Научная статья на тему 'Что такое интернационализация высшего образования? Формы и доверие'

Что такое интернационализация высшего образования? Формы и доверие Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
515
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВУЗА / ФОРМЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД И СИНЕРГИЯ / THE INTERNATIONALIZATION OF UNIVERSITY / FORMS OF INTERNATIONALIZATION OF MEDICAL UNIVERSITIES IN RUSSIA AND GERMANY / AN INTEGRATED APPROACH AND SYNERGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егер Маркус, Бурлина Елена Яковлевна

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты интернационализации вуза. Авторы опираются на 8-летний опыт научной коммуникации: старейший российский медицинский университет в Самаре (СамГМУ) и европейские университетские клиники в Дюссельдорфе, Эссене, Ганновере и Грайфсвальде. Более 100 студентов СамГМУ, 10 ведущих профессоров побывали в профильных клиниках Дюссельдорфа, Эссена, Ганновера. «Инновации и мотивации» так называется специальная программа для студентов из Самары. Программа включала ежедневную клиническую практику и лекции, а также культурную программу по выходным. В свою очередь представители немецких университетов выступали в Самаре как докладчики и соавторы российско-немецких грантов. Профессор А.Лихтенберг и профессор М.Егер, совместно с профессором Л.Т.Воловой и профессором А.В.Колсановым стали соавторами российско-немецких грантов. Подобная коммуникация продвигает имидж регионов России и Германии, а также расширяет культурный и научный кругозор участников. Вместе с тем, накопленный опыт интернационализации выявил целый ряд инфраструктурных, финансовых и имиджевых проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егер Маркус, Бурлина Елена Яковлевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHAT IS HIGHER EDUCATION INTERNATIONALIZATION? FORMS AND TRUST

The article discusses theoretical and practical aspects of the internationalization of university; based on the 8 years of experience in scientific communication between the oldest Russian medical university in Samara (SSMU) and European university clinics in Düsseldorf, Essen, Hanover and Greifswald. More than 100 SSMU students and 10 leading professors have visited specialized clinics in Düsseldorf, Essen, Hanover. "Innovation and motivation" is the name of the special program for students from Samara. It included daily clinical practice and lectures on innovation, as well as a cultural program at weekends. Professor A.Lichtenberg and Professor M.Jaeger, together with Professor L.T.Volova and Professor A.V.Kolsanov, co-sponsored Russian-German grants. Such communication promotes the image of regions in Russia and Germany, as well as expanding cultural and scientific horizons of participants. However, the experience of internationalization has revealed a number of infrastructural, financial and image problems.

Текст научной работы на тему «Что такое интернационализация высшего образования? Формы и доверие»

УДК 37

ЧТО ТАКОЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ?

ФОРМЫ И ДОВЕРИЕ

©2015 М.Егер, Е.Бурлина

Университет Дуйсбург-Эссен, Германия Самарский государственный медицинский университет

Статья поступила в редакцию 09.02.2015

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты интернационализации вуза. Авторы опираются на 8-летний опыт научной коммуникации: старейший российский медицинский университет в Самаре (СамГМУ) и европейские университетские клиники в Дюссельдорфе, Эссене, Ганновере и Грайфсваль-де. Более 100 студентов СамГМУ, 10 ведущих профессоров побывали в профильных клиниках Дюссельдорфа, Эссена, Ганновера. «Инновации и мотивации» - так называется специальная программа для студентов из Самары. Программа включала ежедневную клиническую практику и лекции, а также культурную программу по выходным. В свою очередь представители немецких университетов выступали в Самаре как докладчики и соавторы российско-немецких грантов. Профессор А.Лихтенберг и профессор М.Егер, совместно с профессором Л.Т.Воловой и профессором А.В.Колсановым стали соавторами российско-немецких грантов. Подобная коммуникация продвигает имидж регионов России и Германии, а также расширяет культурный и научный кругозор участников. Вместе с тем, накопленный опыт интернационализации выявил целый ряд инфраструктурных, финансовых и имиджевых проблем.

Ключевые слова: интернационализация вуза; формы интернационализации; комплексный подход и синергия.

