Научная статья на тему 'Стратегии регуляции эмоций у детей 8-11 лет'

Стратегии регуляции эмоций у детей 8-11 лет Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
443
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИИ РЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИЙ / ЭМОЦИОГЕННЫЕ СИТУАЦИИ / EMOTION REGULATION STRATEGIES / EMOTIVE SITUATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савина Е. А., Скоблякова И., Ван Ф.

Данная статья посвящена изучению возрастных и половых различий в стратегиях регуляций эмоций у детей 8-11 лет. Результаты показали наличие возрастных различий только по стратегии «отвлечение внимания на что-то приятное»: так, дети 8-9 лет показали более высокие средние значения по этой стратегии по сравнению с детьми 10-11 лет. Независимо от возраста наиболее популярной оказалась стратегия вытеснения неприятного эмоционального переживания, а наименее популярной плач. Половые различия в стратегиях регуляции эмоций обнаружены не были. Показано, что существует связь стратегий регуляции эмоций с типом переживаемой эмоции. Было также показано, что дети 10-11 лет склонны более чаще обращаться к сверстникам за эмоциональной поддержкой по сравнению с детьми 8-9 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Савина Е. А., Скоблякова И., Ван Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTION REGULATION STRATEGIES IN 8-11 YEAR-OLD CHILDREN

This article discusses age and gender differences in emotion regulation strategies of 8-11-year old children. Agerelated differences were found only for the strategy thinking about something pleasant with 8-9-year old children scoring higher compared to 10-11 year old children. Regardless age, the most popular strategy was the suppression of unpleasant emotion while the least popular strategy was crying. No gender differences were found. Emotion regulation strategies were associated with particular emotion-activating situations. The results indicated that 10-11-year old children tend to seek emotional support from their peers more often compared to 8-9-year old children.

Текст научной работы на тему «Стратегии регуляции эмоций у детей 8-11 лет»



ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Е.А. САВИНА

доктор психологических наук, профессор кафедры общей и возрастной психологии Орловского государственного университета, преподаватель отделения клинической и школьной психологии университета Джеймса Мэдисона E-mail: [email protected]

И. СКОБЛЯКОВА

студент отделения психологии Орловского государственного университета E-mail: [email protected]

Ф. ВАН

аспирант отделения клинической и школьной психологии университета Джеймса Мэдисона E-mail: [email protected]

СТРАТЕГИИ РЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ 8-11 ЛЕТ

Данная статья посвящена изучению возрастных и половых различий в стратегиях регуляций эмоций у детей 8-11 лет. Результаты показали наличие возрастных различий только по стратегии «отвлечение внимания на что-то приятное»: так, дети 8-9 лет показали более высокие средние значения по этой стратегии по сравнению с детьми 10-11 лет. Независимо от возраста наиболее популярной оказалась стратегия вытеснения неприятного эмоционального переживания, а наименее популярной - плач. Половые различия в стратегиях регуляции эмоций обнаружены не были. Показано, что существует связь стратегий регуляции эмоций с типом переживаемой эмоции. Было также показано, что дети 10-11 лет склонны более чаще обращаться к сверстникам за эмоциональной поддержкой по сравнению с детьми 8-9 лет.

Ключевые слова: стратегии регуляции эмоций, эмоциогенные ситуации.

Регуляция эмоций - это процесс использования внутренних и внешних факторов с целью контроля, модификации и модуляции эмоций, который позволяют человеку адаптивно реагировать на эмоциогенные ситуации [8]. Данный процесс включает в себя изменения в валентности, интенсивности и временных рамок эмоций, изменения как внутри индивида (например, уменьшение стресса посредством самоуспокаивающих техник) или между индивидами (например, родитель предотвращает дистресс у ребенка) [13]. Регуляция эмоций включает произвольный контроль, направленный на изменение переживания эмоций и соответствующих им физиологических состояний, а также регуляцию внешнего поведения, связанного с переживаемой эмоцией. Регуляция эмоций предполагает когнитивные и поведенческие процессы, а также процессы внимания, посредством которых меняется интенсивность и продолжительность эмоции, а также ее внешнее выражение.

J.J. Gross [6] предложил выделить пять видов стратегий регуляции эмоций: выбор ситуации, модификация ситуации, перемещение внимания, когнитивное изменение и модуляция ответной реакции. Выбор ситуации включает поведение, направленное на поиск ситуаций, которые могут вызвать

© Е.А. Савина, И. Скоблякова, Ф. Ван

желаемые эмоции. Модификация ситуации предполагает вербальное поведение, направленное на решение проблем. Например, расстроенный ребенок обращается к матери, чтобы поговорить о том, что случилось. Перемещение внимания заключается в отвлечении от неприятной ситуации, а когнитивное изменение включает оценку ситуации с целью изменения ее эмоциональной значимости или же изменение значения переживаемой эмоции. Наконец, модуляция ответной реакции предполагает попытки прямо изменить эмоциональные, физиологические или поведенческие реакции, связанные с определенной эмоцией, например, посредством подавления эмоций или использования техники глубокого дыхания с целью успокоения.

