Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №5 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-5 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/69EVN515.pdf DOI: 10.15862/69EVN515 (http://dx.doi.org/10.15862/69EVN515)
УДК 332.133: 622.276
Батталова Алена Александровна
ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет»
Россия, Уфа1
Старший преподаватель кафедры «ЭНГП» Кандидат экономических наук E-mail: [email protected]
Исмагилова Элина Илдаровна
ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет»
Россия, Уфа Магистрант E-mail: [email protected]
Стратегии развития нефтесервисного рынка и механизм создания кластера в данной отрасли
1 450062, Россия, Уфа, Космонавтов, 1
Аннотация. Современный этап развития мировой экономики характеризуется значительным повышением роли сферы услуг в мировой торговле. Данная тенденция характерна также и для рынка нефтесервисных услуг. В настоящее время рынок нефтесервисных услуг является одним из наиболее динамично развивающихся рынков с ёмкостью в 2014 году около 389 млрд. долл. и среднегодовыми темпами прироста около 9% (в период 2010 - 2014 гг.)
По результатам политики диверсификации нефтесервисных компаний можно сказать об эффективности политики связанной диверсификации. В основном это обусловлено большой сложностью одновременного управления разными сегментами деятельности одной компании (бурение, освоение, обустройство и т.п.). Практически невозможно проконтролировать несвязанные между собой направления деятельности в одной компании, и тем более вовремя отреагировать на изменение экономической и политической ситуации в мире.
В связи с этим в качестве программы стратегического развития нефтесервисной отрасли предлагается создать нефтесервисный кластер. Он будет включать в себя все направления нефтесервисных услуг, при этом механизм их осуществления и управления ими будет значительно проще. Кроме того, в кластере будет обеспечено взаимодействие всех компаний-участников, а именно поставщиков, субподрядчиков, научно-исследовательских институтов, обеспечивающих инновационное развитие отрасли, ВУЗов, подготавливающих квалифицированный персонал, и других участников.
Ключевые слова: нефтесервис; кластеры; инновационная политика; государственное регулирование; мировая экономика; нефтесервисный рынок.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Батталова А.А., Исмагилова Э.И. Стратегии развития нефтесервисного рынка и механизм создания кластера в данной отрасли // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №5 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/69EVN515.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/69EVN515
Один из наиболее развитых крупных нефтесервисных рынков находится в США. На этом рынке существуют как американские, так и иностранные нефтесервисные компании, которые имеют тенденции к слиянию и поглощению. На сегодняшний день стратегия развития американского нефтесервиса направлена на привлечение инвестиций главным образом в разработку сланцевых месторождений.
В Европе также есть свой нефтесервисный рынок. Так, европейские компании, входящие в данную отрасль, расширяют свои стратегические позиции путем выхода на новые перспективные рынки.
На данный момент нефтесервисная отрасль развивается в постоянно изменяющихся условиях, что требует долгосрочного подхода к формированию программ стратегического развития компаний. Такой подход характеризуется серьезными операционными и стратегическими изменениями, кроме того готовностью реагировать на технологические вызовы компаний нефтегазовой отрасли.
Рассматривая мировой нефтесервисный рынок, можно выделить две основные модели программ стратегического развития компаний. Первая модель характеризуется в основном самостоятельными нефтесервисными компаниями, то есть отсутствием национальной нефтесервисной отрасли как таковой. Вторая модель наоборот отличается значительным государственным контролем, то есть складывается нефтесервисный рынок на национальном уровне. Первая модель в чистом виде развита в Великобритании, вторая - в Норвегии. Обе модели создают множество проблем для стратегического развития нефтесервисной отрасли, поэтому в других странах они видоизменены. То есть развитие обозначенных моделей идет во встречном направлении: для первой (британской) модели характерно усиление регулирующей роли государства, а во второй (норвежской) наблюдается частичная либерализация и расширение частнопредпринимательского начала.
