Научная статья на тему 'Опыт иностранных банков по освоению финансовых рынков стран с переходной экономикой'

Опыт иностранных банков по освоению финансовых рынков стран с переходной экономикой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
506
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суворов А.В.

Иностранные банки уже давно осознали те возможности, которые предоставляют им финансовые рынки стран бывшего социалистического лагеря, являющие на сегодняшний день странами с переходной экономикой. В данной статье рассматривается (в контексте теории международного бизнеса) стратегия развития национальных банков этих стран, процесс вступления в рынки стран с переходной экономикой иностранных банков и стратегия развития международных банков, в частности, роль прямых иностранных инвестиций в банковские услуги. Развитие внутренних рынков в сочетании с появлением международной клиентуры и созданием мультинациональных компаний естественным образом сделали регион Центральной и Восточной Европы привлекательным для международных банков. Такие страны как Венгрия, Польша, Чешская и Словацкая республики дальше других бывших социалистических стран продвинулись по пути создания рыночной экономики и сейчас этим странам присуща наиболее стабильная и наиболее либеральная экономическая, политическая и юридическая среда. Поэтому именно эти страны привлекают наибольшие суммы прямых иностранных банковских инвестиций. Европейский рынок банковских услуг является очень сложным и внутренне неоднородным. Оказание услуг частным клиентам отличается от оказания услуг корпоративным клиентам, однако и то и другое подразумевает одновременное управление активами и пассивами. Для разных сегментов рынка стран с переходной экономикой иностранные банки предлагают широкий набор продуктов и услуг, причем каждый банк имеет свои особенности вступления в рынок конкретной страны. Сегодня небольшие международные банки (преимущественно австрийские и немецкие) первыми отказались от доминантного мотива следования за своими клиентами в страны с переходной экономикой. Мы полагаем, что поведение мультинациональных банков отражает ограниченный спрос национальных корпораций на сложные финансовые продукты, а также отсутствие у иностранных банков желания предлагать рынку более простые банковские продукты. Эти банки практически не занимаются предоставлением кредитов национальным компаниям стран с переходной экономикой из-за продолжающейся реструктуризации корпоративных клиентов, снижения кредитоспособности последних и отсутствия общепринятых принципов кредитной политики. Как показывает практика, наибольшая выгода от присутствия того или иного банка на новом финансовом рынке может быть получена в результате достаточно небольшого инвестирования, причем даже без участия акционерного капитала. Объем инвестирования это только одно из нескольких соображений при определении эффективности присутствия того или иного банка на данном финансовом рынке, поскольку существуют и другие весьма важные моменты, такие, как, валютный риск, профиль компании, ее задолженность данному банку или другим банкам, конкурентная среда, размеры рынка и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт иностранных банков по освоению финансовых рынков стран с переходной экономикой»

3 (3) - 2008

Банковский сектор

опыт иностранных банков по освоению финансовых рынков стран с переходной экономикой

А.В. СУВОРОВ,

доктор экономических наук, председатель Ассоциации бухгалтеров и аудиторов «Феникс»

Расширение рынка банковских услуг за счет стран с переходной экономикой

Иностранные банки уже давно осознали те возможности, которые предоставляют им финансовые рынки стран бывшего социалистического лагеря, являющие на сегодняшний день странами с переходной экономикой. В данной статье нам бы хотелось рассмотреть (в контексте теории международного бизнеса) стратегию развития национальных банков этих стран, процесс вступления в рынки стран с переходной экономикой иностранных банков и стратегию развития международных банков, в частности роль прямых иностранных инвестиций в банковские услуги.

Если обратиться к истории, то с момента начала рыночных реформ в 1989 г., по данным Европейского банка реконструкции и развития, в страны с переходной экономикой буквально хлынул поток иностранных инвестиций, который к настоящему времени превысил 18-миллиардную отметку (имеются в виду доллары США). Развитие внутренних рынков в сочетании с появлением международной клиентуры и созданием мультинациональных компаний естественным образом сделали регион Центральной и Восточной Европы привлекательным для международных банков. Такие страны, как Венгрия, Польша, Чешская и Словацкая Республики, дальше других бывших социалистических стран продвинулись по пути создания рыночной экономики и сейчас этим странам присуща наиболее стабильная и наиболее либеральная экономическая, политическая и юридическая среда. Поэтому именно эти страны привлекают наибольшие суммы прямых иностранных банковских инвестиций.

Европейский рынок банковских услуг является очень сложным и внутренне неоднородным. Оказание услуг частным клиентам отличается от оказания услуг корпоративным клиентам, однако и то и другое подразумевают одновременное управление активами и пассивами. Для разных сегментов рынка стран с переходной экономикой иностранные банки предлагают широкий набор продуктов и услуг, причем каждый банк имеет свои особенности вступления в рынок конкретной страны.

Банки, занимающиеся оказанием услуг корпоративным клиентам, условно можно разделить на две категории. К первой относятся коммерческие банки, принимающие средства на депозитные вклады, выдающие ссуды клиентам и осуществляющие торговлю банковскими услугами; ко второй — инвестиционные банки, которые оказывают консультационные услуги по вопросам слияния и приобретения.

Несмотря на то, что эти два сегмента европейского рынка банковских услуг сильно отличаются друг от друга по своим параметрам, иностранные банки прочно закрепились в каждом из этих сегментов. Дело в том, что деятельность в одном из этих сегментов оказывает непосредственное влияние на операции в другом.

Тактика и стратегия иностранных банков на рынке банковских услуг стран с переходной экономикой

Для того чтобы лучше понять механизм оказания тем или иным иностранным банком различных услуг на международном рынке, необходимо принять во внимание природу международного рынка банковских услуг и существование рыночных спадов.

Западные банкиры утвердились во мнении, что стилизация банковских услуг укорачивает период их экспорта. При сравнительно низких уровнях объема общая стоимость международных банковских услуг минимизируется, если их производство осуществляется непосредственно на иностранном рынке. Это положение применимо не только к некоторым отдельным услугам, но и ко всем банковским услугам вообще.

