Научная статья на тему 'СТРАТЕГИИ ПРОПАГАНДЫ ПОСЛЕ СОБЫТИЙ «ЧЕРНОЙ СУББОТЫ» В ПУБЛИКАЦИЯХ ГАЗЕТ «ПРАВДА» И «THE NEW YORK TIMES» ОТ 28-29 ОКТЯБРЯ 1962 ГОДА ВО ВРЕМЯ КАРИБСКОГО КРИЗИСА'

СТРАТЕГИИ ПРОПАГАНДЫ ПОСЛЕ СОБЫТИЙ «ЧЕРНОЙ СУББОТЫ» В ПУБЛИКАЦИЯХ ГАЗЕТ «ПРАВДА» И «THE NEW YORK TIMES» ОТ 28-29 ОКТЯБРЯ 1962 ГОДА ВО ВРЕМЯ КАРИБСКОГО КРИЗИСА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
297
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРИБСКИЙ КРИЗИС / ПРОПАГАНДА / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / СТРАТЕГИИ ПРОПАГАНДЫ / ИНФОРМАЦИЯ / МАНИПУЛЯЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Вихрова Н.Ю.

В статье при помощи количественных, компаративных и визуальных методов исследования проанализированы стратегии пропаганды после событий «черной субботы» в публикациях газет «Правда» и «The New York Times» от 28-29 октября 1962 года во время Карибского кризиса. С целью выявления основных методов и приемов, которые использовали газеты «Правда» и «The New York Times», были проанализированы публикации по ряду критериев: количество публикаций, размещение статей в газете, анализ заголовков (контент-анализ), объективность подачи фактов и событий, использование образов др. Данный анализ позволил понять, каким образом выстраивали свою политику авторитетные печатные издания в самые напряженные дни Карибского кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROPAGANDA STRATEGIES AFTER THE EVENTS OF "BLACK SATURDAY" IN THE PUBLICATIONS OF THE NEWSPAPERS "PRAVDA" AND "THE NEW YORK TIMES" OF OCTOBER 28-29, 1962 DURING THE CUBAN MISSILE CRISIS

This article analyzes propaganda strategies after the events of ‘Black Saturday’ in the newspaper issues of Pravda and The New York Times published on the 28th and the 29th of October 1962 during the course of Cuban Missile Crisis using quantitative, comparative and visual research methods. In order to identify the main methods and techniques used by the newspapers Pravda and The New York Times, the publications were analyzed according to a number of criteria: the number of publications, the placement of articles in the newspaper issue, headline analysis (content analysis), the objectivity of the presentation of facts and events, the use of images, and etc. This analysis made it possible to understand how quality press constituted their policy during the most intense days of Cuban Missile Crisis.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИИ ПРОПАГАНДЫ ПОСЛЕ СОБЫТИЙ «ЧЕРНОЙ СУББОТЫ» В ПУБЛИКАЦИЯХ ГАЗЕТ «ПРАВДА» И «THE NEW YORK TIMES» ОТ 28-29 ОКТЯБРЯ 1962 ГОДА ВО ВРЕМЯ КАРИБСКОГО КРИЗИСА»

СТРАТЕГИИ ПРОПАГАНДЫ ПОСЛЕ СОБЫТИЙ «ЧЕРНОЙ СУББОТЫ» В ПУБЛИКАЦИЯХ ГАЗЕТ «ПРАВДА» И «THE NEW YORK TIMES» ОТ 28-29 ОКТЯБРЯ 1962 ГОДА ВО ВРЕМЯ КАРИБСКОГО КРИЗИСА

Н.Ю. Вихрова, гл. библиограф

Научная библиотека Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-2-1-115-122

Аннотация. В статье при помощи количественных, компаративных и визуальных методов исследования проанализированы стратегии пропаганды после событий «черной субботы» в публикациях газет «Правда» и «The New York Times» от 28-29 октября 1962 года во время Карибского кризиса. С целью выявления основных методов и приемов, которые использовали газеты «Правда» и «The New York Times», были проанализированы публикации по ряду критериев: количество публикаций, размещение статей в газете, анализ заголовков (контент-анализ), объективность подачи фактов и событий, использование образов др. Данный анализ позволил понять, каким образом выстраивали свою политику авторитетные печатные издания в самые напряженные дни Карибского кризиса.

