Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011
УДК 316.6:156.923 А.В. Созонник*
Стратегии преодолевающего поведения курсантов военного вуза с различной профессиональной направленностью личности
В статье представлены результаты исследования взаимосвязи преодолевающего поведения и профессиональной направленности личности курсанта военного вуза. Показано наличие различий в типах профессиональной направленности личности (реалистический, интеллектуальный, социальный и др.) и выборе стратегий преодолевающего поведения курсантов на различных этапах профессиональной социализации. Детальному анализу подвергнуты различные комбинации преодолевающего поведения с профессиональной направленностью личности курсанта.
Ключевые слова: агрессивные действия, ассертивные действия, профессиональная направленность личности, стратегии преодоления сложных ситуаций, просоциальные модели преодоления, поиск социальной поддержки, профессиональная социализация личности.
A.V. Sozonnik*. Strategy of overcoming behavior of cadets of military high school with the various professional orientation of the person. In article results of research of interrelation of overcoming behavior and a professional orientation of the person of the cadet of military high school are presented. Presence of distinctions in types of a professional orientation of the person (realistic, intellectual, social, etc.) and a choice of strategy of overcoming behavior of cadets at various stages of professional socialization are shown. Various combinations of overcoming behavior with a professional orientation of the person of the cadet are subjected the detailed analysis.
Keywords: aggressive actions, assertive actions, a professional orientation of the person, strategy of overcoming of difficult situations, prosocial models of overcoming, search of social support, professional socialization of the person.
С точки зрения реформирования высшей военной школы, актуальной стала проблема выявления сущности этапов и определения детерминант профессиональной социализации личности курсанта как субъекта учебно-профессиональной деятельности. Период профессиональной социализации — это этап активного формирования устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенное поведение и деятельность, которые, в свою очередь, и являются показателями ее успешности. Потребности, интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение составляют различные стороны многообразной и вместе с тем единой направленности личности, которая выступает в качестве мотивации ее деятельности. Формирование устойчивых поведенческих паттернов происходит за счет интериоризации общественного и профессионального опыта, накопления собственных адаптационных поведенческих стратегий курсанта в процессе профессиональной социализации1. На наш взгляд, необходимо знать социально-психологические механизмы, позволяющие управлять процессом развития личности, разрешающие ее жизненные противоречия, иными словами, помогать курсантам «строить себя», вырабатывать эффективные стратегии преодолевающего поведения, активно управлять процессом профессиональной социализации. Речь идет об определении характера внутрифункциональных и межфункциональных связей преодолевающего поведения личности, а также внутренних (направленность, ценностные ориентации) и внешних (учебно-профессиональная среда) его факторов. Именно в разрешении постоянно возникающих противоречий человек и проявляет себя как субъект собственной жизнедеятельности. Среди них весьма существенное значение имеет противоречие между «внешними и внутренними условиями реальной жизни», в которой внешние условия отнюдь не всегда соответствуют и способствуют склонностям, интересам и направленности самой личности. Вхождение в новую социальную среду и подготовка к дальнейшей учебной и военно-профессиональной деятельности предполагает формирование и развитие ценностно-смысловых составляющих профессиональной направленности, освоение и перестройку профессиональных ценностей. На наш взгляд, это важная задача периода обучения в вузе как центрального периода профессиональной социализации.
Б.Г. Ананьев обращает внимание на «интенсивное преображение» в студенческом возрасте всей системы ценностных ориентаций личности и формирования ценностно-смысловых компонентов профессиональной направленности2. В психологических исследованиях показано, что на этапе обучения в вузе на развитие личности существенно влияет специфика образовательной среды и квалификационные характеристики получаемой специальности. Посредством образовательного
* Созонник, Алексей Владимирович, адъюнкт очной адъюнктуры Саратовского военного института внутренних войск МВД России. Саратовский военный институт ВВ МВД России. Адрес: Россия, 410023, г. Саратов, ул. Московская, 158. Тел.: 8-927-11314-99. E-mail: [email protected]..
* Sozonnik, Alexey Vladimirovich. Post-graduated in the Saratov Military Institute for the Internal Troops of the Ministry of the Interior of the Russian Federation. Address: Russia, 410023, Saratov, Moscow Street, 158. E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 24 февраля 2011 г.
процесса формируются и закрепляются определенные способы поведения в различных ситуациях, в т.ч. и в сложных (стрессирующих). Профессиональное становление и развитие личности, по мнению
В.А. Бодрова, преследуют цель «обеспечения достаточно надежного поведения индивида в конкретных и типичных жизненных и профессиональных условиях»3.
Н.И. Шевандрин относит направленность к основным элементам личности, наряду с темпераментом, характером, способностями, и определяет ее как «систему устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих динамику ее развития, задающих главные тенденции ее поведения. Являясь одной из системных характеристик личности, позволяющих прогнозировать ее будущее, она обусловливает смысловое единство целенаправленного и активного поведения личности»4.