Говоря об этих различиях, Дж. Боддевин (J. Boddewin), М. Хелбрич (M. Halbrich) и А. Перри (A. Perry)1 применяют трехстороннее отличие:

1) между услугами иностранных банков, предоставляемыми в

рамках торговли, и услугами, которые создают продукт отдельно от производственного процесса;

2) между услугами, «привязанными к месту», предоставление которых требует иностранного присутствия;

3) между смешанными услугами, где возможно некоторое локальное замещение.

Банковские услуги, попадающие в первую категорию, напоминают промышленное производство, при котором выпускаемая продукция может быть направлена на экспорт. Для двух других категорий масштаб централизованного производства ограничен, и, в некоторой степени, требуется локальное присутствие банка, оказывающего тот или иной вид услуг. Все эти три категории, присутствующие в сфере оказания банковских услуг, представляют собой конфликтные решения, связанные для иностранных банков с проблемой вступления в рынки стран с переходной экономикой.

Р. Дейл (R. Dale) указывает, что розничные банковские услуги могут быть оказаны только иностранными учреждениями, а не национальными банками соответствующей страны, тогда как финансирование корпоративных клиентов,

управление инвестициями, лизинг и финансовый консалтинг могут требовать иностранного присутствия.

Иностранное присутствие осуществляется не столько путем непосредственного перемещения капитала, сколько путем перемещения квалифицированного банковского персонала, который направляется на работу за рубеж временно или на какие-либо перемежающиеся периоды. Примером может служить деятельность Citibank в Венгрии.

Однако централизованное оказание услуг иностранными банками является необходимым для обеспечения прибыльности операций.

Все эти опе-

Моделью, наиболее часто используемой иностранными банками для вхождения

на рынок банковских услуг той или иной страны с переходной экономикой, является модель Greenfield. Вступление в рынок с помощью модели Greenfield обычно осуществляется посредством приобретения уже существующего банка

или контрольного пакета его акций в процессе приватизации или каким-либо иным способом (например, с помощью филиала или дочерней компании)

1 Boddewyn J. J., Halbrich M. B. and Perry A. C. Service multinationals: conceptualization, measurement and theory // Journal of

International Business Studies. 2006. Vol. 17. No. 3. Pp. 41 - 57.

рации ограничены пределами одной страны, и в настоящее время в странах с переходной экономикой существует лишь несколько муль-тинациональных банков, занимающихся оказанием розничных услуг. Несмотря на недостатки розничных банковских операций, проводимых в странах Центральной и Восточной Европы, западные банки стараются установить контроль за рынками розничных банковских услуг этих стран. Это связано с тем, что вступление той или иной страны с переходной экономикой в Европейский союз является лишь вопросом времени.

Современный европейский рынок банковских услуг представляет собой разветвленную сеть филиалов и сравнительно небольшое количество совместных предприятий. Иностранные банки в достаточной степени овладели различными моделями вхождения в рынки стран с переходной экономикой и сегодня практически полностью контролируют их, поэтому с практической точки зрения представляет интерес изучение процессов вхождения иностранных банков в эти рынки.

Особое внимание следует обратить на розничные банковские услуги, оказываемые иностранными банками. Иностранные банки довольно редко оказывают банковские услуги физическим лицам. В качестве примера мы можем привести

такие банки, как Creditanstalt, INGи Citibank, которые в регионе Центральной и Восточной Европы наиболее заинтересованы в работе с розничными клиентами (правда, на особых условиях и в ограниченных масштабах).

Citibank, начав с депозитов клиентов с высоким уровнем дохода, постепенно стал «спускаться», открыв свой первый филиал для физических лиц в Венгрии в 1995 г. Этот факт подтверждает правоту Р. Дейла2, который утверждал, что розничные банковские услуги могут быть оказаны только непосредственно «на местах» (т. е. в условиях, когда иностранный банк обеспечивает свое «физическое присутствие» в данной стране) и что оказание таких услуг под силу лишь тем иностранным банкам, которые имеют самую высокую степень присутствия на данном финансовом рынке, каковой являются их филиалы и дочерние финансовые компании.

Контрактные формы продвижения на рынок конкретных банковских продуктов встречаются наиболее часто. Иностранные банки успешно осуществляют финансирование торговых операций благодаря банковскому регулированию, достаточному капиталу кредитора и контролю за ликвидностью для заемщиков.

Очень ограниченными возможностями для вхождения в тот или иной рынок банковских услуг обладают представительские офисы иностранных банков. Таким офисам не разрешается проводить никаких банковских операций, они лишь облегчают взаимодействие с местными контрагентами и предоставляют информацию о рынке и установившихся деловых контактах с представителями местной экономики.

С точки зрения контроля за развитием рынка банковских услуг конкретной страны открытие офиса представительства — достаточно эффективное средство для вхождения в этот рынок.

Открытие представительских офисов — это относительно небольшой шаг, который не сможет нанести ощутимого вреда кредитоспособности банка, тогда как открытие филиала требует гораздо более значительных затрат ресурсов для осуществления присутствия на данном рынке банковских услуг. В любом случае стоимость затрат на открытие представительского офиса обычно компенсируется на всех, даже, на первый взгляд, самых непривлекательных рынках банковских услуг стран с переходной экономикой.

2 Dale R. The regulation of international banking // Oxford Economic Paper. 2007. № 25(3). P. 289 - 236.

Моделью, наиболее часто используемой иностранными банками для вхождения на рынок банковских услуг той или иной страны с переходной экономикой, является модель Greenfield. Вступление в рынок с помощью модели Greenfield обычно осуществляется посредством приобретения уже существующего банка или контрольного пакета его акций в процессе приватизации или каким-либо иным способом (например, с помощью филиала или дочерней компании). Отличие в использовании филиала или дочерней компании состоит в том, что вхождение в рынок с помощью филиала осуществляется при поддержке родительской компании, тогда как дочернее предприятие использует свой независимый капитал.

