#
50 ВЛАСТЬ 09’2008
Маргарита РЕУТ
СТИГМАЦИЯ - ПРОЦЕСС ВЫДЕЛЕНИЯ ИНДИВИДОВ
Жизненное кредо рождается в ходе ожесточенной борьбы инвалида как с собственной беспомощностью, так и общественными стереотипами. Эта борьба символизирует движение потенциальных возможностей человека с инвалидностью (Я-потенциальное) от маргинальности (Я-маргинальное) к полноценности (Я-полноценное), что в совокупности составляет Я-концепцию инвалида. Формула движения от маргинальности к полноценности не запускается в каждом человеке автоматически, а работает лишь в том, кто стремится жить и надеется на успех. Причем под полноценностью понимается не желание быть «как все», а полное раскрытие способностей и талантов, составляющих духовный потенциал индивидуальности.
РЕУТ
Маргарита
Николаевна —
к. с. н., доцент,
заведующая
кафедрой
коррекционной
педагогики
Института
развития
образования
Республики
Татарстан
В рамках теории «наклеивания ярлыков» или теории социеталь-ной реакции (И. Гофман, Г. Беккер, Э. Лемерт) для обозначения лиц с ограниченными возможностями используется понятие «девианты». Инвалидность рассматривается как отклонение от социальной нормы, носителям девиации наклеивается ярлык (стигма) — инвалид. В рамках этой социоцентристской теории проблемы конкретного индивида изучаются через отношение к нему общества, феномены социального контроля, социальной реакции (понятие «социальный аттитюд»).
В работе И. Гофмана «Стигма. Об особенностях искалеченной личности» автор дает определение стигматизации как процесса выделения индивидов на основании некоторых отклонений от нормы с целью применения общественных санкций1. Стигматизация — это нечто большее, чем простое «навешивание ярлыков». Отношение общества к тем или иным явлениям редко возникает совершенно стихийно, необоснованно. Стереотипы восприятия инвалидов, вероятно, вырабатываются в детстве и постепенно закрепляются, часто неосознанно, в процессе повседневных социальных взаимодействий.
В обществе существуют идеальные образцы (культурные стандарты) мужского или женского тела, по отношению к которым общество определяет «патологические» и «неестественные» тела. Поэтому дети с телесными дефектами, выступающими внешними знаками определенных соматических расстройств (например, ДЦП, полиомиелит и т.п.) чувствуют себя «неправильными», «инакими» и подвергаются со стороны окружающих людей стигматизации.
Процесс социального оценивания индивида предполагает реализацию множества властных отношений, в процессе которых происходит интеграция человека в общество. Посредством стигматизации власть, реализующая индивидуальный контроль, утверждает и закрепляет свою систему ценностей, устанавливает границы доступного для индивида пространства.
В социокультурной теории нетипичности Е. Р. Ярской-Смирновой2 феномен «нетипичного ребенка» формируется и транслируется его социальным окружением, всем многообразием
1 Ритцер Д. Современные социологические теории. — СПб.: «Питер», 2002, стр. 271
2 Ярская-Смирнова Е. Р. Социальное конструирование инвалидности // «Социологические исследования». 1999. № 4, стр. 38—45
#
09’2008__________________ВЛАСТЬ_________________________51
исторически сложившегося этноконфес-сионального, социокультурного макро-и микросоциума, в котором нетипичный ребенок проходит социализацию. Нарушения развития не носят статичный характер, во многом катализируются социальной средой, и в большинстве случаев от отношения окружающих людей зависит степень тяжести того или иного онтогенетического дефекта. Поэтому на первое место должно ставиться не нарушение развития, а самоценность субъекта, его личностные качества, человеческое достоинство. Снять ярлык инвалидности с человека или заменить его на другой, в меньшей степени ограничивающий возможности индивида, возможно, только изменив социальное окружение личности.
По мнению Д. В. Зайцева, в условиях социально-экономических преобразований усиливается социальное расслоение общества, воспроизводятся различные формы социального неравенства, наблюдается интенсификация процессов маргинализации целых социальных групп, территориальных общностей населения. Негативное влияние переходного состояния российского общества проявляется в отношении подрастающего поколения, прежде всего детей с ограниченными возможностями. Процессы реформирования привели к разрушению системы социальной интеграции и адаптации таких детей, поставили их перед проблемой самостоятельного жизнеустройства, на фоне низкой эффективности реализации коррекционных социально-образовательных технологий1.
