Научная статья на тему 'ДЕТСКАЯ ИНВАЛИДНОСТЬ В СВЕТЕ ТЕОРИЙ ЯРЛЫКОВ'

ДЕТСКАЯ ИНВАЛИДНОСТЬ В СВЕТЕ ТЕОРИЙ ЯРЛЫКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
130
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / ТЕОРИЯ ЯРЛЫКОВ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Киселев Максим Игоревич, Подольская Ольга Борисовна

Статья посвящена исследованию детей-инвалидов с точки зрения теорий И. Гофмана, Г. Беккера и Э. Лемертона. В качестве методологической базы выступает теория стигматизации и теория наклеивания ярлыков или социетальной реакции. В статье наглядно демонстрируется процесс «наклеивания» ярлыков, как на микро, так и на макроуровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Киселев Максим Игоревич, Подольская Ольга Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN AND DISABILITY IN LIGHT OF THE THEORY LABELS

The article studies of children with disabilities in terms of theories I. Hoffmann, G. Becker and E. Lemertona. As a methodological framework is supports the theory of stigmatization and labeling theory or the societal reaction. In the article we can see the process of “sticking” labels, as on the micro, so the macro levels.

Текст научной работы на тему «ДЕТСКАЯ ИНВАЛИДНОСТЬ В СВЕТЕ ТЕОРИЙ ЯРЛЫКОВ»

3. Климантова Г.И. Проблемы молодой семьи в условиях модернизации общества // Материалы V Всероссийского социально-педагогического конгресса (Москва, 6-7 июня 2005 г.). - М., 2005

4. Осохеева Б.Р. Современная молодая семья: процессы трансформации и факторы стабилизации: Дисс..канд.социол.наук - Улан-Удэ, 2007.

5. Олейник Ю.Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье // Психологический журнал. -1986. - Т. 7. - № 2.

6. Постановление Верховного Совета РФ от 03.06.1993 г. №5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ» // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 25. - Ст. 903

7. Лукьянова И.Е., Прохорова Э.М., Шиповская Л.П. Семьеведение. - М.: ИНФРА-М, 2006.

8. Социологический энциклопедический словарь. М., 1998. С.8.

9. Ольшанский Д.В. Адаптация социальная. - В кн.: Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990, С. 9.

ДЕТСКАЯ ИНВАЛИДНОСТЬ В СВЕТЕ ТЕОРИЙ ЯРЛЫКОВ

Киселев Максим Игоревич

ассистент кафедры «Социальные технологии», Институт сферы обслуживания и предпринимательства

(филиал), Донского государственного технического университета, г. Шахты

Подольская Ольга Борисовна

к.с.н., доцент кафедры «Социальные технологии», Институт сферы обслуживания и предпринимательства

(филиал) Донского государственного технического университета, г. Шахты

CHILDREN AND DISABILITY IN LIGHT OF THE THEORY LABELS

Kiselev Maxim, Assistant of the Department "Social Technologies" of The Institute of services and entrepreneurship (branch) Don State Technical University, Shakhty town

Podolskaya Olga, Candidate of Science, associate Professor of The Institute of services and entrepreneurship (branch) Don State Technical University, Shakhty town АННОТАЦИЯ

Статья посвящена исследованию детей-инвалидов с точки зрения теорий И. Гофмана, Г. Беккера и Э. Лемер-тона. В качестве методологической базы выступает теория стигматизации и теория наклеивания ярлыков или социетальной реакции. В статье наглядно демонстрируется процесс «наклеивания» ярлыков, как на микро, так и на макроуровнях. ANNOTATION

The article studies of children with disabilities in terms of theories I. Hoffmann, G. Becker and E. Lemertona. As a methodological framework is supports the theory of stigmatization and labeling theory or the societal reaction. In the article we can see the process of "sticking" labels, as on the micro, so the macro levels.

Ключевые слова: дети-инвалиды, теория ярлыков, социальная интеграция. Key words: children with disabilities, the theory of labels, social integration.

В настоящее время сформировались несколько моделей инвалидности. Наибольшее распространение в мировой практике получили две модели: медицинская и социальная. В данной статье будет предпринята попытка описания детской инвалидности с помощью положений социологических теорий таких как: теория стигматизации И. Гоффмана; теория наклеивания ярлыков или социе-тальной реакции Г. Беккер, Э. Лемертон.

И. Гофман, в своей работе «Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью» отмечает, что общество определяет набор качеств, который присущ нормальным людям и в соответствии с ними, люди оценивают других людей этого общества. Индивиды формируют свое мнение по поводу того, каким должен быть ребёнок с инвалидностью. При встрече здорового ребёнка с ребёнком-инвалидом, он замечает, что инвалиду присущи качества, которых у него нет. Таким образом, ребёнок-инвалид становится стигматизированной личностью. Как отмечает И. Гофман: «в нашем сознании он превращается из цельного обычного человека в неполноценного, обладающего каким-то дефектом (подпорченного) [tainted, discounted]. Подобное качество - это и есть стигма, особенно если речь идет об очень сильном нега-

тивном воздействии; порою его называют также недостатком, дефектом, увечьем [failing, shortcoming, handicap]»[1, с. 3].

