Научная статья на тему 'Стратегии идеологизации и деидеологизации в философии кино'

Стратегии идеологизации и деидеологизации в философии кино Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
958
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / ФИЛОСОФИЯ КИНО / МЕХАНИЗМЫ ТРАНСЛЯЦИИ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК / IDEOLOGY / PHILOSOPHY OF FILM / MECHANISMS OF TRANSFER OF IDEOLOGICAL INTENTIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Долгих Алла Алексеевна

Доказывается, что философия кино позволяет провести анализ обобщенных механизмов, на базе которых реализуется трансляция идеологических установок в современном обществе. В рамках исследования образов, присутствующих в фильмах жанра «хорор» (в особенности образов зомби), выявлены метафорические способы внедрения, шифровки и расшифровки идеологии, в частности идеологии наслаждения и потребления. Раскрыто, что философская рефлексия кинематографа позволяет трансформировать идеологию из средства манипуляции поведением человека в орудие пробуждения его самосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEOLOGIZATION AND DEIDEOLOGIZATION STRATEGY IN PHILOSOPHY OF FILM

The paper defends the thesis that the philosophy of film allows to realize the analysis of the basic mechanism of transfer of ideological intentions in modern society. It is revealed that images which were presented at movies of a genre “horror” (in particular images of zombie) propose metaphorical ways of introduction an encryption and ideology interpretation (in particular ideologies of pleasure and consumption). It is maintained that philosophical reflection of films allow to transform ideology from means of manipulation with behavior of the person to the tool of awakening of his consciousness. As a result in Russia the ideology which allows the person to act freely can be developed, relying not on the blind desires, but on the conscious purposes and ideals.

Текст научной работы на тему «Стратегии идеологизации и деидеологизации в философии кино»

ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ОПЫТ, ПОДХОДЫ И ДИСКУССИОННЫЕ РЕШЕНИЯ

УДК 13: 101.1; 101.2

А. А. Долгих

СТРАТЕГИИ ИДЕОЛОГИЗАЦИИ И ДЕИДЕОЛОГИЗАЦИИ В ФИЛОСОФИИ КИНО

Доказывается, что философия кино позволяет провести анализ обобщенных механизмов, на базе которых реализуется трансляция идеологических установок в современном обществе. В рамках исследования образов, присутствующих в фильмах жанра «хорор» (в особенности образов зомби), выявлены метафорические способы внедрения, шифровки и расшифровки идеологии, в частности идеологии наслаждения и потребления. Раскрыто, что философская рефлексия кинематографа позволяет трансформировать идеологию из средства манипуляции поведением человека в орудие пробуждения его самосознания.

Ключевые слова: идеология, философия кино, механизмы трансляции идеологических установок.

В свое время К. Маркс определил идеологию как ложные представления людей «о себе самих, о том, что они есть или чем они должны быть» [1, с. 11]. Причем такая «ложность представлений» не может быть развенчана простой критикой устоявшихся точек зрения. При всей своей критичности подобные попытки только приумножают базовые представления родившей их формы общественного бытия [1, с. 11-12]. С этой позиции идеология предстает как принципиально негативное явление.

В то же время вопрос о смысле идеологических представлений вообще и их ценностном содержании в частности не является простым и однозначным. Если поставить общий вопрос, что же такое идеология, то могут быть получены достаточно разнообразные ответы, которые и актуализируют общую проблематику данного исследования: чем может помочь философия кино в плане преодоления негативной идеологии и построения позитивной?

Обобщенный смысл понятия идеологии содержится в некоторых словарных статьях. Так, словарь С. И. Ожегова определяет идеологию как «систему взглядов, идей, характеризующих какую-нибудь социальную группу, класс, политическую партию, общество» [2]. Это определение хорошо работает на обыденном уровне, но не вполне удовлетворяет философов, рассматривающих идеологические установки, транслируемые современным кинематографом. В границах общепринятых представлений недостает ясности в плане механизмов, работающих в рамках указанных систем взглядов. В итоге словарное определение затрудняет раскрытие оснований для различения идеологии и мировоззрения, которое, как известно, также является системой взглядов на мир и место в нем человека, пусть и не ограниченных только какой-то конкрет-

ной социальной группой. Разобраться в данном вопросе - значит понять, какие же идеологии все-таки нужны России в современных условиях.