Российский нефтесервисный рынок на сегодняшний день находится ближе к британской модели, развивается в основном, опираясь на опыт крупнейших зарубежных компаний (таких как Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes).
Для того чтобы определить оптимальные направления для стратегического развития нефтесервисных компаний, необходимо проанализировать внешнюю среды данной отрасли. С этой целью проведем PEST-анализ для всей отрасли (таблица 1).
Таблица 1
PEST-анализ нефтесервисной отрасли
P
S
Политические факторы: - единые «правила игры» в энергетике для всех компаний; - высокий риск увеличения налоговой нагрузки; - толерантная политика государства. Экономические факторы: - высокая зависимость от ситуации на сырьевом рынке; - инфляция; - динамика курса валют; - высокие ставки по кредитам.
Социальные факторы: - зависимость спроса на нефтесервисные услуги от социокультурных факторов минимальна; - дефицит квалифицированных кадров; - защита окружающей среды, охрана труда. Технологические факторы: - долгосрочным трендом ближайших десятилетий является снижение потребности в нефтепродуктах; - усложнение технологической среды нефтесервиса.
E
T
1. Политика. Нефтегазовая и нефтесервисная отрасли являются одними из важнейших отраслей для развития экономики нашей страны и мира. Так как часто доля государства в капитале нефтяных компаний достаточно высока, это позволяет государству оказывать существенное влияние на развитие данной отрасли, что сказывается на нефтесервисном рынке. Кроме того, большое значение имеет налоговое законодательство, т.к. на предприятиях нефтегазовой и нефтесервисной отрасли налоговая нагрузка больше, чем в любых других отраслях. К тому же компании данной отрасли часто работают на международном уровне, вследствие чего существенно зависят от политической ситуации в мире.
2. Экономика. Экономическая ситуация в отдельных странах и в мире оказывает значительное влияние на развитие нефтесервисной отрасли. Периодически возникающие кризисы могут приводить к возникновению новых рисков, которые могут угрожать способности выживания для ряда нефтесервисных компаний. Так, например, в кризисном 2014 году резко упали цены на нефть, и нефтяные компании снизили объемы добычи сырья. Это сразу отрицательно отразилось на нефтесервисном рынке - сократились объемы бурения нефтегазовых скважин.
3. Социум. Крупные нефтесервисные компании в полной мере осознают значимость человеческого капитала. Ценность человеческой жизни - главный приоритет при взаимодействии компаний с работниками, поэтому охране труда, промышленной безопасности, сохранению здоровья персонала компании уделяют большое внимание. В области защиты окружающей среды предприятия руководствуются действующими законодательными нормами. В дальнейшем компании отрасли будут совершенствовать свою социальную политику, способствовать социально-экономическому развитию регионов, а также уделять внимание созданию оптимальных условий труда.
4. Технологии. Нефтесервисная отрасль отличается высокой степенью наукоемкости, и чем скорее будут разрабатываться и вводиться в использование разнообразные технологические новшества, тем лучше и скорее будет развиваться сама отрасль. В настоящее время разработки протекают с умеренными темпами, развитие не останавливается, периодически появляются новые технологии, что является своего рода гарантией стабильного развития отрасли. Однако в целом по России степень развития технологий в данной отрасли оставляет желать лучшего.
Выбор программы стратегического развития складывается под влиянием внешних и внутренних факторов. Выделим основные факторы. Влияющие на стратегию развития нефтесервисной отрасли (таблица 2).
Таблица 2
Внутренние и внешние факторы развития рынка нефтесервисных услуг
Внешние факторы Внутренние факторы
Меры государственного регулирования Уровень подготовки и квалификации персонала
Научно-технический прогресс Структура рынка нефтесервисных услуг (внутреннее потребление рамках ВИНКов, привлечение внешних подрядчиков)
Изменение конъюнктуры на рынке углеводородов, как следствие, изменение спроса на нефтесервисные услуги
Внешние факторы Внутренние факторы
Условия заключения контрактов и рамочных договоров между нефтегазовыми и нефтесервисными компаниями
Изменение структуры добычи нефти и газа (перемещение добычи в труднодоступные районы, увеличение роли шельфовой добычи)
На основе анализа нефтесервисной отрасли рассмотрим две наиболее вероятные программы стратегического развития нефтесервисной отрасли и выберем из них оптимальное направление развития: связанная и несвязанная диверсификация. Для наглядного анализа сравним две крупные российские буровые компании - «Евразия» и «Интегра».