Способность регулировать эмоции - это одна из важнейших целей детского развития. Эмоции младенцев и маленьких детей изначально регулируются взрослыми, например, родители успокаивают младенца в ситуациях, когда он испытывает дискомфорт. К 12 месяцам ребенок учится активно регулировать свои эмоции посредством отворачивания лица от объекта, вызывающие неприятные эмоции, или же ищет близости с матерью в ситуациях с незнакомыми людьми. Между 18-36 месяцами дети начинают лучше осознавать требования социальной ситуации

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

и учатся следовать родительским требованиям. С развитием языка дети усваивают слова, обозначающие эмоции и используют их, чтобы не только объяснить свои эмоции или эмоции другого человека, но также, чтобы оказывать влияние на поведение других людей [2]. Более сознательная регуляция эмоции развивается в старшем дошкольном возрасте [3]. К младшему подростковому возрасту дети усваивают более совершенные умения выражать свои эмоции, что связано с расширением их эмоционального словаря. Так, они начинают понимать не только такие эмоции, как страх, грусть, злость, но также более сложные эмоции, включая стыд, вину, гордость и ревность [11]. Они также могут использовать такие стратегии регуляций эмоций, как отвлечение [10], торможение неприятного аффекта [14], когнитивная переоценка [7], поиск эмоциональной поддержки [10] и вербальное выражение эмоций [14]. Наконец, дети начинают осознавать интимный характер эмоций и усваивают правила выражения эмоций, принятый в определенной культуре.

Способность регулировать эмоции положительно связана с социальной компетенцией ребенка [4], его успеваемостью в школе [12] и психологическим благополучием [5]. Особую важность изучение регуляции эмоций приобретает в младшем школьном возрасте, поскольку именно в этот период идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания и способности к рефлексии. Как отмечает И. В. Дубровина, изначально в психологии было распространено мнение, что ребенок в дошкольном детстве является очень эмоциональным существом и что постепенно, с возрастом, он эту эмоциональность утрачивает [1]. Однако такая точка зрения является ошибочной. Эмоции, развиваясь, изменяются качественно, поэтому эмоции младшего школьника являются более сложными, глубокими и устойчивыми, чем эмоции дошкольника. Впечатление же меньшей эмоциональности младшего школьника возникает из-за того, что более старшие дети умеют лучше управлять своими эмоциями и научаются подчинять свое поведение не только непосредственным эмоциональным побуждениям, но и сознательно поставленным целям.

Несмотря на несомненную значимость проблемы регуляции эмоций для социально-эмоционального благополучия ребенка, вопрос о том, какими стратегиями пользуются российские дети, чтобы регулировать свои эмоции, является практически неизученным. Поэтому целью настоящего исследования стало изучение возрастных и половых различий в стратегиях регуляции эмоций у детей 8-9 и 10-11 лет. Кроме того, нас интересовало, будет ли зависеть

выбор стратегии от самой эмоциогенной ситуации. Другими словами, будут ли дети выбирать одну и ту же стратегию (например, поплакать или отвлечься на что-то приятное) во всех эмоциогенных ситуациях (грусть, злость и страх), или же выбор стратегии будет зависеть от типа эмоциогенной ситуации.

Организация и проведение исследования

Для исследования стратегий регуляций эмоций использовался «Опросник регуляций эмоций» Е.А. Савиной и Ф. Ван, в котором представлены три ситуации, описывающие переживание героем грусти, злости и страха. Участникам исследования предлагались стратегии регуляции эмоций, такие как «глубоко вздохнуть и успокоиться», «отвлечься на что-то приятное», «поплакать», «избегать ситуации, вызывающие неприятные эмоции», «поделиться своими переживаниями с кем-то» и «перестать думать о неприятной эмоции». Эффективность каждой стратегии оценивалась испытуемыми по пятибалльной шкале: «0» - совершенно не поможет, «1» - чуть-чуть поможет, «2» - немного поможет, «3» - поможет, «4» - наверняка поможет, «5» -очень поможет. Испытуемыми были дети 8-9 лет (N=64) и 10-11 лет (N=64).

Обсуждение полученных результатов

Первой задачей настоящего исследования было выявление возрастных и половых различий в стратегиях регуляции эмоций у детей 8-9 и 10-11 лет. Для обработки полученных результатов баллы по всем трем ситуациям (грусть, злость и страх) были сложены для каждой стратегии.