Ключевые слова: Карибский кризис, пропаганда, контент-анализ, стратегии пропаганды, информация, манипуляция, информационное воздействие.

Исследование посвящено анализу стратегий пропаганды после событий «черной субботы» в публикациях газет «Правда» «The New York Times» от 28-29 октября 1962 года во время Карибского кризиса, что необходимо для понимания того, каким образом выстраивали свою политику авторитетные печатные издания в самые «горячие» дни Карибского кризиса.

Актуальность заключается в том, что в условиях Холодной войны 2.0 важно вновь обратиться к накопленному историческому опыту и проанализировать методы и приемы пропагандистского воздействия, которые использовались в условиях международных кризисов прошлых времен.

Цель - выявить советские и американские стратегии пропаганды в публикациях от 28-29 октября 1962 года во время Карибского кризиса после событий «черной субботы».

В качестве источника исследования в докладе рассмотрены публикации в американской газете «The New York Times» и советской газете «Правда» от 28-29 октября 1962 года.

В исследовании было проведено сравнение публикаций в газетах «Правда» и «The New York Times» от 28-29 октября 1962 по определенным критериям:

- количество публикаций;

- размещение статей в газете;

- анализ заголовков (контент-анализ);

- объективность подачи фактов и событий;

- фотографии;

- текстовый материал (контент-анализ);

- визуальные способы информационного воздействия (изучение образов в изобразительном материале фотографий).

События «черной субботы» (27 октября 1962 года) - это день, когда мир был ближе всего к ядерной войне. Обратимся к хронологии событий. В этот день был сбит советскими ракетами «земля-воздух» американский самолет У-2 и обстрелян разведывательный самолет США, пролетавший над Кубой. С учетом разницы во времени необходимо обратить внимание, что по американскому времени самолет был сбит примерно в 10 утра, а по советскому -около 6 часов вечера. Целый день американская сторона проводила совещания. В 8

вечера Теодором Соренсеном, пресс-секретарем Джона Кеннеди, и Робертом Кеннеди было составлено открытое письмо к Н.Хрущеву, одновременно посланное в Москву и переданное в прессу. В письме говорилось, что «первая вещь, которую необходимо сделать, это прекратить работы на базах наступательных ракет на Кубе и привести все системы вооружений на Кубе, пригодные для использования в наступательных целях, в нерабочее состояние» [с. 450]. Утром 28 октября 1962 года до Н.С. Хрущева дошло открытое письмо Кеннеди. Этим же утром к нему пришло письмо и от Кастро, в котором говорилось, что нападение американцев в течение 2472 часов почти неизбежно. В Вашингтон 28 октября 1962 года Н.С.Хрущевым было направлено примирительное сообщение, в котором говорилось, что советское правительство «отдало новое распоряжение о демонтаже вооружения» на Кубе.

Во-первых, рассмотрим количество статей и заметок, опубликованных на станицах газет «Правда» и «The New York Times» от 28-29 октября 1962 года после событий «черной субботы». Сразу стоит сделать оговорку, что две эти газеты не имеют одинаковое количество полос. Так,

Пропаганда включает в себя акцентирование внимания читателя на определенных эпизодах и, наоборот, замалчивание других. Поэтому необходимо рассмотреть, какая фактическая информация была представлена в публикациях, а также насколько СМИ информировали население о ведущихся переговорах после событий «черной субботы».