Маргинальность как нетипичность рассматривается в социологии инвалидности. В этом случае нетипичными оказываются либо внешность, либо поведение человека, не вписывающиеся в заданные стандарты. Хотя люди с нетипичной внешностью и поведением опять же не представляют угрозы для социума, доминирующая культура стремится оградить себя от иного, непонятного. Как известно, «уродству» и «юродивости» разные культуры приписывали магический смысл: нетипичность являлась либо «черной меткой», либо «богоизбранностью». Сегодня средс-
1 Зайцев В. Д. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России. — Саратов: «Научная книга», 2003, стр. 25
тва массовой информации транслируют позицию здорового большинства. Они не оставляют легитимной ниши людям с ограниченными возможностями, продуцируют их социальное исключение, в лучшем случае придают этим людям бенефициарный статус. Предубеждения и негативные стереотипы основываются на традиции ограждения «приличных», «нормальных» людей от контактов с нетипичностью2.
Стигматизированные дети-инвалиды исключаются из социального пространства здоровых детей, следовательно, маргинализируются. Встреча с телесным дефектом напоминает здоровым людям об угрозе собственному телесному благополучию, актуализирует перенос возможных вследствие болезни проблем с больного ребенка на здорового. Во многом страх, сопровождающий такую встречу, связан с распространенными социальными представлениями о дефекте как признаке слабости, зависимости.
Процесс социального взаимодействия между больным и обществом с соответствующими социальными ожиданиями и последствиями в виде формирования инвалидом стигматизированной идентичности исследовали П. Бергер и Т. Лукман. Авторы рассматривают проблему инвалидности через такое понятие, как социальная роль. Важной характеристикой большинства социальных ролей является то, что действия, необходимые для их выполнения, не предписываются во всех подробностях, а существует некоторый диапазон вариабельности. В этом случае ролевое поведение определяется и регулируется представлениями самой личности и общества о том, как должен вести себя человек, занимающий определенное социокультурное положение.
Социальная реальность предстает в концепции П. Бергера и Т. Лукмана в качестве феномена «жизненного мира» как нечто непосредственно данное сознанию индивидов, существующее в их «коллективных представлениях» и конструируемое интерсубъективным человеческим сознанием. Здесь важно указать на сложную взаимосвязь общественного и личного конструирования реальности,
2 Маргинальность в современной России. 25.11.2006. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Sociolog/Maгg...
ф
52_______________________ВЛАСТЬ___________________09’2008
социализации и идентичности, которая возникает в результате этого процесса1. В период первичной социализации ребенок был интегральной составной частью социальной реальности, которую он не мог себе представить иначе. В тот момент, когда он узнал о существовании альтернатив, социальная реальность распадается для него на несколько частей. Используя описание П. Бергером и Т. Лукманом различий социальной реальности, которая интернализируется в процессе первичной и вторичной социализации, отметим, что инвалиды живут в мире, определяемом людьми без ограничений возможностей здоровья. В любой момент они могут отказаться от «роли инвалида» в своем субъективном восприятии нового положения. Человек с ограниченными возможностями здоровья в обществе, где инвалиду отводится роль «больного» и «нуждающегося», имеет возможность для обособления части Я и сопутствующей ей реальности. Иными словами, прежняя социальная реальность должна быть переопределена2.
Исходя из предмета нашего исследования — анализа особенностей образа жизни инвалидов, более логичным представляется рассмотрение проблемы инвалидности с точки зрения конструк-
1 Бергер П. Приглашение в социологию. — М., 1996, стр. 91
2 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструиро-
вание реальности. — М.: «Медиум», 1995, стр. 279
тивистской парадигмы. Традиционный подход строится по принципу властной иерархии: врач — инвалид, государство — инвалид, здоровое большинство — инвалиды и т.п. «Эта точка зрения, — пишет Е. Р. Ярская-Смирнова, — начинает объяснение инвалидности с констатации органической патологии или дисфункции, приписывая инвалидам статус девиантов, и приходит к выводу о необходимости их исправления или изоляции»3. То есть традиционный подход строится на распространенном стереотипе социального исключения — принципе «мы — они». Следовательно, статус людей с ограниченными возможностями здоровья в таком социальном пространстве характеризуется социальной дистанцией, дискриминацией на институциональном и идеологическом уровнях. В связи с этим считаем актуальным преодоление культурно-символических барьеров на пути социокультурной интеграции; формирование и развитие таких ценностей, как толерантность, сочувствие, гуманизм, уважение человеческого достоинства, соблюдение социальной справедливости и прав человека, имеющего ограниченные возможности здоровья.
3 Ярская-Смирнова Е. Р., Наберушкина Э. К. Социальная работа с инвалидами. — СПб.: «Питер», 2004, стр. 38