Словенский философ С. Жижек считает, что чаще всего с идеологией мы сталкиваемся в форме массового кино. Кино - это одно из наиболее важных явлений современной культуры и общества. С. Жижек утверждает, что идеология есть не что иное, как наши самые потаенные мечты и желания, а кино дает нам их увидеть. В рамках кинематографа создается идеальный вариант понимания современным человеком того, как он хочет жить и что ему для этого нужно. В этом ключе идеология и мировоззрение очевидно расходятся, ибо мировоззрение есть область существующего (т. е. того, что есть), а идеология - область желаемого (т. е. того, что могло бы быть).

Например, голливудское кино активно пропагандирует американский образ жизни. Огромный дом, хорошая машина, престижная работа, счастливый брак - все это своеобразная идеология, популяризированная голливудским кино. Эта идеология заставляет человека поверить, что именно такой образ жизни наиболее привлекателен для него. Канадский философ Г. М. Маклюэн называет кино «“Горячим” средством массмедиа, т. е. таким, которое абсолютно завладевает зрительским восприятием и заставляет зрителя идентифицироваться с героем фильма, а порой и с самой камерой. Оно всесторонне воздействует на глубинные платы сознания, апеллируя к бессознательному» [3]. Из этого ясно, что кино - достаточно эффективное средство пропаганды идеологии.

С. Жижек утверждает, что «идеология в современном мире изменилась - теперь миром правит прагматизм и гедонизм. В наших постмодернистских обществах, как бы мы их ни называли, мы

обязаны наслаждаться. Наслаждение становится какой-то странной, извращенной обязанностью» [4]. Голливудский кинематограф, по мнению философа, дает нам инструмент для исследования идеологии наслаждения и потребления.

Важную роль в отношении понимания идеологии наслаждения и потребления играет кинообраз зомби. В рамках кинематографа образ зомби имеет два прочтения: традиционное и авторское (точнее, авторизованное). Традиционное прочтение связано с верованиями примитивных сообществ (таких, как жители острова Гаити, африканские племена и т. д.). В рамках авторского прочтения кинематографисты используют кинообраз как метафору [5], например метафору страха. Причем мы полагаем, что может быть отслежена связь этой метафоры и сферы потребления как идеологизированного пространства реализованных наслаждений, позволяющих избежать самого главного страха человека -страха перед смертью.

С. Жижек вполне убедительно доказывает, что люди вообще очень многого боятся. Но нет ничего страшнее, чем страх, рожденный неопределенностью. Метафоры акулы, зомби, вампиров и других вещественных страхов позволяют объединить, свести к чему-то простому отдельные страхи, чтобы люди могли как бы обменять все эти страхи на один единственный страх. Таким образом, наше восприятие реальности становится гораздо проще.

Американский сценарист, режиссер и продюсер Дж. А. Ромеро в своем творчестве демонстрирует возможности того, как может быть использован кинообраз зомби в виде такой (упрощающей) метафоры. «Собственно, мои зомби родились из метафоры. Зомби - законопослушные американцы, которые делают, как им говорят, даже не задумываясь, кто и зачем говорит, словно вообще отключив мозги. Все эти парни, радостно ехавшие во Вьетнам, они слушались, даже если им приказывали поедать человеческую плоть. Ну, это я фигурально, такая вот метафора» [6].

