Научная статья на тему 'Стратегии интернационализации современного университета (из опыта регионального медицинского кластера)'

Стратегии интернационализации современного университета (из опыта регионального медицинского кластера) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ВУЗ / УНИВЕРСИТЕТ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНТАКТЫ / КОММУНИКАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ / INTERNATIONALIZATION / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / UNIVERSITY / INTERNATIONAL RELATIONS / INTERNATIONAL CONTACTS / COMMUNICATION OF RESEARCHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голубинов Ярослав Анатольевич

В статье затрагиваются вопросы, связанные с интернационализацией вуза, т.е. установлением системы международных контактов, вписыванием университета (института) в широкую сеть взаимодействия исследователей по всему миру. На примере Самарского государственного медицинского университета показаны возможные практики, подходы и проблемы подобного процесса. Вывод. Залог успешности в интернационализации вуза видится нами, в первую очередь, в доверии к опыту и профессиональному кругозору российских ученых; привлечении к диалогу зарубежных коллег, скоординированности всех звеньев научно-управленческо-предпринимательского аппарата, а также в расширении связей с другими странами (формирование международных школ посредством обучения иностранных студентов, оформление грантов и поиск специалистов, заинтересованных в контактах с российскими региональными университетами).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голубинов Ярослав Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is concerned with internationalization of university, i.e. the establishment of international contacts system, the entry of university (institution) into a broad network of researchers' interaction around the world. The example of the Samara State Medical University shows possible practices, approaches and problems of such process. Conclusion. The key of success is in the internationalization of the university. First of all, it’s in the trust in the experience and professional horizons of Russian scientists, also in the involvement of foreign colleagues in the dialogue, the coordination of all parts of the scientific and managerial-entrepreneurial apparatus, as well as the expansion of ties with other countries (the formation of international schools via the training of foreign students, grant work and the search for specialists interested in contacts with Russian regional universities).

Текст научной работы на тему «Стратегии интернационализации современного университета (из опыта регионального медицинского кластера)»

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №3, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 3, 2017

УДК378:6 (Высшее профессиональное образование. Высшая школа. Подготовка научных кадров. Педагогика высшей школы. Высшие учебные заведения, факультеты, кафедры вузов. Система высшего образования. Прикладные науки. Медицина. Техника)

СТРАТЕГИИ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА (ИЗ ОПЫТА РЕГИОНАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО КЛАСТЕРА)

©2017 Я.А.Голубинов

Голубиное Ярослав Анатольевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и культурологии.

E-mail: [email protected]

Самарский государственный медицинский университет. Самара, Россия

Статья поступила в редакцию 08.05.2017

В статье затрагиваются вопросы, связанные с интернационализацией вуза, т.е. установлением системы международных контактов, вписыванием университета (института) в широкую сеть взаимодействия исследователей по всему миру. На примере Самарского государственного медицинского университета показаны возможные практики, подходы и проблемы подобного процесса. Вывод. Залог успешности в интернационализации вуза видится нами, в первую очередь, в доверии к опыту и профессиональному кругозору российских ученых; привлечении к диалогу зарубежных коллег, скоординированности всех звеньев научно-управленческо-предпринимательского аппарата, а также в расширении связей с другими странами (формирование международных школ посредством обучения иностранных студентов, оформление грантов и поиск специалистов, заинтересованных в контактах с российскими региональными университетами). Ключевые слова: интернационализация, вуз, университет, международные связи, международные контакты, коммуникация исследователей.

Глобализация, переживаемая разными странами по-своему, со всей очевидностью поставила вопрос о едином образовательном пространстве Европы [1], а возможно, всего мира. Старые университеты, также как и новые, специализированные вузы (инженерные, медицинские, гуманитарные институты) менялись, отвечая запросам капиталистической экономики и потребностям науки. Однако, цивилизационные запросы, также как и потребность в расширении научного кругозора (требовавшие мобильности членов академического общества, обмена студентами и преподавателями, организации совместных конференций, изданий, лабораторий, НИИ и т.п.) уже не отвечают требованиям времени. Конечно, перемены в общественно-политической сфере жизни социума как-то особенно остро отразились на бытии российской и советской науки и высшего образования [2]. Существовавшая в довольно закрытом режиме советская наука постепенно отошла от общемировых стандартов, создав свой собственный (и, надо признать, довольно успешный во многих областях знания) мир. Детали этого процесса подробно освещены в публикациях последнего времени [3].