Буровая компания «Евразия» развивается по принципу связанной диверсификации. Стратегическая цель компании предполагает выделение приоритетных направлений деятельности. Действия компании в рамках специализации в этих направлениях можно оценить достаточно высоко. «БКЕ» проводит активную политику концентрации ресурсов в области предоставления буровых услуг, а также выполнения смежных работ капитального ремонта скважин.
Компания «Интегра» - независимая диверсифицированная нефтесервисная компания. Была создана в марте 2004 года, также как и «БКЕ». Компания имела три направления деятельности - строительство и ремонт скважин, сейсмика и геофизика, производство нефтегазового оборудования и инструмента. То есть изначально в качестве приоритетной стратегической цели компанией была выбрана диверсификация нефтесервисных услуг и продукции. Однако в результате экономического кризиса начались проблемы во всех сегментах деятельность компании «Интегра». Это нашло отражение в отказе от развития машиностроительного сегмента своего бизнеса и продажи основных подразделений. В 2010 году был продан завод «Уралмаш-буровое оборудование», в 2011 году - завод «Стромнефтемаш».
Рассмотрение результатов политики диверсификации нефтесервисных компаний говорит об эффективности политики связанной диверсификации. В основном это обусловлено большой сложностью одновременного управления разными сегментами деятельности одной компании. Практически невозможно проконтролировать несвязанные между собой направления деятельности в одной компании, и тем более вовремя отреагировать на изменение экономической и политической ситуации в мире.
В связи с этим в качестве программы стратегического развития нефтесервисной отрасли предлагается создать нефтесервисный кластер. Он будет включать в себя все направления нефтесервисных услуг, при этом механизм их осуществления и управления ими будет значительно проще. Кроме того, в кластере будет обеспечено взаимодействие всех компаний-участников, а именно поставщиков, субподрядчиков, научно-исследовательских институтов, обеспечивающих инновационное развитие отрасли, ВУЗов, подготавливающих квалифицированный персонал, и других участников.
Выделим необходимо ряд мероприятий, которые необходимо провести для создания нефтесервисного кластера (таблица 3).
Таблица 3
Мероприятия для создания нефтесервисного кластера
Название Классификационный признак Назначение и задачи Содержание мероприятий
Инновационные Влияние на формирование инновационной инфраструктуры Повышение уровня инновационного развития 1. Реализация проектов в сфере НИОКР. 2. Создание венчурных фондов. 3. Государственная поддержка трансферта технологий.
Финансовые и инвестиционные Влияние на обеспечение финансовыми ресурсами компаний кластера Обеспечение финансовыми ресурсами для развития кластера 1. Субсидирование процентных ставок по кредитам. 2. Льготные условия кредитования. 3.Прямое финансирование субъектов кластера. 4. Портфельные инвестиции в компании кластера.
Территориально-административные Влияние на расположение и развитие бизнеса в регионе Увеличение численности предприятий на территории, развитие отраслевых комплексов 1. Формирование особых экономических зон. 2. Снижение административных барьеров. 3. Содействие внешнеэкономической деятельности, упрощение таможенных процедур.
Производственные Влияние на формирование производственной инфраструктуры Формирование необходимой инфраструктуры 1. Развитие производственной инфраструктуры (транспортные коммуникации, ремонтная база и др.). 2. Развитие информационных сетей. 3. Совершенствование условий социально-трудовых отношений.
