Научная статья на тему 'СТРАТЕГИИ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОСТСЕКУЛЯРНОМ МИРЕ'

СТРАТЕГИИ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОСТСЕКУЛЯРНОМ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ / ПОСТСЕКУЛЯРНОЕ ОБЩЕСТВО / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ / ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сюсюкин Владимир Алексеевич

В данной статье проводится исследование основных направлений модернизации института образования в условиях постсекулярного общества, социально-философская аналитика трансформаций современного образования на различных уровнях его институциональности: учебно-методическом, организационно-управленческом, коммуникативном, ценностно-смысловом и др. Исследуются когнитивные особенности восприятия современного образования в качестве института, включающего в себя элементы как светской, так и религиозной культуры. В завершение работы формулируются следующие выводы: современный институт образования необходимо трансформируется под влиянием сложнейших процессов современности. В условиях постсекулярного мира меняется не только само восприятие образования как социального института, но и его парадигмальные основания, что в свою очередь определяет формирование качественно новой политики в сфере кадров высшего образования. Показано, что в условиях постсекулярности теологи и религиоведы выступают не только теоретическими исследователями, но и ценными экспертамигуманитариями, способными качественно анализировать противоречивые этно-конфессиональные и социальные отношения на региональном и федеральном уровнях, а также предлагать практические решения важнейших стратегических задач государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZING EDUCATION IN THE POST-SECULAR WORLD

Introduciton. This article examines the main directions of modernization of the institution of education in a post-secular society; socio-philosophical analysis of the transformations of modern education is carried out at various levels of its institutionalization: educational and methodological, organizational and managerial, communicative, value-semantic, etc. Theoretical analysis. In addition, the author of the work explores the cognitive features of the perception of modern education as an institution that includes elements of both secular and religious cultures. Conclusions. At the end of the work, the author comes to the following conclusions: the modern institution of education must be transformed under the infl uence of the most complex processes of modernity. In the conditions of the post-secular world, not only the very perception of education as a social institution is changing, but also its paradigmatic foundations, which in turn determines the formation of a qualitatively new policy in the fi eld of higher education personnel. Using the example of theologians and religious scholars, it is shown that in the conditions of post-secularity, these specialists are no longer only theoretical researchers, but also valuable experts in the humanities who are able to qualitatively analyze contradictory ethno-confessional and social relations at the regional and federal levels, as well as off er practical solutions to the most important strategic objectives of the state.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИИ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОСТСЕКУЛЯРНОМ МИРЕ»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 22, вып. 2. С. 165-169 Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2022, vol. 22, iss. 2, pp. 165-169

https://phpp.sgu.ru

Научная статья УДК 37:316

https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-2-165-169

Стратегии модернизации образования в постсекулярном мире А

В. А. Сюсюкин

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83

Сюсюкин Владимир Алексеевич, аспирант кафедры теоретической и социальной философии, vladimirs23@bk.ru, https://orcid. org/0000-0002-3161-4705

Аннотация. В данной статье проводится исследование основных направлений модернизации института образования в условиях постсекулярного общества, социально-философская аналитика трансформаций современного образования на различных уровнях его институциональности: учебно-методическом, организационно-управленческом, коммуникативном, ценностно-смысловом и др. Исследуются когнитивные особенности восприятия современного образования в качестве института, включающего в себя элементы как светской, так и религиозной культуры. В завершение работы формулируются следующие выводы: современный институт образования необходимо трансформируется под влиянием сложнейших процессов современности. В условиях постсекулярного мира меняется не только само восприятие образования как социального института, но и его парадигмальные основания, что в свою очередь определяет формирование качественно новой политики в сфере кадров высшего образования. Показано, что в условиях постсекулярности теологи и религиоведы выступают не только теоретическими исследователями, но и ценными экспертами-гуманитариями, способными качественно анализировать противоречивые этно-конфессиональные и социальные отношения на региональном и федеральном уровнях, а также предлагать практические решения важнейших стратегических задач государства. Ключевые слова: институт образования, постсекулярное общество, модернизация образования, гуманитарное знание, ценности образования, современное образование