Понятно, что после 1991 г. условия существования российских вузов и НИИ в корне измени-

лись. Как остроумно замечает одна молодая исследовательница, — на смену «гонки вооружений» пришла «гонка публикаций». В тоже время появляются справедливые аналитические оценки ограниченных возможностей российских ученых. Так Олеся Кирчик, сотрудник ВШЭ, справедливо называет «узкие места» современной интернационализации: «Это и проблемы с финансированием, и отсутствие необходимой инфраструктуры, и административные барьеры, и сомнительный образ нашей страны в глазах западных коллег, и "закрытость" российской академической культуры» [4].

Однако экономическая и социальная конъюнктура не благоприятствовала не то что развитию наукоемких отраслей, но поставила под вопрос сохранение уникального советского наследия — научных и производственных предприятий, которые обеспечили лидерство СССР, например, в космической гонке. Переориентация этих предприятий и учреждений на новые коммерческие рельсы шла со скрипом и потерей дорогостоящего оборудования, кадров и документации. Американский исследователь Лорен Грэ-хэм в своей нашумевшей книге «Сможет ли Россия конкурировать?» указал на чрезвычайно высокий технологический и низкий инновацион-

ный уровень активности в России [2]. Путь, на который ориентируются министерства и другие управленческие вузы, можно назвать путем интернационализации. Каждый университет и, следовательно, каждый вузовский преподаватель должны соответствовать определенным критериям: во-первых, иметь публикации в престижных журналах, включенных в международные библиографические базы данных «Scopus» и «Web of sciences»; во-вторых, привлекать в родной вуз желательно большего числа иностранных студентов и специалистов, в-третьих, способствовать внедрению инновационных технологий в образование и науку. Несмотря на отсутствие опыта, и других составляющих, в том числе, финансирования названных видов вузовской работы, в короткие сроки появились некоторые, пусть и малые, успехи.

Так, в Самарском государственном медицинском университете в 2015 г. на факультете подготовки иностранных студентов обучалось «340 человек и еще порядка 70 студентов из Казахстана» были на бюджетном отделении. В основном, СамГМУ привлекает студентов «из стран ближнего зарубежья — из Казахстана, Таджикистана, Белоруссии, Армении, Азербайджана, Киргизии». А также по уже сложившейся многолетней традиции обучаются студенты «из стран Африки (Нигерия, Конго, Замбия)». Их примерно 10 процентов от общего числа иностранцев» [5]. На фоне общих цифр — в вузе обучаются более 6 тыс. человек — количество иностранных студентов выглядит весьма скромным. Общероссийские показатели в сравнении с общемировыми трендами выглядят также удручающе [6]. Однако, даже эти первые шаги, давшиеся региональному университету непросто, свидетельствуют о том, что поставленные задачи можно решать.

За годы существования Самарский государственный медицинский университет стал местом формирования и успешной работы многих научных школ, достижения которых достойно выглядят не только на общероссийском, но и на международном уровне. Это школы Т.И.Ерошев-ского, И.Б.Солдатова, А.М.Аминева, Г.Л.Рат-нера, А.Ф.Краснова, В.П.Полякова и др. Несомненно, опыт взаимодействия специалистов из СамГМУ с иностранными специалистами является обоюдовыгодным, и приносит вполне конкретные плоды.