Бум интернационализации. Всякая инновация проходит три стадии оценок: «Это невозможно и не нужно»; «Нужно, но нет ресурсов»; «Всем сердцем и душой». Интернационализация - инновационный продукт, в особенности для провинциальных вузов. Они стоят, как правило, на переходе от первой стадии - ко второй. В среднем, ситуация характеризуется фразой: «Нужно, но нет ресурсов».

о

Маркус Егер, доктор медицинских наук, профессор, директор клиники университета Дуйсбург-Эссен. E-mail: marjaeger@gmx. de

Бурлина Елена Яковлевна, доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии и культурологии. E-mail: [email protected]

ционализации в мире. В силу чего, несомненно, поддерживается на высоком политическом и научном уровнеЧ

Процесс интернационализации вузов в XXI веке динамичен как никогда ранее. Роберт Кулен — профессор в области интернационализации высшего образования Университета прикладных наук Стенден в Голландии - пишет, что «если в самом начале XXI века в мире было всего около 20 международных университетских во всем мире, то к 2013 году этот показатель увеличился примерно в 12 раз»2.

По оценкам статистиков в 2010 году рынок высшего образования охватывал около четырех миллионов человек. При этом за период 20002010 годов доля России как страны-реципиента иностранных студентов увеличилась всего только с 2 до 4% (176 600 человек). Очевидно также, что доля России в мировом образовательном потоке формируется в первую очередь за счет русскоговорящих студентов из государств СНГ, а именно:

1 Куприянова-Ашина, В. Интернационализация высшего образования: российские подходы / В.Куприянова-Ашина, Чанг Жу // Ж. «Международные процессы». -Том 11. - № 2 (33), май-август, 2013. - С. 36.

2 Кулен, Р. Международные университетские филиалы и институциональный контроль / Р.Кулен // Международное высшее образование. Русскоязычная версия информационного бюллетеня International Higher Education (Бостонский колледж, США) // Международное высшее образование. - 2014. - № 74. - С. 34.

Напомним, что интернационализация стала рейтинговым требованием. Каждый вуз отчитывается о зарубежных публикациях, приглашении иностранных профессоров, но главное, - об учебной мобильности студентов и преподавателей. Среди бесспорных лидеров интернационализации вузы со старыми, сложившимися связями, готовые к интернационализации «всем сердцем и душой»: МГИМО, Университет дружбы народов имени Лумумбы, МГУ. В названных вузах самые высокие рейтинговые оценки по количеству иностранных студентов, наличию магистерских и бакалаврских программ на иностранных языках. И все же, ситуация в российских вузах несопоставима с бумом университетской интерна-

Белоруссии (30 827 чел.), Казахстана (27 833 чел.), Украины (13 603 чел.), Узбекистана (11 159 чел.), и Азербайджана (7 590 чел.)3. Из стран дальнего зарубежья в российские вузы идут те страны, которые реализуют программы русского языка и культуры: Индия, Китай, ближневосточные страны. Наиболее качественный поток иностранных студентов ориентирован на определенные научные школы: энергетика, аэронавтика.

На пространстве СНГ лидерами интернационализации являются Казахстан и Татарстан. В Казахстане принята государственная программа «Стратегия развития академической мобильности на 2012-2020 годы». Целевая доля студентов, которые бы участвовали в программах мобильности, должна составить 20% к 2020 году. Эта часть плана будет осуществляться на средства национальной Стипендиальной программы по поддержке академической мобильности»4.

Основная форма интернационализации российских вузов самого последнего времени - зарубежный журнальный рынок. Появляются сотни журналов, предлагающих зарубежные публикации на определенных финансовых основаниях. Тиражируются формулировки-слоганы, например: «На смену «гонки вооружений пришла «гонка публикаций»; «национально ориентированная» модель научной коммуникации сменяется транснациональной моделью. В тоже время, появляются справедливые аналитические оценки возможностей и границ интернационализации. Так Олеся Кирчик - сотрудник ВШЭ - справедливо называет: «Это и проблемы с финансированием, и отсутствие необходимой инфраструктуры, и административные барьеры, и сомнительный образ нашей страны в глазах западных коллег, и «закрытость» российской академической культуры»5. Добавим, что провинциальные вузы, не имевшие ранее подобной практики, имеют совершенно иные возможности, нежели столичные локомотивы6.

