УДК 159.9
Сунь Сяохун
Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: id0045340@amursu. ru Sun Xiaohong Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: id0045340@amursu. ru
СТРАТЕГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ В СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОТТОРЖЕНИЯ
STRATEGIES FOR STUDYING EMOTION REGULATION COLLEGE STUDENTS IN A SITUATION OF SOCIAL REJECTION
Аннотация. Статья посвящена изучению стратегии исследования регуляции эмоций; автор делает акцент на регулировании эмоциональной сферы студентов колледжей в ситуации социального отторжения.
Summary. The article is devoted to the study of the research strategy of the regulation of emotions; the author focuses on the regulation of the emotional sphere of college students in a situation of social rejection .
Ключевые слова: эмоция, регуляция эмоций, отторжение, психология социальных ситуаций, ситуация социального отторжения, психологические стратегии.
Key words: emotion, regulation of emotions, rejection, psychology of social situations, situation of social rejection, psychological strategies.
DOI: 10.22250/20730284_2022_96_83
В процессе межличностного общения и социального взаимодействия студенты колледжей неизбежно сталкиваются с ситуациями социального отторжения.
Ситуация социального отторжения - это социальная ситуация, в которой люди осознают, что они не принимаются отдельными лицами или целыми группами, а их отношения затрудняются в процессе социального взаимодействия. Ситуации социального отторжения и неприятия часто вызывают негативные эмоциональные переживания, которые отрицательно сказываются на развитии психического здоровья студентов колледжа. Студенты колледжа - люди в возрасте юности, в позднем подростковом и раннем взрослом возрасте. Это критический период психологического и социального развития личности.
Вопрос об эффективном регулировании негативных эмоций, вызванных ситуациями социального отторжения, является неизбежным в процессе организации социально-психологической адаптации и социального развития студентов учебного заведения. Социальное отторжение и эмоциональное регулирование постепенно становятся важной областью психологических и социально-психологических исследований, в результате получены ценные эмпирические результаты. Но в целом
84
Вестник АмГУ
Выпуск 96, 2022
теоретические дискуссии и методология исследования проблематики регуляции эмоций в ситуации социального отторжения все еще нуждаются в углублении и расширении.
Соответствующие исследования в основном сосредоточены на эмоциональном переживании, вызванном социальным отторжением, а стратегия исследования индивидуального эффекта эмоциональной регуляции и его механизма в контексте социального отторжения находится в зачаточном состоянии.
Кроме того, исследования эмоциональной регуляции и социального отторжения связаны преимущественно с экологической обоснованностью исследовательских стратегий, а комплексные исследования, сфокусированные как на внешней достоверности исследований, так и на внутренней достоверности экспериментов, отсутствуют. Таким образом, проводимые исследования направлены в основном на изучение таких стратегий регуляции как метод дневникового отслеживания, поведенческий эксперимент и ERP-эксперимент, помогающих глубоко понять эффект и механизм регуляции эмоций у студентов колледжа в контексте социального отторжения.
Наиболее часто для изучения стратегий регулирования эмоций и воздействия на студентов колледжа ситуации социального отторжения используется метод дневникового опроса. Следует иметь в виду экологическую обоснованность эмпирического исследования в студенческой среде, выбрать оптимальные, эффективные стратегии регуляции эмоций, которые студенты колледжа привыкли применять в повседневных ситуациях социального отторжения, изучить частоту их использования, их влияние на повседневные эмоциональные переживания, а также обеспечить выбор конкретных методов регуляции эмоций в последующих лабораторных исследованиях.
Стратегии эмоциональной регуляции, обычно используемые студентами колледжа в контексте социального отторжения, включают передачу внимания, когнитивную переоценку и т.д., причем они более склонны использовать передачу внимания.
Доступные результаты исследований показывают, что студенты колледжей прибегают к когнитивной переоценке, чтобы испытывать положительные эмоции. Это кумулятивный эффект времени, а использование передачи внимания имеет эффект запаздывания.
Вторые по частоте поведенческие и ЭЭГ-эксперименты, которые используются для всестороннего изучения влияния эмоциональной регуляции студентов колледжа в ситуации социального отторжения. На основе полученных данных дополнительно исследуется эффект эмоциональной регуляции студентов колледжа в ситуации социального отторжения: для измерения применяются такие показатели как индекс эффекта эмоциональной регуляции и изменение интенсивности эмоционального опыта, эффект эмоциональной регуляции в контексте социального отторжения, сдвиг внимания и когнитивная переоценка.
Обнаружено, что в раннем и среднесрочном периоде студенты колледжей испытывают умеренный эффект переноса внимания в контексте социального отторжения лучше, чем когнитивную переоценку, но нет никакой разницы в модерирующем воздействии.
В разные периоды характер пространственно-временной миграции пика амплитуды LPP, вызванной эмоциональной регуляцией студентов колледжа в ситуации социального отторжения, в основном следует за изменением от области заднего мозга к области переднего.
Третьей по частоте использования стратегией для всестороннего исследования механизма эмоциональной регуляции студентов колледжа в контексте социального отторжения является актуализация взаимодействия в системе «ситуация - индивидуум». Суть стратегии заключается в том, что люди, испытывающие ситуацию социального отторжения, чтобы скорректировать сильные отрицательные эмоции, вызванные ситуацией, обращают внимание на положительную информацию об эмоциях: это позволяет снизить отрицательные эмоции, вызванные ситуацией. В частности, студенты колледжей склонны к обратному регулированию предвзятости эмоциональной адаптации в контексте социального отторжения, вызванного воспоминанием реальных или кино- и телевизионных материа-
лов, с большей вероятностью обратят внимание на положительную эмоциональную информацию и мнимую ситуацию социального отторжения. Но когда активируется цель регулирования эмоций, легко производить эффект регулирования, и появляется обратный механизм регулирования.
Таким образом, представленные стратегии используются в качестве прикладного базового инструментария для изучения привычных стратегий регулирования эмоций и воздействия на эмоциональную сферу студентов колледжей в ситуациях социального отторжения в повседневной жизни, в условиях обучения. Привычный выбор определенной стратегии регуляции эмоций означает, что индивидуум «Я» часто принимает положительный немедленный эффект этой стратегии, дополнительно исследует механизм, лежащий в основе такого эффекта, и находится целевой механизм обратной корректировки. Результаты исследования стратегий регуляции эмоций студентов колледжей в ситуации социального отторжения могут предоставить самим студентам, а также педагогическим коллективам научно-методологическую и фактологическую основу для эффективной корректировки негативных эмоций, вызванных ситуациями социального отторжения, как в рамках учебного процесса, так и вне его.
1. Первичко, Е. И. Стратегии регуляции эмоций: процессуальная модель Дж. Гросса и культурно-деятельностный подход. - Часть II. Культурно-деятельностный подход к проблеме стратегий и механизмы регуляции эмоций // Национальный психологический журнал. - 2015. - №1 (17).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-regulyatsii-emotsiy-protsessualnaya-model-dzh-grossa-i-kulturno-deyatelnostnyy-podhod-chast-ii-kulturno-deyatelnostnyy-podhod