Коммуникативные Влияние на взаимодействие между бизнесом, административным и структурами, обществом Обеспечение условий для обмена технологиями, информацией, ресурсами 1. Формирование институтов регионального и международного сотрудничества. 2. Развитие профессиональных ассоциаций с участием иностранных партнеров.
Одним из первых, кто предложил определенную последовательность создания кластера является американский ученный М. Портер:
1. Рассматривается крупная фирма или концентрация сходных фирм;
2. Выявляется цепочка связанных с ним по вертикали ниже- или вышестоящих фирм и организаций;
3. Выявляются отрасли по горизонтали, имеющие общие каналы распределения или производящие побочные продукты и услуги;
4. Определяются организации, которые направлены на обеспечение кластера нужными специалистами, технологиями, капиталом;
5. Выделение правительственных и регулирующих структур, которые оказывают существенное влияние на членов кластера.
Основываясь на международном опыте и особенностях России, предлагается следующий механизм создания кластера.
Первый этап характеризуется возникновением идеи и предпосылок формирования кластера. Идея возникновения основывается на недовольстве существующей структуры отрасли и поиске путей ее улучшения. Основными предпосылками формирования кластера являются следующие:
• понимание сути кластеризации, т.к. в настоящее время в России практически любое промышленное объединение называют кластерами;
• наличие руководителей и менеджеров с высокой квалификацией, способных управлять процессом кластеризации;
• наличие компаний, готовых к сотрудничеству и заинтересованных в таком объединении, как кластер;
• благоприятный инвестиционный климат в отрасли создания кластера;
• государственная поддержка;
• налоговые льготы для участников кластера.
Второй этап - это создание инициативной группы. В эту группу должны входить представители органов власти, регулирующие законодательные аспекты (в особенности представители Министерства энергетики РФ); представители руководства будущих компаний-участников кластера; инвесторы, заинтересованные в создании кластера; представители научно-исследовательских институтов, обеспечивающих инновационное и технологическое развитие кластера; ВУЗы, предоставляющие квалифицированный персонал для работы кластера. Иерархия участников данной группы представлена на рис. 1.
Рисунок 1. Иерархия участников инициативной группы кластеризации
На 3 этапе участники сформированного Совета выявляют основные ресурсы отрасли, доказывающие необходимость формирования нефтесервисного кластера. Со стороны органов власти это упрощенное налоговое регулирование для участников кластера, поддержка государства, формирование правовой базы по регулированию деятельности кластера.
Со стороны научно-исследовательских институтов - инновационные научные центры, технопарки, обеспечивающие разработку новых технологий. В свою очередь, благодаря участию в кластере они смогут привлечь больше инвестиций для новых научно-технических разработок.
Со стороны ВУЗов - квалифицированный персонал, возможность повышения квалификации уже имеющихся работников. Кроме того выгода ВУЗов будет заключаться в трудоустройстве своих выпускников.
Нефтегазовые компании должны будут гарантировать обеспечение нефтесервисного кластера достаточным объемом работ.
После определения целесообразности создания кластера необходимо выявить основные преимущества формирования кластера по сравнению с существующей структурой отрасли. После выявления преимуществ кластера перед существующей структурой отрасли, можно уверенно создавать нефтесервисный кластер.
5 этап - непосредственное создание кластера.
То есть, обобщая вышесказанное, для формирования кластера необходимо пройти основные этапы создания кластера, исходя из пяти фаз (рис. 2): инициирование, диагностика, стратегия, формализация, оценка и мониторинг.
Инициирование • Создание инициативной группы • Привлечение заинтересованных лиц
Диагностика • Количественный анализ кластера • Определение типа и участников
Стратегия • Разработка стратегии (SWOT-анализ) • План реализации стратегии
Формализация • Создание организационной структуры • Разработка и подача проектов
Оценка, «мониторинг • Оценка эффективности реализации стратегий • Корректировка стратегий и планов
Рис. 2. Фазы развития кластера
Итак, для определения приоритетной отрасли, а также выявления предпосылок создания кластера необходим всесторонний анализ. Однако уже сегодня можно утверждать, что создание кластера возможно практически в каждом регионе, а его эффективное функционирование зависит от инициативы бизнеса. Такая инициатива возможна лишь в случае осознания представителями российского бизнес-сообщества необходимости перевода работы своих компаний на «инновационные рельсы».