Желание иностранного банка отдать предпочтения тем или иным банковским продуктам в значительной степени определяется вопросом получения этим банком лицензии. Правительственная политика лицензирования банковской деятельности в разных странах и в разное время была различной. Но, как показывает практика, не все варианты Greenfield оказываются достаточно эффективными. Бывают случаи, когда, например, государство жестко регулирует процессы открытия филиалов. В Венгрии филиалы иностранных банков до недавнего времени были запрещены совсем, а в Польше открытие таких филиалов разрешается, но филиалы должны быть капитализированы до такой степени, как если бы они являлись дочерними предприятиями3.

Анализ показывает, что иностранные банки, как правило, используют сочетание наиболее предпочтительных методов вступления в рынок, которые должны быть соответствующим образом сбалансированы самим иностранным банком, предлагающим множество продуктов новому финансовому рынку.

Специализация деятельности иностранных банков и методы поддержания репутации

Специализация в привязке производства банковских услуг к той или иной стране с переходной экономикой, а также затраты, которые несут иностранные банки при вступлении в рынок банковских услуг данной страны, помогают объяснить и определяют долю участия «стран-хозяев» в деятельности мультинациональных банков.

3 National Bank of Poland. Outline of the basic principles applied by the National Bank of Poland in authorising banking activity and granting foreign exchange licenses. 2003. Warsaw: NBR.

Как правило, все банки стремятся следовать за своими основными клиентами, если последние расширяют географию своего бизнеса. Мультина-циональные компании, например, могут извлечь ощутимую выгоду из сотрудничества с иностранными банками, которые обеспечили свое присутствие на рынке той или иной страны с переходной экономикой. Эти компании, безусловно, надеются на успешные переговоры об основных аспектах своего бизнеса со служащими таких банков. Отсутствие иностранного банка на том или ином рынке угрожает отношениям этого банка с важнейшими клиентами в целом.

Иностранные банки широко используют возможности вхождения в рынок банковских услуг той или иной страны с переходной экономикой и обеспечения своего присутствия на этом рынке. Эти возможности позволяют тому или иному иностранному банку утвердить свое доброе имя без значительного увеличения затрат капитала и риска, связанного с созданием филиала.

Как для поставщика, так и для покупателя банковских услуг характерно установление долгосрочных отношений, при которых обе стороны (и банк, и клиент) будут способны минимизировать затраты на проведение банковских операций.

Если иностранный банк уже имеет хорошую репутацию на европейском рынке банковских услуг, то новые клиенты, как правило, набираются таким банком на основе личных рекомендаций, особенно в тех случаях, когда возможности рекламы тех или иных банковских услуг ограничены. Это касается, прежде всего, аудиторских услуг. Для того чтобы банк заработал хорошую репутацию, должно пройти определенное (и зачастую немалое) время. Разрушить же эту репутацию очень легко, если банк не будет уделять должного внимания контролю за качеством своих продуктов и услуг.

Банки, заботящиеся о своей репутации, устанавливают жесткий контроль за операциями франчайзинга или лицензирования (особенно контроль за потоком конфиденциальной информации). Плохой контроль за качеством оказываемых услуг угрожает гораздо большими нежелательными последствиями, нежели простой ущерб доброму имени банка, потому что он угрожает основному капиталу банка. Этот риск особенно велик для тех услуг, которые производятся целиком отдельными высококлассными банковскими специалистами.

Следует отметить, что государственный контроль за деятельностью иностранных банков сводится, в основном, к регулированию процессов их

вхождения в рынки банковских услуг этих стран. В свою очередь, иностранный банк в ходе процесса вхождения в рынок банковских услуг той или иной страны уделяет особое внимание качеству набираемого персонала. Как правило, эти два момента не только должны соответствовать уровню компетентности, но и не выходить за рамки конфиденциальности.

От иностранных банков на территории стран с переходной экономикой требуется сделать предлагаемые ими банковские услуги привлекательными для местных клиентов. Банкиры называют это «вовлечением клиента в услуги». Стоимость операций в ходе осуществления той или иной финансовой деятельности, проведение той или иной операции просчитываются как клиентом, так и самим банком. Для некоторых банковских продуктов (например, ведение торговых операций на денежном рынке) взаимодействие банка с клиентом минимальное; для других продуктов, таких как оказание консультационных услуг по слиянию и поглощению, взаимодействие происходит гораздо интенсивнее. В процессе интернационализации банковской деятельности сложность взаимодействия банка с клиентом является ключевым фактором стратегии, применяемой иностранными банками в странах с переходной экономикой, включая и определение модели входа в рынок. Высокая сложность той или иной операции потребует от банка лучшего понимания языка и культуры места проведения этой операции. Такая сложность подталкивает банк к более высокому уровню вовлеченности в рынок, т. е. к созданию филиала или дочернего предприятия, а не просто офиса представительства.

Создание здоровой конкурентной среды

На первый взгляд, может показаться, что европейский рынок банковских услуг является таким рынком, где конкуренция достаточно высока. Однако это положение справедливо лишь применительно к отдельным сегментам этого рынка. Стратегической целью различных банков на крупных финансовых рынках является создание ниши, в которой бы находились большинство доминирующих игроков. Банки могут предлагать широкий спектр услуг, но будут специализироваться в одной или двух сферах, для того чтобы привлекать и развивать самые большие и самые выгодные взаимоотношения именно в этих сегментах финансового рынка. Это может означать только то, что иностранный банк входит в новый рынок с очень ограниченным набором продуктов,

но зато с таким, в котором он будет иметь преимущество перед своими основными конкурентами на этом финансовом рынке.

В условиях, когда национальные рынки банковских услуг стран с переходной экономикой все больше и больше контролируются западными банками, национальные банки этих стран, лишенные поддержки со стороны своих правительств, вынуждены были уйти с рынка банковских услуг, причем некоторые из них «пришли» в Россию и страны СНГ.

