. Интерес направлен, чаще всего, на определенную специальность и характеризуется выбором учебного заведения, в котором можно получить необходимую профессию.

4. Среди мотивов выбора профессии преобладают мотивы профессиональной самоактуализации, мотивы достижения определенных целей в будущем. Подростки уверены, что добьются поставленных целей. Понимают, что трудности и препятствия в жизни неизбежны и их следует преодолевать.

* Исследование осуществлено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-06-10868/15.

110

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

© Миронова Т.И., 2016

Индивидуально-зависимая стратегия профессионального самоопределения

1. Для лиц, руководствующихся в своем профессиональном выборе индивидуально-зависимой стратегией профессионального самоопределения, наибольшую ценность представляют рабочие профессии, такие подростки не ориентированы, в основной своей массе, на получение более высокого уровня образования. Важным для их профессионального выбора является не привлекательность профессии, а второстепенные факторы (влияние сверстников, семьи, окружающих людей и др.).

2. Представленность профессии во временной перспективе определяется в основном планом действий, который предлагают окружающие люди, не связанным с реальными ситуациями профессионального выбора самого подростка. Стратегия направлена на избегание проблем профессионального выбора. Подростки, реализующие данную стратегию, отличаются пассивностью в профессиональном самоопределении, слабовольностью, не имеют устойчивых склонностей и интересов. В своих устремлениях ищут поддержки семьи и ближайшего окружения. Ничего хорошего от жизни не ждут, представляют свое будущее достаточно безрадостным, характеризуются низкой оценкой своих шансов на успех в будущем, несформированностью ориентации в мире профессий, низкой субъективной оценкой своей профессии, сниженным социально-психологическим самочувствием. Не стремятся определить свои профессиональные перспективы. Редко планируют свою будущую карьеру.

3. Профессиональный интерес у таких подростков чаще всего не сформирован. Они не имеют серьезных намерений относительно профессионального выбора, не проявляют интереса к профессиям. У них чаще всего нет профессионального идеала, не сформированы профессионально-важные качества, наблюдается неготовность к осознанному выбору профессии. Такие подростки не осознают свои собственные интересы и ценности, не могут выбрать наиболее приемлемый для себя вид деятельности и взять на себя ответственность за реализацию профессиональных планов, либо берет на себя ответственность за выполнение деятельности, которую считает соответствующей своим интересам, но смысл или истинная цель которой ему неизвестны. Субъект активно выполняет эту деятельность, используя имеющиеся собственные средства и ресурсы, не осознавая ее ценности для себя, и демонстрируя, тем самым иждивенческое, зависимое поведение.

4. Так как подростки в рамках данной стратегии выполняют роль подчиненных, пассивных исполнителей чужой воли, то среди мотивов выбора профессии преобладают мотивы избегания неудач, а также мотивы подчиняемости. Выбор учебного

заведения обусловлен чаще всего такими причинами как: не поступил в другое учебное заведение; все равно, где учиться лишь бы получить образование. При выборе профессии основным является мнение родителей или других значимых лиц. Характерна направленность на решение проблем, используя чужие советы и опыт (родителей, родственников, других людей) В профессиональном выборе преобладает нерешительность неуверенность, отсутствие четких представлений и критериев, касающихся профессионального развития, что может быть следствием внутриличностных конфликтов.

Приспособительно-потребительская стратегия профессионального самоопределения

1. Для подростков использующих данную стратегию профессионального самоопределения работа и учеба рассматриваются как равнозначные условия для успешной профессиональной самореализации и построения будущей карьеры. Ценностные представления подростков неопределенны, профессия выступает средством достижения предпочитаемого, желаемого образа жизни.

2. Временная перспектива в профессиональном самоопределении характеризуется частой сменой плана действий, поиском социальной поддержки. У подростков нет устойчивой установки на профессиональное самоопределение, они живут одним днем, поэтому для них характерны потребительские интересы Чаще всего подростки затрудняются выразить свое отношение к собственному будущему. В результате этого они легко переходят от одного вида деятельности к другому, легко перестраивают программы действий, осознанно отказываясь от ответственности за процесс и результат выполняемой им деятельности, не стараясь освоить эту деятельность, разобраться в ней, формально выполняют полученные обязанности.