Г.М. Андреева, рассматривая понятие направленности как однопорядковое с понятием социальной установки, определяет ее как предрасположенность личности действовать определенным образом, охватывающую всю сферу ее жизнедеятельности5.
В своем исследовании мы следуем динамическому подходу, предусматривающему активную роль личности в ее социализации, становлении, социальном развитии и преодолении возникающих при этом сложных стрессовых ситуаций, роль, которая проявляется в определении субъективной значимости событий, ситуаций, условий, в отношении к объектам и субъектам окружающей действительности и изменений в психологическом складе личности, ценностно-смысловых комбинаций, профессиональной направленности, преодолевающего поведения6.
Цель исследования заключается в изучении динамики и выявлении особенностей связей преодолевающего поведения с профессиональной направленностью личности на различных этапах профессиональной социализации.
Исследования отражают сложность и значимость изучения феноменов «преодолевающего поведения», «профессиональной направленности личности» как в научно-исследовательском смысле, так и для психолого-педагогического сопровождения курсантов военного вуза в процессе социализации.
В качестве психодиагностического инструментария нами избраны следующие методики для измерения типа личности и сферы профессиональной деятельности: методика Дж. Голланда «Профессиональная направленность личности», оценки стратегий и моделей преодолевающего поведения, шкала SACS «Стратегии преодоления сложных (стрессовых) ситуаций» С. Хобфолла (1994) в адаптации Н.Е. Водопьяновой (2008). В выборку вошли курсанты военного института в возрасте от 17 до 23 лет, обучающихся на I-V курсах, количество испытуемых составило 265 человек.
Обратимся к результатам исследования. По методике «Профессиональная направленность личности» у большинства респондентов преобладает практическая направленность (70%); социальная направленность представлена у 14,7%; артистическая направленность у 5,6%; реалистическая, интеллектуальная, конвенциальная 4,2%, 3,7%, 1,8% соответственно (рис. 1).
I-
о
IX 30 Ф
J 20 О & 10 С
0
70
14,7 1 я 5,6
4,2 3,7 1 1 1
□ Реалистический
□ Интеллектуальный
□ Социальный
□ Конвенциальный
□ Предприимчивый
□ Артистический
Рис. 1. Показатели профессиональной направленности личности курсантов.
В структуре профессиональной направленности личности у курсантов в большей степени представлена предприимчивая направленность, характеризующаяся энергичностью, энтузиазмом, готовностью к риску, уверенностью в себе, развитыми организаторскими способностями, что в полной мере соответствует особенностям военной профессиональной специализации. Высокие способности представителей предприимчивой направленности к решению неясных задач, общению с представителями различных типов в разнообразных ситуациях, умению разбираться в мотивах поведения других людей заметно увеличивают соответствие личности и военно-профессиональной среды (специалисты командного профиля). Курсанты социальной профессиональной направленности (14,7%), обладающие умением общаться, гуманностью, способность к сопереживанию, установлению контактов с окружающими, склонные учить и воспитывать, ориентированы в процессе профессиональной социализации на работу с личным составом. Низкие показатели по реалистической (отсутствие ориентации на общение), интеллектуальной (умственный труд, наука, абстрактное мышление), конвенциальной (способности к рутинной обработке информации) и артистической (изобразительное искусство, музыка) направленности дают нам право предположить об осознанности выбора профессии, сформированной совокупности мотивов, установок личности, планов, ценностных ориентаций в области военно-профессиональной деятельности. Вместе с тем профессиональные мотивы и ценности — это структуры, не имеющие финитные показатели, что видно из изменения профессиональной направленности личности (рис. 2).
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011
Рис. 2. Динамика профессиональной направленности в процессе профессиональной социализации.
□ 1-2 курс
■ ьо 1 и» курс
□ и» 1 4^ курс
□ 4^ і курс
Изменения, происходящие в процессе социализации в военном вузе, свидетельствуют об отсутствии ригидности и интерпретируются нами как способность курсанта изменить суждения об окружающей военно-профессиональной среде в соответствии с действительными изменениями и требованиями этой среды.
Изменение ценностей, установок, представлений и убеждений об окружающей военнопрофессиональной среде, выраженное в сдвиге профессиональной направленности, неизбежно влечет за собой дестабилизацию психического состояния личности и, как следствие, — изменение в поведенческой составляющей структуры личности курсанта. Разрешение таких внутриличностных противоречий и внутрисредовых конфликтов, проявляющихся в стрессовых состояниях, происходит посредством использования определенных стратегий преодолевающего поведения. Рассмотрим стратегии преодолевающего поведения курсанта в процессе профессиональной социализации.