Компании-клиенты зачастую стремятся использовать небольшое число внутренних банков для общего ведения бизнеса и, как правило, обращаются к специализированным банкам в случаях решения конкретных проблем. Примером областей деятельности специализированных банков могут служить консультации по вопросам приватизации, где только ограниченная группа банков может рассматриваться как достаточно квалифицированная для того, чтобы быть компетентной, как например, N. M. Rothschild и Schröders.

С другой стороны, существуют достаточно сложные торговые операции, где отсутствие опыта у банка может поставить под угрозу их успешное проведение. В этой области хорошо себя зарекомендовали такие сильные банки, как, например, Bankers Trust, CSFB, SBC Warburg. Из российских банков серьезную конкуренцию в этом сегменте рынка банковских услуг могут составить только самые крупные банки, такие как Сбербанк России.

Эти новые рыночные ниши, возникающие в результате либерализации финансового сектора в странах с переходной экономикой, являются весьма притягательными для ведущих иностранных банков. Их стратегия сегодня сводится к тому, чтобы выиграть конкурентную борьбу и целиком заполнить соответствующую нишу.

Среди иностранных банков наиболее активны те, которые имеют штаб-квартиры в Германии, Австрии и Нидерландах. Французские и американские банки также установили свое присутствие в регионе Центральной и Восточной Европы, тогда как британские и японские банки не спешат этого делать. Британские инвестиционные банки достаточно хорошо зарекомендовали себя и в качестве консультантов по приватизационным программам. Такие консультативные услуги постоянно оказывались во всем регионе Центральной и Восточной Европы, за исключением России (хотя и на финансовом рынке России в течение многих лет в той или иной форме присутствуют иностранные банки).

Проведенные нами исследования национальных банковских систем демонстрируют замаскированные интересы страны-хозяина того или иного иностранного банка, касающиеся индивидуальных банков и некоторых банковских продуктов. Обостряется конкуренция и между самими иностранными банками. Например, Citibank, наиболее выдающийся банк в регионе Центральной и Восточной Европы, конкурирует с такими крупными банками, как Raiffeisen Zentralbank и Creditanstalt. Последний является крупнейшим по величине банком на территории Польши, который имеет три филиала за пределами Варшавы. Присутствие американского капитала также становится все более заметным в этой стране.

Для крупных иностранных банков глобальная стратегия важнее, чем национальная характеристика капитала. Более того, сфера распространения тех или иных банковских продуктов не зависит от национальной принадлежности, что подтверждается посредством анализа списка банковских операций по регионам.

Британские торговые банки очень сильно вовлечены в процессы приватизации и реструктуризации в плане консультативной деятельности. Однако коммерческие и другие операции, особенно брокерские операции с ценными бумагами и торговые операции, проводимые банками Британии, не так заметны. Как уже отмечалось, представительский офис иностранного банка может предоставлять большое количество услуг по некоторым банковским продуктам, например консультации. Однако он не способен предложить никаких более или менее заслуживающих внимания клиентов услуг в других областях (например, кредитование реального сектора экономики, документарные операции и т. д.)

Несмотря на то, что общие принципы маркетинга международных услуг применимы и к банкам, вопрос о собственности является очень важным в деле интернационализации продукции и использования тех специфических преимуществ, которые дают какие-либо конкретные иностранные банки, предлагающие конкретные банковские продукты.

деятельность иностранных банков и особенности государственного регулирования

В странах с переходной экономикой государственное регулирование играет чрезвычайно важную

роль в деятельности иностранных банков. Даже по стандартам развивающихся стран степень вмешательства государственных органов отдельных стран с переходной экономикой в банковскую сферу очень высока. Это происходит прежде всего потому, что слишком велика роль финансовой системы в жизни этих стран. Если уверенность в стабильности финансовой системы пошатнется или если финансовая система начнет разваливаться, как это произошло в России во время августовского кризиса 1998 г., то это самым негативным образом мгновенно отразится не только на всех банках, но и на экономике страны в целом.

Государственное регулирование может навязать решение проблемы вступления на тот или иной рынок банковских услуг путем давления «сверху», чтобы на данный рынок попала только определенная группа банковских продуктов. Это может привести к тому, что, например, брокерские услуги будут оказываться только тем предприятиям, ценные бумаги которых капитализируются отдельно. Эти ценные бумаги должны быть юридически и финансово отделены от акций, которыми разрешено торговать.

Кроме того, для иностранного банка в отдельных случаях оптимальным методом доставки сложного банковского продукта является использование различных механизмов, например заключение многостороннего соглашения. Так, банк ING имеет шесть действующих предприятий на польском рынке. Пять из них занимаются оказанием корпоративных банковских услуг и страхованием жизни, банковскими инвестициями, управлением активами и лизингом. Шестое предприятие является Силезским банком, в котором банку ING принадлежит контрольный пакет акций и который имеет разветвленную региональную сеть.

Стратегия разностороннего присутствия для иностранных банков имеет свои достоинства и недостатки. Так, тот же банк ING может предложить интегрированные финансовые услуги на польском рынке. Преимущество этого банка состоит в разносторонности методов предоставления банковских услуг. Клиентов привлекает в банке ING не только эта разносторонность, но и уверенность в стабильных позициях банка на финансовом рынке их страны, которая позволяет быстро реагировать на потребности рынка в тех или иных банковских продуктах. Такая репутация обошлась банку недешево.

Финансовые институты Великобритании и США, специализирующиеся на оказании консуль-

тационных услуг, оказывали такие услуги своим клиентам и в странах с переходной экономикой, посылая своих представителей непосредственно в ту или иную страну. В основном, это относится к операциям по приватизации. Такие финансовые институты в отдельных случаях даже осуществляли подготовку документов для той или иной компании в целях содействия разработке стратегии ее приватизации. Следует отметить большой вклад этих финансовых учреждений в приватизацию крупных национальных банков стран с переходной экономикой.

