Научная статья на тему 'СТРАТЕГИИ РЕАГИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ'

СТРАТЕГИИ РЕАГИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
59
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / СТУДЕНТЫ / СПОСОБЫ РЕАГИРОВАНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фатеева Ярослава Сергеевна, Куликова Нина Васильевна

Цель исследования - изучение поведения студентов вуза с гуманитарными специальностями разных возрастных групп в конфликтных ситуациях. В работе исследованы способы реагирования студентов в конфликтах по методике К. Томаса. Исследования у студентов вузов показали, что им присущи все пять способов реагирования в конфликтных ситуациях: соперничество (конфронтация), сотрудничество, компромисс, избегание (уклонение) и приспособление. Получены особенности реагирования в конфликтах в зависимости от возраста и пола у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фатеева Ярослава Сергеевна, Куликова Нина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESPONSE STRATEGIES OF STUDENTS OF DIFFERENT AGE GROUPS IN CONFLICT SITUATIONS

The aim of this research is to investigate the behavior of students of different age groups of humanitarian specialties in conflict situations. The paper focuses on the strategies of students’ response in conflict situations according to the method of K. Thomas. Our research confirmed that the students under study demonstrate all five strategies of responding to conflict situations: the rivalry (confrontation), collaboration, compromise, avoidance (evasion) and adaptation. The obtained strategies of response in conflict situations demonstrate their dependence on age and gender.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИИ РЕАГИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ»

привлекает к себе внимание и отвращает от него собеседников, - тем самым перекрывая путь и другим качествам этого индивида. У него есть стигма, нежелательное отличие от того, чего мы ожидали [от его категории людей]»[1, с. 5].

И. Гофман «полагает, что человек со стигмой - не вполне человек [is not quite human]. На основании этого предположения индивиды применяют различные виды дискриминации, посредством которых существенно - причем порою не задумываясь - уменьшают его жизненные шансы»[1, с. 7].

На наш взгляд, понятие «стигма», и понятие «ярлык» несут одинаковую смысловую нагрузку при описании как инвалидности, как проблемы общества, так и отдельных категорий инвалидов. Если на улице люди встречают ребёнка инвалида, и при этом у него этот недуг явно выражен, они автоматически начинают обращать на него внимания, демонстрируя это внешне.

Согласно основным положениям теории социе-тальной реакции Г. Беккера, Э. Лемертона наклеивание ярлыка не зависит от человека с социальным или физическим недугом (инвалида), эти ярлыки определяет общество. В связи с этим социальная интеграция в общество инвалидов практически невозможна, поскольку если общество определяет человека как инвалида, отношение должно быть к нему как к инвалиду, а неполноценной

личности. При этом можно подчеркнуть актуальность социокультурной интеграции, поскольку культура сглаживает, и делает более приемлемыми и безболезненными для детей с ограниченными возможностями, процессы социальной интеграции. Например, если социальные программы, направленные на интеграцию детей-инвалидов, носят характер социальной помощи, в свою очередь культура действует более многогранно, учитывая интересы и потребности всех сторон процесса социокультурной интеграции, делая данный процесс гармоничным как для общества, так и для ребенка-инвалида.

Таким образом, детская инвалидность в свете теорий ярлыков представлена в положениях двух теорий: теория стигматизации И. Гоффмана; теория наклеивания ярлыков или социетальной реакции Г. Беккер, Э. Лемер-тон. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что ярлыки, с одной стороны, это субъективное восприятие здоровым людьми, ребенка с ограничениями здоровья, с другой стороны, ярлыки распределяются обществом, и интеграция ребенка в общество невозможна.

Список литературы 1. И. Гофман. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью. Часть 1. Стигма и социальная идентичность. Часть 2. Контроль над информацией и социальная идентичность (главы 3-6). Перевод Добряковой М.С. 52 с.