Наиболее предпочитаемыми стратегиями преодоления являются вступление в социальный контакт (24,7%), ассертивные действия (23%) и поиск социальной поддержки (14,5%); осторожные и асоциальные действия характерны для 8,8% испытуемых, а наименее используемыми стратегиями являются непрямые и импульсные действия (6,5% и 6% соответственно), избегание и агрессивные действия (3,8%) (рис. 3).
□ Ассертивные действия
□ Вступление в соц. контакт
□ Поиск социальной поддержки
□ Осторожные действия
□ Импульсивные действия
□ Избегание
□ Непрямые действия
□ Асоциальные действия
□ Агрессивные действия
Рис. 3. Предпочтения в выборе стратегий преодолевающего поведения по всей выборке.
Проведенный анализ показывает, что более предпочитаемыми обнаруживаются активные просоциальные модели преодоления, являющиеся одновременно наиболее конструктивными, ассертивные действия, вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки. Показательно, что преодоление путем избегания асоциальных и агрессивных действий является менее предпочитаемой стратегией преодоления. Полученные данные свидетельствуют об успешной социальнопсихологической адаптации личности в условиях начальной профессиональной социализации.
Вместе с тем анализ динамики показателей преодолевающего поведения на разных курсах обучения дает право нам утверждать следующее (рис. 4). На 2-м курсе стратегии преодоления характеризуются ассертивными действиями, поиском социальной поддержки, осторожными и непрямыми действиями, а также асоциальными проявлениями. К 3-му курсу резко возрастают показатели агрессивности, избегания и импульсивных действий, а значения активного просоциального поведения проявляют тенденцию к снижению. На 4-м и 5-м курсах приоритетными стратегиями преодоления являются как конструктивные, так и деструктивные действия, снижаются только показатели агрессивных действий.
Интересен, на наш взгляд, вопрос об избегании стратегии преодоления. Хотя представленность данного типа поведения и имеет низкие показатели (3,8%), однако при анализе тенденций данные стратегии становятся прогрессирующими в процессе всего периода профессиональной социализации.
Исследование взаимосвязей между стратегиями преодолевающего поведения и профессиональной направленностью личности курсанта военного вуза осуществлялось путем применения корреляционного анализа с использованием метода Пирсона. Результаты показали, что курсанты обладают выраженной предприимчивой направленностью. Содержанием ее является стремление к лидерству, признанию, руководству, власти и самоутверждению. В сложных ситуациях курсанты склонны использовать все стратегии преодолевающего поведения — как конструктивные, так и деструктивные. Положительные взаимосвязи предприимчивой направленности выявлены на 4-м курсе с поиском социальной поддержки (г=0,236), а также значимые отрицательные корреляции с деструктивными асоциальными стратегиями поведения на 5-м курсе, такими, как избегание (г=0,358), непрямые (манипулятивные) действия (г=-0,277), асоциальные действия (г=-0,353).
Социальная направленность обнаружила положительные взаимосвязи со склонностью к осторожным действиям (г=0,243) на 1-м курсе, с агрессивными действиями (г=0,232) на 2-м курсе, а также с поиском социальной поддержки (г=0,230) на 4-м курсе. Положительную взаимосвязь социальной направленности с агрессивной стратегией курсантов на 2-м курсе можно объяснить повышенной эмоциональностью и чувствительностью, склонностью сопереживать, учить и воспитывать представителей этого профессионального типа личности, т.к. именно к ним и обращаются за социальной поддержкой представители других профессиотипов. Примечательно, что реалистическая, интеллектуальная, артистическая направленности имеют значимые связи с деструктивными стратегиями преодолевающего поведения на 1-3-х курсах: избегание, импульсные действия, непрямые действия, асоциальные и агрессивные действия. Корреляции выражены как в положительной, так и в отрицательной полярности, к примеру, артистическая направленность на 2-м курсе взаимосвязана с непрямыми (г= 0,331) асоциальными (г=0,245) действиями, а на 3-м курсе показатели принимают отрицательные значения (г=-0,277) и (г=-0,339), что говорит о положительных тенденциях социальнопсихологической адаптации в условиях внутриличностных и внутрисредовых конфликтах.
Подводя итог, можно сделать следующие выводы.
1. Профессиональная социализация накладывает существенный отпечаток на всю структуру личности, включая мотивационные и ценностные характеристики. Профессиональная направленность относится к основным элементам личности, наряду с темпераментом, характером, способностями, определяет динамику ее развития и является одной из системных характеристик личности, позволяющих прогнозировать ее профессиональную социализацию, обусловливающих смысловое единство активного и целенаправленного поведения личности.
2. Возникающие противоречия между «внешними и внутренними условиями реальной жизни», в которой внешние условия отнюдь не всегда соответствуют склонностям, интересам и направленности самой личности, способствуют изменению ее социально-психологических характеристик, выражающихся в изменениях показателей профессиональной направленности в процессе социализации.