Так, за последние годы среди партнеров университета были отмечены «такие выдающиеся специалисты как профессора Ш.Бистерфельд, Х.-М.Кляйн, А.Лихтенберг, Х.Вилленберг (Professors

S.Biesterfeld, H.-M.Klein, A.Lichtenberg, A.Willenberg: Uniklinikum Duesseldorf); профессор М.Егер (Professor M.Jaeger: Uniklinikum Essen), профессор Х.Халлер (Professor H.Haller: MHH, Hannover)» [7]. Многие из них стали постоянными сотрудниками различных интернациональных проектов, входящих в т.н. «научно-производственный технопарк СамГМУ». Профессор А.В.Колсанов отмечает, что «накопившийся на сегодняшний день мировой опыт в сфере технопарков говорит о том, что они могут стать точками роста науки, экономики и промышленности, когда сформирован высокопрофессиональный и многопрофильный коллектив» [8]. Действительно, одним из главных достижений совместного научно-производственного технопарка, входящего в более крупный самарский медицинский кластер, стала появление производственной площадки, «которая сотрудничает с 15 компаниями и производит опытную и мелкосерийную продукцию».

Самарский медицинский кластер стал следующим шагом в эволюции как межгосударственных, так и межрегиональных связей вуза. Так, например, в результате развития кластера появилась, как совместный проект Национального исследовательского университета им. Королева, Дюссельдорфского университета и СамГМУ, биотехнологическая лаборатории [8]. Опыт создания подобного рода объединений стал востребованным и в ближнем зарубежье [7].

Более того, плодом совместной работы немецких и российских ученых и менеджеров явилась биотехнологическая лаборатория «Тканевая инженерия» по выращиванию клапанов сердца, работающая под руководством профессора Дюссельдорфского университета А.Лихтенберга. «Лаборатория была создана в 2015 году совместно с Самарским национальным исследовательским университетом им. академика С.П.Королёва и Дюссельдорфским университетом им. Г.Гейне. Она ориентирована на производство имплантатов сердца (сердечных клапанов) по технологии, предложенной немецкими и российскими коллегами. Проект реализуется под руководством профессора В.П.Захарова, заведующего кафедрой лазерных и биотехнических систем (Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П.Королёва) и профессора Л.Т.Воловой, директора Института экспериментальной медицины и биотехнологий (Самарский государственный медицинский университет)» [8]. Как и любой современный крупный международный проект, по-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №3, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 3, 2017

добное мероприятие стало возможным только при соединении усилий, как исследователей, так и менеджеров, юристов, патентных специалистов.

Примечательно, что представителям прежде «закрытого города» удалось выйти на крупнейшие мировые площадки, в первую очередь международные выставки. Так, глобальные инновационные проекты СамГМУ, выполненные под руководством Директора Института инновационного развития профессора А.В.Колсанова стали возможны благодаря регулярному участию в стендах Российской Федерации на крупнейшей мировой выставке «Медика» (Дюссельдорф, ФРГ).

Фундаментальная наука развивается системно. Естественные и технические наукиразвива-ются совокупно. По выражению Лоуренса Харри-сона и Сэмюэла Хантингтона, и «культура имеет значение» [9]. Эти слова можно понимать и как выражение озабоченности состоянием современной гуманитаристики.

Потому стоит отметить, что в СамГМУ сложилась не только естественнонаучные, но и гуманитарные направления. По крайней мере, сильная культурологическая школа под руководством профессора Е.Я.Бурлиной сделала многое в изучении города и всех компонентов сложной городской системы. Исследования Е.Я.Бурлиной и ее коллег были поддержаны несколькими грантами РГНФ [10]. Коллеги Е.Я.Бурлиной по университету д.ист.н. С.В.Занин, к.ист.н. Я.А.Го-лубинов, к.культ. Ю.А.Кузовенкова неоднократно становились участниками международных конференций и интернациональных коллективных монографий. Примечательно, что именно эти активно работающие гуманитарии нередко выступают в роли специальных менеджеров, формирующих практические связи, а главное доверие к своему родному вузу и городу.