СТРАТЕГИИ РЕАГИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП _В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ

Фатеева Ярослава Сергеевна

магистрант Томского государственного педагогического университета

Куликова Нина Васильевна

доктор медицинских наук, профессор Томского государственного педагогического университета, г. Томск, Россия

RESPONSE STRATEGIES OF STUDENTS OF DIFFERENT AGE GROUPS IN CONFLICT SITUATIONS

Fateyeva Jroslava, Magistrant Department of Health and Safety Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russia

Kulikova Nina, Doctor of Medicince, professor Department of Health and Safety Tomsk State Pedagogical University, Tomsk,

Russia

АННОТАЦИЯ

Цель исследования - изучение поведения студентов вуза с гуманитарными специальностями разных возрастных групп в конфликтных ситуациях. В работе исследованы способы реагирования студентов в конфликтах по методике К. Томаса. Исследования у студентов вузов показали, что им присущи все пять способов реагирования в конфликтных ситуациях: соперничество (конфронтация), сотрудничество, компромисс, избегание (уклонение) и приспособление. Получены особенности реагирования в конфликтах в зависимости от возраста и пола у студентов.

Ключевые слова: конфликт; молодежь; студенты; способы реагирования в конфликтных ситуациях; стиль поведения.

Abstract

The aim of this research is to investigate the behavior of students of different age groups of humanitarian specialties in conflict situations. The paper focuses on the strategies of students' response in conflict situations according to the method of K. Thomas. Our research confirmed that the students under study demonstrate all five strategies of responding to conflict situations: the rivalry (confrontation), collaboration, compromise, avoidance (evasion) and adaptation. The obtained strategies of response in conflict situations demonstrate their dependence on age and gender.

Keywords: conflict; students; responses; conflict situations; strategies; manner of behavior.

Актуальность исследования. Одно из активно разрабатываемых направлений мировой социологической науки - это социальные проблемы молодежи. Изучают

трудовую и общественную активность, изменение ценностных ориентаций, социально-психологические особенности молодежи, управление конфликтами в молодежной среде [9, с. 227-263, 10, с.1-32].

Из одинаковых ситуаций социальный опыт у разных людей существенно разнообразен. В процессе социализации приобретается индивидуальность, то есть, одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются и переживаются. Социализация продолжается в процессе всего онтогенеза человека [7, с. 123-125].

Молодые специалисты - очень уязвимая группа, если они вовлекаются в конфликт на производстве. Они часто имеют завышенную самооценку, неустойчивость поведения, излишнюю эмоциональность, не обладая достаточным опытом, что может привести к ошибкам и послужить причиной конфликта. У большинства из них нет навыков трудовой дисциплины и отсутствует умение работы в команде, построения взаимоотношений в коллективе, характерны неустойчивость поведения, излишняя эмоциональность - эти психологические возрастные особенности делают молодых специалистов мало защищенными [ 6, с.99].

В настоящее время опубликованы отдельные исследования по реагированию студенческой молодежи в конфликтных ситуациях [4. с. 23]. Но студенческая молодежь, как правило, оказывается в эпицентре всех событий, происходящих в обществе, поэтому важно в этой среде тщательное изучение конфликтов по половому признаку, возрастным особенностям, в зависимости от полученной специальности, социальной среды - для раннего распознавания конфликтов и принятия мер для их профилактики, а при их возникновении - эффективное управление ими.

Цель исследования - изучение поведения, работающих студентов гуманитарных специальностей разных возрастных групп в конфликтных ситуациях.

Гипотеза исследования: Мы предположили, что в процессе социализации модели поведения студентов разных возрастных групп должны изменяться и отличаться. Ведь возраст - это не только биологическая, но и социальная категория.

Задачи исследования:

1. Исследовать особенности реагирования в конфликтах, работающих студентов разных возрастных групп в социуме.

2. Выявить характерные формы реакций студентов разных возрастных групп на конфликтные ситуации в зависимости от пола.

Материалы и методы. В работе исследованы способы реагирования студентов в конфликтах по методике К. Томаса [1, с. 231-234; 5, с. 603-606]. Данная тестовая процедура по гипотетическим ситуациям взаимодействия в конфликтных ситуациях, которые предъявляются испытуемым, показывает в какой степени в поведении человека проявляются 5 стратегий: соперничества (конфронтация), сотрудничества, компромисса, избегания (уклонения) и приспособления. По каждому из 30 пунктов анкеты

необходимо выбрать только один, предпочтительный для студента вариант ответа «а» или «б». Затем по каждому из 5 разделов опросника подсчитывалось количество положительных ответов студентов (1 положительный ответ равен 1 баллу), совпадающих с ключом. Ключ опросника по методике К. Томаса включает 5 разделов:

Соперничество: 3а, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б,146,16б, 17а, 226, 25а, 28а.

