Научная статья на тему 'Стратегии развития региональных банков в условиях глобализации финансовых рынков'

Стратегии развития региональных банков в условиях глобализации финансовых рынков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1195
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронина Л. А., Колкарева Э. Н., Ратнер С. В.

В статье исследованы вопросы обоснования оптимальной стратегии развития регионального банковского сектора национальной экономики с учетом перспективы развития финансового рынка России, его внешнеэкономических приоритетов и тенденций развития мирового финансового рынка. Рассмотрены несколько видов российских банков государственные, частные и иностранные банки. Детерминировано несколько стратегий для банков, функционирующих за пределами национального рынка и вступившими в транснациональную или глобальную конкурентную борьбу, в частности мультинациональная стратегия, имманентная финансовым институтам, где доминирует мультинациональная конкуренция и ключевое значение имеют индивидуальные параметры местных рынков, и глобальная стратегия, соответствующая находящимся на этапе глобализации рынкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегии развития региональных банков в условиях глобализации финансовых рынков»

Банковская система

стратегии развития региональных банков в условиях глобализации финансовых рынков

л. а. Воронина,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой менеджмента и управления качеством Кубанский государственный университет

Э. н. КОЛКАРЕВА, кандидат экономических наук, доцент, Кубанский государственный аграрный университет

С. В. ратнер,

кандидат физико-математических наук Южный научный центр РАн

современное экономическое развитие региональных банков происходит в условиях глобализации финансовых рынков. Основными чертами глобализации являются изменение процессов финансово-банковской системы, ориентация региональных банков на международные стандарты управления, создание международных систем информатизации банковской деятельности.

В условиях глобализации мировых финансовых рынков значительно усиливаются процессы интеграции национальных банковских институтов в мировую финансовую систему (МФс). Основной причиной интеграции банков является все более возрастающая потребность клиентов в банковском обслуживании за пределами своей страны при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Вопросы, связанные с разработкой оптимальных стратегий интеграции региональных российских банков в мировую финансовую систему, представляют собой актуальную научную проблему, пока недостаточно изученную современной экономической наукой.

современный этап развития российской экономики характеризуется низкой инновационной активностью банковского сектора национального воспроизводственного комплекса, что объясняется не только отсутствием институциональных условий

для успешной их финансовой деятельности, но и использованием устаревших методов стратегического управления и организации развития банковского сектора страны. для решения этой проблемы необходим поиск новых форм стратегического управления региональными банками россии, благодаря которым можно будет преодолеть не только структурный кризис экономики, но и эффективно развить международные экономические отношения на мировом рынке финансовых услуг с учетом приоритетов российской экономики.

В российском банковском секторе сконцентрированы значительные финансовые ресурсы, способные содействовать экономическому развитию страны. динамика основных параметров, характеризующих состояние банковского сектора в 2000—2007 гг., свидетельствует об устойчивой тенденции его развития (табл. 1). Увеличиваются активы и капитал кредитных организаций, расширяется их ресурсная база, особенно за счет привлечения средств населения. В то же время потенциал развития банковского сектора не исчерпан.

накопленный отечественный и зарубежный опыт позволяет рассматривать мировые финансы и мировую финансовую систему с разных точек зрения. Будем понимать под интеграцией банка

в МФс объединение банками своих ресурсов с другими участниками финансового рынка посредством возникающих между ними экономических отношений в процессе предоставления банком транснациональных банковских услуг своим клиентам.

сфера современной банковской деятельности не имеет никаких территориальных границ: современные банки — это планетарное явление, обладающее огромной финансовой мощью, значительным денежным капиталом и представляющее собой основу мировой кредитно-денежной системы. В условиях глобализации развитие мировой банковской системы происходит по направлению расширения международной банковской деятельности и консолидации банков как в пределах одной страны, так и в международном масштабе. стремление к стандартизации выполняемых операций и приведение банковской деятельности в соответствие с международными стандартами, выработка в соответствии с Базельским соглашением единых мер надзора за коммерческими банками со стороны государств начинают приобретать все большее значение. В мировой банковской практике возросшая конкуренция между банками и небанковскими кредитными организациями приводит к необходимости универсализации их деятельности, что способствует размытию границ в понимании банка и небанковской кредитной организации.