В рамках серии зомби-хорроров Дж. А. Ромеро популяризировал образ «живых мертвецов». Каждый фильм из его цикла отражает идеологии современного общества. Идеология в его фильмах метафорична. Так, в работе «Ночь живых мертвецов» (1968) представлены зомби как «безголосое» большинство (в связи со сложной внешнеполитической ситуацией в США - войной во Вьетнаме). В этой картине Дж. А. Ромеро выступает также и против расизма. В другом фильме - «Рассвет мертвецов» (1978) - зомби являются метафорой общества потребления. Еще одно творение Дж. А. Ромеро -«День мертвецов» (1985) - содержит насмешки над неспособностью людей понимать друг друга в сложных ситуациях. Так, показано, что опасность

больше исходит от людей, а не от «живых мертвецов». Кроме того, автор иронизирует по поводу военных и их экспериментов. В фильме «Земля мертвых» (2005) высмеивается человеческая жадность и безразличие, а в «Дневниках мертвецов» (2007) показывается зависимость общества от средств массовой информации, равно как представляется конец потребительской цивилизации. В одном из последних по времени создания фильмов, а именно в «Выживании мертвецов» (2009), продемонстрирована неспособность человечества к объединению перед лицом общего врага.

Несомненно, одной из самых ярких и актуальных метафор, раскрывающих некоторые из идеологических установок, использованных Дж. А. Ромеро, являются зомби, олицетворяющие общество потребления («Рассвет мертвецов» (1978)). Как замечает Д. Голынко-Вольфсон, «начиная с 1960-х гг. зомби делаются эмблемами и неукротимыми противниками постиндустриального общества потребления. Благодаря Ромеро, наделившего живых мертвецов безжалостной социально-критической функцией, они теперь выступают в роли пищевых потребителей, обнажающих все негативные аспекты потребительской лихорадки» [7]. Из этого ясно, что в образе зомби может быть смоделировано поведение человека в обществе потребления, равно как образ зомби может быть выражением базовых идеологий современного общества.

Понятие «общество потребления» зародилось в рамках исследования отдельных аспектов потребительского поведения (Э. Фромм, М. Вебер, Т. Б. Веблен) и было разработано с содержательной стороны во второй половине XX в. Ж. Бодрийяром и П. Бурдьё. В частности, Ж. Бодрийяр замечает: «Общество потребления - это не просто общество изобилия, где вдоволь всяких вещей. Это общество, где потребление сделалось главным содержанием общественной жизни, оттеснив на второй план производство и накопление» [8].

При всем этом мы полагаем, что человек общества потребления по своей сути является неким подобием «зомби». Наиболее наглядно это продемонстрировал Дж. А. Ромеро в своем фильме «Рассвет мертвецов». Аргументация данного утверждения может быть выстроена так: Ж. Бодрийяр в своей книге «Общество потребления» выдвигает тезис о том, что люди в обществе изобилия окружены не столько, как это было во все времена, другими людьми, сколько объектами потребления» [9]. Аналогичным образом обстоит дело и для зомби. Мир, окружающий зомби, наполнен объектами потребления. Ничего другого зомби не замечает. При этом зомби, показанные Дж. А. Ромеро, - это медлительные, неразборчивые потребители. Следуя своим инстинктам, они стремятся в супермаркет.

В частности, один из главных героев фильма «Рассвет мертвецов», отвечая на вопрос о том, почему в супермаркете так много зомби, предполагает, что «это их инстинкт, раньше для них это место было очень важным».

Супермаркеты в современности - это не просто здания с разнообразием продуктов и вещей, это также здания, включающие в себя различные функции для удовлетворения желаний потребителя. Примером тому могут послужить наличие кафе в зданиях супермаркета, шоу-площадок, туалетных комнат, комнат для отдыха и т. д. Человек может провести в супермаркете целый день.