Сотрудничество: 2б, 5а, 8б, 11а, 14а, 19а, 20а, 21б, 23а, 26б, 28б, 30б.

Компромисс: 2а, 4а, 7б,10б, 12б,13а, 18б, 20б, 22а, 24б, 26а, 29а.

Избегание: 1а, 5б, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б,19б, 21а, 23б, 27а, 29б.

Приспособление: 1б,3б,4б, 6а, 11б,15а, 16а, 18а, 24а, 25б, 27б, 30а.

Стиль поведения в конфликте обусловливается личными интересами и зависит насколько активно или пассивно их отстаивают. Оказывают влияние на поведение отдельных лиц и социальных групп, участвующих в конфликте, желание удовлетворить интересы других сторон и первоочередность индивидуальных или совместных действий [1, с. 132].

Изучали данные стратегии поведения у 68 (обработаны 2040 положительных ответов) студентов гуманитарных специальностей, разделенных на 2 сравнимые между собой группы с нормальным распределением по полу и возрасту: 1гр. - студенты младшей возрастной группы от 19 до 23 лет (42 чел), 2 гр. - студенты старшей возрастной группы от 25 до 30 лет (26 чел). Все студенты в обеих группах совмещали учебу с трудовой деятельностью.

Статистический анализ данных проводили с использованием пакета прикладных программ Statistica, версия 6.0 для Windows. Достоверность различий результатов исследований определяли по t-критерию Стью-дента. Различия считали статистически значимыми при достигнутом уровне значимости при p<0,05. Данные по стратегиям поведения по методике К. Томаса представлены в виде среднего значения М и среднеквадратичного отклонения SD (M±SD) положительных ответов (1 положительный ответ равен 1 баллу) [2, с. 81-101].

Результаты исследования и их обсуждение.

Стили поведения в конфликтных ситуациях студентов разных возрастных групп представлены в табл. 1.

Из таблицы 1 прослеживается, что для молодежи в обеих группах характерны все 5 стилей поведения в конфликтных ситуациях (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление). Такие же данные, указывающие, что у людей применяются все пять стилей поведения в конфликтах приводятся в монографии И.Е.Ворожейкина и соавт. (2003г.) [1, с. 234].

Таблица 1

Стратегии поведения студентов различных возрастных групп в конфликтных ситуациях M±SD в положительных

ответах (в баллах)

Стратегии поведения Группы Р

1 2

Соперничество 7.5±2.1 4.6±2.6 <0,001

Сотрудничество 6.1±2,1 6.6±1.9 >0,05

Компромисс 7.6±1,6 7.5±1.9 >0,05

Избегание 4.2±1,8 5.7±2.1 <0,02

Приспособление 5.1±2.5 5.6±1.9 >0,05

Примечание: 1-младшая возрастная группа, п- 42 чел; 2-старшая возрастная группа, п -26 чел; где п -число наблюдений, р - достоверность различий показателей

В наших исследованиях выявлены следующие отличия: так у студентов младшей группы достоверно чаще, чем в старшей, встречается тип поведения - соперничество (соответственно M±SD в 1 гр. 7.5±2.1 и во 2-й гр. 4.6±2.6 положительных ответов, при Р <0,001). Соперничество (конфронтация) направлено на стремление добиться личных интересов, не учитывая интересов оппонентов и даже в ущерб им. Человек, использующий стиль конкуренции, весьма активен и предпочитает идти к разрешению конфликта своим собственным путем и действует самостоятельно и очень энергично. Он не заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые решения и желает отстоять и даже навязать свое решение проблемы любым путем и победить в конфликте [1, с. 134-135].

Стиль поведения в виде конфронтации используют в следующих случаях: если участник конфликта убежден, что его предложение лучшее в данной ситуации и активно настаивает на нем; проблема очень важна для конфликтующего, и он считает, что его позиция беспроигрышна; есть все возможности быстро ее решить или отстаивает свои интересы, если нет другого выбора и нет риска потери.

Наши данные (молодежь 1-й гр.) не совпадают с работой Г.В. Михайловой [4, с.18], которая выявила у студентов данного возраста меньшую популярность стиля поведения в виде соперничества. Возможно, это связано с различием будущих профессий: в нашем исследовании студенты гуманитарных специальностей, а в работе Г.В. Михайловой студенты технического вуза.