российская экономика имеет ряд особенностей, которые обусловливают своеобразие и неповторимость национального банковского сектора. к их числу относятся:

1) сокращение численности населения при ухудшении его качественных характеристик: уменьшение численности населения в трудоспособном возрасте, рост числа пенсионеров на одного трудоспособного, сохранение высокого уровня занятости женщин в экономике;

2) большая территория страны, это инициирует развитие региональных банков и их филиальной сети;

3) низкая надежность региональных банков, высокие затраты на их создание, развитие и поддержание банковской деятельности;

4) значительный дефицит инвестиционных ресурсов, сдерживающих развитие инвестиционных банков и банковского сектора в целом;

5) диспаритет цен на банковские услуги в различных регионах страны, существенно отличающихся от структуры цен мирового финансового рынка, возможность провоцирования внутренней социальной напряженности, если обеспечение кредитами и цены на них не будут увязаны с ростом доходов населения, отсутствие четкой финансовой стратегии развития банковской сферы, ограничивающей внедрение информационных технологий

Вышеперечисленные особенности требуют от российской банковской системы при выходе на зарубежные финансовые рынки учитывать национальные внешнеэкономические приоритеты, связанные с ключевыми целями развития российского банковского сектора на ближайшую перспективу. на наш взгляд, к ним относятся:

1) базирование социально-экономического развития страны на собственных инвестиционных

Таблица 1

макроэкономические показатели деятельности банковского сектора российской федерации (млрд руб.) [1 — 2]

о гн гч т ■Ч1 чо 1- оо

ел О О О О О О О О О

показатель о О О О О О О О О О

О О О О О О О О О О

Активы 1 046,6 1 586,4 2 362,5 3 159,7 4 145,3 5 576,4 7 100,6 9 696,2 13 963,5 20 125,1

собственные средства 76,5 168,2 286,4 453,9 581,3 814,9 946,6 1 241,8 1 692,7 2 671,5

Кредиты*, предоставленные не финансовым организаци- 362,4 506,8 847,4 1 323,6 1 796,2 2 674,9 3 885,9 5 452,9 8 030,5 12 287,1

ям и физ лицам

Кредиты банков в инвести-

циях предприятий и органи- 15,2 24,2 29,5 48,7 65,1 116,3 176,5 235,6 363,6 460,3

заций

Ценные бумаги, приобретенные банками 271,3 325,7 473,2 562,0 779,9 956,5 1 038,8 1 400,1 1 745,4 2 250,6

Вклады физических лиц 199,8 297,1 445,7 678,0 1 029,7 1 519,5 1 980,8 2 761,2 3 809,7 5 159,2

* Включая прочие размещенные средства. ** Без субъектов малого предпринимательства.

финансовых ресурсах и осознание роста потребности в них в целях привлечения иностранных инвестиций;

2) ориентация на преодоление дефицита финансовых ресурсов и повышение уровня жизни населения, что приведет в перспективе к удешевлению кредитных средств;

3) создание оптимальной доли экспорта инвестиций для финансирования национальной экономики, ее хозяйственного комплекса и обслуживания внешнего долга с постепенным изменением структуры экспорта в пользу финансирования инновационных технологий, продуктов и услуг;

4) пролонгация приоритетов в финансовой стратегии страны в использовании международных платежных систем и международных стандартов финансово-банковской деятельности;

5) обеспечение интенсивного развития банковской системы и экспорт лучших финансовых продуктов на мировой рынок;

6) создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения иностранных инвестиций с использованием международных инструментов проектного финансирования для осуществления глобальных проектов.

При этом при выработке стратегии развития регионального банковского сектора необходимо учесть, что одной из ключевых особенностей российского финансового рынка, которая влияет на выбор стратегий его развития, выступает неравномерное распределение региональных банков по территории рФ (табл. 2).