ЛИТЕРАТУРА
1. Третьяк В.П. «Кластеры предприятий как форма квазиинтеграции». Электронный ресурс: www.znanie.org/FLG/Tretyak/Prezen21_10.ppt.
2. Наумов В.А. Экономическая эффективность формирования кластерного образования в нефтегазовом регионе // Нефтегазовое дело. URL: http://www. ogbus.ru/authors/Naumov/Naumov 1.pdf.
3. Письмо Минэкономразвития России № 20615-АК/Д19 от 26.12.2008 «О методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации».
4. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации на период до 2020 года», Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.
5. Чуев Д.Э. Основные тенденции консолидации активов на мировом рынке нефтесервисных услуг // Журнал «Бурение и нефть». - Ноябрь, 2013. №11. - с. 56-58.
6. Щеглов И.А. Механизм совершенствования стратегического управления независимыми нефтесервисными компаниями на основе ресурсной теории фирмы // Вестник Пермского университета. Серия Экономика. 2011. №3 (вып. 10). С. 14-25.
7. Лазько Е.В. Состояние и перспективы развития нефтесервисного рынка России [Электронный ресурс] / Лазько Е.В. // Форум «Сервис и оборудование для нефтегазовой отрасли России- 2010». - Режим доступа: http://www.deloitte.com/assets/DcomRussia/Local%20Assets/Documents/PDF_2010/ dttl_Russi. an-0ilfield-Services-Market-0utlook_0ct2010_RU.pdf.
8. Кластерная политика Республики Башкортостан [Электронный ресурс] / сайт Муниципальная кластерная политика. - Режим доступа: http://economamursk.ucoz.ru/load/klasternaja_politika/klasternaja_politika_respubliki _bashkortostan/7-1-0-24.
9. Ерёмин А.Н. Российская нефтепереработка: в приоритете перед добычей [Электронный ресурс] / Ерёмин А.Н. // ФИНАМ Нефть и Газ. - 22 февраля 2011. - Режим доступа: ФИНАМ http://www.finam.ru/investments/.
10. Тимофеев, Р.А. Кластеризация как фактор повышения эффективности региональной экономической системы / И.Г. Алафузов, Р.А. Тимофеев // В кн.: Актуальные вопросы экономических наук: материалы международной научно-практической конференции. Новосибирск: Центр Развития Научного Сотрудничества, 2010.
11. Батталова А.А., Габдрахимов М.Ф. «Обзор нефтесервисного рынка» Проблемы и тенденции развития инновационной экономики: международный опыт и российская практика: материалы III Международной науч. - практ. Конф. / редкол.: Л.И. Ванчухина и др.; од общей ред. Проф. Л.И. Ванчухиной. - Уфа: изд-во УГНТУ, 2015. - 330 с.
Рецензент: Гамилова Диляра Агеламовна, к.э.н., доцент кафедры «Экономика и управление на предприятии нефтяной и газовой промышленности».
Battalova Alena Alexandrovna
Ufa state petroleum technological university
Russia, Ufa E-mail: [email protected]
Ismagilova Elina Ildarovna
Ufa state petroleum technological university
Russia, Ufa E-mail: [email protected]
Strategy of development of the oilfield services market and a mechanism for creating a cluster in the industry
Abstract. The current stage of development of the world economy is characterized by a significant increase in the role of the services sector in world trade. This trend is also for the oilfield services market. Currently, oilfield services market is one of the fastest growing markets in capacity in 2014 about 389 billion USD, and the average annual growth rate of about 9% (for the period 2010- 2014 gg.)