Из современной социологической литературы прослеживается, что любое давление может вызвать бурю эмоций и негативную реакцию побежденных, разрушит благоприятный психологический климат в коллективе.

Стратегии поведения студентов женского пола различ

в положительных

Поэтому в большинстве межличностных конфликтов конфронтация - не всегда удачная стратегия поведения, т.к. стремление считать себя всегда правым нарушает взаимопонимание и сотрудничество между членами коллектива [1, с. 134-135; 8, с.44].

Имеются различия и по такому стилю поведения в конфликтах как избегание. Так у студентов старшей группы достоверно чаще, чем в младшей, встречается данный вид поведения (соответственно M±SD в 1 гр. 4.2±1,8 и во 2-й гр. 5.7±2.1 положительных ответов при Р <0,02). Для поведения в конфликтах в виде избегания (уклонения) характерно у конфликтующего отсутствие намерений сотрудничать и применить усилие для реализации своих интересов, и есть лишь желание уйти от конфликта. Стиль уклонения используют: если проблема не представляется существенной и не заслуживает значительных затрат времени и сил; имеется возможность достичь цели неконфликтным путем; стороны избегают осложнений в отношениях по различным причинам; необходимо выиграть время для получения лучшего результата.

При эмоциональном межличностном конфликте уклонение более приемлемо, так как человек разумно оценивает ситуацию и понимает, что наиболее верным результатом в межличностном конфликте - это уклонение от участия в нем, со временем эмоции затихнут и конфликт, возможно, не возникнит вновь.

Но если конфликтная ситуация возникла на объективной почве, то сохранение нейтральной позиции и уклонение будут неэффективными, так как проблема, с породившими ее причинами, сохраняется и может еще более обостряться [1, с. 132-133; 8, с. 44].

Мы предположили, что возможно имеются различия в формах реакций на конфликтные ситуации не только в зависимости от возраста, но и пола в данных возрастных категориях. Результаты описаны в табл. 2 и 3.

Таблица 2

ных возрастных групп в конфликтных ситуациях M±SD ответах (в баллах)_

Стратегии поведения Группы Р

1 2

Соперничество 7.1±2.1 3.7±2.5 <0,01

Сотрудничество 6.4±1.9 6.6±2.1 >0,05

Компромисс 7.6±1.9 7.3±2.1 >0,05

Избегание 3.9±2.1 5.8±2.5 <0,05

Приспособление 6.1±2.9 6.8±1.5 >0,05

Примечание: 1-младшая возрастная группа, п-21 чел.; 2-старшая возрастная группа, п -12; где п - число наблюдений, р - достоверность различий показателей

В табл. 2 представлено, что у девушек в 1-й и 2-й гр. имеются все 5 стилей поведения в конфликтных ситуациях. Но имеются отличия: в 1-й группе достоверно чаще, чем во 2-й наблюдается такой вид поведения в конфликтах, как соперничество (соответственно M±SD в 1-й гр. 7.1±2.1, во 2-й 3.7±2.5 положительных ответов, Р<0,01). Различна по частоте, и такая стратегия поведения как избегание, наблюдающаяся достоверно чаще во 2-й, чем в 1-й группе (соответственно M±SD во 2-й гр. 5.8±2.5, в 1-й гр. 3.9±2.1 положительных ответов, Р <0,05).

Из таблицы 3 видно, что у лиц мужского пола в обеих группах также выявляются все 5 типов поведения в конфликтах и одинаково часто в виде сотрудничества, компромисса, избегания и приспособления. Единственное различие по стилю поведения в виде соперничества, он достоверно чаще выявлен в 1-й (младшей возрастной группе), чем во 2-й гр. (соответственно M±SD в 1-й гр. 7.9±1.6, во 2-й 5.6±2.3 положительных ответов, Р <0,01).

Полученные результаты показывают возможность появления у студентов соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Мы выявили следующие особенности стратегии поведения в более молодой по возрасту группе. Они проявляются увеличением активного стиля поведения в конфликтных ситуациях в виде соперничества у юношей и у девушек, но в большинстве межличностных конфликтов данная стратегия поведения не всегда удачная, т.к. стремление считать себя всегда правым нарушает взаимопонимание и сотрудничество между членами коллектива.