Иностранные инвестиционные банки, особенно британские, которые успешно показали себя на рынке консультационных услуг, никогда не нуждались ни в чем большем, чем в представительском офисе, для того чтобы предлагать свои продукты и услуги. Например, банк N. M. Rothschild, успешно выступивший в роли консультанта польского правительства по вопросам приватизации, имеет представительство в Варшаве (и в Праге), а услуги, оказываемые этим банком, обеспечиваются персоналом как из Лондона, так и из Варшавы.

Персонал высшего управленческого звена этого банка постоянно проживает в Лондоне, периодически приезжая в Варшаву для оказания консультационных услуг. Руководители же отдельных банковских операций вынуждены постоянно жить в Варшаве, чтобы обеспечить требуемый уровень качества обслуживания клиентов. Более молодые сотрудники, которые проводят, в основном, подготовительную работу по той или иной сделке, предпочитают «базироваться» в Лондоне, где они могут выполнять и другую работу по проведению операций на других рынках, время от времени при -езжая в Польшу, особенно тогда, когда банковские операции в этой стране совершаются особенно интенсивно.

Отрезок времени от начала подготовительного периода до фактического начала работ по конкретной операции может быть весьма значительным. Кроме того, отдельные фазы самой операции также могут проходить с разной скоростью. Эти два момента напрямую связаны с необходимостью рационального использования ресурсов иностранного банка, особенно персонала, умеющего эффективно работать на рынке с очень высокой степенью конкуренции.

Первоначально, в 1990 — 1991 гг., Национальный банк Польши несколько упростил порядок выдачи лицензий вновь создаваемым банкам, что привело к росту числа частных банков в стране, а

Стратегия вступления иностранных банков в рынок банковских услуг той или иной страны с переходной

экономикой формируется под влиянием двух основных элементов

вмешательства государства в банковскую сферу: выдачи лицензий и регулирования доли собственности иностранных банков в национальных банках своих стран

это, в свою очередь, повлекло за собой появление проблем, связанных с ухудшением качества предоставляемых банковских услуг. Сейчас порядок выдачи лицензий усложнен, повышены требования, выработаны особые условия для выдачи лицензий иностранным банкам.

А вот правительство Чешской Республики выдало гораздо меньше лицензий в период с 1990 по 1993 г., а в конце 1993 г. и вовсе ввело мораторий на выдачу лицензий, включая лицензии, выдаваемые филиалам иностранных банков. Это было сделано для того, чтобы дать время своим национальным банкам объединиться и обеспечить им защиту от вмешательства иностранных банков на период такого объединения. Следует отметить, что когда данный мораторий был снят, чешский рынок банковских услуг практически полностью попал под контроль иностранных банков.

Модель вступления в рынок Greenfield реализуется в странах с переходной экономикой посредством создания консорциума или совместного предприятия с западными банками, независимо от того, кем они организованы (правительством или международными институтами). Примерами могут служить IBP Bank в Польше, Central European International Bank в Венгрии, а также филиалы банка BNP-Dresdner во всех странах с переходной экономикой. Использование таких моделей вступления в рынок преследует две цели:

• ограничить риск и избежать необходимости приобретения контрольного пакета акций местного банка;

• осуществить свое присутствие в случае, когда приобретение контрольного пакета акций местного банка не разрешено нормативными актами данной страны.

Проблемы контроля за деятельностью консорциумов или совместных предприятий, которые возникали ранее, особенно остро стоят для совместных предприятий типа Greenfield, особенно проблемы контроля качества представляемых услуг. Однако совместное предприятие сталкивается со своими собственными проблемами, если банковские про-

дукты отличаются высокой степенью специализации, причем эти проблемы имеют свою специфику для каждого конкретного банка. Сотрудничество между большим количеством банков (например, как это делает банк IBP) или сотрудничество между банками, действующими в разных операционных средах, может оказать влияние на принципы согласованной кредитно-денежной политики.

Для мультинациональных банков, вступающих на новые рынки, государственное вмешательство

в их деятельность реализуется, прежде всего, посредством надзора за проводимыми операциями, за достаточностью капитала и ликвидностью, а также за реализацией иных условий, отраженных в лицензии, выдаваемой изначально правительством4. Такие формы вмешательства далеки от идеальных на рынках стран с переходной экономикой, поэтому супервайзеры, как правило, ограничивают свой надзор за иностранными банками, сводя его, практически, только к лицензированию.

Такое регулирование в какой-то степени нарушает рыночное равновесие и влияет на оказание иностранными банками услуг своим клиентам. Правительства стран с переходной экономикой вынуждены проводить более лояльную политику по отношению к иностранным банкам, особенно в тех случаях, когда налицо признаки кризиса в экономике страны и не хватает квалифицированного банковского персонала, что, как правило, мы и наблюдаем в странах с переходной экономикой. Поэтому зачастую в такой ситуации иностранные банки приходятся, что называется, «ко двору».

На новых рынках иностранные банки достаточ -но быстро приспосабливаются к тем юрисдикциям, которые гибко регулируют рамки их деятельности, включая офшорные центры и зоны. Крупные города, где обычно сосредоточено достаточно много капитала, становятся впоследствии региональными финансовыми центрами-побратимами, например Лондон — Варшава, Франкфурт — Прага. Это оказывает положительное влияние как на развитие

7х"

4 Dale R. The regulation of international banking // Oxford Economic Paper. 2006. No. 25(3). Pp. 289 - 236.

47

банковского сектора, так и на экономику страны в целом.

Круг банковских услуг, оказываемых банком, выявляется в результате детальной характеристики портфеля предлагаемых банковских продуктов. Перечень предоставляемых услуг зависит и от таких факторов, как национальное законодательство, размеры рынка, мобильность персонала и др.

Например, западные банки установили свое присутствие на венгерском рынке раньше, чем на рынках Чехии или, скажем, Польши. Основные факторы, которые повлияли на выбор венгерского рынка — это размер рынка, заметный рост его потенциальных возможностей, гибкое законодательство (включая законы о банкротстве и собственности) и налоговая политика.