Среди первоочередных задач следовало бы выделить: навыки продвижения своего региона,

3 Образование в цифрах: 2011. Статистический сб. / под общ. ред. Гохберг Л.М. - М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2011. Раздел 4.1.

4 Ли А. Вклад вузов в процесс интернационализации высшего образования: опыт Казахстана / А.Ли, А.Аширбеков // Международное высшее образование. - 2014. - № 74. - С. 25.

5 Корчик, О. Летняя школа в Высшей Школе экономики, 2012 [Электронный ресурс] / О.Корчик «Проблемы и стратегии интернационализации» - Режим доступа: http://ecsoclab.hse.ru/summer%20schools 2011

6 Камалов, Р.Р. Интернационализация провинциально-

го вуза / Р.Р.Камалов // Право и образование. - 2004. -№ 3. - С. 55.

вуза и его инновационных проектов; расширение культурного кругозора преподавателей и сотрудников. В редком провинциальном вузе есть сайты и информационно-имиджевые издания на английском языке, представляющие собственные инновационные проекты. Зарубежные исследователи указывают на одно из очевидных и важных оснований интернационализации - умение вызвать к себе доверие в процессе межкультурной коммуникации7. В нашей практике мы сталкивались с ожиданиями немедленного чуда и неготовностью к реальному диалогу.

Налицо нестыковка между административными требованиями интернационализации и организационно-финансово-методическим обеспечением. В силу чего после каждого, пусть и успешно прошедшего проекта обмена студентами, возникает ощущение несоразмерности результатов и трудоемкости процесса. Следует депрессивная фраза: «Нет ресурсов, однако, требуют».

Формы и синергетика. Проекты Самарского государственного медицинского университета с университетскими клиниками Германии на этом фоне представляют разные формы взаимодействия на основе диалога. Проведя через немецкие клиники за последние годы более сотни студентов, российская сторона не заплатила ни одного цента профессорам, читавшим обзорные лекции; доцентам, проводившим семинары; а также молодым сотрудникам, опекавшим студентов. Такова атмосфера доброжелательности и интереса друг к другу.

Среди немецких лекторов в разные годы между 2006 - 2014 гг. были такие выдающиеся специалисты как профессора Ш.Бистерфельд, Х.-М.Кляйн, А.Лихтенберг, Х.Вилленберг (Professors S. Biesterfeld, H.-M.Klein, A.Lichtenberg, A.Willen-berg: Uniklinikum Duesseldorf); профессор М.Егер (Professor M.Jaeger: Uniklinikum Essen), профессор Х.Халлер (Professor H.Haller: MHH, Hannover). После визита в Самару, в 2006 году, профессор Й.Мау и его сотрудница Т.Квиткина (Prosser J.Mau, Ärztin T. Kvitkina) создали полуторачасовой фильм о Самаре, Самарской медицине и здравоохранении, который можно назвать не только информативным, но и лестным для Самары.

В немецких операционных и клиниках побывали 10 ведущих профессоров из Самары: по про-

7 Knight, J. Quality and internationalisation in higher education / J.Knight. Paris, OECD. 1999; Knight J. & de Wit H. Strategies for internationalisation of higher education: historical and conceptual perspectives. In: H. De Wit (Ed.) Strategies for internationalisation of higher education: a comparative study of Australia, Canada, Europe and the United States of America, pp. 5 - 33. Amsterdam: European Association for International Education, 1995.

грамме «Технопарки Life sciences» - профессора Н.Н.Крюков, Ю.В.Щукин, С.Н.Измалков; по инновационным хирургическим проектам - профессора И.И.Лосев, А.В.Жестков; по проектам здравоохранения - профессор В.И.Купаев, доцент М.Л.Сиротко, ассистент И.А.Захарова; по подготовке молодых специалистов - ассистент О.В.Германова, интерн М.Г.Мурушиди.

В течение этих лет более 100 студентов из Самары были участниками эксклюзивной программы «Инновации и мотивации». Она включала ежедневное клиническое наблюдение и обобщающие лекции. Студентов распределяли по клиникам в соответствии с их интересами (например, клиника кардиохирургии, глазных болезней, эндокринологии, несчастных случаев и травматологии и другие), а потом собирали на обзорных лекциях по инновациям в той или другой клинике.