Рассмотрев публикации в газетах «Правда» и «The New York Times», можно сделать вывод, что в американской газете дважды в номерах от 28 и 29 октября 1962

газета «Правда» регулярно выходит на 4-6 полосах, а «The New York Times» на 60100. В результате проведенных исследований можно сделать определенные выводы:

а) В газете «Правда» от 28 октября 1962 года было опубликовано 16 статей и заметок, посвященных Карибскому кризису, причем 7 из них - на первой полосе.

б) В газете «The New York Times» от 28 октября опубликовано 30 статей и заметок, причем 8 из них на первой полосе.

Количество публикаций увеличивается 29 октября 1962 года. В газете «Правда» уже появляется 15 публикаций, посвященных Карибскому кризису, причем 8 из них размещены на первой полосе. В газете «The New York Times» от 29 октября 1962 года было опубликовано 43 статьи, причем 9 из них на первой полосе (табл. 1).

Таким образом, можно сделать вывод, что после событий «черной субботы» количество публикаций в газетах «Правда» и «The New York Times» увеличивается, причем первые полосы газет в основном заняты под материалы о Карибском кризисе. В американской газете «The New York Times» размещено практически вдвое больше материалов, посвященных событиям, происходящим на Кубе.

года была опубликована информация о сбитом самолете У-2.

Также стоит обратить внимание на обмен посланиями между странами-участниками конфликта.

В газете «The New York Times» от 28 октября 1962 года на 30-й полосе были опубликованы письмо Кеннеди и письмо Хрущева, а также на 31-й полосе ответ Фиделя Кастро Генеральному секретарю ООН У Тану.

В советской газете «Правда» ни 28 октября 1962 года, ни 29 октября 1962 года

Таблица 1. Количество публикаций в номерах газет «Правда» и «The New York Times» от 28-29 октября 1962 года___

Номер газеты Количество публикаций Количество публикаций на первой полосе

«Правда» от 28 октября 1962 года 16 7

«Правда» от 29 октября 1962 года 15 8

«The New York Times» от 28 октября 1962 года 30 8

«The New York Times» от 29 октября 1962 года 43 9

никакая информация о сбитом самолете размещена не была.

В газете «Правда» от 28 октября 1962 года на первой полосе было опубликовано письмо Н.С.Хрущева, направленное Президенту США Д.Кеннеди, а также письма

Н.С.Хрущева Генеральному секретарю ООН У Тану. 29 октября 1962 года на страницах газеты «Правда» на первой полосе опубликованы официальные заявления и послания всех участников конфликта (табл. 2).

Таблица 2. Номер полосы, на которых были опубликованы официальные письма поли-

Номера газет 1962 года

«Правда» (28 октября) «NY Times» (28 октября) «Правда» (29 октября) «NY Times» (29 октября)

Письмо Дж.Кеннеди - 30-я полоса 1-я полоса 16-я полоса

Письмо Н.С. Хрущева 1-я полоса 30-я полоса 1-я полоса 16-я полоса

Письмо Ф. Кастро - 31-я полоса 1-я полоса 19-я полоса

Из приведенной таблицы следует, что обе газеты публикуют официальные письма политических лидеров, но материалы по-разному расположены в газетах.

«The New York Times» старается публиковать заявления глав советского и американского правительств на одной полосе, при этом письма Ф. Кастро явно уходят на второй план.

Газета «Правда» публикует аналогичные материалы на первой полосе, но при этом хочется обратить внимание на размещение публикаций в самой газете.

Послание Председателя Совета министров СССР Н.С. Хрущева находится «под шапкой» (под заголовком) первой полосы (верхняя левая полоса), заявление премь-

ер-министра Республики Куба Фиделя Кастро занимает правую верхнюю колонку, а вот послание Президента Д. Кеннеди расположилось в «подвале» первой полосы (нижний правый угол) на наименее заметном месте газетной полосы. Причем послание Д. Кеннеди стоит на первой полосе даже ниже информации о гастролях театра имени И. Вазова (статья «Закончились гастроли Театра имени И. Вазова»). Таким образом, можно сделать вывод, что советская сторона конфликта замалчивала фактическую информацию, а также использовала особые приемы для привлечения внимания читателей к тем или иным материалам при размещении публикаций.