Для цитирования: Сюсюкин В. А. Стратегии модернизации образования в постсекулярном мире // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 22, вып. 2. С. 165-169. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-2-165-169

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article

Modernizing education in the post-secular world V. A. Syusyukin

Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia Vladimir A. Syusyukin, vladimirs23@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-3161-4705

Abstract. introduction. This article examines the main directions of modernization of the institution of education in a post-secular society; socio-philosophical analysis of the transformations of modern education is carried out at various levels of its institutionalization: educational and methodological, organizational and managerial, communicative, value-semantic, etc. Theoretical analysis. In addition, the author of the work explores the cognitive features of the perception of modern education as an institution that includes elements of both secular and religious cultures. Conclusions. At the end of the work, the author comes to the following conclusions: the modern institution of education must be transformed under the influence of the most complex processes of modernity. In the conditions of the post-secular world, not only the very perception of education as a social institution is changing, but also its paradigmatic foundations, which in turn determines the formation of a qualitatively new policy in the field of higher education personnel. Using the example of theologians and religious scholars, it is shown that in the conditions of post-secularity, these specialists are no longer only theoretical researchers, but also valuable experts in the humanities who are able to qualitatively analyze contradictory ethno-confessional and social relations at the regional and federal levels, as well as offer practical solutions to the most important strategic objectives of the state.

Keywords: institute of education, post-secular society, modernization of education, humanitarian knowledge, values of education, modern education

For citation: Syusyukin V. A. Modernizing education in the post-secular world. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy,

2022, vol. 22, iss. 2, pp. 165-169 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-2-165-169

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

© Сюсюкин В. А., 2022

Введение

Говорить об образовании в современной гуманитарной науке стало популярно и модно, что совсем не удивительно, ведь образование как социальный институт является чрезвычайно интересным предметом исследования для широкого спектра специалистов-гуманитариев: философов, социологов, психологов, культурологов. Однако особая роль принадлежит социально-философской рефлексии, с помощью которой в рамках данного исследования становится возможным раскрытие сущностных оснований института образования как важнейшей структуры общества, транслирующей не только ценности и смыслы в пространство общества, но и являющейся соединяющим звеном в коммуникации между различными участниками общественного процесса.

Современный институт образования с учетом его вариативности и всеобъемлемости нуждается в качественной социально-философской рефлексии, которая позволяет вскрыть социальный «код образования»: его сущностные основания, перспективы и риски развития. Такого рода анализ позволяет взглянуть на инсти-туциональность образования как на целостную систему, включающую в себя сложные и противоречивые процессы, различные диалектически связанные компоненты, а также серьезные вызовы для современного общества. Спектр данных вызовов крайне разнообразен: от сложных и противоречивых процессов цифровизации до поиска баланса и гармонии между светским и религиозным компонентами обучения в образовательных учреждениях. В рамках данной работы предстоит проанализировать процессы модернизации, которые можно обнаружить в рамках института высшего и среднего образования в условиях постсекулярного общества - социальной конфигурации, в пространстве которой религиозность начинает возвращать ранее утраченные позиции. С уверенностью можно заявить, что «именно в образовательном пространстве сосредоточены основные социально-экономические, политические, религиозные и культурологические проблемы. Поэтому на повестку дня ставится вопрос о возможности универсального подхода к образованию в поисках стратегии гармоничного межцивилиза-ционного развития на основе идеалов справедливости и равноправия» [1, с. 25].

Для внесения ясности в наш категориально-понятийный аппарат и оформление прозрачности дискурса исследования необходимо четко очертить смысловые границы понятия «модернизация». Под модернизацией образова-

ния мы будем понимать процесс качественного преобразования института образования в соответствии с требованиями современности, стратегическими задачами государства, а также актуальными запросами нынешнего общества. Иными словами, модернизацией образования можно назвать такую трансформацию, в рамках которой образование не только способно ответить запросам современности, но и предвосхитить новые, еще более сложные вызовы.