так сложилось исторически, что в 1990 г. в законах «О Центральном банке рФ» и «О банках и банковской деятельности» была сформирована двухуровневая банковская система россии. на первом уровне располагается Центральный банк рФ (Банк россии), второй — занимают коммерческие банки, включая их филиалы, а также другие кредитные учреждения. Функции ЦБ рФ, прописанные и закрепленные в законе от 26.04.1995 «О внесении изменений и дополнений в Закон рФ

«О Центральном банке российской Федерации (Банке россии)», не противоречат международной практике работы центральных банков. необходимо отметить, что становление современной банковской системы в нашей стране было связано с целым рядом проблем.

Во-первых, это непонимание особенностей функционирования самих банков в системе рыночного хозяйства. результатом этого процесса было массовое создание банков-однодневок, которые через некоторое время ликвидировались, не возвращая населению их вкладов. следует отметить, что это подорвало доверие граждан к национальной банковской системе.

Во-вторых, финансовый кризис 1998 г. негативно отразился на состоянии российских банков. За два месяца число действующих банков сократилось наполовину, а в декабре 1998 г. их количество не превышало 700. Однако в результате эффективной политики стабилизации Банка россии базовые характеристики банковской системы восстановились до докризисного уровня лишь к середине 2001 г. так, как банковская система была слабо защищена от многочисленных рисков и обладала низким функциональным потенциалом, ЦБ ввел требования обязательных резервов, которые представляют собой страховку ликвидности банков и гарантию по вкладам населения. В 2003 г. ЦБ приступил к реализации проекта по усовершенствованию надзора за банковской деятельностью с помощью внедрения системы международных стандартов финансовой отчетности (МсФО).

В-третьих, часть новых банков в россии возникла на базе прежних государственных специализированных кредитных учреждений. Это неблаготворно отразилось на перестройке всей банковской системы в целом, так как данные банки еще в течение долгого времени работали по старой централизованной модели ведения хозяйства.

следует подчеркнуть, что российская банковская система за последние годы значительно изменилась. на конец февраля 2007 г. зарегистрировано

Таблица 2

размещение действующих кредитных организаций по федеральным округам [2]

федеральный округ 01.01.2005 01.01.2006 01.01.2007 01.01.2008

Центральный ФО 742 714 673 632

северо-Западный ФО 87 84 80 81

Южный ФО 130 128 124 118

Приволжский ФО 151 146 139 134

Уральский ФО 71 67 65 63

сибирский ФО 75 71 68 68

дальневосточный ФО 43 43 40 40

1343 банка. Российская банковская система занимает третье место в мире по количеству банковских кредитных организаций. Она уступает лишь банковской системе США, в которой функционируют 7475 банков, и банковской системе Германии [3]. Но если в США такое большое число кредитных организаций связано с нормативно-правовой базой в стране, запрещающей банкам открывать филиалы в разных штатах, то в России такое огромное количество кредитных организаций, по нашему мнению, основано на малой капитализации и резком переходе нашей банковской системы к рыночной модели ведения хозяйства.

Рассмотрим несколько видов российских банков, к которым относятся государственные, частные и иностранные банки. Банки с государственным участием отличают прямое участие в их уставном капитале Правительства РФ (Сбербанк РФ, Внешторгбанк РФ и прочие более мелкие банки) либо косвенное воздействие последнего на их политику через предприятия и организации, контролируемые государством (например, через РАО «Газпром» — Газпромбанк и др.). Они занимают доминирующее положение на рынке депозитов населения, так как ассоциируются с государством. Банки с участием государственного капитала в России обладают самыми высокими международными кредитными рейтингами и характеризуются высоким качеством кредитного портфеля. Особую роль в банковской системе России играет Сберегательный банк РФ. Обладая самой широкой сетью филиалов по России (на конец февраля 2007 г. зарегистрировано 849 филиалов, 7 448 дополнительных офисов и 11 927 операционных касс) и огромной финансовой мощью, сбербанк может предоставлять своим клиентам услуги, недоступные пока другим коммерческим банкам в таких масштабах: прием от граждан разнообразных платежей, выплаты пенсий, зарплаты, выдача кредитов по более низким ставкам как юридическим, так и физическим лицам. Капитал Сбербанка на начало 2007 г. составлял 358,8 млрд руб. Доля Сбербанка в общем остатке вкладов физических лиц во всех коммерческих банках: рублевых — 56,0 %, инвалютных — 39,6 %. Его кредитный портфель равнялся 2 776,3 млрд руб. До сих пор привлеченные средства обходятся ему гораздо дешевле, чем конкурентам. За пользование сбережениями граждан и предприятий Сбербанк платит в 2,5 раза меньше, чем получает в виде процентов по выданным кредитам. Ни один коммерческий банк не выдает столько кредитов, сколько он.