Таблица 3. Контент-анализ содержания заголовком газет «Правда» и «The New York Times» от 28-29 октября 1962 года_

Номера газет 1962 года

Содержание заголовка «Правда» (28 октября) «Правда» (29 октября) «NY Times» (28 октября) «NY Times» (29 октября)

Событие (информационный повод) 4 5 14 22

Призывы, лозунги 1 1 1 1

Угроза, применение силы 1 - 3 2

Предупреждение 2 - 2 4

Просьба - - 1 -

Требование - - 2 -

Осуждение 1 - 1 4

Обращение к народу/официальное заявление 4 4 3 3

Одобрение политики 3 5 1 4

Обещание - - 1 2

Опасение - - 1 1

Был проведен контент-анализ всех заголовков газет «Правда» и «The New York Times» от 28-29 октября 1962 года (табл. 3). Статьи были разделены на группы по тому, какое экспрессивное наполнение они несли (требование, осуждение, одобрение действий, угрозы и т.д.). Всего было проанализировано 104 заголовка. Из проведенного анализа можно сделать вывод, что американские заголовки имеют совершенно разное наполнение: от осуждений, призывов и опасений до предупре-

Кроме того, стоит рассмотреть образы, которые часто используют СМИ в своих пропагандистских целях. Для создания правдоподобного образа врага в сознании людей очень важным является и размещение материалов о жертвах вооруженных конфликтов. Таким героем-жертвой в американской печати становится летчик ^2 майор Рудольф Андерсон, сбитый российскими ракетами класса «земля-воздух» над территорией Кубы 27 октября 1962 года. Трагедия одного человека и конкретной

ждений и просьб. А вот советские заголовки не имеют столько разнообразных посылов к аудитории. В них часто передается либо событийная информация, либо выражено одобрение политики.

Кроме того, был проведен количественный контент-анализ слов в статьях, посвященных Карибскому кризису. Всего было проанализировано 10 статей из газеты «Правда» от 28 октября 1962 года и 10 статей из газеты «The New York Times» от 28 октября 1962 года (табл. 4).

семьи помогает выстроить логическую цепочку от жертвы к врагу. Цель создания такого портрета в том, чтобы привлечь внимание читателя к сложившейся сложной международной обстановке, создать стойкое неприятие к врагу, из-за которого гибнут американские граждане. 28 и 29 октября 1962 года выходят сразу две публикации о трагедии, произошедшей с U-2.

В статье «Airmen called up» («Вызвали летчиков») от 28 октября 1962 года сухо и коротко в новостной манере говорится о

Таблица 4. Количественный контент-анализ газет «Правда» и «The New York Times» от

28 октября 1962 года

Ключевое слово Количество упоминаний слова в 10 статьях

«Правда» (28 октября 1962 год) «The New York Times» (28 октября 1962 год)

Агрессия /aggressive 9 9

Конфликт / conflict 14 4

Ракетное (ядерное) оружие / missile weapon 10 7

Угроза / threat - 8

Народ / people 25 1

Опасность / danger 7 3

Империалистический / imperialism 17 1

Безопасность / security 12 2

Мир (миролюбивый) / peace 17 2

Суверенитет / sovereignty 9 -

Блокада / blockade - 6

Кризис / crisis 1 4

Война /war 5 2

Военные действия / military action - 11

Сила / force 6 4

Ракетные базы / missile bases 5 35

Договор (соглашение) / agreement 8 11

Вторжение (атака) / invasion (attack) 5 10

Человечество / humanity 5 1

Провокация / provocation 1 -

трагедии, произошедшей в небе над Кубой. Другая статья «U.S.Honors Pilot lost over Cuba» («Американский летчик погиб в небе над Кубой»), вышедшая 29 октября 1962 года на 16-й полосе напоминает некролог. Пилот U-2 майор Рудольф Андерсон в обеих статьях, безусловно, изображен героем, выполняющим боевой приказ и погибший во время исполнения слу-

жебных обязанностей (См.Рис.1). В публикации также есть информация о его семье: жене, которая осталась без мужа, и 5-летнем и 3-летнем сыновьях, оставшихся без отца. Такая информация заставляет читателя сопереживать семье военного. И логическая цепочка направляет читателя против врага, из-за которого погиб пилот американских военно-воздушных сил.