График ежедневной работы студентов в рамках программы «Инновации и мотивации» был весьма напряженным: каждый день с 7 утра до 12 часов дня на клиническом наблюдении (по-немецки «Hospitation»), а потом с 14 до 16 часов сбор на общей для всей группы лекции об инновационных проектах. Например, после 5 часов «Hospitation» в клинике по выбору, вся группа собирается на 3-х часовой операции с помощью аппарата «Леонардо». Три часа следуют комментарии хирурга. Или вся группа слушает лекцию об использовании стволовых клеток в кардиохирургии или ортопедии. Либо презентацию директора центра трансплантологии.

Учебно-ознакомительная программа «Инновации и мотивации» предполагала также культурную составляющую: студенты встречались со своими сверстниками; посещали по выходным музеи и городские экскурсии. Культурные формы, несомненно, расширяли представления о стране и людях. Кельнский Собор, памятник Вадима Сиду-ра в центре Дюссельдорфа, а также незабываемые посещения Дома немецкой истории в Бонне дарили яркие впечатления, но также давали поводы для дискуссий.

Программа «Инновации и мотивации» все эти годы имела завершающий этап уже в Самаре. Преподаватели и студенты, побывавшие в немецких клиниках, готовили доклады, статьи. Многие из них были опубликованы или прочитаны на заседаниях научных кружков.

Выделим специальный выпуск научного альманаха «Life sciences» - 2006 г., вышедший под редакцией Г.П.Котельникова и посвященный технопаркам биомедицинского направления. Их изучала группа самарских ученых-медиков:

Н.Н.Крюков, С.Н.Измалков, Ю.В.Щукин8. Назовем обстоятельную статью о системе страхования, написанную тогдашним студентом медико-профилактического факультета Юрием Жирно-вым совместно с проректором, профессором, доктором медицинских наук Ю.В.Щукиным; обзоры студентов М.Хохлунова, А.Кругомова, А.Федорина; статьи студентов А.Вевебранта и Н.Проскуряковой об особенностях немецкого врачебного праксиса; презентацию А.Вевебран-дта об оборудовании приемного покоя в клинике. Доклад студентки К.Альбокриновой об инновационных гематологических исследованиях в детской клинике звучал на совместном кружке кафедры гематологии и философии; так же как и презентация о глазной клинике Н.Сморо-диновой9.

Различные формы работы (наблюдение в клинике, лекции по инновационной тематике, подготовка обзоров и докладов), были для студентов очень полезны. К тому же, данная программа позволила в течение последних 7 - 8 лет построить в высшей степени доброжелательные отношения с крупнейшими медицинскими факультетами Западной Германии. Немецкие профессора всегда отмечали мотивированность студентов из СамГМУ.

И все это, тем не менее, не снимает депрессивного определения: «Нет ресурсов...». Для реализации подобной программы нет средств и инфраструктуры. Фактически она базировалась безвозмездном сотрудничестве. Напомним, что программа «Инновации и мотивации» рассчитана на две недели в зарубежном вузе и последующую работу в Самаре, своей Альма матер.

Сошлемся и еще на один показательный пример: подготовка интернациональной конференции «Гуманитарное обеспечение инноваций в медицине» (Самара, 2014) и сопутствующих мега-грантов. Это был амбициозный для провинциаль-

8 Технопарки биомедицинского направления. Научный альманах / С.Н.Измалков, Н.Н.Крюков, Ю.В.Щукин, Е.Я.Бурлина; под ред. Г.П.Котельникова. -Самара: СамГМУ, 2006. - С. 1 - 68.

9 «Жизнь плюс наука». Философия и социокультурные аспекты инноваций: методич. пособ. для студентов и аспирантов / Г.Котельников, А.Колсанов, Е.Бурлина, Ю.Щукин, Ю.Жернов, А.Вевебрандт, Н.Проскурякова и др. - Самара: 2008, вып. № 2. - 1 - 160 с.; Науки о жизни. Альманах № 7. Интернализация и инновации / Г.П.Котельников, С.В.Ардатов; Н.Н.Крюков, А.Н.Вачев, О.В.Германова; Ф.Н.Гильмирова, В.М.Радомская; А.В.Колсанов, Л.Т.Волова, В.А.Куркин, Е.В.Авдеева; И.Л.Давыдкин, В.Вег, В.И.Купаев; обзоры -А.Кругомова и А.Н.Вачева. - Самара: 2011. - 1 - 102 с.; Жизнь плюс наука. Интернациональные проекты. Выставки. Партнеры / рук. проекта ректор СамГМУ Г.П.Котельников. - М.: 2012. - 1 - 30 с.