3. Профессиональный интерес складывается непосредственно перед стоящим профессиональным выбором либо уже в процессе обучения той или иной профессии. Интерес направлен на учебное заведение и характеризуется выбором специальности из имеющихся. Подростки готовы в любой момент изменить свой профессиональный выбор, если чувствуют, что профессия не приносит им ни профессионального, ни личностного удовлетворения, не соответствует их желаемому образу жизни.

4. Основными мотивами выбора профессии выступают корыстные и меркантильные мотивы выбора (высокая зарплата и др.). Таким подросткам все равно, где и какой профессии обучаться, лишь бы она вела к достижению желаемого. Подростки с такой стратегией отличаются высокой степенью детализации программ поведения и действий, гибкостью их перестройки. Они легко включаются в деятельность и могут быстро переключаться на другую. Для них характерна ситуативность выбора.

Обобщая выше изложенное, кратко представим описание критериев по каждой из индивидуально-стилевых стратегий профессионального самоопределения в таблице (табл. 1).

В соответствии с данными характеристиками мы исследовали особенности ценностных ориента-ций, структуру мотивации, отдельные свойства личности, самосознания подростков-делинквентов.

Система ценностных ориентаций составляет содержательную сторону жизненной перспективы. Выражая личностную значимость, тех или иных областей жизни и раскрывая потребностно-мотива-ционную сферу личности, ценностные ориентации определяют основные мотивы устремлений и поведения индивида, оказывая влияние на все сферы его жизнедеятельности. В то же время построение подростком своей жизненной перспективы непосредственно связано с его представлениями о доступности тех или иных ценностей в обозримом будущем. Если оценка подростком важности той или иной сферы жизни не совпадает с его представлением о доступности этой сферы для себя, то можно говорить о наличии у него психологических проблем в этой области, причем эти проблемы могут быть двоякими:

- в случае, если какая-либо жизненная сфера обладает для подростка большой ценностью, но при этом он оценивает ее как недоступную для себя, то можно говорить о наличии внутреннего психологического конфликта: «Я считаю, что это для меня очень важно, жизненно необходимо, значимо, но при этом я не могу обладать этим»;

- в случае, если какая-либо жизненная сфера оценивается подростком как очень доступная, но при этом совершенно незначимая, то имеет смысл говорить о наличии внутреннего психологического вакуума: «Я могу достичь этого в любой момент, как только пожелаю, мне ничего не стоить обладать этим, но мне это совершенно не нужно».

Понятно, что и в том, и в другом случае у подростка возникают некоторые трудности социальной адаптации: в первом случае у него формируется сверхценность какой-то одной жизненной сферы, собственные возможности в достижении успехов в этой сфере представляются незначительными, соответственно, падает самооценка и самоуважение подростка, а во втором - напротив, какая-то жизненная сфера совсем «выпадает» из его системы ценностей, нивелируется и перестает играть хотя бы какую-то роль в построении им жизненных перспектив и планов. Очевидно, что чем меньше степень расхождения между доступным и желаемым для подростка, тем больше его внутренняя гармония и соответственно, степень его социальной адаптированности.

Ценностные ориентации учащихся были исследованы с помощью оценки «Уровня соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» [5, с. 25-26]. Данная методика позволяет выявить приоритеты в структуре ценностей и определить наличие внутренних конфликтов, вызванных расхождением желаемого и доступного.