Рис. 1. Рудольф Андерсон

Но жертвой в печати может быть не только один единственный человек, но и целый народ. В советской печати именно народ является таким героем. Огромное количество публикаций газеты «Правда» от 28-29 октября 1962 года посвящено героическому кубинскому народу, который противостоит американским агрессорам. В газете «Правда» от 28 октября 1962 года мы находим множество публикаций с такими заголовками, как «Остров свободы начеку!», «Руки прочь от Кубы!» и так далее.

Интересной особенностью является желание каждой стороны конфликта показать широкую поддержку «народом» действий своего правительства. Не случайно на первой полосе 28 октября 1962 года обе газе-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ты размещают фотографии, посвященные митингам в поддержку правительства. Человеческой психике свойственно соглашаться с мнением большинства, чтобы не оказаться в изоляции от общества или в меньшинстве. Такой прием частенько используется и в пропагандистских целях. Если взглянуть на фотографии, опубликованные 28 октября 1962 года, то сразу бросается в глаза пропагандистский метод «поддержка большинства». В обеих газетах была опубликована информация о митингах в поддержку действий правительства. Несмотря на то, что на фотографиях они изображены по-разному, пресса 28 октября 1962 года отреагировала совершено идентично, разместив на первых полосах информацию о митингах (рис. 2 и рис. 3).

Рис. 2. «The New York Times» от 28 октября 1962 года

Рис. 3. Газета «Правда» от 28 октября 1962 года

Самым популярным методом пропаганды является демонизация противника и создание образа врага. Пресса регулярно рассказывает о целях и идеях врага, о захвате территорий, порабощении наций и экономической блокаде. В газете «Правда» такие статьи встречаются практически на каждой полосе. Газета «Правда» от 28 октября просто пестрит заголовками: «Военные базы США - очаги агрессии», «Пентагон готовит новую авантюру».

Обе газеты регулярно прибегают к методу многократного повторения информации, поэтому одни и те же факты разбираются и анализируется несколько раз даже в рамках одного номера газеты. Так, в газете «Правда» от 28 октября 1962 года размещено 4 статьи о митингах и протестах

(«Митинг солидарности у посольства Куба», «Голос советского народа», «Руки прочь от Кубы! Митинги, демонстрации, забастовки», «Буря протестов»). Статьи о базах США в газете «Правда» от 28 октября 1962 года повторяются дважды («Пентагон готовит новую авантюру», «Военные базы США - очаги агрессии»). И американская газета 28 октября 1962 года размещает несколько материалов, посвященных одной и той же теме.

Газета «Правда» изобилует экспрессивными лозунгами, размещенными над полосами газеты. Например, советская газета от 28 октября 1962 года пестрит выражениями: «Отстоять и упрочить мир на земле!», «Народы клеймят позором империалистов США», «Разум должен восторже-

ствовать!». По сравнению с «Правдой» га- Выводы. Проанализировав статьи в га-

зета «The New York Times» менее экспрес- зетах «Правда» и «The New York Times» от сивна и имеет весьма сдержанный вид. За- 28-29 октября 1962 года, можно сделать головки очень лаконичные, не восклица- вывод, что обе стороны конфликта исполь-тельные, состоят в основном из повество- зовали аналогичные способы воздействия вательных предложений. на аудиторию (создание образа врага, мно-