Необходимо отметить некоторые особенности, связанные с государственным вмешательством в деятельность иностранных банков в странах с переходной экономикой. Важнейшим фактором при рассмотрении государственного вмешательства в деятельность иностранных банков на территории стран с переходной экономикой является предсказуемость изменений существующего законодательства. Возможности иностранных банков значительно возрастают, если имеется стремление привести законодательство в соответствие со стандартами, присущими странам с развитой рыночной экономикой.

Вступление Польши в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) означало, что ее сейм рассматривал изменения в законах о ценных бумагах. Внесение таких изменений позволило иностранным брокерам действовать на территории этой страны через филиалы своих компаний, а не просто инкорпорировать свои операции в эту страну. Начиная с 2000 г. по соглашению с Европейским союзом польский банковский сектор и сфера страхования станут открытыми для иностранного капитала.

Аналогичным образом парламент Венгрии разрешил иностранным банкам торговать правительственными ценными бумагами. Чешский национальный банк ввел новые правила относительно риска, возникающего при операциях с ценными бумагами и собственностью. Эти новые правила приняты в ответ на увеличение оборота торговли ценными бумагами. Такое увеличение, по мнению некоторых экономистов, явилось причиной краха многих мелких и средних банков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иностранные банки постоянно вынуждены «балансировать» на рынке банковских операций,

для того чтобы отразить текущее и ожидаемое состояние правительственных указов. И эти указы, и новые законы могут оказать существенное воздействие на возможности иностранных банков на рынках банковских услуг стран с переходной экономикой. Например, брокерские операции приобретут статус операций, проводимых филиалами, а не дочерними предприятиями, высвобождая таким образом капитал для «родительского» предприятия.

Для иностранного банка важно хотя бы однажды получить одобрение от компетентного государственного учреждения, чтобы этот банк в дальнейшем имел право изменять методику реализации своих продуктов и услуг на рынке данной страны, а в отдельных случаях и местоположение, и организацию средств производства. Причем иностранный банк осуществляет такие изменения гораздо быстрее, чем они производятся в других отраслях экономики, особенно связанных со сферой материального производства. Такова природа банковской деятельности.

В отдельных случаях для осуществления своего присутствия на рынках банковских услуг стран с переходной экономикой от иностранных банков могут потребоваться дополнительные капиталовложения. Однако производственные активы можно легко перемещать, в частности там, где в производственном процессе ведущую роль играют человеческие ресурсы. К тому же производственные процессы имеют достаточно высокую степень гибкости, особенно применительно к тем типам банковских продуктов, которые предлагаются иностранными банками на европейском рынке банковских услуг.

Кредитование корпоративных клиентов может быть резко прекращено и так же быстро начато, несмотря на то, что сегодняшний уровень риска требует продолжать управление финансовыми ресурсами, даже если процесс кредитования прекращается. Управляющие счетами и банковские аналитики довольно легко могут сделать выбор между структурированными и простыми операциями по кредитованию и финансированию торговых операций.

Однако непредсказуемое поведение правительств может нанести ущерб попыткам привлечь и удержать иностранных инвесторов в банковском секторе стран с переходной экономикой. Действия, аналогичные тем, что предприняло правительство Румынии, внезапно отозвав лицензии на проведение валютных операций у своих национальных

банков, на долгие годы отвратило иностранные банки от этой страны. К тому же, поведение самого банка ING внесло нестабильность в финансовый сектор Румынии, и без того характеризующийся «сверхлабильностью».

Формы и степень вмешательства государства очень важны при выборе банковских продуктов и услуг, оказываемых иностранными банками в странах Центральной и Восточной Европы5. Следует отметить, что для иностранных банков, осваивающих рынки банковских услуг стран с переходной экономикой, а также для самих национальных банков этих стран, работающих в условиях действующих в этих странах законов и правил лицензирования банковской деятельности, использующих различные механизмы осуществления своего присутствия на рынках, влияние государства остается единственным значимым фактором, определяющим модели вступления иностранных банков в эти новые рынки.

Однако отношение правительств стран с переходной экономикой к деятельности иностранных банков, вступающих или уже работающих на рынках этих стран, часто весьма противоречиво. С одной стороны, правительства признают несовершенство своих национальных банков в плане технологических возможностей предлагаемых ими продуктов, а также нехватки навыков управления, которые приобретаются лишь при работе в условиях масштабного и конкурентоспособного рынка. До начала либерализации ни национальные банки стран с переходной экономикой, ни их клиенты не сталкивались с необходимостью проведения осторожной кредитной политики. Большинство финансовых трудностей, с которыми сталкиваются местные банки, — это безнадежные ссуды, вытекающие из практики «внутреннего кредитования». Сущность такого кредитования заключается в том, что банк выдает ссуду компании, акционером которой является он сам, не давая компании при этом четких инструкций относительно погашения этой ссуды. Еще одной причиной, порождающей проблемы безнадежных ссуд, является централизованное направленное кредитование, свойственное экономикам с централизованным планированием.

С другой стороны, правительства стран с переходной экономикой признают необходимость развития финансового сектора экономики своих стран, перестраивая банковскую систему таким об-

5 Benin JP. and Szekely I. P. The development and reform of financial systems in Central and Eastern Europe. 2007. Aldershot: Edward Elgar.

разом, чтобы национальные банки приобрели опыт и могли быть способны выстоять в конкурентной борьбе — сначала на рынках своих стран, а затем и на зарубежных рынках.

Стратегия вступления иностранных банков в рынок банковских услуг той или иной страны с переходной экономикой формируется под влиянием двух основных элементов вмешательства государства в банковскую сферу: выдачи лицензий и регулирования доли собственности иностранных банков в национальных банках своих стран. Успех вступления в рынок посредством создания филиала или дочернего предприятия (по сравнению с вступлением в рынок посредством приобретения акций) зависит от экономических условий конкретной страны и времени вступления в рынок. Правительства Польши и Чехии до недавнего времени очень редко могли позволить иностранным банкам роскошь свободного выбора, тогда как в Венгрии правительство всегда относилось к иностранным банкам более либерально.