Для делинквентных подростков среди главных ценностей выступают счастливая семейная жизнь (13%), здоровье (11,4%), любовь (11%), друзья (10,8%), материальная обеспеченность (10,6%). В тоже время ценность таких сфер как интересная работа (5,4%), активная деятельная жизнь (4,3%), творчество (2,6%) занимают последние места среди всех выделенных ценностей. Это позволяет говорить о том, что у делинквентных школьников профессиональное самоопределение в полной мере не сформировано. Ценность профессиональной деятельности находится на низком уровне и составляет всего лишь 12,3% среди всех выделенных ценностей. В соответствии с этим можно говорить о преобладании потребительско-приспо-собленческой стратегии профессионального само-

Таблица 1

Критериально обоснованная характеристика индивидуально-стилевых стратегий профессионального самоопределения делинквентов

Автономно-эмансипированная стратегия Индивидуально-зависимая стратегия Приспособительно-потребительская стратегия

Ценность профессии Высокая, ориентация на получение высшего образования Невысокая, зависит от мнения окружающих, ориентация на рабочие профессии Низкая, профессия как средство достижения желаемого.

Представленность профессии и карьеры во временной перспективе Совмещение Я-реального и Я-идеального профессиональных образов, направленность на решение профессиональных проблем Отсутствие Я-идеального профессионального образа, направленность на избегание профессиональных проблем Отсутствие Я-реального профессионального образа, направленность на поиск социальной поддержки

Профессиональный интерес Стабильный, складывается задолго до окончательного профессионального самоопределения Не сформирован. Ситуативен, складывается непосредственно перед окончательным профессиональным самоопределением

Мотивы выбора профессии Мотивы профессиональной самоактуализации, мотивы достижения успеха в профессиональной деятельности Мотивы избегания неудач, мотивы подчиняемости Корыстные и меркантильные мотивы

активная жизнь 14 т

семейная жизнь

свобода I—

интересная работа

познание

уверенность в себе

<—I—)—I красота

гаобовь

— ценность -И доступность

материальное благополучие

друзья

Рисунок 1. Профиль терминальных ценностей у несовершеннолетних делинквентов

определения у делинквентных школьников в сфере ценности профессиональной деятельности.

О преобладании данной стратегии в сфере ценностей также подтверждают результаты по шкале рейтинга привлекательности выделенных сфер: наиболее привлекательными являются для делинк-вентных подростков семейная жизнь, здоровье, материально-обеспеченная жизнь. А привлекательность профессиональной деятельности занимает среди всех ценностей 6-е и 7-е места в десятке выделенных ценностей.

В тоже время доступность предпочитаемых делинквентными подростками ценностей относительно будущего остается не менее значимой. Цель своей жизни в будущем подростки-делинквенты видят, прежде всего, в счастливой семейной жизни (13,7%), в любви (10,1%), приобретении уверенности в себе (10,1%), в друзьях (10%) и свободе (9%). И опять же интересная работа, активная деятельная жизнь, творчество являются менее ценными для подростков. Их ценность составляет всего лишь 15% от значимости всех других сфер жизни. По рейтингу доступности сферы профессиональной деятельности занимают также последние места. Это еще раз доказывает, что для делинквентных подростков характерно преобладание приспособительно-потребительской стратегии профессионального самоопределения, в данном случае, в ценности доступных сфер деятельности в будущем.

Проведенный опрос среди делинквентных школьников с целью выявления их смысла жизни в будущем, того, кто наибольшее влияние оказал на их выбор профессии, а также основных видов профессий, выбираемых подростками-делинквентами, приводит к следующим выводам. Цель и смысл своей жизни подростки-делинквенты видят в буду-

щем в том, чтобы создать семью - 65%, получить образование - 47%, найти высокооплачиваемую работу (сфера материальных ценностей) - 17%, получить профессию по душе и овладеть ею - 11%, что также говорит о преобладании приспособительно-потребительской стратегии профессионального самоопределения. На вопрос о том, кто оказал наибольшее влияние на выбор профессии подростки ответили так: выбрал профессию сам -78,2%, повлияли друзья - 12,4%, оказали влияние родители и другие родственники - 7,2%, учителя, школа - 2,2%. Эти данные указывают на автономно-эмансипированную (78,2%) и индивидуально-зависимую (21,8%) стратегии профессионального самоопределения.