Теоретический анализ

Значимость института образования для современного общества сложно переоценить. Именно образование, будучи институтом, являющимся некоторой точкой схождения различных социальных сил и участников, позволяет обеспечивать стабильность социального климата в различных его аспектах: политическом, социокультурном, религиозном и др. Институт образования, разумеется, несет в себе целый набор важнейших для человеческой культуры функций, однако здесь представляет интерес именно срез социально значимых функций. Поскольку в исследовании речь идет о социально-философской рефлексии, следует отметить тот функционал института образования, который напрямую связан с общественной жизнью человека.

Во-первых, институт образования формирует и поддерживает единое аксиологическое поле для человеческого общества, т. е. создает и утверждает социальные ценности. Здесь имеется в виду тот факт, что именно образование конструирует в сознании участников общественного процесса систему ценностей и приоритетов, которые становятся в будущем важнейшими ориентирами для конструктивной и продуктивной деятельности человека. Каждое общество обращается к набору определенных ценностей, являющихся для него наиболее важными, приоритетными и значимыми. В свою очередь, этот аксиологический набор зачастую проходит этап серьезной формальной институционализации посредством трансформации его в нормативно-правовой акт, который уже на юридических основаниях регламентирует общественную жизнь людей. Создание и поддержание единого ценностного мира для конкретного общества -важнейшее условие существования и процветания социальной жизни человека. Разумеется, на уровне отдельных взятых людей расхождения в ценностях неизбежны, закономерны и естественны, ведь каждая индивидуальность детерминирована не только социокультурным фоном, но и собственной самобытностью и уникальностью. Однако важнее всего выделить здесь более

фундаментальное и базовое: какие ценностные основания заложены в нормативно-правовую базу общества; какие ценности в общественной жизни государство выдвигает на первый план и что для большей части общества является наиболее важным для их бытия.

Именно в этой связи можно подчеркнуть колоссальную роль института образования. В процессе обучения и воспитания на различных уровнях образования личность не только совершенствует себя и пополняет свой человеческий капитал, но и приобщается к устоявшимся общественным нормам, которые выступают некоторыми «правилами» социальной игры. Размышляя над этим вопросом, В. В. Сидельник отмечает: «По характеру стержневых ценностей аксиологические модели образования можно условно разделить на две основные группы: ценности сохранения существующего порядка вещей и ценности его преобразования. К первой группе можно отнести те образовательные системы, которые первоочередное значение придают принципу сохранения и передачи культурного наследия» [2, с. 181].

Иными словами, разные системы образования в качестве важнейшего центрального института преследуют различные цели. Если для первых приоритетным становится сохранение устоявшегося благоприятного социального климата, то для других - трансляция ценностей в обществе с целью повышения уровня социальной динамики, конечной точкой которой станет более благоприятное общественное состояние.

Во-вторых, анализируя социальную значимость института образования в реалиях современного общества, мы можем говорить о взаимосвязи образования и воспроизводства культуры общества. Данная функция напрямую связана с ценностными основаниями общественной жизни, речь о которых шла выше. Однако здесь хотелось бы сделать акцент именно на тех социокультурных практиках, которые формализуются и обретают свой социальный статус благодаря институту образования. Как уже отмечалось, институт образования является не только источником ценностных ориентиров общества. Образование, занимая одну из центральных позиций в пространстве общественной жизни, направляет человека к наиболее рациональным, морально устоявшимся и исторически проверенным паттернам социального поведения.

Очевиден тот факт, что степень усваивания этих устоявшихся норм детерминирована множеством факторов, в том числе индивидуальными особенностями субъекта, его расположенностью к интериоризации ценностей и норм.

Однако, несмотря на все условия и риски, образование - флагман социализации индивида в обществе. Необходимо отметить, что « в широком смысле образование предстает как общественное благо и ценность, вписанная в социокультурную систему, являющаяся не только важнейшей частью духовной культуры общества, но и базисом, фундирующим ее» [3, с. 11]. Фундаментальность образования как раз и заключается в его содействии воспроизводству культуры в пространстве общественной жизни. В качестве примера можно обратиться к такой социокультурной практике, как проектная деятельность учащихся. Сущностно данная практика включает в себя мощные интенции, направленные на преобразование окружающей действительности, решение сложнейшних кейсов социальной жизни человека, минимизацию рисков общественной коммуникации. Всякая проектная деятельность ставит своей целью решение какого-либо социального кейса. А если решение в данный момент невозможно, то обозначаются стратегии для продуктивного осмысления и работы с данной проблемой. В рамках вузовского пространства имеются проекты, связанные с популяризацией науки, гуманистическими отношениями людей, просвещением в сфере здравоохранения и финансовой грамотности. Говоря о постсекулярном обществе, мы также можем обнаружить проекты, направленные на популяризацию религиозного образования и сотрудничество с религиозными организациями с целью осуществления общей социально значимой деятельности.