Самой крупной группой российских банков являются независимые от государственного капитала банки, организованные предпринимателями. Они очень быстро развиваются и работают в тесном контакте с финансовыми группами. Наиболее мощными представителями этой группы являются Альфа-банк, банк «УРАЛСИБ» и Росбанк. Их число (более 1 тыс.) [5] достаточно велико даже по международным меркам. Некоторые банки были созданы руководством предприятий-гигантов: Автовазбанк, Газпромбанк, Нефтехимбанк, Ланта-банк и т. д. Основанный в 1991 г., Альфа-банк, занимая в рейтинге 6-е место, семь последних лет остается одним из крупнейших частных банков России. Его чистые активы составляют 347 951 922 тыс. руб., а депозиты физических лиц равны 47 204 372 тыс. руб. [4].

Иностранные банки в России — это иностранные кредитные организации, так называемые «дочки», т. е. ООО со 100 %-ным участием аналогичных зарубежных финансовых институтов. Банки этой категории последовательно активизируют свою деятельность, на внутреннем рынке банковских услуг начиная с 2001 г. Они обладают большими финансовых ресурсами, что связано с возможностью их привлечения у своих иностранных учредителей. Представителями этой группы являются «Райффайзенбанк Австрия», Ситибанк, Дойче банк и т. д. «Райффайзенбанк Австрия» представляет собой крупный универсальный высокотехнологичный банк с развитыми рыночными позициями, контролируемый австрийской банковской группой «Райффайзен». Его активы за 2005 г. увеличились на 56,8 % и составили 1,6 млрд евро. [3]. Банк стремится стать крупнейшим дочерним иностранным банком в России, поэтому в феврале 2007 г. он купил 100 % акций Импексбанка. В результате приобретения группа «Райффайзен» становится крупнейшей западной банковской группой не только в России, но и на территории СНГ.

Напрямую американским коммерческим банкам запрещено оказывать своим клиентам инвестиционные услуги, заниматься ценными бумагами, поэтому многие коммерческие банки имеют в своем составе дочерние инвестиционные организации (инвестиционные банки). Количество предоставляемых банками услуг в США существенным образом отличается от количества услуг, предлагаемых нашими кредитным организациями. Отдельные банковские операции в Америке могут выполнять и другие виды кредитных учреждений, такие как пенсионные фонды, доверительные паевые фонды, страховые компании, разнообразные

финансовые компании и специализированные финансовые институты. В отличие от коммерческих банков, у которых преобладают ссудные операции, основная часть средств сберегательных банков США хранится в ценных бумагах.

Несмотря на динамичное развитие российской банковской системы в 2006 — 2007 гг. (табл. 1), она по-прежнему уступает банковским системам других европейских стран и не соответствует запросам российской экономики. Капитализация российских банков существенно отличается от капитализации банковского сектора развитых стран. Хотя после удачного IPO Сбербанка, проведенного в феврале 2007 г., его капитализация стала больше, чем капитализация такого европейского гиганта, как Deutsche Bank. Это все же является единичным случаем в российской банковской системе. Сохранилась тенденция концентрации активов банковского сектора в крупнейших кредитных организациях. Если в начале прошлого года 50 кредитных организаций контролировали 73,8 % активов банковского сектора, то по итогам первого полугодия 2008 г. — уже 74,9 % [4 - 5].