Современные исследователи полагают, что «любопытную расшифровку потребительских склонностей зомби предлагает Мэтт Волнер, прибегая к аристотелевским концептам из „Никомахо-вой этики“: устремленные в шоппинг-молл зомби-потребители руководствуются тем, что Аристотель называет „плеонексией“, т. е. жаждой накопительства, но при этом им никогда не дано достичь „эв-демонии“, т. е. счастливого безмятежного умиротворения вследствие добродетельного образа жизни. Бесстрастные и бездумные зомби Ромеро символизируют тупую бесчеловечность потребительского экстаза» [9]. Зомби Дж. А. Ромеро слоняются по супермаркету в поисках того единственного, что поможет им утолить голод, но самое поразительное, что сколько бы зомби ни поедал живой плоти, сколько бы он ни убивал, его голод неутолим. Необходимо отметить еще одну деталь: зомби Дж. А. Ромеро не реагирует на себе подобных, они реагируют только на предмет потребления (в данном случае на человеческую плоть). Так и люди, посещая супермаркеты, видят только то, что хотят получить, а то, что происходит вокруг, - это их не касается.

Хорошим примером аналогии человека общества потребления и зомби могут послужить американские новогодние распродажи, так называемые черные пятницы. Толпа людей стоит перед закрытыми дверьми супермаркета, отсчитывая каждую минуту до открытия. Люди толкают друг друга, нередко происходят давки. Но самое любопытное (сравнимо с зомби-муви) случается тогда, когда двери наконец открывают. Обезумевшая толпа врывается в супермаркет и буквально начинает его крушить. Толпа подобна обезумевшим зомби из фильма «Обитель зла» (2002, Великобритания, Германия, Франция, США, режиссер П. У С. Андерсон), хватающим и крушащим все, что стоит на их пути.

Нередко распродажи заканчиваются жертвами. Например, отмечено, что «в Техасе мужчина, угрожая остальным покупателям пистолетом, пытался пройти без очереди, а во Флориде двое мужчин не

смогли поделить место парковки, в результате чего один из водителей разрядил обойму в оппонента» [10]. В связи с этим особым смыслом наполняется следующее утверждение: «Ромеро не просто сказал, а изобразил во всей наглядности, что в основе капитализма лежит каннибализм. Что людоедство - последняя станция на прямой и железной дороге всеядных потребителей, исповедующих принцип „все в жизни нужно попробовать“. Ромеро в полной мере отразил некрофильскую по сути своей эстетику посткапитализма, движение и агрессию мертвечины, что вылезает из могилы и тащит туда все живое» [11]. Все это позволяет заключить, что люди как каннибалы ради своей выгоды, ради так называемого обогащения готовы на все, даже на убийство. Поэтому современный человек общества потребления, по сути, ничем не отличается от кровожадных, разлагающихся зомби из фильмов ужасов, только разлагается человек изнутри, а не снаружи.

Таким образом, Дж. А. Ромеро показал нам, что потребительство современного человека настолько всеохватно, что даже при отключении самосознания (при превращении в зомби), он и на инстинктивном уровне готов только потреблять.

С. Жижек в своем фильме «Киногид извращенца: идеология» (2012, Великобритания, Ирландия, режиссер С. Файнс) утверждает: «Желание никогда не бывает лишь желанием чего-либо, это всегда еще и желание самого желания, желание продолжать желать» [12]. Идеология современного общества - это, по сути, идеология «зомби-потребителя». Современная цивилизация - это цивилизация гедонистов и «беспорядочных» потребителей, олицетворяющая вселенскую неудовлетворенность человечества (во всех смыслах).