В целях пропаганды популярным ста- гократное повторение информации, изоб-новится использование авторитетного ражение широкой поддержки среди насе-мнения или какого-то известного лица для ления и др.). Однако, американская газета озвучивания фактов, привлечения внима- «The New York Times» склонна заполнять ния к анализу сложившейся ситуации или газетные полосы огромным количеством высказывания того, или иного мнения. В публикаций и дает более объективную газете же «The New York Times» таким че- картину происходящим событиям. Газета ловеком является президент Соединенных «Правда», несмотря на меньшее количе-Штатов Америки. В газете «Правда», ство публикаций, чаще использует экс-наоборот, личность Н.С. Хрущева не за- прессивные методы воздействия, но метна на фоне широкой поддержки масс. склонна замалчивать некоторые важные И главным авторитетом для читателей яв- факты. ляется все-таки мнение большинства.

Библиографический список

1. Аллисон Г., Зеликов Ф. «Квинтэссенция решения: На примере Карибского Кризиса 1962 года» / Г. Аллисон, Ф. Зеликов; Под ред. С. Сараджяна, Н. Абдуллаева. - М.: УРСС: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2019. - 528 с.

2. Кастро Ф. Заявление Премьер-министра Республики Куба Фиделя Кастро / Фидель Кастро // Правда. - 1962. - 29 октября. - С. 1.

3. Послание президента Д. Кеннеди Н.С. Хрущеву // Правда. - 1962. - 29 октября. -С. 1.

4. Таршис Е.Я. Контент-анализ: принципы методологии: Построение теоретической базы. Онтология, аналитика и феноменология текста. Программы исследования. - М.: URSS: ЛИБРОКОМ, 2013. - 173 с.

5. Хрущев Н. Президенту США Д. Кеннеди // Правда. - 1962. - 28 октября. - С. 1.

6. Хрущев Н. Послание Председателя Совета Министров СССР Н.С. Хрущева Президенту США Д. Кеннеди // Правда. - 1962. - 29 октября. - С. 1.

7. Airmen Called Up / Jack Raymond // The New York Times. - 1962. - 28 октября. - P. 1.

8. Kennedy Letter // The New York Times. - 1962. - 28 октября. - P. 30.

9. Kennedy Message and Statement The New York Times. - 1962. - 29 октября. - P. 16.

10. Text of Castro Statement // The New York Times. - 1962. - 29 октября. - P. 19.

11. Texts of Messages by Khrushchev // The New York Times. - 1962. - 29 октября. - P. 16.

12. Texts of the U.S. and Soviet Exchanges // The New York Times. - 1962. - 28 октября. -P. 30.

13. Texts of U.N. - Cuban Notes // The New York Times. - 1962. - 28 октября. - P. 31.

14. U.S. Honors Pilots Lost Over Cuba // The New York Times. - 1962. - 29 октября. -P. 16.

PROPAGANDA STRATEGIES AFTER THE EVENTS OF "BLACK SATURDAY" IN THE PUBLICATIONS OF THE NEWSPAPERS "PRAVDA" AND "THE NEW YORK TIMES" OF OCTOBER 28-29, 1962 DURING THE CUBAN MISSILE CRISIS

N.Y. Vikhrova, Chief bibliographer

Scientific Library of Lomonosov Moscow State University (Russia, Moscow)

Abstract. This article analyzes propaganda strategies after the events of 'Black Saturday' in the newspaper issues of Pravda and The New York Times published on the 28th and the 29th of October 1962 during the course of Cuban Missile Crisis using quantitative, comparative and visual research methods. In order to identify the main methods and techniques used by the newspapers Pravda and The New York Times, the publications were analyzed according to a number of criteria: the number of publications, the placement of articles in the newspaper issue, headline analysis (content analysis), the objectivity of the presentation of facts and events, the use of images, and etc. This analysis made it possible to understand how quality press constituted their policy during the most intense days of Cuban Missile Crisis.

Keywords: Cuban Missile Crisis, propaganda, content analysis, propaganda strategies, information, manipulation, information influence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.