Банковский сектор России в сравнении с другими отраслями смог не только адаптироваться к структурной перестройке экономики, но и радикально обновиться в ходе реформ. За последние годы сформировались основы двухуровневой банковской системы. Появилась группа сильных частных коммерческих банков, способных работать в национальном масштабе и на уровне, близком к международному. не в последнюю очередь они и подталкивают остальные кредитные организации к переходу в режим реального рынка и конкуренции.

Для обоснования оптимальной стратегии развития регионального банковского сектора национальной экономики необходимо учитывать перспективы развития финансового рынка россии, его внешнеэкономические приоритеты и тенденции развития мирового финансового рынка.

В академической литературе существуют два противоположных взгляда на стратегию как феномен. Первое понимание стратегии базируется на следующем: достаточно точно определяется конечное состояние, которое должно быть достигнуто через длительный промежуток времени. При таком понимании стратегия — это конкретный долгосрочный план достижения конкретной долгосрочной цели, а выработка стратегии — это нахождение цели и составление долгосрочного плана. Этот подход основывается на том, что все изменения предсказуемы, что все происходящие

в среде процессы детерминированы и поддаются полному контролю и управлению.

По нашему мнению, стратегия региональных банков — это долгосрочное качественно определенное направление развития финансовых институтов, касающееся сферы, средств и формы их деятельности, системы взаимоотношений внутри них а также их позиции в окружающей среде, приводящее банковский сектор к достижению приоритетных целей. Такое понимание стратегии исключает детерминизм в поведении банковских структур, так как стратегия, определяя направление в сторону конечного состояния, оставляет свободу выбора с учетом изменяющейся ситуации. В данном случае стратегию в общем виде можно охарактеризовать как выбранное направление, путь дальнейшего поведения в среде, в рамках которого функционирование должно привести банк к достижению стоящих перед ним целей.

Весь комплекс стратегических исследований представим в виде двух крупных блоков:

1) определение стратегических целей объекта развития;

2) разработка стратегии и организация ее выполнения.

Поскольку факторы внешней среды подвержены серьезным изменениям, комплекс стратегических исследований необходимо проводить на регулярной основе с определенной периодичностью в зависимости от отрасли, в которой оперирует хозяйствующий субъект. составленный таким образом «стратегический баланс» обладает привязанностью к моменту проведения анализа, поскольку факторы внешней среды, как и внутренние факторы, подвержены изменениям. В связи с этим важнейшим элементом стратегического развития является стратегическое планирование, основанное на системе сбалансированных показателей и стратегических карт.

Учитывая особенности развития региональных банков на внешнем и внутреннем рынках и современную тенденцию глобализации финансовых рынков, необходимо при разработке стратегий региональных финансовых структур исследовать пути их развития в условиях конкуренции на мировом финансовом рынке.

стратегия конкуренции — это набор методик и инициатив, направленных на привлечение и удовлетворение клиентов, противостояние конкурентам и укрепления позиции на рынке. На наш взгляд, понятие конкурентной стратегии уже, чем понятие деловой стратегии, потому что последняя,

кроме методики определения уровня и силы конкуренции, включает в себя действия и планы для решения всего спектра стратегических задач.

Существует вероятность того, что международные банки найдут пути вытеснения региональных банков с узкого целевого сегмента национального финансового рынка, например, предложив продукт, в большей степени отвечающий потребностям клиентов, или используя компетенцию и ресурсы, превосходящие компетенцию и ресурсы региональных финансовых структур. Нужды и предпочтения потребителей целевого сегмента могут трансформироваться в нужды и предпочтения, характерные для потребителей финансовых услуг и продуктов большинства сегментов. Стирание различий между сегментами региональных и мировых финансовых рынков, снижение входных барьеров в целевых нишах открывают пути конкурентам — международным банковским институтам. Сегмент может оказаться настолько привлекательным, что заинтересует множество конкурентов, которые в процессе освоения значительно снизят его прибыльность.