As a result of the policy of diversification of oil service companies can be said about the effectiveness of policies related diversification. This is mainly due to the high complexity of simultaneous management of activities in different segments companies (drilling, development, construction, etc.). It is almost impossible to control unrelated activities in one company, and even more time to react to changing economic and political situation in the world.
In this regard, as a program of strategic development of the oilfield services industry it is proposed to create a cluster of oilfield services. It will include all areas of oilfield services, and the mechanism for their implementation and management will be much easier. In addition, the cluster will be provided by the interaction of all the participating companies, namely, suppliers, subcontractors, research institutes, provide innovative development of industry, universities that train qualified personnel, and other stakeholders.
Keywords: OFS; clusters; innovation policy; government regulation; the global economy; oil service market.
REFERENCES
1. Tret'yak V.P. «Klastery predpriyatiy kak forma kvaziintegratsii». Elektronnyy resurs: www.znanie.org/FLG/Tretyak/Prezen21_10.ppt.
2. Naumov V.A. Ekonomicheskaya effektivnost' formirovaniya klasternogo obrazovaniya v neftegazovom regione // Neftegazovoe delo. URL: http://www.ogbus.ru/authors/Naumov/Naumov1.pdf.
3. Pis'mo Minekonomrazvitiya Rossii № 20615-AK/D19 ot 26.12.2008 «O metodicheskikh rekomendatsiyakh po realizatsii klasternoy politiki v sub"ektakh Rossiyskoy Federatsii».
4. «Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy federatsii na period do 2020 goda», Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 17 noyabrya 2008 g. N 1662-r.
5. Chuev D.E. Osnovnye tendentsii konsolidatsii aktivov na mirovom rynke nefteservisnykh uslug // Zhurnal «Burenie i neft'». - Noyabr', 2013. №11. - s. 56-58.
6. Shcheglov I.A. Mekhanizm sovershenstvovaniya strategicheskogo upravleniya nezavisimymi nefteservisnymi kompaniyami na osnove resursnoy teorii firmy // Vestnik Permskogo universiteta. Seriya Ekonomika. 2011. №3 (vyp. 10). S. 14-25.
7. Laz'ko E.V. Sostoyanie i perspektivy razvitiya nefteservisnogo rynka Rossii [Elektronnyy resurs] / Laz'ko E.V. // Forum «Servis i oborudovanie dlya neftegazovoy otrasli Rossii- 2010». - Rezhim dostupa: http://www.deloitte.com/assets/DcomRussia/Local%20Assets/Documents/PDF_2010/ dttl_Russi. an-Oilfleld-Services-Market-Outlook_Oct2010_RU.pdf.
8. Klasternaya politika Respubliki Bashkortostan [Elektronnyy resurs] / sayt Munitsipal'naya klasternaya politika. - Rezhim dostupa: http://economamursk.ucoz.ru/load/klasternaja_politika/klasternaja_politika_respubliki _bashkortostan/7-1-0-24.
9. Eremin A.N. Rossiyskaya neftepererabotka: v prioritete pered dobychey [Elektronnyy resurs] / Eremin A.N. // FINAM Neft' i Gaz. - 22 fevralya 2011. - Rezhim dostupa: FINAM http://www.finam.ru/investments/.
10. Timofeev, R.A. Klasterizatsiya kak faktor povysheniya effektivnosti regional'noy ekonomicheskoy sistemy / I.G. Alafuzov, R.A. Timofeev // V kn.: Aktual'nye voprosy ekonomicheskikh nauk: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Novosibirsk: Tsentr Razvitiya Nauchnogo Sotrudnichestva, 2010.
11. Battalova A.A., Gabdrakhimov M.F. «Obzor nefteservisnogo rynka» Problemy i tendentsii razvitiya innovatsionnoy ekonomiki: mezhdunarodnyy opyt i rossiyskaya praktika: materialy III Mezhdunarodnoy nauch. - prakt. Konf. / redkol.: L.I. Vanchukhina i dr.; od obshchey red. Prof. L.I. Vanchukhinoy. - Ufa: izd-vo UGNTU, 2015. - 330 s.