3. Динамика профессиональной направленности в процессе профессиональной (военной) социализации характеризуется противоречивостью. Наиболее сильные изменения происходят на уровне выраженности социальной, конвенциональной и артистической направленности при сохраняющейся ведущей роли предпринимательской.
4. Преодолевающее поведение не представляет собой использование одной единственной модели в любых случаях, оно динамично и изменчиво, может являться совокупностью моделей, определяющих стратегии преодоления, которые в процессе социализации претерпевают внутрифункциональные изменения, связанные с объективными и субъективными факторами становления личности.
5. Обнаружены значимые взаимосвязи практически по всем исследуемым параметрам профессиональной направленности личности и стратегий преодолевающего поведения. Адекватность профессионального выбора курсантами в большей степени способствует использованию конструктивных стратегий преодоления («вступление в социальный контакт» и прямые и просоциальные действия).
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011
Список литературы
1. Ананьев, Б. Г. Психология человека // Избранное. Международная академия психологических наук / Б. Г. Ананьев. — СПб., 1997. — 90 с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология : учебник. / Г. М. Андреева. — М.: Аспект Пресс, 2001.
3. Бодров, В. А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / под ред. В. А. Бодрова. — М., 1991.
4. Кирсанов, В. М. Динамика и соотношение мотивационно-потребностных характеристик в структуре личностных свойств : автореф. дис. ... докт. психол. наук. — Екатеринбург, 2004.
5. Муздыбаев, К. Стратегии совладания с жизненными трудностями: Теоретический анализ // Социология и социальная антропология. — 1998. — Т. 1. — № 2.
6. Шевандрин, Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. — М.: ВЛАДОС, 2001.
Literature
1. Ananiev, B. G. Human psychology. — St.-Petersburg, 1997. — 90 р.
2. Andreeva, G. M. Social Psychology. — Moscow, 2001.
3. Bodrov, V. A. Psychological study of the problem of professionalization of personality / Psychological study of problems of identity formation of professional Ed. V A. Bodrov. — Moscow, 1991.
4. Kirsanov, V. M. Dynamics and motive-ratio requirement of the characteristics of the structure of personality traits : Author. Dis. Dr. Ps. Sc. — Ekaterinburg, 2004.
5. Muzdybaev, K. Strategies for coping with life’s difficulties: theoretical analysis // Sociology and Social Anthropology. — 1998. — V. 1. — № 2.
6. Shevandrin, N. I. Psycho-diagnostics, correction and development of the personality. — Moscow, 2001.
1 Кирсанов В.М. Динамика и соотношение мотивационно-потребностных характеристик в структуре личностных свойств: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Екатеринбург, 2004.
2 Ананьев Б.Г. Психология человека: Избранное, межд. акад. псих. наук / Б. Г. Ананьев. СПб. 1997. 90 с.
3 Бодров В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности / / Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В.А. Бодрова. М., 1991.
4 Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: ВЛАДОС, 2001.
5 Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. / Г.М.Андреева. М.: Аспект Пресс, 2001
6 Муздыбаев К. Стратегии совладания с жизненными трудностями: Теоретический анализ / / Социология и социальная антропология. 1998. Т. 1. № 2.
УДК 355
Т.А. Степанчук*
Военно-патриотическое воспитание молодежи как комплексная образовательная технология
В статье рассматриваются значение, цели, задачи, направления, формы и методы военнопатриотического воспитания российской молодежи. Обосновывается подход к пониманию и реализации военно-патриотического воспитания молодёжи как комплексной образовательной технологии. Представлена программа военно-патриотического воспитания молодежи, реализованная в школах района «Рыбное» г. Рязань.
Ключевые слова: воспитание, патриотизм, военно-патриотическое воспитание, образовательная технология.
ТА. Stepanchuk *. Military-patriotic education of youth as complex educational technology.
In article the purposes, tasks, directions, forms and methods of military-patriotic education of the Russian youth are considered. The approach to understanding and realizations of military-patriotic education of youth as complex educational technology proves. The program of military-patriotic education of the youth, realized in schools of the Ribnoye district of Ryazan city.
Keywords: education, patriotism, military-patriotic education, educational technology.
* Степанчук, Татьяна Анатольевна, директор школы № 1 города Рыбное. Соискатель Крестьянского Государственного университета им. Кирилла и Мефодия, Лужского района, Ленинградской области. Адрес: Россия, Рязанская область, г. Рыбное, ул. Мещерская, д. 13. Мб.: 8-920-980-07-30. E-mail: [email protected]
* Stepanchuk, Tatyana Anatolyevna, the director of school № 1 Ribnoye district. KSU graduate student Cyril and Methodius, Luzhskiy district of Leningrad region. Address: Russia, Ryazanskiy region, Rybnoye district, Mescherskaya street, house 13. E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 24 мая 2011 года.