Добавим, что работа гуманитариев из СамГМУ пользуется известностью среди зарубежных исследователей. Так, профессор С.В.Занин, установивший прочные контакты с французскими вузами, получил благожелательные отклики на свою книгу, посвященную философии Жан-Жака Руссо [11].

Можно привести и другой пример удачного международного сотрудничества. Немецкий

1.

Университет имени Мартина Лютера несколько лет назад получил грант для изучения т.н. «серой зоны» советской культурологии, к которой была отнесена и музыкальная социология. Признанным лидером советской (да и мировой) музыкальной социологии ХХ века считается ленинградский профессор А.Н.Сохор. Он инициировал в 1970-е гг. теоретические и эмпирические исследования музыкальных интересов. Социология музыки позволяла увидеть реалии советского бытия поверх идеологических клише. Музыкально-социологические исследования тех лет были горячо поддержаны Ленинградским и Московским Союзом композиторов. Имя профессора А.Н.Сохора уже тогда получило европейскую известность. Е.Я.Бурлина была дипломницей и аспиранткой А.Н.Сохора в те годы, а на сегодняшний день она — один из немногих свидетелей, участников и исследователей музыкально-социологических штудий времен «оттепели». В 2014 г. профессор Е.Я.Бурлина была приглашена в город Халле (федеральная земля Саксония-Анхальт) в университет имени Мартина Лютера. Она выступила с лекцией об уникальном взлете социологии музыки в Ленинграде, его корнях и результатах. Лекция обсуждалась несколько часов. Автор новейшего немецкого исследования по данной тематике — Н.Новак [12] — даже нашла в библиотеке консерватории дипломную работу Е.Я.Бурлиной, защищенную в 1971 г.: «Некоторые социологические вопросы восприятия музыки», на которую сослалась в своей монографии 2017 г.

Вывод. Залог успешности в интернационализации вуза видится нами, в первую очередь, в доверии к опыту и профессиональному кругозору российских ученых; привлечении к диалогу зарубежных коллег, скоординированности всех звеньев научно-управленческо-предпринимательского аппарата, а также в расширении связей с другими странами (формирование международных школ посредством обучения иностранных студентов, оформление грантов и поиск специалистов, заинтересованных в контактах с российскими региональными университетами).

О новейших тенденциях в этом направлении см. The European Higher Education Area in 2015: Bologna Process Implementation Report. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2015: http://eacea.ec.europa.eu/education/eurydice/documents/thematic reports/182EN.pdf

Грэхэм, Л. Сможет ли Россия конкурировать? История инноваций в царской, советской и современной России / пер. с англ. Ю.Константиновой. М., Манн, Иванов и Фербер, 2014. 272 с.

3. См., например, — Александров, Д.А. Почему советские ученые перестали печататься за рубежом: становление самодостаточности и изолированности отечественной науки, 1914-1940 // Социальная история отечественной науки: электронная библиотека и архив: http : //www. ihst. ru/proi ects/sohist/pap ers/alex93v. htm

4. Цит. по: Егер, М., Бурлина, Е. Что такое интернационализация высшего образования? Формы и доверие // Известия Самарского научного центра РАН (Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки). Т. 17. №1. 2015. С. 31.

5. «Рекомендация земляка — лучшая реклама для вуза» // Сайт СамГМУ: http://www.samsmu.ru/news/2015/291115/

6. Арефьев А. Л., Шереги Ф. Э. Иностранные студенты в российских вузах. Раздел первый: Россия на международном рынке образования. Раздел второй: Формирование контингента иностранных студентов для российских вузов. Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Центр социологических исследований. С. 15-29: http://www.socioprognoz.ru/files/File/2014/full.pdf

7. Колсанов, А.В. Человеческий потенциал для инновационных проектов // Науки о жизни. Наука региональная и глобальная. Интернациональный информационно-имиджевый альманах. Самара, 2015-2016. С. 14.