ного вуза проект, предполагавший приглашение не только российских специалистов, но и известных немецких ученых - медиков в качестве докладчиков и потенциальных соавторов научных грантов. При отсутствии инфраструктуры, позволяющей организовать конференцию, мы вынуждены были обратиться за помощью в Российское генеральное консульство в Бонне.

Генконсул Российской Федерации в Бонне -Евгений Алексеевич Шмагин - прекрасно сказал о доверии между людьми как основе всякой дипломатии. Процируем его слова: «Я отношусь к тонкой прослойке дипломатов, которые считают, что межгосударственные отношения могут развиваться не лучшим образом, однако же, отношения между людьми всегда должны быть на достойно уровне»10. Видимо, то же мог бы сказать его коллега - Консул Владимир Александрович Пятин, который лично курировал организационные вопросы для проведения конференции по медицинской гуманитаристике. Приводим данный пример, чтобы показать, что в Российской Федерации нет институтов, подобных ДААД (Немецкая служба академических обменов), которые располагают значительным бюджетом и аппаратом для реали-

зации процессов интернационализации. Все держится на хороших людях и энтузиастах.

И в заключение - пример экспертизы интернационализации. Некоторое время назад к группе Самарских студентов в Дюссельдорфе присоединилась российская коллега - профессор, доктор философских наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации Н.И.Воронина. Впоследствии Наталья Ивановна обобщила свои методические и коммуникативные наблюдения в обзорной статье, опубликованной в научном вестнике Мордовского государственного университета им. Н.П.Огарева «ФЕНИКС». Опытнейший вузовский педагог отметил информативность занятий с российскими студентами, доброжелательство и сердечную открытость немецких профессоров. По мнению Натальи Ивановны Ворониной, «успех интернационализации создается головами и сердцами. Это самая точная синергетика»11.

10 E.Schmagin - russische General Konsul. - «Neue Zeiten». Monatliches Informationsmagazin. LTC Media Verlag. Frankfurt/Main, 2015. - № 1. - С.10

11 Воронина, Н.И. Научные стажировки за рубежом / Н.И.Воронина // «ФЕНИКС». Науч. ежегодник кафедры культурологии Института национальной культуры. -Саранск: МГУ им. Н.П.Огарева, 2011. - №12. - С.19.

WHAT IS HIGHER EDUCATION INTERNATIONALIZATION? FORMS AND TRUST

© 2015 M.Jäger, E.Ya. Burlina°

Samara State Medical University University of Duisburg-Essen (Universität Duisburg-Essen)

The article discusses theoretical and practical aspects of the internationalization of university; based on the 8 years of experience in scientific communication between the oldest Russian medical university in Samara (SSMU) and European university clinics in Düsseldorf, Essen, Hanover and Greifswald. More than 100 SSMU students and 10 leading professors have visited specialized clinics in Düsseldorf, Essen, Hanover. "Innovation and motivation" is the name of the special program for students from Samara. It included daily clinical practice and lectures on innovation, as well as a cultural program at weekends. Professor A.Lichtenberg and Professor M.Jaeger, together with Professor L.T.Volova and Professor A.V.Kolsanov, co-sponsored Russian-German grants. Such communication promotes the image of regions in Russia and Germany, as well as expanding cultural and scientific horizons of participants. However, the experience of internationalization has revealed a number of infrastructural, financial and image problems. Keywords: the internationalization of university; forms of internationalization of medical universities in Russia and Germany; an integrated approach and synergy.

o

Marcus Jäger, Doctor of medicine, Professor, Director of university clinic. E-Mail: marjaeger@gmx. de Elena Yakovlevna Burlina, Doctor of philosophy, Professor, Head of Department of philosophy and cultural studies. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.