Многовариативный дисперсионный анализ показал наличие только возрастных различий по стратегиям регуляции эмоций, Б = 6,09, р < 0,001, в то время как половых различий обнаружено не было, Б = 1,09, р = 0,376. Так, дети 8-9 лет показали более высокие средние значения по стратегии "отвлечение на что-то приятное" по сравнению с детьми 10 - 11 лет (Б = 10,52, р =0,002). По другим стратегиям возрастных различий обнаружено не было.

Сравнение относительных рангов средних значений внутри возрастных групп показало, что у детей 8-9 лет самый высокий балл получен по стратегии «перестать думать» (хср=10,58), затем в порядке убывания: «поговорить с кем-то о своих чувствах» (хср=9,58), «отвлечение на что-то приятное» (хср=7,48), «глубоко вздохнуть и успокоиться» (хср=7,27), «избегание неприятной ситуации» (хср=6,14), и «поплакать» (хср=3,62). Таким образом, по мнению детей, наиболее эффективными стратегиями регуляции эмоций являются вытеснение неприятного эмоционального содержания из поля

___-з-^=====Т^у^|ПЕПАГОГИКА

сознания и обсуждение эмоционального опыта с другими людьми. Наименее эффективной оказалась стратегия «поплакать».

У детей 10-11 лет самый высокий балл получен по стратегии «перестать думать» (хср=8,30), затем в порядке убывания: «поговорить с кем-то о своих чувствах» (хср=7,62), «глубоко вздохнуть и успокоиться» (х =7,15), «отвлечение на что-то приятное» (х =5,6»7), «избегание неприятной ситуации» (х =4,6?), и «поплакать» (хср=2,37). Интересно, что, как и 8-9-летние дети, дети 10-11 считают наиболее эффективными стратегиями вытеснение неприятного эмоционального содержания из сознания, а также обсуждение эмоционального опыта с другими людьми. Так же как и более младшие дети, дети 10-11 лет оценили плач как наименее эффективную стратегию регуляции эмоций.

Второй задачей нашего исследования было изучение того, влияет ли эмоция на выбор стратегии регуляции. Другими словами, будут ли дети использовать одну и ту же стратегию, когда испытывают грусть, злость и страх. Многовариативный дисперсионный анализ (F= 6,01, р=0,003) и post hoc сравнения показали, что независимо от возраста дети предпочитают стратегию «глубоко вздохнуть и успокоиться» в большей степени, когда испытывают страх и злость, а в меньшей - когда испытывают грусть. Средние значения, соответственно, хср=2,78 -страх, хср=2,4 - злость, х =1,96 - грусть. Стратегия «глубоко вздохнуть и успокоиться» включает в себя попытки прямо изменить эмоциональное состояние посредством воздействия на физиологический компонент эмоции. Таким образом, дети полагают, что мышечное расслабление, наступающее в результате произвольных усилий, наиболее эффективно при переживании острых аффективных реакций (злости и страха), нежели грусти.

Стратегия «перестать думать» также предпочитается в большей степени в ситуациях страха и злости (F= 22,61, р < 0,00; post hoc сравнения при p < 0,01), а в меньшей степени в ситуации грусти. Средние значения, соответственно, х =3,69 - страх, хср=3,26 - злость, хср=2,15 - грусть. Следовательно, подавление неприятных эмоций, по мнению детей, также наиболее применимо к острым аффективным реакциям.

Стратегия «избегание неприятной ситуации» в большей степени, по мнению детей, приемлема в ситуациях злости (хср=2,90), в меньшей степени - в ситуации страха (х =1, 68) и еще меньше - в ситуации грусти (хс =0,61), (F= 43,49, р < 0,001; post hoc сравнения при p < 0,01). Таким образом, дети в состоянии злости предпочитают изолироваться от

объекта, вызывающего злость, однако при страхе или грусти эта стратегия оценивается как менее эффективная.

Наконец, дети предпочитают стратегию «поговорить с кем-то о своих чувствах» в большей степени, когда они испытывают грусть (х =3,29), чем когда испытывают злость или страх (хср=2,62 и хср=2,77 соответственно), F= 5,77, р = 0,004, post hoc сравнения при p < 0,01. Таким образом, в состоянии грусти детям важно получить поддержку от значимых для них людей, будь то родители, сверстники, сиблинги или учителя. Дальнейший анализ показал, что независимо от возраста и типа эмоции дети предпочитают обсудить свои чувства с матерью (31-39% детей) или отцом (26-30% детей). В меньшей степени дети склонны обсуждать свои чувства с бабушками или дедушками (11-14% детей 8-9 лет и 3-5% детей 1011 лет). Дети 10-11 лет выражают большее желание обсудить свой эмоциональный опыт со сверстниками (23-28%), чем дети 8-9 лет (8-16%). Наконец, около 3-5% детей выразили желание обсудить такое чувство, как злость, с учителем, и около 1% детей сказали, что они поделятся с учителем в ситуациях, когда испытывают страх и грусть.