8. Резников, В. Медицинский кластер подвел итоги работы // Волжская коммуна: http://www.vkonline.ru/content/view/157855/medicinskii-klaster-podvel-itogi-raboty

9. См. подробней — Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу / под ред. Л.Харрисона и С.Хантингтона. M., Московская школа политических исследований, 2002. 320 с.

10. Бурлина, Е. Хронотопия города: монография (с приложением сборника научных статей «Гении места») / Е.Бурлина (руководитель проекта), Л.Иливицкая, Ю.Кузовенкова, Я.Голубинов, Н.Барабошина, Е.Шиллинг. Самара: ООО «Книжное издательство», 2016. 240 с.; Бурлина, Е. (руководитель проекта). Город как сцена. История. Повседневность. Будущее. Интернациональный научно-исследовательский альманах. Авторская группа: Л.Иливицкая, Ю.Кузовенкова, Я.Голубинов. В 2 т. Т. 1. Самара, Медиа-книга, 2015; Бурлина, Е.Я. (руководитель проекта). Полифония городских пространств: интернациональный научно-исследовательский альманах. Обзоры и концепция. Авторская группа: В.Майсциес, Л.Иливицкая, Ю.Кузовенкова, Я.Голубинов, Н.Барабошина, Е.Гранкина, Д.Бокурадзе, Е.Шиллинг. В 2-х т. Самара, Медиа-книга, 2014. Т. 1 и др.

11. Zanin, S. Société idéale et horizon d'utopie chez J.-J. Rousseau. Paris: Classiques garnier, 2012. 327 p.

12. Nowack, N. Anfänge der Musiksoziologie. Russisch-sowjetische Quellen: 1900-1930. Frankfurt am Main: Peter Lang GmbH — Internationaler Verlag der Wissenschaften, 2017. 521 s.

STRATEGIES OF MODERN UNIVERSITY INTERNATIONALIZATION (EXPERIENCE OF REGIONAL MEDICAL CLUSTER)

© 2017 Ia.A.Golubinov

Iaroslav A. Golubinov, Candidate of historical sciences, associate professor of the Chair of Philosophy and Culturology.

E-mail: [email protected]

Samara State Medical University. Samara, Russia

The article is concerned with internationalization of university, i.e. the establishment of international contacts system, the entry of university (institution) into a broad network of researchers' interaction around the world. The example of the Samara State Medical University shows possible practices, approaches and problems of such process.

Conclusion. The key of success is in the internationalization of the university. First of all, it's in the trust in the experience and professional horizons of Russian scientists, also in the involvement of foreign colleagues in the dialogue, the coordination of all parts of the scientific and managerial-entrepreneurial apparatus, as well as the expansion of ties with other countries (the formation of international schools via the training of foreign students, grant work and the search for specialists interested in contacts with Russian regional universities). Key words: internationalization, higher education institution, university, international relations, international contacts, communication of researchers.

1. The European Higher Education Area in 2015: Bologna Process Imple-mentation Report. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2015: http://eacea.ec.europa.eu/education/ eurydi-ce/documents/thematic reports/182EN .pdf

2. Graham Loren R. Smozhet li Rossiya konkurirovat'? Istoriya innovatsiy v tsarskoy, sovetskoy i sovremennoy Rossii (Can Russia Compete? History of innovations in Tsarist, Soviet and modern Russia) / per. s angl. Yu.Konstantinovoy. M., Mann, Ivanov i Ferber, 2014. 272 s.

3. Aleksandrov, D.A. Pochemu sovetskiye uchenyye perestali pechatat'sya za rubezhom: stanovleniye samo-dostatochnosti i izolirovannosti otechestvennoy nauki, 1914-1940 (Why did Soviet scientists stop publishing

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №3, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 3, 2017

abroad? Raising of self-sufficiency and isolation of Russian science). Sotsialnaya istoriya otechestvennoy nauki: elek-tronnaya biblioteka i arkhiv: http://www.ihst.ru/proiects/sohist/papers/alex95v.htm

4. Yeger, M., Burlina, Ye. Chto takoye internatsionalizatsiya vysshego obrazovaniya? Formy i doveriye (What is internationalization of higher education?). Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra RAN (Sotsialnyye, gumanitarnyye, mediko-biologicheskiye nauki). T. 17. No.1. 2015. S. 31.