Финансовые институты, стремящиеся к лидерству на глобальном рынке, нуждаются в союзниках для тех действий, которые трудно выполнить самостоятельно:

1) проникновение на жизненно важные национальные рынки и создание потенциала для освоения глобального рынка;

2) получение достоверной информации о новом рынке и культуре за счет создания стратегических финансово-банковских альянсов с региональными банками;

3) получение навыков и компетенций, сконцентрированных в определенных географических регионах.

Суть конкурентной стратегии банков составляет внутренняя деятельность по предоставлению более высокой, чем у конкурентов, потребительской ценности. В конкурентную стратегию входят наступательные и оборонительные действия, распределение и перераспределение ресурсов для поддержания долгосрочных конкурентных возможностей и выгодной конкурентной позиции, а также тактические действия, предпринимаемые при изменении рыночной конъюнктуры.

По нашему мнению, еще один способ противостоять активным действиям конкурентов — заставить их усомниться в перспективах прибыльности. Высокая прибыльность отрасли банковских услуг служит приманкой для большого количества конкурентов и стимулирует наступательные действия,

даже если входные барьеры на рынок высоки..

Вопрос о том, когда начать стратегическое действие, не менее важен, чем вопрос о том, какое это действие.

Региональные банки, избравшие тактику выжидания, могут рассчитывать на выживание, они вынуждены вести постоянную борьбу за удержание своих потребителей и стараться не слишком отставать от более решительных конкурентов.

Корпоративная стратегия универсального регионального банка описывает пути достижения желаемых позиций на новом рынке. Под корпоративной стратегией банков мы понимаем долгосрочный план управления универсальным банком, описывающей действия по достижению определенных позиций в различных отраслях и подходы к управлению отдельными видами банковской деятельности.

В корпоративной стратегии следует отразить четыре важнейших направления.

1. Освоение и укрепление позиций в новых сегментах. Этот элемент корпоративной стратегии определяет масштаб, число отраслей и характер диверсификации. Главное в корпоративной стратегии универсального банка — определить количество и виды направлений деятельности, другими словами, решить, в каких отраслях банк будет работать и каким образом создаст филиальную сеть или вступить в стратегический альянс.

2. Установка инвестиционных приоритетов и перераспределение ресурсов в пользу перспективных направлений деятельности банка. Инвестиционная привлекательность подразделений различна, поэтому ресурсную базу целесообразно перераспределить в пользу подразделений с высокой потенциальной прибыльностью. Корпоративная стратегия должна предусматривать отказ от филиалов и дополнительных офисов, хронически убыточных или находящихся в непривлекательных отраслях. Высвободившиеся при этом средства целесообразно направить на укрепление перспективных сетевых банковских структур или приобретение новых.

Корпоративный менеджмент несет главную ответственность за формирование основ корпоративной стратегии и анализ информации и рекомендаций, поступающих от менеджмента среднего и низшего звена. Корпоративная, деловая, функциональная и оперативная стратегии составляют единое целое, они используются региональными банками, проблемой которых является поздний выход на рынок.

Таблица 3

оценка стратегических решений региональных банков

показатель уровни стратегии

Деловая функциональная корпоративная

тип смешанный Операционный концептуальный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приспособляемость средняя Высокая низкая

связь с текущей деятельностью смешанная дополняющая инновационная

риск средний низкий Значительный

Потенциальная прибыль средняя небольшая Значительная

издержки средние Умеренные Значительные

Временной период средний короткий длительный

Эластичность средняя низкая Высокая

Оценка стратегических решений разного уровня приведена в табл. 3.

При выборе новых стратегий необходимо учитывать тот факт, что некоторое время будут действовать обязательства прежних лет, которые будут сдерживать и корректировать возможности реализации новых стратегий. Чтобы избежать негативного влияния прежних обязательств, необходимо учитывать их при выборе новых стратегий (см. рисунок). Временной фактор должен обязательно приниматься во внимание во всех случаях выбора стратегии. связано это с тем, что возможности и угрозы для банка и планируемые им изменения имеют определенные временные границы. При этом важно учитывать календарное время и продолжительность этапов осуществления конкретных действий по реализации стратегии.