На вопрос о том, какое бы подростки хотели получить образование, были получены такие ответы: высшее - 1,2%, среднее профессиональное -14,6%, начальное профессиональное - 84,2%. Это говорит об ориентации школьников на получение рабочих профессий. Данные также подтверждаются тем, что наибольший интерес подростки-делинквенты проявляют к такому предмету, как физкультура (53%), где не требуется высокое развитие умственных способностей, а главным приоритетом выступает сила. Подростки не стремятся к получению профессий имеющих высокую ценность в современных социально-экономических условиях. Для них получение высшего образования не самоцель в жизни, скорее всего это связано со скрытым влиянием ближайшего социального окружения, которое подростки не осознают, и определяет выбор ими индивидуально-зависимой стратегии профессионального самоопределения.

Такимобразом, можно говорить, что по критерию ценности профессии у подростков-делинквентов преобладают следующие индивидуально-стилевые

стратегии профессионального самоопределения: приспособительно-потребительская (44,2%), индивидуально-зависимая (29,6%), автономно-эмансипированная (21,8%).

Для исследования особенностей самосознания мы использовали разновидность методики структурированных самоописаний. Респондентам было предложено вспомнить пять значимых событий из прошлой жизни и назвать пять значимых событий в предстоящей жизни, назвать пять основных личностных характеристик, ответив на вопрос «Кто я?». С точки зрения рассмотрения представленности профессии и карьеры во временной перспективе, с точки зрения совмещения Я-реального и Я-идеального профессиональных образов были получены следующие результаты. Прежде всего, свое реальное Я подростки-делинквенты оценивают такими качествами как умный, добрый, отзывчивый, вежливый, сильный, выделяя личностные качества. А профессиональные качества, такие как трудолюбие, аккуратность, любознательность занимают в их Я-реальном образе, соответственно 12-е, 6-е, 9-е места из выделенных 20-ти. Образ Я-идеального, в целом у делинквентных подростков мало отличается от образа Я-реального. Главными выступают в нем такие качества, как доброта, ум, здоровье. А вот профессиональные качества также занимают не главное место: трудолюбие находится на 10-м месте, аккуратность - на 5-м, любознательность - на 3-м местах. Но в целом, образ Я-идеального можно рассматривать как более оптимистичный по отношению к профессиональному будущему подростков-делинквентов. То есть можно говорить, что профессиональное будущее для подростков, их профессиональные планы и намерения более определенны, чем в настоящем, хотя у большинства подростков и несформирован профессиональный идеал, но это не опровергает вывода о совмещенности Я-реального и Я-идеального профессиональных образов в Я-концепции делинк-вентных подростков, а следовательно, и указывает на приоритет автономно-эмансипированной стратегии профессионального самоопределения относительно критерия представленности профессии и карьеры в будущем, и позволяет говорить о том, что дальнейшая профессиональная жизнь подростков-делинквентов будет направлена на решение проблем, возникающих в профессиональном выборе и в профессиональной деятельности, а не на их избегание или поиск поддержки у окружающих по их решению. Но при этом большая роль будет принадлежать использованию средств профессионального самоопределения в обучении подростков.

Однако, для 93,7% делинквентных подростков характерна низкая информированность о мире профессий, для 55,8% - низкая субъективная оценка своей профессии, что может привести в будущем к неправильному профессиональному самоопреде-

лению, низкой самореализации в выбранной профессии, неудовлетворенности профессиональной деятельностью и жизнью в целом, а в настоящий момент может означать неправильный выбор подростками индивидуально-стилевой стратегии.

Выявление стратегий профессионального самоопределения с точки зрения сформирован-ности профессионального интереса предполагало определение времени его сформированности и стабильности. 68% подростков-делинквентов на вопрос, знают ли они свои профессиональные интересы, ответили «да», в то время как 32% ответили «нет». Причем у 92% подростков до сих пор нет сформированного профессионального идеала. У 80% подростков данные профессиональные интересы нестабильны и могут быть изменены в зависимости от условий жизнедеятельности. В соответствии с этим можно говорить о преобладании таких стратегий как приспособительно-потребительская (54%), индивидуально-зависимая (46%).