Характеризуя методы и модели, используемые иностранными банками для вступления в рынки банковских услуг в странах с переходной экономикой, нельзя не сказать и о контрактных обязательствах. Практический опыт позволяет сделать вывод о том, что контрактные договоренности могут быть непривлекательны в международном банковском бизнесе вследствие отсутствия контроля за их качеством. Однако в отдельных случаях иностранные банки идут на заключение контрактов с местными банками стран Центральной и Восточной Европы. Наиболее ярким примером таких контрактных отношений являются договоренности правительства Польши с западными банками на передачу знаний и соответствующих управленческих навыков. Семь из девяти коммерческих банков, возникших в результате «распада» Национального банка Польши в 1989 г., заключили парные соглашения с иностранными банками, в их число вошли Commerzbank, ING, Allied Irish Banks и ABN AMRO. Однако Минис -терство финансов Польши столкнулось с определенными трудностями в определении статуса и организации семи банков-участников, даже несмотря на то, что большая часть средств, использованных для финансирования, была предоставлена Мировым банком и программой PHARE/Tacis.

Основная идея иностранного участия состояла в том, что конкретный западный банк становится стратегическим инвестором своего банка- «близнеца» из какой-либо страны с переходной экономикой посредством приобретения от 20 до 30 % акций

последнего. Западные банки успешно освоили этот метод вступления на финансовый рынок. Использование других методов вхождения в рынок Польши оказалось для них несколько затруднительным, поскольку было связано с особенностями приватизации в этой стране.

Что же все-таки определяет метод вступления иностранного банка в рынок — характер самого банка или национальные особенности той или иной страны с переходной экономикой, чей финансовый рынок намечен к освоению? Универсальные банки континентальной Европы (из англо-саксонских банков таким «универсальным» банком в ближайшее время станет Citibank) могут служить наиболее ярким примером. Преимущество универсального банка состоит в том, что он может предложить на новых рынках очень широкий диапазон банковских продуктов и услуг, следовательно, потенциальный спрос на каждый отдельный продукт или услугу будет ниже по сравнению с потенциальным спросом на продукты или услуги какого-либо специализированного банка, для которого рыночные ограничения обязательно приведут к более дорогостоящим вариантам вступления в рынок.

Иностранные банки продолжают подчиняться местным правилам, применяемым в отношении иностранного капитала, но дочернее предприятие универсального банка может предложить рынку более широкий спектр услуг, чем специализированный банк. Данный фактор может сыграть существенную роль в снижении риска при вступлении в рынок посредством приобретения контрольного пакета акций местного банка, что необходимо для дочернего предприятия, и содействовать такому банку в более быстром и легком установлении своего присутствия на рынке.

В заключение отметим, что среди крупнейших банков, действующих на территории стран с переходной экономикой, следует выделить муль-тинациональные банки, которые стали играть ведущую роль в регионе Центральной и Восточной Европы. Однако здесь имеются два важных исключения: австрийские и некоторые немецкие банки, присутствие которых на рынках банковских услуг стран с переходной экономикой весьма существенно, по своим характеристикам напоминают скорее международные банки, нежели мультина-циональные. Ожидается, что эти банки не станут бороться за крупную мультинациональную клиентуру на каком-либо из этих рынков. Для таких банков основными мотивами вхождения в новые финансовые рынки является желание заполучить

местную клиентуру, а также клиентов из их собственных стран, которые, в свою очередь, сами по себе являются скорее международными, нежели мультинациональными компаниями.

Р. Дейл6 определил следование банков за муль-тинациональными клиентами в регион Центральной и Восточной Европы в качестве основного мотива вхождения в рынок банковских услуг, и эта мысль ясно прослеживается в исследованиях, проводимых на основе вторичных источников информации об основных клиентах иностранных банков в странах с переходной экономикой. Но на практике оказывается, что снижение относительной значимости упомянутого мотива с ростом «мультинациональности» банка полностью не отражает истинной мотивации вхождения большинства мультинациональных банков в рынки стран с переходной экономикой. Представители этих банков продолжают утверждать, что обслуживание иностранных клиентов для них более важно, чем обслуживание «внутренних» клиентов.

Сегодня небольшие международные банки (преимущественно австрийские и немецкие) первыми отказались от доминантного мотива следования за своими клиентами в рассматриваемый регион. Мы считаем, что поведение мультинаци-ональных банков отражает ограниченный спрос национальных корпораций на сложные финансовые продукты, а также отсутствие у иностранных банков желания предлагать рынку более простые банковские продукты. Эти банки практически не занимаются предоставлением кредитов национальным компаниям стран с переходной экономикой из-за продолжающейся реструктуризации корпоративных клиентов, снижения кредитоспособности последних и отсутствия общепринятых принципов кредитной политики.

Как показывает практика, наибольшая выгода от присутствия того или иного банка на новом финансовом рынке может быть получена в результате достаточно небольшого инвестирования, причем даже без участия акционерного капитала. Объем инвестирования — это только одно из нескольких соображений при определении эффективности присутствия того или иного банка на данном финансовом рынке, поскольку существуют и другие весьма важные моменты, такие как валютный риск, профиль компании, ее задолженность данному банку или другим банкам, конкурентная среда, размеры рынка и т. д.

6 Dale R. The regulation of international banking // Oxford Economic Paper. 2006. No 25(3). P. 289 - 236.

Использование иностранными банками метода приобретения акций с целью вхождения в рынок

В заключительной части статьи рассмотрим, как иностранные банки используют метод приобретения акций для вхождения в финансовый рынок той или иной страны с переходной экономикой. Дело в том, что вхождение в рынок банковских услуг путем приобретения акций существующих национальных банков в разных странах имеет свои особенности. В некоторых случаях, там, где вхождение в рынок посредством создания лицензированного филиала запрещается, осуществление присутствия иностранного банка на данном рынке методом приобретения акций становится для него единственно возможным.