«Термин «стигма» будет использоваться для обозначения качества, выдающего какое-то постыдное свойство индивида [an attribute deeply discrediting]; причем характер этого качества определяется не самим качеством, а отношениями по поводу него. Качество, стигматизирующее один тип владельца, может лишь подтвердить обычность другого, и в этом смысле само по себе качество не является ни лестным, ни постыдным [neither creditable, nor discreditable]»[1, с. 3-4].

И. Гофман выделяет три типа стигмы. «Во-первых, есть телесное уродство - разного рода физические отклонения. Во-вторых, есть недостатки индивидуального характера - такие, как слабая воля, неконтролируемые или неестественные страсти, подлые или косные убеждения, бесчестность. В-третьих, родовая стигма расы, национальности и религии, которая может передаваться по наследству и охватывать всех членов семьи. Однако во всех этих различных примерах стигмы, можно обнаружить одни и те же социологические черты: индивид, который мог бы легко участвовать в обычном социальном взаимодействии, обладает некой особенностью, которая навязчиво

привлекает к себе внимание и отвращает от него собеседников, - тем самым перекрывая путь и другим качествам этого индивида. У него есть стигма, нежелательное отличие от того, чего мы ожидали [от его категории людей]»[1, с. 5].

И. Гофман «полагает, что человек со стигмой - не вполне человек [is not quite human]. На основании этого предположения индивиды применяют различные виды дискриминации, посредством которых существенно - причем порою не задумываясь - уменьшают его жизненные шансы»[1, с. 7].

На наш взгляд, понятие «стигма», и понятие «ярлык» несут одинаковую смысловую нагрузку при описании как инвалидности, как проблемы общества, так и отдельных категорий инвалидов. Если на улице люди встречают ребёнка инвалида, и при этом у него этот недуг явно выражен, они автоматически начинают обращать на него внимания, демонстрируя это внешне.

Согласно основным положениям теории социе-тальной реакции Г. Беккера, Э. Лемертона наклеивание ярлыка не зависит от человека с социальным или физическим недугом (инвалида), эти ярлыки определяет общество. В связи с этим социальная интеграция в общество инвалидов практически невозможна, поскольку если общество определяет человека как инвалида, отношение должно быть к нему как к инвалиду, а неполноценной

личности. При этом можно подчеркнуть актуальность социокультурной интеграции, поскольку культура сглаживает, и делает более приемлемыми и безболезненными для детей с ограниченными возможностями, процессы социальной интеграции. Например, если социальные программы, направленные на интеграцию детей-инвалидов, носят характер социальной помощи, в свою очередь культура действует более многогранно, учитывая интересы и потребности всех сторон процесса социокультурной интеграции, делая данный процесс гармоничным как для общества, так и для ребенка-инвалида.

Таким образом, детская инвалидность в свете теорий ярлыков представлена в положениях двух теорий: теория стигматизации И. Гоффмана; теория наклеивания ярлыков или социетальной реакции Г. Беккер, Э. Лемер-тон. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что ярлыки, с одной стороны, это субъективное восприятие здоровым людьми, ребенка с ограничениями здоровья, с другой стороны, ярлыки распределяются обществом, и интеграция ребенка в общество невозможна.

Список литературы 1. И. Гофман. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью. Часть 1. Стигма и социальная идентичность. Часть 2. Контроль над информацией и социальная идентичность (главы 3-6). Перевод Добряковой М.С. 52 с.

СТРАТЕГИИ РЕАГИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП _В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ

Фатеева Ярослава Сергеевна

магистрант Томского государственного педагогического университета

Куликова Нина Васильевна

доктор медицинских наук, профессор Томского государственного педагогического университета, г. Томск, Россия

RESPONSE STRATEGIES OF STUDENTS OF DIFFERENT AGE GROUPS IN CONFLICT SITUATIONS

Fateyeva Jroslava, Magistrant Department of Health and Safety Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russia

Kulikova Nina, Doctor of Medicince, professor Department of Health and Safety Tomsk State Pedagogical University, Tomsk,

Russia

АННОТАЦИЯ

Цель исследования - изучение поведения студентов вуза с гуманитарными специальностями разных возрастных групп в конфликтных ситуациях. В работе исследованы способы реагирования студентов в конфликтах по методике К. Томаса. Исследования у студентов вузов показали, что им присущи все пять способов реагирования в конфликтных ситуациях: соперничество (конфронтация), сотрудничество, компромисс, избегание (уклонение) и приспособление. Получены особенности реагирования в конфликтах в зависимости от возраста и пола у студентов.

Ключевые слова: конфликт; молодежь; студенты; способы реагирования в конфликтных ситуациях; стиль поведения.

Abstract

The aim of this research is to investigate the behavior of students of different age groups of humanitarian specialties in conflict situations. The paper focuses on the strategies of students' response in conflict situations according to the method of K. Thomas. Our research confirmed that the students under study demonstrate all five strategies of responding to conflict situations: the rivalry (confrontation), collaboration, compromise, avoidance (evasion) and adaptation. The obtained strategies of response in conflict situations demonstrate their dependence on age and gender.

Keywords: conflict; students; responses; conflict situations; strategies; manner of behavior.

Актуальность исследования. Одно из активно разрабатываемых направлений мировой социологической науки - это социальные проблемы молодежи. Изучают

трудовую и общественную активность, изменение ценностных ориентаций, социально-психологические особенности молодежи, управление конфликтами в молодежной среде [9, с. 227-263, 10, с.1-32].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.