Очевидным является тот факт, что модернизация института образования в условиях постсекулярности будет обладать рядом специфическим черт, обусловленных особенностями социальной концепции постсекулярного общества. Особое место в данном дискурсе занимает соотношение двух фундаментальных категорий культуры - религиозной и светской. Важность такого соотношения возрастает в рамках дискурса образования. Обусловлено это тем, что именно в образовательной деятельности чрезвычайно важной и актуальной является возможность совмещения двух, казалось бы, противоположных взглядов на мир. Характеризуя образование в данных условиях, прежде всего отметим «преодоление мышлением дихотомий и противоречий. Исторически устоявшаяся бинарная оппозиция светского и духовного в условиях постсекулярного общества переосмысляется и размывается. Духовность, к примеру, с одной стороны, остается неким неуловимым, связанным с трансцендентным элементом культуры. Однако теперь

она и подлежит рациональному осмыслению. Вера становится не только системой догм и предписаний, но качественно новым полем для дискуссий ученых, теологов, общественных и культурных деятелей» [4, с. 132]. Это происходит на всех уровнях образования: внедрение религиозных дисциплин в светские заведения, где культурное наследие различных религий осмысляется на языке светской науки. По этой причине можно говорить о первой линии модернизации образования. Она связана со сферой восприятия непосредственного культурного наследия цивилизации: религия воспринимается не как пройденный и устаревший этап, а как серьезная часть мировой культуры, обладающая мощным социальным, педагогическим и куль-турообразующим потенциалом для нынешнего сложного общества. Именно диалектическое снятие противоречий между религией и светской культурой занимает здесь ключевое место, что позволяет обнаружить новые горизонты для развития и трансформации образования.

Помимо этого, об учебно-методической важности данных процессов в образовании свидетельствует тот факт, что государство уделяет немало внимания данной сфере. Заметим, что «интересна предлагаемая постановка задач для кафедр теологии классических университетов: необходима переработка действующих и разработка новых стандартов (профессиональных и образовательных) в области теологии, религиозных и национальных отношений» [5, с. 358].

Второй линией модернизации образования в условиях постсекулярности является стратегия конструктивного взаимодействия светских вузов и религиозных организаций на базе общих площадок федерального уровня. Данный факт демонстрирует единство светских и духовных образовательных учреждений на уровне стратегического развития собственных капиталов, а также общность концептуального восприятия приоритетов и наиболее перспективных линий развития современного образования. Иными словами, можем сказать, что университеты страны в большинстве своем согласны с позицией, согласно которой светская и духовная стороны образовательной деятельности тесно связаны. Они способны дополнять друг друга, а результатом, в свою очередь, подобной деятельности могут стать междисциплинарные форумы, круглые столы и конференции. Обращаясь к примерам такого формата взаимодействий образовательных учреждений, можно вспомнить успешный опыт создания в 2018 г. «Научно-образовательной теологической ассоциации» (НОТА), целью которой являются

развитие, методическая поддержка и продвижение теологического знания, включающего в себя ценностно-мировоззренческое ядро для отечественной культуры.

Модернизация современного образования по линии объединения образовательных учреждений на базе крупных площадок федерального уровня служит маркером политики государства в сфере высшего образования. Для государства стал очевидным тот факт, что в обществе давно назрела необходимость консолидации светских и духовных вузов не только для преобразования и улучшения качества образовательного процесса, но и для возможности решения важнейших стратегических задач по сохранению культурной и национальной идентичности, просвещения населения, развития патриотического воспитания граждан.