Что касается таких стратегий, как «поплакать» и «отвлечься на что-то приятное», то они не различаются в зависимости от испытываемой эмоции. По всей видимости, эти стратегии являются универсальными при регуляции любой эмоции.

Выводы

В целом, настоящее исследование показало, что дети 8-9 лет и 10-11 лет незначительно различаются по стратегиям регуляций эмоций, а различия между мальчиками и девочками вообще отсутствуют. Интересной находкой данного исследования было выявление взаимосвязи стратегий регуляции эмоций с типом переживаемой эмоции. Так, стратегии «глубоко вздохнуть и успокоиться» и «перестать думать о неприятной ситуации» предпочитаются больше при переживании страха и злости и в меньшей степени при переживании грусти. Стратегия «избегание неприятной ситуации» предпочитается преимущественно при переживании злости и в меньшей степени-страха и грусти, а стратегия «поговорить с кем-то о своих чувствах» предпочитается преимущественно при переживании грусти и в меньшей степени - страха и злости. Было также показано, что старшие дети более склонны обращаться за эмоциональной поддержкой к сверстникам, что отражает возрастную динамику развития межличностных отношений, связанную с повышением значимости сверстников при переходе от детства к подростковому возрасту.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Библиографический список

1. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан A.M. Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. - М., Издательский центр «Академия», 1999.

2. Bretherton, I., Fritz, J., Zahn-Waxler, C., & Ridgeway, D. Learning to talk about emotions: A functionalist perspective. Child Development 1986; 57(3): 529-548.

3. Cassano, M., Perry-Parrish, C., & Zeman, J. Influence of gender on parental socialization of children's sadness regulation. Social Development 2007; 16(2): 210-231.

4. Denham, S. A., Blair, K. A., DeMulder, E., Levitas, J., Sawyer, K., Auerbach-Major, S., & Queenan, P. Preschool emotional competence: Pathway to social competence? Child Development 2003; 74(1): 238-256.

5. Gilliom, M., Shaw, D. S., Beck, J. E., Schonberg, M. A., & Lukon, J. L. Anger regulation in disadvantaged preschool boys: Strategies, antecedents, and the development of self-control. Developmental Psychology 2002; 38(2): 222-235.

6. Gross, J. J. The Emerging Field of Emotion Regulation: An Integrative Review. Review of General Psychology 1998; 2(5): 271-299.

7. Gullone, E., Hughes, E. K., King, N. J., & Tonge, B. The normative development of emotion regulation strategy use in children and adolescents: A 2-year follow-up study. Journal of Child Psychology & Psychiatry 2010; 51(5): 567-574.

8. Koole, S. L. The psychology of emotion regulation: An integrative review. Cognition & Emotion 2009; 23(1): 4-41.

9. Lewis, M. D., & Stieben, J. Emotion regulation in the brain: Conceptual issues and directions for developmental research. Child Development 2004; 75(2): 371-376.

10. Rivers, S. E., Brackett, M. a., Katulak, N. a., & Salovey, P. Regulating anger and sadness: an exploration of discrete emotions in emotion regulation. Journal of Happiness Studies 2006; 8(3): 393-427.

11. Saarni, C. The development of emotional competence. New York: Guilford, 1990.

12. Sanson, A., Hemphill, S. A., & Smart, D. Connections between temperament and social development: A review. Social Development 2004; 13(1): 142-170.

13. Thompson, R. A. Emotion Regulation: A theme in search of definition. Monographs of the Society for Research in Child Development 1994; 59(2/3): 25-52.

14. Zeman, J., Shipman, K., & Suveg, C. Anger and sadness regulation: Predictions to internalizing and externalizing symptoms in children. Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology 2002; 31(3): 393.

E.A. SAVINA, I. SKOBLYAKOVA,F. VAN EMOTION REGULATION STRATEGIES IN 8-11 YEAR-OLD CHILDREN

This article discusses age and gender differences in emotion regulation strategies of 8-11-year old children. Age-related differences were found only for the strategy "thinking about something pleasant" with 8-9-year old children scoring higher compared to 10-11 year old children. Regardless age, the most popular strategy was the suppression of unpleasant emotion while the least popular strategy was crying. No gender differences were found. Emotion regulation strategies were associated with particular emotion-activating situations. The results indicated that 10-11-year old children tend to seek emotional support from their peers more often compared to 8-9-year old children.

Key words: emotion regulation strategies, emotive situations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.