5. «Rekomendatsiya zemlyaka — luchshaya reklama dlya vuza» (The recommendation of a fellow countryman is the best advertisement for the university). Sayt SamGMU: http://www.samsmu.ru/news/2015/291115/

6. Arefyev, A.L., Sheregi, F.E. Inostrannyye studenty v rossiyskikh vuzakh. Razdel pervyy: Rossiya na mezhdunarodnom rynke obrazovaniya. Razdel vtoroy: Formirovaniye kontingenta inostrannykh studentov dlya rossiyskikh vuzov. Mini-sterstvo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii (Foreign students in Russian universities. First Section: Russia in the international education market. Second Section: Formation of foreign students community for Russian universities. Ministry of Education and Science of the Russian Federation). M., Tsentr sotsiologicheskikh issledovaniy. S. 15-29: http://www.socioprognoz.ru/files/File/2014/full.pdf

7. Kolsanov, A. V. Chelovecheskiy potentsial dlya innovatsionnykh proyektov (Human potential for innovative projects). Nauki o zhizni. Nauka regional'naya i globalnaya. Internatsionalnyy informatsionno-imidzhevyy al'manakh. Samara, 2015-2016. S. 14.

8. Reznikov, V. Meditsinskiy klaster podvel itogi raboty (The medical cluster summed up the results). Volzhskaya kommuna: http://www.vkonline.ru/content/view/157855/medicinskii-klaster-podvel-itogi-raboty

9. Sm. podrobney — Kul'tura imeyet znacheniye. Kakim obrazom tsennosti sposobstvuyut obshchestvennomu progressu (Culture matters. How do values contribute to social progress?) / pod red. L.Kharrisona i S.Khantingtona. M., Moskovskaya shkola politicheskikh issledovaniy, 2002. 320 s.

10. Burlina, Ye. Khronotopiya goroda: monografiya (s prilozheniyem sbornika nauchnykh statey «Genii mesta») (Chronotopy of the city: monograph (with the appendix of the collection of scientific articles "Geniuses of the place")) / Ye.Burlina (rukovoditel' proyekta), L.Ilivitskaya, YU.Kuzovenkova, YA.Golubinov, N.Baraboshina, Ye.Shilling. Samara: OOO «Knizhnoye izdatel'stvo», 2016. 240 s.; Burlina, Ye. (rukovoditel' proyekta). Gorod kak stsena. Istoriya. Povsednevnost'. Budushcheye. Internatsional'nyy nauchno-issledovatel'skiy al'manakh (The city is like a stage. History. Everyday life. Future. International scientific-research almanac) / Avtorskaya gruppa: L.Ilivitskaya, YU.Kuzovenkova, YA.Golubinov. V 2 t. T.1. Samara, Media-kniga, 2015; Burlina, Ye.YA. (rukovoditel' proyekta). Polifoniya gorodskikh prostranstv: internatsional'nyy nauchno-issledovatel'skiy al'manakh. Obzory i kontseptsiya (Polyphony of urban spaces: an international scientific-research almanac. Surveys and concept) / Avtorskaya gruppa: V.Maystsiyes, L.Ilivitskaya, YU.Kuzovenkova, YA.Golubinov, N.Baraboshina, Ye.Grankina, D.Bokuradze, Ye.Shilling. V 2-kh t. Samara, Media-kniga, 2014. T. 1 i dr.

11. Zanin, S. Société idéale et horizon d'utopie chez J.-J. Rousseau. Paris: Classiques garnier, 2012. 327 p.

12. Nowack, N. Anfänge der Musiksoziologie. Russisch-sowjetische Quellen: 1900-1930. Frankfurt am Main: Peter Lang GmbH — Internationaler Verlag der Wissenschaften, 2017. 521 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.