Оценка выбранной стратегии осуществляется в виде анализа корректности и достаточности учета основных факторов, определяющих возможности осуществления стратегии. Процедура оценки выбранной стратегии подчинена следующему:

приведет ли выбранная стратегия к достижению банком своих целей.

соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям региональных банков предполагает оценку того, насколько выбранная стратегия увязана с другими стратегиями, соответствует ли стратегия возможностям персонала, позволяет ли существующая структура успешно реализовать стратегию, выверена ли программа реализации стратегии во времени.

По нашему мнению, одним из основных стратегических направлений банков выступают стратегии роста. Остановимся на альтернативных стратегиях роста, которыми руководствуются международные финансовые институты, функционирующие на мировом финансовом рынке.

1. стратегия интенсивного роста потенциала банка, реализация которой ведет к ежегодному существенному повышению значений критериев достижения целей над уровнем предыдущего года. стратегия роста применяется в динамично развивающихся секторах финансового рынка с быстроизменяющимися банковскими технологиями. Ее придерживаются международные финансовые институты, ориентированные на внутреннюю и внешнюю диверсификацию деятельности. Внутренний рост осуществляется за счет расширения ассортимента банковских услуг или создания новых банковских продуктов, пользующихся растущим спросом. Внешний рост достигается включением финансового института в смежные отрасли путем слияния и присоединения или участия в других банковских структурах.

2. Стратегия ограниченного роста потенциала банка, которой придерживается большинство финансовых институтов, заключается в установлении целей от достигнутого, скорректированных с учетом инфляции. Стратегия ограниченного роста применяется в зрелых банковских структурах со статичной технологией, когда банк удовлетворен своим положением. Банки выбирают данную альтернативу, потому что это наиболее удобный и наименее рискованный способ действия.

3. Стратегия сокращения, в которой уровень преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом. Для многих банков сокращение может означать путь рационализации и переориентации деятельности.

К стратегиям сокращения прибегают тогда, когда показатели деятельности банка продолжают ухудшаться, при экономическом спаде.

По нашему мнению, качество финансового рынка страны — еще одно важное преимущество: правительства многих стран заинтересованы в привлечении зарубежных инвестиций и стремятся создать благоприятную для иностранных инвесторов деловую среду Решающим фактором в пользу размещения финансовых институтов в других странах обычно служит инвестиционный климат и облегченные барьеры входа на национальный рынок.

Глобальная конкуренция формируется, когда конкурентные условия на рынках разных стран взаимосвязаны достаточно тесно, чтобы рассматриваться в качестве одного международного рынка.

В этом случае конкуренты ведут жесткую борьбу на рынках многих стран.

При глобальной конкуренции банк укрепляет свои позиции, проводя операции во всем мире; конкурентное преимущество, создаваемое на внутреннем рынке, дополняется преимуществами, создаваемыми в других странах. Глобальные преимущества банка напрямую зависят от его конкурентных преимуществ на национальном рынке.

Детерминируем несколько стратегий для банков, функционирующих за пределами национального рынка и вступивших в транснациональную или глобальную конкурентную борьбу. Мультина-циональная стратегия имманентна финансовым институтам, где доминирует мультинациональная конкуренция и ключевое значение имеют индивидуальные параметры местных рынков, глобальная стратегия — глобальным либо находящимся на этапе глобализации рынкам. При глобальной стратегии банки применяют стандартную конкурентную стратегию во всех странах, где ведут свои операции. Несмотря на незначительные различия в стратегии банков в разных странах, базовая стратегия конкуренции одинакова.