Особенности старшей возрастной группы - преобладание такого пасивного стиля поведения как избегание: он способствует тому, что проблема остается не разрешенной и, при стечении благоприятных для развития конфликта обстоятельств, может опять обостриться. Хотя, если данный вид конфликта возник на эмоциональной основе со временем он может просто угаснуть.

Таблица 3

Стратегии поведения студентов мужского пола различных возрастных групп в конфликтных ситуациях M±SD

в положительных ответах (в баллах)

Стратегии поведения Группы Р

1 2

Соперничество 7.9±1.6 5.6±2.3 <0,01

Сотрудничество 5.9±2.4 6.4±1.8 >0,05

Компромисс 7.6±1.6 7.9±1.5 >0,05

Избегание 4.5±2.1 5.3±2.3 >0,05

Приспособление 4.1±1.1 4.7±1.5 >0,05

Примечание: 1-младшая возрастная группа, п-21 чел.; 2-старшая возрастная группа, п -14; где п - число наблюде-

ний, р - достоверность различий показателей

Заключение. Для работающих студентов гуманитарных специальностей разных возрастов в обеих группах, а также для лиц мужского и женского пола, характерны все 5 стратегей поведения в конфликтных ситуациях (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление).

Имеется разница в стратегии поведения: так у студентов младшей группы (1-я гр.) достоверно чаще в конфликтных ситуациях, чем в старшей по возрасту (2-я гр), встречается тип поведения - соперничество и достоверно реже - избегание.

Выявлены отличия по поведению в конфликтах в зависимости от пола: в 1-й группе достоверно чаще, чем во 2-й наблюдается такой вид поведения в конфликтах, как соперничество у девушек и у юношей; и достоверно реже у девушек стиль поведения - избегание.

Для эффективного управления конфликтом, необходимо учитывать не только возрастные особенности студентов, но и зависимость поведения от пола, и тогда его последствия смогут играть положительную роль, способствуя в дальнейшем как достижению целей учебного заведения, так и более благоприятной работе на производстве.

Литература

1. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник. - М.: ИНФРА, 2003.

2. Гланц С. Медико-биологическая статистика. Пер. с. англ..-М.: Практика, 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Меткин М.В. Конфликтология. Учеб. пособие/ под ред. В.А. Ачкасовой.- С/Петербург, 2001.

4. Михайлова Г.В. Подготовка студентов к разрешению конфликтов в учебных группах (на примере технического университета): автореферат дис. ... канд. пед. наук. - Архангельск, 2003.

5. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д Сто-ляренко.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.

6. Парягина О.А. Молодой специалист: эволюция понятия в современных условиях// Право и Образова-ние.-2009.- №1.- С. 99.

7. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика.- СПб.: Питер, 2007.

8. Сорокина Е.Г. Конфликтология в социальной работе: учеб. пособие для студентов вузов.-М: Академия, 2009.

9. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. - М.: Юрайт-Издат, 2003.

10. Черкасова Т.В. Управление конфликтами в молодежной среде как социальная проблема: автореф. дис... докт.соц.наук.- Самара, 2008.

КОНСТРУИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ

НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ

Липатова Мария Евгеньевна

Научный сотрудник, Социологический факультет, Московский государственный университет

имени М.В. Ломоносова, г. Москва

CONSTRUCTION OF LIFE STRATEGIES IN THE CONTEXT OF SOCIAL UNCERTAINTY

Lipatova Maria, Research associate, Department of Sociology, Lomonosov Moscow State University, Moscow АННОТАЦИЯ

В статье анализируются основные процессы, происходящие в современном обществе. Рассматриваются понятия «неопределённость» и «жизненные стратегии». Роль неопределённости в формировании жизненных стратегий.

Ключевые слова: жизненные планы; жизненные стратегии; молодёжь; неопределённость; ценности. ABSTRACT

The article analyzes the main processes taking place in the modern society. The article discusses the concepts of "uncertainty" and "life strategies" and the role of uncertainty in shaping of life strategies. Keywords: life plans; life strategies; uncertainty; values; youth.

Современное российское общество сегодня во внутренние особенности нашего развития, которые свя-многом является отражением тех проблем, которые ха- заны с нашей ментальностью, идентичностью, сосуще-рактерны для современного западного общества плюс ствованием традиционной системы ценностей и новыми

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.