Третья линия модернизации образования в постсекулярном мире поддерживает направления «Религиоведение» и «Теология» в пространстве вузовского образования, которые в современном образовательном дискурсе уже не являются объектом для скепсиса и необоснованной критики. Современное общество давно убедилось в том, что поддержка данных направлений -важнейшая задача для сохранения социокультурной стабильности общества. Религиоведы и теологи - это востребованные специалисты на рынке труда, не только способные заниматься образовательно-просветительской деятельностью, но и обладающие широким спектром компетенций для анализа этно-конфессиональных отношений в регионе, разработки программ в сфере стабилизации социальных отношений различных слоев населения, создания перечня предложений и мероприятий по противодействию террористической угрозе. Сама область духовного в современном обществе стала особым социальным измерением, в пространстве которого профессиональной деятельностью должны заниматься люди, обладающие экспертными знаниями и компетенциями.

Выводы

Подводя итог всему вышесказанному, можно заявить, что сама динамика и специфика пост-секулярного общества диктует новые правила и условия взаимодействия и функционирования различных социальных институтов. Образование, будучи одним из центральных институтов современного общества, должно модернизироваться по различным направлениям своей деятельности: учебно-методическому, проектному, инновационному, организационно-управленческому. Сама приставка «пост» в термине «пост-

секулярный» говорит уже о том, что на уровне восприятия религии всем обществом произошло серьезное изменение. В религии теперь видят не устаревшую архаичную мировоззренческую программу, а усматривают в ней потенциально эффективную для различных сфер общества культурную единицу. Постсекулярная культура - это культура, в которой линия демаркации между светскостью и духовностью размывается. Особенно это заметно на примере института образования, содержательная часть которого включает в себя не только светские концепции и поведенческие модели, но и религиозные. Все эти факты могут свидетельствовать о том, что дальнейшее развитие сферы образования будут проходить в векторе сближения светской и духовной культур.

Список литературы

1. Кирабаев Н. С., Тлостанова М. В. Модели современного гуманитарного образования // Высшее образование в России. 2009. № 1. С. 24-32.

2. Сидельник В. В. Аксиология образования // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2016. № 1. С. 180-182.

3. Данилов С. А., Ручин В. А. Рискогенность образования и социокультурный потенциал общества в условиях цифровизации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 1. С. 10-14. ШрБ://^. о^/10.18500/1819-7671-2020-20-1-10-14

4. Сюсюкин В. А. Постсекулярные дискурсы в цифровом обществе : перипетии религиозного образования // Современная культурология : проблемы и перспек-

тивы : сборник статей молодых ученых / под ред Е. В. Листвиной, Н. П. Лысиковой. Саратов : Саратовский источник, 2021. С. 130-135.

5. Шмонин Д. В. Теология в системе образования современной России : точки роста // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2018. № 4. С. 355-363.

References

1. Kirabayev N. S., Tlostanova M. V. Models of modern humanitarian education in Russia. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 2009, no. 1, pp. 24-32 (in Russian).

2. Sidelnik V. V. Axiology of education. Vestnik Tagan-rogskogo instituta imeni A. P. Chekhova [Bulletin of the Taganrog Institute named after A. P. Chekhov], 2016, no. 1, pp. 180-182 (in Russian).

3. Danilov S. A., Ruchin V. A. Risk-generating aspect of education and sociocultural potential of the society in the context of digitalization. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2020, vol. 20, iss. 1, pp. 10-14 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-1-10-14

4. Syusyukin V. A. Post-secular discourses in a digital society: The vicissitudes of religious education. In: E. V. Listvina, N. P. Lysikova, eds. Sovremennaya kulturologiya: problemy i perspektivy: sbornik statey molodykh uchenykh [Modern Cultural Studies: Problems and Prospects: Collection of articles by young scientists]. Saratov, Saratovskiy istochnik Publ., 2021, pp. 130-135 (in Russian).

5. Shmonin D. V. Theology in the education system of modern Russia: Growth points. Vestnik Russkoy khristianskoy gumanitarnoy akademii [Russian Christian Academy for the Humanities], 2018, no. 4, pp. 355-363 (in Russian).

Поступила в редакцию 19.02.2022; одобрена после рецензирования 20.03.2022; принята к публикации 25.03.2022 The article was submitted 19.02.2022; approved after reviewing 20.03.2022; accepted for publication 25.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.