Кроме того, глобальная стратегия включает в себя, во-первых, интеграцию и координацию стратегических действий банка во всем мире и, во-вторых, организацию продаж финансовых услуг во всех странах, где есть достаточный спрос. В табл. 4 сравниваются мультинациональная и глобальная стратегии. Вопрос о выборе стратегии — главный

Таблица 4

Дифференциальные признаки мультинациональной и глобальной стратегии (составлено авторами)

Иш стратегии Глобальная стратегия мультинациональная стратегия

Бизнес-стратегия банков Стандартная стратегия с адаптацией к местным условиям Стратегии, ориентируемые на ситуацию отдельной страны

Стратегия в ассортименте финансовых услуг и продуктов Стандартная продукция Корреспондируется с менталитетом и предпочтениям местных потребителей

Производственная стратегия Аллокация банков по принципу конкурентного преимущества Филиалы рассредоточены по многим странам,

Поставщики финансовых услуг Экономически выгодные поставщики финансовых услуг в любой стране Предпочтительны местные поставщики финансовых услуг

Продажа и распространение банковских продуктов и финансовых услуг Высокий уровень координации в мировом масштабе Корреспондируется с обычаями и культурой каждой страны

Стратегические связи между странами Использование общих технологий, знаний и опыта на рынках всех стран; стратегические инициативы и конкурентные возможности, эффективные в одной стране, внедряются в других странах Передача идей, технологий и опыта, применяемых в разных странах

Организационная структура банка Стратегические решения координируются головным банком Создание филиальной сети

для конкурирующих на международных рынках банков.

По нашему мнению, ключевой элемент муль-тинациональной стратегии — адаптация конкурентной стратегии банка к условиям конкретной страны. Основная цель мультинациональной стратегии — адаптация к условиям каждой страны, а не формирование возможностей на межнациональном уровне, обеспечивающих конкурентное преимущество над мультинациональными, глобальными и местными региональными банками. Мультинациональная стратегия, затрудняя достижение превосходства по издержкам, позволяет использовать стратегию дифференциации, эффекты масштаба и обучаемости.

Глобальная стратегия позволяет сосредоточиться на создании преимущества по ресурсам, издержкам и за счет дифференциации. Если различия между странами не слишком велики и можно избрать глобальную стратегию, то последняя предпочтительнее мультинациональной, поскольку объединяет усилия для создания конкурентно значимых компетенций и возможностей, не поддающихся воспроизведению конкурентами.

итак, потребность в мультинациональной стратегии возникает вследствие значительных различий культурных, экономических, политических конкурентных условий в разных странах. Чем разнообразнее условия национальных рынков, тем

весомее аргументы в пользу проведения мультинациональной стратегии, когда банк адаптирует свои стратегические подходы к ситуации на рынке каждой отдельной страны. Банки, избравшие муль-тинациональную стратегию, выбирают каждый раз одну из базовых стратегий конкуренции, внося необходимые изменения для лучшего удовлетворения нужд и противостояния местным конкурентам.

При большом различии между странами единая международная стратегия региональных банков становится совокупностью индивидуальных стратегий, применяемых в отдельных странах. Действия банков в одной стране следует рассматривать как эксперимент, позволяющий приобрести необходимый опыт и применить его на рынках других стран.

литература

1. Обзор банковского сектора Российской Федерации. Аналитические показатели, № 51, январь 2007 г.

2. Обзор банковского сектора российской Федерации. Аналитические показатели, май 2008 г. № 67.

3. Воронин Д. В. Развитие банковского сектора России в первом полугодии 2007 г. // Банковское дело. 2007. № 10. С. 12.

4. Банковское дело. 2006. № 9. С. 21 — 22.

5. Официальный сайт Банка России — http// www. cbr. ru.

вниманию

кредитных

организаций!

Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость одной публикации - 2950 руб. (в том числе НДС 18 %) за две журнальные страницы формата А4.

При единовременной оплате публикации годовой отчетности за 2007 год, 1, 2 и 3-й кварталы 2008 года редакция гарантирует неизменность выставленных цен в течение 2008 года.

Общая стоимость четырех публикаций составляет 11 800 руб. (в том числе НДС 18%).

Тел. /факс: (495) 621 -69-49 http:\\www.fin-izdat.ru

(495) 621-91-90 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.