Аргументы в пользу приобретения контрольного пакета акций того или иного национального банка предельно ясны: обеспечить доступ к уже имеющейся клиентуре, использовать существующую сеть филиалов и знание рынка. Однако недостатков здесь значительно больше, чем пре-имуществ7. Прежде всего, это низкое качество балансовых отчетов, практически неприемлемый уровень управления и сравнительно низкий уровень квалификации местной рабочей силы. Эти недостатки вынуждают представителей некоторых западных банков воздерживаться от приобретения акций местных национальных банков.

Основным фактором, определяющим вступление в рынок методом приобретения акций, является количество и состояние местных банков, акции которых могут быть приобретены целиком или частично, а также финансовые условия операций по приобретению акций. Привлекательность этого метода также определяется и заинтересованностью правительства. Например, Венгрия и Польша открыто поощряли иностранных инвесторов, несмотря на то, что в Польше этот путь был ограничен небольшой долей иностранной собственности в стране. Так, правительство Польши поощряло участие западных банков в процессах приватизации и реструктурирования, ограничив при этом долю иностранного акционерного капитала в приватизируемых банках до 20 — 40 %. Само же государство оставляло в своих руках также от 20 до 40 % акций этих банков. Тем не менее государство неохотно

7 Mortimer K. Banking privatisation policy in Poland and Czechoslovakia in Jacek Rostowski (ed.) Banking reform in the Central Europe and the former Soviet Union. 2005. Budapest: Central European University Press.

передавало контроль за своими национальными банками иностранным финансовым учреждениям. В 1996 г. появился первый прецедент того, как иностранный банк получил в свои руки большую часть собственности национального банка, когда банк ING увеличил количество приобретенных им акций банка Slaski до 53 %.

В целом, реализация приватизационной программы в Польше была связана с определенными трудностями, и план реструктуризации банка Slaski переделывался несколько раз как по политическим причинам, так и ввиду отсутствия заинтересованности международных организаций в приобретении акций этого банка, а также недостатка национального капитала, что, собственно говоря, и дало возможность иностранным банкам приобретать акции приватизируемых банков.

Напротив, правительство Чехии проводило совершенно иную экономическую политику, эффективно привлекая иностранные инвестиции, осуществляя массовую приватизацию своих национальных банков. Первая волна приватизации чешских банков была проведена в рамках программы массовой ваучерной приватизации (согласно которой в руках государства сохранялось 40 — 50 % акций приватизируемых предприятий). В этой ситуации иностранным банкам ничего другого не оставалось, как скупать и накапливать акции банков в послеприватизационный период. И несколько западных банков действительно пошли по этому пути.

Многие иностранные банки принимают участие в инвестиционном приватизационном фонде. Учитывая, что значительная часть акций местных банков еще не нашла своих владельцев, использование такого варианта вступления в рынок, как приобретение акций приватизируемых национальных банков, зависит также от условий самих местных частных банков.

Одиннадцать чешских банков испытывают серьезные финансовые трудности с момента начала либерализации экономики. Восемь из них уже потерпели крах. Кредитный банк Czech — шестой по величине банк Чехии — был крупнейшим среди рухнувших. Этот банк играл важную роль «удерживания» иностранных банков от попыток приватизации Komercni Banka. Можно даже провести параллель между событиями в стране с переходной экономикой (Чехия) и событиями в стране со свободной рыночной экономикой (Австрия), где у правительства также были трудности, связанные с приватизацией ведущего банка страны —

Creditanstalt, с которыми ему так и не удалось справиться.

Правительство Венгрии проводило политику открытости по отношению к иностранным банкам в течение гораздо более длительного времени, нежели Польша и Чехия. Оно допустило возможность полного приобретения своих национальных банков западными банками. Венгерским Агентством приватизации (ABV) было организовано закрытое предложение о продаже 89,3 % акций банка Magyar Hitel, пятого по величине банка страны и одного из крупнейших банков Венгрии, подлежащего приватизации. Для участия в тендере были приглашены шесть иностранных банков, включая ABN AMRO, Creditanstalt и Citibank.

Приватизация другого крупнейшего национального банка—Budapest Bank—несмотря на все усилия приватизационного агентства ABV, натолкнулась на множество трудностей. Недавно пришедшая на венгерский рынок американская компания GE Capital, наконец, приобрела акции банка Budapest Bank совместно с Европейским банком реконструкции и развития. Следует отметить, что риск данного приобретения был значительно снижен посредством заключения ряда опционных соглашений.

Национальные банки стран с переходной экономикой, особенно те, которые ранее принадлежали государству или в настоящее время являются собственностью государства, имеют ссудные портфели

очень плохого качества. Правительства этих стран применяли различные подходы для решения проблем, связанных с возвратом безнадежных ссуд8. Эти решения существенным образом повлияли на положение коммерческих банков этих стран, оказав воздействие на модели вступления в рынок, доступные для использования западными банками.

Правительства Польши и Венгрии предоставили своим национальным банкам право самим решать проблемы их безнадежных ссуд, хотя и способствовали решению этих проблем путем финансовых «инъекций» в тех случаях, когда это было необходимо. С точки зрения приобретения технического опыта, это было полезно, но здесь возникают проблемы учета сумм, требуемых для финансовых вливаний. Альтернативный подход, выбранный Чешской Республикой, заключался в изъятии неработающих ссуд и сосредоточении их в одном специальном банке. По нашему мнению, такой подход ставит местные банки в более предпочтительную позицию (с точки зрения их последующей приватизации), особенно в плане приобретения их акций иностранными стратегическими инвесторами. Подход же польского и венгерского правительств имеет преимущества в плане развития навыков управления кредитными ресурсами и в плане проведения реструктуризации. Думается, что в конечном итоге этот путь может оказаться более выгодным.

8 Simoneti M. and Kawalec S. Bank rehabilitation and enterprise restructuring. Central and Eastern European Network Workshop Series. 2007. No. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.