Мотивационная сфера делинквентных подростков имеет ряд особенностей. По мнению ряда авторов, мотивация, предмет деятельности в субъективном опыте человека, существует в форме побуждения и потребности деятельности. Изменение мотивационной направленности личности преобразует, деформирует все поле ее готовности к различным событиям в будущей жизни [2, с. 228-229].

По результатам методики «структурированных самоописаний» выявлено, что кроме желания иметь предметы, удовлетворяющие примитивные потребности, правонарушители высказывали желание приобрести и другие предметы - культурно-бытового назначения (лодку, магнитофон, телевизор, ружье, велосипед, фотоаппарат, гитару, мотоцикл), а также машину, дом, дачу. Определенная часть подростков хотела бы не работать, не учиться, роскошно жить, иметь много денег. Желание иметь фотоаппарат, лодку, мотоцикл и пр. для подростков 13-17 лет естественно. Но намерение «жить в свое удовольствие», «не учиться, не работать» свидетельствует об аморальной деформации мотивационной сферы.

Некоторые высказывания правонарушителей свидетельствуют о противоречивости их потребностей и намерений. С одной стороны, они выражают желание «сделать подарок маме», позаботиться о ней, говоря о самом приятном для них событии, указывают такие события, которые связаны с утверждением себя в общественно-одобряемых делах. С другой стороны, они обнаруживают озлобленность, готовность идти на новые правонарушения.

Среди мотивов выбора профессии у делинк-вентных подростков преобладают такие как: корыстные и меркантильные мотивы (60,1%), мотивы достижения успеха в профессиональной деятельности (19,9%), мотивы профессиональной

Таблица 2

Предпочтения делинквентов в выборе стратегий профессионального самоопределения

Степень выраженности индивидуально-стилевых стратегий профессионального самоопределения у делинквентов

Стратегии Ценность профессии Представленность профессии и карьеры во временной перспективе Профессиональный интерес Мотивы выбора профессии

Автономно-эмансипиророванная стратегия Низкая (21,8%) Высокая Средний Средняя (36,3%)

Индивидуально-зависимая стратегия Низкая (29,6%) Низкая Средняя (54%) Низкая (9%)

Приспособительно-потребительская стратегия Средняя (44,2%) Низкая Средняя (46%) Средняя (54,6%)

самоактуализации (15%), социально-значимые мотивы (5%). На мотивы избегания неудач, мотивы подчиненности указывают выявленные внутри-личностные конфликты (по методике Е.Б. Фан-таловой) у 10% испытуемых. Все это говорит о направленности в профессиональном самоопределении на стратегии приспособительно-потребительскую (54,6%) и автономно-эмансипированную (36,3%), индивидуально-зависимую (9%).

Обобщая все полученные данные по исследованию индивидуально-стилевых стратегий профессионального самоопределения делинквентных подростков, степень их выраженности в целом по выборке можно представить в виде таблицы по каждому из выделенных критериев (табл. 2).

Таким образом, можно говорить о преобладании приспособительно-потребительской стратегии профессионального самоопределения у делинк-вентных подростков. А это, позволяет предположить, что в зависимости от ситуации, от складывающихся обстоятельств жизни, от включения в ту или иную профессиональную деятельность, в зависимости от обучения той или иной профессии, преследуемых целей в профессиональной деятельности и в жизни в целом, делинквентный подросток подвержен влиянию конкретной реальной ситуации. Но, для успешной самореализации более

адекватной стратегией будет являться автономно-эмансипированная, поэтому необходимо у подростков развивать соответствующие ее критериям необходимые профессиональные качества, умения, формировать необходимые навыки, чтобы подросток смог правильно построить свою профессиональную карьеру, выбрать правильную стратегию ее реализации, достичь успехов в профессиональной деятельности, самореализоваться в ней.

Библиографический список

1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 509 с.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

3. Миронова Т.И. Реабилитация социально-психологического здоровья детско-молодежных групп: основы и механизмы. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2014. - 520 с.

4. Поварёнков Ю.П. Проблемы психологии профессионально становления личности. - Саратов: Саратовский гос. социально-экономический ун-т, 2013. - 322 с.

5. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Психотерапия, 2009. - 540 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.