Итак, идеология современного человека, показанная посредством кинематографа и истолкованная средствами философии, раскрывает перед нами свои чрезвычайно любопытные нюансы. Современный кинематограф, затронутый в случае кинообраза зомби, действует двойственно на человека. С одной стороны, он как бы «продает» желания (так же как и СМИ), т. е. искажает ценности человека, а с другой стороны, он «выворачивает» наизнанку все человеческие страхи, таким образом, помогая человеку справляться с ними. Более того, если рассматривать кинематограф с точки зрения метафорической образности, то можно отметить, что современное кино (в частности, фильмы ужасов) - это выражение идеологий, лежащих в основе действий человека в рамках социальных процессов под властью различных страхов.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что кинематограф транслирует идеологии в виде кинематографических образов. С их помощью человек

может принять и понять (так как кино - это массовое технологическое искусство), что потребительство и гедонизм в данном случае не есть высшее благо в современном мире. Посредством внедрения идеологических установок в кино может быть разработана идеология, которая позволит человеку

жить не в навязанном ему обществе потребления, где перед человеком ставят выбор, потреблять ли ему или удовлетворять свои «слепые» желания, а в обществе, где истинные ценностные ориентиры (такие как совесть, честь, доброта, семья и пр.) выходят на первый план.

Список литературы

1. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. М.: Госполитиздат, 1955. 629 с.

2. URL.: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/70690

3. Маклюэн Г. М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: Гиперборея; Кучково поле, 2007. 464 с.

4. URL.: http://www.interviewrussia.ru/movie/1694

5. Долгих А. А. Модификация кинообраза зомби в современной философии // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 5 (133). С. 34-37.

6. URL: http://www.chaskor.ru/article/dzhordzh_romero_zombi_rodom_iz_shestidesyatyh_12112

7. URL: http://magazines.russ.ru/nz/2008/6/vo11.html

8. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Республика; Культурная революция, 2006. 269 с.

9. URL: http://magazines.russ.ru/nz/2008/6/vo11.html

10. URL: http://www.novostimira.com.ua/news_34899.html

11. URL: http://economicsandwe.com/doc/976/

12. Киногид извращенца: идеология. Документальный фильм / реж. С. Файнс. Великобритания, Ирландия, Студия «Organic Films», 2012.

Долгих А. А., аспирант.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 12.12.2013.

A. A. Dolgikh

IDEOLOGIZATION AND DEIDEOLOGIZATION STRATEGY IN PHILOSOPHY OF FILM

The paper defends the thesis that the philosophy of film allows to realize the analysis of the basic mechanism of transfer of ideological intentions in modern society. It is revealed that images which were presented at movies of a genre “horror” (in particular images of zombie) propose metaphorical ways of introduction an encryption and ideology interpretation (in particular ideologies of pleasure and consumption). It is maintained that philosophical reflection of films allow to transform ideology from means of manipulation with behavior of the person to the tool of awakening of his consciousness. As a result in Russia the ideology which allows the person to act freely can be developed, relying not on the blind desires, but on the conscious purposes and ideals.

Key words: ideology, philosophy of film, mechanisms of transfer of ideological intentions.

References

1. Marx K., Engels F. Compositions. Prod. the 2nd. Moscow, Gospolitizdat Publ., 1955. 629 p. (in Russian).

2. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/70690

3. McLuhan G. M. Understanding media: the extensions of man. Moscow, Giperboreya; Kuchkovo pole Publ., 2007. 464 p. (in Russian).

4. URL: http://www.interviewrussia.ru/movie/1694

5. Dolgikh A. A. Modification of a film image of zombie in modern philosophy. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, no. 5 (133), pp. 34-37 (in Russian).

6. URL: http://www.chaskor.ru/article/dzhordzh_romero_zombi_rodom_iz_shestidesyatyh_12112

7. URL: http://magazines.russ.ru/nz/2008/6/vo11.html

8. Baudrillard J. The Consumer society: myths and structures. Moscow, Respublika; Kulturnaya revolutsiya Publ., 2006. 269 p. (in Russian).

9. URL: http://magazines.russ.ru/nz/2008/6/vo11.html

10. URL: http://www.novostimira.com.ua/news_34899.html

11. URL: http://economicsandwe.com/doc/976/

12. The Pervert's guide to ideology. Documentary film / Dir. S. Fiennes. Great Britain, Ireland, “Organic Films” Studio, 2012.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.